Научная статья на тему 'Духовный концерт как компонент культурной жизни Российской провинции в конце XIX - начале XX века'

Духовный концерт как компонент культурной жизни Российской провинции в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
446
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ КОНЦЕРТЫ / КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ / ПЕВЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕВЧЕСКО-РЕГЕНТСКИЕ КУРСЫ / ГАСТРОЛИ ХОРОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ / SACRED MUSIC CONCERT / CULTURAL LIFE IN RUSSIAN PROVINCE / CHORAL SINGING EDUCATION / PRECENTORS AND CHORISTERS'' COURSES / TOURING ACTIVITY OF CHORAL GROUPS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дабаева Ирина Прокопьевна

Статья посвящена организации духовных концертов в провинциальных городах России в конце XIX начале XX века. Установлено, что при наличии общих тенденций в организации духовных концертов в провинции, в каждом регионе обнаруживаются свои отличительные черты, что связано с развитием местных традиций и наличием ярким, неординарных творческих личностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sacred Music Concert as a Component of Cultural Life of the Russian Province at the End of the 19th - the Beginning of the 20th Centuries

The article is devoted to the organization of sacred music concerts in provincial Russian cities at the close of the 19th the early years of the 20th centuries. It points to the fact that sacred music concerts as a kind of interpretative activity became firmly established in provincial cultural life later than in the capital Russian cities. A number of circumstances promoted this flourishing, such as rising the quality level of education at schools for choristers, creating and active functioning of precentors and choristers’ courses, spreading the touring activity of the best choral groups of the country and, as a result, the increase of professional skill of local church and secular choirs. The author concludes that in the presence of general tendencies in organizing sacred music concerts in province, their own particular features appeared in every region, which were connected, on the one hand, with the development of local traditions, on the other hand, with the presence of bright and extraordinary creative persons.

Текст научной работы на тему «Духовный концерт как компонент культурной жизни Российской провинции в конце XIX - начале XX века»

ВОПРОСЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

УДК 78.05

ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

И.П. Дабаева

Расцвет музыкальной культуры в России на рубеже XIX-XX вв. охватил все сферы исполнительской и композиторской деятельности. Обилие оперных постановок и концертов характеризовало музыкальную жизнь не только российских столиц, но и провинциальных городов. Это способствовало росту профессионального мастерства исполнителей, формированию вкуса слушателей.

Среди многообразия концертных форм выделяются духовные концерты, роль которых в развитии культуры России в этот период трудно переоценить. Благодаря им на концертную эстраду вышли тысячи профессиональных исполнителей и любителей пения, активно развивалось композиторское творчество, пополняя многими шедеврами сокровищницу русского хорового искусства, сформировалась новая слушательская аудитория, основу которой составляли рядовые жители городов и сельской местности. В соответствии с их запросами складывались определенные модели духовных концертов, активно обсуждались вопросы обновления репертуара хоров, составления концертных программ, совершенствовалось мастерство регентов и певчих.

Все эти проблемы актуальны и сегодня, в период возрождения духовной культуры и видов деятельности, сформировавшихся в ее рамках, в том числе, духовных концертов.

Проблемы организации духовных концертов в России не получили достойного осмысления в отечественном музыкознании. Можно отметить лишь некоторые источники,

Дабаева Ирина Прокопьевна - кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова, 344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 23, e-mail: dabaeva-music@mail. га, т. 8(863)2623614.

