Научная статья на тему 'Два капитана и их корабли: из истории волжского пароходства'

Два капитана и их корабли: из истории волжского пароходства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1211
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
Советская Россия / Великая Отечественная война / Сталинградская битва / речной флот / теплоход / пассажирские перевозки / Волжское пароходство / Волга / Нижний Новгород (Горький) / Астрахань / Казань / В.А. Кириллов / Р.Х. Гайнуллин / Soviet Russia / Great Patriotic War / Battle of Stalingrad / river fleet / motor ship / passenger transportation / “Volga shipping” / Volga (river) / Nizhny Novgorod (Gorky) (City of) / Astrakhan (City of) / Kazan (City of) / Vladimir A. Kirillov / Rushan H. Gaynullin

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рычков Игорь Александрович

В очерке освещается жизнь и трудовая деятельность двух легендарных капитанов пассажирских судов Волжского пароходства в советскую эпоху – Владимира Андреевича Кириллова и Рушана Халиловича Гайнуллина. Очерк написан в жанре коллективной биографии и исторической публицистики. Основными источниками послужили документы, сохранившиеся в архиве Судоходной компании «Волжское пароходство», и неопубликованные воспоминания тех людей, кто лично знал этих капитанов. Автор рассказывает о непростом жизненном пути и трудовой деятельности двух героев очерка, которая началась в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется различным экономическим, социальным, политическим и личностным факторам, повлиявшим на их судьбы. Выявляются как сходные, общие моменты в биографиях двух известных капитанов волжского пассажирского флота, так и особенности, различия. Кроме того, приводятся некоторые сведения о прошлом теплоходов, на которых они работали в разные периоды своей трудовой биографии. Наконец, рассказывается о некоторых ярких событиях в их личной жизни. Автор изображает героев своего очерка как выдающихся мастеров своего дела, чья жизнь и трудовая деятельность является примером, образцом для современного поколения волжских судоводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two Captains and their Ships: From the History of the Volga Shipping Company

The article covers the life and work of the two Soviet legendary captains of passenger ships from the Volga shipping company: Vladimir A. Kirillov and Rushan H. Gaynullin. The profile is written in the genre of collective biography and historical journalism. The main reference sources used are documents from the archive of the “Volga Shipping Company” and unpublished memories of some people who personally knew the captains. The author describes the hard life and labour activity of the two heroes who started their career during the Great Patriotic War. Particular attention is paid to different economic, social, political and personal factors which influenced their destinies. The author shows their common and similar biographical features as well as their differences and peculiarities. In addition, the profile features some data about the ships they worked on in different periods. Finally, some bright events from their private life are highlighted. The two characters are shown as outstanding professionals in their sphere, with their life and work serving a model for the present generation of the Volga navigators.

Текст научной работы на тему «Два капитана и их корабли: из истории волжского пароходства»

И.А. Рычков

ДВА КАПИТАНА И ИХ КОРАБЛИ: ИЗ ИСТОРИИ ВОЛЖСКОГО ПАРОХОДСТВА

I.A. Rychkov

Two Captains and their Ships: From the History of the Volga Shipping Company

История Волжского пароходства - это неразрывное переплетение биографий кораблей и жизнеописаний судоводителей, равно как и всех, кто трудился на борту или на берегу обеспечивал работу судов. Поэтому, изучая прошлое Волжского пароходства, необходимо рассказать прежде всего о волжских капитанах.

Капитан - это командир, знающий и свой корабль, и свой экипаж, умеющий и управлять кораблем, и руководить людьми, способный найти подход к каждому члену экипажа, оставаясь доброжелательным и в то же время требовательным. Эта работа для тех, кто не боится трудностей и испытаний, кто здоров физически и нравственно. На пассажирском судне капитан - лицо корабля. Среди его обязательных качеств - представительная, привлекательная внешность, хорошие манеры, культурная речь, умение быть интересным для собеседников. Многие по-прежнему считают, что профессия эта - исключительно мужская.

В нашем очерке мы расскажем о двух капитанах, которым были присущи все эти качества, пути которых к капитанскому мостику были и яркими, и типичными для советской эпохи, полными трудовых, а порой и боевых будней. Они появились на свет в одном году и в одном государстве, впервые в истории строящем социализм, но принадлежали к разным национальностям и разным вероисповеданиям. И оба выбрали для себя одну дорогу -судоводителя речного флота. Выбрали в тот период, когда Волжское пароходство, пройдя в ходе «социалистической реконструкции» народного хозяйства вместе со всем речным флотом РСФСР сложную реорганизацию, начало быстро и успешно развивать грузовые и пассажирские перевозки1. Оба потом ходили на одних теплоходах, оба перешагнули 70-летний рубеж.

Вся трудовая деятельность обоих капитанов была неразрывно связана с Волгой, с ее широкими плесами и запоминающимися пристанями, с ее дивной красотой и непоколебимым величием, с беззаветной любовью, которой она навек привязывает волгарей к себе.

Источниками для написания очерка послужили, во-первых, документы, хранящиеся в архиве судоходной компании «Волжское пароходство», и, во-вторых, устные воспоминания тех, кто лично

был знаком с героями очерка.

