Научная статья на тему 'Какая система e-Learning нам нужна?'

Какая система e-Learning нам нужна? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Какая система e-Learning нам нужна?»

С 30 сентября по 3 октября в Москве в «Президент-Отеле» проходила первая международная конференция «ONLINEEDUCA MOSCOW2007». Первая именно в России, ибо «ONLINEEDUCA» - это система крупнейших международных конференций, которые проходят с 1994 г. при поддержке известных транснациональных телекоммуникационных компаний и правительственных структур. Всемирная система «ONLINE EDUCA» поддерживается генеральным директоратом Европейской комиссии и включает ежегодные конференции в Германии, Испании, Африке. И вот впервые по решению «Форума СНГ» Берлинской конференции «ONLINEEDUCA 2005» и Главного организационного комитета «ONLINEEDUCA» данная конференция должна была состояться в Москве. Разумеется, подготовка такого события привлекла к себе интерес и внимание не только образовательной общественности, но и органов государственной власти и управления, работодателей. Конференция «ONLINE EDUCA MOSCOW 2007» была поддержана Министерством образования и науки РФ, Исполнительным комитетом СНГ, Общественной палатой РФ, комитетами Государственной думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ, МИД РФ, общероссийской общественной организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей», общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», ОООМиСП «Опора России».

С целью наиболее качественной подготовки конференции были созданы четыре комитета: консультативный, программный, экспертный и организационный, которые возглавили ведущие эксперты в сфере образования. Программа конференции помимо пленарного заседания включала работу 42 секций, проходивших в различных форматах - как тематических докладов, так и круглых столов и панельных дискуссий. Впервые удалось собрать созвездие самых авторитетных российских специалистов в области e-Learning. Среди ведущих секций были такие известные руководители образовательных учреждений, как А.С. Аджемов, Е.Г. Гридина, В.А. Зернов, М.П. Карпенко, В.Л. Матросов, Е.К. Миннибаев, Б.М. Позднеев, Д.В. Пузанков, Ю.Б. Рубин, В.И. Солдаткин, В.П. Тихомиров, И.Б. Федоров, Н.Ч. Черемисина, С.А. Щенников.

В число ведущих секционных заседаний вошли и представители федеральных органов управления образованием: заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ Е.Н. Геворкян, заместитель начальника Управления ли-

цензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ С.М. Калабин, заместитель директора Департамента государственной политики Министерства образования и науки РФ Н.М. Розина, заместитель руководителя Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования и науки Л.И. Ефремова. Круглые столы вели также директор Федерального института развития образования РФ Ф.Ф. Харисов, председатель Высшего экспертного совета агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) В.Д. Шадриков, директор Института информационных технологий в образовании (ИИТО) ЮНЕСКО В.Г. Кинелев.

Отметим масштабность задач, стоявших перед конференцией:

• консолидация заинтересованного академического и бизнес-сообщества, а также органов управления образованием;

• формирование взаимовыгодных отношений с зарубежными партнерами;

• выработка стандартов, критериев оценки нормативных документов;

• обмен опытом;

• активное обсуждение вопросов содержания, технологий и организации обучения с использованием e-Learning.

В конференции приняли участие 434 российских специалиста, в том числе 24 ректора высших учебных заведений и 90 иностранных экспертов, включая руководителей Европейского фонда гарантии качества в электронном обучении (EFQUEL), а также членов Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения. Прозвучали выступления 156 докладчиков, 45 ведущих российских и зарубежных экспертов в сфере образования провели секционные заседания, форумы, круглые столы и презентации, посвященные разнообразным аспектам e-Learning, шел активный обмен мнениями по обсуждаемым вопросам.

Традиционная тематика конференций «ONLINEEDUCA» охватывает широкий круг вопросов развития перспективных технологий и организационно-управленческих решений в очном и заочном обучении, а также анализа тенденций эволюции открытого, дистанционного и смешанного обучения. Учитывая специфику модернизации и интернационализации российского образования, необходимость обеспечения гарантий качества, доступности и конкурентоспособности российского образования, важность сопряжения Болонского процесса и «электронной Болоньи» (eBologna), эта тематика на московской конференции была дополнена такими рубриками, как повышение качества обучения и конкурентоспособности вуза за счет реорганизации его структуры и системы менеджмента в среде e-Learning, совершенствование и развитие нормативно-правовой базы системы образования и лицензирование деятельности образовательных учреждений.

Во время работы конференции проходила выставка, на которой участники имели возможность ознакомиться с новейшими разработками в сфере e-Learning.