в которых эти вопросы затрагиваются. Среди них следует выделить статью М.П. Рахмановой [1], в которой автор рассматривает духовные концерты, организованные Синодальным хором - лучшим дореволюционным певческим коллективом России. Характеристикой его деятельности ограничены рамки исследования в интересующей нас области. Статья Е.М. Левашева составляет целый раздел одного из томов "Истории русской музыки". В ней автор рассматривает духовные концерты в контексте концертной жизни дореволюционной Москвы и Санкт-Петербурга [2]. В статье приводятся лишь некоторые данные относительно духовных концертов в провинции, однако они требуют значительной корректировки. Так, их число с 1895 по 1917 г., по мнению автора, составляет 172 концерта. Однако он уточняет: "Цифры по провинции приведены на основании сообщений только столичной прессы, учитывать в этой сводной таблице материалы периферийной печати оказалось невозможным ввиду их разрозненности и неполноты" [2, с. 328]. Очевидно, сегодня действительно трудно восстановить полную картину культурной жизни российских провинциальных городов, тем не менее, даже поверхностное изучение вопроса приводит к совершенно другим выводам. Указанные Е.М. Левашевым данные не соответствуют их количеству, не отражают ту значительную роль, которую они сыграли в подъеме дореволюционной городской и сельской культуры. Небольшой объем раздела "Духовные концерты" в фундаментальном двухтомном труде

Irina Dabaeva - Rostov State Conservatory named by S.V. Rachmaninoff, 23, Budjennovsky Avenue, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: dabaeva-music@mail.ru, tel. +7(863)2623614.

И.А. Гарднера "Богослужебное пение русской православной церкви" указывает на то, что автор лишь в самом общем плане затрагивает проблему организации данной формы хорового исполнительства [3]. Несомненный интерес в плане изучаемой проблематики могут представить региональные исследования. Среди них - монография Ю.Н. Вязьмина "Светская и духовная хоровая музыка Оренбурга второй половины XIX - начала XX века" [4]. В главе "Духовные концерты" представлена информация об интересующем нас вопросе, в том числе афиши духовных концертов. Помимо указанных источников, материалом для данной статьи послужили сведения из периодических печатных изданий конца XIX - начала XX вв., из которых выделим "Русскую музыкальную газету", журналы "Хоровое и регентское дело", "Музыкальный труженик", "Музыка и жизнь", а также региональные издания, такие как "Донская пчела", "Курская быль", "Оренбургский листок" и др.

Основная цель настоящей статьи заключена в выявлении роли духовных концертов в развитии музыкальной культуры провинциальных городов дореволюционной России. Для ее достижения решались следующие задачи: сравнение уровня культурной жизни в русских столичных и провинциальных городах, выявление состояния церковно-певческой культуры, осмысление становления духовных концертов как формы исполнительской деятельности церковных хоровых коллективов, формирования репертуара и концертных программ, специфики исполнительства в рамках церковных служб и духовных концертов, роли регентско-певческих курсов в подъеме хорового пения в регионах, специфики организации духовных концертов в различных провинциальных городах.

Становление духовных концертов в Санкт-Петербурге датируется началом XIX в., в Москве они впервые состоялись в 1840-е гг., а упоминания в местных газетах о духовных концертах в провинции относятся к концу 70-80-м гг. указанного столетия. Таким образом, в российской глубинке данная форма исполнительской деятельности возникла значительно позже, вобрав опыт, накопленный в столичных городах.

Духовным концертам был свойствен свой особый регламент. Исполнение песнопений на православные канонические тексты без инструментального сопровождения происходило

в залах, соответствующих их возвышенно-религиозному содержанию. Допускалась возможность звучания светских хоровых сочинений, ограниченных, однако, патриотической тематикой. Начало концертов, как правило, сопровождалось общей молитвой, заканчивались они исполнением народного гимна "Боже, Царя храни". Не допускались аплодисменты, о чем сообщалось на афишах предстоящих мероприятий.

В организации духовных концертов в провинциальных городах можно обнаружить много общего, что, естественно, связано с уровнем развития культуры в стране, состоянием церковно-певческого дела, укладом жизни, менталитетом русского народа. Вместе с тем в каждом регионе можно выделить и специфические черты, складывающиеся под воздействием местных традиций, с одной стороны, и деятельностью ярких, неординарных личностей - с другой.

