Научная статья на тему 'Два взгляда на Достоевского: Оскар фон Шульц и Преподобный Иустин (Попович)'

Два взгляда на Достоевского: Оскар фон Шульц и Преподобный Иустин (Попович) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
475
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОЕВСКИЙ / ФОН ШУЛЬЦ / ПРЕПОДОБНЫЙ ИУСТИН ПОПОВИЧ / НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ ВЕЛИМИРОВИЧ / NIKOLAJ VELIMIROVIć / DOSTOEVSKY / THE REVEREND IUSTIN POPOVICH / NIKOLAI VELIMIROVICH / VON SCHOULTZ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Великосельский Александр Владимирович

Данная статья содержит сравнительный анализ двух работ исследователей творчества Достоевского - финского слависта Оскара фон Шульца и сербского религиозного мыслителя Преподобного Иустина Поповича. Внимание уделяется прежде всего системе и эволюции положительных и отрицательных героев романов Достоевского в контексте веры и неверия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Великосельский Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two views on F. Dostoevsky: Oscar von Schoultz and the Reverend Justin (Popovitch)

This article provides a comparative analysis of two studies of Dostoevsky made by two researchers Finnish slavist Oscar von Schoultz and Serbian religious thinker the Reverend Iustin Popovitch. It focuses primarily on the system and evolution of positive and negative characters of Dostoevsky's novels in the context of faith and unbelief.

Текст научной работы на тему «Два взгляда на Достоевского: Оскар фон Шульц и Преподобный Иустин (Попович)»

А. В. Великосельский

Петрозаводск

ДВА ВЗГЛЯДА НА ДОСТОЕВСКОГО: ОСКАР ФОН ШУЛЬЦ И ПРЕПОДОБНЫЙ ИУСТИН (ПОПОВИЧ)

Предметом научных исследований Оскара фон Шуль-ца, лектора Хельсинкского университета, была русская литература. Большинство его статей, а также объемный курс лекций затрагивают вопросы истории русской литературы за одним исключением: в 1934 году он читает курс из девяти лекций, посвященный личности сербского богослова, религиозного мыслителя и писателя Святителя Николая Сербского (Велимировича) и его произведению «Слова о Всечеловеке», вышедшему в свет в 1920 году. Имя Велимировича, кроме того, неоднократно упоминается и в других работах фон Шульца.

Велимирович интересует финского исследователя как личность, как человек, который своим примером показал, что значит быть всечеловеком, то есть относиться ко всем людям как к равным, «справедливо... независимо от их религии, языка, национальности или социального статуса»1. Также фон Шульц высоко ставит и книгу Велимировича, которая показывает жизнь, как «самый красивый и прекрасный Божий дар»2. В книге сербского мыслителя, как пишет фон Шульц, всечеловек основывается на все-

© Великосельский А. В., 2011

1 ЗскоиЫг О. иоп. УеНгшгстс'в Ьок от аПташвкап. Некшк1, 1934. 1 йгеЖБпп^еп. С. 2.

2 Там же.

общем равенстве, в отличие от сверхчеловека Ницше, основывавшегося на всеобщем неравенстве. Объясняя суть всечеловека, фон Шульц также ссылается на «Братьев Карамазовых», где всечеловеку дается характеристика как живущему в миру, но ведущему монашеский образ жизни, как Франциск Ассизский3.

«Слова о Всечеловеке» Велимировича — художественное произведение, однако в нем содержится то, что, по нашему мнению, вдохновило двух разных исследователей на научные труды и во многом повлияло на их видение и интерпретацию творчества Достоевского. Первый из них — уже упомянутый Оскар фон Шульц, автор лекций о романах Достоевского (1926—1930), лекций «Светлый, жизнерадостный Достоевский» (1931—1932) и доклада «Гитлер и Христос Достоевского» (1941). Второй — это автор книги «Философия и религия Ф. М. Достоевского»4 (1923), сербский священник и религиозный мыслитель Преподобный Иустин (Попович). Данная книга — его докторская диссертация, которую Оксфордский университет в свое время отказался принимать к защите, узрев в ней критику западного антропоцентризма.

Немаловажно, что Попович был учеником Велимировича, а указанная работа первого вышла спустя три года после выхода «Слов о Всечеловеке». Также следует сказать, что лекции фон Шульца о книге Велимировича — это ее подробный пересказ, снабженный лишь небольшим авторским вступлением-комментарием.

