Научная статья на тему 'Движение Ворлдскиллс Россия как фактор "перезагрузки" подготовки профессиональных кадров (на примере Кабардино-Балкарской республики)'

Движение Ворлдскиллс Россия как фактор "перезагрузки" подготовки профессиональных кадров (на примере Кабардино-Балкарской республики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
50
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИЖЕНИЕ / ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / ПЕРЕЗАГРУЗКА / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА / MOVEMENT / WORLD SKILLS RUSSIA / HUMAN CAPITAL ASSETS / “RESET” / THE NORTH CAUCASUS / KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емузова Нина Гузеровна

В статье рассматривается Движение Ворлдскиллс Россия как механизм кардинальных изменений в системе подготовки кадров среднего профессионального образования на примере Кабардино-Балкарской Республики. Также проанализированы точки «перезагрузки» системы подготовки кадров СПО в условиях динамичных пространственных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емузова Нина Гузеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORLD SKILLS RUSSIA MOVEMENT AS “RESET” factor OF THE VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING SYSTEM (by the example of THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC)

The paper considers the World Skills Russia movement as the mechanism for fundamental changes in the talent development framework within the system of secondary vocational training by the example of the Kabardino-Balkarian Republic. The paper presents the analysis of the performance benchmarks and key milestones of the “reset” in the secondary vocational training system under dynamic special variations as well.

Текст научной работы на тему «Движение Ворлдскиллс Россия как фактор "перезагрузки" подготовки профессиональных кадров (на примере Кабардино-Балкарской республики)»

УДК 377

Емузова Н.Г.1

ДВИЖЕНИЕ ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ КАК ФАКТОР «ПЕРЕЗАГРУЗКИ» ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Аннотация. В статье рассматривается Движение Ворлдскиллс Россия как механизм кардинальных изменений в системе подготовки кадров среднего профессионального образования на примере Кабардино-Балкарской Республики. Также проанализированы точки «перезагрузки» системы подготовки кадров СПО в условиях динамичных пространственных изменений.

Ключевые слова: Движение, Ворлдскиллс Россия, человеческий капитал, подготовка профессиональных кадров, перезагрузка, Северный Кавказ, Кабардино-Балкарская Республика.

Emuzova N.G.

THE WORLD SKILLS RUSSIA MOVEMENT AS "RESET" FACTOR OF THE VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING SYSTEM (BY THE EXAMPLE OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC)

Abstract. The paper considers the World Skills Russia movement as the mechanism for fundamental changes in the talent development framework within the system of secondary vocational training by the example of the Kabardino-Balkarian Republic. The paper presents the analysis of the performance benchmarks and key milestones of the "reset" in the secondary vocational training system under dynamic special variations as well.

Keywords: Movement, World Skills Russia, human capital assets, "reset", the North Caucasus, Kabardino-Balkarian Republic.

World Skills International - международная некоммерческая ассоциация, решающая задачи подготовки и квалификации по всему миру, популяризации рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру [1]. Практически во всех справочных источниках основная деятельность - организация и проведение профессиональных соревнований различного уровня для молодых людей до 22 лет.

Опыт работы организации богатый, с 1953 года, однако, первый национальный чемпионат World Skills Russia прошел только в 2011 году. Это не говорит о том, что в данном направлении работа не велась, конкурсы профес-

сионального мастерства, конкурсы рабочих профессий имеют свою богатую традицию, начиная с советских времен.

В чем феномен Движения и почему оно сможет рассматриваться как механизм «перезагрузки» подготовки кадров среднего профессионального уровня? Это связано:

во-первых, со складывающейся новой ситуацией пространственного развития, как мирового, так и общероссийского и регионального уровней, что требует изменений во всех направлениях социально-экономического развития общества;

во-вторых, со складывающимися новыми изменениями управленческого воздействия

1 Емузова Нина Гузеровна, доктор педагогических наук, профессор, Советник Главы Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик, e-mail: emuz@mail.ru, т. 8(8662)40-02-82

Nina Emuzova, Doctor of Pedagogic Science, Professor, Adviser to the Head of the Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, e-mail: emuz@mail.ru, tel. 8(8662)40-02-82

на развитие страны и региона, конкретно, с практикой проектного подхода в управлении;

в-третьих, с новыми подходами к возможностям и роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии страны и региона;

в-четвертых, с остро создавшейся необходимостью кардинальных изменений в системе подготовки профессиональных кадров разного уровня;

в-пятых, с интегрированностью Движения в мировое и российское пространство, возможностью регионального Движения выступать как часть единого процесса;

в-шестых, со стандартизацией, заложенной в основе Движения, привлекательностью самого Движения, его наполненностью эмоциональной составляющей.