Если в конце 70 - начале 80 г. XIX в. в провинциальной прессе можно найти лишь редкие упоминания о проведении духовных концертов, то, начиная с 1890-х гг., обнаруживается их неуклонный рост, приведший на рубеже столетий к тому, что они стали одной из самых востребованных и любимых форм музыкальной деятельности в России. Этому способствовали многие обстоятельства.

Потребность в концертах подобного рода особенно остро ощущалась в дни постов, когда верующему человеку необходима была пища духовная. Во время Великого поста тысячи профессиональных певчих церковных коллективов и любителей пения выходили на концертную эстраду, демонстрируя свое искусство хорового исполнительства. И, действительно, если в конце XIX в. в прессе постоянно звучали упреки в адрес регентов, отмечалась их некомпетентность и необразованность, неумение работать с хором, ограниченность репертуара, то с начала XX столетия эта ситуация неуклонно исправлялась.

Существенное значение в изменении положения имел новый поворот в подходе к певческому и регентскому образованию. В этом отношении можно выделить два направления: воспитание любителей хорового пения, с одной стороны, и профессионалов - церковных певчих и регентов, с другой. Школьные, училищные, семинарские программы включали обучение пению. В учебных заведениях существовали хоры, которые регулярно выступали, объединялись для совместного исполнения

хоровых сочинений, принимали участие в концертной жизни города. Значительную долю концертного репертуара составляли произведения духовной тематики.

Большую роль в росте уровня хорового исполнительства сыграло устройство разного рода курсов: учительско-певческих, регентских. Началу их повсеместной организации предшествовала бурная дискуссия в печати о состоянии церковно-певческого дела в России. Как правило, они проводились в летнее время. Их содержание всецело зависело от уровня образования и компетентности организаторов, в качестве которых чаще всего выступали музыканты, получившие профессиональное консерваторское образование или аттестат регента в Придворной Певческой капелле. По сложившейся традиции занятия заканчивались проведением духовных концертов, в которых принимали участие все курсисты.

Во многие регионы страны с целью повышения певческого мастерства местных хоров приглашались выпускники Синодального училища церковного пения, славившегося высочайшим уровнем регентско-певческого образования. Среди них - А.В. Никольский, принявший участие в организации 18 курсов в различных городах России: Пензе (1898-1899, 1902), Камышине Пензенской губернии (1900), Саратове (1903), Наровчате (1904-1907), Вятке (1916-1917), Ржеве (1918). Он сыграл значительную роль в проведении московских летних регентско-певческих курсов.

Помимо продолжительных многодневных занятий существовала практика приглашения ведущих специалистов в области цер-ковно-певческого дела для проведения краткосрочных лекций и уроков. Так, в 1914 г. лучший регент России П.Г. Чесноков провел в Нижнем Новгороде пять занятий, результатом которых стал прекрасно организованный концерт четырех соединенных хоров в зале Общественного Собрания. В корреспонденци-ях, посвященных этому концерту, отмечалось, что программа была исполнена блестяще, и многочисленные слушатели по окончании устроили овации. После концерта состоялась дружеская беседа П.Г. Чеснокова с местными регентами и певчими, смысл которой сводился к утверждению необходимости серьезного обучения избранному делу.

13 декабря 1913 г. композитор и музыкальный критик, выдающийся просветитель и общественный деятель А.В. Никольский

провел в Пензе духовный концерт соединенного хора в количестве 100 человек. На следующий день состоялась его лекция-концерт "Старое и новое в русском церковном пении".

Необходимо отметить, что цель подобных занятий в рамках курсов, лекций, отдельных практических уроков заключалась также и в обогащении репертуара церковных хоров современными сочинениями духовных композиторов. Так, в указанном концерте в Пензе прозвучала Литургия А.В. Никольского под управлением автора. П.Г. Чесноков и А.А. Архангельский в программы выездных концертов соединенных хоров часто включали свои сочинения.

