Научная статья на тему 'ДУХОВОЙ ОРКЕСТР В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ'

ДУХОВОЙ ОРКЕСТР В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Китай / среднее образование / духовой оркестр / музыка / репетиция. / China / secondary education / brass band / music / rehearsal.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжао Сяолинь

Цель исследования определить особенности деятельности духовых оркестров средних школ Ки-тая. В статье рассматривается история развития данных коллективов. Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении проблем организации духовых оркестров средних школ Ки-тая, а также таким аспектам обучения будущих музыкантов, как формирование профессиональных навыков, обучение аппликатуре, ударам языка, тренировке мышц губ, формированию музыкального мышления, открытому копированию партитуры, настройке музыкальных инструментов, извлечению звуков, смене ритма, а также общей координация коллектива. В результате доказано, что проблемы организации деятельности оркестра должны решаться постепенно и с учетом индивидуальных особен-ностей обучающихся. Большое значение также имеет приглашение известных музыкантов и дирижеров для проведения мастер-классов. При этом концертная деятельность является демонстрацией репети-ционной деятельности оркестра. Отмечена важность правильного педагогического состава для фор-мирования профессиональных навыков участников духового оркестра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRASS BAND IN CHINESE SECONDARY EDUCATION

The purpose of the study is to determine the characteristics of the activity of brass bands in secondary schools in China. The article discusses the history of the development of these ensembles. The scientific novelty of the research lies in the complex consideration of the problems of organizing brass bands in secondary schools in China, as well as such aspects of teaching future musicians as the formation of professional skills, teaching fingering, tongue strikes, training of lip muscles, the formation of musical thinking, open copying of a score, tuning of musical instruments, extraction of sounds, change of rhythm, as well as general coordination of the team. As a result, it was proved that the problems of organizing the activity of the orchestra should be solved gradually and taking into account the individual characteristics of the students. It is also of great im-portance to invite famous musicians and conductors to conduct master classes. At the same time, concert activi-ties are a demonstration of the rehearsal activities of the orchestra. The importance of the correct teaching staff for the formation of professional skills of the members of the brass band is noted.

Текст научной работы на тему «ДУХОВОЙ ОРКЕСТР В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ»

«ШШЭШШМ-ШГМаи #3126)), ЖШ / ART

11

будильник в руке и пытается не упустить время первого кукареканья, когда он объявляет начало утра, привлекает внимание иной композиционной структурой. Эмоциональность петуха, который сидит на ветке и пытается как можно выше поднять голос, расправив два крыла, ярко выражает выразительный дух работы.

Или в другой карикатуре под названием «После охоты» сцена, в которой лев-охотник жарит на очаге свою добычу и с упоением наблюдает этот процесс, дает абстрактное представление о конкретных объектах в аллегорической форме.

В эти дни - когда мы с огромной гордостью стали свидетелями победы нашего народа, в этот исторический период, актуальность плаката «Победа с нами», созданного Гусейнгулу Алиевым в 2009 году, еще раз подтверждается.

Если рассмотреть творческую деятельность народного художника Гусейнгулу Алиева в целом, на основе этой деятельности, продолжавшейся с 1970-80-х годов по настоящее время, стоит глубокое уважение художника к национальным ценностям (4, 11). Наряду с традиционными принципами, новые творческие тенденции являются основными определяющими факторами его творчества.

Литература

1. VeysэШ и. Huseynqulu Эliyevin yaradlclhgmda janr vэ uslub muxtэШiyi. //Musiqi

dünyasi. 2011. №2/47. S.107-108. // Вейселли У. Многообразие жанров и стилей в творчестве Гусейнгулу Алиева. // Мир музыки. 2011. №2 / 47. С.107-108.

