Научная статья на тему 'Движение однородного стержня при действии постоянного давления на торце'

Движение однородного стержня при действии постоянного давления на торце Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Манжосов Владимир Кузьмич, Мартынова Наталья Борисовна

Описан волновой характер движения однородного стержня (перемещение, скорость и деформация в характерных сечениях). Рассмотрена задача о движении центра масс стержня. При t > 50 21/а относительная разница скоростей сечений стержня незначительна и движение стержня можно рассматривать как движение тела с равной скоростью всех сечений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Манжосов Владимир Кузьмич, Мартынова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Движение однородного стержня при действии постоянного давления на торце»

УДК 593.1

В.К. МАНЖОСОВ, Н.Б. МАРТЫНОВА

ДВИЖЕНИЕ ОДНОРОДНОГО СТЕРЖНЯ ПРИ ДЕЙСТВИИ ПОСТОЯННОГО ДАВЛЕНИЯ НА ТОРЦЕ

Описай волновой характер движения однородного стержня (перемещение, скорость и деформация в характерных сечениях). Рассмотрена задача о движении центра масс

стержня. При £ > 50-2//а относительная разница скоростей сечений стержня незначительна и движенгие стержня молено рассматривать как движение тела с равной скоростью всех сечений.

Задача продольного соударения стержней часто возникает при решении тех или иных вопросов проектирования ударных машин и технологий. При ударе в ударном сечении возбуждаются значительные по величине ударные силы. Их определение связано с изучением волновых процессов в соударяе-мых телах и этой проблеме посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных исследователей [1-5].

\ и -

Следует, однако, отметить, что практически во всех известных исследованиях постановка задачи сводится к тому, что в момент удара скорость сечений стержня, наносящего удар, одинакова и деформации в этих сечениях отсутствуют. Можно признать справедливость такой постановки задачи, но до определенного предела и этот предел до настоящего времени строго не обозначен.

Существо проблемы заключается в том, что существует предыстория движения стержня, наносящего удар. Стержень от состояния покоя в некоторый момент времени при приложении внешней силы начинает движение. Это движение имеет волновой характер.

Рассмотрим движение однородного стержня под действием мгновенно приложенного к нему давления р0 на торце (рис.1). Длина стержня равна /,

площадь поперечного сечения равна А.

Ро

_ X

I

Рис.1. Расчетная схема стержня Движение стержня описывается волновым уравнением

0<*</ (1)

дх2 а2 дГ

при соответствующих начальных

' Эи(дг,0) =

дх Ы

и граничных условиях

^ = Р = РоЛ, (3)

ОХ ох

где и{х,{) - перемещение поперечного сечения стержня, положение которого определяется координатой х; а - скорость распространения звука в материале стержня; / - время; Е - модуль упругости 1-го рода материала стержня; А - площадь поперечного сечения стержня; Р - сила.

При мгновенном приложении силы р0 в момент времени t = 0 возмущение в виде волны деформации будет распространяться со скоростью звука к сечению х = I. Достигнув этого сечения, волна отражается и отраженная волна распространяется к левому торцу стержня. Здесь вновь происходит преобразование волны и это волновое состояние распространяется к сечению х = /. Далее процесс повторяется и движение стержня определяется по сути движением волн, движущихся от левого торца стержня к правому и обратно.

Решение уравнения (1) по методу Даламбера представляется в виде сум-

£

мы двух неизвестных функций

и(х,т) = - х)+ ф(а/ + х)9 >' (4)

где /(я/-*) - функция, описывающая параметры волны, распространяющейся по направлению оси х (назовем её прямой волной); ф(я * + х) - функция, описывающая параметры волны, распространяющейся в обратном направлении (назовём её обратной волной).

Величина относительной продольной деформации в произвольном сечении стержня равна

= тг [/(*' - *)+ФЙ+*)]=- / V - *)+Ф1и+*)• (5)

ох ох

Скорости сечений могут быть определены как

= — [/(м - х)+ ф [а1 + х)]=а/'(сИ - х)+а<р'(м + х). (6)

д1 5/

Начальные значения функций определяются из начальных условий (2):

—^=о, - /'К - *)+ ф'К+*)=0.

