Научная статья на тему 'Учебные пособия по культурологии'

Учебные пособия по культурологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
87
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы —

1. Круглова Л.К. Основы культурологии: Учебник для студентов вузов. СПб.. 2000. 304 с.; 2. Круглова Л.К. Социокультурная антропология: Учеб. пособие по курсу "Культурология". СПб., 2000. 74 с.; 3. Некрасов И.А. Культурология: Учеб. пособие. М., 2000. Ч. 1. 81 с.; Автор реферата И.Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебные пособия по культурологии»

III. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Учебные пособия по культурологии

Поскольку культурология - это многослойное знание, включающее философский, социологический, исторический и специально-научный компоненты, учебник Л.К.Кругловой «основы культурологии» (1) содержит соответствующие разделы. В разделе «Методологические проблемы теории культуры» рассматривается история изучения проблемы культуры и наиболее общие вопросы теории культуры.

Первым автором, употребившим термин «культура» в немецкой просветительской мысли, был Самюэль Пуффундорф (1632-1694), который обозначил этим термином все, что создано деятельностью человека. Дж.Вико (1668-1744) разработал идею целостности культуры и концепцию историзма культуры. Наконец, широкое токование культуры принадлежит выдающемуся немецкому просветителю XVШ в. И.-Г.Гердеру (1744-1803). Согласно И.Канту (1724-1804), культура заключается в приобретении человеком «способности ставить любые цели вообще (значит в его свободе)» (цит. по: 1, с.10).

Л. К.Круглова выделяет четыре типа культуры: первобытно-синкретический; азиатский и античный; религиозный тип культуры Средневековья; сциентистско-прагматический тип культуры нового и новейшего времени. Отличительные черты первобытной культуры - не-дифференцированность или слабая дифференцированность отдельных элементов, неразвитость противоречий. Античную культуру можно охарактеризовать как целостность становящегося типа, в которой начинают проявляться присущие зрелому явлению противоположности. Религиозная культура имеет целостный единообразно-монолитный характер, обеспечивающий ей определенную стабильность, которая «оплачивается относительно медленными темпами развития» ( 1, с.175). Важнейшие признаки сциентистско-прагматического типа культуры составляют ее «глобальные масштабы и гуманистический характер целевых ориента-ций жизни общества и его культуры» ( 1, с. 218).

Применение понятия «антропологическая структура» (синоним -«структура человекотворческой функции») к изучению культуры прошлого дает историку культуры методологические ориентиры, с помощью которых выявляются особенности, наиболее существенные для той или иной культуры (1, с.242). Две наиболее крупных подсистемы куль-

туры - материальная и духовная. Гармонизация антропологической структуры гуманистической культуры заключается в укреплении единства материальной и духовной культур и в дальнейшем развитии и усложнении каждого из этих элементов.

Специфика распределения в системе культуры состоит в том, что объектом распределения являются не только сами ценности культуры, но и виды деятельности. Взаимодействие природы и общества имеет несколько уровней - глобальный, региональный, локальный и личностный. Процессы антропогенеза являются параллельными, они шли одновременно, а не последовательно. В своем историческом развитии общество и культура образуют искусственную среду обитания - «социокультурную среду», в которой социальное и культурное неразрывно связаны друг с другом (2, с .16)

Л.К.Круглова называет три уровня социальной среды: социальная мегасреда, социальная макросреда, социальная микросреда. Состояние социальной мегасреды (глобальный уровень, уровень мегарегионов -Запад, Восток, Север, Юг) имеет большое значение для каждого человека независимо от того, осознает он это или нет. Самыми неблагоприятными факторами социальной мегасреды являются мировые войны, «холодная война», экологические интересы всего человечества, если таковые нарушаются.

Социальная макросреда (страна, макрорегион, большой город, большие социальные группы) может также быть благоприятной или неблагоприятной для личности. К благоприятным факторам относятся социальный мир и согласие, достаточный уровень занятости, открытость общества, социальная мобильность. Социальная микросреда - среда обитания человека в непосредственном смысле этого слова.

Культурная антропоэкология определяет, какие именно черты и свойства человека творит культура, т. е. антропологический срез структуры культуры. Сущностные силы человека - это его способности, потребности, интересы, умения, знания. Человек является существом биологическим и социальным, представляя собой единство материи и духа. Другой угол рассмотрения сущностных сил человека могут дать категории «общественное» и «личное» (2, с.34). Ансамбль сущностных сил человека, которые культивируются на каждом этапе социокультурного развития, есть антропологическая структура культуры, или «базовый» тип человека (2, с.37).

Важное место в культурологческих концепциях Х1Х в. - первой половины ХХ в. занимает проблема кризиса культуры. В 1923 г. О.Шпенглер выпустил книгу «Закат Европы», в которой обосновывал неизбежную гибель современной западной культуры, «в поступательное развитие которой раньше верили всецело» (3, с.6). Современное понимание культуры складывается как осознание кризиса культуры, невозможности гармонии человека и природы, считает И.А.Некрасов (3, с.9). Список литературы

1. Круглова Л.К. Основы культурологии: Учебник для студентов вузов. - СПб.. 2000. - 304 с.

2. Круглова Л.К. Социокультурная антропология: Учеб. пособие по курсу «Культурология». - СПб., 2000. - 74 с.

3. Некрасов И.А. Культурология: Учеб. пособие. - М., 2000. Ч. 1. -

81 с.

И.Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.