Научная статья на тему 'Об университете от «Первого лица»'

Об университете от «Первого лица» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / УНИВЕРСИТЕТ КАК НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР РЕГИОНА / KABARDINO-BALKARIAN STATE UNIVERSITY / UNIVERSITY MISSION / REGIONAL UNIVERSITY / UNIVERSITY AS A REGIONAL SCIENTIFIC / TECHNOLOGICAL AND CULTURAL CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Альтудов Юрий Камбулатович

В статье представлен краткий очерк условий возникновения, основных этапов истории, современного состояния и перспектив развития КБГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Альтудов Юрий Камбулатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT KABARDINO-BALKARIAN STATE UNIVERSITY FROM THE FIRST-PERSON PERSPECTIVE

The article presents a brief outline of conditions of occurrence, the main stages of the history, current state and prospects ofthe development of Kabardino-Balkarian State University.

Текст научной работы на тему «Об университете от «Первого лица»»

ОБ УНИВЕРСИТЕТЕ ОТ «ПЕРВОГО ЛИЦА»

АЛЬТУДОВ Юрий Камбулатович - д-р техн. наук, д-р экон. наук, проф., ректор. E-mail: yka@kbsu.ru

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Россия Адрес: 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173

Аннотация. В статье представлен краткий очерк условий возникновения, основных этапов истории, современного состояния и перспектив развития КБГУ.

Ключевые слова: университет, миссия университета, региональный университет, университет как научно-технологический и культурный центр региона

ДДля цитирования: Альтудов Ю.К. Об университете от «первого лица» // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 95-100.

Едва ли нужно доказывать, что каждый университет в стране и история его развития являют собой важнейший аспект культуры региона (края, области или республики), в котором он дислоцирован и функционирует. Вместе с тем не менее важно подчеркнуть, что каждый университет «по определению» демонстрирует своей деятельностью некую «универсальную» меру российской культуры как целого. Разумеется, это относится и к нашему университету - одному из старейших вузов Северного Кавказа. В текущем 2017 г. он готовится отметить своё 85-летие.

История КБГУ началась с Постановления Совета Народных Комисаров РСФСР, подписанного 7 мая 1932 г. в контексте решения задач «строительства социалистической культуры» и устанавливающего учреждение Кабардино-Балкарского педагогического института. Уже 5 сентября 1932 г. первая группа из 120 студентов приступила к занятиям на трёх факультетах: физико-математическом, биологическом, языка и литературы. Так республика получила возможность готовить кадры школьных учителей, которых остро не хватало. Институт был невелик по масштабам, его преподавательский состав первоначально насчитывал всего 22 человека. Тем не менее в довоенный период было подготовлено свыше тысячи педагогов, которые внесли огромный вклад

в развитие системы образования и повышение культурного уровня народов Кабардино-Балкарии. Великая Отечественная война прервала поступательное развитие вуза, ведь Кабардино-Балкария и её столица Нальчик были оккупированы. Многие студенты и преподаватели ушли на фронт, отдали свои жизни за свободу и независимость Родины. Педагогический институт вновь возобновил свою деятельность после освобождения весной 1943 г.

В послевоенные годы пединститут сумел быстро восстановиться и даже заметно

укрепить свою материально-техническую базу, однако потребность региона в масштабной и качественной подготовке кадров с высшим образованием ощущалась с нарастающей остротой. Ответом на этот вызов стало Постановление Совета министров СССР от 5 апреля 1957 г., в котором сообщалось о принятом решении организовать на базе педагогического института государственный университет. Внимание государства и органов власти к вопросам развития только что созданного университета выразилось и в том, что его первым ректором был назначен Х.М. Бербеков, занимавший в то время должность секретаря Кабардино-Балкарского обкома. Но, пожалуй, самое примечательное на том этапе истории нашего университета состоит в том, что КБГУ стал первым университетом в национальных республиках Северного Кавказа.

Кабардино-Балкарский государственный университет начал свою работу 1 сентября 1957 г. в составе четырёх факультетов: историко-филологического, физико-математического, инженерно-строительного и сельскохозяйственного. На первый курс было принято 569 человек, а общее количество обучающихся составило около 3000 студентов. К этому времени значительно возросла и численность профессорско-преподавательского состава, достигнув 170 человек, в их числе было три доктора наук и 40 кандидатов наук.

