Научная статья на тему 'Взаимосвязь культуры физического совершенствования и общекультурного развития личности'

Взаимосвязь культуры физического совершенствования и общекультурного развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1015
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ / КУЛЬТУРА ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фёдорова Т. Н.

Исходя из общечеловеческой концепции философской антропологии, физическое совершенствование рассматривается как результат деятельности, характеризующейся совокупностью полезных результатов ее использования: интериоризация человеком ценностей, приобретение общей подготовленности, повышение дееспособности и улучшение здоровья. В связи с этим автор выделил общефилософское обоснование понятия «культура физического совершенствования личности», которое отражает достигнутый уровень физического совершенствования человека и степень использования приобретенных специальных качеств, навыков и фундаментальных знаний в повседневной жизни. Обозначим основные признаки «культуры физического совершенствования личности»: процесс целостного совершенствования, специальные знания, владение определенными, взаимосвязанными умениями и навыками для решения лично-значимых задач, владение, как минимум, достаточным организационно методическим основанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь культуры физического совершенствования и общекультурного развития личности»

УДК 008 (316.7) ФЁДОРОВА Т.Н.

ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Фёдорова Татьяна Николаевна, преподаватель кафедры Гуманитарных дисциплин Тобольского индустриального института филиал «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Аннотация. Исходя из общечеловеческой концепции философской антропологии, физическое совершенствование рассматривается как результат деятельности, характеризующейся совокупностью полезных результатов ее использования: интериоризация человеком ценностей, приобретение общей подготовленности, повышение дееспособности и улучшение здоровья. В связи с этим автор выделил общефилософское обоснование понятия - «культура физического совершенствования личности», которое отражает достигнутый уровень физического совершенствования человека и степень использования приобретенных специальных качеств, навыков и фундаментальных знаний в повседневной жизни. Обозначим основные признаки «культуры физического совершенствования личности»: процесс целостного совершенствования, специальные знания, владение определенными, взаимосвязанными умениями и навыками для решения лично-значимых задач, владение, как минимум, достаточным организационно -методическим основанием.

Ключевые слова: личность, человек как субъект, культура физического совершенствования, философская антропология, общечеловеческие ценности, интеграция, мотивация, образ жизни, здоровье, культурно-социальный феномен.

Концепция развития физического совершенствования должна обладать основополагающими задачами, которые создают условия для роста благосостояния населения, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание базы для сохранения и улучшения физического совершенствования и здоровья граждан в значительной степени способствует решению указанных задач. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Такая задача может быть решена с помощью комплексного философско -антропологического подхода.

На современном этапе общественного развития становится необходимым активное участие масс в социальных процессах. В связи с этим значительно возрастает роль каждой отдельной личности. Под личностью понимается человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально - значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность - человек как участник историко - эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя.[3] В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях личность - это ценность, ради которой осуществляется развитие общества. В психологии личность понимается как совокупность индивидуальных свойств психики, управляющих социальной активностью человека.

Признание зависимости успешности преобразований в обществе от человеческого фактора требует глубокого изучения проблемы становления активной, сознательной и гармоничной личности. В свою очередь, процесс физического совершенствования как итог деятельности характеризуется совокупностью полезных результатов ее использования, которые выражаются в освоении человеком ценностей, в приобретении на ее основе физической подготовленности, повышения дееспособности и улучшении здоровья. Результаты этой деятельности воплощаются в самом человеке в форме его знаний, навыков и привычек, социальных качеств, потребностей. Поэтому факт физического совершенствования в жизнедеятельности людей играет значимую

роль. Большое влияние этого процесса на уровень здоровья заключается в том, что повышается устойчивость организма по отношению к действию целого ряда различных неблагоприятных факторов.

