УДК 94(47+57)»1942»:355.691.31 ББК 62.3(2)622,11-2
О.А. Гоманенко
Волгоградский государственный университет
ВОЛЖСКАЯ ВОДНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
В ДНИ СТАЛИНГРАДСКОГО СРАЖЕНИЯ
В годы Великой Отечественной войны Волга превратилась в одну из важнейших транспортных коммуникаций. В период Сталинградской битвы ее значение резко возросло, поэтому для противника главной целью наступления на Сталинград стало нарушение речных перевозок (особенно нефтеперевозок). Минирование и артобстрел Волги происходили по всей длине судового хода. Тралением и уничтожением мин занималась Волжская военная флотилия, которая также конвоировала нефтеналивные и сухогрузные караваны. Для защиты на речных судах устанавливалось зенитное вооружение, создавались посты наблюдения. Большое значение стало придаваться организации работы переправ. На Нижнюю Волгу была переброшена часть судов со Средней, Верхней Волги, а также других пароходств. В результате военных действий был нанесен огромный ущерб волжской водной инфраструктуре.
Ключевые слова: речной транспорт, Волга, Сталинградская битва, переправы, нефть, перевозки, минирование.
O.A. Gomanenko
Volgograd State University
THE USE OF THE VOLGA RIVER TRANSPORTATION SYSTEM DURING THE BATTLE OF STALINGRAD
The Volga was one of the most crucial ways of transportationduring the World War II. Its importance grew dramaticallyduring the Battle of Stalingrad. The main goal of the advance to Stalingrad of the German Command was to stop traffic moving (the oil traffic particularly) on the Volga.Germans used mining and artillery shelling along the Volga. The Volga Military Fleet carried out minesweeping operations and escorted oil and dry-cargo convoys. Steamships were equipped with antiaircraft armament. Many observer posts were set up. Great attention was paid to river crossings. A number of ships from the Middle and Upper Volga as well as from other steamship lineswere transferred to the Lower Volga. The Volga river transportation facilities suffered enormous damage caused by the World War II.
Key words: river transport, the Volga, the Battle of Stalingrad, river crossings, oil, transportation, mining.
Летом 1942 г. с началом наступления германской армии на Кавказ и Сталинград резко обострилась ситуация на юге страны. Если целью наступления на Кавказ был захват месторождений нефти, то главной целью наступления на Сталинград являлось нарушение речных перевозок стратегических грузов для советской армии и промышленности.
Чтобы сдерживать напор германской военной машины, фронту и промышленности были необходимы огромные объемы топлива. Бакинская нефть приобрела теперь не просто стратегическое, а жизненное значение для страны, когда фронт неуклонно откатывался к линии Волги и Кавказу. Оказались перегруженными, а затем захваченными железнодорожные магистрали, связывавшие Кавказ с центром страны.
Соответствующим образом немецким войскам удалось перерезать железнодорожные и шоссейные коммуникации, идущие на Сталинград. 17 июля противник вторгся в пределы Сталинградской области. После того как вражеская авиация стала непрерывно бомбить левобережную железную дорогу Астрахань - Баскунчак - Ленинск - Паромная, Волга стала превращаться в почти единственную магистраль, способную обслуживать Сталинградский и Юго-Восточный фронты. Осознавая это, враг решил приступить к минированию на Волге судового хода, бомбардировкам и обстрелам судов [24, с.21-22].
Первые 2 декады июля 1942 г. караваны судов шли по реке практически безостановочно. К середине месяца противник только вел активную авиаразведку с целью изучения речных перевозок по Волге. Самолеты-разведчики производили полеты на больших высотах. При этом авиаразведка сочеталась с наземной разведкой [5, с.17]. Однако с вечера 22 июля 1942 г. начались активные действия. Самолеты противника вышли на водную коммуникацию выше и ниже Сталинграда. В 12 часов ночи в районе Ступинского Яра были поставлены первые мины [10, с.195]. В ночь с 23 на 24 июля мины были сброшены в районе Ступинский Яр - Каменный Яр. В ночь с 24 на 25 июля немецкие воздушные миноносцы разбросали мины у Горной Пролейки. Движение караванов было приостановлено [2, с.107]. В последующем произошло расширение районов постановки мин в южном и северном направлениях.