В нашем журнале уже в течение года обсуждается проблематика e-Learning, открыта отдельная рубрика «ONLINE EDUCA». Мы полагаем постановку, обсуждение и решение вопросов e-Learning весьма значимыми для развития отечественного высшего образования, обеспечения его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. Конференция «ONLINE EDUCA MOSCOW2007» не просто состоялась, но и вызвала широкий общественный резонанс. Поздравляем организаторов конференции и надеемся, что она будет иметь достойное продолжение и развитие!

Мы рады возможности опубликовать для наших читателей ряд интересных докладов, прозвучавших на конференции. Открывают данную серию публикаций выступления, прозвучавшие на пленарном заседании.

В. ИВАНОВА, профессор,

заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию

и науке Уважаемые коллеги!

Позвольте мне в рамках моего короткого выступления огласить приветствие руководства Государственной думы РФ в адрес международной конференции «Online Educa Moscow 2007».

«Государственная дума РФ сердечно приветствует участников международной конференции.

Проведение государством целенаправленной политики реформирования российского образования является необходимым условием динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения качества жизни населения. К первоочередным задачам модернизации системы национального образования можно отнести не только обеспечение доступности, но и значительное повышение качества современного образования. Государственную задачу развития человеческого потенциала российского общества, ускорения экономического роста, повышения конкурентоспособности страны и ее международного авторитета невозможно решить без современной системы образования. В этом смысле конференция «Online Educa Moscow 2007» - это крупномасштабный проект, демонстрирующий все новое и передовое в области e-Learning, отражающий реализацию научных разработок в практике международного электронного образования. Ваша конференция предоставляет возможность ознакомления с международными научными достижениями, поддержки инновационного опыта, накопленного в образовательных учреждениях всего мира, консолидации академического сообщества вокруг актуальных задач развития российского образования. Желаю всем ее участникам творческих успехов, благополучия, оптимизма и бодрости духа.

Заместитель председателя Государственной думы Федерального Собрания РФ Владимир Семенович Катренко».

Уважаемые коллеги, разрешите мне сказать несколько слов по поручению Комитета по образованию и науки Государственной думы. Мы рассматриваем сегодняшнее мероприятие как очень серьезное, в первую очередь с позиции совершенствования законодательства в сфере образования (я имею в виду прежде всего Закон РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Надо сказать, что не так давно мы внесли соответствующие поправки, и теперь в наше законодательство включено понятие электронного дистанционного образования. Ясно, что это только первый шаг. Необходима дальнейшая работа в плане конкретизации, определения критериев и, соответственно, механизмов распространения этих новых технологий; поэтому для депутатов, для Комитета по образованию и науки Государственной думы ваша конференция в высшей степени важна и актуальна.

Хочу напомнить, что не так давно состоялся II съезд Всероссийского педагогического собрания.

Он проходил в Санкт-Петербурге 25 сентября и собрал более тысячи участников из всех регионов страны, из 69 субъектов Российской Федерации, объединив педагогов, работодателей, родителей. На съезде были поставлены вопросы об-щественно-государственнойсистемы управления, доступности, повышения качества образования.

На мой взгляд, сегодняшнюю конференцию мож-

но рассматривать как продолжение начатого разговора с подвижниками, объединившимися вокруг и во имя сферы образования. Понятно, что без учета современных информационных технологий сейчас говорить о повышении качества практически бессмысленно. И поэтому как сопредседатель-координатор Всероссийского педагогического собрания я от всей души приветствую участников и хочу подчеркнуть, что мы работаем в одном направлении. Задача повышения качества российского образования ложится на плечи всех, кто работает в этой сфере и поддерживает ее. Мы обязаны вместе сделать серьезный вклад в наше общее дело. Спасибо!

В. БОЛОТОВ, чл.-корр. РАО, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Приветствие участникам

Добрый день, уважаемые друзья и коллеги!

От имени Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки я рад приветствовать участников конференции. Уверен, что каждый присутствующий найдёт своё место на этой конференции и, более того, поможет другим узнать что-то новое в рамках заявленной темы.

Нас очень интересуют все аспекты, которые обозначены в ваших секциях. В России весьма активно применяются дистанционные технологии, но, надо признать, есть много справедливых суждений по поводу отсутствия адекватной нормативной базы развития дистанционного образования. В итоге, откровенно говоря, непросто отличить хорошее дистанционное образование от профанации. Мы надеемся, что на своих секциях по нормативно-правовому обеспечению вы поможете решить эти проблемы.

