Научная статья на тему 'ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЗДОРОВЬЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Л. Н., Кондаков В. Л., Копейкина Е. Н., Савельева Т. В.

Цель исследования - выявить ценностные ориентации дошкольников в способах укрепления здоровья и определить место двигательной активности в системе ценностных ориентаций. Методика и организация исследования. В сентябре-ноябре 2020 г. было проведено исследование, в котором приняли участие 679 дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет. Выборка материалов исследования охватила 4 региона: Белгородскую, Самарскую, Томскую области и Краснодарский край. Для выявления ценностных ориентаций использовалась авторская методика Л.Н. Волошиной «Если хочешь быть здоров». Ответы участников анкетирования подверглись ранжированию. Результаты исследования и выводы. На 1-м месте в ответах детей оказалась зависимость здоровья от основ правильного питания, а на 2-м - от двигательной активности, тогда как в 2010 г. она находилась на 3-м месте. Медицинская модель здоровья, понимаемая как необходимость лечения и визитов к врачу, занимает в 2020 г. лишь 3-е место, тогда как в 2010 г. была на 1-м месте. Соблюдение гигиены и здорового образа жизни (сюда дети относили прогулки, режим дня, избегание вредных привычек, труд на свежем воздухе, питьё воды) суммарно расположились на 4-м и 5-м местах. В связи с пандемией COVID-19 появились новые варианты ответов, которых не было ранее, «носить защитную маску» и «не выходить из дома» (8-е и 17-е места соответственно в рейтинге значимых для сохранения здоровья факторов). За последние 10 лет произошло смещение ценностных ориентаций дошкольников в способах укрепления здоровья с медицинской модели на социобиологическую модель. Также за этот период правильное питание и двигательная активность улучшили свои позиции в системе ценностных ориентаций дошкольников и в настоящее время им отводится ведущая роль в способах укрепления здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волошина Л. Н., Кондаков В. Л., Копейкина Е. Н., Савельева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL ACTIVITY IN PRESCHOOLERS’ VALUES SYSTEM: QUESTIONNAIRE SURVEY

Objective of the study was to analyze the preschoolers’ values system and role of physical activity in the values system. Methods and structure of the study. We sampled for the study run in September-November 2020 the 5-7 year-old preschoolers (n= 679) from the Belgorod, Samara and Tomsk Oblasts and Krasnodar Territory. The values system of the sample was surveyed by the L.N. Voloshina “Want to be healthy?" questionnaire survey. Results and conclusion. Our questionnaire survey found the children being well aware of the role of healthy lifestyle for wellbeing. Ranked on top was healthy diet as a basis for good health, and ranked second was the physical activity (versus the 2010 questionnaire survey when it was ranked the third). The medicine-assisted health model - viewed as the need for therapy and visits to a doctor - was ranks only third in 2020 versus the first place in 2010. Due hygiene and healthy lifestyle (including habitual walking, daily regimen, immunity to bad habits, aerobic activity, water drinking etc.) was ranked fourth and fifth, respectively. It may be due to the COVID-19 pandemic that the questionnaire survey found new health ideas like "wear a face mask" and "stay home" ranked 8th and 17th among the health factors. The questionnaire survey data analysis showed that healthy socio-cultural environment with due emphasis on the cultural and transformative aspects of the teaching service at preschool educational establishment facilitates the healthy values system with due physical activity elements formation efforts.

Текст научной работы на тему «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИй ДОШКОЛЬНИКОВ

УДК/UDC 796.011

Информация для связи с автором: voloshina [email protected]

Поступила в редакцию 25.10.2021 г.

Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина1

Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков1

Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина1

Аспирант Т.В. Савельева1

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

PHYSICAL ACTIVITY IN PRESCHOOLERS' VALUES SYSTEM: QUESTIONNAIRE SURVEY

Dr.Hab., Professor L.N. Voloshina1 Dr.Hab., Professor V.L. Kondakov1 PhD, Associate Professor E.N. Kopeikina1 Postgraduate student T.V. Savelyeva1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация

Abstract

Цель исследования - выявить ценностные ориентации дошкольников в способах укрепления здоровья и определить место двигательной активности в системе ценностных ориентаций.

