Научная статья на тему 'ДВА АНТРОПОЦЕНТРИСТСКИХ ПОДХОДА К КОНЦЕПЦИИ ЛЮБВИ'

ДВА АНТРОПОЦЕНТРИСТСКИХ ПОДХОДА К КОНЦЕПЦИИ ЛЮБВИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
164
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
любовь / ненависть / эгоизм / гуманизм / диалектика / компромисс / рационализм / свобода / love / hatred / egoism / humanism / dialectics / compromise / rationalism / freedom

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А.А. Поляруш

Статья содержит краткий анализ концепции любви, развиваемой философом Л. Фейербахом, представителем немецкой классической философии и философом науки К. Поппером, адептом открытого общества. Диаметрально противоположные подходы философов к феномену любви, не исключая однополой, обусловлены различиями во взглядах на характер социальных отношений между людьми и статусу личности в этих отношениях, а также во взглядах на проблемы истины и свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO ANTHROPOCENTRIC APPROACHES TO THE CONCEPT OF LOVE

The article contains a brief analysis of the concept of love, developed by the philosopher L. Feuerbach, a representative of German classical philosophy and philosopher of science K. Popper, an apologist for an open society. The diametrically opposite approaches of philosophers to the phenomenon of love, not excluding same-sex, are due to differences in views on the nature of social relations between people and the status of the individual in these relations, as well as in views on the problems of truth and freedom.

Текст научной работы на тему «ДВА АНТРОПОЦЕНТРИСТСКИХ ПОДХОДА К КОНЦЕПЦИИ ЛЮБВИ»

ДВА АНТРОПОЦЕНТРИСТСКИХ ПОДХОДА К КОНЦЕПЦИИ ЛЮБВИ А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1048

Аннотация. Статья содержит краткий анализ концепции любви, развиваемой философом Л. Фейербахом, представителем немецкой классической философии и философом науки К. Поппером, адептом открытого общества. Диаметрально противоположные подходы философов к феномену любви, не исключая однополой, обусловлены различиями во взглядах на характер социальных отношений между людьми и статусу личности в этих отношениях, а также во взглядах на проблемы истины и свободы.

Ключевые слова: любовь, ненависть, эгоизм, гуманизм, диалектика, компромисс, рационализм, свобода.

Любовь - одна из высших ценностей человека, в традиционном смысле понимаемая как отношение к другой личности. В истории философии эта категория претерпела множество интерпретаций, прямо противоположных друг другу. С этих позиций, целесообразным представляется анализ подходов к философской категории любви Людвига Фейербаха - представителя немецкой классической философии и Карла Поппера, философа науки.

Философский принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие «объект». Так, признание объективного существования другого человека выражается в любви к нему. Вся философия Фейербаха была пронизана концепцией любви. Характер социальных отношений определяется любовью между мужчиной и женщиной.

Философскому анализу, как это и было в классической немецкой философии, Фейербахом подверглись все сферы познания: и природа, и общество, и сознание, но интегрирующей основой всех составляющих выступала любовь.

Если для Гегеля весь мир - это мышление, то для Фейербаха весь мир - это любовь [1]. Именно любовь устремляет к лучшему, к счастью. Вместе с тем, в своей проповеди любви как самоотдачи на благо другого философ попадает в противоречие, утверждая в качестве идеала эгоизм. Но ограничивает эгоизм альтруизмом: че-

ловек сочетает любовь к самому себе с любовью к другим людям. На примере половой любви между мужчиной и женщиной Фейербах доказывает своё убеждение: можно стать счастливым лишь при условии, если ты осчастливишь возлюбленную или возлюбленного. Так своеобразно у Фейербаха представлен эгоизм: забота о себе сопряжена с заботой о другом. Долг -это удовлетворение потребности окружающих (любовь к «Ты»), счастье -стремление удовлетворить собственные потребности (любовь к «Я»), а свобода -это достигнутое единство выполненного долга и личного счастья. Фейербах, не признавая диалектического метода, на самом деле использует его как самый эффективный метод мышления. Фейербах своеобразно решает проблему истины: «Где нет любви, там нет и истины... Человек является предметом любви, потому что он есть самоцель, разумное и способное к любви существо» [2].

