Научная статья на тему 'Духовный концерт как составная часть праздничных и образовательных мероприятий в дореволюционной России'

Духовный концерт как составная часть праздничных и образовательных мероприятий в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
362
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ / ПЕВЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ / РЕГЕНТСКО-ПЕВЧЕСКИЕ КУРСЫ / ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL MUSIC CONCERTS / VOCAL FEASTS / COURSES FOR CHOIR-MASTERS AND CHORISTERS / SACRED MUSIC VOCAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дабаева И. П.

В статье рассматривается проблема организации духовных концертов в рамках крупных культурных мероприятий. В дореволюционной России духовный концерт составлял часть праздников и образовательных мероприятий, выполняя эстетическую, нравственно-воспитательную и дидактическую функции. Отмечается возможность использования этого опыта в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL MUSIC CONCERTS AS PART OF FESTIVE AND EDUCATIONAL EVENTS IN PREREVOLUTIONARY RUSSIA

The problem of organizing spiritual music concerts in the framework of large-scale cultural events is considered in this article. In pre-revolutionary Russia concerts of spiritual music were part of feasts and educational events and performed aesthetic, moral, educational and didactic functions. The possibility for using this experience nowadays has been pointed.

Текст научной работы на тему «Духовный концерт как составная часть праздничных и образовательных мероприятий в дореволюционной России»

выставок работ художников и других культурно-просветительных мероприятий с последующим обсуждением. Ибо перед глазами ребенка всегда должны быть высокие образцы исполнения, к которым он должен стремиться.

Таким образом, педагогическая система Балакирева не потеряла своей актуальности и в XXI столетии. Опора на концеп-

Библиографический список

цию Балакирева, не только позволяет сохранить лучшие традиции педагогической практики русских музыкантов-педагогов, но и адаптировать и эффективно использовать их в работе учреждений дополнительного образования, включая весь спектр вопросов, касающихся обучения и воспитания школьников, вплоть до социокультурной адаптации в современном мире.

1. Цит. по кн.: Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1958.

2. Цит. по кн.: Зайцева, Т.А. Творческие уроки М.А. Балакирева. Пианизм, дирижирование, педагогика: исследовательские очерки. -СПб., 2012.

3. Цит. по кн.: Зайцева, Т.А. Педагогические принципы Балакирева-пианиста II Проблемы развития художественного мышления I ред.-сост. И.С. Федосеев. - СПб., 1997.

4. Цит. по кн.: Гринштейн, С. Великие фортепианные педагоги прошлого. Иоган Бернгард Ложье (1777-1846), Фридрих Вик (1785-1873), Лина Раман (1833-1912), Маргит Варро. - СПб., 2004.

5. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. - СПб., 2008.

6. Швецова, И.В. Социально-культурный потенциал детской школы искусств в развитии интеллектуально-творческой сферы младших школьников II Вестник СПбГУКИ. - 20013. - № 3(16).

Bibliography

1. Cit. po kn.: Neyjgauz, G.G. Ob iskusstve fortepiannoyj igrih. - M., 1958.

2. Cit. po kn.: Zayjceva, T.A. Tvorcheskie uroki M.A. Balakireva. Pianizm, dirizhirovanie, pedagogika: issledovateljskie ocherki. - SPb., 2012.

3. Cit. po kn.: Zayjceva, T.A. Pedagogicheskie principih Balakireva-pianista II Problemih razvitiya khudozhestvennogo mihshleniya I red.-sost. I.S. Fedoseev. - SPb., 1997.

4. Cit. po kn.: Grinshteyjn, S. Velikie fortepiannihe pedagogi proshlogo. Iogan Berngard Lozhje (1777-1846), Fridrikh Vik (1785-1873), Lina Raman (1833-1912), Margit Varro. - SPb., 2004.

5. Ariarskiyj, M.A. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj kak predmet nauchnogo osmihsleniya. - SPb., 2008.

6. Shvecova, I.V. Socialjno-kuljturnihyj potencial detskoyj shkolih iskusstv v razvitii intellektualjno-tvorcheskoyj sferih mladshikh shkoljnikov II Vestnik SPbGUKI. - 20013. - № 3(16).

Статья поступила в редакцию 07.07.14

УДК 78.05

Dabayeva I.P. SPIRITUAL MUSIC CONCERTS AS PART OF FESTIVE AND EDUCATIONAL EVENTS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA. The problem of organizing spiritual music concerts in the framework of large-scale cultural events is considered in this article. In pre-revolutionary Russia concerts of spiritual music were part of feasts and educational events and performed aesthetic, moral, educational and didactic functions. The possibility for using this experience nowadays has been pointed.