Методика и организация исследования. В сентябре-ноябре 2020 г. было проведено исследование, в котором приняли участие 679 дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет. Выборка материалов исследования охватила 4 региона: Белгородскую, Самарскую, Томскую области и Краснодарский край. Для выявления ценностных ориентаций использовалась авторская методика Л.Н. Волошиной «Если хочешь быть здоров». Ответы участников анкетирования подверглись ранжированию.

Результаты исследования и выводы. На 1-м месте в ответах детей оказалась зависимость здоровья от основ правильного питания, а на 2-м - от двигательной активности, тогда как в 2010 г. она находилась на 3-м месте. Медицинская модель здоровья, понимаемая как необходимость лечения и визитов к врачу, занимает в 2020 г. лишь 3-е место, тогда как в 2010 г. была на 1-м месте. Соблюдение гигиены и здорового образа жизни (сюда дети относили прогулки, режим дня, избегание вредных привычек, труд на свежем воздухе, питьё воды) суммарно расположились на 4-м и 5-м местах. В связи с пандемией COVID-19 появились новые варианты ответов, которых не было ранее, «носить защитную маску» и «не выходить из дома» (8-е и 17-е места соответственно в рейтинге значимых для сохранения здоровья факторов). За последние 10 лет произошло смещение ценностных ориентаций дошкольников в способах укрепления здоровья с медицинской модели на социобиологическую модель. Также за этот период правильное питание и двигательная активность улучшили свои позиции в системе ценностных ориентаций дошкольников и в настоящее время им отводится ведущая роль в способах укрепления здоровья.

Ключевые слова: дошкольники, ценностные ориентации, здоровье, двигательная активность.

Objective of the study was to analyze the preschoolers' values system and role of physical activity in the values system.

Methods and structure of the study. We sampled for the study run in SeptemberNovember 2020 the 5-7 year-old preschoolers (n= 679) from the Belgorod, Samara and Tomsk Oblasts and Krasnodar Territory. The values system of the sample was surveyed by the L.N. Voloshina "Want to be healthy?" questionnaire survey.

Results and conclusion. Our questionnaire survey found the children being well aware of the role of healthy lifestyle for wellbeing. Ranked on top was healthy diet as a basis for good health, and ranked second was the physical activity (versus the 2010 questionnaire survey when it was ranked the third). The medicine-assisted health model - viewed as the need for therapy and visits to a doctor - was ranks only third in 2020 versus the first place in 2010. Due hygiene and healthy lifestyle (including habitual walking, daily regimen, immunity to bad habits, aerobic activity, water drinking etc.) was ranked fourth and fifth, respectively. It may be due to the COVID-19 pandemic that the questionnaire survey found new health ideas like "wear a face mask" and "stay home" ranked 8th and 17th among the health factors. The questionnaire survey data analysis showed that healthy socio-cultural environment with due emphasis on the cultural and transformative aspects of the teaching service at preschool educational establishment facilitates the healthy values system with due physical activity elements formation efforts.

Keywords: preschoolers, values system (VS), health, physical activity.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

O (U .c I—

Введение. Двигательная активность рассматривается как компонент физической культуры, как сумма всех движений, выполняемых человеком в определенные периоды жизнедеятельности [2]. Развивается она на основе внутренней потребности в движениях под воздействием внешней среды и воспитания. Если эта деятельность является ценностью для ребенка, то в этом случае она мотивирует его активность, гармонизирует телесное и духовное развитие, приобщает к физической культуре.

Формирование основ культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников является одним из актуальных

направлений в педагогике. Одной из главных задач ФГОС дошкольного образования, в рамках образовательной области «Физическое развитие», является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

По мнению Н. Ю. Савельевой, дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. «Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того, насколько добросовестно, с любовью, грамотно вос-

питатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму» [5].

