Научная статья на тему 'ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ РУССКОГО (РОССИЙСКОГО) НАРОДА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ (ИДЕОЛОГИЯ) УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ДИАЛЕКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО (КОНКРЕТНОГО) И ЛИБЕРАЛЬНОГО (АБСТРАКТНОГО)'

ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ РУССКОГО (РОССИЙСКОГО) НАРОДА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ (ИДЕОЛОГИЯ) УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ДИАЛЕКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО (КОНКРЕТНОГО) И ЛИБЕРАЛЬНОГО (АБСТРАКТНОГО) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВО / ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ / ДИАЛЕКТИКА / ЛИЧНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / СМЫСЛ / ЦЕЛЬ / МОТИВАЦИЯ / ЖИЗНЬ / ИДЕОЛОГИЯ / ЛИБЕРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агутин Александр Васильевич

Статья посвящена осмыслению диалектики духовных скреп российского народа и либеральной идеологии (стратегии) уголовного судопроизводства. Обоснована идея о том, что за воплощение либеральной идеологии в уголовно-процессуальной деятельности приводит к утрате ее смысла и обезличиванию отечественного уголовного судопроизводства. Установлено, что духовные скрепы русского (российского) народа формируют творческую уголовно-процессуальную деятельность, тем самым обеспечивая ей действенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL BONDS OF THE RUSSIAN (RUSSIAN) PEOPLE AND THE LIBERAL STRATEGY (IDEOLOGY) OF CRIMINAL JUSTICE: DIALECTICS OF SPIRITUAL AND MORAL (CONCRETE) AND LIBERAL (ABSTRACT)

The article is devoted to understanding the dialectics of the spiritual bonds of the Russian people and the liberal ideology (strategy) of criminal proceedings. The idea that the embodiment of liberal ideology in criminal procedure leads to the loss of its meaning and depersonalization of domestic criminal justice has been substantiated. The paper establishes that the spiritual bonds of the Russian (Russian) people form creative criminal procedural activity, thereby ensuring its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ РУССКОГО (РОССИЙСКОГО) НАРОДА И ЛИБЕРАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ (ИДЕОЛОГИЯ) УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ДИАЛЕКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО (КОНКРЕТНОГО) И ЛИБЕРАЛЬНОГО (АБСТРАКТНОГО)»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-13-19 NIION: 2007-0083-2/23-247 MOSURED: 77/27-005-2023-02-447

Духовные скрепы русского (российского) народа и либеральная стратегия (идеология) уголовного судопроизводства: диалектика духовно-нравственного (конкретного) и либерального (абстрактного)

Александр Васильевич Агутин

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского,

Нижний Новгород, Россия, аgutin.av@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена осмыслению диалектики духовных скреп российского народа и либеральной идеологии (стратегии) уголовного судопроизводства. Обоснована идея о том, что за воплощение либеральной идеологии в уголовно-процессуальной деятельности приводит к утрате ее смысла и обезличиванию отечественного уголовного судопроизводства. Установлено, что духовные скрепы русского (российского) народа формируют творческую уголовно-процессуальную деятельность, тем самым обеспечивая ей действенность.

Ключевые слова: Отечество, духовные скрепы, диалектика, личность, стратегия, смысл, цель, мотивация, жизнь, идеология, либерализм

Для цитирования: Агутин А. В. Духовные скрепы русского (российского) народа и либеральная стратегия (идеологии) уголовного судопроизводства: диалектика духовно-нравственного (конкретного) и либерального (абстрактного) // Криминологический журнал. 2023. № 2. С. 13-19. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-13-19.

Original article

Spiritual Bonds of the Russian (Russian) People and the Liberal Strategy (ideology) of Criminal Justice: Dialectics of Spiritual and Moral (concrete) and Liberal (abstract)

Alexander V. Agutin

National Research Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhny Novgorod, Russia, аgutin.av@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to understanding the dialectics of the spiritual bonds of the Russian people and the liberal ideology (strategy) of criminal proceedings. The idea that the embodiment of liberal ideology in criminal procedure leads to the loss of its meaning and depersonalization of domestic criminal justice has been substantiated. The paper establishes that the spiritual bonds of the Russian (Russian) people form creative criminal procedural activity, thereby ensuring its effectiveness.

Keywords: Fatherland, spiritual bonds, dialectic, personality, strategy, meaning, purpose, motivation, life, ideology, liberalism

For citation: Agutin A. V. Spiritual Bonds of the Russian (Russian) People and the Liberal Strategy (ideology) of Criminal Justice: Dialectics of Spiritual and Moral (concrete) and Liberal (abstract). Criminological journal. 2023. (2):13-19. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-13-19.

В представляемой статье мы предлагаем обсудить проблему духовных скреп российского народа в формирование ценностно-смысловых (духовно-нравственных) основ уголовно-процессуальной деятельности и линейному, и нелинейному отрицанию ими

© Агутин А. В., 2023

либеральной стратегии (идеологии) уголовного судопроизводства. Происходит отрицание именно той либеральной идеологии, которая нашла свое воплощение в УПК РФ. Пока такое отрицание незаметно. В основном оно происходит на уровне духовного и боже-

ственного мира. Ключевая (системообразующая) роль в данном отрицании принадлежит духовным скрепам российского народа.

