Научная статья на тему 'Социальная активность студента как фактор профессиональной подготовки'

Социальная активность студента как фактор профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КЛУБНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / YOUTH POLICY / SOCIAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL WORK / STUDENTS'' SELF-GOVERNMENT / CLUB FORMATIONS / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кумыков Ауес Мухамедович, Люев Азамат Хасейнович, Жабелова Гюльнара Акоевна, Журавель Ксения Николаевна

В статье проанализированы особенности воспитательного процесса, реализации молодёжной политики и коллективной самоорганизации студентов в вузе. Представлен опыт совершенствования форм студенческого самоуправления и со-управления в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кумыков Ауес Мухамедович, Люев Азамат Хасейнович, Жабелова Гюльнара Акоевна, Журавель Ксения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS'' SOCIAL ACTIVITIES AS A GUARANTEE OF THEIR PROFESSIONAL SUCCESS

The paper analyzes the features of educational process, realization of youth policy and collective self-organization of students at Kabardino-Balkarian State University. The experience of student's' self-government and co-government forms improvement is presented.

Текст научной работы на тему «Социальная активность студента как фактор профессиональной подготовки»

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

КУМЫКОВ Ауес Мухамедович - д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой теории и технологии социальной работы, проректор по воспитательной работе и социальным вопросам. E-mail: profkbsu@mail.ru

ЛЮЕВ Азамат Хасейнович - канд. социол. наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы, начальник управления по молодежной политике и воспитательной работе. E-mail: azamat_luev@mail.ru

ЖАБЕЛОВА Гюльнара Акоевна - магистр менеджмента, зам. начальника управления по молодежной политике и воспитательной работе. E-mail: gylichka5@yandex.ru ЖУРАВЕЛЬ Ксения Николаевна - директор центра поддержки студенческих инициатив, молодежных программ и проектов. E-mail: ksu-j_kbr13@mail.ru Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Россия Адрес: 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173

Аннотация. В статье проанализированы особенности воспитательного процесса, реализации молодёжной политики и коллективной самоорганизации студентов в вузе. Представлен опыт совершенствования форм студенческого самоуправления и со-упрабления в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова.

Ключевые слова: молодёжная политика, социальная активность, воспитательная работа, студенческое самоуправление, клубные формирования, патриотическое воспитание

Для цитирования: Кумыков А.М, Люев А.Х, Жабелова Г.А, Журавель К.Н. Социальная активность студента как фактор профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 127-132.

В ходе дальнейшего развития современной России повышается роль университетов и студенческой молодёжи в укреплении демократии, в формировании социального государства и гражданского общества [1]. В этом контексте обретают актуальность проблемы совершенствования управления системой образования, разграничения компетенций между органами управления образованием, учебным заведением и институтами гражданского общества.

Изначально в основу института высшего образования были заложены принципы автономии, коллегиальности и выборности, которые реализуются через демократические формы управления. Сегодня это -самоуправление, в том числе студенческое [2]. Согласно требованиям государственного образовательного стандарта выпуск-

ник вуза должен быть самостоятельной личностью и обладать не только глубокими знаниями в своей профессиональной области, но и организаторскими способностями, лидерским качествами, быть готовым к решению нестандартных задач. Таким образом, одним из главных «измерителей» уровня выпускника вуза становится его социальная активность. Она, как известно, обусловлена «наличием у него собственной позиции по отношению к различным событиям в жизни общества, стремлением участвовать в социально-экономических и политических процессах, которые воплощаются в социально полезной и социально значимой деятельности, и предполагает различные формы коллективной самоорганизации» [3].

В современной вузовской практике уже накопилось немало различных форм студенческого самоуправления, отработаны методы проведения молодёжной политики, поэтому возникает необходимость их систематизации, в том числе в плане сочетаемости и эффективности. Ведь чем шире палитра организационных форм воспитательной работы, тем легче достигаются

цели и воспитания и формирования гражданской активности. Рассмотрим особенности применения различных форм воспитательной работы в процессах реализации молодёжной политики и студенческого самоуправления на примере Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

В КБГУ обучается около 13 тыс. студентов, что составляет порядка 60% от общего количества студентов в данном регионе, или 4,5% от общей численности молодых людей, проживающих в КБР, в возрасте от 14 до 30 лет. Использование такого крупного ресурса для реализации социально-культурной политики г. Нальчика и Кабардино-Балкарской республики позволяет университету быть активным инициатором и координатором разнообразных проектов по формированию общественных институтов республики и укреплению системы общественного самоуправления, а в целом - гражданского общества в КБР.

