II. ТЕРИЯ КУЛЬТУРЫ
ДВА УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯ ПО ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
Учебное пособие Г.А.Трифоновой «Культурология. Теория культуры» (1) открывается словарем терминов. Объясняя понятие «цивилизация», автор пишет: «совокупность материально-технических, социально-политических и духовных характеристик общества; 1)
ступень общественного развития, следующая за варварством; 2) синоним культуры» (1, с.5). Говоря о предмете культурологии, автор перечисляет несколько познавательных ориентаций: философскую, историческую, социологическую, политическую и психологическую. Таким образом, приходит к выводу Г.А.Трифонова, культурология - это комплекс наук (1, с.9).
Далее даются определения философии культуры, истории культуры, социологии культуры, психологии культуры и самой культурологии. «Культурология - это гуманитарная наука, изучающая закономерности генезиса, развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни общества» (1, с.12). Культурология как наука включает в себя два блока - теоретический и исторический. Культурология тесно связана с другими гуманитарными и естественными науками, пользуется материалами многих наук, приводя их в соприкосновение со своим материалом.
При изучении культуры культурология использует ряд методов, применяемых и в других науках: метод моделирования, культурно-
исторический, диахронный, синхронический, сравнительно-
исторический, структурно-функциональный и типологический методы. Что касается законов развития культуры, то в учебнике перечисляются следующие: 1) закон единства и разнообразия культуры; 2) закон преемственности в развитии культуры; 3) закон прерывности и непрерывности развития культуры; 4) закон взаимодействия и
сотрудничества различных, нередко противоречивых, культур (1, с .16).
В разделе «Культура как система» излагаются различные точки зрения на соотношение культуры и цивилизации. Приводятся три подхода к этому вопросу: 1) отождествление понятий цивилизации и культуры (А.Тойнби); 2) между культурой и цивилизацией отмечаются как сходства, так и различия; 3) диаметральное противопоставление культуры и цивилизации (О.Шпенглер) (1, с.39). В цивилизации, пишет далее автор, особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Что касается культуры, то здесь первостепенное значение имеют национальная самобытность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна (1, с.40).
В зависимости от взаимодействия культуры и цивилизации на протяжении истории человечества Г.А.Трифонова предлагает выделить несколько типов культурных изменений: смена духовных стилей, художественных жанров и направлений (например, романский стиль, готический стиль, барокко, рококо, романтизм, реализм, модернизм и т. д.); культурный застой как состояние длительной неизменности, приверженности традициям (например, Египет времен фараонов); кризис культуры, т. е. ослабление прежних духовных ценностей и формирование новых; обращение к раннему и более богатому периоду культурной жизни (например, эпоха Возрождения); преобразование культуры, т.е. придание нового смысла прежним традициям (1, с.41-42).
Рассматривая основные культурологические концепции, Г.А.Трифонова останавливается на теориях культуры Ф.Ницше, З.Фрейда, К.Юнга, О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Данилевского, П. Сорокина и К.Ясперса.
Ф. Ницше выделяет линии в европейской культуре -«дионисийскую» (жизненную, оргаистическую, буйную, трагическую) и «аполлоновскую» (созерцательную, утверждающую культ разума,
искусства). Ф.Ницше считал уничтожение старой культуры необходимой предпосылкой возникновения высшей культуры.
З.Фрейд выделил две цели культуры: а) защита человека от природы; б) урегулирование отношений между людьми. Бессознательное начало человеческой души («Оно») постоянно борется с «Я», которое руководствуется принципом реальности, тогда как «Оно» исходит из принципа удовольствия. Культура, по Фрейду, может руководить человеком лишь постольку, поскольку она оформилась в качестве особой бессознательной установки, которую философ называет «Сверх-Я». Эта установка выполняет роль внутреннего цензора, руководящего духовной жизнью человека.
К.Т.Юнг, в отличие от З.Фрейда, считал, что бессознательное имеет не природный, а культурный характер, ибо родилось на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте. Первичные формы коллективного бессознательного - архетипы - имеют культурное происхождение, но передаются по наследству биологическим путем. Архетипы коллективного бессознательного не тождественны культурным образам и символам.
