Научная статья на тему 'E-Learning: от экстремального обучения к упорядоченной системе'

E-Learning: от экстремального обучения к упорядоченной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «E-Learning: от экстремального обучения к упорядоченной системе»

Ю. РУБИН, профессор, ректор, сопредседатель Международного организационного комитета

Уважаемые коллеги, доктор Клаудио Донди поставил ряд вопросов, которые сегодня волнуют мировую академическую общественность. Вероятно, один из главных, жизненно важных вопросов состоит в самом отношении к феномену e-Learning. Что привносит его укоренение в наш в высшей степени несовершенный мир? Привносит ли он прогресс, развитие академических компетенций, формирование новых академических парадигм и новых средств общения, новые бизнес-форматы - во всех случаях мы сталкиваемся с уникальным феноменом, который поражает своей раз-номасштабностью, разноплановостью, разносторонностью, и с этим необходимо считаться.

Я затрону некоторые сюжеты, которые находятся сегодня в центре внимания. Они, несомненно, окажутся в центре внимания и конференции «ONLINE EDUCA MOSCOW 2007».

Дискуссия по поводу того, «to eLearning or not to e-Learning?», вроде бы, подходит к концу, жизнь постепенно примиряет оппонентов, и становится понятным, что новые реалии требуют новых подходов, возможно и новых людей, которые смогут эти реалии осуществлять.

Между тем пионеры e-Learning во всем мире, в том числе и в Российской Федерации, часто воспринимаются не только как первопроходцы, но и как своего рода «образовательные экстремалы», а сам eLearning порой трактуется как «Extreme Learning» - термин, который в начале текущего десятилетия был предложен известным экспертом Элеотом Мейси. Выражение «e-Learning как Extreme Learning», по-моему, весьма точно и адекватно характеризует сложившуюся ситуацию. Почему eLearning оказался в какой-то мере экстремальным, а сами специалисты и пионеры в

E-Learning: от экстремального обучения к упорядоченной системе

этой области - экстремалами? Вероятно, потому, что до сих пор в сообществе нет согласия относительно того, что связывать с этим явлением. Вопросы контента, технологии, вопросы стандартов, которые могут упорядочить нашу жизнь в условиях электронного обучения? Само электронное обучение, вопросы оценки его качества, вопросы, связанные не только с образовательным стандартом, но ис профессиональными стандартами, которым должны соответствовать компетенции обучаемых с помощью e-Learning?..

Даже сам термин e-Learning на сегодняшний день пока что не укоренился, не устоялся. По поводу терминологии все еще идут дискуссии, что не всегда бывает плодотворным. В результате e-Learning стал восприниматься многими как своего рода научно-фантастический мираж, этакий мухомор в формате Hi-tech, с преобладанием бизнес-интересов, что, конечно, нельзя назвать правильным толкованием.

ONLINE EDUCA MOSCOW

35

Доктор Клаудио Донди говорил о различных полях(территориях). Есть еще одно поле, которое, как мне кажется, требует своего описания или хотя бы своего рисунка, который бы показывал, как далеко сегодня проникает е-Ьеагп1п§ в жизнь общества, в жизнь всего мира. Современное общество основано на компетенциях, это компе-тентностное общество; оно не может сегодня развиваться в несовременных технологических и организационных форматах. В этом смысле общемировые тенденции развития, наверное, подводят нашу страну к тому, чтобы признать внедрение, а вернее укоренение, е-Ьеагп1п§ в обыденном сознании людей и в повседневных практиках, что, несомненно, вещь сама по себе весьма революционная и революционизирующая, в том числе систему образования. Нужно сказать, что то, к чему весь мир движется эволюционным путем, похоже, в нашей стране будет происходить по нашей традиции - в какой-то смеси эволюционной и революционной стратегий. Иначе мы не получим результата, который бы нас устроил. Почему необходимо говорить о том, что мы находимся в такой предреволюционной или, может быть, уже в революционной стадии? Развитие е-Ьеагп1п§ встраивается у нас в контекст модернизации всей образовательной системы и приобретает здесь характер весьма серьезных, коренных преобразований. Оно встраивается в контекст таких сюжетов, как нормативно-правовая база, организационно-правовые формы образовательных организаций, и прежде всего тех организаций, которые являются по сути своей инновационными, развитие образовательных стандартов и иных элементов стандартизации, также проникающих в сферу образования.