Анализ творчества и философии Достоевского осуществляется обоими авторами путем сопоставления отрицательных и положительных героев романов писателя, светлых и темных сторон их личности. Вопросы веры и неверия, жизни с Богом и без Бога являются для обоих авторов первостепенными .

Двойственный характер романов и героев Достоевского отмечали многие исследователи. Например, С. А. Венге-ров в своей работе «Очерки о русской литературе» пишет:

3 Там же. С. 8—10.

4 Преподобный Иустин (Попович). Философия и религия Ф. М. Достоевского. Минск, 2007.

Никто не заражает в такой степени своим религиозным экстазом, как Достоевский, и никто не опускается в такие неизмеримо глубокие бездны неверия5.

В одной из глав своей книги Велимирович пишет:

— Пахари, когда Ангел ходит, дьявол прячется в его тени. Когда дьявол ходит, Ангел скрывается в его тени6.

Дьяволодицея и православная теодицея являются и смысловыми организующими в книге Преподобного Иус-тина, в которой рассматриваются два типа героев Достоевского, первый из которых выбирает путь без Бога, второй — Божий путь. При этом поиск Бога является целью и смыслом жизни обоих типов, но Достоевский в своих романах показал на примере «христоликих» героев, как выбрать путь Бога и не поддаться на искушения дьявола.

При постановке двух главных вопросов у Достоевского — существования Бога и бессмертия души — положительный или отрицательный ответ на них характеризует героев романов.

Философия отрицательных героев Достоевского в книге Поповича — «философия атеизма и религиозного бунта»7. Такие герои, изображенные исследователем в эволюции — от сомневающегося, отрицающего к бунтующему — не принимают бессмысленного трагизма мира (например, рассуждения Ивана Карамазова о невинных страданиях детских), обвиняя Бога, они утверждают дьявола. Преподобный Иустин подчеркивает «ужасные противоположности», которые сходятся в сердцах героев Достоевского: с одной стороны, это положительный тип героя — старается сохранить личность, с другой — отрицательный — слишком много смысла и важности вкладывает в человека, что приводит, по убеждению Поповича, к страшному результату:

.. .вера в разум человеческий — самый надежный путь, ведущий через разочарование в отчаяние, а из отчаяния к бунту, к неприятию, к нигилизму и анархизму8.

5 Венгеров С. А. Очерки о русской литературе. СПб., 1907. С. 83.

6 Епископ Никола]. Речи о Свечовеку // Святитель Николай Сербский. Избранное. Минск, 2004. С. 10 (гл. «Вспашка нивы»).

7 Преподобный Иустин (Попович). Указ. соч. С. 12.

8 Там же. С. 51.

Поэтому стадии развития судьбы героев Достоевского, отрицающих существование Бога, таковы: 1) неприятие этого мира Божьего; 2) неприятие Христа, Божьего Логоса; 3) отсюда — все позволено; 4) все позволено созданному «человеко-богу»9. Однако против такого принципа протестует человеческая совесть: Рогожин, Кириллов не принимают этого мира, божьего мира, а внутренняя гордость не позволяет им смириться, в результате единственным выходом из этой проблемы, как пишет Преподобный Иус-тин, они видят самоубийство:

Совершить самоубийство, а через самоубийство и бого-убий-ство — это и есть первая и главная обязанность первого че-ловеко-бога10.

Те же из героев, кто не совершает самоубийства, как считает Преподобный Иустин, остаются верны своей идее:

Отчасти он (Раскольников. — А. В.) покаялся, отчасти нет. Животно, биологически покаялся, а умственно, логически — нет11.

Итоговая мысль первой части книги Поповича заключается в том, что «все творцы человеко-бога достигают наивысшего проявления и полноты своего существа в полном распаде личности»12, доказав своим атеизмом существование дьявола.

И отрицательный герой Достоевского, по фон Шуль-цу, — бунтующий, отрицающий тип, бунт которого по-раз-ному, но непременно также заканчивается крахом: индивидуальные бунты Раскольникова, Ивана Карамазова, Кириллова. Невозможность существования так называемого Хрустального замка, утопического социализма Фурье, Сен-Симона и Чернышевского, как пишет финский исследователь, Достоевский в «Записках из подполья», в «Бесах» (Шигалевщина) и в «Братьях Карамазовых» («Великий инквизитор») доказал невозможность преобразить мир без Бога.