В отношении составления программ духовных концертов в провинциальных городах России можно отметить определенную динамику. Если в конце XIX в. их основой являлись сочинения отечественных и зарубежных композиторов XVIII в., находившихся под итальянским влиянием, то в начале XX столетия значительная доля исполняемых песнопений была представлена произведениями композиторов-современников, а уже в 1910-е годы "исторический хлам" (образное выражение музыкального критика И.В. Липаева [5]) редко появлялся в афишах подобных мероприятий. Сравнение программ духовных концертов, организованных в Казани в 1894 и в 1913 г. убедительно подтверждает данное положение. Так, в концерте архиерейского хора, усиленного голосами певчих других казанских церквей, состоявшемся 6 апреля 1894 г. в зале Дворянского Собрания (композиторов конца XVIII - начала XIX в.), прозвучали сочинения Д.С.Бортнянского, А.Л. Веделя, С.А. Дегтярева, П.И. Турчанинова, П.М. Воротникова. В духовном же концерте казанского хора Богоявленской церкви под управлением известного в Поволжье регента И.С. Морева, прошедшем в 1913 г., в программе среди имен композиторов исполнявшихся сочинений значились уже современники - представители московской школы А.Д. Кастальский, А.Т. Гречанинов, А.А. Архангельский, Н.Н. Толстяков, П.Г. Чесноков, А.В. Никольский, К.Н. Шведов, представитель санкт-петербургской школы. И лишь в заключение концерта прозвучали сочинения Турчанинова и Бортнянского. Произведения новейших композиторов отличались значительной сложностью и требовали для их исполнения профессиональной подготовки певчих и регентов.

Существенную роль в изменении репертуарной политики сыграли так называемые исторические концерты. Их начало положили в конце XIX в. С.В. Смоленский в Москве и А.А. Архангельский в Санкт-Петербурге [6]. С этого времени критики в различных регионах страны призывали исполнителей к необходимости воплощения в концертных программах идеи становления русской хоровой школы. Так, 28 января 1898 г. в Вятке состоялся исторический духовный концерт, на котором выступил хор артиллерийских певчих (с участием любителей) под управлением регента Н.С. Любимова. В заранее объявленной программе сообщалось, что концерт будет посвящен историческому развитию партесного пения в России. Перед началом концерта неким А.Н. Красовским был прочитан прекрасно составленный (согласно отзыву рецензента) краткий очерк. Концерт состоял из двух частей: первая была посвящена началу русского партесного пения, периоду увлечения итальянской школой (прозвучали сочинения Галуппи, Сарти, Сапиенцы, Дегтярева. Есаулова, Веделя, иеромонаха Виктора), вторая - постепенному стремлению отечественных авторов к самобытности и разработке древнейших русских напевов (были исполнены песнопениях Ломакина, Львова, Турчанинова, Арнольда, Д.С. Бортнянского, Львовского). После концерта на страницах печати разгорелся спор, является ли творчество Бортнянского самобытным русским? В качестве вывода прозвучало утверждение: не так легко устроить хороший духовный концерт, тем более, с историческим содержанием, не всегда это удавалось сделать даже А.А. Архангельскому. Однако выражалось одобрение по поводу дальнейшего совершенствования именно этой формы духовного концерта [7]. В дальнейшем в рамках духовных концертов диапазон исторических программ расширялся от Бортнянского до представителей новой московской школы: Кастальского, Никольского, Чеснокова, Толстякова.

Исторические концерты с подробными комментариями в устной или письменной форме (в виде программки или очерка) знакомили слушателей с развитием отечественной музыкальной культуры, развивали художественный вкус, приобщали к лучшим образцам церков-но-певческого искусства, наводили на мысль

о выборе и предпочтении подлинно русского пути, заключенного в сочинениях композиторов-современников. Именно последние из них критиками признавались как необходимые в пополнении и изменении концертных программ. Репертуар хоров не только губернских и уездных центров, но и сельских местностей демонстрировал претворение в жизнь этого выбора.

