Научная статья на тему 'Два учебных пособия по теории культуры'

Два учебных пособия по теории культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
179
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы —

Трифонова Г.А. Культурология: Теория культуры: Учеб. пособие для студентов. Владивосток, 1999. 69 с.; Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Южанова Л.В., Ледовских Н.П., Рогачева А.Г. и др. Рязань, 1999. 339 с. Автор реферата Т.А.Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Два учебных пособия по теории культуры»

II. ТЕРИЯ КУЛЬТУРЫ

ДВА УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯ ПО ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие Г.А.Трифоновой «Культурология. Теория культуры» (1) открывается словарем терминов. Объясняя понятие «цивилизация», автор пишет: «совокупность материально-технических, социально-политических и духовных характеристик общества; 1)

ступень общественного развития, следующая за варварством; 2) синоним культуры» (1, с.5). Говоря о предмете культурологии, автор перечисляет несколько познавательных ориентаций: философскую, историческую, социологическую, политическую и психологическую. Таким образом, приходит к выводу Г.А.Трифонова, культурология - это комплекс наук (1, с.9).

Далее даются определения философии культуры, истории культуры, социологии культуры, психологии культуры и самой культурологии. «Культурология - это гуманитарная наука, изучающая закономерности генезиса, развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни общества» (1, с.12). Культурология как наука включает в себя два блока - теоретический и исторический. Культурология тесно связана с другими гуманитарными и естественными науками, пользуется материалами многих наук, приводя их в соприкосновение со своим материалом.

При изучении культуры культурология использует ряд методов, применяемых и в других науках: метод моделирования, культурно-

исторический, диахронный, синхронический, сравнительно-

исторический, структурно-функциональный и типологический методы. Что касается законов развития культуры, то в учебнике перечисляются следующие: 1) закон единства и разнообразия культуры; 2) закон преемственности в развитии культуры; 3) закон прерывности и непрерывности развития культуры; 4) закон взаимодействия и

сотрудничества различных, нередко противоречивых, культур (1, с .16).

В разделе «Культура как система» излагаются различные точки зрения на соотношение культуры и цивилизации. Приводятся три подхода к этому вопросу: 1) отождествление понятий цивилизации и культуры (А.Тойнби); 2) между культурой и цивилизацией отмечаются как сходства, так и различия; 3) диаметральное противопоставление культуры и цивилизации (О.Шпенглер) (1, с.39). В цивилизации, пишет далее автор, особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Что касается культуры, то здесь первостепенное значение имеют национальная самобытность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна (1, с.40).

В зависимости от взаимодействия культуры и цивилизации на протяжении истории человечества Г.А.Трифонова предлагает выделить несколько типов культурных изменений: смена духовных стилей, художественных жанров и направлений (например, романский стиль, готический стиль, барокко, рококо, романтизм, реализм, модернизм и т. д.); культурный застой как состояние длительной неизменности, приверженности традициям (например, Египет времен фараонов); кризис культуры, т. е. ослабление прежних духовных ценностей и формирование новых; обращение к раннему и более богатому периоду культурной жизни (например, эпоха Возрождения); преобразование культуры, т.е. придание нового смысла прежним традициям (1, с.41-42).

Рассматривая основные культурологические концепции, Г.А.Трифонова останавливается на теориях культуры Ф.Ницше, З.Фрейда, К.Юнга, О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Данилевского, П. Сорокина и К.Ясперса.

Ф. Ницше выделяет линии в европейской культуре -«дионисийскую» (жизненную, оргаистическую, буйную, трагическую) и «аполлоновскую» (созерцательную, утверждающую культ разума,

искусства). Ф.Ницше считал уничтожение старой культуры необходимой предпосылкой возникновения высшей культуры.

З.Фрейд выделил две цели культуры: а) защита человека от природы; б) урегулирование отношений между людьми. Бессознательное начало человеческой души («Оно») постоянно борется с «Я», которое руководствуется принципом реальности, тогда как «Оно» исходит из принципа удовольствия. Культура, по Фрейду, может руководить человеком лишь постольку, поскольку она оформилась в качестве особой бессознательной установки, которую философ называет «Сверх-Я». Эта установка выполняет роль внутреннего цензора, руководящего духовной жизнью человека.

К.Т.Юнг, в отличие от З.Фрейда, считал, что бессознательное имеет не природный, а культурный характер, ибо родилось на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте. Первичные формы коллективного бессознательного - архетипы - имеют культурное происхождение, но передаются по наследству биологическим путем. Архетипы коллективного бессознательного не тождественны культурным образам и символам.