ОХ

= 0, а/'Ц, - *)+ «р'Ц, + х)= 0, (7)

• А

откуда следует, что /'(я/10 - х)= 0, ф'(а*0 + х)= 0. (8)

Прямая волна формируется в сечении х = 0 и равна /'(я/ - 0). Параметры этой волны определяются из граничного условия (3)

ЕА[-/'(*- 0)+ф'(вг + 0)]+р=о,

ох

р

откуда /'(аг - 0) = <р'(яг + 0) ■+ —. (9)

ЕА

Обратная волна формируется в сечении х = I стержня и определяется из граничного условия (3)

^ = 0, -f'(at-l)+q>'(at + l)= 0, ф'(л + /) = /'(аГ-/). (W)

(✓ Я

Но функция

f'{at-l)=f'[a(t-l/a)-О], (П)

т.е. прямая волна в сечении л; = / будет такой же, как и в сечении х = 0, но с запаздыванием на величину А! = 1/а.

Функция

ф'(at + 0)= <р'[я(/ - //я) 4- /], (12)

т.е. обратная волна в сечении х = 0 будет такой же, как и в сечении х = /, но с запаздыванием на величину Д / = //а.

Учитывая (11), (10) и (12), можем записать, что

у* (at + О) = /'[a(f — 2//а)—О], - (13)

т.е. функция, описывающая обратную волну в сечении х = 0, соответствует функции, описывающей формируемую ранее при (t-21/a) в сечении х = 0

прямую волну. С учетом (13) равенство (9) примет вид

f'(at-0) = f'[a{t-2l/a)-0}+-^- (14)

ЕА

На первом интервале 0</<2//д из начальных условий (8) следует, что f'[a(t - 21/а)-0] = 0. Тогда из (14) и (13)

f'(at - О) = , 0 <t <21/а, (15)

ЕА

ф'(аГ + 0)=0, 0 <t <21/а. (16)

р

Обозначим в0 = —. Для произвольного сечения х (0 < х < /)

ЕгА

, , [0, 0 <t<x/a, f [at-х) = { , ч П7)

J V ] |е0, x/a<t<{2l + x)/a. к }

Для сечения х-1

,, ч ГО, 0 <t<l/a,

/V-0= j, ' (18)

[s0, l/a <t <31/a.

Из равенства (10) следует:

t( Л Jo, 0 Zt<l/a, v [e0, l/a<t<3l/a.

Для произвольного сечения x (0 <x<l)

, f0, 0<t<(2l-x)/a,

le0, (2l-x)/a<t<(4l-x)/a.

(19)

(20)

При x = 0 имеем

,, лч Го, 0<t < 21/а,

q>V + 0)=1 , ' (21)

На втором интервале движения (21/а < t < 4//а), учитывая (21) в (9), получим

f'(at - 0) = 2е0, 21 [а < t < Al ¡a . (22)

Для произвольного сечения х (О < х < /)

М ; К, (2l + x)/a<t<(4l + x)/a. (23)

Для сечения х = 1

f (at -/) = ■! ' ' (24)

V 7 |2s0, 3l/a<t< 51 ja. ^ ;

Обратная волна ф'(а/ + /), формируемая в сечении х - /, из условия (10)

Ф \at+l)={ ■ (25)

К 1 [2с0> 3l/a<t<5l/a. К }

Для произвольного сечения х (О < х < I)

,, ч Ге0> (2l-x)la<t<(4l-x)la, ф'(я/ + *)Ч / ч, \ ч (26)

' [2б0, (4l-x)ja<t<(ei-x)la. V ;

гг л ,/ Ач fe0, 2l/a<t<4l/a,

При л- = 0 имеем ©W-0) = « (27)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

' |2е0, 4l/a<t<6l/a. У ]

Если за интервал времени взять величину Г = 21 ¡а, то на z -м интервале движения (z-1)21/а < t < i2l/a, i = 1,2,3,...

f'(at - 0) = /s g, (z - 1)2//я < ? < ill/а. (28)

Для произвольного сечения х (О < х < /)

fiat _ х) = №- ^о > (О* - 2)2/ + X Va < t < ((/ -1)2/ + х)/а,

К> ((/-1)2/ + x)¡a <t<(i2l + x)/a. K }

Для сечения x = /

fU - D=í(z' " ' ((/ ~ 2)2/ + - ' < ® - ^ + 7)/a*

71 ' K, ((z -1)2/ + l)/a<t< (i2l + í)ja. (30)

Обратная волна í\>'(at + /), формируемая в сечении x = / , из условия (10)

Ф V+/)«f "1>о ■ 5' - f+/)/а * '< № -1)2/+o i )

Для произвольного сечения х (О < х < /)

ФV+Х)4* ~1>о ' 9 ~1)2! ~-' < (/2/ - х)/а> (32)

' К, (/2/ -x)/a<t< ((i 4-1)2/ - x)/ a. ^ j

При х = 0 имеем

[ze0, i2l/a<t<{i + \)2l/a.