9 Там же. С. 97.

10 Там же. С. 77.

11 Там же. С. 91.

12 Там же. С. 92.

Однако отличительная особенность работ фон Шульца, которая сближает их в идеологическом смысле с книгой Святителя Николая Сербского, — это светлая трактовка философии отрицательных героев Достоевского, или восприятие отрицательного через положительное. Так, крах бунтовщиков Ивана и Смердякова фон Шульц объясняется не протестующей гордостью, а тем, что «двойник их, второе лучшее "я" их после убийства не перенесло мысли о совершенном ими преступлении». Таким образом, причина их самоубийств — невыносимое бремя греха, которое испытало на себе их, как выразился исследователь, «лучшее "я"».

Отсутствует в лекциях фон Шульца и прямое противопоставление Христос — Антихрист, какое мы встречаем у Поповича, а само слово «дьявол», его производные или синонимы встречаются лишь в нескольких цитатах.

Вместо этого фон Шульц прибегает к своеобразному приему, который используется им, например, в уже упоминавшемся ранее докладе 1941 года, в котором антихрист воплощен в образе Гитлера, который, по мнению исследователя, многие основы своего учения взял из романов Достоевского, по-своему интерпретировав и исказив их смысл:

...пройдут века и человечество провозгласит устами своей премудрости и науки, что преступления нет, а стало быть, нет и греха...13

Так говорит Великий Инквизитор — в 1940 году в Германии выходит Библия, где слово «грех» взято в кавычки как нечто не существующее. Великий Инквизитор говорит, что нет ничего мучительнее для человека, чем свобода его совести — у Гитлера читаем:

Промысл предназначил меня... освободить человечество от самоучения и заблуждения, которое называется совестью и моралью14.

Гитлер проигнорировал вторую, главную составляющую учения Достоевского — доказательство существования Христа. И если бы Достоевский действительно ограничился

13 Шульц О. фон. Христос Достоевского // Шульц О. фон. Светлый, жизнерадостный Достоевский. Петрозаводск, 1998. С. 310.

14 Там же.

только доказательством существования дьявола, пишет Преподобный Иустин, «...горе ему...»15.

Главная заслуга Достоевского в том, как считает Преподобный Иустин, что он доказал существование Бога и на примере своих положительных героев указал путь к Нему. В главе «Вспашка нивы» книги Велимировича читаем:

Всечеловек видит в каждом создании двоичность: Бога и самого себя. Из-за Первого — он почитает каждое создание до обожания, а из-за второго — симпатизирует каждому созданию до самопожертвования16.

Для обоих типов героев Достоевского Бог — мучение. Но если отрицательные герои Достоевского подавляют его бунтом, то для положительных героев решением является смирение, а философией их — «философия теизма и религиозного смирения»17.

Ступившие на путь Христа — это положительные герои Достоевского — старец Зосима, Алеша Карамазов, Мыш-кин, Макар Иванович, основа всей жизни которых — любовь — деятельная любовь к Богу:

.. .христоликие герои его любят всех людей, любят всю тварь, ибо любят чудесного Бога-Христа...18

Преподобный Иустин уделяет особое внимание проблеме человека в европейском контексте, он критикует излишнее внимание к человеку, сознание и самосознание которого утеряло связь с Богом. Это социальный аспект его работы.

Работы Оскара фон Шульца вообще социальны по своей сути — проблематика в литературе часто сопоставляется с исторической, постоянно приводятся примеры из реальной жизни, подтверждающие, усиливающие или опровергающие какое-либо высказывание.

В своих трудах он рассматривает проблему соотношения религии и религиозности. Положительные герои Достоевского, по мнению исследователя, имеют связь с Богом, что отличает людей, преисполненных не религиозностью,

15 Преподобный Иустин (Попович). Указ. соч. С. 129.

16 Епископ Никола]. Указ. соч. С. 9.

17 Преподобный Иустин (Попович). Указ. соч. С. 12.

18 Там же. С. 191.

но религией. Сострадание и жалость, как считает финский исследователь, «могут быть вызваны только глубокою самоотверженною любовью, такою любовью, которая никогда не может создать религиозность, проходящее настроение, а только глубокая сильная религия, связь с источником любви — Богом»19.