История распорядилась таким образом, что в ту пору экономика и промышленность Кабардино-Балкарской республики оказались в «мейнстриме» общего научно-технического подъёма в СССР. В частности, в республике пустил корни и получил импульс к интенсивному развитию целый ряд ключевых направлений промышленности и научно-технического прогресса, среди них металлургия вольфрама и молибдена, приборостроение, станкостроение, производство алмазных инструментов, электронное машиностроение, которые требовали как кадрового, так и научного обеспечения. Всё

это, в свою очередь, стало вызовом для коллектива КБГУ. В этом контексте у нас получили развитие научные школы по физике твердого тела, поверхности и поверхностных явлений, химии вольфрама, молибдена, высокомолекулярных соединений, физико-химии, математике и ряд направлений технологии машиностроения. В университете начинается подготовка инженеров по профилю «Технология машиностроения», существенно увеличивается прием по направлениям «Физика», «Химия», «Математика» (в том числе прикладная математика).

Именно в этих условиях в 1960-1970-е гг. университет становится главным научно-образовательным и культурно-просветительским центром Кабардино-Балкарии, а также одним из ведущих вузов на Северном Кавказе. В эти же годы выпуск специалистов и спектр направлений их подготовки в КБГУ идет «по нарастающей». В частности, открываются три новых факультета: химико-биологический, инженерно-технический и медицинский, введены программы аспирантуры. Да и в дальнейшем (вплоть до 90-х гг.) наш университет развивался весьма динамично: систематически вводились новые специальности, формировались новые факультеты, кафедры, открывались научные лаборатории. Естественно, что успехи КБГУ в различных областях науки стали заметными на общесоюзной арене, о чём свидетельствуют факты организации на базе нашего университета целого ряда представительных общесоюзных и международных научных конференций (по физике поверхности и межфазных явлений, по химии высокомолекулярных соединений, по теории дифференциальных уравнений смешанного типа и др.). На этом общем фоне наш университет в 1982 г. за заслуги в подготовке квалифицированных кадров и развитии научных исследований был награждён Орденом Дружбы_ народов. Примечательно и то обстоятельство, что 30 декабря 1996 г. Указом Президента КБР университету присвоено имя его первого ректора - Хатуты Муто-

вича Бербекова, а в 1997 г. на базе нашего вуза создан университетский комплекс. При этом его состав существенно расширился: на основе единого юридического лица в структуру университета были включены шесть колледжей.

Справедливости ради подчеркнём, что наш университет в советское время не ощущал дефицита внимания государства и общества, хотя это внимание и было регламентировано известными идеологическими, политическими и управленческими рамками. Однако лишь после 1990-х гг. КБГУ обрёл реальную возможность выстраивать ориентиры и векторы своего развития самостоятельно. В этом контексте, полагаем, напрашивается тема об особенностях отношений между университетом и демократическим обществом, поскольку любой дискурс об университете выводит прежде всего на его родовую сущность и миссию. Ведь только университет способен обеспечить воспроизводство и развитие современных форм жизни и деятельности человека, сложность которых непрерывно возрастает, что, в свою очередь, предполагает неуклонное раздви-жение горизонтов познания, развитие мира технологий и культуры, вновь и вновь выводя его на выполнение универсальных функций как социально-культурного института [1]. Именно университет, будучи глобальным механизмом аккумуляции культуры и её селективного развития, играет ключевую

роль в процессах конструирования всех без исключения видов и форм деятельности, типов и форм социальной идентичности.

Однако при всей универсальности миссии университета его деятельность строится в рамках конкретных «здесь и сейчас», а именно - в условиях специфических вызовов и запросов, которые стоят перед тем или иным конкретным вузом [2-4]. В этом смысле регион дислокации университета существенно задаёт и диктует меру «универсального» и «специфического» в его деятельности (целевые ориентиры и спектр образовательных направлений, тематику и горизонты НИР и даже экономическую практику). В этом плане особенно специфичен кавказский регион - здесь едва ли не главной задачей, доминантой деятельности университета становится формирование и поддержание социальной солидарности и гражданско-по-литического единства в условиях культурного многообразия [5]. Именно с учётом этих обстоятельств строились и строятся общая стратегия и конкретные программы развития КБГУ. Что же мы имеем в канун юбилея нашего университета, каковы итоги его развития на протяжении 85 лет?

