УДК 39 (4/9)
Д.М.Маддахи
СЕМИОТИКА ЗАСТОЛЬЯ В ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПИТАНИЯ1
В статье на основе полевых материалов автора рассмотрены особенности застолья и его знаково-символические характеристики у таджиков с точки зрения регламентации религиозными предписаниями. Делается вывод, что застолье в мусульманско-таджикской культуре является символом нравственных ценностей и обуславливает связь и взаимодействие членов социума.
Ключевые слова: культура питания, таджики-мигранты, семиотика, застолье.
J.MMaddahi SEMIOTICS OF THE FEAST IN ISLAMIC CULTURE OF NUTRITION
In this article, based on field data of the author describes the features of feast and its symbolic characteristics of the Tajiks in terms of regulation of religious precepts. Concludes that the feast in the Muslim-Tajik culture is a symbol of moral values and causes communication and interaction of members of society.
Keywords: food culture, Tajiks-migrants, semiotics, feast
Основной вопрос данного исследования состоит в изучении и определении символических ролей пищи и ее совместного употребления с точки зрения ислама и представлений мусульман-таджиков. Статистической совокупностью данного исследования являются мусульмане-таджики, иммигрировавшие в Россию и проживающие в г.Казани. Для получения информации автор провел глубинные интервью с 30 респондентами (15 мужчин и 15 женщин).
Еда как осмысленная деятельность определяет множество социальных, экономических и куль-турных паттернов, имея отношения к значительной части повседневного хода жизни, однако то, что определяет саму еду и придает ей характер дозволенного или запретного, чистого и нечистого, священного и не священного -это религия. В большинстве культур, существующих в мире, застолье представляет собой важный фокус объединения различных человеческих групп и их взаимодействия, который в основном сопровождается обычаями и обрядами [2, с.121]. В исламской культуре питания, характерной для мусульман-таджиков, застолье имеет религиозную и культурную ориентацию, которая передает широкий спектр религиозных и общечеловеческих понятий, концептуализирует и репрезентирует определенный образ жизни. Застолье демонстрирует двойную структуру, которая, с одной стороны, показывает символические аспекты религиозности, а с другой стороны, противостоит проявлениям исключительности и элитарности, внушая это обществу в качестве норматива. В представлении мусульман-таджиков, восходящем к исламским верованиям, застолье является сакральным и почитаемым местом. Присутствие на застолье в исламской культуре питания равноценно сидению перед Богом, а потому характер сидения имеет большое значение среди мусульман-таджиков. В данной культуре сидение во время еды, прислонившись к стене, скрестив или вытянув ноги, рассматривается как символ высокомерия и исключительности, и напротив, принятие еды, сидя на корточках, прямо на полу без опоры на что-либо, истолковывается как символ скромности и рабского положения перед Богом. В исламе застолье является пространством для проявления и популяризации скромности, социальной справедливости, избавления от высокомерия и духа превосходства, простого образа жизни и отказа от деления людей по классовому признаку. Именно поэтому на подобного рода застольях наличие одного вида еды предпочтительнее наличию большого выбора блюда, а положение людей на подобных застольях не восходит к их положению в этом мире, а более важным является принадлежность человека к роду человеческому в истинном смысле этого слова. Важным моментом в таджикском застолье является простота и избегание превращения трапезы в средоточие социальных отличий и источник проявления власти, а потому использование дорогой посуды из таких металлов, как золото и серебро, в исламе запрещено, а есть из такой посуды нельзя, потому что она внушает мысль о материальном превосходстве и классовой исключительности [3, с.148]. Ислам предостерегает от присутствия на застольях аристократов и богачей, на которых нет места беднякам. Однако присутствие на застолье бедняков и нуждающихся или же, наоборот, посещение устроенного ими застолья является показателем скромности, веры и любви к Богу. Хотя ислам не имеет ничего против обогащения, но когда богатство и его объективное проявление, то есть застолье, становится основанием для социальной и классовой исключительности, получая аристократический оттенок, он строго выступает против этого и предостерегает от посещения таких застолий. Одной из рекомендаций ислама является мытье рук перед едой. Правила мытья рук обладают не только гигиеническим характером, но и передают символы исламской культуры: мытье рук начинается с хозяина, чтобы гости могли это сделать спокойно и без стеснения. По канонам эта процедура должна начинаться с того, кто сидит справа от входа в гостиную. Причина этой традиции связана с тем, что правая рука и правая сторона считается в исламе символом блага и добра и обладает сакральным характером. В культуре питания этой группы мусульман этот принцип берет начало в Коране, потому что в нем «люди правой стороны» (асхаб аль-йамин) характеризуются как обитатели рая. Прием пищи начинается
'Выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №12-01-00018 «Этнические модели потребительских практик: пример Республики Татарстан».