Самое важное здесь - это организация взаимодействия заинтересованных сторон,

прежде всего в четырёхугольнике: вузы -потребители образовательных услуг (студенты и учащиеся) - работодатели - государство (оно тоже является заинтересованной стороной на рынке образовательных услуг, потому и проводит образовательную политику с целью развития национальной системы, стремясь сделать ее конкурентоспособной). Все эти интересы проявляются одновременно, причем в контексте вступления России в мировой рынок образовательных услуги в мировое академическое сообщество, что, естественно, предполагает особые условия и обстоятельства.

В основе движения любой системы, будь то образовательная или индустриальная, лежат интересы сторон. Поэтому нахождение консенсуса между заинтересованными сторонами рынка образовательных услуг является на сегодняшний день, пожалуй, ключевой задачей. Без ее решения никакие новации в сфере образования не могут быть внедрены, не могут даже получить выход на поверхность. Задача достижения гармонии интересов, несомненно, обусловливает необходимость их сочетания, т.е. стандартизации. В сущности своей стандарты - это договоренности между заинтере-

сованными сторонами о порядке взаимодействия и о порядке следования определенным правилам. Стандартизация - это определение правил игры, а стандартизация в образовании, особенно с учетом новых элементов, таких как электронное обучение, является сегодня, вероятно, стартовой площадкой для развития любых инноваций в образовании. Речь идет о стандартах, которые охватывали бы не только наше традиционное представление о них (государственные образовательные стандарты), но и контенты, и технологии, и организационные формы, и внутривузовский менеджмент, а также менеджмент всей образовательной системы. Возможно, из этого могут вырасти подходы к оценке качества. Таким видится примерное развитие е-Ьеагп1п§ в качестве объекта серьёзных модернизаций.

Однако е-Ьеагп1п§ является не только объектом, но и инструментом модернизации всего современного образования, в том числе и российского. Потому что е-Ьеагп1п§ - это неотъемлемая часть образовательного процесса в любой форме получения образования, а использование е-Ьеагп1п§ как инструмента предполагает создание новых путей развития методик и форм обучения,

в частности обогащение традиционных форм обучения, реализацию смешанных моделей обучения, различные комбинации обучения на рабочем месте с другими формами получения образования. ELearning в этом смысле позволяет преобразовывать контент образования, повышать мобильность и креативность учебных планов и программ, открывает возможности проектирования и конструирования разнообразных инструментов формирования профессиональной компетенции. Позволяет, наконец, перейти к индивидуализации обучения, т.е. по сути своей к личностно-ориентированному обучению в массовомисполнении. E-Learning как инструмент осуществляет серьёзные преобразования и в области администрирования образовательной деятельности. Это касается, в частности, таких ее организационных аспектов, как совершенствование непрерывного образования, обеспечение условий для создания реально действующих моделей мобильного обучения и их организационного оформления в виде образовательных консорциумов, в том числе с работодателями. E-Learning дает возможность интегрировать корпоративное обучение с деятельностью традиционных учебных заведений и, наконец, трансформировать организационную структуру высших учебных заведений. Несомненно, мы стоим в преддверии серьезных изменений в самой типологии высших учебных заведений, на пороге дифференциации вузов на вузы классические-неклассические, очные-заоч-ные, региональные-сетевые и иные. Грядет великое многообразие вузов, которое дол-жно,конечно,учитываться впоследствии

ONLINE EDUCA MOSCOW

37

при рейтинговании, при оценке деятельности и институциональной аккредитации вузов. Несомненно также, что e-Learning как инструмент очень важен для развития менеджмента, в частности органичного вплетения системы TQM, всеобщего управления качеством в структуры внутривузов-ского менеджмента, и для развития вариативности системы внутривузовского менеджмента.