Но эта любовь не статична, а всегда деятельна, активна: Соня Мармеладова успела проявить эту любовь на деле, в жизни. Зосима умирал, но передал перед смертью любовь свою Алеше, неоднократно говоря ему:

Поспеши найти, завтра опять ступай и поспеши, все оставь и поспеши. Может, еще успеешь что-либо ужасное предупредить20.

Фон Шульц пишет:

Связь с источником любви наполняет душу любовью, любовью, готовою на такие жертвы, которые не понятны нам, обыкновенным людям, любовью, распространяющейся на самых, казалось бы, дурных, грешных в церковном смысле людей21.

Поэтому у таких людей, как у Зосимы, могут вырваться, на первый взгляд, парадоксальные слова:

Люби человека в его грехах, люби и самый их грех22.

Это высказывание, по мнению финского исследователя, отсылает нас к Тихону Задонскому, который в конце своего 45-го письма из цикла «Письма посланные» сказал:

Грех должно нам ненавидеть, а не человеков, а их любить должно и не ненавидеть, но молиться за них .

Грешники в первую очередь — великие страдальцы, поэтому и Соня перед Раскольниковым, поклонившись, вскричала:

19 Шульц О. фон. Братья Карамазовы. Хельсинки, 1929. С. 32 (4-я лекция).

20 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 14 т. Т. 13. СПб., 1904. С. 301.

21 Шульц О. фон. Братья Карамазовы. С. 33 (5-я лекция).

22 Там же.

23 Тихон Задонский. Письма посланные // Тихон Задонский. Творения иже святых отца нашего Тихона Задонского. СПб., 1908. [Книга 3]. Письмо ХЬУ. С. 318.

Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!24

Именно поэтому Зосима перед смертью сказал Алеше, намекая на свой поклон Дмитрию:

Я вчера великому будущему страданию его поклонился25.

С людьми следует обращаться «так же любовно, так же участливо и сострадательно... как вы обращаетесь с любимыми больными, особенно с больными детьми, — пишет фон Шульц. — Чем с обыкновенной точки зрения преступнее, хуже люди, а с церковной, грешнее, тем больше надо к ним испытывать сострадания, участия, жалости»26.

В главе «На пути по кругу» книги Велимировича высказана, на наш взгляд, основная мысль всей книги:

Знайте, близнецы мои... Всечеловек — то, что в лжеце не лживо, не воровато в воре, не поджигательно в поджигателе, что не разрушительно в завоевателе, и не блудно в блуднике, и не пугливо в запуганном, и не жадно в жадном, и не боязливо в умирающем. Это Всечеловек...27.

Объясняя крах философии бунтующих героев Достоевского, фон Шульц формулирует близкую мысль:

Все их попытки окончились неудачею и кончились так... по самой неожиданной для них самих причине, потому что их натура оказалась двойственною, как натура всех действующих лиц Достоевского, и на дне их двойника, неожиданно для них самих, оказалось гораздо более веры в Бога, бессмертие и нравственность, гораздо более совести, чем они сами то подозревали28.

У Поповича двумя главными являются вопросы существования Бога и бессмертия души, у фон Шульца это вопросы о вере в бессмертие Бога и в обязательную христианскую мораль, которая выражается в теме «Русский Христос» и представляет собой воплощение христианских

24 Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Канонические тексты. Петрозаводск, 2007. Т. VII. Глава IV. Часть 5. С. 397.

25 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 14 т. Т. 13. СПб., 1904. С. 301.

26 Шульц О. фон. Братья Карамазовы. С. 33 (4-я лекция).

27 Епископ Никола/'. Указ. соч. С. 8.

28 Шульц О. фон. Братья Карамазовы. С. 12 (2-я лекция).

ценностей, которые впитал в себя в течение многих веков русский народ.

Читая воспоминания Лидии Ивановны Веселитской-Микулич29, находим слова Достоевского о том, что русское интеллигентское общество может ждать спасения только от народа, потому что в народе есть праведники (в народе есть Русский Христос — Христовы идеалы). И Достоевский, как пишет фон Шульц, предлагает путь, который он называет «путь русского Христа», «путь всечеловека» или «путь иночества в миру» и образцы которого дает в лице Макара Иваныча в «Подростке», КНЯЗЯ Мышкина в «Идиоте» и старца Зосимы и Алеши в «Братьях Карамазовых».

Сербский и финский исследователи сходятся в главном: в Достоевском оба видят христианского, православного апостола, своим писательством показавшего истинный путь человеческий — путь к Богу.