* * *

Владимир Андреевич Кириллов - его жизни и трудовым свершениям посвящена художественно-публицистическая книжка, изданная три десятка лет назад2, -родился 28 августа 1925 г. в селе Пришиб Енотаевского района Астраханской области.

Его отец - Андрей Иванович - родился в 1900 г., до и после Октябрьской революции крестьянствовал, в 1929 г. вступил в колхоз, воевал в Великую Отечественную войну, домой вернулся инвалидом (умер в 1989 г.). Мать - Христина Семеновна -тоже происходила из крестьян, работала Владимир Андреевич в колхозе (умерла в 1946 г.). Владимир, Кириллов второй из трех сыновей, родившихся

в семье, в 1932 г. пошел учиться в Пришибскую сельскую школу-семилетку3.

Здесь, на Нижней Волге, он впервые увидел буксирный пароход с караваном барж, идущий против течения. Он не знал тогда, что это был знаменитый «Степан Разин», которым управлял Николай Иванович Чадаев - живая легенда волжского речного флота. Будучи капитаном буксирного парохода «Степан Разин», он выступил зачинателем стахановского движения на водном транспорте, стал одним из первых Героев труда, а в 1937 г. в его честь был назван пароход «Капитан Чадаев».

Этот буксир мог тащить вверх по течению сразу семь барж, а в них - 42 тыс. тонн нефти. Вид буксира, его мощь произвели на сельского школьника столь сильное впечатление, что он твердо решил стать капитаном.

В 1939 г. Владимир Кириллов сделал первый шаг к своей мечте: по окончании школы, успешно сдав экзамены, поступил в Астраханский речной техникум4.

Весной 1942 г., когда весь волжский флот работал на Сталинградской переправе, девятерых студентов, включая и Владимира Кириллова, ускоренно выпустили из техникума: флот остро нуждался в кадрах. Направленный в Нижне-Волжское речное пароходство, где получил назначение на пароход «Орджоникидзе», молодой III штурман (помощник капитана) приступил к работе5.

Чтобы читатель мог конкретно представить себе его служебные обязанности, процитируем статьи 119 и 120 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР (1982 г.): «Третий

штурман непосредственно подчиняется первому штурману. В его ведении находятся навигационные карты, корректурные материалы, техническая библиотека, штурманские и гидрометеорологические приборы и инструменты, средства визуального наблюдения, связи, сигнализации и ручной звуковой сигнализации, а также судовая канцелярия».

Пароходом «Орджоникидзе» командовал капитан Леонид Александрович Загрядцев - коренной волгарь, сын речника, с 14 лет работавший на судах и в 32 года ставший капитаном парохода. Во время битвы за Сталинград «Орджоникидзе» водил караваны судов по заминированным участкам Волги, под непрерывными налетами немецкой авиации перевозил с левого берега на правый пополнения, оружие, боеприпасы и прочие военные грузы, а обратно забирал из полуразрушенного, пылающего города раненых и беженцев. В те недели и даже дни исход всей битвы зависел от того, кто сумеет быстрее доставить пополнения на передовую6.

Пройдет время, и экипаж «Орджоникидзе» узнает, что переправил тогда на своем борту на правый берег всю 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию генерал-майора Александра Ильича Родимцева, сыгравшую исключительную роль в защите города7.

22 сентября 1942 г., во время очередного рейса, пароход «Орджоникидзе» был потоплен врагом. Вместе с судном геройски погиб и его капитан, посмертно награжденный орденом Красного Знамени. А 17-летний штурман Владимир Кириллов, раненый осколками бомбы, «за выполнение боевых заданий» был награжден медалью «За оборону Сталинграда»8.

В конце сентября 1944 г., после трех месяцев службы III штурманом на паротеплоходе «25-е Октября», Владимир Кириллов был призван в Военно-морской флот. Четыре с половиной года он

достойно прослужил на военных кораблях, приписанных к Полярному, Кронштадту и Ленинграду. Достойно - это 25 поощрений от командования и командующих Северным и Балтийским флотами, медаль

«За оборону Заполярья»9.

* * *

Рушан Халилович Гайнуллин родился 28 декабря 1925 г. в селе Большие Тарханы Больше-Тарханского (Тетюшского) района Татарской АССР

Как спустя многие годы сам Рушан Гайнуллин писал в своих автобиографиях, родился и вырос он в семье крестьянина-середняка. Его отец - Халил (Халиллула)

Рушан Халилович Гайнуллин

Шайдуллович - «до организации колхозов занимался крестьянством», потом вступил в колхоз, но через несколько лет добился назначения завхозом Больше-Тарханской

средней школы, затем работал «на разных должностях» в Казани, во время Великой Отечественной войны служил в Красной армии, а в 1946 г. вернулся в свой колхоз, где еще десять лет трудился бригадиром по лесонасаждению (умер в 1972 г.). Мать - Хосируй (Хоснеруй) Насретдиновна - крестьянка, поначалу работала в колхозе, а потом «занималась домашним хозяйством» (умерла в 1941 г.)10.

Рушан Гайнуллин был старшим ребенком в семье, где росли еще две его сестры и брат. В 1933 г. он пошел в Больше-Тарханскую среднюю школу № 2 и в 1942 г. успешно окончил 9 классов11.