На сегодняшний день КБГУ - это университетский комплекс с развитой инфраструктурой, объединяющий 11 институтов, три факультета, пять колледжей и реализующий около 200 образовательных программ всех уровней профессионального образования.

Университетский комплекс имеет в своём составе 26 учебных зданий, научную библиотеку, ботанический сад, медико-биологический центр, экологический стационар, студенческую и стоматологическую поликлиники, учебно-научный комплекс с базой отдыха в Приэльбрусье, базу отдыха «Абхазия» в Новом Афоне (Республика Абхазия), физкультурно-спортивный комплекс, стадион, восемь спортивных залов, девять зданий общежития, бизнес-инкубатор, интернет-телевидение, музей живой природы, два центра коллективного пользования, научно-образовательный центр, шесть базовых кафедр, малую школьную академию. Наш университет представлен и в мировом научно-образовательном пространстве благодаря научным, образовательным и деловым контактам с более чем 50 зарубежными вузами, научными центрами и компаниями.

Контингент обучающихся в КБГУ на данный момент составляет около 13 тыс. человек, в том числе около 600 иностранных граждан. Численность педагогических работников -954 человека, из них 655 докторов и кандидатов наук, в том числе три академика РАН, два члена-корреспондента РАН, академик РАО. При университете функционируют шесть диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций.

КБГУ является победителем конкурса федеральной поддержки программы стратегического развития. По результатам мониторинга 2013-2015 гг. Министерство образования и науки РФ неизменно признавало КБГУ эффективным вузом. В международном рейтинге Webometrics-2016 КБГУ среди вузов России занял 155-е место, а в рейтинге вузов России 2016 г. по качеству образования - 72-е. Результат обоих рейтингов является одним из лучших для университетов Северо-Кавказского федерального округа. КБГУ также вошёл в ТОП-100 Национального рейтинга агентства «Интерфакс» в 2015-2016 гг.

КБГУ придает первостепенное значение развитию связей с научными, образователь-

ными и культурными учреждениями, органами власти и управления, бизнес-структурами региона и страны. Так, вуз плодотворно сотрудничает с выдающимся деятелем культуры России А.Н. Сокуровым, который внёс большой вклад в развитие университета. В частности, в КБГУ функционирует учебный театр - творческая мастерская А.Н. Соку-рова. В 2015 г. состоялся первый выпуск этой творческой мастерской. Выпускные работы его учеников стали ярким культурным событием не только в Кабардино-Балкарской Республике, но и в России. В рамках договора между Кабардино-Балкарской Республикой и Санкт-Петербургом в 2016 г. было подписано соглашение о сотрудничестве КБГУ и Государственного Эрмитажа, которое уже перешло в стадию реализации совместных проектов. К примеру, в 2016 г. наши студенты принимали участие в археологической экспедиции, организованной Эрмитажем на Юге России, на территории Кабардино-Балкарии. Специалисты Эрмитажа читают лекции и проводят мастер-классы по актуальным вопросам истории и археологии Кавказа. КБГУ имеет тесные деловые связи с известными научными и технологическими центрами страны. Один из примеров подобных связей - открытие Учебного центра компании ПУ, крупнейшего российского разработчика программного обеспечения систем безопасности и видеонаблюдения, значимость которого в плане развития инженерного образования в КБГУ очевидна. Подобными внешними связями подпитыва-ются многие направления деятельности университета.

Приведу ещё один пример многообразия форм взаимодействия нашего университета с федеральными институтами. КБГУ совместно с Агентством развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», Министерством образования, науки и по делам молодёжи КБР, а также при участии аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО провёл в 2016 г. открытый отборочный чемпио-

нат «Молодые профессионалы» (World Skills Russia) по промышленной робототехнике. Отрадно, что победителем этого регионального чемпионата стал студент КБГУ, который впоследствии занял второе место в IV Национальном чемпионате России.

Наш университет уделяет пристальное внимание не только развитию образовательных технологий и научных исследований, но также и отработке современных форм управления университетским процессом. В частности, создан Попечительский совет КБГУ, председателем которого стал Глава Кабардино-Балкарской Республики Ю.А. Коков. В состав Попечительского совета вошли широко известные в нашей стране и за её пределами деятели науки, культуры и искусства, представители бизнеса: художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии Ю.Х. Темирканов, всемирно известный кинорежиссёр А.Н. Сокуров, директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, Президент РАН В.Е. Фортов, академик РАН М.Ч. Залиханов, академик РАН Р.С. Акчу-рин, Генеральный директор АО «Концерн "Созвездие"», член-корреспондент РАН А.Ю. Беккиев, Председатель совета директоров ООО «РСП-М» М.М. Циканов, глава компании ITV М.К. Алтуев и др.