Большую роль в распространении духовных концертов сыграли создаваемые в различных уголках России певческие общества: Общество вспоможения музыкальному и певческому труду в Ростове-на-Дону, Общество хорового церковного и светского пения в Коломне, Общество любителей православного церковного пения в Тифлисе, Пензенское церковно-певческое благотворительное общество и многие другие, состоявшие в основном из музыкантов-любителей. При них открывались певческие классы, организовывались хоровые коллективы, силами которых регулярно устраивались благотворительные духовные концерты.

В отчете Пермского певческого общества за 1910 г. отмечалось, что в губернии к тому времени существовало 188 хоров: восемь городских; один - на прииске; один -на железнодорожной станции; пять деревенских и 173 сельских. Все хоры смешанные, во многих принимали участие взрослые девицы и замужние женщины. За отчетный год 93 хора устраивали певческие собрания или пели при народных чтениях, за что получали денежное вознаграждение от 10 до 65 руб. каждый. Интересно отметить, что размер пособий определялся не только по числу собраний, но и их программам: хоры, исполнявшие новые сложные сочинения, получали большее пособие по сравнению с теми, кто в концертах повторял песнопения, употребляемые за богослужением. Это стало мощным стимулом для обновления репертуара и разучивания произведений современных композиторов. Кроме того, в губернии регулярно проводились летние курсы певческой грамоты, основанные в 1891 г. К отчетному году на них прошли обучение 2 129 чел. Продолжительность курсов составляла один месяц и три дня. Пению и нотной грамоте в их программе отводилось 215 часов, обучению игре на фисгармонии и скрипке - 52. В круг изучаемых вопросов

в рамках предмета "нотная грамота" входили сведения по элементарной теории музыки, гармонии, методике обучения церковному и светскому пению. Помимо данных курсов в Перми существовали бесплатная школа хорового пения и бесплатный народно-певческий класс. Музыкально-педагогическая и нотная библиотека снабжала хоры музыкальными инструментами и хоровыми изданиями. В 1910 г. воспользовались этими услугами 1 383 человека. Во главе пермского народно-певческого дела стоял "образцовый руководитель по устройству народных хоров" А.Д. Город-цов. Статистика организации духовных концертов в Перми показывает, что их количество после революционных событий 1905 г. сократилось. Рецензент нашел этому следующее объяснение: "<...> разрешение на устройство певческих собраний сопряжено теперь, сравнительно с временами до 1905 года, с большими хлопотами и не всегда своевременно получается, а регенты хоров "не осмеливаются беспокоить начальство" просьбами о разрешении певческих собраний" [8].

Лучшими в провинциальных городах были хоры правящих архиереев. Именно эти коллективы постоянно устраивали в дни постов духовные концерты, являя для остальных церковных хоров образец исполнительского мастерства. Критики отмечали удачный подбор голосов, оптимальный выбор программ, искусство регентов. Архиерейские хоры выступали не только в губернских центрах, но и в уездных городах, тем самым пропагандируя традицию проведения духовных концертов.

Нередко в концертах объединялись несколько коллективов. Так, в концерте 25 марта 1899 г. в Новгороде выступили три хора: архиерейский, семинарский и любительский в количестве 75 человек. Такой мощный состав для города представлял редкость, поэтому все места слушатели разбирали заранее.

Духовные концерты с участием соединенных хоров часто проводили городские певческие общества. В декабрьском концерте 1908 г., организованном Пензенским церков-но-певческим благотворительным обществом, под управлением талантливого местного регента А.В. Касторского выступил соединенный хор в составе 150 чел. Концерт имел большой успех у слушателей. Критики отмечали

выдающийся успех концертов соединенных хоров, проводимых А.А. Архангельским, как в Санкт-Петербурге, так и в провинциальных городах. 14 марта 1906 г. состоялся первый духовный концерт, организованный только что открывшимся Певческим обществом г. Саратова. Специально для празднования этого события был приглашен А.А. Архангельский, который руководил соединенным хором Общества, состоящим из 376 певчих. В рецензии на это событие отмечалось, что успех был необычайным, ничего подобного город ранее не видел. Слушатели приехали из уездных городов и селений, не только громадный зал музыкального училища, где проходил концерт, но и фойе были переполнены [9].