Повоевать ему не довелось: в годы войны его путь к капитанскому мостику только начинался. В апреле 1942 г. его взяли рулевым на пароход «Плеханов». В 1943 г. приняли в Казанский речной техникум, сразу на 2 курс штурманского отделения. Будучи студентом, три военных навигации он проплавал по Волге рулевым, на трех разных пароходах. В 1948 г. его наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.»12.

В 1946 г., по окончании техникума, Рушан Гайнуллин получил специальность «штурман речного флота», ему присвоили звание «штурмана 2 разряда речного и озерного плавания». На основании «разверстки» его направили на работу в Верхне-Волжское речное пароходство, а там назначили на должность IV штурмана парохода «Красная звезда». К началу навигации следующего года его повысили до III штурмана, а в августе 1949 г. назначили III штурманом парохода «30 лет ВЛКСМ»13.

Тремя месяцами ранее, в апреле того же года, в Горький, в Верхне-Волжское речное пароходство, прибыл с боевыми наградами демобилизованный фронтовик-североморец Владимир Кириллов. Он получил назначение IV штурманом на колесный грузопассажирский пароход «Володарский». Новый IV штурман сразу же обратил на себя внимание и экипажа, и начальства пароходства, и, конечно же, пассажиров. Не только любовью к работе, желанием поскорее постичь все премудрости судовождения, безупречным внешним видом, но и дружелюбием, умением общаться с людьми. Уже через полгода его назначили III штурманом. В ноябре 1951 г. его приняли в члены партии14.

За семь лет Владимир Кириллов прошел все штурманские должности, и в 1956 г. его назначили капитаном «Володарского»15. Так в 31 год он стал самым молодым волжским капитаном.

Столь же целеустремленно и настойчиво шел по своему пути речника и штурман Рушан Гайнуллин. В сентябре 1951 г. его назначили II штурманом грузопассажирского теплохода «Тов. Микоян», в марте 1952 г. - II штурманом теплохода «Маршал

Ворошилов». В служебной характеристике, датированной 17 сентября 1954 г., сказано: «Тов. Гайнуллин Р.Х. является растущим, энергичным судоводителем. Хорошо освоил речное судовождение и все виды судовой отчетности, хорошо изучил плес реки Волги. Дисциплинирован, достоин выдвижения на должность I штурмана»16.

И в январе 1955 г. его назначили I (старшим) штурманом (старшим помощником капитана) нового двухпалубного дизель-электрохода «Молдавия», построенного в 1953 г. в Чехословакии. На «Молдавии» он проплавал две навигации17.

Чтобы читатель мог конкретно представить себе служебные обязанности первого (старшего) помощника капитана, процитируем статью 101 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР (1982 г.): «Первый штурман непосредственно подчиняется капитану и является его первым заместителем; ему в административном отношении подчинен весь экипаж».

В марте 1956 г. Рушан Гайнуллин вступил в члены КПСС18.

* * *

Между тем в декабре 1954 г. Волжское грузопассажирское пароходство (управление в Горьком) и Волжское грузовое пароходство (управление в Куйбышеве) были объединены в одно Волжское объединенное речное пароходство. В его составе были созданы Горьковское, Куйбышевское и Сталинградское линейные пароходства. Управление объединенного пароходства было сосредоточено в Горьком19, который речники стали считать «столицей» всей Волги.

Образованные, трудолюбивые и ответственные в те годы быстрого развития объединенного пароходства обрели хорошие перспективы для профессионального и служебного роста. Особую важность среди «анкетных данных», естественно, имел пункт «Партийность»: с члена партии можно было «спросить» куда больше, чем с беспартийного, и наказать его можно было куда строже.

В августе 1956 г. Рушан Гайнуллин был назначен I штурманом паротеплохода «25-е Октября»20, на котором III штурманом плавал перед призывом на службу в Военно-морской флот Владимир Кириллов. Речники промеж собой дали этому старому, еще дореволюционной постройки, двухпалубному кораблю шутливое, хотя и не безобидное, название «Четвертак»21.

Сколь хорошо знали свое дело оба капитана, можно понять, прочитав протоколы о проверке их знаний судоводителей проверочной комиссией пароходства. В протоколе № 93 от 14 марта 1958 г. результаты проверки капитана Гайнуллина впечатляют: по всем шести дисциплинам - оценка «пять»22. Годом раньше такой же результат проверки показал и капитан Кириллов23.

* * *

Два года командовал Кириллов «Володарским», а когда началось обновление пассажирского флота, он в числе первых, вместе с капитаном Гайнуллиным, получил назначение на новый трехпалубный теплоход. В представлении на должность капитана недавно построенного, самого современного по тем временам теплохода сказано: «Товарищ Кириллов является одним из передовых волжских капитанов, быстро воспринимающим все новое в работе флота»24.

В 1958 г. именно Кириллову было предоставлено ответственное и почетное право перегнать в СССР два трехпалубных теплохода типа «Родина» (проект 588), разработанных советскими инженерами и построенных в Германской Демократической Республике: в 1958 г. - «Багратион», а в 1959 г. - «Урал»25. Отлично справившись с поставленными задачами, капитан Кириллов подтвердил свою заслуженную многолетним трудом репутацию одного из лучших волжских капитанов.