2. Sadixova S. Olvan ranglar dünyasi: Xalq rassami Hüseynqulu Oliyev tasviri samtin müxtalif sahalarinda özünü ustad sanatkar kimi tasdiqlayib // Madaniyyat. 2011. 25 may. S. 12.// Садыхова С. Мир красок: Народный художник Гусейнгулу Алиев проявил себя как мастер в различных областях изобразительного искусства // Культура. 2011. 25 мая. с. 12.

3. Ohmadova, Farida. Xalq rassami Hüseynqulu Oliyevin rangkarliq asarlarinda janr müxtalifliyi // AMEA-nin Naxgivan bölmasinin xabarlari: ictimai va humanitar elmlar seriyasi. 2019. №3. S. 259-264.// Ах-медова, Фарида. Жанровое разнообразие в картинах народного художника Гусейнгулу Алиева // Известия Нахчыванского отделения НАНА: серия Социально-гуманитарные науки. 2019. №3. С. 259264.

4. Habibbayli i. Professional rassam va mahir heykaltara§ //525-ci qazet. 2019. 9 fevral. S.10-11. Ха-биббейли И. Профессиональный художник и искусный скульптор // 525-я газета. 2019. 9 февраля. С.10-11.

Чжао Сяолинь

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

DOI: 10.24412/2520-6990-2022-3126-11-15 ДУХОВОЙ ОРКЕСТР В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Zhao Xiaolin

Herzen State Pedagogical University of Russia BRASS BAND IN CHINESE SECONDARY EDUCATION

Аннотация

Цель исследования - определить особенности деятельности духовых оркестров средних школ Китая. В статье рассматривается история развития данных коллективов. Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении проблем организации духовых оркестров средних школ Китая, а также таким аспектам обучения будущих музыкантов, как формирование профессиональных навыков, обучение аппликатуре, ударам языка, тренировке мышц губ, формированию музыкального мышления, открытому копированию партитуры, настройке музыкальных инструментов, извлечению звуков, смене ритма, а также общей координация коллектива. В результате доказано, что проблемы организации деятельности оркестра должны решаться постепенно и с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Большое значение также имеет приглашение известных музыкантов и дирижеров для проведения мастер-классов. При этом концертная деятельность является демонстрацией репетиционной деятельности оркестра. Отмечена важность правильного педагогического состава для формирования профессиональных навыков участников духового оркестра.

Abstract

The purpose of the study is to determine the characteristics of the activity of brass bands in secondary schools in China. The article discusses the history of the development of these ensembles. The scientific novelty of the research lies in the complex consideration of the problems of organizing brass bands in secondary schools in China, as well as such aspects of teaching future musicians as the formation of professional skills, teaching fingering, tongue strikes, training of lip muscles, the formation of musical thinking, open copying of a score, tuning of musical instruments, extraction of sounds, change of rhythm, as well as general coordination of the team. As a result, it was proved that the problems of organizing the activity of the orchestra should be solved gradually and taking into account the individual characteristics of the students. It is also of great importance to invite famous musicians and conductors to conduct master classes. At the same time, concert activities are a demonstration of

12_ART / «€©LL©(MUM-J©UTMaL» #3(126), 2022

the rehearsal activities of the orchestra. The importance of the correct teaching staff for the formation of professional skills of the members of the brass band is noted.

Ключевые слова: Китай, среднее образование, духовой оркестр, музыка, репетиция. Keywords: China, secondary education, brass band, music, rehearsal.