Современные реалии социально-экономического развития страны, прорывные технологии требуют нового качества человеческого капитала, насыщения рынка труда высококвалифицированными специалистами и рабочими кадрами, подготовленными в соответствии со стандартами и передовыми технологиями. Подготовка специалистов такого уровня возможна только в конкурентоспособной среде. Таким образом, создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку

Статистические данные по количеству образовательных организаций и обучающихся соответствуют общероссийским тенденциям:

высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров, становится одной из приоритетных задач российской системы образования.

К сожалению, на сегодняшний день, система среднего профессионального образования представляет собой смешанную модель подготовки кадров, в которой инновационные задачи, современное содержание, новые стандарты сосуществуют с несовершенной материально-технической базой прошлого века и, в массе, своей с кадрами, неподготовленными к работе в соответствии с требованиями реального времени. Модель неустойчива, так как внутри раздираема противоречиями и нестыковками. Работодатели, в большинстве своем, констатируют слабую подготовку выпускников, неумение работать на современном оборудовании, несформированность профессиональных компетенций выпускников. Эти и другие проблемы актуализируют кардинальные изменения в системе среднего профессионального образования.

Однако необходимо отметить, что за последние годы в региональной системе профессионального образования наметились положительные тенденции, связанные со стабильно сохраняющимся количеством образовательных организаций системы СПО и контингентом обучающихся (Таблица 1).

изменениям численности обучающихся в организациях среднего профессионального образования (Рисунок 1) [2].

Таблица 1. Численность обучающихся учреждений СПО, подведомственных Министерству образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, по формам обучения

Показатели/год 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Количество 11 10 9 9 9 9

образовательных

организаций

Количество 7789 7888 8493 8863 9101 9159

обучающихся в т. г.

Очное 6413 6331 6822 7116 7190 7180

Очно-заочное 141 123 101 123 101 64

заочное 1235 1434 14570 1624 1810 1915

Рисунок 1 — Тенденция изменения численности обучающихся в организациях среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена Российской Федерации, прогноз до 2035 года, тыс. человек

В настоящее время сеть учреждений среднего профессионального образования Кабардино-Балкарской Республики представлена 20 образовательными организациями, из которых 7 колледжей в структуре вузов федерального подчинения, 9 колледжей регионального подчинения, 4 негосударственных учреждения, в которых более 16 тысяч обучающихся, что составляет 40% от общего числа населения в возрасте 14-17 лет.

Подготовку кадров в системе среднего профессионального образования осуществляет более 600 педагогических работников, обучение осуществляется по 60 образовательным программам разной направленности.

В настоящее время, в подготовке кадров важную роль играет работодатель, представители которого принимают участие в экспертизе рабочих программ, дисциплин и программ практик, а также в работе государственной

итоговой аттестации, в том числе возглавляют их.

Работодатель выступает главным партнером в проведении соревнований Ворлдскиллс и Аби-лимпикс в республике. Партнерство предусматривает участие в организации, проведении конкурсных мероприятий, а главное, возможность заключения договоров о взаимодействии и сотрудничестве с различными организациями.

Опыт показал, что важным итогом Движения World Skills является трудоустройство участников, показывающих высокие профессиональные компетенции.

Важный показатель деятельности системы среднего профессионального образования - это выпуск обучающихся (Таблица 2). В таблице отражены тенденции приема, выпуска и трудоустройства обучающихся СПО КБР с 2013 года.

Таблица 2. Прием и выпуск в учреждениях СПО подведомственных Министерству образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, по формам обучения

Годы / Показатели Прием в ОУ Выпуск ОУ Трудоустройство Продолжают обучение в вузах

2013 2933 2371 1254 52,8

2014 3546 2384 1215 51,2

2015 3681 2262 1192 52,7

2016 3441 2057 1104 53,7

2017 3263 2266 1257 55,5

2018 3155 2806

Данные показатели иллюстрируют конкурентные возможности среднего профессионального образования, в целом, и позволяют спрогнозировать показатели на определенный период времени.