Key words: spiritual music concerts, vocal feasts, courses for choir-masters and choristers, sacred music vocal culture.

И.П. Дабаева, канд. искусствовед., проф. каф. теории музыки и композиции Ростовской гос.

консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова, г. Ростов-на-Дону, Е-mail: dabaeva-music@mail.ru

ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРАЗДНИЧНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

В статье рассматривается проблема организации духовных концертов в рамках крупных культурных мероприятий. В дореволюционной России духовный концерт составлял часть праздников и образовательных мероприятий, выполняя эстетическую, нравственно-воспитательную и дидактическую функции. Отмечается возможность использования этого опыта в наши дни.

Ключевые слова: духовный концерт, певческие праздники, регентско-певческие курсы, церковно-пев-ческая культура.

В современной музыкальной культуре ясно обозначилась тенденция к укрупнению проводимых мероприятий. Обычный концерт больше не играет той значительной роли, которая отводилась ему прежде. Постоянный рост фестивалей и конкурсов способствовал появлению в научной литературе такого термина как фестивализация культурного пространства. Среди различных жанровых разновидностей выделяются фестивали и конкурсы церковной музыки благодаря строгости программ, статичности, выдержанности стиля исполнения. В силу специфики репертуара хоров здесь сформировалась особая слушательская аудитория, вкусовые приоритеты которой прочно связаны с христианской культурой.

Однако современная публика отдает предпочтение мероприятиям, характеризующимся зрелищностью, яркостью, динамичностью. Для того чтобы расширить круг почитателей духовной музыки, углубить знания в области церковно-певческой культуры, можно воспользоваться дореволюционным опытом организации крупных праздничных и образовательных мероприятий,

составной частью которых были духовные концерты. Они способствовали укреплению морально-нравственных основ общества, формировали художественный вкус слушателей, выполняя ряд функций: эстетическую, нравственно-религиозную, дидактическую.

Сегодня данный опыт будет полезен менеджерам, занимающимся организацией крупных культурных мероприятий, светским хормейстерам и регентам, заботящимся о возрождении исконно русских певческих традиций, обновлении репертуара и задумывающимся о специфике манеры исполнения духовных песнопений в контексте богослужения и концертной эстрады. Этим обусловлена актуальность статьи.

Рассматриваемая проблема не получила освещения в научной литературе. Вопросам организации духовных концертов в России посвящен ряд публикаций автора данной статьи1; общие сведения о концертах можно обнаружить в обзорных разделах фундаментальных трудов, в которых рассматривается му-

зыкальная культура нашего Отечества 2. Материалом для данной статьи послужили источники из периодической печати.

На протяжении XIX века формировался регламент проведения духовных концертов, в значительной степени отличавшийся от аналогичных светских мероприятий: время проведения -преимущественно дни Великого поста, место - залы, соответствующие строгости исполняемых песнопений. В программах -духовные сочинения на канонические тексты, в качестве исключения в последнем (третьем) отделении могли быть представлены светские произведения с патриотическим содержанием. Исполнение - только а'сарре11а. На афишах печаталось напоминание о воспрещении «рукоплесканий». Духовные концерты были любимы публикой, охотно посещались.

Однако со временем, ближе к рубежу Х1Х-ХХ вв. в периодической печати все чаще появлялись сообщения о новых тенденциях в организации и проведении духовных концертов: исполнение крупных и сложных сочинений сводными хорами, гастроли лучших церковных коллективов не только в пределах страны, но и за рубежом. Нередко подобными концертами заканчивались вечера религиозно-нравственных чтений, проводимые в духовных учебных заведениях.