Духовой оркестр впервые возник из военного. Его цель заключалась в повышении морального духа войск. Однако в связи с развитием музыкальных инструментов военная музыка стала духовой, которая в настоящее время является важным элементом современной китайской культуры. В начале XX в. в Китае был основал свой первый оркестр, что ознаменовало собой важное начало развития и прогресса китайского искусства духовой музыки. Данное событие также стало важным поворотным моментом, когда национальная музыкальная сфера постепенно начала интегрироваться с западной [7, с. 8]. В последние годы наблюдается большой прогресс как в техническом уровне, так и в профессиональном мастерстве китайских духовых оркестров. Их развитие невозможно отделить от репетиций, поэтому они важны с художественной и творческой точки зрения. Управление духовым оркестром является сложной задачей для его руководителя, который должен обладать исключительными профессиональными навыками [3, с. 2]. Актуальность настоящей работы состоит в том, что в данной сфере в настоящее время существуют проблемы, которые требуют решения. Именно поэтому необходимо рассмотреть деятельность духовых оркестров музыкальных учебных заведений Китая для того, что дать разумные и эффективные предложения в надежде помочь дальнейшему развитию ансамблей.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи: рассмотреть проблемы, возникающие в процессе организации духового оркестра в средних школах Китая, предложить пути их решения с педагогической точки зрения, а также охарактеризовать аспекты репетиционной деятельности коллектива.

Для объективного представления результатов исследования применяются следующие методы: исторический, анализ педагогической и дирижерской литературы, синтез и обобщение.

Теоретической базой исследования послужили работы Л. Чжина [4], Л. Гуо [6], Я. Яня [10], Я. Жуо [11], С. Адачи [5], У. З. Имамова [3], Д. Ге-берта [7] и др.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что рассмотренные проблемы организации духовых оркестров средних школ Китая могут стать основой будущих исследований в данной области. При этом результаты настоящей работы могут использоваться педагогами в их повседневной практической деятельности.

Одна из проблем заключается в приобретении качественных музыкальных инструментов, которые, ко всему прочему, должны быть долговечными. Для этого необходимо расширять государственную и муниципальную среду финансирования

учебных заведений [6, с. 41]. Однако необходимо также учитывать тот факт, что покупка дорогостоящих инструментов может не соответствовать профессиональным навыкам участников оркестра, поэтому их покупку необходимо проводить с учетом профессиональной компетенции каждого музыканта.

Уровень подготовки коллектива напрямую определяет его профессиональный уровень. Современный состав преподавателей в учебных заведениях Китая в основном состоит из профессиональных музыкантов и бывших военнослужащих из различных колледжей и университетов. Необходимо отметить, что они имеют богатый педагогический опыт и легко общаются со студентами. Музыканты профессионального оркестра работают на сцене круглый год и имеют отличные исполнительские навыки. Отставные члены военного оркестра обладают прекрасной дисциплиной и особенно хорошо разбираются в маршевой духовой музыке [11, с. 16]. Вышеупомянутые факторы следует всесторонне учитывать при формировании педагогического состава оркестра при музыкальном учебном заведении.

Необходимо также понимать, что духовой оркестр выступает в форме коллектива. Это означает, что трудности, с которыми сталкивается один участник оркестра, затрагивают весь коллектив. Для решения данной проблемы необходимо формировать у всех студентов основные исполнительские навыки для достижения единства оркестра при исполнении той или иной музыкальной композиции. К их числу относят:

Формирование дыхательных навыков. Дыхание очень важно для игры на духовых инструментах. Каждому участнику оркестра необходимо уметь расслаблять тело, а также ритмично вдыхать и выдыхать. Если студент чувствует напряжение или затрудненное дыхание, можно лечь и медленно выполнять различные дыхательные упражнения [2, с. 62]. Если оркестрант не может вовремя избавиться от ощущения нехватки воздуха в процессе тренировки дыхания, это может пагубно сказаться на общем восприятии оркестра как единого целого. При этом между выдохом и вдохом должна быть небольшая пауза. Кроме того, тренировку дыхания можно комбинировать с извлечением протяжных звуков, так как оно может укрепить легкие музыканта.