КБГУ уделяет большое внимание молодёжной политике и воспитанию студента. Стратегическая цель в данном направлении деятельности - обеспечение условий для успешной социализации студенческой молодежи, реализации потенциала студентов во благо Кабардино-Балкарской Республики и Российской Федерации. В КБГУ функционирует центр эстетического воспитания и художеественного творчества, курирующий девять творческих коллективов, которые являются победителями и лауреатами всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Студенты КБГУ принимали участие в таких мероприятиях, как Олимпийские и Паралимпийские зимние игры 2014 в г. Сочи, Гран-при Формула-1 в г. Сочи, Все-

российская студенческая стройка «Академический» в Екатеринбурге, строительство космодрома «Восточный» и т.д.

Особое значение мы придаем деятельности Центра содействия занятости и трудоустройству выпускников. В декабре 2016 г. был проведён первый Всероссийский рэн-кинг Советов обучающихся, по итогам которого Совет обучающихся КБГУ вошел в ТОП-5 лучших организаций в РФ.

Всё сказанное выше, на наш взгляд, дает основание утверждать, что КБГУ сегодня -один из ведущих классических университетов России, выступающий в качестве инновационного университетского комплекса, решающего задачи федерально-регионального значения в области образования, науки, культуры, ориентированного на дальнейшее успешное развитие и осуществление миссии университета в сложных и противоречивых условиях становления нового общества. Конечно, мы сталкиваемся с проблемами и трудностями, перед которыми стоит любой современный региональный вуз в России. И всё же мы настроены оптимистично. К тому же мы верим, что внимание структур власти и общества к региональным университетам будет возрастать - этого настоятельно требуют интересы развития страны.

Литература

1. Magna Charta. Bologna, 1988.

2. Тхагапсоев Х.Г. К особенностям социального бытия современной России // Философские науки. 2007. № 9. С. 48-66.

3. Белоцерковский А.В. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 3-9.

4. Ким И.Н. Будущее регионального вуза в контексте стратегии развития отечественного образования // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 20-29.

5. Тхагапсоев Х.Г. Образование в культурных стратегиях развития Южной России // Культура Южной России. СПб.: Петрополис, 2012. С. 251-257.

Статья поступила в редакцию 22.01.17.

100

Bbicrnee oQpmoeame e Poccuu • № 3, 2017

ABOUT KABARDINO-BALKARIAN STATE UNIVERSITY FROM THE FIRST-PERSON PERSPECTIVE

Yuriy K. ALTUDOV- Dr. Sci. (Technical), Dr. Sci. (Economics), Prof., Rector, e-mail: yka@kbsu.ru

Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov, Russia Address: 173, Chernyshevskogo str., Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360004, Russian Federation

Absract. The article presents a brief outline of conditions of occurrence, the main stages of the history, current state and prospects ofthe development of Kabardino-Balkarian State University.

Keywords: Kabardino-Balkarian State University, university mission, regional university, university as a regional scientific, technological and cultural center

Cite as: Al'tudov, Yu.K. (2017). [About Kabardino-Balkarian State University from the First Person Perspective]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3 (210), pp. 95-100.

References

1. Magna Charta. Bologna, 1988.

2. Tkhagapsoev, Kh.G. (2007). [To the Features of the Social Existence of Modern Russia]. Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences]. No. 9, pp. 48-66. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Belotserkovsky, A.V. (2015) [Universities as Generator for Regional Development]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 5-10. (In Russ., abstract in Eng.).

4. Kim, I.N. (2015). [The Future of a Regional Higher Education Institution within the Context of Strategic Development of National Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 20-29. (In Russ., abstract in Eng.).

5. Tkhagapsoev, Kh.G. (2012). [Education in Cultural Development Strategies in South Russia]. In: Kultura Yuzhnoi Rossii [Culture ofSouth Russia]. St. Petersburg.: Petropolis Publ., pp. 251-257. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 22.01.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.