Актуальность формирования в период дошкольного детства представлений о здоровье и способах его укрепления рассматривается в работах многих отечественных специалистов [4, 7]. В их работах уточняется сущность понятия «ценностные ориентации»; выделяются личностные качества, формирующие ценностные ориентации дошкольников; рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы деятельности воспитателя в условиях ДОУ; анализируется влияние русских народных сказок на формирование ценностных ориентаций дошкольников [6].

Проблеме ценностных ориентаций дошкольников в области укрепления здоровья посвящены исследования современных ученых. Так, например, Л. П. Кудаланова на основе анализа теоретических исследований и практического опыта в своей статье определила содержательные характеристики компетентности дошкольника в области укрепления здоровья и ее основные компоненты. Витагенный опыт рассматривается как основа ценностного отношения детей к знаниям, получаемым из окружающей действительности или приобретаемым в процессе обучения [3].

Культурно-преобразовательный характер двигательной активности ребенка заключается в ее направленности на развитие духовного и физического потенциала личности, формирование готовности реализовать свои сущностные силы в здоровом стиле поведения. С другой стороны, чтобы обеспечить на ранних стадиях онтогенеза преобразовательный характер двигательной активности, необходимо создать развивающую социокультурную среду, ориентированную на ценности, идеалы, запросы современного общества [2, 8].

Г. В. Сердюкова, С. И. Сысоева, Н. А. Мишукова изучали проблему формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на сознание дошкольников в плане мотивации к здоровому образу жизни через потребность быть здоровыми [6].

Ю. М. Исаенко считает, что процесс становления ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у дошкольников может стать эффективным, если в систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ будет включена просветительская работа с родителями и игровое взаимодействие дошкольников разных возрастов [1].

Цель исследования - выявить ценностные ориентации дошкольников в способах укрепления здоровья и определить место двигательной активности в системе ценностных ориентаций.

Методика и организация исследования. В сентябре-ноябре 2020 г. было проведено исследование, в котором приняли участие 679 дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет. Выборка материалов исследования охватила 4 региона: Бел-

Сравнение наиболее значимых ответов дошкольников о способах укрепления здоровья

Ценностные ориентации Номер места в упорядоченном ряду(ранг п=22)

2010 г. 2020 г.

Правильное питание 2 1

Двигательная активность 3 2

Медицинская модель здоровья 1 3

Личная гигиена и здоровый стиль поведения 4-5 4-5

городскую, Самарскую, Томскую области и Краснодарский край. Для выявления ценностных ориентаций использовалась авторская методика Л. Н. Волошиной «Если хочешь быть здоров». Ответы участников анкетирования подверглись ранжированию. Распределение вариантов ответа по степени важности проводилось по формуле:

1 =

(п + 1)п (2 +1)2

= 253,

2 2

где п - количество пунктов анкеты, а X = 253 - сумма номеров вопросов анкеты, которая должна совпасть с суммой рангов, присвоенных каждому вопросу.

Результаты исследования и их обсуждение. Первичный анализ результатов исследования показал, что у современных дошкольников активно формируется социобиологи-ческая модель здоровья (см. таблицу).

В своих ответах дети демонстрируют понимание закономерностей самочувствия от здорового поведения. На 1-м месте в ответах детей оказалась зависимость здоровья от основ правильного питания, а на 2-м - от двигательной активности, тогда как в 2010 г она находилась на 3-м месте. Медицинская модель здоровья, понимаемая как необходимость лечения и визитов к врачу, занимает в 2020 г. лишь 3-е место, тогда как в 2010 г была на 1 -м месте. Соблюдение гигиены и здорового типа поведения (сюда дети относили прогулки, режим дня, избегание вредных привычек, труд на свежем воздухе, питьё воды) суммарно расположилось на 4-м и 5-м местах. В связи с пандемией COVID-19 появились новые варианты ответов, которых не было ранее: «носить защитную маску» и «не выходить из дома» - 8-е и 17-е места соответственно в рейтинге значимых для сохранения здоровья факторов. Анализ полученных результатов свидетельствует о создании в ДОУ развивающей социально-культурной среды, ее культурно-преобразовательном характере и влиянии на изменение ценностных ориентаций дошкольников в пользу двигательной активности.