Обучение аппликатуре. Музыкант может играть на музыкальном инструменте только после того, как у него будут сформированы основные навыки владения пальцами и кистями. Дело в том, что аппликатура чрезвычайно важна в качестве предпосылки исполнительской деятельности. Для этого педагогу необходимо следить за тем, чтобы

«ШУШШШМ-ЛВДЭМаИ» #Щ126)), 2022 / ЛЯТ

13

пальцы обучающихся были гибкими и расслабленными, а также контролировать их движения. При этом особое внимание стоит уделять важности касанию клавиш, что является важным этапом в процессе обучения. Многие музыканты держат музыкальные инструменты крепко, так как они слишком нервничают в процессе игры на духовых инструментах, что приводит к жесткому касанию клавиш [5, с. 111]. Таким образом, требуется подчеркнуть гибкость пальцев и мышц в процессе формирования навыков аппликатуры, а также максимально упростить движения рук и кистей.

Обучение ударам языка. При формировании данных навыков занятия следует проводить постепенно ввиду того, что быстрая и непрерывная тренировка языка может вызвать его ригидность [9, с. 7]. Во время обучения ударам языка следует разделить слог на тоны для более эффективного формирования рассматриваемых навыков.

Тренировка мышц губ. Такая тренировка в основном направлена на контроль их стабильности в процессе извлечения звука. Как правило, оркестранту необходимо постоянно регулировать положение губ при игре на духовом инструменте, поэтому необходимы занятия по формированию данных навыков. При этом окологубные должны выдерживать длительное напряжение, а также менять его степень в соответствии с силой или высотой извлекаемого звука [8, с. 64]. После формирования данных навыков можно совместить извлечение протяжных звуков с общим процессом изучения духового инструмента.

Формирование музыкального мышления. Такая деятельность является очень важной для всего оркестра. Если каждый его участник сможет развить музыкальное мышление, то творческая деятельность духового оркестра значительно улучшится [4, с. 38]. При этом педагогу необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности и интересы учащихся. Таким образом, необходимо постоянно формировать музыкальное мышление музыканта в процессе обучения базовым навыкам.

Репетиции - ключевой момент всей деятельности оркестров. Для исполнения того или иного музыкального произведения необходимо, чтобы всего его участники были достаточно подготовлены. Сущность репетиции, в свою очередь, заключается в согласовании различных музыкальных инструментов, партий и т. д. При этом необходимо развивать сплоченность ввиду того, что оркестр представляет собой коллектив, члены которого знают друг друга. Каждый музыкант должен четко понимать свою роль в ансамбле для того, чтобы он стал единым, живым организмом.

При репетиционной подготовке оркестра необходимо учитывать следующие вопросы:

Открытое копирование партитуры — это деятельность оркестрантов по копированию своих партий в соответствии со своими музыкальными инструментами. Необходимо учитывать ключ, размер, тональный знак, одиночный тон и т. д. Любая ошибка при копировании партитуры не допуска-

ется. В частности, от педагога требуется гарантировать правильное копирование определенных элементов, таких как строка, музыкальная нота и ее продолжительность. Особое внимание необходимо уделять паузам, так как во время игры музыканту придется переворачивать лист партитуры, и соответственно, на какое-то время прекращать исполнение. Их следует располагать так, чтобы слушатель не уловил отсутствия какого-либо инструмента.

Правильность и разумное копирование открытой партитуры напрямую связано с тем, идеальна ли репетиция духового оркестра, поэтому каждый его участник должен тщательно изучать свои партии.

Репетиция ансамбля — это чрезвычайно сложный процесс, при котором необходимо учитывать большое количество аспектов. Требуется не только тренировка по извлечению протяжного звука, смене ритма, дыхания, тембра и интонации оркестра, но его общей координации. Соответственно, необходимо обращать внимание на следующие проблемы:

Извлечение протяжных звуков. Необходимо понимать, что репетицию нужно начинать с относительно легкого тона. В процессе извлечения протяжного звука следует сохранять равномерное дыхание, правильную высоту тона и умеренную силу во время игры, чтобы избежать нестандартной артикуляции или вибрато. Необходимо также отметить, что дирижер играет чрезвычайно важную роль, так как он определяет время начала или окончания исполнения музыкального произведения в зависимости от его жестов [1, с. 5]. Именно поэтому каждый участник оркестра должен понимать его движения и неукоснительно следовать им.