В понимании О.Шпенглера, культура - это историко-культурная целостность, сущность которой образует религия. Термины «культура» и «цивилизация» следует понимать как ориентиры, а не как абсолюты. Культура, по Шпенглеру, национальна, а цивилизация -интернациональна. Культура - аристократична, цивилизация -демократична. Культура основана на неравенстве; цивилизация проникнута стремлением к равенству. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, в которой невозможны рождения каких-либо великих произведений искусства, науки, религии.

А.Тойнби полагал, что цивилизация - это особый социокультурный феномен, и в отличие от О.Шпенглера он не считал, что цивилизация - это конец развития любой культуры. По мнению А.Тойнби, в современном мире существуют одновременно пять разных цивилизаций - китайская, индусская, исламская, русская и западная.

Н.Я. Данилевский изложил теорию обособленных «культурноисторических типов», которые находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. Эти типы проходят естественно-

предопределенные стадии возмужания, дряхления и гибели. Ход истории, по Данилевскому выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов.

П.А. Сорокин выдвинул теорию, которая стоит особняком среди многочисленных культурологических теорий ХХ в. Его концепция идеационного типа культуры основана на принципах сверхчувствительности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. Идеалистическая культура - промежуточная между идеационной и чувственной. Чувственная культура (она начинается с XIV в.) стремится освободиться от религии, морали и других ценностей.

К.Ясперс рассматривал соотношение истории и культуры. Он делил историю на четыре больших периода: доистория, древнейшие культуры, период «осевого времени» и технический век. Доистория, по Ясперсу, - это время создания человека; древнейшие культуры - это шумеро-вавилонская, египетская, доарийская культура Индии, китайская, эгейская. «Осевое время» культуры - центр истории, время между VIII и II вв. до н.э., когда происходит прорыв от мифологических культур к философии, религии и науке. В «осевое время» возникает современный нам человек, который осознает себя, свое бытие, присущие ему границы и возможности» (1, с.60).

Выпущенное в Рязани учебное пособие «Культурология» создано коллективом преподавателей Рязанской государственной радиотехнической академии (2). Учебник состоит из введения, заключения и 15 глав. Культурология, по определению авторов учебного пособия - это наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этно-социальными, моральнополитическими, научными и художественными характеристиками (2, с.5). Объектом изучения культурологии выступает культурная жизнь человечества в различных общественных системах и в человеческом обществе в целом.

За время существования культурологии как науки сложились многочисленные культурологические школы. Авторы учебника

называют лишь некоторые из этих школ. Археолого-этнографическая школа рассматривает культуру с позиций развития народов, их расселения и взаимовлияния (Ф.Боас, Н.Миклухо-Маклай, Л.Гумилев). Формационно-трудовая школа различает типы общества по способам производства и распределения материальных благ (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Плеханов, В.Зомбарт). Культурно-антропологическая школа рассматривает культуру как способ адаптации человека и природным условиям (Т. Адорно, А.Гелен. М.иА.Веберы). Стадиальноэволюционная школа видит культуру разных народов как поэтапное, механически развивающееся движение от низших ступеней развития к высшим (Э.Тейлор, Г.Спенсер, Д.Фрезер, Б.Малиновский). Семиотикоструктуралистская школа изучает культуру с позиций знаковых систем (язык, письменность, музыка, мода и т.д.). Теоретиками этой школы являются К. Леви-Стросс, В. фон Гумбольдт.

В ХХ в. появились две новые школы, рассматривающие культуру как проявление всех форм человеческой активности: 1) французская «Школа анналов» (М.Блок, Ф.Бродель, Ж.Дюби) и 2) русская школа «диалога культур» (М.Бахтин, В.Библер).

Психоаналитическая концепция культуры, базирующаяся на признании роли бессознательного в культурной деятельности человека, сложилась под влиянием работ З.Фрейда и К.Юнга. Одной из наиболее известных является концепция «философия жизни», создателями которой стали Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, О.Шпенглер. Теория культурно-исторических типов, или циклическая школа, является наиболее популярной (Д.Вико, Н. Данилевский, А.Тойнби).

«Теория культуры - это совокупность знаний об особенностях культуры как понятия и социального явления» (2, с.15). Теория культуры определяет исторические модели культуры, ценностные ориентации человека в различные периоды истории, процессы взаимодействия культур. Важное место в теории культуры занимает проблема функционирования культуры, а также - вопросы сохранения культурного наследия прошлого.