Для обеспечения поступательного развития системы среднего профессионального образования Министерством образования и науки Российской Федерации разработана и реализуется приоритетный проект «Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий», подпроект «Рабочие кадры для передовых технологий», который предусматривает подготовку к 2020 году не менее 50 тыс. человек, соответствующих стандартам Ворлдскиллс Россия. Стандарты Ворлдскиллс выступают в качестве стандартов подготовки специалистов будущего. В рамках приоритетного проекта разработаны и утверждены 44 федеральных государственных образовательных стандарта среднего профессионального образования из перечня Т0П-50. По данным Министерства образования и науки РФ на начало 2017/2018 учебного года получили лицензии на реализацию соответствующих образовательных программ и приступили к работе по новым ФГОС более чем 14 колледжей и 58 вузов, которыми осуществлен прием 86 тыс. специалистов. В 2018 году более 1,4 тыс. выпускников по профессиям и специальностям ТОП-50 завершили обучение по новым ФГОС СПО и впервые пройдут государственную итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена.

Прошедшая в 2017 году пилотная апробация внедрения в системе СПО демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, охватившая 14 тыс. обучающихся из 240 образовательных организаций, признана успешной, поскольку позволила сформировать подходы к независимой оценке качества подготовки выпускников СПО.

По итогам реализации приоритетного проекта в 2017 году по стандартам Ворлдскиллс Россия в субъектах Российской Федерации аккредитовано 103 специализированных центра компетенций.

Уровень соответствия стандартам Ворлд-

скиллс в 2017 году показали 2505 выпускников. Приведенные данные - аргументированный пример «перезагрузки» системы подготовки кадров в целом. Важнейший фактор перезагрузки - педагогические кадры и уровень их готовности работать в новых условиях.

В рамках приоритетного проекта впервые обеспечены условия для прохождения повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, а также экспертов Ворлдскиллс. 5024 преподавателей и мастеров производственного обучения из 85 субъектов Российской Федерации и 5699 экспертов Ворлдскиллс прошли повышение квалификации с учетом стандартов «Ворлд-скиллс» и завершили обучение с получением соответствующего удостоверения.

Среди прошедших в 2017 году наиболее значимых мероприятий необходимо отметить успешный дебют сборной России на 44 Чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills-2017, который проходил в октябре 2017 г., Абу-Даби (ОАЭ), где команда заняла первое место в общекомандном зачете, завоевав 11 медалей (6 золотых, 4 серебряных, 1 бронзовую) и 21 медаль за профессионализм.

В рамках приоритетного проекта также сформирована образовательная инфраструктура для тренировки национальной сборной во Всероссийском учебно-тренировочном центре профессионального мастерства и популяризации престижа рабочих профессий на базе Всероссийского детского центра «Смена».

Создается инфраструктура к проведению Мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс, который пройдет в 2019 году в Российской Федерации в г. Казани. Так, в 2017 году начато строительство крупнейшего выставочного центра «Казань Экспо» общей площадью свыше 209 тыс.кв. метров.

Объём финансирования обеспечения мероприятий приоритетного проекта за счет средств федерального бюджета составил в 2017 году 3,6 млрд. рублей [3, с. 114-115].

Системные изменения в данном направлении происходят и в образовательных организациях Кабардино-Балкарской Республики.

Создана республиканская нормативная база, связанная с новым перечнем перспективных и востребованных на рынке труда КБР профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования, определена базовая организация по управлению приоритетным проектом «Рабочие кадры для передовых технологий», утвержден перечень профильных образовательных организаций, обеспечивающих организацию и методическое внедрение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по наиболее востребованным профессиям и специальностям КБР. В результате проведенной работы 56 % колледжей, подведомственных Минобрнауки КБР, имеют программы, проли-цензированные по стандартам Т0П-50.

На республиканском уровне развитию конкурентной среды будет способствовать республиканский проектный офис программы «Модернизация системы среднего профессионального образования в Кабардино-Балкарской Республике в 2018-2020 гг.», предусматривающий мероприятия по созданию к 2020 году в КБР сети, в состав которой войдут не менее 5 современных конкурентоспособных профессиональных образовательных органи-

Важно, что перечень компетенций на региональном чемпионате формируется с учетом мнения Совета директоров профессиональных образовательных организаций, общественных организаций и объединений работодателей республики, соответствующих актуальным трендам регионального рынка труда.

Важным фактором достижения результатов выступает совокупность кадровых и организационных и материально-технических ресурсов.

