УДК 316.443
ДУХОВНЫЙ КРИЗИС В РОССИИ КАК ИНДИКАТОР ДИНАМИКИ ЭНТРОПИЙНЫХ РИСКОВ
Г.А. Воробьев, С.А. Дюжиков, С.В. Шефель DOI 10.23683/2072-0181-2017-91-3-38-42
На всех этапах эволюции человеческое общество видело свою задачу в том, чтобы возвышаться, посредством духовности преодолевать животные биологические узы, которые ограничивают и сковывают человеческую личность. Если опираться на психологическое, субъективное понимание духовности, то во всех случаях она дает человеку способность отделить себя от чего-то мелкого и частного, расширить свое существование до бесконечного. Видение духовного смысла, понимание смысла и роли духовных основ жизнедеятельности человека представляется необходимым и обязательным в поисках выхода из ныне сложившейся ситуации, которая, если описывать ситуацию в российском обществе, представляется не иначе как критической с точки зрения разрушения духовного кода общества, составлявшего основу «русского мира» [1].
Наиболее ярким выражением духовного кризиса российского общества как отражения заложенного в нем высокого энтропийного потенциала является девальвация ценности духовности, что со временем может привести к смене цивилизационного кода России, утрате ею цивилизационной самости и социокультурной самобытности. Духовность российского общества - это гарант самосохранения России как многонационального и поликультурного
Воробьев Геннадий Александрович - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информационно-коммуникационных технологий, математики и информационной безопасности Пятигорского государственного университета, 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, e-mail: vorobyev@pglu.ru;
Дюжиков Сергей Александрович - доктор философских наук, профессор кафедры государственного (конституционного) права Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садо-вая,105/42, e-mail: duzhikov@sfedu.ru, т. 8(863)2184038;
Шефель Сергей Викторович - доктор философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Крымского филиала Российского государственного университета правосудия, 295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Павленко 5, e-mail: kafedra_gsed@krfrgup.ru, т. 8(3652)668446.
цивилизационного образования, в котором именно духовные скрепы могут удержать общество от столкновений и конфликтов, от его социокультурного распада. И именно в этом сегодня видится основная опасность -в кризисе духовных скреп, о чем говорит высокий уровень дегуманизации в российском обществе, снижение уровня общественного доверия, рост жестокости и равнодушия, экстремизма и конфликтогенности на почве межэтнических отношений.
Этими обстоятельствами определяется необходимость исследования природы духовного кризиса в России и его последствий, рассматриваемых в данной работе с точки зрения накопления энтропийных рисков, блокирующих перспективы развития общества в логике нормального, характеризующегося показателями устойчивости, организованности, стабильности и низкой степени неопределенности.
Ситуация в современном российском обществе сложилась достаточно критическая. На протяжении нескольких десятилетий после распада советского государства в пространстве новой российской реальности накапливался ничем нерегулируемый и неограничиваемый энтропийный потенциал. С течением времени социальная энтропия стала привычной фоновой ситуацией повседневной жизни россиян, которые вынуждены адаптироваться к услови-
Gennadiy Vorob'ev - Pyatigorsk State University, 9, Kalinina Street, Pyatigorsk, Stavropol region, 357532, e-mail: vorobyev@pglu.ru;
Sergey Dyuzhikov - Southern Federal University, 105/42, Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: duzhikov@sfedu.ru, tel. +7(863)2184038;
Sergey Shefel' - Crimean branch of the Russian State University of Justice, 5, Pavlenko Street, Simferopol, Republic of Crimea, 295006, e-mail: kafedra_gsed@krfrgup. ru, tel. +7(3652)668446.
ям дисгармоничного социума. Это сопровождается расширением зоны социальных рисков, поскольку на фоне расширения социальной энтропии разворачивающаяся повседневная жизнь сама по себе становится рискогенной, стрессовой, незащищенной от негативного влияния крайне неустойчивой, нестабильной и неопределенной внешней среды.
Для российского общества с учетом трагической истории ХХ столетия и значительной культурно-исторической инерции характерна высокая иерархичность и простота коммуникационной схемы общественно-государственного устройства. Ее российская особенность состоит в том, что рост социальной энтропии происходит в сложном социуме. При этом процесс «спрессованных» во времени, а потому болезненных, перемен приводит не только к разрушению старых общественных структур, но и порождает деформацию ценностей как высших регулятивов человеческой деятельности.
