Научная статья на тему 'ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЯ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЯ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТКИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соколова Александра Владимировна, Могильченко Галина Александровна, Ригель Зоя Васильевна, Варнина Анжелика Сергеевна

Важнейшим условием жизни и нормального физического развития студентов, является один из компонентов здоровья - двигательная активность. Работа посвящена описанию результатов исследования физического состояния студенток в период дистанционного обучения в условиях пандемии. Выявлено их отношение к данному виду обучения. В работе представлены результаты в начале и конце дистанционного обучения по ряду тестов, позволяющих оценить двигательную активность студенток. Эти данные свидетельствую о положительном влиянии выбранных средств на физическое состояние занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соколова Александра Владимировна, Могильченко Галина Александровна, Ригель Зоя Васильевна, Варнина Анжелика Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL ACTIVITY AS ONE OF THE COMPONENTS OF HEALTH DURING DISTANCE LEARNING

The most important condition for the life and normal physical development of students is one of the components of health - physical activity. The work is devoted to the description of the results of the study of the physical condition of female students during distance learning in the context of the pandemic. Their attitude to this type of training is revealed. The paper presents the results at the beginning and end of distance learning on a number of tests that allow us to assess the physical activity of students. These data indicate a positive effect of the chosen means on the physical condition of the students.

Текст научной работы на тему «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЯ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

ной группе. Разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие силовых качеств юных спортсменов, занимающихся джиу-джитсу в СШОР ГБУ Тверской области по видам единоборств, можно считать эффективным, так как наблюдается больший прирост средне групповых показателей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.

Таблица 1. Прирост средне групповых показателей контрольной и экспериментальной групп в первичном и вторичном тестировании_

ТЕСТ № 1 ТЕСТ № 2 ТЕСТ № 3 ( ТЕСТ № 4 ( ТЕСТ № 5

Средне групповые результаты (кол-во раз) (кол-во раз) кол-во раз) кол-во раз) (кол-во раз)

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Первичное тестирование 10 10 20 20 7 7 21 21 4 4

Вторичное тестирование 11 15 21 25 8 10 22 25 5 7

Прирост 1 5 1 5 1 3 1 4 1 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятия разными видами борьбы используются как эффективное средство развития здорового гармонично развитого человека. Занятия джиу-джитсу позволяют с высокой эффективностью решать весь комплекс задач, связанных с развитием и совершенствованием физических качеств. Занятия джиу-джитсу предоставляют огромные возможности для самосовершенствования личности и заслуживают особого внимания к популяризации и дальнейшего изучения данного вида спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры: учебн. для техникумов физ. культ / А. А. Гужаловский. - Москва : Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.

2. Захаров Е.Е. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств / Е.Е. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. - Москва : Лептос, 1994. - 368 с.

3. Качашкин В.М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. -Москва : Просвещение, 1980. - 320 с.

4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В.И. Лях. - Москва : АСТ, 1998. - 272 с.

5. Горбенко А. Восточные боевые искусства как синтез духовной и телесной практики / Елена Горбенко // Молодая спортивная наука Украины. - 2008. - Т. 4. - С. 51-54.

REFERENCES

1. Guzhalovsky, A.A. (1986), Fundamentals of theory and methods ofphysical culture, Physical culture and sport, Moscow.

2. Zakharov, E.E. (1994), Encyclopedia ofphysical training: methodological foundations of the development of physical qualities, Leptos, Moscow.

3. Kachashkin V.M. (1980), Methodology of physical education, Enlightenment, Moscow.

4. Lyakh V.I. (1998), Tests in physical education of schoolchildren: a manual for teachers, AST, Moscow.

5. Gorbenko O. (2008), "Eastern martial arts as a synthesis of spiritual and bodily practice", Mo-lodaya Sportivnaya Nauka Ukrainy, Vol. 4, pp. 51-54.

