Уровень миграции как антиоксидантов, так и продуктов их превращения возрастал при повышении температу-■ры и увеличении поверхности контакта образцов с растворами.
В большинстве проанализированных модельных сред, контактировавших с образцами каучуков и резин, стабилизированных алкофеном БП и ЛЗ ТБ-3, обнаружен 3,5-дитретбутил-4-оксибензальдегид. Его миграция увеличивалась от следовых количеств (менее 0,01 мг на 1л пробы), обнаруженных при анализе водных вытяжек, настаивавшихся при 20 °С в течение 1—24 ч, до 2—4 мг/л и более, выявленных при анализе водно-спиртовой и гек-сановой вытяжек.
В модельных средах, контактировавших с каучуком и резиной, стабилизированными ЛЗ ТБ-3, обнаружены также бис-(3,5-днтретбутил-4-оксибензил) и в гексане — 3,3', 5,5'-тетратретбутил-4,4'-стильбенхинон.
Известно, что указанные соединения являются продуктами окислительного превращения 2,6-дитретбутил-4-метилфенола (Ершов В. В. и др., 1972; Попова Г. С.; 1975). Обнаружение этих соединений в числе веществ, мигрирующих из каучука и резины, стабилизированных ЛЗ ТБ-3, свидетельствует, по-видимому, об общем характере превращений алкофена БП и ЛЗ ТБ-3 в каучуках и резинах.
В модельных средах, контактировавших с каучуком и резиной, стабилизированными агидолом-5, обнаружен продукт его превращения - 3,3', 5,5'-тетратретбутилдифе-нохинон (от 0,01 до 1,2 мг/л). Последний мигрировал также в спиртовой раствор и гексан из резины,'стабилизированной ЛЗ ТБ-3 (от следовых количеств до 0,34 мг/л).
Сами антиоксидаты в большинстве случаев мигрировали в контактирующие с ними растворы в меньших по сравнению с продуктами превращения количествах.
Таким образом, из каучуков СКИ-ЗНТП и С.КИ-ЗП и резин на их основе, стабилизированных фенольными анти-оксидантами алкофеном БП (2,6-дитретбутил-4-метилфено-лом) и ЛЗ ТБ-3 [бис-(3,5-дитретбутил-4-оксибензил)-суль-фидом|, в воду, растворы органических кислот, спиртово-водную среду и гексан выделяются продукты превращения данных антиоксидантов: 3,5-дитретбутил-4-оксибензаль-дегид, бис-(3,5-дитретбутил-4-окснбензил), 3,3', 5,5'-тет-ратретбутил-4,4'-стильбенхинон и 3,3', 5,5'-тетратретбу-тилдифенохинон. Из каучука и резины, стабилизированных агидолом-5 (3,3', 5,5'-тетратретбутил-4,4'-диоксиди-
Антиоксиданты и продукты их превращения
Антноксндант
3,3',5,5'-Тетра-третбутил-4,4'-ди-оксидифенил (аги-Дол-5)
2,6-Дитретбу-тил - 4 - метил фе нол (алкофен БП)
Бис-(3,5-дитрет-бутил-4-оксибен-зил)-сульфид (ЛЗ ТБ-3)
Продукты превращения
3,3',5,5'-Тетра-третбутилдифено-
3,5-Дитретбутил-4-оке ибензал ьдегид Бис-(3,5-дитрет-бутил-4-оксибен-зил)
3,3',5,5'-Тетра-третбутил-4,4'-стильбенхинон
То же и 3.3' .5,5'-тетратретбутилди-
фенохинон
Авторы работы и год
В. Д. Походен-ко (1969)
В. В. Ершов и и соавт. (1972); Г. С. Попова (1975); G. Jone и соавт. (1956)
В. Д. Походен-ко (1969)
фенилом), выделяется 3,3', 5,5'-тетратретбутилдифенохи-нон.
Миграция 3,5-дитретбутил-4-оксибензальдегида (из материалов, стабилизированных алкофеном БП и ЛЗ ТБ-3) и 3,3', 5,5'-тетратретбутилдифенохинона (из материалов, содержащих агидол-5) выше, чем исходных антиоксидантов.