Стратегическая цель программ молодёжной политики и воспитательной работы университета - обеспечение условий для успешной и эффективной самореали-

зации студенческой молодёжи, раскрытия потенциала студентов в интересах развития Кабардино-Балкарской республики, Северокавказского региона и Российской Федерации. Приоритетными направлениями воспитательной работы в университете являются: гражданско-патриотическое воспитание; трудовое воспитание, содействие трудоустройству и занятости студентов; пропаганда здорового образа жизни и приобщение к спорту; привлечение к научно-исследовательской деятельности; профилактика противоправных и экстремистских проявлений в молодёжной среде; самодеятельное художественное творчество; волонтёрство и благотворительная деятельность; многообразная работа со школьниками региона. Разнонаправлен-ность и обширность форм воспитательной деятельности и гражданской активности позволяют вовлекать в неё значительное число студенческой молодёжи.

В частности, в КБГУ создана эффективная структура, обеспечивающая реализацию программ воспитательной работы и молодёжной политики, её элементами являются как административные подразделения, так и студенческие молодёжные организации. Главным подразделением, организующим работу в этом направлении, является университетское управление по молодёжной политике и воспитательной работе, курирующее деятельность ряда центров.

В рамках центра эстетического воспитания и художественного творчества осуществляется деятельность девяти творческих коллективов, ставших победителями и лауреатами всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В рамках центра развивается студенческое творческое клубное движение, обеспечивающее потребности студентов в творческой самореализации. Так, ежегодно наш вуз проводит фестиваль художественного творчества «Студенческая весна», Зимний студенческий бал, шоу-конкурсы «Мисс

студенчества КБГУ», «Виват, студент!», а также торжественные мероприятия, приуроченные ко Дню основания КБГУ.

Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников решает вопросы, связанные с трудоустройством студентов, с работой строительных и педагогических отрядов. Особое внимание мы уделяем стройотрядам, профиль которых совпадает с профессиональными компетенциями будущих выпускников. Деятельность бойцов стройотрядов сопряжена с участием в таких масштабных проектах, как Олимпийские и Паралимпийские зимние игры 2014 г. и Гран-при Формула-1 в г. Сочи, Всероссийская студенческая стройка «Академический» (г. Екатеринбург), строительство космодрома «Восточный», участие в Президентских состязаниях в ФДООЦ «Смена».

В рамках спортивного клуба КБГУ организована работа 13 секций, функционирует центр сдачи норм ВФСК «ГТО». Заметим, что сборная футбольная команда КБГУ представляет вуз в национальной сборной футбольной лиги России (1 дивизион), сборная команда университета по баскетболу, а

Рис. 1. Схема взаимодействия студенческих объединений

также команда волейболистов с неизменным успехом выступают на чемпионатах СКФО «Зона Кавказ». При этом деятельность

спортивного клуба не сводится к работе на «большой спорт»: возможность посещать бассейн и тренажёрный зал на базе физ-

культурно-спортивного комплекса имеют все студенты. В зимний и летний периоды они на льготных условиях могут пользоваться базами отдыха КБГУ в Приэльбрусье (п. Эльбрус), а также в республике Абхазия (г. Новый Афон).

Центр поддержки студенческих инициатив, молодёжных программ и проектов курирует работу студенческих объединений и клубных формирований, которых на конец 2016 г. насчитывается уже более 20: студенческий совет КБГУ, профсоюзная организация студентов и аспирантов КБГУ, волонтёрский центр КБГУ, клуб УМНИКов «Эльбрус» при бизнес-инкубаторе «СТАРТ», молодёжные клубы при Центрах адыгской, балкарской и русской культур, студенческий научный клуб КБГУ, студенческий фотоклуб, студенческий киберклуб, студенческий киноклуб «7-й кадр», студенческое радио «СТУД FM», КВН «Эльбрус-Экспресс», клуб общественных наблюдателей, студенческий креативный центр, клуб интеллектуальных игр «Интеллект», студенческий литературный клуб, студенческий туристический клуб «СТУДТУР», добровольная дружина «Эльбрус», педагогический отряд, строительный отряд, студенческий спортивный клуб «Пегас». Все эти структуры работают по своим программам и проектам.

Как известно, необходимым условием успешной коммуникации в молодёжной среде является развитие информационных ресурсов. Сегодня в нашем университете функционирует учебное интернет-телевидение «КБГУ ТВ», газета «Университетская Жизнь», активно развивается сайт вуза. Кроме того, созданы аккаунты во всех социальных сетях.

В декабре 2016 г. был проведён первый Всероссийский рэнкинг советов обучающихся (студентов). По его итогам Совет обучающихся КБГУ вошел в ТОП-5 лучших советов в РФ. Волонтёрский центр КБГУ вошел в состав Ассоциации волонтёрских центров России, прошёл конкурсный от-

бор в рамках реализации программы формирования волонтёрских отрядов России и получил право на участие в мероприятиях по популяризации российского образования и культуры за рубежом.