Понятие «культура», пишут авторы учебника, тесно связано с другими близкими понятиями - цивилизация, субкультура,

этнокультура, контркультура и др.

Цивилизация - это уровень, ступень развития материальной и духовной культуры. Субкультура - не основная, не главная культура, существующая в рамках официальной или господствующей культуры.

Этнокультура - это культура больших и малых национальноэтнических групп, существующая в рамках пространственно-временных цивилизаций или государственной культуры на определенном этапе ее развития. Контркультура - социально-культурные установки, ориентации и ценности, оппозиционные официальной или господствующей культуре (2, с.17).

По видам человеческой деятельности выделяются материальная и духовная культуры. Они находятся в тесном взаимодействии и взаимозависимости. Деление культуры на типы объясняется существованием признаков, наиболее характерных для каждого типа: исторические типы культуры (древнейшая, древняя, средневековая, новая, новейшая), социально-экономические типы (аграрная, ремесленная, индустриальная, постиндустриальная, информационнотехническая), религиозные типы (христианская, исламская, буддистская, индуистская) и т. д. . В теории культуры большое место занимают вопросы, связанные с выделением и определением важнейших направлений, форм, методов развития культурного процесса.

Термин «культура» появился в I веке до н.э. в Риме и относился первоначально к земледелию. В культурологической науке термин «культура» окончательно утвердился во второй половине XVIII в., когда европейские мыслители, провозгласив приход «века разума», стали именовать этим словом всю разумную человеческую деятельность и ее результаты. В современной культурологии существует более 500 определений понятия «культура».

В главе «Истоки мировой культуры. Культура древних цивилизаций» (2, с.38-64) авторы учебного пособия рассказывают не только о древних цивилизациях, появившихся 2,5 млн. лет назад, но и о египетской, индийской и китайской культурах. Глава «Античная культура» посвящена архитектуре, скульптуре, литературе и философии Древней Греции и Рима. Говоря о культуре европейского средневековья, авторы учебника останавливаются на культуре эпохи Возрождения, которая «воплотила в себе специфику переходной эпохи. Старое и новое

переплетались в ней столь же органично, сколько пробивало дорогу в жизнь новое направление культурного развития человечества. Эпоха Возрождения стала для мировой культуры важнейшей точкой отсчета в формировании современной культуры» (2, с.122).

Становление культуры нового времени получило название «Культура эпохи Просвещения» и датируется от победы английской буржуазной революции (1688г.) и до начала Великой французской революции (1789г.). Просвещение - это система идеологических, политических, экономических, морально-этических, эстетических взглядов, выражавшая настроения зарождавшейся буржуазии в условиях европейской научной и промышленной революции и перехода от мануфактурного способа производства к крупному фабричнозаводскому машинному производству (2, с.125). Просветители противопоставляли христианской морали новую гуманистическую мораль, одной из важнейших составляющих которой была идея «разумного эгоизма», на которой строились различные индивидуалистические теории.

XIX век - время существенных перемен в материальной и духовной культуре европейских народов, когда сложился качественно новый тип цивилизации, краеугольными камнями которого можно назвать индустриальное общество, буржуазные моральные и духовные ценности, политическую демократию, духовный плюрализм, многообразие форм государственного и общественного устройства. Новые общечеловеческие ценности закрепились в сознании большей части человечества.

Современная западная культура ХХ века, по мнению авторов учебного пособия, характеризуется бурным ростом образования во всем мире, а именно - демократизацией всей системы обучения и воспитания, стремлением повысить фундаментальность образования,

гуманитаризацией и гуманизацией образования, информатизацией (компьютеризацией) образования и поиском оптимальных вариантов интеграции образования как на национальном, так и на мировом уровнях (2, с.176).

Русской культуре авторы посвящают шесть последних глав учебника, начиная с культуры IX - середины XV веков и заканчивая

культурой советского общества. Здесь специально выделяются такие темы как модернизация русской культуры в XVIII в., культурный взлет России в XIX в., «серебряный» век русской культуры.

В заключительной главе авторы учебника напоминают, что проблема сохранения и реадаптации памятников материальной и духовной культуры является сегодня одной из самых актуальных для человеческого сообщества, а превращение культуры в общечеловеческую, мировую культуру возможно только при объединении усилий всего человечества.

Список литературы

1. Трифонова Г.А. Культурология: Теория культуры: Учеб. пособие для студентов. -

Владивосток, 1999. - 69 с.

2. Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Южанова Л.В., Ледовских Н.П.,

Рогачева А.Г. и др. - Рязань, 1999. - 339 с.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.