Контактная информация: tversokolov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.04.2021

УДК 796.012.1

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЯ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Александра Владимировна Соколова, старший преподаватель, Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск; Галина Александровна Могиль-

ченко, старший преподаватель, Зоя Васильевна Ригель, старший преподаватель, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Анжелика Сергеевна Варнина, старший преподаватель, Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского, г. Владивосток

Аннотация

Важнейшим условием жизни и нормального физического развития студентов, является один из компонентов здоровья - двигательная активность. Работа посвящена описанию результатов исследования физического состояния студенток в период дистанционного обучения в условиях пандемии. Выявлено их отношение к данному виду обучения. В работе представлены результаты в начале и конце дистанционного обучения по ряду тестов, позволяющих оценить двигательную активность студенток. Эти данные свидетельствую о положительном влиянии выбранных средств на физическое состояние занимающихся.

Ключевые слова: двигательная активность, здоровье, студентки, дистанционное обучение, пандемия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p299-303

PHYSICAL ACTIVITY AS ONE OF THE COMPONENTS OF HEALTH DURING

DISTANCE LEARNING

Aleksandra Vladimirovna Sokolova, the senior teacher, Far Eastern State Medical University, Khabarovsk; Galina Aleksandrovna Mogilchenko, the senior teacher, Zoya Vasilyevna Rigel,

the senior teacher, Vladivostok State University of Economics and Service; Anzhelika Sergeev-na Varnina, the senior teacher, Maritime State University named after Admiral G.I. Nevelsky

Abstract

The most important condition for the life and normal physical development of students is one of the components of health - physical activity. The work is devoted to the description of the results of the study of the physical condition of female students during distance learning in the context of the pandemic. Their attitude to this type of training is revealed. The paper presents the results at the beginning and end of distance learning on a number of tests that allow us to assess the physical activity of students. These data indicate a positive effect of the chosen means on the physical condition of the students.

Keywords: physical activity, health, students, distance learning, pandemic.

Развитие высшей школы в современных условия сопровождается дальнейшей интенсификацией труда студентов, возрастанием разнообразного информационного потока, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, сильным социально-экономическим прессингом на все стороны студенческой жизни и труда. Непрерывный рост научной и социально-политической информации, ограниченное время на её переработку, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного по объему материала, перегружают мозг учащихся, порождают дисгармонию в развитии личности [3].

В течение дня у студента происходит длительная и напряженная работа центральной нервной системы, сочетающаяся с влиянием факторов гипокинезии и гиподинамии, которые способствуют формированию специфического морфофункционального статуса организма, характеризующегося снижением активности функциональных систем.

Современный студент имеет право считать себя здоровым, только в том случае, если он освоил основы культуры здоровья.

Культура здоровья предполагает не накопительство полезных знаний для сохранения здоровья, а активное использование почерпнутых знаний, умение применять их в каждодневной практике [3].

Становление здоровья индивида - главное условие формирования личности -обеспечивается в первую очередь физическим развитием.

Согласно постановлению ВОЗ, здоровье - определяется, как состояние полного социального, психического и физического благополучия, а не только отсутствием болезни или физического недостатка. Применительно к физическому здоровью - это потенциальные возможности организма, обусловленные генотипом и фенотипом, способностью к мобилизации функциональных резервов и напряжению регулярны механизмов в ответ на нагрузку.

Важнейшим условием жизни и нормального физического развития студентов, является один из компонентов здоровья - двигательная активность, способна повышать работоспособность и функциональные возможности организма. Положительное отношение к активной двигательной деятельности становится фундаментом здорового образа жизни студента [1].

В связи с неблагополучной ситуацией по новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19), у образовательных учреждений возникла необходимость перевода обучающихся на дистанционный режим с использованием электронной и информационно-образовательной среды. В данной ситуации встает вопрос об организации самостоятельных занятий студентов в условиях ограниченного пространства.

Самостоятельно студенты вынуждены заниматься в неприспособленных помещениях (комнате, коридоре, лестничной площадке), поэтому необходимо подбирать такие упражнения, которые можно выполнять с учетом ограниченного пространства. Одним немаловажным условием является доступность упражнений. Также студенты должны иметь возможность контролировать свои действия, без непосредственного участия педагога [2].