Серьёзным фактором формирования профессиональных компетенций студентов вуза стало проведение открытого отборочного чемпионата СКФО «Молодые профессионалы» (World Skills Russia) по промышленной робототехнике (его победителем стал студент КБГУ А. Кишев) и «Junior Skills» по мобильной робототехнике. Этот чемпионат проходил на базе нашего университета.

В заключение отметим, что модель студенческого самоуправления, сложившаяся в КБГУ, предусматривает целую систему принципов и схем взаимодействия студенческих объединений, входящих в состав Студенческого совета и административных органов управления вуза (Рис. 1).

Как показало время, данная система способствует активному включению студентов в учебный и воспитательный процессы, позволяет им реализовывать свой потенциал, а в целом определяет качество подготовки будущего специалиста в следующих направлениях:

- опережающая подготовка (взаимодействие с органами школьного самоуправления, позволяющее подготовить лидера студенческого самоуправления перед поступлением в вуз);

- вспомогательная подготовка (клубные формирования и центры, дублирующие часть функций административных органов университета: добровольная молодёжная дружина «Эльбрус» - служба безопасности вуза; студенческая комиссия по качеству образования - учебный отдел университета; студенческое радио «CтудFM» - пресс-служба КБГУ);

- профессиональная подготовка (формирование кадров из числа активных студентов КБГУ для дальнейшего трудоустройства в управлениях и отделах государственных органов власти) [4].

Формы проявления студенческой инициативы в самоуправлении и соуправлении могут быть самыми разными; главная задача вуза - поддерживать их вариативность и максимально широкий спектр, создавать условия для их успешного функционирования. Остаётся лишь добавить, что существующие нормативы организации компе-тентностного образования, к сожалению, пока не учитывают возможностей студенческой самоорганизации и самоуправления в формировании и закреплении целого ряда профессиональных компетенций будущих специалистов.

Литература

1. Тхагапсоев Х.Г. К особенностям социального бытия современной России // Философские науки. 2007. № 9. С. 48-66.

2. Шарыпин А.В. Совершенствование форм студенческого самоуправления в вузе // Наука и современность. 2010. № 5-1. С. 415-419.

3. Шаламова А. Студенческое самоуправление как фактор социальной активности молодёжи // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 72-73.

4. Программа развития деятельности студенческих объединений КБГУ - 2016. 38 с.

Статья поступила в редакцию 17.01.17.

STUDENTS' SOCIAL ACTIVITIES AS A GUARANTEE OF THEIR PROFESSIONAL SUCCESS

Aues M. KUMYKOV - Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Head of the Chair of theory and technology of social work, vice-rector for Social and educational work, e-mail: profkbsu@mail.ru Azamat Kh. LYUEV - Cand. Sci. (Sociology), Assoc. Prof., Head of the Department for youth policy and educational work, e -mail: azamat_luev@mail.ru

Gyulnara A. ZHABELOVA - Master of Management, Deputy Head of the Department for youth policy and educational work, e -mail: gylichka5@yandex.ru

Kseniya N. ZHURAVEL - Director of the Center for supporting student initiatives, youth programs and projects, e -mail: ksu-j_kbr13@mail.ru

Kabardino-Balkarian State University named by Kh.M. Berbekov, Russia Address: 173, Chernyshevskogo str., Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360004, Russian Federation

Abstract. The paper analyzes the features of educational process, realization of youth policy and collective self-organization of students at Kabardino-Balkarian State University. The experience of student's' self-government and co-government forms improvement is presented.

Keywords: youth policy, social activities, educational work, students' self-government, club formations, patriotic education

Cite as: Kumykov, A.M., Lyuev, A.Kh., Zhabelova, G.A., Zhuravel, K.N. (2017). [Students' Social Activities as a Guarantee of Their Professional Success]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3 (210), pp. 127-132 (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Tkhagapsoev, Kh.G. (2007). [Peculiarity of the Social Existence of Russia]. Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences]. No. 9, pp. 48-66. (In Russ.)

2. Sharypin, A.V. (2010). [Development of Forms of Student Government in Higher School]. Nauka i sovremennost' [Science and Modernity]. No. 5-1, pp. 415-419. (In Russ.)

3. Shalamova, A. (2007). [Student Self-Government as a Factor of Social Activity of the Youth]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 8, pp.72-73. (In Russ.)

4. Program for the Development the Activities of KBSU Student Associations. 2016. 38 p.

The paper was submitted 17.01.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.