Противник применял несколько типов неконтактных (донных) магнитных мин, в том числе донные мины типов "С' и "Б". Они обладали чувствительностью к магнитным полям плавсредств. Особенно чувствительными они были на реке, где глубины составляли всего несколько метров. По характеру постановки это были:
1) парашютные с малым зарядом (300 кг), их ставили с высоты около 1000-1500 метров;
2) беспарашютные с большим зарядом (795 кг), их ставили с высоты 50 метров [7, с. 98-99].
Всего за навигацию 1942 года противник поставил на Нижней Волге 342 мины различного типа. В августе-ноябре корабли Волжской военной флотилии (ВВФ) вытралили и уничтожили 211 вражеских мин. Из поставленных мин в реке осталась 131, что создавало угрозу для будущей навигации 1943 г. [10, с.196-197]. Минированию обычно подвергались перекаты и другие участки, сложные для прохода судов. Для минных постановок противник обычно использовал переоборудованные под воздушные миноносцы бомбардировщики типов «Хейнкель-111» (Хе-111) и «Юнкерс-88» (Ю-88), взлетавшие с аэродромов в Донбассе. С первыми минами появились первые жертвы. Уже утром 25 июля у Луговой Пролейки налетел на мину и затонул пароход «Смоленск» (капитан А.К.Марфин). Буксируемая «Смоленском» баржа «Найдома» осталась на плаву. Однако вечером того же дня бомбардировкой с воздуха она была уничтожена [3, с.44]. Это были первые жертвы минной войны и бомбово-штурмовых ударов на Нижней Волге.
Требовались срочные и эффективные меры по защите судоходства. Прежде всего, речь пошла о защите судов с воздуха. Наркомат речного флота (НКРФ), Астраханский и Сталинградский городские комитеты обороны (АГКО и СГКО) были вынуждены обратиться в Государственный комитет обороны (ГКО). 28 июля 1942 г. ГКО принял решение об установке зенитного вооружения на судах, работавших в районе Астрахань - Саратов. Целевым назначением волгарям были выделены зенитные пушки, пулеметы и боеприпасы. На судах была введена должность помощника капитана по
военной части и назначены боевые расчеты, жизнь которых регламентировалась воинским уставом. Дополнительно на самоходных судах была введена должность комиссара, отвечавшего за политическую работу [3, с.46].
Наркомат морского флота (НКМФ) был обязан вооружить 22 судна «Рейдтанкера», а НКРФ - 42 крупных нефтевоза, 20 крупных буксиров и 15 крупных пассажирских судов. Главное артиллерийское управление Красной Армии отпустило наркоматам морского и речного флота зенитные пушки, пулеметы ДШК, спаренные пулеметы с боеприпасами, а также винтовки для вооружения экипажей нефтеналивных судов. Наркомат Военно-Морского флота (НКВМФ) отправил на Волгу и Северный Каспий 1100 военных моряков для обслуживания орудий и пулеметов, установленных на речных и морских судах [15, л.119]. Это принесло результаты. Например, получивший вооружение пароход «Сократ» (капитан А.И.Кривцов) пароходства «Волготанкер» девять раз быт атакован группами немецких самолетов численностью по 6-9 единиц, но своим огнем его зенитный расчет уничтожил пять вражеских машин [14, с.21].
Дополнительно, ВВФ, наряду с организацией траления на участке Астрахань -Камышин, ГКО приказал организовать конвоирование нефтеналивных и сухогрузных караванов с целью их защиты от нападений с воздуха [15, л.119]. Правда, еще 23 апреля 1942 г. СГКО уже обозначил меры по обеспечению безопасности судоходства. Было решено организовать конвоирование особо важных транспортов на плесе Волги от Камышина до Астрахани канонерскими лодками, бронекатерами и другими кораблями ВВФ, для чего СГКО обратился к наркому ВМФ Н.Г.Кузнецову с просьбой возложить задачу конвоирования на 3-ю бригаду речных кораблей ВВФ, базировавшуюся в Сталинграде [19, с.327].