Литература. Ахрем А. А., Кузнецова А. И. Тонкослойная хроматография. М., 1964. Ершов В. В., Никифоров Г. А., Володькин А. А. Пространственно-затрудненные фенолы. М., 1972. Попова Г. С. Изучение механизма ингибирующего действия 2,6-дитретбутил-4-метилфенола. Автореф. дис. канд. Л., 1975. Походенко В. Д. Феноксильные радикалы. Киев, 1969. Химические добавки к полимерам. Под ред. И. П. Масло-
вой. М., 1981. Jone G. R., Dunbar J. £., Pedrotti R. L. et al. — J. org. Chem., 1956, v. 21, p. 1289.
Поступила 15.06.83
УДК b H>.2»-00S. 14-453.2-092:612.76
А. Г. Сухарева, И. А. Лаптева
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЦОЛИУВ, Москва
Двигательная активность (ДА) является естественным стимулятором роста и развития детей, фактором сохранения и укрепления их здоровья. Особое значение она имеет для слабослышащих и^глухих детей, находящихся в специальных дошкольных учреждениях, где учебно-воспитательный процесс сочетается с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Под нашим наблюдением находилось 60 детей 5—7 лет, посещающих круглосуточную группу в специальном детском саду № 650 Москвы. С помощью шагомера регистрировали число естественных локомоций (ходьбу, бег, прыжки) на протяжении всего периода бодрствования. По результатам хронометражных наблюдений определяли продолжительность динамического и статического компонентов в режиме дня ребенка. Статический компонент включал огдых лежа и ендя, прием пищи, умственную работу сидя, настольные игры, рисование и лепку сидя, просмотр телепередач н отдых. К динамическому компо-
ненту отнесены следующие виды деятельности: ходьба, утренняя гимнастика, бег (в помещении и на улице), лазание, ползание, кувыркание, прыжки, ходьба на лыжах, подвижные игры в помещении и на воздухе, различные элементы трудового воспитания и занятия физкультурой в режиме дня. Одновременно был проведен расчет энергозатрат по хронометражно-табличному методу.
Результаты количественных измерений ДА глухих детей показали, что суточное число локомоций имеет возрастную зависимость и сезонную периодичность. Так, дети 5—6 лет (старшая группа) зимой за сутки делали 6705± 293 шага, а 6—7-летние (подготовительная группа)— на 340 больше (Я<0,5). Еще в большей степени возрастные различия проявлялись весной. Если дети 5—6-лет за сутки делали в среднем 8051 ±406 шагов, то 6—7-летние— 12 733±754 Р<0,05).
Аналогичная зависимость выявлена и в отношении продолжительности динамического компонента в режиме дня.
Дети 5—6 лет в зимний период имели динамический компонент. равный 5 ч 32 мин, а 6—7-летние 6 ч 37 мин. Весной продолжительность динамического компонента у детей 6—7 лет была на 1 ч 3 мин больше (Я<0,05). У глухих детей всех возрастных групп ДА весной была выше, чем зимой. Если в зимний период среднее число локомоций у детей 5—7 лет 7567±226 шагов, то весной—
10 174±233 шага (Я<0,01). Такая тенденция в увеличении ДА объясняется активацией детского организма в весенний период и свидетельствует о наличии сезонной периодичности ДА, что согласуется с работами Н. Т. Лебедевой (1970, 1973).
Определенный интерес представляло сопоставление суточной ДА глухих и нормальных детей одного и того же возраста. Так, по данным О. В. Силиной 1982), слышащие дети в возрасте 5 лет совершали за сутки в среднем
11 ООО шагов, в 6 лет их ДА колебалась в пределах 13 000—13 500, а в 7 лет — 14 000—15 000 шагов. Согласно нашим наблюдениям, средняя суточная ДА глухих детей дошкольного возраста на 3000—5000 шагов меньше, чем у их слышащих сверстников. Это происходит в силу того, что статический компонент в режиме дня детей намного больше. Увеличение продолжительности статического компонента объясняется удлинением режимных моментов, связанных со статикой (прием пищи сидя, учебные занятия, настольные игры) и включением в режим дня дополнительных занятий по развитию речи и слухового восприятия. Общая продолжительность обязательных занятий (математика, письмо, развитие речи и слухового восприятия), по нашим наблюдениям, составила в зимний период соответственно 79,4±7,28 и 133,5±10,14 мин, что на 29,4 и 77,5 мин больше, чем в обычных дошкольных учреждениях.
