УДК 39 (4/9)
Д.М.Маддахи
ЕДА КАК СИМВОЛ ДРУЖБЫ И СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ В ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ1
В данном исследовании на основе изучения религиозных положений выявлены примеры той символической роли, которую играют еда и ее совместное употребление в структуре культуры питания мусульман. Показано, что еда и особенности ее употребления способствуют ретрансляции религиозных понятий в исламской культуре.
Ключевые слова: религия, культура, символы пищи и питания
J.M.Maddahi FOOD AS A SYMBOL OF FRIENDSHIP AND SOCIAL TIES IN THE ISLAMIC CULTURE
In this study, based on the study of religious provisions identified examples of the symbolic role of food and its joint use in the structure of the food culture of Muslims. Shown that food and especially its use contributes to relay religious concepts in Islamic culture.
Key words: religion, culture, symbols of food and nutrition
Употребление пищи - это не просто утоление голода, а часть повседневной деятельности человека, которая обладает высокой смысловой нагрузкой. В большинстве обществ ритуалы и обряды, сопровождающиеся употреблением пищи, считаются намного более важными, чем сам акт ее употребления [4]. Многие теоретики антропологии и социологии считают, что большая часть социальных взаимодействий, доставляющих людям удовольствие, сосредоточены вокруг еды и питья. По этой причине еда и питье являются не только способом удовлетворения инстинкта голода и жажды, но и социальным актом, придающим большую символическую нагрузку остальных аспектам жизни [7, c.122]. Успешный или неуспешный характер социальных отношений чаще всего оценивается по характеру отношения к еде. В большинстве человеческих социумов предложение еды или питья равнозначно предложению любви или дружбы, а принятие этого предложения равносильно подтверждению и принятию проявленных чувств, положительный ответ на них. Нежелание делиться едой или отказ от угощения в ситуации, которая определяется как культурная, говорит о неприятии человека в качестве друга, раздражении или враждебном к нему отношении [6, c.234]. С точки зрения антропологов, коллективное потребление пищи находится в центре общественных отношений, а потому еда является одним из способов построения позитивных социальных отношений [5, c.69].B исламской культуре питания, согласно аятам Корана и преданиям, говорится о символической роли еды. Угощение других едой и принятие угощения считается символом дружбы, любви и безопасности того, кто угощает, и того, кто принимает угощение. Одним из примеров, которые можно привести для доказательства данного утверждения, являются аяты 24-28 суры «Аз-Зарийат» («Рассеивающие»), в которых излагается история гостей, пришедших в дом пророка Ибрахима, который подал им жареного барашка, но заметил, что его гости не едят угощение. Тогда Ибрахим стал опасаться этих гостей, а гости, наблюдавшие в этом состоянии Ибрахима, сказали ему, чтобы он не боялся, потому что они являются посланцами от Господа и принесли ему благую весть о рождении у него мудрого сына. Эти аяты показывают, что принесение угощения и его принятие не только является показателем чувства безопасности и символом дружбы, но и имеет истоки в древней религиозной традиции, которая существовала несколько тысяч лет, и потому, когда гости не стали есть еду, принесенную Ибрахимом, он истолковал это как признак враждебного отношения. Одним из принципов, которые ислам рекомендует для сближения между людьми, является использование еды с целью укрепления дружбы. Поэтому, согласно исламскому учению, если кто-либо приглашен на застолье, но не примет этого приглашения или не станет есть, это считается проявлением антипатии, стремления обидеть или задеть человека [2, c.146]. Мусульмане считают, что угощение других едой на самом деле придает жизнь тому, кто ее отведает, и является основой для его дальнейшего существования, порождая тем самым неписаный договор, результатом которого является безопасность, дружба и любовь. Они верят в то, что кто-либо, отведавший чьего-то хлеба и соли, не имеет права поступать с ним плохо, и употребление этой пищи приводит к появлению между ними чувства солидарности и любви, так что они становятся связанными узами гостеприимства, и нарушение этих чувств противоречит обычаям и убеждениям народа. Если кто-либо отведает чьей-то еды, а затем поступит с ним вероломно, то про него говорят, что он «не проявил уважения к хлебу-соли» (перс. хормат-е нан-о-намак ра бе джа найаворд), и такой поступок вызывает особое презрение у мусульман, считаясь предосудительным. Иногда продукты питания, в особенности, пользующиеся сакральным статусом (например, пшеница, молоко, рис, яйца, соль и мед), считаются фактором дружбы и сплочения. Так в случае возникновения между двумя семьями разногласия по какому-либо поводу, которое привело к разладу и взаимной обиде между ними, человек, желающий вновь возобновить отношения, готовит еду из сакральных продуктов (например, молоко с рисом), а затем приглашает к себе человека в гости, тем самым положив конец ссоре. В традиционном исламе Пророком было установлено, что важнейшей целью религии является взаимопомощь мусульман, укрепление ими
'Выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №12-01-00018 «Этнические модели потребительских практик: пример Республики Татарстан»