В понимании О.Шпенглера, культура - это историко-культурная целостность, сущность которой образует религия. Термины «культура» и «цивилизация» следует понимать как ориентиры, а не как абсолюты. Культура, по Шпенглеру, национальна, а цивилизация -интернациональна. Культура - аристократична, цивилизация -демократична. Культура основана на неравенстве; цивилизация проникнута стремлением к равенству. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, в которой невозможны рождения каких-либо великих произведений искусства, науки, религии.
А.Тойнби полагал, что цивилизация - это особый социокультурный феномен, и в отличие от О.Шпенглера он не считал, что цивилизация - это конец развития любой культуры. По мнению А.Тойнби, в современном мире существуют одновременно пять разных цивилизаций - китайская, индусская, исламская, русская и западная.
Н.Я. Данилевский изложил теорию обособленных «культурноисторических типов», которые находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. Эти типы проходят естественно-
предопределенные стадии возмужания, дряхления и гибели. Ход истории, по Данилевскому выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов.
П.А. Сорокин выдвинул теорию, которая стоит особняком среди многочисленных культурологических теорий ХХ в. Его концепция идеационного типа культуры основана на принципах сверхчувствительности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. Идеалистическая культура - промежуточная между идеационной и чувственной. Чувственная культура (она начинается с XIV в.) стремится освободиться от религии, морали и других ценностей.
К.Ясперс рассматривал соотношение истории и культуры. Он делил историю на четыре больших периода: доистория, древнейшие культуры, период «осевого времени» и технический век. Доистория, по Ясперсу, - это время создания человека; древнейшие культуры - это шумеро-вавилонская, египетская, доарийская культура Индии, китайская, эгейская. «Осевое время» культуры - центр истории, время между VIII и II вв. до н.э., когда происходит прорыв от мифологических культур к философии, религии и науке. В «осевое время» возникает современный нам человек, который осознает себя, свое бытие, присущие ему границы и возможности» (1, с.60).
Выпущенное в Рязани учебное пособие «Культурология» создано коллективом преподавателей Рязанской государственной радиотехнической академии (2). Учебник состоит из введения, заключения и 15 глав. Культурология, по определению авторов учебного пособия - это наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этно-социальными, моральнополитическими, научными и художественными характеристиками (2, с.5). Объектом изучения культурологии выступает культурная жизнь человечества в различных общественных системах и в человеческом обществе в целом.
За время существования культурологии как науки сложились многочисленные культурологические школы. Авторы учебника
называют лишь некоторые из этих школ. Археолого-этнографическая школа рассматривает культуру с позиций развития народов, их расселения и взаимовлияния (Ф.Боас, Н.Миклухо-Маклай, Л.Гумилев). Формационно-трудовая школа различает типы общества по способам производства и распределения материальных благ (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Плеханов, В.Зомбарт). Культурно-антропологическая школа рассматривает культуру как способ адаптации человека и природным условиям (Т. Адорно, А.Гелен. М.иА.Веберы). Стадиальноэволюционная школа видит культуру разных народов как поэтапное, механически развивающееся движение от низших ступеней развития к высшим (Э.Тейлор, Г.Спенсер, Д.Фрезер, Б.Малиновский). Семиотикоструктуралистская школа изучает культуру с позиций знаковых систем (язык, письменность, музыка, мода и т.д.). Теоретиками этой школы являются К. Леви-Стросс, В. фон Гумбольдт.
В ХХ в. появились две новые школы, рассматривающие культуру как проявление всех форм человеческой активности: 1) французская «Школа анналов» (М.Блок, Ф.Бродель, Ж.Дюби) и 2) русская школа «диалога культур» (М.Бахтин, В.Библер).
Психоаналитическая концепция культуры, базирующаяся на признании роли бессознательного в культурной деятельности человека, сложилась под влиянием работ З.Фрейда и К.Юнга. Одной из наиболее известных является концепция «философия жизни», создателями которой стали Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, О.Шпенглер. Теория культурно-исторических типов, или циклическая школа, является наиболее популярной (Д.Вико, Н. Данилевский, А.Тойнби).
«Теория культуры - это совокупность знаний об особенностях культуры как понятия и социального явления» (2, с.15). Теория культуры определяет исторические модели культуры, ценностные ориентации человека в различные периоды истории, процессы взаимодействия культур. Важное место в теории культуры занимает проблема функционирования культуры, а также - вопросы сохранения культурного наследия прошлого.
Понятие «культура», пишут авторы учебника, тесно связано с другими близкими понятиями - цивилизация, субкультура,
этнокультура, контркультура и др.