Сама военная флотилия с 24 июля 1942 г. передавалась в оперативное подчинение командующему Сталинградским фронтом, и с 25 июля - объявлялась официально действующей флотилией. Обязанность по круглосуточной борьбе с минами выполняли тральщики, а бронекатера и канонерские лодки конвоировали речные суда, прикрывая их от нападений с воздуха [6, с.27]. И это возымело эффект. Например, корабли 2-го отряда бронекатеров до 10 сентября 1942 г. без потерь провели 100 конвоев, отразив 143 одиночных и групповых налета немецкой авиации [3, с.47]. В свою очередь, канонерские лодки, как бывшие буксирные пароходы, одновременно с прикрытием караванов от нападений с воздуха, могли осуществлять буксировку барж.
Еще до принятия Постановления ГКО от 28 июля 1942 г. о вооружении судов речного флота со стороны местных органов власти уже были предприняты определенные меры и по их вооружению, и по их защите - как с суши, так с воздуха. Прежде всего, тем же Постановлением СГКО от 23 апреля 1942 г. участок Камышин - Астрахань был разбит на 12 зон протяженностью около 55 км каждая: Камышин - Быково; Быково - Луговая Пролейка; Луговая Пролейка - Дубовка; Дубовка - Сталинград; Сталинград - Райгород; Райгород - Каменный Яр; Каменный Яр - Черный Яр; Черный Яр - Никольское; Никольское - Копановка; Копановка - Косиха; Косиха -Барановка; Барановка - Астрахань [19, с.327].
На участке Камышин - Сталинград для организации патрулирования истребительной авиацией требовалось 12 истребителей, на участке Сталинград - Астрахань - 15. То есть Волгу от Камышина до Астрахани намеревались прикрывать 27 истребителями. Также СГКО находил необходимым прикрыть перекаты, узкие места реки, места стоянок флота (затоны и населенные пункты) зенитными установками и рекомендовал установить пулеметы на 30 судах НВРП [19, с.327-328].
В начале июля 1942 г. в составе Сталинградского корпусного района ПВО была сформирована «Зенитная группа ПВО бассейна Астрахань - Сталинград - Камышин» во главе с подполковником И.В.Желтяковым. Она отправила на суда, караваны, в порты и места стоянок флота свои расчеты с зенитными установками [24, с.22]. Воздушное прикрытие речных перевозок стали осуществлять 16 истребителей, которые базировались на аэродромах в Дубовке и Владимировке [3, с.47]. К ноябрю группой ПВО бассейна Астрахань - Сталинград - Камышин было сбито 20 самолетов противника [24, с.22]. Позже воздушное прикрытие судов на Нижней Волге обеспечивали уже 90 истребителей, выделенных войсками ПВО Сталинградского фронта [11, с.46].
По-прежнему серьезную опасность представляли мины. До того, как были развернуты средства траления и начались регулярные расчистки фарватеров, волжские пароходства продолжали нести тяжелые потери, которые сопровождались многочисленными человеческими жертвами. Только после того, как в августе отряды траления ВВФ завершили развертывание, количество заминированных участков резко сократилось. На Нижней Волге было организовано свыше 400 наблюдательных постов. На самых сложных и ответственных постах дежурили военные моряки. Улучшилось информирование судоводителей об изменении судоходной обстановки и минной опасности. Было организовано размагничивание кораблей флотилии и судов пароходств [3, с.49-50]. Для создания единой системы противоминной обороны Нижней Волги 8 августа командующему ВВФ была оперативно подчинена Астраханская военно-морская база Каспийской военной флотилии (АВМБ КВФ). Ее тральщики отвечали за участок Астраханский морской рейд - пристань Замьяны [11, с.46]. Выше по течению, весь плес от Замьян и до Саратова являлся зоной ответственности ВВФ.