Опыт активной любви как метод богопознания и самопознания в книге Преподобного Иустина является «новозаветным, апостольским методом, методом православной философии...»30. Активная любовь — одно из главнейших свойств «Русского Христа» у фон Шульца.

«...чудесная Личность Богочеловека Христа — единственный настоящий, единственный вечный, самый высший оптимизм и благовествование»31 — такова позиция обоих исследователей. Их взгляды на первостепенную роль сострадания и сочувствия, сопереживания чужого греха также совпадают.

«Единение людей невозможно без братства, а братство невозможно без общего Отца...» Фон Шульц также говорит о братском отношении людей друг к другу, всеобщем равенстве, а те, кого он выделяет в качестве людей, живущих и ведущих свою деятельность в соответствии с этими установками, называет духовно достойными людьми.

Соучастие — самый главный и, может быть, единственный закон жизни всего человечества32.

29 Микулич В. Достоевский // Микулич В. Встречи с писателями. Л., 1929.

30 Преподобный Иустин (Попович). Указ. соч. С. 15.

31 Там же. С. 19—20.

32 Там же. С. 236.

Вспоминается глава из «Дневника писателя», которую цитирует фон Шульц в своей статье «Всечеловек». На похоронах доктора Гинденбурга, когда почтить память его собрались представители разных конфессий, его участие в их судьбах соединило людей.

«...нынешнее христианское общество держится на малочисленных праведниках...»33 — Оскар фон Шульц неоднократно приводит целый ряд имен людей, всецело посвятивших себя помощи нуждающимся, например Матильда Вреде, которая помогала заключенным. Шульц использует эти реалии как примеры добродетельного отношения к людям и готовности отдать свою жизнь ради другого:

Добровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест, на костер, можно только... при самом сильном развитии личности34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Стать христоликим — цель человеческой личности»35 — об этом пишет и Шульц, цитируя Достоевского: «...все должны стремиться быть "вселюдьми"»36.

Однако во взглядах исследователей есть и некоторые отличия. Главное из них заключается в том, что Попович занимает позицию религиозного, православного мыслителя, точка зрения фон Шульца представляется более светской. Так, например, в системе последнего нет явной дифференциации разных религий, нет противопоставления, а соответственно и такой категоричной критики католицизма и европейского антропоцентризма, как у Поповича:

Проблема Европы есть проблема католицизма...37

Католицизм «проповедует Христа искаженного, Христа очеловеченного, Христа, созданного наподобие европейского человека»38. У финского исследователя преобладают единство ценностей и стремление как раз устранить рели-

33 Там же. С. 292.

34 Там же. С. 297.

35 Там же. С. 211.

36 Schoultz О. von. Allmänniskan // Fred pä jorden. Helsinki, 1933. № 9—10. C. 70—74.

37 Преподобный Иустин (Попович). Указ. соч. С. 251.

38 Там же. С. 250.

гиозную дифференциацию путем активной защиты общих христианских добродетелей; названия конфессий практически не встречаются в его лекциях, за исключением цитируемых.

Преподобный Иустин сказал однажды, что русская душа из всех земных душ имеет самый жуткий ад и самый чарующий рай. У фон Шульца, как уже отмечалось, нет подобных противопоставлений, нет Антихриста, есть лишь Христос — исключительно светлый образ и идеал Достоевского. Шульц акцентирует внимание на позитивных явлениях человеческого духа. Примеры негативных сторон человеческой души лишний раз «демонстрируют, как мало... преуспел человек в своем развитии»39, именно положительные стороны развития, по мнению ученого, первостепенны, и именно их он старается узреть в душах даже самых грешных героев Достоевского.

Итак, Оскар фон Шульц и преподобный Иусти (Попович) являются единомышленниками.

Решение «проклятых проблем», к которому в результате исследования творчества Достоевского приходят оба исследователя, — это «личное подвижничество через хри-столикие добродетели»40. Оно является общим знаменателем поисков обоих ученых и выводом из проделанного сравнительного анализа их концепций. Это «личное подвижничество» и продемонстрировал своей жизнью Франциск Ассизский и своими произведениями — Федор Достоевский.

39 Schoultz О. von. Ryska litteraturens historia i exempel. Helsinki, 1934—1935. C. 14.

40 Преподобный Иустин (Попович). Указ. соч. С. 212—213.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.