Следующий момент, который я хотел бы отметить, - это качество e-Learning, или качество дистанционного образования. Эта проблема очень интересует службу. Мы уже не первый год ведём федеральный Интернет-экзамен, и с каждым годом всё больше вузов включаются в его проведение. Мы знаем, что за рубежом имеется большой опыт в этой области. Надеюсь, обсуждение на конференции дистанционных способов оценки качества образования будет плодотворным. Важным вопросом для всех нас является и деятельность филиалов и структур дистанционного образования в Российской Федерации. Вы знаете, что здесь тоже есть проблемы и на уровне законодательства, и на уровне нормативных актов. Поэтому вполне возможно, вы дадите свои предложения по улучшению ситуации с дистанционным образованием в России в этом плане.

Принципиальными для нас являются также и методологические аспекты, связанные с e-Learning. Проблемы выработки единого понятийного аппарата существуют не только в России. В мире продолжается дискуссия в этой области. Я имел честь участвовать в Берлинской конференции «EDUCA», и там был сделан серьёзный шаг в продвижении вопросов, связанных с нормативной базой, с методологией, с технологией e-Learning. Уверен, что и наша конференция внесет свой вклад по всем этим направлениям.

Желаю каждому участнику найти себе тему, обрести надежных партнёров, для того чтобы продолжить плодотворное сотрудничество и после конференции.

К. ДОНДИ, доктор, руководитель Европейского фонда гарантии качества e-Learning (EFQUEL)

Доброе утро, дамы и господа! Имею честь обратиться к присутствующим на пленарном заседании, проводимом в рамках конференции Online Еduca Moscow. Я не собираюсь слишком долго останавливаться на вопросах качества, так как им посвящено отдельное заседание. Поговорим о месте e-Learning в общем образовательном контексте, в частности о таких категориях, как «инновации», «обучение», «дифференциация», «качество», «будущее» и «международное сотрудничество».

Начну с провокационного вопроса: «Переживает ли система e-Learning кризис?» Вы скажете, что довольно странно начинать выступление на конференции, посвященной вопросам e-Learning, с такого вопроса. Однако должен отметить, что ожидания, возлагаемые на e-Learning в последнее время, не вполне оправдались. Об электронном обучении мало говорится и при выработке теоретических подходов, и при определении «политических» правил. Вместе с тем на практике применение системы e-Learning постоянно расширяется, и, несмотря на некоторые заметные примеры неудач при работе над крупными проектами в некоторых европейских странах, есть серьезные и показательные прецеденты, что работа с e-Learning идет успешно. Хотя эта информация не получает такого распространения, как сведения о неудачах, это вселяет в нас надежду на то, что e-Learning - «всерьез и надолго».

Реальная проблема, возникающая в этой связи, состоит в том, что не все

Какая система e-Learning нам нужна?

желают говорить о e-Learning как о самостоятельном явлении. «Е-Learning» -слишком широкое понятие, вмещающее в себя очень многое из происходящего. Возьмем, к примеру, только университеты. Даже здесь можно обнаружить несколько подходов к использованию технологии. Один из них состоит в повышении качества и уровня доступности образовательных услуг для студентов, проживающих в кампусе, и у нас есть замечательные примеры реализации такой стратегии по всему миру. Другой подход, который тоже можно назвать классическим, - использование e-Learning в дистанционном обучении. Вместе с тем имеются и иные пути. Давайте вспомним о виртуальной мобильности, об интернационализации в области разработки учебных планов посредством использования технологии, что позволяет коллективам преподавателей и студентов из разных стран работать в тесном сотрудничестве и достигать

совместных результатов. Это революционный способ использования технологии eLearning, уже апробированный и стоящий сейчас на повестке дня. Можно говорить также об использовании технологии для обучения преподавателей школ и инструкторов (тренеров) профессиональных училищ или об использовании университетами ИКТ для модернизации своих образовательных программ, поскольку по прошествии нескольких лет они частично устаревают. Все эти направления сейчас в центре внимания, и, конечно, они используют разные модели и подходы.

Следующая причина того, что термин «e-Learning» отсутствует в дискурсе политиков высшего ранга, состоит в том, что, по общему мнению, e-learning является не самоцелью, а средством достижения более общих целей. Однако важно понимать, что эти общие задачи не типичны собственно для образования и обучения, а выходят за рамки этой сферы - в область управления с использованием электронных средств (e-Government), здравоохранения, базирующегося на е-технологиях (e-Health), экономического развития (e-Business). Е-learning можно использовать в качестве встроенного инструмента при выработке различных стратегий, а не только для реформирования образовательной сферы.