Координация ансамбля является фактором, оказывающим наибольшее влияние на деятельность духового оркестра в целом. Ее несовершенность может привести к тому, что коллектив не сможет закончить свое выступление. Во время репетиции новой композиции оркестранты должны ознакомиться с ней, разучить ее ритм и т. д. Только после этого можно проводить репетицию. Однако музыканты должны понимать тембр и интонацию не только своего музыкального инструмента, но и коллег. Кроме того, оркестранты должны попытаться достичь взаимной координации и интеграции в процессе репетиций и выступлений. Естественно, групповая деятельность такого рода не может быть реализована в одночасье. Чтобы достичь идеальной координации между музыкальными инструментами в духовом оркестре, его участники должны потратить много времени и энергии на постоянные репетиции. Кроме того, дирижер духового оркестра должен также отлично контролировать собственную артикуляцию и методы игры. После того, как все требования будут удовлетворены, может быть достигнута хорошая совместная работа духового оркестра действительно идеальное исполнение музыкального произведения.

Исполнение музыкальных произведений — это представление, имеющее чрезвычайно высокую

14_,

художественную и эстетическую ценность. Духовая музыка Китая развивалась с момента основания первого духового оркестра Китая в начале 20 века. Чтобы добиться идеального исполнения, каждый коллектив должен быть не только профессиональным с точки зрения музыкальных навыков, но также в согласованности и единстве его участников. Следовательно, оркестранты и дирижер должны проводить большое количество времени за репетициями для того, чтобы достичь хорошей командной работы.

Что касается образовательного процесса, то для студентов-участников духового оркестра необходимо установить строгую систему посещаемости и оценок с целью предотвращения необоснованных пропусков репетиций.

Концерт - неотъемлемая часть демонстрации результатов репетиций и формирования сценического опыта музыкантов. Проведение таких мероприятий в каждом семестре может предоставить положительные результаты развития оркестра, а также оказать неоценимое влияние на сплоченность его участников. Соревнования — это испытательная площадка для проверки уровня коллектива, благодаря которому его участники могут добиться улучшения навыков за короткий период времени.

В пример прекрасной организации можно привести духовой оркестр средней школы № 4 Хан-чжоу, который был сформирован в 2010 г. Он насчитывает более 60 участников с прекрасной подготовкой и уникальными исполнительскими навыками. Средняя школа № 4 предоставляет студентам прекрасные условиями для стимулирования их успеваемости. Оркестр выиграл золотую медаль на 18-м Всемирном музыкальном конкурсе, который проходил в Нидерландах в 2017 г. Благодаря значительной поддержке нескольких творческих коллективов, таких как Чжэцзянский симфонический оркестр, Ханчжоуский филармонический оркестр, Чжэцзянская консерватория музыки, духовой оркестр Средней школы № 4 теперь представляет собой один из лучших ансамблей в области духовых инструментов старших классов в Хан-чжоу. Чжипей Лю, известный китайско-канадский дирижер, назначенный художественным руководителем симфонического оркестра Музыкальной консерватории Чжэцзян, является ключом к его развитию. Он часто посещает школу, чтобы предоставлять всем желающим профессиональные рекомендации [10, а 203]. С 1998 школа имела честь выступать в Большом театре Ханчжоу и других местах, а также во многих начальных школах. Участие в различных конкурсах также является частью деятельности данного оркестра. При этом он принимал участие в фестивале искусств в Ханчжоу и Чжэцзян. Средняя школа № 4 стала очень популярной ввиду достижений ее оркестра, а некоторые участники были приняты на работу в ведущие университеты Китая, например, Университет Чжэцзян, Университет связи Китая, Восточно-китайский педагогический университет, Пекинский технологический институт, Шанхайская консерватория му-