Кризисные явления в социальном и индивидуальном бытии в определяющей степени обусловлены разрушением духовно-гуманистических основ российской культуры и распадом духовности. По мнению М.К. Горшкова, общество лишилось объединяющего начала - единой системы ценностей, -высшего регулятора социальных отношений, фундамента мировосприятия и поведения [2].
Мы исходим из того, что ценности -это обобщенные представления людей в отношении наиболее значимых целей и норм поведения, которые определяют приоритеты в восприятии мира действительности, задают ориентации их действиям и поступкам во всех сферах жизни и в значительной мере формируют «жизненный стиль» общества.
Ценности - это «редкости»: они всегда «здравы и трезвы» и не конструируются идеологами, а возникают сами в ответ на массовый запрос, на ощущение дефицита чего-то жизненно необходимого. В такой ситуации каждый человек, социальная группа в отдельности и гражданская нация в целом стихийно начинают поиск новых «точек опоры». А элиты имеют возможность создавать условия для того, чтобы этот поиск был не охранительным, сверхконсервативным, и не революционным, ведущим к расколу, а промодернизационным, т.е. вел к естественному обновлению устаревших и ненасильственному отсеву неработающих ценностей [3, с. 8]. Система, или совокупность доминирующих ценностей, в концентрированном виде выражает особенности культуры и исторического опыта данного общества.
Философы и социологи говорят о деструктивной динамике ценностных ориента-ций общественного сознания постсоветской России, имея в виду деформацию социальной ценностной иерархии, а также процессы конструирования «новых ценностей», отсутствовавших в социокультурном пространстве советской эпохи [4].
«Одним из проявлений болезненного состояния современного российского общества является кризис его ценностной системы», - так полагает социолог В.Г. Немиро-вский, достаточно обстоятельно обосновывая эту оценку эмпирическим материалом [5]. А.В. Юревич, основываясь на опросах экспертов, сравнивших состояние российского общества в двух почти крайних точках временного континуума - в 1981 и в 2011 гг., констатирует существенное расширение негативных характеристик и снижение подавляющего большинства позитивных параметров. В числе негативных - характеристики, связанные с агрессивностью, алчностью, аномией, беспринципностью, бесцеремонностью, враждебностью, вседозволенностью, грубостью, жестокостью, злобой, конфликтностью, ксенофобией, ложью, меркантильностью, насилием, невоспитанностью, ненавистью, подлостью, сквернословием, тревожностью, эгоизмом. Самая большая разница значений 1981 и 2011 гг. выявилась по таким характеристикам, как бескорыстие (3,98 %), психологическая безопасность (3,92 ) и скромность (3,85 %) [6].
Российские ученые крайне негативно оценивают духовное состояние общества [7-10], отмечая рост таких негативных явлений, как жестокость, агрессивность, равнодушие при снижении альтруизма, честности, порядочности, что нашло отражение в результатах всероссийского опроса 2012 г., проведенного сотрудниками Института социологии РАН [11]. Вектором развития современного общества становится стремление к максимальному удовлетворению потребностей [12, с. 65], и данные тенденции четко фиксируются в российском обществе, что также следует рассматривать в контексте энтропийной траектории социокультурной динамики российского социума, так как во все времена именно духовное выступало ценностным императивом в системе ценностей россиян. При всем том, что среди ученых имеются определенные разногласия в оценке общества потребления, мы полагаем, что такое общество носит разрушительный характер, так как в нем запрос
на культурные ценности и духовное развитие уступает место запросам на потребление.
В этом контексте вырисовывается крайне негативная тенденция - ценность духовности перешла в разряд невостребованных со стороны общества, во многом вынужденного ориентироваться на ценности инструментального характера как необходимые для режима выживания, в котором сегодня живет большая часть российского населения. Среди всех поколений россиян, но особенно среди молодежи (50 %) распространено мнение, согласно которому «сегодня мы живем в другом мире, чем раньше, и многие моральные нормы устарели», а также позиция о том, что «современный мир жесток, и для того, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы» [13, с. 31].