За годы проведения Чемпионата созданы две площадки - Региональный координацион-

заций, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с международными стандартами среднего профессионального образования 4-го поколения.

Опыт участия региона в Ворлдскиллс Россия показывает возможности Движения в решении поставленных задач. Более того, на сегодняшний день можно констатировать, что Движение выступило механизмом «перезагрузки» системы среднего профессионального образования в целом.

К основным результатам участия в Движении и проведении региональных чемпионатов можно отнести возрастающий профессиональный интерес и динамика количественных показателей.

В 2016 году был проведен I Региональный чемпионат по «Молодые профессионалы» по 10 профессиональным компетенциям: облицовка плиткой, кирпичная кладка, сварочные технологии, эксплуатация сельскохозяйственных машин, поварское дело, технологии моды, дошкольное воспитание, преподаватель младших классов, ремонт и обслуживание легковых автомобилей, парикмахерское искусство.

В 2017 году, на следующем региональном чемпионате соревнования проводились по 15 компетенциям (Таблица 3).

ный центр движения «Ворлдскиллс Россия» на базе Кабардино-Балкарского колледжа «Строитель» и Региональный центр развития движения «Абилимпикс» на базе Кабардино-Балкарского гуманитарно-технического колледжа, оснащенные современными оборудованием и технологиями, соответствующими требованиям Ворлдскиллс.

Важный момент в проведении Чемпионата - наличие экспертов для осуществления обучения и оценки по соответствующим компетенциям.

Таблица 3. Численность конкурсантов, региональных и главных экспертов

Год проведения / показатели Количество компетенций Количество участников Количество экспертов Количество Кол-во участ. отбороч. соревнов. Кол-во участ. на- цион. соревнов.

Республиканских Главных Призеров победителей

2016-2017 10 55 66 9 23 10 7 3

2017-2018 15 80 144 14 32 16 13 7

Подготовительный этап предусматривал создание команды профессионалов, проявивших неформальный интерес в продвижении идей Движения. В состав организационного комитета вошли представители практически всех министерств, ведомств и представители работодателей, чьи компетенции были выставлены на соревнования. Это позволило сконцентрировать человеческие и материальные ресурсы, которые позволили решить поставленные задачи полностью.

Развитие кадрового потенциала осуществлялось по линии расширения регионального экспертного сообщества в разрезе профессиональных компетенций. В настоящее время подготовлено 144 специалиста.

К организации чемпионата были подключены волонтерские команды, для которых участие в мероприятии стало серьезной школой профессионального роста.

В ходе проведения чемпионата наряду с основной соревновательной программой была развернута деловая программа, которая предусматривала «мастер классы», «круглые столы», дискуссии, лекции, встречи для участников и гостей. Мероприятия Чемпионата посетило более двух тысяч человек, в том числе школьников. Потенциал Движения проявляется и в профессиональной ориентации обучающихся школ.

Участие обучающихся профессиональных образовательных организаций в чемпионатах различного уровня обусловило необходимость обновления содержания и техноло-

гий подготовки будущих профессионалов, а именно:

- содержания учебных планов с учетом соответствующих профессиональных стандартов и технологического описания по компетенциям;

- технологий и методов обучения студентов с учетом требований Ворлдскиллс;

- процедур промежуточной аттестации обучающихся и проведение квалифицированного экзамена, которые выстраиваются в идеологии конкурсных заданий Ворлдскиллс.

В процессе актуализации образовательных программ профессиональных образовательных организаций привели в соответствие планируемые результаты освоения образовательных программ потребностям рынка труда; организацию и содержание оценки освоения квалификаций подходу, используемому при независимой оценки квалификации.

Вхождение и активное участие Кабардино-Балкарской Республики в движении Ворлдскиллс Россия способствовали развитию региональной системы профессионального образования по нескольким основным направлениям:

- развитие кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций республики;

- актуализация содержания и технологий образовательных организаций республики;

- повышение качества подготовки кадров;

- создание современной материально-технической базы образовательных организаций, повышение привлекательности самой системы.

библиографический список

1. Википедия.ги.т. Wikipedia.org

2. Численность обучающихся, педагогического и преподавательского персонала, потенциаль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ного числа образовательных организаций всех уровней образования: прогноз до 2015 года. - М.: ЦСПиМ., 2017. С. 15.

3. Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в

2017 году и задачах на 2018 год. Опубликован 6 марта 2018 года. URL: ЫИрвУ/Минобрна-уки.РФ, документы/12446. С. 114-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.