Данная ситуация отражает глобальные сдвиги в современной культуре. Пришло время в особый ранг фундаментальных понятий выделить понятие - «культура физического совершенствования личности», которое отражает достигнутый уровень физического

совершенствования человека и степень использования приобретенных специальных качеств, навыков и глубоких знаний в повседневной жизни. Культура физического совершенствования личности неразрывно связана с его общей культурой, поскольку присущие физически культурной личности свойства формируются и развиваются на основе тех же природных задатков, методологических принципов и психофизических процессов, что и эстетическая, нравственная и другие виды культуры человека.

Основными признаками культуры физического совершенствования личности можно считать: процесс целостного совершенствования, специальные знания, владение определенными, существенно связанными умениями и навыками для решения лично значимых задач, владение, как минимум, достаточным организационно - методическим основанием. Следовательно, занимаясь собой, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие свойства личности - нравственные, волевые и эстетические. Осуществляя процесс физического совершенствования, человек познает себя, других людей, окружающий мир. У него активно развивается самостоятельность, творчество, инициатива, формируются индивидуальные черты характера, собственное мировоззрение.

Кроме того, процесс совершенствования предстает богатейшим материалом для творчества во всех видах искусства, которое является главной формой отражения прекрасного в природе и обществе: в живописи, скульптуре, музыке, графике, архитектуре, литературе. В этом состоит естественная неразрывная связь физического совершенствования с культурой нашего общества, которая для многих становится формой самовыражения, естественным способом проявления личности в социуме. Большинство видов физической деятельности - это не просто проявление физической силы или выносливости, а целостное выражение человеческой личности или силы коллектива.

Нарастание негативных тенденций в нравственном здоровье и культуре общества, вследствие глубоких социально-экономических и политических изменений в нашей стране превратили процесс физического совершенствования в глобальный культурно-социальный феномен. Социальное, политическое, культурное и воспитательное значение физического совершенствования возрастает в процессе развития современных производительных сил.

Физическое совершенствование, представляя собой субъективный и объективный аспект жизни людей, играет огромную роль в формировании условий труда и жизни человека. Помогает сохранению и укреплению здоровья и работоспособности людей, дает им возможность подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенствования. Тем самым, обогащая творческие способности людей, культуру, образование, воспитание, вселяя в них жизнерадостность, повышая трудовую активность, что является совершенным фактором формирования образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.[5]

Культура физического совершенствования личности становится основным средством преодоления несоответствия между потребностью в мышечной активности и условиями жизни. Ускорение темпа жизни, усиление потока информации, расширение круга общения, активная трудовая и общественная деятельность вызывают психическое напряжение, которое требует разрядки. Регулярное активное физическое совершенствование способствует «самообновлению» психической дееспособности человека. Также немаловажно постоянное ощущение бодрости и жизнерадостности при регулярных занятиях физическим совершенствованием. Введение в программу своей повседневной жизни этого необходимого компонента образа жизни позволит более организованно выполнять свои обязанности в труде, быту, общественной деятельности.

Не следует забывать, что специфические закономерности физического совершенствования всегда проявляются как части культуры, определяемой социумом и общественными устремлениями. В характере физического совершенствования отражаются потребности, стиль жизни социума. Процесс становления специфических закономерностей физического совершенствования требует определенного философско - социального содержания. В решении центральной задачи всестороннего гармонического развития человека участвуют все функции физического совершенствования в своем единстве. В связи с этим при философско - культурологическом

подходе необходимо показывать и системы ценностей соответствующих эпох, это один из основных критериев физического совершенствования.

На сегодняшний день незначительная часть населения имеет определенные представления о тесной взаимосвязи и философском обосновании общей культуры и культуры физического совершенствования как абсолютной форме человеческой ценности в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения. Заметное снижение влияния на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены не планомерной постановкой процесса физического совершенствования в семье, недостаточной реализацией его философского и гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения. Решение проблемы формирования культуры физического совершенствования выходит за рамки частного вопроса и имеет широкое культурно - социальное значение.