В этот период повсеместно организовывались регентско-учительские и регентско-певческие курсы: в Москве и Санкт-Петербурге, Сарауполе и Вятке, Могилеве и Ростове-на-Дону, Саратове и Велебицах Новгородской губернии и многих других городах. Нередко они завершались духовными концертами, в которых в совместном исполнении всех участников мероприятия звучали сочинения композиторов-современников. Они, как правило, проходили в летнее время. Руководили занятиями авторитетные в своей области музыканты, основу педагогического коллектива составляли также известные деятели на почве церковно-музыкальной культуры. Среди организаторов -П.Г Чесноков, А.В. Никольский, Н.Н. Толстяков и другие выпускники Синодального училища церковного пения, регентских классов Придворной Певческой капеллы, которые, таким образом, способствовали росту профессионального мастерства регентов и певчих, а, следовательно, и мощному развитию отечественной церковно-певческой культуры. Так, Н.Н. Толстяков руководил летними Епархиальными церковно-певческими курсами в Саратове, А.В. Никольский - в Вятке, Пензе, Наровчате, Ржеве и других городах. Из местных авторитетных хоровых деятелей необходимо отметить А.Д. Городцова в Перми, ставшего образцовым руководителем по устройству народных хоров, организации летних курсов певческой грамоты, бесплатного народно-певческого класса. В годовом отчете за 1910 год на страницах профессионального журнала «Хоровое и регентское дело» рецензент отмечал интересный почин, сделанный Городцовым: «93 хора устраивали певческие собрания или пели при народных чтениях и собеседованиях - за что преимущественно перед другими получали денежные пособия от 10 до 65 рублей каждый. Интересно отметить, что размер пособия определяется по числу собраний и их программам: хоры, исполняющие пиесы, требующие много труда и времени на разучивание их, получали пособие в большем размере, чем хоры, певшие то, что постоянно поется в церкви, или то, что для изучения трудностей не представляет» [1, с. 172].

Наибольший интерес у слушателей вызвали курсы, организованные в 1909-1911 гг. в Москве. Комплексная программа обучения, рассчитанная на 3 года, была детально разработана А.В. Никольским. Она представляла собой трехуровневую структуру, объединяющую 3 группы обучающихся: на низшем, среднем и высшем уровнях. Цикл музыкально-теоретических дисциплин включал элементарную теорию музыки, сольфеджио, гармонию, контрапункт и анализ форм; исторических - общую историю музыки, историю церковного пения; специальных - цер-

1 Дабаева И.П. Просветительское значение русских духовных концертов в конце XIX - начале XX столетий // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. №2. С. 49-53; Дабаева И.П. Функции духовного концерта в культуре России конца XIX - начала XX века // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. №4. С. 44-50; Дабаева И.П. Духовный концерт в культуре современной России: традиции и новаторство // Проблемы музыкальной науки. 2013. №2 (13). С. 134-138.

2 Рахманова М. П. К истории духовных концертов в Москве // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2. Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программы / Сост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. -М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 639-716.

Левашев Е. М. Духовные концерты // История русской музыки. Т. 10Б. Концертная жизнь Санкт-Петербурга и Москвы / Науч. ред. Л. З. Корабельникова. - М.: Музыка, 2004. - С. 327-333.

ковное пение, регентское дело, методику преподавания школьного пения. К работе на курсах были привлечены такие авторитетные педагоги, как А.В. Преображенский, Н.М. Ковин, А.Л. Мас-лов, Д.И. Зарин, П.Г. Чесноков. Помимо лекционных занятий большое место в их программе занимали практические, на которых предварительно скрупулезно проанализированные духовные сочинения исполнялись хором курсистов. В процессе обучения организовывались духовные концерты. Кульминационным в их цепи был последний, завершающий курс, программа которого заранее тщательно продумывалась, и, как правило, была составлена либо по историческому принципу, либо с акцентом на наиболее интересных сочинениях композиторов новой московской школы - А.Д. Кастальского, А.Т. Гречанинова, П.Г. Чес-нокова, М.М. Ипполитова-Иванова, С.В. Смоленского, А.В. Никольского и др. Подобные концерты были образцовыми, как в отношении программ, так и хорового исполнительства. Дирижеры тщательно разучивали сочинения, обращая серьезное внимание на проблемы интерпретации канонического текста, что соответствовало особенностям концертной манеры исполнения. Слушатели, отправляясь после обучения в свои города и села, охотно поддерживали и развивали традицию проведения духовных концертов на местах, проводя в жизнь культурную политику организаторов московских курсов.

Значительный интерес представляют крупномасштабные хоровые мероприятия, составной частью которых являлись духовные концерты. Организация певческих праздников в России имеет свою историю. Они проводились в Юрьеве, Ревеле, Нарве, во Пскове, на Холмщине и др. городах и местностях. Существенный вклад в их распространение внесли эстонские празднества, первый из которых состоялся в 1869 году в городе Юрьеве в ознаменование 50-летия освобождения крестьян в Эст-ляндии. Со временем они приобрели серьезное культурное значение. Первоначально в них принимали участие местные коллективы, и исполняемая программа основывалась на народных песнях. Однако уже в начале XX века эстонские певческие празднества собирали исполнителей из самых отдаленных уголков России «<...> с берегов Волги, и Черного моря, и с Кавказа» [2, с. 207]. Интересно и то, что в это время помимо увеличения числа участников изменились и программы мероприятий.