Цивилизация - это уровень, ступень развития материальной и духовной культуры. Субкультура - не основная, не главная культура, существующая в рамках официальной или господствующей культуры.
Этнокультура - это культура больших и малых национальноэтнических групп, существующая в рамках пространственно-временных цивилизаций или государственной культуры на определенном этапе ее развития. Контркультура - социально-культурные установки, ориентации и ценности, оппозиционные официальной или господствующей культуре (2, с.17).
По видам человеческой деятельности выделяются материальная и духовная культуры. Они находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости. Деление культуры на типы объясняется существованием признаков, наиболее характерных для каждого типа: исторические типы культуры (древнейшая, древняя, средневековая, новая, новейшая), социально-экономические типы (аграрная, ремесленная, индустриальная, постиндустриальная, информационнотехническая), религиозные типы (христианская, исламская, буддистская, индуистская) и т. д. . В теории культуры большое место занимают вопросы, связанные с выделением и определением важнейших направлений, форм, методов развития культурного процесса.
Термин «культура» появился в I веке до н.э. в Риме и относился первоначально к земледелию. В культурологической науке термин «культура» окончательно утвердился во второй половине XVIII в., когда европейские мыслители, провозгласив приход «века разума», стали именовать этим словом всю разумную человеческую деятельность и ее результаты. В современной культурологии существует более 500 определений понятия «культура».
В главе «Истоки мировой культуры. Культура древних цивилизаций» (2, с.38-64) авторы учебного пособия рассказывают не только о древних цивилизациях, появившихся 2,5 млн. лет назад, но и о египетской, индийской и китайской культурах. Глава «Античная культура» посвящена архитектуре, скульптуре, литературе и философии Древней Греции и Рима. Говоря о культуре европейского средневековья, авторы учебника останавливаются на культуре эпохи Возрождения, которая «воплотила в себе специфику переходной эпохи. Старое и новое
переплетались в ней столь же органично, сколько пробивало дорогу в жизнь новое направление культурного развития человечества. Эпоха Возрождения стала для мировой культуры важнейшей точкой отсчета в формировании современной культуры» (2, с.122).
Становление культуры нового времени получило название «Культура эпохи Просвещения» и датируется от победы английской буржуазной революции (1688г.) и до начала Великой французской революции (1789г.). Просвещение - это система идеологических, политических, экономических, морально-этических, эстетических взглядов, выражавшая настроения зарождавшейся буржуазии в условиях европейской научной и промышленной революции и перехода от мануфактурного способа производства к крупному фабричнозаводскому машинному производству (2, с.125). Просветители противопоставляли христианской морали новую гуманистическую мораль, одной из важнейших составляющих которой была идея «разумного эгоизма», на которой строились различные индивидуалистические теории.
XIX век - время существенных перемен в материальной и духовной культуре европейских народов, когда сложился качественно новый тип цивилизации, краеугольными камнями которого можно назвать индустриальное общество, буржуазные моральные и духовные ценности, политическую демократию, духовный плюрализм, многообразие форм государственного и общественного устройства. Новые общечеловеческие ценности закрепились в сознании большей части человечества.
Современная западная культура ХХ века, по мнению авторов учебного пособия, характеризуется бурным ростом образования во всем мире, а именно - демократизацией всей системы обучения и воспитания, стремлением повысить фундаментальность образования,
гуманитаризацией и гуманизацией образования, информатизацией (компьютеризацией) образования и поиском оптимальных вариантов интеграции образования как на национальном, так и на мировом уровнях (2, с.176).
Русской культуре авторы посвящают шесть последних глав учебника, начиная с культуры IX - середины XV веков и заканчивая
культурой советского общества. Здесь специально выделяются такие темы как модернизация русской культуры в XVIII в., культурный взлет России в XIX в., «серебряный» век русской культуры.
В заключительной главе авторы учебника напоминают, что проблема сохранения и реадаптации памятников материальной и духовной культуры является сегодня одной из самых актуальных для человеческого сообщества, а превращение культуры в общечеловеческую, мировую культуру возможно только при объединении усилий всего человечества.
Список литературы
1. Трифонова Г.А. Культурология: Теория культуры: Учеб. пособие для студентов. -
Владивосток, 1999. - 69 с.
2. Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Южанова Л.В., Ледовских Н.П.,
Рогачева А.Г. и др. - Рязань, 1999. - 339 с.
Т.А. Фетисова