Выводы. Полученные данные подтверждают результаты современных исследований, в которых отмечается, что образовательный процесс детского сада решает весь комплекс задач, предусмотренных ФГОС ДО в части формирования ценностного отношения к своему здоровью и содействия здоровьесбережению посредством формирования у воспитанников и их семей теоретических знаний и практического опыта здоровьесберегающей деятельности. При этом потенциал практической активности детей как субъектов образовательного процесса задействуется слабо, вследствие чего они остаются в позиции объекта образовательного процесса, не транслирующего осмысление ценности здоровья.

Необходимо отметить, что сравнительный анализ результатов исследований, проведенных в 2010 и 2020 гг., показал, что за 10 лет произошло смещение ценностных ориентаций дошкольников в способах укрепления здоровья с медицинской модели на социобиологическую модель. Также за этот период правильное питание и двигательная активность улучшили свои позиции в системе ценностных ориентаций дошкольников и в настоящее время им отводится ведущая роль в способах укрепления здоровья.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00173 «Комплексное исследование двигательной активности растущего человека в условиях вариативной системы физического воспитания».

Литература

1. Исаенко Ю.М. Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы) / Ю.М. Исаенко // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 4 (10). - С. 21-22.

2. Кадуцкая Л.А. Адаптационная модель организации двигательной активности обучающихся / Л.А. Кадуцкая, Л.Н. Волошина,

№4 • 2021 Апрель | Арп!

http://www.teoriya.ru

В.Л. Кондаков и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020.

- № 1. - С. 20-21.

3. Кудаланова Л.П. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста / Л.П. Кудаланова // Фундаментальные исследования.

- 2013. - № 1-3. - С. 623-627.

4. Пенто Е.В. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Е.В. Пенто // Инновационные педагогические технологии: матер. VI Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2017. - С. 49-52.

5. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях / Н.Ю. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 464 с.

6. Сердюкова Г.В. Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников / Г.В. Сердюкова, С.И. Сысоева, Н.А. Мишукова // Молодой ученый. - 2020.- № 8 (298). - С. 238-240.

References

1. Isaenko Yu.M. Formirovanie tsennostey zdorovogo obraza zhizni sub'ektov obrazovatelnyh otnosheniy v usloviyah DOO (iz opyita raboty) [Formation of healthy lifestyle values of subjects of educational relations in preschool educational institution (from work experience)]. Voprosy doshkolnoy pedagogiki. 2017. No. 4 (10). pp. 21-22.

2. Kadutskaya L.A., Voloshina L.N., Kondakov V.L. et al. Adaptatsionnaya model organizatsii dvigatelnoy aktivnosti obuchayushchikhsya [Adaptation Model of Organization of Students' Motor Activity]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No.1. pp. 20-21.

3. Kudalanova L.P. Struktura i osobennosti stanovleniya kompetentnosti v oblasti ukrepleniya zdorovya detey doshkolnogo vozrasta [Structure and characteristics of formation of competency in preschooler health promotion]. Fundamentalnye issledovaniya. 2013. No. 1-3. pp. 623-627.

4. Pento E.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni u detey doshkolnogo vozrasta [Educational conditions for healthy lifestyle cultivation in preschoolers]. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologi [Innovative pedagogical technologies]. Proceedings. VI international scientific conference. Kazan: Book publ., 2017. pp. 49-52.

5. Saveleva N.Yu. Organizatsiya ozdorovitelnoy raboty v doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh [Organization of health-improving work in preschool educational institutions]. Rostov-on-Don: Feniks publ., 2005. 464 p.

6. Serdyukova G.V., Syisoeva S.I., Mishukova N.A. Vospitanie tsennostey zdorovogo obraza zhizni u doshkolnikov [Cultivation of healthy lifestyle values in preschoolers]. Molodoy ucheny. 2020. No. 8 (298). pp. 238240.