упоминанием имени высшего и высочайшего существа, то есть Бога, чтобы придать еде божественный характер, предотвратить какие-либо происшествия во время еды и нейтрализовать возможной вред или ущерб, связанный с едой. Мусульмане-таджики считают, что это действие увеличивает их пропитание и наделяет благодатью их еду. Мусульмане-таджики также верят, что если кто-либо хочет избежать какого-либо вреда от еды, должен произнести «Во имя Аллаха» отдельно для каждого блюда, которое он хочет покушать, не говорить во время еды, а если заговорит, то должен вновь начать еду с произнесения Имени Господнего. У таджиков хозяин застолья или самый старший человек, присутствующий на нем, во время начала еды говорит громким голосом «Во имя Аллаха», а в конце еды - «Слава Аллаху». Способ употребления пищи в исламской культуре является наиболее наполненной символическим содержанием частью питания, к которой принадлежит больше всего правил и традиций, связанных с едой. Ислам осуждает прием пищи в одиночку, считая самой лучшей ту еду, к которой протянуты многие руки. Пророк также видел благодать еды в совместном ее приеме. Пророк использовал такие символы, как правая сторона, правая рука, воздержание от захвата еды двумя пальцами, придавая тем самым духовный и религиозный характер и используя эти символы для распространения религиозных понятий. С точки зрения автора, возможно, использование во время еды двух пальцев для захвата пищи считалось в то время символом зажиточности и аристократизма, и зажиточные слои населения стремились как-то отделить себя от представителей других классов даже способом приема пищи. Следует упомянуть, что в исламской культуре предпочтительнее есть рукой (те блюда, которые можно есть рукой), а не ложкой, вилкой или другим столовым прибором. Исследуемая нами группа также придерживается этой практики, однако считают, что контроль со стороны общества и отношение людей препятствуют им есть рукой, и, если они станут есть рукой, люди будут относиться к ним, как к невоспитанным. В культуре мусульман-таджиков практически во всех положительных делах предпочтение отдается правой стороне, правой руке или ноге. В исламской культуре питания характер начала и окончания приема пищи имеет большое значение для здоровья и профилактики болезней. Именно по этой причине Пророк и великие деятели Ислама настоятельно рекомендовали начинать и заканчивать прием пищи с употребления некоторого количества соли или уксуса [1, с.12]. Такой способ начала трапезы до сих пор наблюдается среди мусульман-таджиков, однако употребление соли перед началом еды связано не с профилактикой болезней, а проявлением уважения к соли, потому что, по их представлению, соль считается благословением для застолья. В исламской культуре питания медленный прием пищи обладает большим значением. По этому поводу приводится предание о том, что надо дольше сидеть за столом, потому что это время не считается частью жизни [3, с.146]. Согласно исламскому представлению, во время приема пищи и застолья процесс сокращения жизни человека с течением времени приостанавливается, а после окончания трапезы он вновь возобновляется. Хотя исследуемое общество и разделяет подобный стиль питания, по словам самих его представителей, они не придает большого значения медленному приему пищи и в основном привыкли есть быстро.
В данном исследовании мы рассмотрели еду как знаково-символическую систему, определив и обозначив символические аспекты, попавшие в сферу питания из религии. Еда и застолье являются одной из лучших сфер ретрансляции религиозных понятий в исламской культуре. Благодаря этой символической силе еды Ислам доводит до своих последователей глубочайшие общечеловеческие и религиозные понятия, такие как справедливость, дружба, счастье, скромность, умеренность и классовое равенство. Поэтому можно рассматривать застолье в таджикской культуре, восходящей к исламской культуре, символом нравственной ориентации, скромности, простого образа жизни, дружбы, мира, справедливости, социального равенства и бесклассового общества, которые во всей своей полноте представлены в одном небольшом застолье, которое определенным образом влияет на связь между людьми, взаимодействие между людьми и Богом, идентичность различных групп и даже связь между жизнью человека в этом мире и его посмертным существованием.
Литература
1. Аль-Харани, Хасан. Тухаф аль-укуль. Кум: Нашр-е моассесе-йе энтешарат-е эслами. 1984. - 382 с.
2.Вакили, Хади. Ноудахи, Кобра. Правила поведения за столом в древнем Иране и в исламский период. Нашрийе-йе Мешкат. - 2011. - №112. С. 119-137.
3.Джавади Амоли, Абдолла. Ключи от жизни. Кум:Нашр-е Эсра 2012. -776 с.
1. Al'-Harani, Hasan. Tuhaf al'-ukul'. Kum: Nashr-e moassese-je jentesharat-e jeslami. 1984. - 382 s.
2.Vakili, Hadi. Noudahi, Kobra. Pravila povedenija za stolom v drevnem Irane i v islamskij period. Nashrije-je Meshkat. -2011. - №112. S. 119-137.
3.Dzhavadi Amoli, Abdolla. Kljuchi ot zhizni. Kum:Nashr-e Jesra 2012. -776 s.