Ключевой вопрос, который сегодня стоит в центре внимания мировой и российской общественности, - это качество обучения, в том числе с применением е-Learning. Нам, коллеги, никуда не уйти от того, что е-Learning становится реальностью, и необходимо оценивать в этом смысле движение, которое сегодня мы наблюдаем в области формирования общественно-профессиональных подходов к оценке качества. В этом направлении мы имеем шанс продвинуться и развить представление об электронном обучении как об инструментальной базе современного обучения вообще. В ходе нашей конференции будут работать несколько секций, тематика которых связана с качеством, с оценкой качества программ и институциональной аккредитацией в современном образовании, и я советую обратить внимание на этот аспект. Благодаря этим усилиям мы, по-видимому, будем двигаться по пути трансформации е-Learning как экстремального обучения в Embedded Learning - глубоко укорененное обучение, которое наконец станет органичной частью нашей жизни.

Значение конференции, которую мы сегодня начинаем, является чрезвычайно важным. ONLINE

EDUCA - эта знаменитая международная сеть, созданная в 90-е годы и собирающая на основные конференции в Берлине тысячи участников каждый год. Многие из присутствующих участвовали в Берлинской конференции. Очередная будет проводиться, как всегда, в конце ноября - начале декабря, и так будет каждый год. Поскольку наша конференция, в отличие от Берлинской, двуязычная, вероятно, у нас чуть больше возможностей для проведения этого форума именно в России. Однако одно не исключает другого. Мировая сеть ONLINE EDUCA сегодня распространилась по целому ряду регионов, и мы можем участвовать в разного рода мероприятиях. Особенность конференции «ONLINEEDUCA MOSCOW 2007» связана с тем, что здесь мы постарались представить самые разнообразные аспекты, множество различных точек зрения, которые так или иначе фокусируются на вопросах развития электронного обучения. Это вопросы нормативно-правового регулирования, стандартизации, оценки качества, общественно-профессиональной аккредитации, конкурентоспособности образовательных учреждений в сфере e-Learning, вопросы создания и развития глобальных и региональных электронных университетс-

Learning content transformation

rning as a transformation tool

Development of new learning forms and models

eLearningtS^

"Educational

institutions

Transformation of university structure

Transformation of university management principles

ких комплексов, вопросы, связанные с трансформацией и развитием образовательных учреждений новых типов, с эффективностью и результативностью формирования профессиональной компетенции в новой образовательной среде. Это также вопросыин-теграции с работодателями, становления экономики, основанной на компетенции, вопросы бенч-марок и эталонов, которые применяются в сфере современного образования.

Задачей нашей конференции является формирование определенных позиций, и

это очень ценно, но здесь важно не только обменяться мнениями, не только обосновать свою позицию, попытаться её отстоять в жарких спорах и дискуссиях во время сессионных заседаний, но и сформулировать позиции, которые были бы значимы и для нашего академического образовательного сообщества, и для работодателей, и для российского государства, ибо наше государство ждёт от нас предложений, демонстрации наших позиций, которые мы и должны здесь выработать. Наша

конференция является весьма удобной, подходящей платформой для консолидации академического общества и всех заинтересованных сторон на базе той тематики, которая нам представляется чрезвычайно актуальной. Одной из задач является консолидация под единым брендом ONLINE EDUCA различных людей, различных направлений и подходов для формирования позиций, которые мы будем отстаивать в дальнейшем. Я хочу особо отметить, что конференция поддерживается федеральными органами управления образованием - Министерством образования и науки, Рос-обрнадзором, агентством по образованию, профильными комитетами Госдумы и Совета Федерации. Без такой поддержки наша конференция вряд ли могла бы состояться. Мы видим, что законодательная и исполнительная власть ждёт от нас многого. Я хотел бы также сказать, что и сами мы должны ждать от себя многого и именно поэтому постараться использовать платформу ONLINE EDUCA не только для предъявления своих взглядов, формулирования позиций, но и для формирования стойкой убеждённости в том, что мы движемся в правильном направлении. Я думаю и надеюсь, что в ходе работы мы сможем подойти к созданию некоего консолидированного клуба - клуба единомышленников. И это было бы самым лучшим результатом работы конференции «ONLINE EDUCA MOSCOW 2007»!

Institutional eLearning

eLearning is subject to modernization

eLearning quality evaluation and Learning with eLearning

Rules of the Game

technologies

" reference points

benchmarks

Educational Institutions

eLearning is the driving force for modernization

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.