Наряду с военными моряками, эффективную борьбу с минной опасностью вели сталинградские путейцы. Возглавлял их начальник Сталинградского технического участка пути (технический участок №6 Волжского бассейна) К.С.Емельянов. Путейцы-бакенщики следили за полетами вражеской авиации, засекали места падения мин и помогали военным извлекать и обезвреживать их. Места падения обозначались специальными буйками. Для поощрения путейцев, работников пристаней, флота, рыбацких артелей и других лиц было предусмотрено денежное премирование. Нарком речного флота СССР своим приказом за №3 от 9 августа 1942 г. установил премию в 100 рублей за каждую обнаруженную и обозначенную буйком мину [14, с.30-31].
Однако судам стали угрожать не только мины и бомбы, но и артиллерийские и минометные обстрелы противника. 23 августа 1942 г. ударные группы танковых и моторизованных частей противника вышли к Волге у пос.Рынок и в районе Ерзовка -Акатовка. Немецкие танки и артиллерия стали прямой наводкой расстреливать идущие по Волге суда. В тот же день массированной бомбардировке подвергся Сталинград. Город превратился в сплошные руины. Практически прекратил свое существование Сталинградский речной порт НВРП, где погибло почти все портовое хозяйство и жилые постройки. Балансовая стоимость погибшего оборудования и имущества порта составила 18 000 000 рублей. Стоимость погибших судов в несколько раз превысила балансовую стоимость всего уничтоженного в порту [22, л.29]. Полностью в груду искореженного металла превратилась Сталинградская нефтебаза с подъездными путями и причалами. Были разбиты и сгорели две нефтестанции и контора эксплуатационного участка «Волготанкера». Из разбитых резервуаров горящая нефть хлынула в Волгу [3, с.52-53].
С конца июля 1942 г. вся деятельность руководителей речного флота была сконцентрирована на решении задачи наиболее эффективного использования плавсредств. Это потребовало перестройки управления транспортным процессом на Волге. Со 2 августа уполномоченным ГКО в Сталинграде был нарком речного флота З.А.Шашков. В городе была создана оперативная группа, на которую было возложено руководство работой речного транспорта в районе Астрахань - Саратов. В состав группы во главе с З.А.Шашковым вошли: начальник Волжского бассейнового управления пути В.П.Цибин, начальник НВРП Ф.Г.Коченин, его заместители С.И.Везломцев и С.А.Кучкин, заместитель начальника пароходства «Волготанкер» В.И.Сухарин, а также И.С.Краев, П.М.Зубков, А.А.Свиридов. Работой сухогрузного и пассажирского флота из Сталинграда стал руководить С.И.Везломцев, а нефтеналивного -В.И.Сухарин [18, с.433].
Группа поддерживала постоянную связь с уполномоченными НКРФ: в Астрахани - с заместителем наркома Г.В.Харитоновым, в Саратове - с начальником Московско-Волжско-Камского центрального управления НКРФ М.Н.Чеботаревым, а также с уполномоченными наркомата в других портах Волги. На помощь Нижней Волге была переброшена часть судов Средневолжского (СВРП), Верхневолжского (ВВРП), Камского (КРП), Московско-Окского (МОРП) и Северо-Западного (СЗРП) речных пароходств [24, с.23].
Была разработана схема снабжения войск, сражавшихся на подступах к Сталинграду. По схеме Транспортного комитета при ГКО обеспечение защитников сталинградских рубежей оружием и боеприпасами должно было осуществляться следующим образом. В Куйбышеве, на пристани Батраки и в Саратове происходила перевалка боеприпасов и военной техники с железной дороги на речные суда, которые затем следовали в район Камышин - Сталинград. Из Астрахани к Сталинграду шли нефтепродукты [24, с.23].
Огромное значение стало придаваться организации работы переправ, как в черте города, так и вне его. Только флот мог связать правый (фронтовой) берег с резервными базами на левом (тыловом) берегу, откуда поступали людские резервы, техника, горючее и продовольствие. В обратном направлении осуществлялась эвакуация мирного населения, раненых, материальных ценностей. Так Волга превратилась в разделительный рубеж между фронтом и тылом. В самом Сталинграде, кроме существовавших ранее переправ, были организованы новые. Всего к 23 августа в городе действовало 15 переправ. Основные сосредоточились в центральной части, у завода «Красный Октябрь» и у Сталинградского тракторного завода. Они связали город с затоном Сталинградского судоремонтного завода, поселком Красная Слобода и хутором Бобыли [3, с.55].