На этом фоне наблюдается недостаточная эффективность пропаганды физического совершенствования и здорового образа жизни. Среди факторов риска здоровья выделяются злоупотребление алкоголем и курение, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Не пить и не курить - это еще не показатель здорового образа жизни. Простые и доступные средства — массаж, закаливание, аутогенная тренировка используются очень редко, что говорит об отсутствии здорового мышления и поведения. Также отмечается недостаток двигательной активности, загрязнение окружающей среды, конфликты с окружающими, перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями. В то же время напряженный режим труда, как показывают многие исследования, — существенный фактор возникновения астенических состояний.[1]

Человека побуждает поддерживать свое здоровье и заботится о физическом совершенствовании желание уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравиться им, вызывать у них уважение и получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус. Это свидетельствует о гедонистическом характере физического совершенствования личности.

Очевидно, в приобщении к физическому совершенствованию необходимо обращать внимание на разнообразие эмоциональных и рекреативных эффектов. Стремление достигнуть высоких спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга. Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния отмечается нехватка времени и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости. Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала. Подход к процессу физического совершенствования заметно отличается по половому признаку. У женщин это проявляется в поддержании «внешних» форм состояния (пропорции телосложения, соотношение роста и массы, особенности фигуры); у мужчин отмечена забота о развитии мускулатуры, пропорций телосложения, физических качеств. Эти факты свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к методикам физического совершенствования для лиц разного пола. Существующие данные говорят об отсутствии у большинства людей активных усилий по поддержанию своего физического и внутреннего состояния. Даже в количественном отношении число случаев систематического использования необходимых средств для этой цели существенно уступает числу случаев пренебрежения.

Культура физического совершенствования, охрана и укрепление здоровья личности в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Образ жизни индивида есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Сознательно планируя затраты времени и усилий, человек может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться. Образ жизни нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью,

каждый человек формирует свой образ действий и мышления. Индивид способен оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых он находится.[4]

Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии побуждений личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентаций, обобщенных социальных установок. Анализ фактических материалов жизнедеятельности личности свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной работы во время, предназначенное для сна, курение.

Следует особо подчеркнуть самую главную социальную роль, которую играет каждый индивид: он должен быть готов не просто к условиям производства неорганического тела цивилизации, но и к воспроизводству человека. Отсюда и высокий долг родителей — воспитать детей достойными членами общества, в котором им предстоит жить. Для этого мало заботиться только об умственном и духовном развитии, эстетическом и трудовом воспитании ребенка. Надо еще вырастить сына или дочь физически сильными, крепкими, красивыми.[2] Непреложная истина

— здоровье каждого нового поколения по всем параметрам должно быть лучше, чем здоровье предшествующего. Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в культуре поведения, в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие.

Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей. Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий и поступков человека условиям здорового образа жизни, а также нормативным требованиям медицины, санитарии, гигиены. В высказываниях мнений и суждений оно выступает как уровень осведомленности и компетентности индивида. Отношение к здоровью включает в себя и самооценку человеком своего физического и психического состояния, которая является своего рода индикатором и регулятором его поведения. Самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей, так как обнаружена довольно высокая ступень (70—80% случаев) ее соответствия объективной характеристике здоровья.

Чем адекватнее отношение личности к здоровью, тем интенсивнее забота о нем. В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется, прежде всего, с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью. Отмечено, что лица с хорошей самооценкой здоровья в случае болезни чаще обращаются к врачу, чем с плохой. Наиболее беспечны в этом отношении лица с удовлетворительной самооценкой здоровья, они не прибегают к врачебной помощи, зато чаще используют помощь лекарственных средств, в то время как лица с хорошей самооценкой -реже. Более низкая потребность обращения к врачу в случае болезни людей, имеющих плохую самооценку здоровья, прежде всего, в неорганизованности их жизнедеятельности. Косвенно это подтверждается тем, что среди таких лиц преобладают те, кто не делает утреннюю гимнастику, не совершает вечерних прогулок, не приобщен к занятиям спортом, не соблюдает режим питания. Различия, обусловленные самооценкой здоровья, наблюдаются и в образе жизни. Среди тех, кто оценивает свое здоровье как хорошее, в два раза больше регулярно выполняющих утреннюю гимнастику, чем среди удовлетворительно оценивающих его, и почти в три раза больше, чем в группе с плохой самооценкой. Одной из главных причин этих различий являются факторы мотивационного порядка, в частности осознание человеком меры своей ответственности за сохранность и укрепление здоровья.