Таким образом, ключевой концепцией, на которую я рекомендую обратить внимание, является концепция дифференциации. Естественно, существует объективная дифференциация, обусловленная различными контекстами, целями, традициями обучения, которые находят свое выражение, например, в школьном, университетском образовании, при информальном обучении в рамках работы неправительственных организаций. Все это примеры объективной дифференциации. Существует и другой,

более острый и животрепещущий, аспект дифференциации, который становится очевидным, как только мы затронем проблему качества. Это субъективное измерение дифференциации. В зависимости от нашего мировоззрения и принятой системы ценностей наше восприятие e-Learning в целом, степени его приемлемости и совместимости с традиционными формами обучения будет различным. Для одних e-Learning -это просто еще одна модель организации учебного процесса в аудитории. Для других - это способ замещения очной формы обучения, если таковую невозможно организовать. Разумеется, разница во взглядах уходит корнями в наше «мировоззрение». Что является для нас главным в образовании - обеспечение качества или участие и творчество, предоставление возможности выбора жизненных путей или построение фундамента для будущей профессиональной карьеры? Ответ на эти вопросы влияет на выбор концепции качества, на отношение к e-Learning и на определение понятия «e-Learning». Если мы осознаем эту «нагру-женность» взгляда, нам будет легче понять, что такое качество в e-Learning.

Kонцenцuя тeppuтоpuй (nолeй) e-Learning - это теоретическая конструкция, разработанная европейской обсерваторией систем e-learning HELIOS. О чем идет речь? Исследование проводилось на 12 территориях e-Learning, где технологии в учебном процессе использовались 12 различными способами. Затем территории были представлены на двух осях, одна из которых (вертикальная) показывает движение от формального обучения к инфор-мальному, а вторая - движение от очного (аудиторного?) обучения к расширенному образовательному контексту, что несколько сложнее. Думаю, вам знакомо вертикальное измерение, присутствующее во

всех документах по образованию «в течение всей жизни». В школе, университете, в организации, выдающей официальные документы, проходит формальное обучение. Информальное же обучение - такое, которое происходит день за днем в повседневной жизни, иногда даже без нашего четко выраженного намерения.

Рассмотрим вторую ось. Очное обучение с использованием e-Learning имеет место в рамках одного учреждения - университета, в котором учатся студенты, или компании, организующей учебу сотрудников. Расширенная образовательная среда подразумевает использование потенциала сети для увеличения образовательного поля, формирования новых условий обучения, которые позволяют учащемуся получать информацию как из учебных материалов, так и от преподавателей, учащихся и организаций, находящихся в других странах. Обучение в системе e-Learning может быть организовано с использованием всех этих форм; вы можете применить e-Learning для оптимизации своего корпоративного обучения, для приведения учебных программ в соответствие с международным уровнем и т.д.

Когда мы говорили о возможном кризисе в системе e-Learning, ключевым пунктом был вопрос качества, но имелось в виду качество не самих ресурсов и их комбинации с процедурами, но качество с точки зрения организации образовательного процесса, ее контекста. Система eLearning должна стать более инновационной, не просто повторять то, что уже было изобретено в области педагогической методики, а использовать потенциал ИКТ; она призвана способствовать повышению интеллектуального уровня учащегося, а не просто передавать готовые знания; она должна быть более привязана к составу

учащихся, к практическим рабочим задачам; должна ориентироваться на сотрудничество (не должна ассоциироваться с изоляцией учащегося), поднимать ценность межличностного взаимодействия в обучении, пробуждать творчество, быть открытой для создания новых методов обучения. Интернационализация, максимальное использование возможностей eLearning для укрепления сотрудничества между образовательными учреждениями разных стран, а также ориентация на учащегося - вот тот сдвиг парадигмы, который повсеместно обсуждается, но который пока что мало кто видел на практике.

Какая же система e-Learning нам нужна в будущем? Вопрос хоть и напоминает лозунг, но может дать направление реформам, которые, надо признать, уже проводятся. Одно лишь осознание недостатков ставшей уже привычной системы eLearning образца 2000 г. и достоинств инновационной системы 2010 г.не может привести к тому, что через три года у нас везде будет использоваться исключительно новая система. Думаю, это сопоставление нужно для того, чтобы указать направление, в котором мы должны двигаться, -повышение качества. Хотя само понятие качества еще не выверено до конца, но существующий положительный опыт побуждает к инновациям и усовершенствованиям. В нашем Фонде мы выработали девиз: «Качество для новой системы e-Learning: от исследований к разработкам!». Так что концепция качества не просто теоретическая конструкция - ее применение способствует вводу инноваций. Она способствует формированию общей культуры осуществления преобразований, которой должны обладать занятые в этой сфере люди.