Исследователи обращают также внимание на то, что в восприятии молодежи жизненный успех довольно часто оказывается несовместим с нормами морали и нравственности, а потому она готова переступить через них (46 %) [14, с. 160], и, надо заметить, такая ситуация сложилась не случайно, и не молодежь стала инициатором «духовного нигилизма». Она лишь поставлена в условия, когда для жизненной самореализации приходится жертвовать моральными принципами. Можно привести мнение специалистов из ИС РАН, которые на основе анализа результатов ряда масштабных исследований за последние десятилетия предположили, что «ценностные императивы обобщенного уровня в процессе «ценностного дрейфа» постепенно перестают выполнять функцию собственно императивов - предписаний к действию - и начинают функционировать в качестве ключевых характеристик социально-культурной и даже цивилизационной идентичности» [15]. Иными словами, эти обобщенные ценности, которые носят духовный характер, не являются ориентиром для действий и поступков.
Конфликт традиционных и индивидуалистических ценностей и смыслов ведет к ценностной и институциональной «ломке» в обществе. Ситуация осложняется в силу того, что усвоение западных ценностей происходит неравномерно. Мода, стандарты потребления, представления о престижности и статусе, культура развлечения - все это благодаря средствам массовой информации и коммуникации, рекламе и индустрии досуга и
потребления воспринимается почти «с ходу», без особых проблем и раздумий.
Кроме того, в российском сознании и ментальности прочно зафиксированы представления и стереотипы советской эпохи.
По определению социального философа Н.А. Ореховской, нынешнее общество движется «отнюдь не к культуре духовной сосредоточенности, а вступает в весьма прагматическую полосу почитания государства и порядка» [16, с. 152]. Но при этом речь не идет о сталинском или пиночетовском «порядке», предполагающем однопартийную систему и идеологический диктат власти. Это -специфический постсоветский «порядок», связанный с ностальгией по так называемому периоду «застоя» и вполне реальными социальными и политическими завоеваниями советского общества [16, с. 153].
Подобная социальная ностальгия -прямой ответ на расширение пространства социальной энтропии в современном российском обществе. Недаром Г.Е. Зборовский и Е.А. Широкова исходят из того, что одной из основных причин возникновения социальной ностальгии служит резкая смена привычных ориентиров в переходном обществе. Разуверившись в настоящем, не ожидая ничего хорошего в грядущем, и будучи неспособными адаптироваться к новым ценностям и ориентирам, модифицирующимся вследствие быстрых и не всегда позитивных преобразований, ущемленные социальные группы стараются найти себе некие «реперные» точки в прошлом. Поиск этих опор связан, прежде всего, с остро испытываемой человеком нуждой обратиться к прочным, непреходящим ценностям в неуклонно и быстро меняющемся мире [17, с. 32-33].
Включенное в пространство глобализации, травмированное социально-политическими потрясениями и постсоветскими реформами, российское общество, по мнению авторов, стало стремительно утрачивать свой духовный потенциал, что и определило ситуацию духовной люмпенизации России [9] и рост угроз ее духовной безопасности. Если исходить из того, что «общество, - по определению З.М. Хачецукова, - представляет собой систему, в основании которой находится целостность материальной и духовной составляющих» [18], значительный дисбаланс в развитии указанных составляющих форм бытия или забвение одной из них становится фактором разрушения социума как целостного со-
циокультурного образования. Соответственно, исследование системы ценностей молодежи с акцентом на духовной ее стороне приобретает характер экзистенциальной озабоченности, тревоги за судьбу страны, в которой духовные потери последних десятилетий признаются как самые масштабные из числа всех потерь самими гражданами России, осознающими также то, как сильно они изменились за последние 20 лет, став менее душевными, искренними, честными, доброжелательными [11].
Размывание прежней системы ценностей угасающего советского общества, стихийное переосмысление таких ценностей, как личность, государство, свобода, справедливость, демократия, деньги началось уже в конце 1980-х гг. Начавшаяся трансформация ценностей и смыслов сопровождалась высокой политизацией общества, что проявлялось в выдвижении на передний план таких ценностей, как «свобода», «демократия», «права человека». При этом отходили на периферию такие идеологизированные советские ценности, как «интернационализм», «коллективизм», «энтузиазм», «борьба» и т.п. [3].
