Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / ЭТАПЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / ТРЕНИРОВКА ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжкова Л.Г., Кравцов А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ»

КОНСУЛЬТАЦИИ

В.Л. Кондаков и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020.

- № 1. - С. 20-21.

3. Кудаланова Л.П. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста / Л.П. Кудаланова // Фундаментальные исследования.

- 2013. - № 1-3. - С. 623-627.

4. Пенто Е.В. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Е.В. Пенто // Инновационные педагогические технологии: матер. VI Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2017. - С. 49-52.

5. Савельева Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях / Н.Ю. Савельева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 464 с.

6. Сердюкова Г.В. Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников / Г.В. Сердюкова, С.И. Сысоева, Н.А. Мишукова // Молодой ученый. - 2020.- № 8 (298). - С. 238-240.

References

1. Isaenko Yu.M. Formirovanie tsennostey zdorovogo obraza zhizni sub'ektov obrazovatelnyh otnosheniy v usloviyah DOO (iz opyita raboty) [Formation of healthy lifestyle values of subjects of educational relations in preschool educational institution (from work experience)]. Voprosy doshkolnoy pedagogiki. 2017. No. 4 (10). pp. 21-22.

2. Kadutskaya L.A., Voloshina L.N., Kondakov V.L. et al. Adaptatsionnaya model organizatsii dvigatelnoy aktivnosti obuchayushchikhsya [Adaptation Model of Organization of Students' Motor Activity]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No.1. pp. 20-21.

3. Kudalanova L.P. Struktura i osobennosti stanovleniya kompetentnosti v oblasti ukrepleniya zdorovya detey doshkolnogo vozrasta [Structure and characteristics of formation of competency in preschooler health promotion]. Fundamentalnye issledovaniya. 2013. No. 1-3. pp. 623-627.

4. Pento E.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni u detey doshkolnogo vozrasta [Educational conditions for healthy lifestyle cultivation in preschoolers]. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologi [Innovative pedagogical technologies]. Proceedings. VI international scientific conference. Kazan: Book publ., 2017. pp. 49-52.

5. Saveleva N.Yu. Organizatsiya ozdorovitelnoy raboty v doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh [Organization of health-improving work in preschool educational institutions]. Rostov-on-Don: Feniks publ., 2005. 464 p.

6. Serdyukova G.V., Syisoeva S.I., Mishukova N.A. Vospitanie tsennostey zdorovogo obraza zhizni u doshkolnikov [Cultivation of healthy lifestyle values in preschoolers]. Molodoy ucheny. 2020. No. 8 (298). pp. 238240.

7. Kondakov V.L., Voloshina, L.N., Kopeikina E.N., Kadutskaya L.A., (2020). Daily assessment of physical activity in 6-11-year-old children. Journal of Physical Education and Sport, 20(4): 1673 - 1780. doi:10.7752/jpes.2020.04227

8. Hastie P.A., Johnson J.L., Rudisill M.E. (2017). An analysis of the attraction and holding power of motor skill stations used in a mastery motivational physical education climate for preschool children. Physical Education & Sport Pedagogy, 23(1):37-53 doi: 10.1080/17408989.2017.1341476

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ u

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

актуализация педагогическом технологии формирования тактических знаний и умений в подготовке фехтовальщиков

Доктор педагогических наук, доцент Л.Г. Рыжкова1 Аспирант А.Д. Кравцов1

"'Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

УДК/UDC 796.86

Ключевые слова: педагогическая технология, тактические знания и умения, этапы спортивной подготовки, тренировка фехтовальщиков, тестовые задания.

Введение. Основой тактического мастерства фехтовальщиков являются тактические знания, умения, навыки и, безусловно, тактическое мышление. Получение и трансформирование специальной информации, позволяющей принимать решение в соответствии с создавшейся ситуацией в экстремальных условиях соревнований, является необходимым для успешной реализации тактических намерений участников боев [1].

Цель исследования - разработка и апробация педагогической технологии освоения и усвоения тактических знаний, формирования специализированных умений у фехтовальщиков разных возрастов и различной спортивной квалификации, способствующих более результативному противодействию соперникам в соревнованиях.

Методика и организация исследования. Для проведения исследования была разработана батарея тестов, в которые включены наиболее распространенные в видах фехтования ситуации боев с тактической информацией о действиях противника, избранных для начала схваток. Оценка уровня тактических знаний и умений выполнялась с помощью видеозаписи тестирований испытуемых, которая позволила определить время на подготовку задания, а также время выполнения избранных действий. Исследование проводилось в течение 3 лет в несколько этапов в связи с участием спортсменов, специализирующихся в разных видах фехтования и различающихся уровнем спортивной квалификации: на этапе начальной подготовки с рапиристами 11-12 лет использовался метод «разведка-действие»; на этапе начальной специализации со шпажистами 13-14 лет -

UPDATING EDUCATIONAL TECHNOLOGY FOR FENCER TRAINING TACTICAL KNOWLEDGE AND SKILLS BUILDING

Dr.Hab., Associate Professor L.G. Ryzhkova1

Postgraduate student A.D. Kravtsov1 'Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 02.03.2021 г.

метод «вербальной установки тренера»; на этапе углубленной специализации с саблистами 15-16 лет - метод «самостоятельного выбора и вербальной установки спортсмена»; на этапе совершенствования спортивного мастерства с рапиристками 16-17 лет - метод моделирования «вероятностной последовательности действий в схватке»; на этапе высшего спортивного мастерства с саблистами 17-18 лет - метод моделирования «вероятностного прогнозирования при выборе и последовательном применении альтернативных действий в бою».

Результаты исследования и их обсуждение. Педагогические эксперименты позволили зафиксировать у испытуемых экспериментальных групп достоверное (р<0,01) улучшение показателей времени на подготовку (осмысление) и времени выполнения действия во всех упражнениях. Дисперсионный анализ, позволил установить, что у испытуемых экспериментальных групп степень влияния фактора (метода) оказалась на уровне 70-80%.

Вывод. Обоснована целесообразность предложенной педагогической технологии формирования тактических знаний и умений в многолетней подготовке спортсменов, которая является инструментарием тренировочного процесса, представляет совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, средств, методов, способов, методик обучения, и направлена на последовательное воплощение заранее спланированного тренировочного процесса.

Литература

1. Рыжкова Л.Г. Формирование и развитие тактических знаний и умений в системе многолетней подготовки спортсменов (на примере фехтования): автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л.Г. Рыжкова. - М., 2016. - 48 с.

Информация для связи с автором: fencing-rgufk@yandex.ru

86

http://www.teoriya.ru

№4^ 2021 Апрель | April

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.