Так, в хоровом празднике, состоявшемся 23-24 июня 1912 года в Нарве, выступили до 200 хоров и оркестров в составе 4000 человек. Аудиторию второго дня составили 15000 слушателей. К этому времени выработался определенный регламент праздника. Он начинался шествием, в заключение которого исполнялся народный гимн («Боже, Царя храни»). В нарвском празднике он был озвучен 2000-голосным хором и оркестром, включавшем 200 духовых инструментов. Программа концерта, проведенного в первый день, состояла из трех отделений: в первом выступили соединенные оркестры, во втором и третьем - хоровые коллективы с программой религиозного содержания (во втором соединенными хорами был исполнен <^апс^» Моцарта, а в третьем нарвскими хорами - духовные сочинения, среди которых лучшим номером было сочинение Лоренца «Бог нам убежище»). Во второй день выступили светские хоры, оркестры и, согласно традиции, праздник завершился пением народного гимна. Таким образом, регламент праздника включал два концерта: с преимущественно духовной тематикой в первый день и светской - во второй [3].

Если празднества в Нарве имели местный (эстонский) колорит, то событие, состоявшееся 14-15 мая 1911 года во Пскове явилось первым русским хоровым фестивалем, составной частью которого был духовный концерт. Несомненно, близость Пскова к прибалтийскому региону оказала влияние на структуру праздника: первый день был посвящен, преимущественно, выступлениям коллективов с сочинениями религиозной тематики, второй - светской. Именно это мероприятие может послужить образцом для проведения аналогичного в настоящее время.

Средства, необходимые для проведения народного певческого праздника, выделили город и земство. Устроителем стало Псковское Общество хорового пения, а инициаторами в осуществлении идеи его проведения - местные музыканты, регенты Тульчиев и Гривский. Они привлекли к участию около 70 сельских и городских хоров в составе 1400 человек. Из Петербурга были приглашены выдающиеся хоровые дирижеры: А.А. Архангельский, И.Я. Тернов, М.М. Иванов, М.А. Гольтисон, которые помогли выбрать репертуар концертов, устроили репетиции сводного хора и выступили в концертных программах. Праздник был широко рекламирован, слушатели приехали не только из Петербурга, но и из других городов.

В открытии принял участие местный губернатор, а на духовном концерте, состоявшемся в первый день, присутствовал Преосвященный Псковский Алексий. Он проходил под открытым небом: на огромном зеленом поле «Общества спорта» устроители соорудили крытую эстраду (раковину). Сочинения, отобранные для исполнения, хорошо характеризовали «<...> современное состояние и направление народно-певческого искусства в псковском крае» [4, с. 12]. В программу концерта были включены сочинения Бортнянского (Херувимская №7, концерт «Да воскреснет Бог»), Турчанинова (задостойник на Сретение Господне), Львова («Виждь твоя пребеззаконныя дела», а также песни 1, 4, 5, 9 из канона восьмого гласа), Смоленского («Кто Бог велий»), Чайковского («Святый Боже», «Приидите поклонимся»), Римского-Корсакова («Отче наш»), Львовского (Херувимская, «Блажен муж»), Архангельского (концерт «Господи услы-ши», «Воскрес из гроба», «Помощник и покровитель»), Никольского («Хвалите имя Господне), а также местных композиторов, инициаторов события - Гривского и Тульчиева. Критики отметили выдающееся исполнение произведений Архангельского под управлением автора, а также «чарующее впечатление» [5, с. 528], которое оставило пение хора под управлением Тернова (сочинения Смоленского и Бортнянского). Интерес у слушателей вызвало представление сочинений местных авторов - «Приидите поклонимся» (гармонизация греческого роспева) Гривского и «Свете тихий» Тульчиева. Хотя программа не отличалась новизной и оригинальностью, концерт был хорошо принят слушателями, видимо, благодаря высокому исполнительскому уровню и необычности его организации.

В тот же день вечером в театре Пушкинского Дома в рамках данного праздника состоялся конкурс между 10 коллективами, выступавшими ранее в составе сводного хора. Каждому участнику разрешалось исполнить не более двух сочинений (духовных или светских) по собственному выбору. Жюри, включавшее приглашенных дирижеров, присудило отличившимся хорам почетные отзывы, а также золотые и серебряные медали. В одной из рецензий на это мероприятие отмечалось: «Такого рода хоровое состязание перед публикой и мастерами - мощное средство развития хорового искусства» [5]. И, действительно, каждый участник конкурса и концертов прошел хорошую подготовку перед их проведением, а возможность услышать другие коллек-

Библиографический список

тивы, сравнить уровень исполнительства и позаимствовать лучшее стали ориентирами для совершенствования профессионального мастерства. Критики особо отметили местный эстонский хор и коллектив русских деревенских подростков и девочек под названием «Майский союз» из селения Чирского.