Распад СССР сопровождался критическим осмыслением с последующим отрицанием накопленного культурного и исторического опыта с максимально резким и масштабным разворотом к Западу как эталону общественного развития со всеми соответствующими атрибутами в самых различных сферах социальной жизни - экономической, политической, культурной, духовной и т.д. Социокультурный раскол к моменту распада СССР уже проявивший себя достаточно сильно, стал самой страшной реальностью постсоветской России. Эта ситуация и по сей день до конца не преодолена, но подобный раскол своими корнями уходит уже не только в систему идеологических и ценностных противоречий, а в саму систему организации социального порядка, сложившегося по формату крайне несправедливого, поделившего страну уже не только на традиционалистов и модернистов, коллективистов и индивидуалистов, но и на богатых и бедных, перспективных и неперспективных, оптимистов и пессимистов, надеющихся на светлое будущее и отчаявшихся. Этот список можно было бы продолжать до бесконечности, но для нас важно понимать, что он наполняет энтропийным содержанием ту социальную реальность, в которой живет современное российское общество.
Преодоление энтропийных рисков, образующихся в результате эскалации духовного кризиса, видится нам в гуманизации российского общества, восстановлении его духовных основ, всегда выступавших в роли тех скреп, которые позволяли успешно решать самые сложные социальные задачи и накапливать потенциал солидарности и духовности. Именно дефицит солидаризма выступает фактором неспособности социума противостоять кризисным явлениям и энтропийным рискам. В этой связи положительной оценки заслуживает политика российского государства в области консолидации и солидаризации российского общества на фоне международной напряженности и попыток приостановить процесс возрождения России как самостоятельного и сильного субъекта международных отношений. Процесс духовного возрождения России предполагает в качестве обязательных использование более сложных и продолжительных технологий, связанных с восстановлением системы духовного воспитания через социализационные механизмы. Это направление непременно требует обращения к работе с молодежью, к ее нуждам, потребностям, ценностям, поскольку будущее страны, в первую очередь, во многом связано с духовным становлением молодого поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Скворцов Н.Г., Верещагина А.В., Самыгин С.И. «Русский мир» в социологическом дискурсе о цивилизационной безопасности и национальной идентичности в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 6-7. С. 103-107.
2. Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики): В 2 т. Т. 1. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Новый хронограф, 2016. 416 с.
3. Аузан А.А., Архангельский А.Н., Лунгин П.С., Най-шуль В.А. Культурные факторы модернизации. М., СПб.: Фонд «Стратегия 2020», 2011. 54 с.
4. Актуализированные ценности современного российского общества / Отв. ред. И. А. Халий. М.: Институт социологии РАН, 2015. 274 с.
5. Немировский В.Г. Российский кризис в зеркале постнеклассической социологии. М.: ЛИБРО-КОМ, 2009. 200 с. С. 25.
6. Юревич А.В., Юревич М.А. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка // Нравственность современного российского общества психологический анализ. Сер. «Психология социальных явлений». Ответственные редакторы: А.Л. Журав -лев, А.В. Юревич. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 21-41.
7. Стерледева Т.Д., Стерледев Р.К. Духовность и бездуховность как вызов и риски для России // Власть. 2013. № 8. С. 78-82.
8. Топольян А.П. Духовно-нравственное возрождение как социокультурная основа модернизации России // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1 (09). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/duhovno-nravstvennoe -vozrozhdenie-kak-sotsiokulturnaya-osnova-modernizatsii-rossii
9. Filyushkina D.V., Volkov Yu.G. Spiritual lumpenization of the Russian society in the circumstances of globalization // Middle East Journal of Scientific Research. 2014. Vol. 21. № 3. P. 449-452.
10. Filyushkina D.V. Spiritual lumpenization of the Russian society as a subject of socio-philosophic research // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. № 11s. P. 277-281.
11. О чем мечтают россияне (размышления социологов). Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/ analytical_report_o_chem_mechtayut_rossiyane.html
12. Хачецуков З.М. Общество выживания и общество потребления. К вопросу о построении шкалы социального комфорта в современном мире // Вестник российской академии естественных наук. 2013. № 3. С. 64-67.
13. Петухов В.В. Российская трансформация и общественная мораль // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 28-40.
14. Маршак А.Л., Рожкова Л.В. Жизненный успех в представлениях российской молодежи // Социологические исследования. 2015. № 8. С. 157-160.
15. Российское общество и вызовы времени: В 5 кн. Кн. 2 / Под ред. М.К. Горшкова, В.В. Петухо-ва. М.: Весь мир. 2015. 336 с.