Звание капитана обязывало не только к неукоснительному выполнению плановых заданий, что капитаны Кириллов и Гайнуллин считали для себя обязательным, но и к формированию строгой и сознательной дисциплины в экипаже. И если на некоторых волжских судах можно было увидеть в рулевых рубках небрежно одетых людей - в свитерах, ватниках, тапочках на босу ногу26, - у Кириллова и Гайнуллина это категорически не допускалось. Они сами всегда заступали на вахту одетыми строго по форме и от подчиненных требовали того же.

В служебных характеристиках на капитана Гайнуллина постоянно встречается фраза: «Трезв, выдержан, аккуратен»27. Что не так на корабле - он замечал все и сразу. Члены экипажа, что называется, ходили у него по струнке.

Известно, что не всякому по душе дисциплина, поэтому недовольные требовательностью и строгостью капитанов среди экипажей, конечно, были. Приходилось встречать министерских чиновников, прибывающих на корабли с целью проведения различного рода «проверок» по жалобам членов экипажей то на излишнюю, на их взгляд, строгость, то на «чрезмерную» требовательность. Правда, после бесед с экипажем сомнения в законности и справедливости действий капитанов рассеивались, как утренний туман над рекой, но доказывать свою правоту им стоило немалых нервов.

Неизвестно, с какого времени так повелось, но капитана Гайнуллина обычно называли русскими именем и отчеством -Александр Михайлович. И сам он представлялся пассажирам «Александром Михайловичем». Дети его знакомых и добрых друзей обращались к нему не иначе как «дядя Саша»28. 174

Для многих, лично знакомых с капитаном, его татарские имя и отчество, записанные в паспорте и других документах, а также указанные в разнообразных бумагах пароходства, так и остались неизвестными. Все настолько привыкли к его русскому имени и отчеству, что даже в приказе начальника Отдела туризма Министерства обороны генерал-майора Н.И. Гаретнина о награждении капитанов судов речного флота Почетной грамотой

сказано: «Капитан Гайнуллин Александр Михайлович»29.

* * *

Начало 1960-х гг. стало знаменательным для обоих капитанов: в июне 1960 г. Гайнуллина назначили капитаном теплохода «Н.В. Гоголь»30, а в следующем году Кириллова назначили капитаном теплохода «Добрыня Никитич». Как и другие трехпалубные теплоходы типа «Родина» (проект 588), они были построены в ГДР: первый - в 1957 г., второй - в 1958 г.

9 сентября 1961 г. на борту «Добрыни Никитича» находился Н.С. Хрущев, прибывший на торжественное открытие Сталинградской ГЭС, вскоре вместе с городом переименованной в Волгоградскую. А в 1963 г. гостем теплохода стал Фидель Кастро.

В 1950-е - 1960-е гг., чтобы рационально использовать полезные площади теплохода, капитаны по решению своего «берегового» начальства брали на борт разные народнохозяйственные грузы.

В Астрахани нижняя палуба от носа до кормы обычно заставлялась открытыми деревянными ящиками с помидорами. При погрузке они были либо совершенно зелеными, либо «молочной спелости», между Волгоградом и Куйбышевым розовели, а к прибытию в Горький уже краснели ярко. Это был государственный товар, а члены экипажа не упускали случая доложить к нему свои «частные» мешки с воблой. Астрахань была богата рыбой, а вот хорошей картошкой обделена, поэтому обычные в те времена трудности продовольственного снабжения волжских городов31 пытались преодолеть «натуральным продуктообменом»: мешок воблы - на мешок картошки. Горьковская картошка, кстати, славилась не только на Нижней Волге, но и в столице.

А на обратном пути, вниз, «свято место» разгруженных ящиков с красными помидорами обычно занимали черные автомобильные шины - производства знаменитого Ярославского шинного завода, - которые речники доставляли в средне- и нижневолжские города вплоть до самой Астрахани32.

* * *

В январе 1964 г. Владимир Кириллов получил назначение капитаном пассажирского дизель-электрохода «Ленин»,

построенного на заводе «Красное Сормово» и спущенного на воду в 1958 г. (вмещал 439 пассажиров)33.

На капитанском мостике этого уникального судна он сменил «капитана капитанов» - Сергея Алексеевича Напитухина, проплававшего на Волге 48 навигаций (35 из них - капитаном). Сменщик оказался достойным: в 1966 г. окончил Горьковский институт инженеров водного транспорта, продлил навигацию электрохода, что позволило сделать его экономически рентабельным («Ленин» прошел около 1,1 млн км, перевезя 200 тыс. пассажиров), 11 раз ему присваивали звание «Лучший капитан Министерства речного флота РСФСР»34.

Они очень подходили друг другу: красивый корабль и красивый капитан - высокий, статный, с копной вьющихся волос и широкой белозубой улыбкой. Строгий командир, способный быстро принимать грамотные решения, он был очень чутким и душевным человеком, умел поддержать разговор, спеть песню за столом, закружить в вальсе партнершу35.

Обаяние и умение нравиться людям отличали и капитана Гайнуллина, даже при всей его строгости и внешней суровости к членам экипажа. Его душевная щедрость, отзывчивость и внимательность к пассажирам, готовность оказать им помощь, если на борту теплохода в их жизни произошло что-то непредвиденное и неприятное, были хорошо известны, вызывали к нему крепкие симпатии. Порой симпатии становились взаимными, рождали долгие дружеские отношения. Так у него произошло, например, в начале 1960-х гг. с семьей начинающего астраханского писателя Владимира Карпенко36.