Накануне Сталинградской битвы решением Сталинградского обкома ВКП(б) от 13 июля 1942 г. для эвакуации скота и имущества колхозов и совхозов были созданы переправы через Волгу в Камышине, Антиповке, Горном Балыклее, Гор -ной Пролейке и Каменном Яре с пропускной способностью 30 000 голов скота в сутки [8, с.162].
15 августа 1942 г. началась частичная эвакуация жителей Сталинграда. До 20 августа было вывезено 100 000 человек, а 20-23 августа - еще около 10 000-12 000 человек [18, с.463]. Тогда в центре города на переправах работало 13 барж, 12 пароходов, семь бронекатеров ВВФ, шесть баркасов, шесть катеров БМК-70, три парома из парка Н2П, два самоходных парома тяжелого понтонного парка [8, с.162].
23 августа по переправам в Сталинграде был нанесен сильнейший бомбовый удар. При этом тральщики ВВФ и одиночные речные суда без паромов работы не прекращали. В этот трагический для города день 23 августа 1942 г. немецкие подразделения вышли на берег Волги севернее Сталинграда. Сквозное движение судов мимо Сталинграда приказом наркома речного флота СССР З. А.Шашкова было остановлено. Потоки грузов с низовьев Волги стали ограничиваться маршрутом Астрахань - Светлый Яр (или Красноармейск). Грузы с верховьев Волги и Камы спускались только до Камышина, Горного Балыклея и Дубовки [18, с.433]. Доставка «Волготанкером» нефтепродуктов для Сталинградского фронта из Астрахани уже с 19 августа стала осуществляться до Владимировки. Далее оно следовало автотранспортом по понтонной переправе или переваливалось на железную дорогу [23, л.16об.]. И в дальнейшем этот нефтяной маршрут активно использовался.
После прекращения сквозного движения флота в районе Сталинграда часть буксирных и нефтеналивных судов «Волготанкера» работала на перевозках горючего по маршруту Астрахань - Владимировка. Другая часть доставляла его к станции Бузан в дельте Волги. Некоторые суда пароходства остались работать на переправах в Сталинграде. Другая группа была отправлена в дельту для временного отстоя и скрытого хранения топлива на р.Бузан у сел Красный Яр, Марфино и Васильево. Когда в начале октября 1942 г. «Волготанкер» получил задания по обеспечению фронта, этот груженый топливом флот стал постепенно выводиться из дельты [3, с.67; 23, л.19об.].
Тем временем в Астрахани скопилось большое количество неиспользуемого нефтефлота, который бездействовал, представляя собой в то же время хорошую мишень для самолетов противника. Необходимо было решать вопросы его сохранности. Более того, над Астраханью нависла реальная угроза оккупации. После взятия 12 августа Элисты немецкая группа войск под командованием генерала Шверина двинулась на Астрахань, захват которой планировался на 27-28 августа 1942 г. На дальних подступах к городу завязались ожесточенные бои [12, с.334]. По сути, захват не только Сталинграда, но и Астрахани означал потерю Волги как главной коммуникации, обеспечивающей сопротивление советских войск, а это грозило фатальными последствиями для всего хода войны. Как заявлял министр иностранных дел фашистской Германии фон Риббентроп: «Как только будет установлено наше господство над главной коммуникационной артерией - над Волгой, нашему противнику будет нанесен такой удар, от которого он больше не оправится» [9, с.80].