Проведу некоторые исторические и логические сопоставления.

■ В рамках системы e-Learning образца 2000 г. происходит распространение накопленных знаний, а новая система eLearning не только передает уже известную информацию, но также стимулирует возникновение нового знания.

■ Система e-Learning старого образца

- это не более чем (все еще) система электронного преподавания (teaching), а новая

- это система, ориентированная на самообучение (собственно e-Learning).

■ Старая система допускает изоляцию учащегося, а новая с помощью ИКТ формирует обучающиеся сообщества.

■ Е-Learning-2000 обычно организуется силами одной организации, в то время как новая система - это результат совместной работы и инструмент поддержания партнерских отношений.

■ Система e-Learning первого поколения не обращает внимания на условия обучения учащегося и на уровень его знаний (достижения), в ее рамках происходит стандартизация учебных ресурсов, при этом не учитывается, кто и в каких условиях эти ресурсы будет использовать. Новая система e-Learning учитывает условия обучения и уровень знаний учащегося.

■ Е-Learning 2000 подавляет творческие способности учащегося, так как в ней применяется логический принцип «чистой» передачи готовых знаний небольшими порциями. Новая версия e-Learning стимулирует творческую активность учащегося, используя игровые моменты в ходе учебного процесса.

■ Старая система значительно ограничивает роль преподавателя или инструктора, поскольку учебная информация здесь уже «упакована». В рамках же новой системы роль преподавателя повышается, ибо предполагает постановку перед учащимися новых задач, связанных с использова-

нием их творческого и инновационного потенциала.

■ Старая система e-Learning сосредоточена на содержании и применении технологий; новая система, хотя и уделяет внимание технологиям и контенту, озабочена в первую очередь обеспечением качества и контекста обучения.

■ Система e-Learning образца 2000 г. замещает собой аудиторные занятия, а система e-Learning-2010 встроена во все трансформационные процессы в организациях и в обществе.

■ Старая система более приспособлена для обучения на продвинутом этапе, в то время как новая мотивирует к обучению тех, кто только его начинает.

Предлагаю использовать концепцию территорий (полей) e-Learning в качестве стратегии, в рамках которой можно рассматривать вводимые инновации. Не следует ожидать, что развитие везде пойдет по одному пути. Действительно, эволюция eLearning на каждой из территорий идет по-своему, поскольку присутствуют разные заинтересованные стороны и ставятся разные цели. Мы видим, что и скорость развития везде различна.Так,скорость развития информального обучения значительно превышает скорость развития систем обучения в рамках учебных заведений. Причем важна не только скорость, но и направление движения. Каждая из территорий eLearning движется своим курсом, и нам следует осознать факт такой дифференциации.

Вместе с тем я хотел бы предложить в качестве темы для обсуждения вопрос о том, каково идеальное место для e-Learning. До настоящего времени система e-Learning находилась на стыке образования и тренингового обучения, она была способом преподнесения знаний. Если про-

анализировать содержание Лиссабонской декларации, в соответствии с которой строится система реформ в Евросоюзе, будет видно, что сутью документа является положение о том, что страны Европы должны стать странами с экономикой, более ориентированной на инновации. Этого можно достичь, действуя на двух уровнях: на уровне развития обучения в течение всей жизни, с одной стороны, и на уровне развития технологий - с другой. Это два фактора, способствующих инновациям. Но что располагается на стыке системы обучения в течение всей жизни и ИКТ? Наш ответ: eLearning. Это означает, что e-Learning - это не только «сегмент» системы образования и подготовки, это нечто, что может быть встроено в любой трансформационный процесс в обществе и в экономике. На нашем рабочем месте, в нашем социальном окружении уже имеются и технологии, и соответствующее отношение к ним. Так что если учесть все вышесказанное и осознать, что грядут перемены, e-Learning может стать важным показателем таких перемен. Так что идеальное место для использования e-Learning - это не учреждения, где передаются накопленные знания, хотя, разумеется, и там она продемонстрировала хорошие результаты. Уникальный потенциал e-Learning можно использовать везде, где вырабатываются новые знания, где инновационные задачи разрабатываются и решаются совместными усилиями.