В 1968 г. капитан Гайнуллин поступил в Горьковский институт инженеров водного транспорта. Учился на заочном отделении, по специальности «Эксплуатация водного транспорта». Успешно окончил его в 1972 г.37

* * *

Под командованием капитана Кириллова дизель-электроход «Ленин» стал флагманом волжского пассажирского флота. Тогда и родилась новая традиция: 22 апреля - в день рождения основателя и первого вождя Советского государства - дизель-электроход открывал навигацию на Волге.

У моряков есть суеверие: «Женщина на корабле - быть беде». У речников такого суеверия нет, и на каждом судне по штату полагается судовой врач, и этот врач обычно - женщина. На судах под командованием Кириллова и Гайнуллина судовыми врачами были их жены. Хорошо это или не очень, судить не нам. Одно можно сказать с уверенностью: присутствие супруги на борту поднимало планку ответственности капитана выше самого высокого уровня.

Навигация 1977 г., открытая, как обычно, 22 апреля, началась для капитана Кириллова и всего волжского пассажирского флота небывалым событием.

5 мая, когда «Ленин», идущий из Астрахани в Москву, стоял в Ярославле, на теплоход прибежал рассыльный с речного вокзала: капитана потребовал к телефону министр речного флота РСФСР Сергей Андреевич Кучкин. Немного опережая бюрократическую процедуру, принятую в высших партийно-государственных «инстанциях», министр поздравил капитана со званием Героя Социалистического Труда: в ЦК КПСС уже «одобрили». Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Кириллова

- за «выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении плановых заданий на 1976 год и принятых социалистических обязательств»,

- был подписан 13 мая.

Вскоре после поздравления министра, когда «Ленин» шел по каналу имени Москвы, во время ночной капитанской вахты ему встретился теплоход «Илья Муромец», идущий из Москвы. Капитаны, как водится, по радиотелефону поздравили друг друга с началом навигации. Поздравив коллегу еще и с присвоением Героя Соцтруда, капитан «Ильи Муромца» добавил многозначительно: «А у меня тут пассажир есть для вас!». Кириллов сразу подумал, что «очередной ревизор из министерства», наверное, прибыл, тотчас отдал команду приготовить гостевую каюту... В темноте теплоходы мягко сдвинулись бортами, по деревянному трапу простучали каблучки, и через минуту в рулевую рубку вбежала жена капитана -Милитина Ивановна! Не утерпела, не усидела в Горьком, дожидаясь прихода «Ленина», - примчалась поездом в Москву.38

У капитана Гайнуллина много раньше, в последние дни июня 1968 г., произошла своя особенно памятная встреча с женой Флюрой Хасанзяновной. Не случайно, без сюрпризов - так они запланировали. Она приехала поездом из Горького в Ульяновск вместе с маленьким сынишкой, которому они дали имя Мурат. А он встречал их на железнодорожном вокзале, пока «Н.В. Гоголь», пришвартованный к пристани Ульяновского речного порта, ждал их всех троих. С того лета немало навигаций они проплавали по Волге всей семьей39.

* * *

Экипаж «Ленина» и его капитан Кириллов стали зачинателями движения «Каждому пассажиру - волжское гостеприимство». Сейчас, когда на круизных теплоходах и «теплоходах-пансионатах» работают хорошо подготовленные специалисты по туризму и «анимации», удивить кого-либо разнообразным набором экскурсий и развлечений на борту трудно. А в те годы капитану и его помощникам приходилось самим заботиться об организации досуга

пассажиров. Судовая радиотрансляция использовалась постоянно: пассажиры приглашались на физзарядку и на завтрак, обед и ужин, им сообщали о времени прихода в очередной порт и о порядке экскурсий, о демонстрации кинофильмов на кормовой части верхней палубы и концертах в музыкальном салоне, о поступлении телеграмм от родственников и знакомых. Пассажиров поздравляли с днем рождения40.

На «Ленине» в первый день рейса пассажиры в пять часов вечера приглашались в нижний салон ресторана на «русский чай»: там уже кипел огромный самовар, на блюдах были выложены кондитерские изделия собственной выпечки41.

КапитанГайнуллиннеменеезаботливоотносилсякобслуживанию пассажиров на «Н.В. Гоголе». В навигацию 1969 г. на его экипаж была возложена «ответственная задача» по перевозке иностранных туристов из стран Западной Европы. Усилия экипажа не пропали даром: иностранцы увидели в советских людях настоящих друзей, а расставаясь, выражали им сердечное спасибо за дружескую заботу и теплый прием42.

Те, кто жил в 1960-е гг., помнят, как порой трудно было купить и даже «достать» многие «товары народного потребления», в частности - хорошее туалетное мыло. По настойчивой просьбе капитана Гайнуллина в Москву от пароходства была отправлена машина, вернувшаяся обратно в Горький с коробками дефицитного мыла «Кармен», производства фабрики «Свобода», которое и было разложено в пассажирских каютах «Н.В. Гоголя»43.

