Научная статья на тему 'ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ'

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
115
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РСЧС / СБОР ИНФОРМАЦИИ / МОНИТОРИНГ / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Черепанова Л.Л.

В статье рассмотрена региональная территориальная подсистема РСЧС, освещены силы и средства министерств и ведомств Российской Федерации, обеспечивающих защиту жизни и здоровья людей, объектов экономики и внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Черепанова Л.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNIFIED STATE SYSTEM FOR THE PREVENTION AND RELIEF OF EMERGENCY SITUATIONS AS A SINGLE WHOLE TO PROTECT PEOPLE'S LIFE AND HEALTH

The article examines the regional territorial subsystem of the Russian Emergency Situations, highlights the forces and means of the ministries and departments of the Russian state that ensure the protection of life and health of people, objects of the economy and the external environment.

Текст научной работы на тему «ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ»

УДК 66

Черепанова Л.Л.

Ивановская пожарно-спасательная академия

ГПС МЧС России Научный руководитель: Кокурин А.К., к. и.н.

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ

Аннотация: В статье рассмотрена региональная территориальная подсистема РСЧС, освещены силы и средства министерств и ведомств Российской Федерации, обеспечивающих защиту жизни и здоровья людей, объектов экономики и внешней среды.

Ключевые слова: РСЧС, сбор информации, мониторинг, защита населения, органы управления.

Cherepanova L.L.

Ivanovo Fire and Rescue Academy GPS EMERCOM of Russia Scientific adviser: Kokurin A.K., Ph.D.

THE UNIFIED STATE SYSTEM FOR THE PREVENTION AND RELIEF OF EMERGENCY SITUATIONS AS A SINGLE WHOLE TO PROTECT PEOPLE'S LIFE AND HEALTH

Abstract: The article examines the regional territorial subsystem of the Russian Emergency Situations, highlights the forces and means of the ministries and departments of the Russian state that ensure the protection of life and health ofpeople, objects of the economy and the external environment.

Keywords: RSChS, information collection, monitoring, protection of the population, management bodies.

Одной из важнейших стратегических задач Российской Федерации является комплексное обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС). Мероприятия по защите населения и территорий в мирное время возложены на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -РСЧС) и гражданскую оборону.

Основными элементами системы являются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства.

Рассмотрим региональную территориальную подсистему РСЧС.

В субъектах Российской Федерации координационным органом РСЧС является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ). Возглавляет комиссию глава административно-территориальной единицы на основании соответствующего нормативно-правового акта. Одна из основных функций КЧС и ПБ заключается в обеспечении согласованности действий и привлечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местных самоуправлений и учреждений для организации работы по сбору и обмену необходимой информации.

Постоянно действующим органом управления территориальной подсистемы являются главные управления МЧС России по субъектам РФ, где на базе управлений (отделов) гражданской обороны и защиты населения создаются отделы мониторинга и прогнозирования ЧС, разрабатывающие прогнозы по неблагоприятным природным явлениям. Отделы позволяют предвидеть наступление кризисных процессов в природе и техногенной среде, предсказывать динамику их развития и масштаб катастрофичности последствий, помогают вовремя и эффективно организовать мероприятия по обеспечению безопасности людей и ликвидации последствий произошедших катаклизмов.

Органами повседневного управления являются центры управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС) главных управлений МЧС России по субъектам РФ. Основными задачами ЦУКС являются оперативное реагирование на угрозу возникновения ЧС, поддержание устойчивого, непрерывного и оперативного управления дежурными силами и средствами при ЧС.

Первоначальные действия при ликвидации ЧС осуществляются силами и средствами пожарной охраны, газоспасательных, горноспасательных частей, дежурных аварийно-технических групп и бригад скорой медицинской помощи. Данные силы являются силами первого эшелона и прибывают на место ЧС по вызову в соответствии с Планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 сбор и обмен информацией осуществляется организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти в целях предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших ЧС [1].

Для реализации данных функций РСЧС созданы 45 функциональных подсистем, каждая из которых выполняет огромную роль для безопасности населения, например: Минздравсоцразвития России занимается наблюдением и контролем за состоянием окружающей среды,

организацией и осуществлением оперативного контроля, измерением уровней радиоактивного и химического заражений. В силы и средства входят Федеральные государственные учреждения здравоохранения, центры гигиены и эпидемиологии;

Гидрометцентр занимается организацией и проведением мониторинга радиоактивного и химического загрязнения окружающей среды (атмосферный воздух, поверхностные воды, почвы).

За Ростехнадзором закреплены функции контроля за химическими опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно- и радиационно-опасными объектами. К силам функциональной подсистемы РСЧС относятся сотрудники федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, только благодаря слаженной, сплочённой работе различных министерств и ведомств Российской Федерации, в частности, предвидя наступление аварийных ситуаций и экологических кризисов, можно более эффективным образом достигнуть защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и внешней среды.

Использованные источники:

1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

2. Шапошников А.С. Анализ эффективности мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера на примере города Москвы // Технологии гражданской безопасности». - ВНИИ ГОЧС. - 2009 (0,9 п.л.).

3. Шапошников А.С. Управление системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций / Тетерин И.М., Топольский Н.Г., Шамшеев А.И., Шапошников А.С. // Технологии техносферной безопасности (электронный журнал). - М.: 2009 (0.8/0,2 п.л.).

4. Маликов А.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Ш.А. Халилов, А.Н. Маликов, В.П. Гневанов; Под ред. Ш.А. Халилов. -М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 576 с.

5. Маринченко, А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / А.В. Маринченко. - М.: Дашков и К, 2013. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.