7. Kondakov V.L., Voloshina, L.N., Kopeikina E.N., Kadutskaya L.A., (2020). Daily assessment of physical activity in 6-11-year-old children. Journal of Physical Education and Sport, 20(4): 1673 - 1780. doi:10.7752/jpes.2020.04227

8. Hastie P.A., Johnson J.L., Rudisill M.E. (2017). An analysis of the attraction and holding power of motor skill stations used in a mastery motivational physical education climate for preschool children. Physical Education & Sport Pedagogy, 23(1):37-53 doi: 10.1080/17408989.2017.1341476

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ u

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

актуализация педагогическом технологии формирования тактических знаний и умений в подготовке фехтовальщиков

Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова1 Аспирант А.Д. Кравцов1

"'Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

УДК/UDC 796.86

Ключевые слова: педагогическая технология, тактические знания и умения, этапы спортивной подготовки, тренировка фехтовальщиков, тестовые задания.

Введение. Основой тактического мастерства фехтовальщиков являются тактические знания, умения, навыки и, безусловно, тактическое мышление. Получение и трансформирование специальной информации, позволяющей принимать решение в соответствии с создавшейся ситуацией в экстремальных условиях соревнований, является необходимым для успешной реализации тактических намерений участников боев [1].

Цель исследования - разработка и апробация педагогической технологии освоения и усвоения тактических знаний, формирования специализированных умений у фехтовальщиков разных возрастов и различной спортивной квалификации, способствующих более результативному противодействию соперникам в соревнованиях.

Методика и организация исследования. Для проведения исследования была разработана батарея тестов, в которые включены наиболее распространенные в видах фехтования ситуации боев с тактической информацией о действиях противника, избранных для начала схваток. Оценка уровня тактических знаний и умений выполнялась с помощью видеозаписи тестирований испытуемых, которая позволила определить время на подготовку задания, а также время выполнения избранных действий. Исследование проводилось в течение 3 лет в несколько этапов в связи с участием спортсменов, специализирующихся в разных видах фехтования и различающихся уровнем спортивной квалификации: на этапе начальной подготовки с рапиристами 11-12 лет использовался метод «разведка-действие»; на этапе начальной специализации со шпажистами 13-14 лет -

UPDATING EDUCATIONAL TECHNOLOGY FOR FENCER TRAINING TACTICAL KNOWLEDGE AND SKILLS BUILDING

Dr.Hab., Associate Professor L.G. Ryzhkova1

Postgraduate student A.D. Kravtsov1 'Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 02.03.2021 г.

метод «вербальной установки тренера»; на этапе углубленной специализации с саблистами 15-16 лет - метод «самостоятельного выбора и вербальной установки спортсмена»; на этапе совершенствования спортивного мастерства с рапиристками 16-17 лет - метод моделирования «вероятностной последовательности действий в схватке»; на этапе высшего спортивного мастерства с саблистами 17-18 лет - метод моделирования «вероятностного прогнозирования при выборе и последовательном применении альтернативных действий в бою».

Результаты исследования и их обсуждение. Педагогические эксперименты позволили зафиксировать у испытуемых экспериментальных групп достоверное (р<0,01) улучшение показателей времени на подготовку (осмысление) и времени выполнения действия во всех упражнениях. Дисперсионный анализ, позволил установить, что у испытуемых экспериментальных групп степень влияния фактора (метода) оказалась на уровне 70-80%.

Вывод. Обоснована целесообразность предложенной педагогической технологии формирования тактических знаний и умений в многолетней подготовке спортсменов, которая является инструментарием тренировочного процесса, представляет совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, средств, методов, способов, методик обучения, и направлена на последовательное воплощение заранее спланированного тренировочного процесса.

Литература

1. Рыжкова Л.Г. Формирование и развитие тактических знаний и умений в системе многолетней подготовки спортсменов (на примере фехтования): автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л.Г. Рыжкова. - М., 2016. - 48 с.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.