О том, как любил капитан Гайнуллин вверенный ему теплоход, как заботился о нем, будто о родном доме, хорошо помнят его бывшие коллеги и члены его экипажа. На «Н.В. Гоголе» он проплавал почти три десятка лет, три десятка навигаций.

Есть еще одна интересная деталь, общая для жизни и служебной деятельности двух капитанов: оба обладали редким по красоте почерком. Глядя на автобиографии и служебные записки, написанные их руками, не перестаешь удивляться, каким чудесным даром наградила их природа, как развили этот дар преподаватели рисования и черчения. Неизгладимое впечатление производят семейные фотоальбомы Кирилловых, которые Милитина Ивановна любезно предоставила автору очерка для просмотра: аккуратно наклеенные фото красиво обрамлены замысловатыми узорами и сопровождены подробным описанием изображенного. А фотографий

в этих массивных альбомах - многие сотни...

* * *

В конце 1970-х гг., когда встала задача привлечения на Волгу иностранных туристов, партийное руководство и начальство пароходства доверили капитану Кириллову провести в США, как

сейчас выражаются, презентацию советского речного туризма. Он приехал в Америку уже будучи Героем Социалистического Труда - единственным на волжском пассажирском флоте. И приняли его исключительно хорошо.

Своим повседневным трудом Кириллов создавал новый тип волжского капитана, в котором сочетаются высокий профессионализм судоводителя, экономическая грамотность и постоянная забота о пассажирах. Причем иногда разделить эти стороны капитанской службы было просто невозможно44.

Яркий и поучительный случай - начало навигации 1976 г.

«В апреле 1976 года, как всегда, открыли навигацию, а в Куйбышевском водохранилище встретили лед... Да какой! Образовался целый караван - 19 теплоходов, среди них даже ледокол "Терек". Капитаны совещались по радиотелефону, как быть.

- Надо идти вперед! - сказал Кириллов. - А то с Камы еще поднапрет льда, тогда вовсе караул кричать будем. Я иду - кто со мной?

Двинулись всем караваном, помогая друг другу. Всю ночь шли в тяжелой ледовой обстановке. Корпуса-то у речных судов тонкие, а льдины на вид только хрупкие, могут вскрыть обшивку, что твою консервную банку! На рассвете подошли к шлюзу. По радио им сообщили, что глубина на входе всего два метра. Это слишком мало для больших судов. Пришлось ждать, пока солнышко не натопит побольше воды. Наконец со шлюза сообщили, что глубина 2.30... Это уже подходяще. Но нужно было создать дифферент на нос. Кириллов взял микрофон и включил общесудовую трансляцию:

- Товарищи туристы, - зазвучал в динамике голос капитана, -приглашаю вас всех полюбоваться, как мы будем входить в шлюз... Учтите, на вашу долю досталось редкое зрелище - льды и солнце! Кроме того, своим присутствием на носу вы поможете дизель-электроходу.

Повалили туристы на нос.

Что вы думаете: четыре сотни человек - это без малого тридцать тонн. Судно, получив нужный дифферент, благополучно вошло в шлюз»45.

В 1984 г. «Ленин» погиб при пожаре на Судостроительном и судоремонтном заводе имени 40-й годовщины Октября, недалеко от Горького.

После его гибели, в июне 1985 г., Кириллов был назначен капитаном четырехпалубного теплохода «Семён Будённый», построенного в Чехословакии для СССР в 1981 г. и вмещавшего 400 пассажиров46. Однако тяжелый экономический кризис 1990-х гг. приковал к берегу многие теплоходы, оставил без работы и средств к существованию целые экипажи. «Семён Будённый» с 1992 по 1996 гг. стоял в Калининграде: его переоборудовали в казино и плавучую гостиницу под названием «Балт-Инвест», которая пользовалась

популярностью у иностранных туристов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1996 г., на правительственном приеме, посвященном 300-летию российского флота, Владимир Андреевич был награжден золотыми капитанскими часами с гравировкой от президента России Б.Н. Ельцина.

* * *

В годы «калининградского стояния» капитан Кириллов не раз говорил: «Живу одной мечтой: привести теплоход с Балтики на Волгу, пройти по ней пару-тройку рейсов, попросить у нее прощения, если порой был неласков. Пожелать ей быть вечной трудягой, чтобы работали на реке добрые, сильные люди, а потом сказать: "До свидания, Волга-матушка! Был и остаюсь твоим верным сыном"»47.

Он успел осуществить свою последнюю мечту.

В апреле 1998 г. его освободили от должности капитана теплохода «Семён Будённый»48.

Капитан Кириллов умер 20 августа 1999 г. Похоронили его в поселке Октябрьский Борского района Нижегородской области.

Капитан Гайнуллин был уволен на восемь лет раньше капитана Кириллова, «в связи с достижением пенсионного возраста» буквально накануне начала очередной навигации: с 20 апреля (приказ начальника Волжского объединенного речного пароходства И.А. Щепетова о его увольнении датирован 16 апреля 1990 г.). Формальным основанием приказа послужил протокол профсоюзного комитета Судостроительного и судоремонтного завода имени 40-й годовщины Октября49. В первый свой рейс навигации 1990 г. «Н.В. Гоголь» ушел с другим капитаном.