Диаметрально противоположную позицию по отношению к любви занимает Карл Поппер, автор концепции открытого общества. Идея открытого общества выводится им из противоречий научно-технического прогресса. Яркий представитель неопозитивизма, философ выдвигает принцип фальсифицируемости науки, в противоположность принципу верификации. Поскольку истина недостижима, то будущее не имеет определённых очертаний. Это обстоятельство генерирует идею

свободы личности, которая, высвобождает критические способности человека. Открытое (свободное) общество утверждает приоритет личности и освобождается от идеалов коллективизма. Антропоцентризм становится идейной основой общественного сознания. «Греки, по-видимому, были первыми, кто сделал шаг от племенного строя к гуманизму», - писал К. Поппер в своём знаменитом труде «Открытое общество и его враги» [3].

Как видим, и Фейербах, и Поппер провозглашают гуманизм в обществе, однако, его основа имеет различную природу. Если гуманизм Фейербаха заключается в альтруизме, то гуманизм Поппера - свобода человека.

Люди в открытом обществе вправе совершать ошибки, не жертвуя своей жизнью, это одно из проявлений свободы. Именно на этом пути возможен прогресс человечества.

Как теоретик научного познания Поп-пер подвергает критике иррационализм, оригинально толкуя рационализм. Этот принцип рационализма Поппер распространяет также на взаимоотношения между людьми: «я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине». По мнению Поппера, такое понимание рационализма помогает людям лучше понимать друг друга и находить компромиссное решение проблемы. Компромисс невозможен без помощи разума (рационализма). В любви мы жертвуем своими интересами ради интересов любимого человека. В таком случае согласие и понимание не достигаются, потому что не

учитываются интересы обеих любящих сторон. Показателен пример, приводимый Поппером: «Том любит театр. Дик любит танцы. Том, любя, настаивает пойти на танцы, а Дик ради Тома хочет пойти в театр. Этот конфликт не может быть разрешен любовью, и он будет тем сильнее, чем больше любовь. Из него существуют только два выхода. Один состоит, чтобы использовать эмоции и, в конечном счете, насилие, а другой - в использовании разума беспристрастности разумного компромисса» [3]. Таким образом, Поппер считает, что любовь не позволяет людям прийти к компромиссу, в результате чего любовь перерастает в ненависть. Дик и Том, упомянутые в этом примере - оба мужчины. Приверженность Поппера идее независимости индивидуума от общественных принципов настолько велика, что для усиления выражения своих взглядов он использует однополую любовь.

Итак, по представлениям К. Поппера, любовь разрушает личность, лишает человека свободы, права на самореализацию и ошибки, потому что любовь предполагает растворения одного человека в другом, самоотвержения, жертвоприношения. Такое положение человека несовместимо с идеалами открытого общества. Был ли сам Поппер женат? Был. Шестьдесят лет он прожил с Жозефиной до её смерти.

Как у Фейербаха, так и у Поппера, теория любви противоречила практике. Однако если объединить их теории в попытке примирения противоположностей, по законам диалектики, то получим «формулу любви» от философов: любовь - это самоотвержение и отторжение».

Библиографический список

1. Фейербах Л. Сущность христианства. Сочинения. Т. 1. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://socialistica.lenin.rU/txt/f/feuerbach_1.htm (Дата обращения 30.12.2020)

2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе. - М.: Политиздат, 1989. - 81 с.

3. Цит. по: Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. - 90 с.

4. Поппер К. Открытое общество и его враги. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3912/3913 (дата обращения 27.12.2020).

TWO ANTHROPOCENTRIC APPROACHES TO THE CONCEPT OF LOVE

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk branch (Russia, Achinsk)

Abstract. The article contains a brief analysis of the concept of love, developed by the philosopher L. Feuerbach, a representative of German classical philosophy and philosopher of science K. Popper, an apologist for an open society. The diametrically opposite approaches ofphilosophers to the phenomenon of love, not excluding same-sex, are due to differences in views on the nature of social relations between people and the status of the individual in these relations, as well as in views on the problems of truth and freedom.

Keywords: love, hatred, egoism, humanism, dialectics, compromise, rationalism, freedom.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.