В Астрахани, кроме вопросов сохранности флота, необходимо было также решать вопросы сохранности производственных мощностей астраханских судоремонтных заводов. Под руководством заместителя наркома речного флота Г.В.Харитонова были разработаны мероприятия по загрузке значительной части флота «Волготанкера» нефтепродуктами и его эвакуации через Северный Каспий в Гурьев, в устье реки Урал. Гурьев превращался в «дублера» Астрахани, становясь главным пунктом перевалки бакинской нефти и самым крупным транспортным узлом, обеспечивающим сообщение тыла страны с Кавказом. По этой причине выводу из Астрахани подлежал не только груженый нефтепродуктами флот. На баржах и самоходных судах разместилась часть рабочих и часть оборудования астраханских судостроительно-судо-ремонтных заводов (им.В.И. Ленина и им.Ш Интернационала), а также члены их семьей [3, с.68, 107].
Тем временем оперативная группа НКРФ в Сталинграде 25 августа доложила штабу и Военному Совету Сталинградского фронта о восстановлении работы переправ, а 29 августа нарком З.А.Шашков назвал обеспечение работы переправ одной
из главных задач руководства НВРП. Это направление возглавил начальник Нижневолжского пароходства Ф.Г.Коченин. На участке Астрахань - Красноармейск работой речников руководил заместитель начальника НВРП С. А.Кучкин. Он же отвечал за обеспечение судов всеми видами довольствия и укомплектования их командами. Еще один заместитель - С.И.Везломцев - был ответственен за переправы, расстановку судов и их использование. Члены оперативной группы А.А.Свиридов и И.С.Краев обеспечивали личную связь с командирами судов, работавшими на переправах, руководили приемом жителей Сталинграда и раненых на левом берегу Волги [18, с.433].
От Сталинградского городского комитета обороны особоуполномоченным по эвакуации населения города на левый берег Волги, переправам и поставкам горючего являлся заместитель секретаря Сталинградского обкома ВКП(б) по транспорту И.В.Сидоров. Кроме того, переправами стала заниматься специально созданная Военная комендатура Сталинградского водного района и пристаней города Сталинграда. После 23 августа на все переправы и речные суда, работавшие на переправах, были назначены военные коменданты и комиссары, а экипажи судов были переведены на военное положение.
В черте Сталинграда от Сталинградского тракторного завода до Красноармейска по состоянию на 25 августа действовало порядка 28 переправ. Там работали 25 самоходных и 64 несамоходных речных судов, до 15 тральщиков ВВФ и десятки переправочных средств инженерных войск. Все сталинградские переправы в сутки перевозили в среднем 30 000 бойцов и командиров Красной Армии, десятки тысяч человек гражданского населения и раненых, сотни тысяч тонн различных грузов [18, с.464-465].
На городских переправах работали и особо отличились пароходы «Надежный» (капитан А.Я.Шварев) и «15 лет Комсомола» (капитан И.А.Кулигин); баркасы «Абхазец» (капитан А.Н.Хлынин) и «Пожарский» (капитан В.В.Ефимов); катера «Лейтенант Здоровцев» (капитан И.А.Соколов), «Первый» (капитан И.А.Тресвятский), «Второй» (капитан П.Ф.Баландин), «Четвертый» (капитан С.М.Борисов), «Тринадцатый» (капитан П.И.Колшенский), «Вторая пятилетка» (капитан В.П.Кадомцев) и др. [5; 24, с.23]. На дальних переправах ударно работали пароходы «Самородок» (капитан А.И.Бушуев), «Монгол» (капитан М.И.Булатов), «Ян Фабрициус» (капитан И.О.Зверев) и др. [21, с.42].
Кроме судов НВРП, на важнейших переправах на участке Камышин - Астрахань работали и суда пароходства «Волготанкер». Так, в районе Камышина на переправах работал буксирный пароход «Коминтерн» (капитан А.И.Гарин). На переправах в районе Сталинграда - рейдовый баркас «Яков Ерман» (капитан А.А.Дегтярев), служебный пароход «Громобой» (капитан П.М.Шугаев), буксирные пароходы «Кузнец» (капитан А.С.Ананичев), «Радист» (капитан Н.И.Строкин) и «Краснофлотец» (капитан Ф.Н.Челышев). На переправах в районе с.Каменный Яр - буксирный пароход «Сократ» (капитан А.И.Кривцов), пароход «Реконструкция» и баржа «Ржавка». На переправах в районе с.Никольское работали баржи «Севрюга» и «Корсика». На переправах в районе Астрахани - пароходы «Могучий» и «Мурманск»; баркасы «Мезень», «Третий», «Карел» и «Финн»; баржи «Кубань» и «Канада». Лучшими при работе на переправах себя показали баркасы «Яков Ерман» и «Финн», пароходы «Громобой», «Краснофлотец», «Реконструкция» и «Сократ» [23, с.18об.].