Прожив на пенсии семь лет, капитан Гайнуллин умер на два года раньше капитана Кириллова - 19 июня 1997 г. Его похоронили в родном селе Большие Тарханы.

Теплоход «Добрыня Никитич», в 2003 г. переименованный в «Прикамье», в 2013 г. поставили на прикол.

А «Н.В. Гоголь» и «Семён Будённый» - в строю. Совершают круизы с новыми поколениями туристов, любителей волжских и камских красот. Годами оба теплохода еще долго будут моложе своих бывших капитанов...

* * *

Раннее утро. Часы в рулевой рубке отсчитывают последние минуты ночной капитанской вахты. В размеренной капитанской жизни это удивительно прекрасные мгновения: прибрежная даль на востоке заалела, вот-вот покажется верхушка солнечного диска, первым теплым лучиком коснется воды, и трепетно зарозовеет волжская гладь. Чайки, встрепенувшись, взметнутся ввысь, громким

криком нарушая безмятежный сон пассажиров.

Необъяснимая сила проливается в эти минуты в душу капитана, наполняя ее восторгом и умиротворенностью. Эти минуты, наверное,

- самые прекрасные в его жизни, когда не хочется уходить с мостика, а все помыслы - о Волге, с которой капитаны живут душа в душу, не произнося громких слов и не совершая показных поступков.

Сменяют друг друга времена года. Бурая волжская вода светлеет весной, летом слепит глаза солнечными бликами, серой и унылой становится осенью, постепенно наполняясь ледяной кашей - шугой. Березки на берегах прихорашиваются золотыми узорами, ярко пылают багряные ветки черемухи, янтарный цвет разливают редкие осины. Словно засахаренные, стоят покрытые инеем деревья.

А корабли продолжают свою работу, продолжают до того дня, когда морозы сковывают Волгу плотным ледяным панцирем.

Уходят на вечный покой, к своей последней пристани, волжские капитаны, но дело, которому они посвятили себя без остатка, живет и продолжается.

Для тех, кто отдал себя реке, в великом русском языке есть одно имя на всех, которое сродни доброму и теплому слову «пахарь». Это имя - волгарь. Держат волгари предначертанный им путь по великой русской реке вот уже третий век, преумножая богатства и славу Отечества.

Примечания Notes

1 Рынков И.А. Советский речной транспорт во второй пятилетке (1933

- 1937) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки. 2017. Т. 3 (69). № 3. С. 91-101.

2 Зинько Ф.З. Капитан. Москва, 1987.

3 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Кириллова В.А.

4 Там же.

5 Там же.

6 Килиненков А.А. Краткий курс Великой Отечественной войны. Москва, 2008. С. 272.

7 Футорянский Л.И. Наш земляк А.И. Родимцев в сражениях с фашизмом // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 1 (120). С. 12-14.

8 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Кириллова В.А.

9 Там же.

10 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Гайнуллина Р.Х.

11 Там же.

12 Там же.

13 Там же.

14 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Кириллова В.А.; Яворовская Е. «Был и остаюсь твоим верным сыном, Волга-матушка!» // Волго-Невский проспектъ (Нижний Новгород). 2010. 30 нояб. № 25. С. 5.

15 Там же.

16 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Гайнуллина Р.Х.

17 Там же.

18 Там же.

19ХалинА.А., Педанов Д.Б. Волжское объединенное речное пароходство: История создания (1945 - 1954 гг.) // Власть. 2018. Т. 26. № 6. С. 150-156.

20 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Гайнуллина Р.Х.

21 Личный архив автора. Воспоминания С.В. Карпенко (2016 г.).

22 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Гайнуллина Р.Х.

23 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Кириллова В.А.

24 Там же.

25 Там же.

26 ЯворовскаяЕ. «Был и остаюсь твоим верным сыном, Волга-матушка!» // Волго-Невский проспектъ (Нижний Новгород). 2010. 30 нояб. № 25. С. 5.

27 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Гайнуллина Р.Х.

28 Личный архив автора. Воспоминания С.В. Карпенко (2016 г.).

29 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Гайнуллина Р.Х.

30 Там же.

31 Карпенко С.В. Писатель Владимир Карпенко: Четыре года в Ульяновске // Симбирскъ. 2017. № 6 (48). С. 36.

32 Личный архив автора. Воспоминания С.В. Карпенко (2016 г.).

33 Архив судоходной компании «Волжское пароходство».

34 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Кириллова В.А.; Зинько Ф.З. Капитан. Москва, 1987. С. 141.

35 ЯворовскаяЕ. «Был и остаюсь твоим верным сыном, Волга-матушка!» // Волго-Невский проспектъ (Нижний Новгород). 2010. 30 нояб. № 25. С. 5.

36 Карпенко С.В. Писатель Владимир Карпенко: Четыре года в Ульяновске // Симбирскъ. 2017. № 6 (48). С. 27-46.

37 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Гайнуллина Р.Х.

38 Личный архив автора. Воспоминания М.И. Кирилловой (2016 г.); Зинько Ф.З. Капитан. Москва, 1987. С. 176, 177.

39 Личный архив автора. Воспоминания С.В. Карпенко (2016 г.).