В значительной степени росту хоровой культуры провинциальных городов способствовали гастроли ведущих коллективов страны. Среди них, прежде всего, необходимо назвать Капеллу А.А. Архангельского и два московских хора - Синодальный и Чудовского монастыря, которые демонстрировали высочайший уровень исполнительского мастерства. Попасть на эти концерты удавалось не всем желающим. Так, в рецензии на концерт хора Чудовского монастыря, состоявшийся в Курске, отмечалось: "Ни один концерт последних лет не собирал такого громадного количества публики <...> Громадный зал Дворянского собрания был буквально переполнен; входные места и хоры были наполнены такими густыми массами, что в антракте не было возможности пройти, а протиснуться к стульям и креслам было довольно затруднительно" [10]. Духовные концерты столичных коллективов становились для местных хоров ориентиром в решении вопросов исполнительского мастерства.

Участие церковных хоров в духовных концертах выдвинуло серьезную проблему, связанную с оценкой качества исполнения сочинений на канонические тексты. В начале XX в. в прессе развернулась дискуссия о церковности исполнительского стиля. Действительно, пение в храме должно создавать особую благоговейную атмосферу, способствующую верующим совершать молитвы. Концертное исполнительство ставило перед регентом и певчими иные задачи: тщательную работу над интонацией, ритмом, нюансировкой, тембровой, согласованностью голосов,

четкости произношения слов, а кроме того, выдвигало такие проблемы, как интерпретация текста, претворение замысла композитора, выбор произведения, составление программы. Но вместе с тем оно должно было отличаться от светского исполнительства особой религиозной проникновенностью. В связи с этим в прессе нередко указывалось на то, что пение того или иного сочинения вызывало у слушателей эмоциональный отклик, душевный порыв, слезы.

В рецензиях на первые концерты отмечался невысокий исполнительский уровень певчих, "промахи" регентов в составлении программ и преподнесении песнопений. Вместе с тем подчеркивалось, что ввиду новизны самого явления не следует подходить к духовным концертам с завышенными критическими оценками. Так, в отзыве на духовный концерт, состоявшийся 18 марта 1904 г. в Перми, автор заметки высказывался: «"Пермские ведомости" в № 64, помещая отзыв о концерте, критиковали большие и малые терции, форте и пиано и прочее, вместо того, чтобы поддержать дело, вполне заслуживающее это», и далее, акцентируя мысль, что в концерте выступил с выдающейся программой один из лучших хоров Перми, и его цель была благотворительной (сбор поступил в пользу Красного Креста и на усиление флота), критик заключил: "Спрашивается теперь, - будет ли теперь охоты у другого, более слабого, хора выступать с концертом после этой критики?" [11]. Неизменно высокие оценки заслуживали лучшие хоровые коллективы страны и их выдающиеся регенты.

Серьезному обсуждению подвергалось еще одно новаторское начинание - участие в концертах сводных хоров, включающих большое количество певчих. В рецензии на концерт, состоявшийся в Киеве 25 марта 1899 г. с участием сводного хора в составе 100 человек (Софийский кафедральный и Архиерейский Михайловский хоры, усиленные любителями хорового пения), отмечались недостатки: массивность хора привела к рассогласованности голосов и партий, неудачно были поставлены солисты, пение не отличалось чистотой интонации, не чувствовалось меры в форте, фортиссимо, пиано, пианиссимо, дирижер не проник в душу произведения (указывалось сочинение Архангельского "Внуши, Боже, молитву мою"), грубой ошибкой было "передавание тона" в середине сочинений, нарушающее целостность музыкального произведения, что привело

к "разорванности" впечатления. В заключение автор сделал вывод: «Этот концерт - своего рода апофеоз той самоуверенной небрежности и "лихости", которыми так блещут многие киевские хоры, дерзающие именовать себя церковными» [12, с. 654].