Мало обсуждается вопрос о соотношении между открытым дистанционным обучением и новой системой e-Learning. Многие наработки в области дистанционного обучения могут быть позаимствованы новой системой e-Learning, так как с методологической точки зрения они превосходят то, что было сделано в рамках системы eLearning первого поколения. Но следует

помнить, что некоторые территории (поля) e-Learning радикально отличаются от систем дистанционного образования. К примеру, когда учащиеся находятся физически в одном и том же месте и обучение проходит коллективно. Это не в полном смысле слова дистанционное обучение, но у такой системы есть отличия и по сравнению с обучением в аудитории. Не следует недооценивать и человеческий фактор. В любом положительном отзыве о качестве eLearning всегда присутствует мнение о высоком качестве общения с преподавателями и с другими учащимися, упоминание о признании себя частью группы, о стремлении учиться, а также об оказанных услугах, о построении учебного процесса и благоприятной обучающей среде. Поэтому невозможно получить высокое качество обучения без учета человеческого фактора в процессе разработки и внедрения курса. «Многое в обучении и в повышении его качества зависит от организации преподавания», - считает Николя Балачефф, координатор электронной сети по исследованиям в области технологий в образовании. Важно и социальное измерение учебного процесса - возможность делиться с другими радостью раскрепощения и впечатлениями об учебном процессе. Удовольствие от учения - органическая часть качественного образовательного опыта.

И в заключение вопрос: какие стратегии релевантны задачам e-Learning? Разумеется, это соответствующие методики построения системы обучения и подготовки, принципы непрерывного образования (LLL), а также законы информационного общества, регионального развития, построения системы электронного управления (e-Government) и использования электронных средств в здравоохранении (e-Health), политика в сфере обеспечения занятости, а

также принцип включения в систему большого числа людей. Если мы будем рассчитывать на спонтанное развитие, мы потеряем часть кадров, которые не умеют должным образом и на необходимом уровне использовать технологии. О таком ограничении хорошо известно. Имеется еще одно, о котором часто упоминают и которое следует проанализировать. Это тот факт, что не все люди из числа тех, кто «дружит» с техникой, способны обучаться. Хорошо известно, что молодое поколение свободно общается с техникой, но мало что знает об учебном процессе как таковом, плохо представляет себе, как организовать свой собственный процесс обучения. Молодые люди могут быстро найти нужную информацию, они могут обучаться, но вопрос в том, надолго ли у них в голове задерживаются знания, могут ли они структурировать полученную информацию, могут ли самостоятельно, без помощи формального руководства (поддержки) выработать методику, которая позволила бы им стать учащимися, обучающимися в течение всей жизни? Конечно, нет.

И последнее. Следует учесть факт появления новых возможностей для манипуляций в сети. Существует миф о демократическом устройстве сети Интернет. Разумеется, в сети есть такой потенциал, но там также существует и возможность появления незаконно действующих лидеров, и уже имеются такие факты. Если вы следите за новостями из Италии, вы знаете, что там сообщается о том, как легко недемократически настроенным субъектам организовать движение, которое оскорбляет существующую политическую элиту и кото-

рое выдвигает новых лидеров из среды людей с неустоявшейся системой ценностей. Так что существует большое поле деятельности, на котором мы должны работать, но работать следует в рамках закона. И наконец, хотелось бы высказать пожелания относительно взгляда в будущее. Разумеется, самое простое - это игнорировать тот факт, что будущее уже наступило, и продолжать работать по-старому. Можно занять иную, более разумную, позицию -осознать факт произошедших перемен и осмыслить то, в каких именно областях происходят перемены, признав, что мы ничего не можем с ними сделать. Это стратегия приспособления. Есть еще одна позиция: соотнести себя с произошедшими переменами, попытаться понять и изменить что-то, чтобы не отставать от времени. Думается, что в мире образования нам следует выбрать стратегию «формирования будущего». Принцип дифференциации, по существу, позволяет нам участвовать в этом процессе с учетом особенностей окружающей среды. Мы не должны соглашаться с тем утверждением, что будущее наступит само по себе, и мы никак не можем на него повлиять. Как сообщество заинтересованных сторон и единомышленников мы можем сыграть здесь свою роль. Я утверждаю: мы можем позволить себе быть амбициозными и браться за многое. Не существует одной-единственной стратегии, формирующей мир образования. Их много. Мы можем выступить в поддержку приемлемого для нас пути развития и можем попытаться воспрепятствовать развитию нежелательных тенденций.

Спасибо за внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.