40 Личный архив автора. Воспоминания С.В. Карпенко (2016 г.); Яворовская Е. «Был и остаюсь твоим верным сыном, Волга-матушка!» // Волго-Невский проспектъ (Нижний Новгород). 2010. 30 нояб. № 25. С. 5.

41 Зинько Ф.З. Капитан. Москва, 1987. С. 89; Яворовская Е. «Был и остаюсь твоим верным сыном, Волга-матушка!» // Волго-Невский

проспектъ (Нижний Новгород). 2010. 30 нояб. № 25. С. 5.

42 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Гайнуллина Р.Х.

43 Личный архив автора. Воспоминания А.Б. Голубкова (2016 г.).

44 ЯворовскаяЕ. «Был и остаюсь твоим верным сыном, Волга-матушка!» // Волго-Невский проспектъ (Нижний Новгород). 2010. 30 нояб. № 25. С. 5.

45 Зинько Ф.З. Капитан. Москва, 1987. С. 141, 142.

46 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Кириллова В.А.

47 ЯворовскаяЕ. «Был и остаюсь твоим верным сыном, Волга-матушка!» // Волго-Невский проспектъ (Нижний Новгород). 2010. 30 нояб. № 25. С. 5.

48 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Кириллова В.А.

49 Архив судоходной компании «Волжское пароходство». Личное дело капитана Гайнуллина Р.Х.

Автор, аннотация, ключевые слова

Рычков Игорь Александрович - начальник отдела Судоходной компании «Волжское пароходство» (Нижний Новгород)

[email protected]

В очерке освещается жизнь и трудовая деятельность двух легендарных капитанов пассажирских судов Волжского пароходства в советскую эпоху - Владимира Андреевича Кириллова и Рушана Халиловича Гайнуллина. Очерк написан в жанре коллективной биографии и исторической публицистики. Основными источниками послужили документы, сохранившиеся в архиве Судоходной компании «Волжское пароходство», и неопубликованные воспоминания тех людей, кто лично знал этих капитанов. Автор рассказывает о непростом жизненном пути и трудовой деятельности двух героев очерка, которая началась в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется различным экономическим, социальным, политическим и личностным факторам, повлиявшим на их судьбы. Выявляются как сходные, общие моменты в биографиях двух известных капитанов волжского пассажирского флота, так и особенности, различия. Кроме того, приводятся некоторые сведения о прошлом теплоходов, на которых они работали в разные периоды своей трудовой биографии. Наконец, рассказывается о некоторых ярких событиях в их личной жизни. Автор изображает героев своего очерка как выдающихся мастеров своего дела, чья жизнь и трудовая деятельность является примером, образцом для современного поколения волжских судоводителей.

Советская Россия, Великая Отечественная война, Сталинградская битва, речной флот, теплоход, пассажирские перевозки, Волжское пароходство, Волга, Нижний Новгород (Горький), Астрахань, Казань, В.А. Кириллов, Р.Х. Гайнуллин.

References (Articles from Scientific Journals)

1. Futoryanskiy L.I. Nash zemlyak A.I. Rodimtsev v srazheniyakh s fashizmom [Our Compatriot, Alexander I. Rodimtsev, in the Battles against Fascism.]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, no. 1 (120), p. 12-14. (In Russian).

2. Khalin A.A., Pedanov D.B. Volzhskoye obyedinennoye rechnoye parokhodstvo: Istoriya sozdaniya (1945 - 1954 gg.) [The Volga United River Shipping Company: History of Creation (1945 - 1954).]. Vlast, 2018, vol. 26, no. 6, pp. 150-156. (In Russian).

3. Rychkov I.A. Sovetskiy rechnoy transport vo vtoroy pyatiletke (1933 -1937) [Soviet River Transport during the Second Five-Year Plan (1933 - 1937).]. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Istoricheskiye nauki, 2017, vol. 3 (69), no. 3, pp. 91-101. (In Russian).

(Monographs)

4. Kilichenkov A.A. Kratkiy kurs Velikoy Otechestvennoy voyny [The Great Patriotic War: A Short Survey.]. Moscow, 2008, p. 272. (In Russian).

Author, Abstract, Key words

Igor A. Rychkov - Head of Department, Joint Stock "Volga Shipping" (Nizhny Novgorod, Russia)

[email protected]

The article covers the life and work of the two Soviet legendary captains of passenger ships from the Volga shipping company: Vladimir A. Kirillov and Rushan H. Gaynullin. The profile is written in the genre of collective biography and historical journalism. The main reference sources used are documents from the archive of the "Volga Shipping Company" and unpublished memories of some people who personally knew the captains. The author describes the hard life and labour activity of the two heroes who started their career during the Great Patriotic War. Particular attention is paid to different economic, social, political and personal factors which influenced their destinies. The author shows their common and similar biographical features as well as their differences and peculiarities. In addition, the profile features some data about the ships they worked on in different periods. Finally, some bright events from their private life are highlighted. The two characters are shown as outstanding professionals in their sphere, with their life and work serving a model for the present generation of the Volga navigators.

Soviet Russia, Great Patriotic War, Battle of Stalingrad, river fleet, motor ship, passenger transportation, "Volga shipping", Volga (river), Nizhny Novgorod (Gorky) (City of), Astrakhan (City of), Kazan (City of), Vladimir A. Kirillov, Rushan H. Gaynullin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.