В качестве характерных сечений стержня выделим сечения х = О, х = /. Скорость сечения х из (6)

^^ = я/V - х)+ «p'(af + х).

Для сечения х = 0, учитывая (28) и (33) ,

8u(0¿) =a[f<(at _ о)+ + о)] = (2 i - 1)дб0, (/ -1)2¡ ¡a < t < ill ¡a. dt

Для сечения х = / , учитывая (30) и (31),

21 - l)as0, ((/ - 2)2/ + l)/a < t < ((/ -1)2/ + l)jа, а/ " ]2иге0, ((/ -1)2/ + í)¡ a < i < (ill + /)/а.

Рассмотрим движение центра масс стержня. Из теоремы о движении центра масс следует, что

IV

Vc=Ko+T- p0Adl9

М ¡

где Vc0 = 0 - скорость центра масс стержня в начальный момент времени; М - масса стержня.

Учитывая, что М=рА1, р = Е/а2- плотность материала стержня; р0 и А -const, получим

,2

а"Po 4 2а*о

ЕА1 21 ¡а

В конце каждого периода движения при / = illja (i = 1,2,3,...) Vc = 2iasQ.

На рис. 2 показаны диаграммы, иллюстрирующие скорости характерных сечений стержня: сечения х = 0 (диаграмма 1), сечения х = / (диаграмма 2) и центра масс стержня (диаграмма 3). Точки оси абсцисс изображают относительной время 7 = t/(2l/a), точки оси ординат изображают относительную

скорость

Скорости сечений стержня изменяются ступенчато, сохраняя постоянные значения в пределах каждого интервала движения. В конце каждого интервала движения скорость сечения х = / совпадает со скоростью центра масс стержня. Чем больше число интервалов движения i, тем меньше относительная разница скоростей сечений х = 0 и х = / стержня, т.е. скорости сечений выравниваются. Максимальная относительная разница скоростей сечений х = 0 и х = / составляет величину

AV =—-—> i = 1,2,3,... 2z — 1

V 16

14

12

10

8

в

[7

[71

[7

Г

2

[7

7

V

17

7

7

[7

£

О

17

[7

7

t

2

5

в

8

Рис. 2. Диаграммы скорости поперечных сечений стержня (1 - для х=0 ,

2 - для х = /, 3 - для цен тра масс стержня)

При />50 (соответственно, при г>50-2//а) др составляет величину

около одного процента и этой величиной можно пренебречь, считая, что скорость сечений стержня практически одинакова. На начальных интервалах движения предположение о равенстве скоростей поперечных сечений стержня является некорректным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров Е.В., Соколинский В.Б. Прикладная теория и расчет ударных систем. Ш Наука, 1969. 199 с.

2. Алимов О.Д., Манжосов В.К., Еремьяндев В.Э. Удар. Распространение волн деформаций в ударных системах. М.: Наука, 1985. 358 с.

3. Бидерман В.Л. Расчеты на ударную нагрузку // Расчеты на прочность в машиностроении. М.: Машгиз, 1959. Т.З. С. 479-580.

4. Гольдсмит В. Удар. М.: Стройиздат, 1965. 448 с.

5. Кильчевский H.A. Динамическое контактное сжатие твердых тел. Удар. Киев: Наук. думка, 1976. 320 с.

Манжосов Владимир Кузьмич, доктор технических паук, профессору заведующий кафедрой « Теоретическая и прикладная механика » Ульяновского государственного технического университета, окончил механический факультет Фрунзенского политехнического института. Имеет монографии и статьи в области динамики механических систем переменной структуры, продольного удара в стержневых системах, преобразования продольных волн деформаций в механических волноводах.

Мартынова Наталья Борисовна, студентка машиностроительного факультета Ульяновского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.