ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ЗНАЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ
В ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ Мирза М.Ю.1, Чунтыжева З.И.2, Ельникова О.О.3
Мирза Мурат Юнусович - преподаватель;
2Чунтыжева Зарет Исмаиловна - преподаватель;
3Ельникова Ольга Олеговна - преподаватель, кафедра физического воспитания,
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп
Аннотация: в данной работе мы попытались раскрыть причины и мотивы, побуждающие студентов вести свой образ жизни и определение роли их повседневной деятельности в области физкультурно-спортивной деятельности в построение жизненного ритма, его содержания и соответствия с требованиями медицины, гигиены, норм здорового образа жизни,
Ключевые слова: здоровье, знания о здоровье, психическое и физическое благополучие, самооценка, основы здорового образа жизни, самостоятельные занятия, санитарно-гигиенические нормы.
УДК 796/799
Человек определяет свою позицию к понятию здоровье в целом и к личному оцениванию своего состояния здоровья на основе различных объективных обстоятельств, уровня и объема знаний и воспитания. Эта позиция находит проявление в образе жизни, его поведении, поступках, в суждениях и отношении к возможным факторам, имеющих влияние на основные критерии здоровья, его психическое и физическое благополучие. При этом, отношение к возможным негативным влияниям на здоровье, можно отнести к двум, совершенно противоположным типам поведения. Их можно определить, как разумное, адекватное и беспечное, неразумное. Критерием правильного отношения к своему здоровью, может выступать разумное, адекватное отношение в оценивании его и построение своего жизненного ритма, его наполняемости в соответствия с требованиями медицины. Гигиены, норм здорового образа жизни. Наличие компетентных знаний о здоровье, сформированные мнения и отношения, создают в человеке определенный уровень самооценки состояния своего здоровья, физического и психического состояния, на основе которых и выстраивается модель формирования здоровой личности. В большинстве случаев самооценка является объективным (65-75%) показателем уровня физического и психического состояния. Неоспоримым фактом является то, что все хотят быть здоровыми, и в той или иной степени прикладывают усилия, для реализации этого желания, но, зачастую, они предпринимаются лишь в периоды болезни или ее развития, при этом не всегда заболеваниям предшествует реализация основ здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил. Зачастую, здоровье принимается как само собой разумеющееся, и негативные изменения воспринимаются подобно кислороду, только в случае его дефицита. И тут ярко проявляются несоответствия между пониманием потребности в здоровье и ежедневной действительной реализацией этой потребности. Только адекватное понимание необходимости в постоянной и интенсивной заботе о здоровье, и ее реализация приведет к необходимым положительным результатам.
В данной работе мы попытались объединить и проанализировать результаты многочисленных исследований, проведенных со студентами Адыгейского госуниверситета за 2022 и 2023 год. Часть исследований проводились в рамках мониторинга «Здоровый образ жизни». Часть - «АГУ территория здоровья». В опросах приняло участие 215 студентов педагогических факультетов. Из них 179 девушек и 36 юношей.
Опрос показал, что около 48% респондентов дали оценку своему здоровью как очень хорошее (14,5) и хорошее (33,5). Состояние своего здоровья средним назвали 40%, а 12% оценили, как плохое. Больший процент положительного оценивания своего здоровья показали студенты 3 (17%) и 4 (21%) курса, а среднюю и плохую оценку указали студенты 2 курса (28%) и 1 (5%). На необходимость увеличения уровня внимания к своему здоровью указали более 50% с низкой самооценкой, около 35% с удовлетворительной и 32% с хорошей. Основными причинами такого суждения выступили; наличие проблем 35%: осознание его ухудшения 28%: осознание необходимости перспективы увеличения заботы 16,5%: и другие.
К сожалению, в нашей повседневной жизни, мы воспринимаем проблему заботы о здоровье, как врачебную помощь, потребность в медицинском вмешательстве, с посещением медицинских учреждений. И действительно, при возникновении проблем со здоровьем, чаще обращаются к врачу те, кто оценивают свое здоровье как хорошее (37,8%), в то время как оценивающие плохим - около 26%студентов. Лица с самооценкой «удовлетворительно» более легкомысленны и не обращаются за медицинской помощью в 39%, при этом используют медицинские препараты в качестве «самолечения» до 28.8% опрошенных. Для
сравнения, лица с очень хорошей и хорошей самооценкой только в 10,1% случаях. Это говорит о том, что лица со средней и низкой самооценкой более беспечно относятся к таким жизненно важным аспектам, как соблюдение правил жизнедеятельности, выполнение необходимых санитарно-гигиенических норм и контроля над своим состоянием. На это указывают и ответы не некоторые вопросы. Так, например:
1) соотношение включивших в свой ежедневный план занятия утренней гигиенической гимнастикой среди групп этих трех групп следующее: 16,4% с хорошим здоровьем; 5,8% с удовлетворительным; 3,5% с плохим.
2) студентов, регулярно занимающихся самостоятельными занятиями спортивной направленности: 19,5% с хорошим здоровьем; 6,7% с удовлетворительным; 4,2% с плохим.
3) занимающихся в спортивных секциях разного уровня подготовки:
- 17,3% с хорошим здоровьем; 6,9% с удовлетворительным; 3,2% с плохим.
Причинами такого различия может служить фактор недостаточного понимания высокой и первостепенной личной ответственности за сохранение и укрепления своего здоровья. Так считают лица с высокой самооценкой здоровья 62%, а 38,4% и 31% - соответственно с удовлетворительной и плохой.
Если обратиться ко времени обучения респондентов в школе, то выявляются любопытные факты: на вопрос, какими дополнительными занятиями занимались во время обучения в школе, 23% ответили, что занимались в спортивных секциях, а 61% - не спортивной деятельностью (компьютерные курсы, иностранные языки, музыкальная и художественная школы ...).
Ответы на вопрос о мотивах и причинах посещений занятий по физическому воспитанию в школе: 37.6% посещали занятия с целью поддержания и коррекции формы; 33% как средство снятия напряжения, отдыха, развлечения; 45% ради аттестации.
На основании полученных данных этих и других исследований, можно утверждать о существовании противоречий между пониманием общих норм и положений здорового образа жизни и пониманием способов и средств его поддержания. Обучение в ВУЗе является последней ступенью в структуре государственной системы образования, где еще можно попытаться сформировать необходимый в будущей жизнедеятельности объем знаний, умений и навыков по физической культуре, проводя информационную, образовательную и разъяснительную работу среди студентов о здоровье, средствах и способах его укрепления, улучшения физического развития.
Список литературы
1. Мирза М.Ю. Социальные, педагогические и психологические аспекты физической активности и ЗОЖ разных социальных групп. / М.Ю. Мирза и др. Тула. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития». 2019.
2. Мирза М.Ю., Цеева Н.А., Сидоров В.И., Золотцева Е.В., Ельникова О.О. О роли мотивационной среды для повышения физического здоровья молодежи. // Hungarian scientific journal. №45/2020. С. 37-39.