На следующий день состоялся светский концерт, в котором, преимущественно, звучали народные песни, а также сочинения композиторов Направника, Даргомыжского, Бородина, Гольти-сона, Яичкова. Он эффектно завершился хором из «Снегурочки» Чайковского (проводы Масленицы). В заключение по просьбе слушателей несколько раз был исполнен народный гимн. Дирижеры были отблагодарены мощными и долгими овациями.

Вечером этого же дня в Пушкинском Доме состоялся концерт петербургских артистов Картавиной, Гольтисона, Троицкого и др.

Всего в празднике приняли участие свыше 8 тысяч слушателей. Следует также отметить, что для сокращения расходов певчих и дирижеров организаторами были продуманы все детали их пребывания во Пскове: предоставлены бесплатные помещения для проживания, устроены дешевые столовые, а также заранее заключены договоры об удешевленном проезде по железным дорогам России (из близлежащих мест - бесплатный проезд, из отдаленных - в половину цены).

Заканчивая обзор данного мероприятия, критик делал заключение: «Идея больших певческих праздников имеет великое значение: объединение, выявление талантов» [5].

Первая мировая война, а затем и революция прервали замечательные начинания по устройству крупномасштабных праздников в России с включением духовных концертов.

Сегодня для успешного осуществления подобных празднеств должны быть представлены не только значительные программы, привлекающие слушателей, но и комфортные условия их проведения, включающие, в том числе, зрелищность, яркость, динамичность. В связи с дефицитом знаний и навыков в области церковно-певческой культуры, утратой подлинно русских исполнительских традиций необходима организация регентско-певческих курсов, руководимых авторитетными в данной области специалистами. В данном отношении можно воспользоваться опытом наших предшественников, накопленным на рубеже Х1Х-ХХ веков.

1. Б/и. Народно-певческое дело в Пермской губернии в 1910 г. // Хоровое и регентское дело. - 1912. - № 9.

2. Б/и. Певческий праздник в Нарве в 1913 году // Хоровое и регентское дело. - 1912. - № 11..

3. Б/и. Певческие празднества в Нарве // Хоровое и регентское дело. - 1912. - № 7-8.

4. Б/и. Народный певческий праздник в Пскове // Музыка и жизнь. - 1911. - № 1.

5. Рыбаков, С. Русский народный певческий праздник в г. Пскове // Русская музыкальная газета. - 1911. - № 24-25. Bibliography

1. B/i. Narodno-pevcheskoe delo v Permskoyj gubernii v 1910 g. // Khorovoe i regentskoe delo. - 1912. - № 9.

2. B/i. Pevcheskiyj prazdnik v Narve v 1913 godu // Khorovoe i regentskoe delo. - 1912. - № 11..

3. B/i. Pevcheskie prazdnestva v Narve // Khorovoe i regentskoe delo. - 1912. - № 7-8.

4. B/i. Narodnihyj pevcheskiyj prazdnik v Pskove // Muzihka i zhiznj. - 1911. - № 1.

5. Rihbakov, S. Russkiyj narodnihyj pevcheskiyj prazdnik v g. Pskove // Russkaya muzihkaljnaya gazeta. - 1911. - № 24-25.

Статья поступила в редакцию 07.07.14

УДК 7.01

An S.A., Kosterina M.G. THE SEMANTICS OF COLOR IN ART CREATIVITY. The article analyses the semantic values of color in arts and philosophy. The research considers a phenomenon of synesthesia as an essential characteristic of an artistic process. It reveals the expressive colors in the reflection of inner color basics in a work of arts.

Key words: color, harmony, art creativity, concept of spectrum, temperament of color number, synthesis of sound and color, symbolism of color, aesthetic perception.

С.А. Ан, д-р философ. наук, проф., зав. каф. философии и культурологии Алтайской гос. педагогической

академии, г. Барнаул, E-mail: fil@uni-altai.ru; М.Г. Костерина, канд. иск., доц. факультета искусств

Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: mari_kosterina@mail.ru

СЕМАНТИКА ЦВЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Статья посвящена анализу семантического значения цвета в искусстве и философии. Рассматривается явление синестетичности в качестве сущностного признака художественного процесса. Выявляется выразительность цвета как отражение внутренней основы колорита произведения искусства.

Ключевые слова: цвет, гармония, художественное творчество, концепция спектра, темперация цветового ряда, синтез звука и цвета, цветовая символика, эстетическое восприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.