Энергетические затраты у глухих детей 5—6 лет равны 1416,5 ккал/сут, а у детей 7 лет—1360,96 ккал/сут, что на 500 ккал/сут меньше расхода энергии, рекомендуемого гигиенистами (Силина О. В., 1982). Дважды в сутки (утром и вечером) энергозатраты значительно возрастали по сравнению с предшествующими и последующими часами. Такое увеличение совпадало с прогулками детей, когда они имели возможность самостоятельно заниматься подвижными играми. Однако полного удовлетворения
естественной потребности в движениях у глухих детей, находящихся в дошкольных учреждениях, не отмечено. Наличие у глухих детей гипокинезии неблагоприятно отражались на развитии их ДА. Изучена одна из наиболее важных функций двигательного анализатора — способность дифференцнровки пространства по показателям дальности и точности прыжка. Прыжок на дальность позволяет судить о степени развития мышечной силы, а прыжок на точность определяет степень развития мышечной рецепции. Кроме того, результаты прыжка в длину с места характеризуют развитие скоростно-силовых качеств ребенка, так как сказываются его способность и умение в короткий промежуток времени проявить максимальное мышечное усилие при сохранении наибольшей амплитуды движения. Результаты массовых исследований показали, что у глухих детей 6—7 лет максимальная дальность прыжка 118,84±0,42 см, в то время как у нормально слышащих 129,5±4,1 см (Р<0,05). Точность прыжка как с открытыми глазами, так и без коррекции зрения у глухих детей 6—7 лет были намного ниже, чем у их слышащих сверстников.
Таким образом, организованные занятия физическими упражнениями и произвольная ДА в режиме дня детского сада для глухих детей не удовлетворяет потребности их организма в движениях, создается гипокинезия на протяжении всех сезонов года, что отрицательно сказывается на развитии двигательных качеств детей. Для профилактики гипокинезии необходидимо увеличить время организованной ДА на прогулках и повысить интенсивность физических нагрузок во время занятий физкультурой и ввести дополнительные формы физического воспитания для глухих детей, учитывая аномальность их развития.
Литература. Лебедева Н. Т. — Педиатрия, 1970,
№ 11, с. 67-68. Лебедева Н. Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников. Автореф. дне. докт. Минск, 1973. Силина О. В. Гигиеническая оценка двигательного режима детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Автореф. дис. канд. М., 1982.
Поступила 06.06.83
УДК 613.644-07:612. II 1.014.2
С. В. Алексеев, В. Н. Колмаков, В. И. Свидовый
ВЛИЯНИЕ НИЗКОЧАСТОТНЫХ АКУСТИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ НА НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА МЕМБРАН ЭРИТРОЦИТОВ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
Низкочастотные акустические колебания являются одним из факторов производственной среды, в связи с чем возникает необходимость всестороннего изучения особенностей их биологического действия, степени вредности, а также установления критериев оценки, гигиенического нормирования для профилактики неблагоприятного влияния на организм работающих.
Изучение влияния на организм человека и экспериментальных животных низкочастотных акустических колебаний привлекает широкий круг исследователей. Анализ данных литературы (Алексеев С. В. и др., 1972; Карпова Н. И. и др., 1976; Реутов О. В., 1977; Санова А. Г., 1977; Свидовый В. И., 1980; Граньо П. и др., 1959, Соло Р., 1978; Воигес)ол Р., КаИ1ее Л., 1974) позволяет заключить, что сердечно-сосудистая, дыхательная и центральная нервная системы реагируют на низкочастотные акустические колебания, причем характер реакции и степень ее выраженности зависят от параметров акустического раздражения.
Имеющиеся материалы, однако, не дают полного представления ни о характере специфического действия низкочастотных акустических колебаний на организм, ни о ме-
ханизмах возникающих изменений. В связи с этим представляло определенный интерес выяснить влияние данного фактора на некоторые свойства мембран эритроцитов.
Исследование влияния низкочастотных акустических колебаний на изолированные эритроциты представляет интерес по ряду соображений. Повреждающее воздействие на мембрану может быть одним из существенных механизмов действия изучаемого фактора на клеточном уровне. Использование в качестве модели эритроцитов значительно упрощает подобный анализ в силу отнссительной простоты организации изучаемого объекта, отсутствия при подобной постановке опыта нейрогуморальных факторов и др. Кроме того, в случае обнаружения изменений свойств мембранного аппарата эритроциты могут быть использованы в качестве легкодоступного и недорогого тест-объекта в дальнейших исследованиях и практической работе санитарно-гигиенических лабораторий, занимающихся изучением влияния внешних физических факторов на организм.
Опыты ставили на взвесях консервированных эритроцитов человека и сливных пробах эритроцитов, остающихся после обычных биохимических анализов. В по-