Преподаватели вынуждены подстраиваться под новые информационные и телекоммуникационные условия. Необходимо разрабатывать комплексы упражнений, осуществлять фото и видео съемку для проведения практических занятий по физической культуре и спорту.

В процессе дистанционного обучения, студенты большое количество времени проводят в статическом положении перед монитором компьютера и экраном мобильного телефона, что негативно отражается на состоянии глаз, мышц шеи и спины.

Для исследования отношения обучающихся к переводу на дистанционное обучение, было проведено анонимное анкетирование на базе Дальневосточного государственного медицинского университета Минздрава России, среди студенток 1-2 кура, всего приняло участие 153 обучающихся.

Из проведенного анкетирования в начале дистанционного бучения, было выявлено, что у 85% студентов, появились боли в спине и шеи. У 70% обучающихся стали чаще уставать глаза. Также из результатов анкетирования можно заключить, что 56% опрошенных отмечают улучшение состояния из-за регулярного питания и большого количества времени отводимого на сон. 32% обучающихся испытывают дискомфорт, связанный с отсутствием должных физических нагрузок (посещение спортивных секций в вузе, посещение фитнес клубов), 78% респондентов желают вернуться на очное обучение.

В связи с полученными данными, нами было предложено выполнение комплексов упражнений на различные группы мышц в течение дня. Суть комплексов заключалась, в том, что упражнения можно выполнять по 10-20 минут 3-5 раз в день. Таким образом, студентам не приходилось находить по 30-60 минут в день для занятий физической культурой и спортом.

Упражнения были направлены на снятие напряжения и усталости с мышц шеи, рук, спины, ног. Отдельно рекомендовалось выполнять гимнастику для глаз.

В исследовании приняли участие студентки 2 курса (п=15) относящиеся к основной группе, имеющие разную физическую подготовленность. Эксперимент проводился в период дистанционного обучения с ноября 2020 по февраль 2021 года. Результаты контрольных испытаний снимались в начале и конце дистанционного обучения, по сред-

ствам использования видеосвязи. Также у обучающихся была постоянная связь с преподавателями для корректировки упражнений комплексов.

Для оценки состояния сердечно-сосудистой системы девушек использовался показатель: частота сердечных сокращений (утром стоя) - важный интегральный показатель функционального состояния. ЧСС в покое у нетренированных студентов составляет 7080 ударов в минуту, у спортсменов 50-55 ударов.

Функциональное состояние дыхательной системы оценивалось при помощи пробы Штанге - регистрируется продолжительность задержки дыхания после максимального вдоха. Здоровые люди задерживают дыхание в среднем на 40-50 секунд.

Для определения физического состояния были проведены контрольно-педагогические испытания. Для оценки силовой выносливости мышц верхних конечно -стей, применялся тест сгибание, разгибание рук в упоре лежа; сила мышц ног определялась с помощью теста присед и подъем на одной ноге «пистолет»; сила мышц живота оценивалась при помощи теста поднимание туловища из положения, лежа на спине (количество раз за 1 минуту); статическую выносливость определяли тестом «планка» -удержание статического положения в упоре лежа на предплечьях.

После окончания эксперимента, полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики. Анализируя полученные данные, следует отметить незначительное повышение результатов физического состояния к концу дистанционного обучения.

Частота сердечных сокращений в начале эксперимента составила в среднем 70 ударов в минуту, в конце 69. Задержка дыхания в начале исследования 46 секунд, в конце 52. Наилучший результат Пробы Штанге зафиксирован у девушки с результатом 73 секунды на начало эксперимента и 82 секунды в конце.

В тесте сгибание, разгибание рук в упоре лежа средний показатель составил 11 раз в начале и 15 раз к концу исследования. Следует отметить, наибольшее количество «отжиманий» - 16 раз, наименьшее - 5 раз; к концу дистанционного обучения 21 и 10 соответственно.

Средний показатель статической выносливости в упражнении «планка» составил 36 секунд в начале исследования, 47 секунд в конце. Лучшее время показала девушка с результатом 45 секунд, худшее 25 секунд в начале дистанционного обучения, в конце были показаны следующие результаты: 35 секунд худшее время, 60 секунд лучшее.