16. Ореховская Н.А. Эволюция массового сознания россиян. Ростов н/Д: изд-во СКНЦ ВШ, 2011. 288 с.
17. Зборовский Г.Е., Широкова Е.А. Социальная ностальгия: к исследованию феномена // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 31-34.
18. Хачецуков З.М. Феномен духовности в развитии российского общества: (социально-философский анализ): Автореф. ... дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2007. 22 с.
REFERENCES
1. Skvortsov N.G., Vereshchagina A.V., Samygin S.I. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i ob-shchestvennye nauki, 2016, no. 6-7, pp. 103-107.
2. Gorshkov M.K. Rossiyskoe obshchestvo kak ono est' (opyt sotsiologicheskoy diagnostiki [Russian society as it is: (experience of sociological diagnostics)]. Moscow, Novyy khronograf, 2016, 416 p.
3. Auzan A.A., Arkhangel'skiy A.N., Lungin P.S., Nayshul' V.A. Kul'turnye faktory modernizatsii [Cultural factors of modernization]. Moscow, st.-petersburg, Fond «Strategiya 2020», 2011, 54 p.
4. Aktualizirovannye tsennosti sovremennogo ros-siyskogo obshchestva [The updated values of contemporary Russian society]. Moscow, Institute of Sociology RAS, 2015, 274 p.
5. Nemirovskiy V.G. Rossiyskiy krizis v zerkale postneklassicheskoy sotsiologii [The Russian crisis in the mirror of post-nonclassical sociology]. Moscow, LIBROKOM, 2009, 200 p., p. 25.
6. Yurevich A.V., Yurevich M.A. Dinamika psikho-logicheskogo sostoyaniya rossiyskogo obshchestva: ekspertnaya otsenka. [Dynamics of the psychological state of Russian society: an expert analysis]. In: Nravstvennost' sovremennogo rossiyskogo obshchestva psikhologicheskiy analiz. Ser. «Psik-hologiya sotsial'nykh yavleniy» [The Morality of modern Russian society a psychological analysis. Ser. "The psychology of social phenomena"]. Ed. by A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich. Moscow, Institute of Psychology, 2012, pp. 21-41.
7. Sterledeva T.D., Sterledev R.K. Vlast', 2013, no. 8, pp. 78-82.
8. Topol'yan A.P. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, 2012, no. 1 (09). Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/duhovno-nravst-vennoe-vozrozhdenie-kak-sotsiokulturnaya-osnova-modernizatsii-rossii
9. Filyushkina D.V., Volkov Yu.G. Middle East Journal of Scientific Research, 2014, vol. 21, no. 3, pp. 449-452.
10. Filyushkina D.V. Life Science Journal, 2014, vol. 11, no. 11s, pp. 277-281.
11. O chem mechtayut rossiyane (razmyshleniya sotsi-ologov). Analiticheskiy doklad [The dream of the Russians (reflections of sociologists). Analytical report]. Moscow, Institute of Sociology RAS, 2012. Available at: http://www.isras.ru/analyti-cal_report_o_chem_mechtayut_rossiyane.html
12. Khachetsukov Z.M. Vestnik rossiyskoy akademii estestvennykh nauk, 2013, no. 3, pp. 64-67.
13. Petukhov V.V. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2015, no. 12, pp. 28-40.
14. Marshak A.L., Rozhkova L.V. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2015, no. 8, pp. 157-160.
15. Rossiyskoe obshchestvo i vyzovy vremeni. Kniga vtoraya [Russian society and the challenges of time]. In 5 book. Book 2. Ed. by M.K. Gorshkov, VV Petukhov. Moscow, Ves' mir, 2015, 336 p., p. 98.
16. Orekhovskaya N.A. Evolyutsiya massovogo soznani-ya rossiyan [Evolution of the mass consciousness of Russians]. Rostov-on-Don, NCSC HE, 2011, 288 p.
17. Zborovskiy G.E., Shirokova E.A. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2001, no. 8, pp. 31-34.
18. Khachetsukov Z.M. Fenomen dukhovnosti v raz-vitii rossiyskogo obshchestva (sotsial'no-filosofskiy analiz) [The phenomenon of spirituality in the development of Russian society (socio-philosophical analysis). A thesis submitted for the degree of Candidate of Philosophy]. Rostov-on-Don, 2007, 22 p.
26 июля 2017 г.