В соответствии с этим имеет смысл выделить два типа ориентации (отношений) личности к здоровью. Первый — в охране здоровья ориентирован, прежде всего, на усилия самого человека,

или условно «на себя». Второй — преимущественно «вовне», когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья, что характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям способностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам. Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами. Отсюда следует, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий.

Ещё в прошлом веке американский психолог Джемс предложил формулу: самоуважение равно успех деленное на притязания. Из этой формулы видно, что самооценка тем выше, чем большего успеха достиг человек. Но вот личностная, субъективная оценка успеха определяется соответствием достигнутого запланированного, реального результата - заранее намеченной цели.[6] Чем выше эта цель, чем значительнее планы человека, тем труднее ему их осуществить, чем ниже его оценка собственной деятельности, тем меньше у него оснований быть довольным собой.

Каждый человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации болезни люди нередко ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря уже о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто, безусловно данное, сам собой разумеющийся факт, потребность в котором, хотя и осознается, но, подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита.

Человек, личность, индивид - частица коллектива. Совершенно естественно, что как таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет. Однако эта оценка основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в будущем, каковы его потенциальные возможности и перспективы. На то, что и как делает человек, и на то, что и как он собирается делать, очень влияет осознание им той конечной цели, которой он хочет достичь. Эта цель является уровнем притязаний человека. Самооценка оказывает влияние на многие сферы жизни. В связи с ней формируются, и проявляются в поведении и деятельности главные отношения человека, определяющие его ценность как члена общества: отношение к самому себе, к другим людям, к обществу, к труду. Но система ведущих, главных отношений человека определяется не только самооценкой, но и другими социальными условиями и факторами. Уровень притязаний - то, к чему человек стремится, чего хочет, на что, по его собственному мнению, имеет право, что становится тем необходимым условием, которое побуждает человека к деятельности, к улучшению физического совершенствования и определяет постановку конкретных целей.

Преимущества процесса физического совершенствования как культурно - социального явления заключается в его привлекательности, доступности для человека, его польза для здоровья несомненна. Как одна из сфер социальной деятельности он является важным средством обогащения общекультурного уровня личности и по силе воздействия выдвигается на одно из центральных мест в жизни общества. Исключительная роль в формировании духовного облика принадлежит переносу положительных качеств из сферы физического совершенствования на жизненную позицию в целом и тем самым, вырабатывая сознательное и активное отношение к общественной деятельности.

Из этого следует тесная интегрирующая взаимосвязь культуры физического совершенствования и общего развития личности. Высшей формой проявления культуры физического совершенствования личности является то, что, осуществляя деятельность, направленную на улучшение здоровья и целостного совершенствования, человек познает себя, других людей, окружающий мир.

Литература

1. Ващалова Т.В. Здоровье населения регионов России. Социокультурный аспект//В сборнике «Здоровье человека: социогуманитарные и медико - биологические аспекты». - М.: Институт человека РАН, 2003. - С. 8.

2. Локк Д. Соч.: Мысли о воспитании. - М.: «Мысль», 1985. - С.102.

3. Педагогический энциклопедический словарь/ под ред. Б.М. Бим-Бада. - Москва: научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. - 1632 стр. - С. 248-325.

4. Теияр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1965. - С. 289-295.

5. Юшкевич П.С. О сущности философии// К психологии философского миросозерцания. -Одесса, 1921. - С. 7-23.

6. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ.

- Журнал «Вопросы философии», 2003, № 9. - С.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.