Всего до конца боевой навигации 1942 года через Волгу речными судами и кораблями ВВФ было совершено 35 400 рейсов [8, с.164]. Переправы, располагавшиеся в районе Астрахань - Сталинград, обслуживали Сталинградский фронт (бывший Юго-Восточный), а переправы в районе Камышин - Дубовка снабжали Донской фронт (бывший Сталинградский) [20, с.116].
В зоне Сталинградского фронта было переправлено: 543 000 человек из числа военнослужащих, раненых и жителей Сталинграда; 29 400 автомашин и 550 тягачей; 840 орудий; 149 000 тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов. В зоне Донского фронта было переправлено: 542 000 военнослужащих (в том числе раненых); 66 500 автомашин; 2450 тягачей, танков и тракторов; 61 500 тонн грузов [13, с. 230]. В сентябре-ноябре Сталинградскому и Донскому фронтам было доставлено 561 400 тонн горючего [11, с.48].
Напряженным для флота был период подготовки к контрнаступлению советских войск под Сталинградом, начавшегося 19 ноября 1942 г. На переправах развернулась интенсивная работа. С 1 по 18 ноября 1942 г. через Волгу было переброшено 160 000 солдат, 10 000 лошадей, 430 танков, 600 орудий, 14 000 автомашин и около 7000 тонн боеприпасов. Между тем, уже 10 ноября в районе Сталинграда появился лед. Им покрылось устье р.Ахтуба. Тем не менее 16 ноября командующий Сталинградским фронтом генерал-полковник А.И.Еременко утвердил план обеспечения переправ через Волгу. Как позже отмечал командующий 62-й Армией В.И.Чуйков: «Если бы не героические усилия речников Волги и Волжской военной флотилии, которые в неимоверных условиях обеспечивали 62-ю Армию всем необходимым для успешного ведения боевых действий, то трудно сказать, чем бы могла закончиться битва за город Сталинград» [3, с.61].
19 ноября войска Юго-Западного и Донского фронтов начали контрнаступление, 20 ноября в движение пришел Сталинградский фронт. Начался наступательный период Сталинградской битвы. Потребность фронтов в нефтепродуктах возрастала. Например, только к началу контрнаступления советское командование сосредоточило 1550 танков и самоходных артиллерийских установок и 1529 боевых самолетов [18, с.554]. Пароходство «Волготанкер» приступило к уникальной «Ледовой операции», то есть к поставке фронту горючего в условиях зимы. С большим трудом по скованной льдом Волге при помощи ледокола речникам удалось провести караваны к пунктам перевалки топлива на железную дорогу. К перевалке бензина речники «Волготанкера» приступили 25 декабря 1942 г. и закончили 7 января 1943 г. В результате «Ледовой операции» фронт получил крайне необходимый в условиях наступления бензин [3, с.109, 111].
Общие итоги работы волжского флота за навигацию 1942 г. характеризовались следующими данными. Верхневолжское речное пароходство отправило 5,1 млн. тонн [16, л.2-2об.]. Средневолжское речное пароходство в перевезло 3,4 млн. тонн грузов [16, л.4-4об.] и 2,3 млн. человек [17, л.3]. Нижневолжское речное пароходство вывезло свыше 1 млн. тонн различных грузов (соль, хлеб, уголь, минеральные стройматериалы, металл, лес и пр.), а также перевезло почти 5,2 млн. пассажиров [4, с.199, 201]. «Волготанкером» (при совместной работе с пароходством «Рейдтанкер») было вывезено свыше 5 млн. тонн нефтепродуктов (в том числе из Астрахани вверх по Волге - 4 млн. тонн), что, составило 51,7% установленного правительством плана (9,7 млн. тонн) [23, л.41].