При несомненном наличии общих тенденций в становлении и развитии концертного исполнительства церковных коллективов в России в различных регионах наблюдались и черты своеобразия, связанные с местными традициями, а также с деятельностью выдающихся личностей. Выделим лишь некоторые наиболее интересные явления. Так, дореволюционный Ростов-на-Дону в силу исторических и некоторых географических обстоятельств был представлен мультинацио-нальным и многоконфессиональным составом населения. Это отразилось и на самобытности хоровой культуры, вобравшей в себя особенности национальных традиций проживавших в данном регионе народов, а также в неординарных программах духовных концертов. Один из них, состоявшийся в 1908 г., имел определенную цель и соответствующий ей состав исполнителей, что отмечалось рецензентом: "В целях ознакомления широких слоев публики с духовной музыкой всех религий, с духовными песнопениями различных народностей в концерте примут участие духовные хоры: православного, римско-католического, лютеранского, армяно-григорианского, еврейского вероисповеданий. Духовное начальство отнеслось к этой идее очень сочувственно. Концерт будет проходить при участии струнного оркестра" [13]. Такая форма проведения духовного концерта, несомненно, отличалась оригинальностью и была специфична именно для данного региона.

В истории остались имена талантливых музыкальных деятелей, организаторов интересных начинаний в области хорового дела, выдающихся руководителей церковных коллективов, прославивших города и губернии, где осуществлялись их творческие планы.

Например, в Киеве это был Я.С. Кали-шевский, более 30 лет возглавлявший хор Кафедрального Софийского Собора. На Юге России его называли королем регентов. В 1874 г. он стал организатором первого в Киеве духовного концерта. Пение руководимого им хора отличалось прекрасным ансамблем, стройностью, звучностью, выразительностью, чистотой интонирования, замечательной фразировкой.

Его ценили как организатора соединенных хоров, в звучании которых отмечалось редко достигаемое в коллективах подобного рода единство в слиянии голосов.

В Пензе несомненным лидером был А.В. Касторский - председатель Церков-но-певческого благотворительного общества, талантливый дирижер, умелый руководитель соединенных хоров. В Перми - А.Д. Город-цов, создатель и председатель Пермского певческого общества. В Новгороде - регент архиерейского хора А.М. Покровский.

Не перечисляя имен других деятелей, отметим, что благодаря их трудам в российских провинциях активно развивалось хоровое искусство, поднималась планка образовательного уровня огромного отряда певчих и регентов, проводились многочисленные мероприятия, способствовавшие формированию и развитию слушательской аудитороии. В этом процессе огромную роль сыграли духовные концерты, ставшие значительной составной частью культурной жизни российских регионов в конце XIX - начале XX века.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рахманова М.П. К истории духовных концертов в Москве // Русская духовная музыка в материалах и документах. В 5 т. Т. 2. Кн. 2. Синодальный хор и училище церковного пения. Концерты. Периодика. Программы. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 693-716.

2. Левашев Е.М. Духовные концерты // История русской музыки. Т. 10Б. М.: Музыка, 2004. С. 327-333.

3. Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви: В 2 т. Т. 2. N.Y.: Jordanville, 1982. С. 547-551.

4. Вязьмин Ю.Н. Духовные концерты // Светская и духовная хоровая музыка Оренбурга второй половины XIX - начала XX века. Оренбург: Оренбургский гос. университет, 2003. С. 165-188.

5. Липаев И.В. Из Москвы // Русская музыкальная газета. 1900. № 14. С. 421-424.