ART / «шшэздим-шигмак» 2022

зыки, Художественный колледж Народно-освобо-[ дительной армии Китая, Музыкальная консерватория Синхай, Музыкальная школа Чжэцзян, Универ-[ ситет СМИ и коммуникаций Чжэцзяна. Таким образом, духовой оркестр средней школы № 4 I Ханчжоу предлагают особую площадку, где любители музыки могут полностью проявить себя, а также область, где ученики могут быть хорошо воспитаны.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Духовой оркестр в Китае возник из военного в связи с развитием тембра и интонации духовых инструментов. В настоящее время такие коллективы являются важной частью современной музы: кальной культуры Китая. Было установлено, что в последние годы наблюдается стремительное разви-[ тие как в техническом уровне, так и в профессиональном мастерстве духовых оркестров китайских средних школ.

Приведенный в пример коллектив Средней школы № 4 Ханчжоу является тому подтверждением: выигранные им конкурсы отражают профессиональную подготовку его участников, а приглашенные дирижеры и музыканты - его репутацию на [ музыкальной сцене Китая. Было также установлено, что современные оркестры учебных заведений Китая в рамках организации своей деятельности должны обращать внимание на следующие ас-[ пекты: покупка музыкальных инструментов, i формирование преподавательского состава, так как уровень подготовки коллектива духового оркестра напрямую определяет его профессиональный уровень. Был сделан вывод о том, что репетиции играют большую роль в деятельности музыкального коллектива. При этом в рамках данной деятельности необходимо обращать внимание на такие аспекты, как формирование профессиональных навыков, обучение аппликатуре, обучение ударам языка, тренировка мышц губ, формирование музыкального мышления, открытое копирование партитуры, настройка музыкальных инструментов, тренировка по извлечению звуков, смена ритма, а также общая координация ансамбля. Было также установлено, [ что проведение концертов является неотъемлемой частью демонстрации результатов репетиций оркестра и формирования сценического опыта музыкантов, а также необходимым условием для укрепления чувства сплоченности его участников. : Список литературы

i 1. Абакшонок А. В. Педагогические заметки

об эффективности занятий в классе дирижирования // ТРУДЫ СПБГИК. - 2011. - №. 3. - С. 1-9.

2. Ильина Е. Р., Токмаков В. В. Исполнитель-[ ское дыхание: особенности, формирование и специфика использования // Известия ВГПУ. - 2015. -■ №7 (102). - С. 60-64.

: 3. Имамов У. З. Творческая и организацион-

ная работа руководителя студенческого камерного оркестра // Проблемы Науки. - 2016. - №36 (78). -С. 1-3.

4. Чжин Л. Исследование метода улучшения обучения духовного оркестра в старших классах

«ШУУШШШЦМ-ШЦТМа^» / ART

15

школы // Вестник Университета Еннам. - 2009. - С. 31-50.

5. Adachi S. Principles of sound production in wind instruments // Acoustical Science and Technology. - 2014. - № 25. - P. 110-112.

6. Guo L., Huang J. Education Development in China: Education Return, Quality, and Equity // Sus-tainability. - № 11. - 2019. - P. 37-50.

7. Hebert D. The World's Finest School Bands and Largest Music Competition // Wind Bands and Cultural Identity in China. - 2012. - № 3. - P. 3-10.

8. Kreitmair W. Lip relaxation and lip training for Wind Musicians // Health aspects of playing a wind instrument. - 2019. - № 4. - P. 55-67.

9. Vasileios P. The influence of the vocal tract on the attack transients in clarinet playing // Journal of New Music Research. - 2020. - № 49. - P. 1-10.

10. Yan, Y. The activities of the Chinese orchestras of the traditional instruments of the new type // Problems of Interaction Between Arts, Pedagogy and the Theory and Practice of Education. - 2015. - № 49. - P. 198-211.

11. Zhuo Y., Bo-Wah L. Music teachers and their implementation of the new Music Curriculum Standards in China // International Journal of Music Education. -2019. - № 37. - P. 10-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.