Причины невыполнения планов оправдывались непредсказуемостью военной обстановки 1942 г. Речникам пришлось работать в условиях обстрелов, бомбежек, минирования, прекращения транзитного движения по Волге и т.д. Работать им пришлось и в непростых погодных условиях, при которых начиналась и заканчивалась навигация. Их усилия и подвиги были по достоинству оценены правительством и военным командованием. За навигацию 1942 года ордена и медали получили 364 речника, а Нижневолжскому речному пароходству было вручено переходящее Красное Знамя ГКО [8, с.165].
Список литературы
1. Архив Волгоградского речного порта. Фонд Н.А. Кучкина. Список судов речного флота, принявших участие в битве на Волге в 1942-43 годах в районе Камышин - Сталинград - Ахтубинск, с армией фашистской Германии). Л. 1-19об.
2. Астраханская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов и материалов. - Астрахань: ОГУ «Государственный архив современной документации Астраханской области», 2010. - 232 с.
3. Битва за нефть: Речники «Волготанкера» в битве за нефть, за Волгу и обороне Сталинграда (неопубликованная рукопись ветеранов пароходства «Волготанкер»). -Куйбышев, 1985. - 229 с.
4. Гоманенко О. Нижневолжское речное пароходство в Великой Отечественной войне. 1940-1945 гг. - Saalbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 256 с.
5. Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва». Ф 1. Документы ВВФ. Оп. 2. Ед. 2. МЗСБ НВФ 2168/1. Конспект доклада командующего Волжской Военной Флотилии Рогачева Д. Д. - 65 с.
6. Грязнов М.Н. Моряки в битве за Сталинград. - 2-е изд., доп. - Волгоград: Издатель, 2001. - 328 с.
7. Каталог отечественного и иностранного минного оружия, хранящегося в Центральном военно-морском ордена Красной Звезды музее. - Л.: ЦВММ, 1983. - 275 с.
8. Книга памяти. В 3 т. Поименный список (доп.). Т. 3. - Волгоград: Издатель, 2004. - 248 с.
9. Кузнецов Н. Курсом к победе. - М.: Голос, 2000. - 276 с.
10. Ларин Л.Я. Борьба с минной опасностью на Волге (1942-1943 гг.) // Сталинградская битва: материалы научных конференций. - Волгоград: СТ «Вале», 1994. -С. 188-198.
11. Локтионов И.И. Волжская флотилия в Великой Отечественной войне. - М.: Воениздат, 1974. - 182 с.
12. Пермяков В. Опаленные Волгой. - Самара: ООО ТМ «Данглис», 2002. - 449 с.
13. Плехов И.М., Хватов С.П., Захаров Г.И. В огне сталинградских переправ. -Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 272 с.
14. Речники в обороне Царицына и в Великой Сталинградской битве. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1967. - 78 с.
15. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 644. Оп.1. Д. 48. Л. 119.
16. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 9469. Оп. 2. Д. 22.
17. РГАЭ. Ф. 9469. Оп. 2. Д. 23.
18. Сталинградская битва. Июль 1942 - февраль 1943: энциклопедия. 7-е изд., доп. -Волгоград: Издатель, 2017. - 840 с.
19. Сталинградский городской комитет обороны в годы Великой Отечественной войны: документы и материалы. - Волгоград: Издатель, 2003. - 920 с.
20. Сталинградцы в бою и труде: Документы. Очерки. Воспоминания. Фотографии. -Волгоград: Издатель, 2005. - 600 с.
21. Тажуризин А.Т. По зову партии // Волгари в боях за Сталинград. - Сталинград: Сталинградское книжное издательство, 1961. - С. 29-45.
22. Центр документации новейшей истории Волгоградской области. Ф. 71. Оп. 2. Д.125. Л. 29.
23. Центральный государственный архив Самарской области. Ф. Р-4139. Оп. 1. Д. 41. Л. 16 об.
24. Шашков З. А. Боевой подвиг речников // Волгари в боях за Сталинград. - Сталинград: Сталинградское книжное издательство, 1961. - С. 13-28.