6. См. подробно: Дабаева И.П. Духовный концерт в деятельности и музыкальном творчестве А.А. Архангельского (1846-1924) // Научная мысль Кавказа. 2012. № 1. С. 153-157.

7. Любитель пения. Музыка в провинции. Вятка // Русская музыкальная газета. 1898. № 3. С. 317.

8. Б/и. Народно-певческое дело в Пермской губернии в 1910 году // Хоровое и регентское дело. 1912. № 9. С. 171.

9. Б/и. Хроника. Саратов // Русская музыкальная газета. 1906. № 13. С. 341.

10. Православный. Концерт митрополичьего хора // Курская быль. 1914. 6.03. № 53. С. 3-4.

11. Ф. Е. Церковно-певческое дело. Концерты. Пермь // Русская музыкальная газета. 1904. № 16. С. 435.

12. Суслов А. Еще несколько слов о духовном пении в Киеве // Русская музыкальная газета. 1899. № 25-26. С. 653-655.

13. Б/и. Вести отовсюду // Музыкальный труженик. 1908. № 1. С. 10.

REFERENCES

1. Rakhmanova M.P. K istorii dukhovnykh kontsertov v Moskve. V knige: Russkaya dukhovnaya muzyka v materialakh i dokumentakh [The history of religious concerts in Moscow. In: Russian sacred music in materials and documents]. In 5 vols., vol. II, book 2. Synodal choir and the school of Church singing. The concerts. Periodick. Program. Moscow, Languages of Slavic culture, 2004. pp. 693-716.

2. Levashev E.M. Dukhovnye kontserty. V knige: Istoriya russkoy muzyki [Spiritual concerts. In: The history of the Russian music]. Vol. 10B. Moscow, Music, 2004. pp. 327-333.

3. Gardner I. A. Dukhovnye kontserty. V knige: Bogosluzhebnoe penie russkoy pravoslavnoy tserkvi [Spiritual concerts. In: The Liturgical singing of the Russian Orthodox Church]. In 2 vols., vol. 2. New York, Jordanville, 1982. pp. 547-551.

4. Vyaz'min Yu.N. Dukhovnye kontserty. V knige: Svetskaya i dukhovnaya khorovaya muzyka Orenburga vtoroy poloviny 19 - nachala 20 veka [Spiritual concerts. In: Secular and spiritual choral music of Orenburg in the second half of 19th - beginning of 20th century]. Orenburg, Orenburg State Univ., 2003. pp. 165-188.

5. Lipaev I.V. Russkaya muzykal'naya gazeta, 1900, no 14, pp 421-424.

6. Dabaeva I.P. Nauchnaya mysl' Kavkaza, 2012, no 1, pp. 153-157.

7. Lyubitel' peniya. Muzyka v provintsii. Vyatka [Amateur singing. Music in the province. Vyatka]. Russkaya muzykal'naya gazeta, 1898, no 3, p. 317.

8. Narodno-pevcheskoe delo v Permskoy gubernii v 1910 godu [Folk-singing thing in the Perm province in 1910]. Khorovoe i regentskoe delo, 1912, № 9, p. 171.

9. Khronika. Saratov [The chronicle. Saratov]. Russkaya muzykal'naya gazeta, 1906, no 13, p. 341.

10. Pravoslavnyy. Kontsert mitropolich'ego khora [The Orthodox. The Metropolitan concert choir]. Kurskaya byl', 1914, no 53, pp. 3-4.

11. F.E. Tserkovno-pevcheskoe delo. Kontserty. Perm' [Church music business. The concerts. Perm]. Russkaya muzykal'naya gazeta, 1904, no 16, p. 435.

12. Suslov A. Russkaya muzykal'naya gazeta, 1899, no 25-26, pp. 653-655.

13. Vesti otovsyudu [News from everywhere]. Muzykal'nyy truzhenik, 1908, no 1, p. 10.

19 августа 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.