Оценивая силу мышц живота, стоит отметить лучший показатель в начале исследования 45 раз за 1 минуту, 24 раза худший; в конце, лучший - 48 раз, худший - 27. В среднем девушки выполнили тест на 35 раз в начале и 38 раз в конце обучения.

Самые низкие результаты были показаны в упражнении «пистолет», средний показатель составил 3 раза в начале дистанционного обучения и 4 раза в конце. Наилучшими результатами были 6 и 5 раз соответственно.

Анализ результатов показал, что применение малых форм физической культуры, а именно, небольших комплексов упражнений на 10-20 минут, 3-5 раз в день, имеют эффективность. Несмотря на краткость дистанционного обучения (3 месяца), отмечается незначительный прирост показателей физического состояния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев, В.В. Физическая культура в студенческой среде к мотивации занятий спортом / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / ред. Р.А. Юсупов, Б.А. Анишин. - Казань : Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2018. - С. 20-22.

2. Комиссарчик, К.М. Использование резиновых петель для самостоятельных занятий в условиях дистанционного обучения / К.М. Комиссарчик // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №12 (190). - С. 93-95.

3. Пономарева, В.В. Физическая культура и здоровье : учебник / В.В. Пономарева. -Москва : ВУНМЦ Росздрава, 2001. -352 с.

REFERENCES

Evseev, V.V. and Volkova, L.M. (20018), "Physical culture in the student environment to motivate sports activities", Physical education and student sports through the eyes of students: materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Kazan, pp. 20-22.

Komissarchik, K.M. (2020). "The use of rubber loops for self-study in a distance learning environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp. 93-95.

Ponomareva, V.V, (2001), Physical education and health, textbook, Moscow, p. 352.

Контактная информация: ha-ha.90@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2021

УДК 796.3

АНАЛИЗ ТРАВМАТИЗМА В ЧИРЛИДИНГЕ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, доцент, Ростислав Георгиевич Тихонов, старший преподаватель, Марат Валерьевич Купреев, старший преподаватель, Максим Васильевич Давыдов, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург

Аннотация

В последние годы чир спорт и его дисциплины набирают популярность и развиваются. Ведётся постоянная подготовка новых спортсменов на разных уровнях, активно открываются новые секции для детей, в высших учебных заведениях формируются сборные команды из числа студентов, количество соревнований увеличивается. В то же время многие вопросы, связанные с подготовкой спортсменов, являются ещё недостаточно изученными. Чирлидинг является акробатической дисциплиной чир спорта, следовательно, травмоопасность данного вида высокая. Проблема спортивного травматизма в чирлидинге на сегодняшний день малоизучена, но с развитием вида спорта становится всё более актуальной. Целью исследования, представленного в данной статье, являлось определение локализации травм у спортсменов в дисциплине чир спорта чирлидинге. Исследование было проведено в период с 2016 по 2020 год в Санкт-Петербурге. Были изучены различные травматические случаи (n=125), которые возникали во время тренировочного процесса и на соревнованиях различного уровня. В ходе исследования были выявлены наиболее распространенные причины возникновения травм у спортсменов в чирлидинге, была разработана классификация травм по локализации, также предложены профилактические мероприятия, направленные на снижение травматизма. Результаты исследования могут быть использованы тренерами и другими специалистами в чир спорте для проведения различных мероприятий, которые направлены на снижение травматизма.

Ключевые слова: травматизм, чирлидинг, локализация травм, профилактика травматизма. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p303-306

ANALYSIS OF INJURIES IN CHEERLEADING AND ITS PREVENTION

Mikhail Maksimovich Solovev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Rosti-slav Georgievich Tikhonov, the senior teacher, Marat Valeryevich Kupreev, the senior teacher, Maxim Vasilyevich Davydov, the senior teacher, Baltic State Technical University named

after D.F. Ustinov, St. Petersburg

Abstract

In the recent years, the cheer sports and its disciplines have been gaining popularity and developing. There is constant training of new athletes at different levels, new sections for children are actively

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.