социальных связей и взаимное сплочение. Имеется традиция готовить еду для тех семей, в которых умер кто-либо из их близких [1, с.419]. Эта традиция была установлена Пророком для того, чтобы семья покойного могла спокойно блюсти траур по своему близкому, не беспокоясь о приготовлении еды и угощении тех, кто приходит к ним, чтобы выразить им свои соболезнования. Еще одной важной функцией этой культурной традиции, заложенной Пророком, центральную роль в которой играет еда, является оповещение людей о бедствии, постигшем дом, в котором в течение трех дней не готовят еду. Раньше еду готовили на угле и древесном топливе, и выходивший из трубы дым свидетельствовал о ходе жизни в этом жилище. Поэтому отсутствие дыма в той части дома, в которой готовили еду, истолковывалось людьми как символическое указание на три явления: отсутствие хозяев дома, появление у хозяина дома материальных трудностей или, что важнее всего, смерть одного из членов семьи. Таким образом, если в течение какого-то времени люди не видели, как поднимается дым из трубы чьего-либо дома, они истолковывали это как признак беды. Таким образом люди узнавали о том, что происходило в этом доме, и спешили на помощь, чтобы решить проблемы друг друга или выразить соболезнование. Эта традиция исполняется в мусульманской культуре в том самом первоначальном виде, в каком она возникла на заре истории Ислама, а именно: человек, потерявший близкого, не готовит в течение трех дней еду в своем доме, эта обязанность ложится на плечи самых близких родственников, а в том случае, когда у понесшего утрату нет других родственников или они не имеют материальной возможности готовить для него еду, эта обязанность возлагается на соседей. В некоторых других аятах и исламских преданиях прием пищи и принятие угощения играет роль фактора социальной коммуникации между различными религиями. Поскольку солидарность и согласие составляют основу общественной жизни, а их упадок приводит к распаду социальной структуры и хаотизации социальной жизни, религия использует различные способы создания социальных связей, и одним из таких важнейших способов является еда, которая играет роль важного цементирующего элемента социальных отношений даже между представителями разных конфессий. Например, в аяте 5 суры «аль-Маида» (Трапеза) говорится: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания (христиан, иудеев и зороастрийцев) также дозволена вам, а ваша еда дозволена им...». Одним из ярких проявлений влияния, которые оказывают принципы религии, лежащей в основе гастрономического поведения мусульман, является вопрос совместного приема пищи с «людьми Писания». Этот аят направлен на то, чтобы устранить те ограничения, которые имелись в общении с «людьми Писания», приглашения их в гости и посещения их домов, начиная с момента прихода ислама и вплоть до ниспослания аята 5 суры «аль-Маида» (Трапеза) [3, с.278]. Согласно аятам 24-28 суры «Аз-Зарийат» и преданиям, приведенным великими деятелями ислама, можно сказать, что одной из важнейших функций еды является обеспечение социальной солидарности, а принятие угощения считается символом принятия дружбы между людьми. Поскольку в аяте 5 суры «аль-Маида» (Трапеза) еда представителей различных богооткровенных религий названа дозволенной для них, можно сделать вывод, что одной из причин дозволения еды представителей различных религий является обращение к ее символической роли ради дружбы и сближения между разными конфессиями. В этом аяте дозволенность совместного употребления пищи мусульманами и «людьми Писания», закладывает основу дружбы и безопасности между тем, кто угощает, и тем, кто принимает угощение. Другой проблемой является совместный прием пищи и застолье с представителями некоторых специфических социальных групп, таких как бедняки и инвалиды. Ислам предписывает мусульманам не пренебрегать совместным приемом пищи или трапезой с бедняками, физически неполноценными (незрячими, инвалидами и т.д.), рабами и представителями низших классов, посещать их застолья и приглашать их на свои. Эта культура имеется во многих аятах Корана. В аяте 61 суры «Ан-Нур» (Свет) говорится: «Не будет грехом для слепого, не будет грехом для хромого, не будет грехом для больного и для вас самих, если вы будете есть в ваших домах».
Таким образом, еда и застолье являются одной из лучших сфер ретрансляции религиозных понятий в исламской культуре. Благодаря этой символической силе еды ислам доводит до своих после-дователей глубочайшие общечеловеческие и религиозные понятия, такие как дружба, социальные связи, социальные отношения, социальная справедливость.
Литература
1.Аль-Барки, Ахмад. Аль-Махасин. Кум: Интишарат Дар аль-кутуб аль-исламиййа, 1992. 456 с.
2.Джавади Амоли, Абдолла. Ключи от жизни. Кум: Нашр-е Эсра, 2012. 776 с.
3.Караати, Мохсен. Толкование Корана Ан-Нур. Тегеран: Нашр-е дарсхайи аз Коран. Т. 3. 2012. 658 с.
4.Чудова Т.И.Символика пищи в контексте святочной обрядности коми (зырян) //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. №10. Ч.1. С.191-193
LAl'-Barki, Ahmad. Al'-Mahasin. Kum: Intisharat Dar al'-kutub al'-islamijja, 1992. 456 s.
2.Dzhavadi Amoli, Abdolla. Kljuchi ot zhizni. Kum: Nashr-e Jesra, 2012. 776 s.
3.Karaati, Mohsen. Tolkovanie Korana An-Nur. Tegeran: Nashr-e darshaji az Koran. T. 3. 2012. 658 s.
4.Chudova T.I.Simvolika pishhi v kontekste svjatochnoj obrjadnosti komi (zyrjan) //Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2013. №10. Ch.1. S.191-193
5.Counihan, Carole. The anthropology of food and body;
5.Counihan, Carole. The anthropology of food and body; Gender, meaning and power. 1999. 256 c.
6.Faster.G.M. &Anderson B.G. Medical anthropology. New York: John Wiley and Sons, 1978. 578 p.
7.Marks, David. Health psychology; Theory, Research, and practice. London: sage publications Ltd, 2000. 597 p.
Gender, meaning and power. 1999. 256 c.
6.Faster.G.M. &Anderson B.G. Medical anthropology. New York: John Wiley and Sons, 1978. 578 p.
7.Marks, David. Health psychology; Theory, Research, and practice. London: sage publications Ltd, 2000. 597 p.