Духовные скрепы нашего народа обуславливают духовно-нравственные основы уголовно-процессуальной деятельности. Без них она невозможна. Тогда же, когда в силу различных обстоятельств уголовно-процессуальная деятельность начинает осуществляться без духовно-нравственной основы, она превращается в бессмысленную, немотивированную и бесцельную имитационную деятельность (процесс). Своим назначением эта деятельность будет иметь манипуляцию общественным и индивидуальным сознаниями нашей общности. Подобная манипуляция есть зло, которое влечет за собой обезличивание отечественного уголовного судопроизводства (уголовного процесса).

Для обезличенного уголовного процесса личность как таковая оказывается неведомой землей. Неведомость для отечественного уголовного судопроизводства личности является верным показателем утраты им внутреннего (духовного и божественного) мира, а также свертывания дальновидности (целостной стратегии мышления) и живого (творческого) начала. О правоте сказанного, говорят проведенные нами исследования [2, с. 3-5], а также исследования других авторов [3, с. 146-171].

Осмысление их результатов в контексте настоящих размышлений дают нам основание сказать: «Уголовно-процессуальная доктрина, воплощенная в УПК РФ, разработана без учета внутреннего мира как должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, так и всех других участников уголовного процесса. Вследствие чего, при своем воплощении в реалии уголовного судопроизводства, оказалось, что она порождает безликую, близорукую (недальновидную) и безразличную (равнодушную) уголовно-процессуальную деятельность. К тому же, уголовно-процессуальная доктрина, воплощенная в УПК РФ, оказалась враждебно настроенной ко всему тому, что обозначается словом «жизнь».

Пороки уголовно-процессуальной доктрины, воплощенной в УПК РФ, как в отдельности, так и в своей совокупности формирует порочный круг жизни отечественного уголовного судопроизводства, а само оно уподобляется земному аду, истоки (языки пламени) которого вырываются из самой преисподней. В уголовно-процессуальной науке же такое проявление ада на русской земле усилиями либеральной пропаганды выдается в качестве панацеи от всех ее бед. Выход из сложившейся ситуации мы ведем в возращении отечественного уголовного судопроизводства в «родную гавань». Он должен выбрать апробированный тысячелетней историей нашего народа ценностно-смысловой образ своего функционирования. Отечественное уголовное судопроизводство должно встать на путь правды, определяемый духовными скрепами российского народа.

Духовные скрепы российского народа обусловлены духовно-историческими корнями нашей право-

славно-мусульманской цивилизации, и имеют потенциал для раскрытия лучших начал духа жизни нашего народа. Не является исключением из нее та ее часть, которая имеет отношение к формированию ценностно-смысловых основ отечественного уголовного судопроизводства. В духовно-историческом аспекте лучшие начала духа жизни нашего народа были раскрыты во времена Сергия Радонежского, а также в советский период истории нашего государства (до 1953 г.). Эти лучшие начала жизни русского (советского) народа проявлялись в основных формах его самосознания (вере, традициях и обычаях). Из поколения в поколение наш народ хранит эти драгоценные духовные знания (знания духовного и божественного мира) о своей жизни. Системное их проявление есть духовные скрепы российского народа. Они является концептом для формирования духовно-нравственных (ценностно-смысловых) основ отечественного уголовного судопроизводства.

Наше уголовное судопроизводство должно иметь духовно-нравственную (ценностно-смысловую) основу, а концептуально обуславливаться духовным и божественным миром. С легкой руки президента РФ В. В. Путин духовный и божественный мир нашего народа получил наименование «духовных скрепы российского народа». В частности, В. В. Путин отметил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [8]. Осмысливая эти слова нашего президента в контексте отечественного уголовного судопроизводства нетрудно заключить: в историческом аспекте дефицит духовных скреп в виде милосердия сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи ведет к ослаблению (утрате действенности) уголовно-процессуальной деятельности.

Президент России В. В. Путин также акцентировал внимание Федерального Собрания Российской Федерации на том, что в начале XXI в. Россия столкнулась «с настоящим демографическим и ценностным кризисом. А если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» [8]. Осмысливая слова президента России В. В. Путина, можем смело заявить: российское уголовное судопроизводство, как отрасль государственной деятельности, также столкнулась с ценностным кризисом. Следовательно, та совокупность либеральных «ценностей», которая линейно и нелинейно проведена в УПК РФ, ведет отечественное уголовное судопроизводство к кризису.

Спасение российского (-ой) общества (общности) в области уголовного судопроизводства состоит в восполнении дефицита духовных скреп, а именно, милосердия, сочувствия, сострадания, поддержки и взаимопомощи. В противной ситуации, уголовное

LAW SCIENCES

мю

судопроизводство будет неспособно своим потенциалом, с одной стороны, воспроизводить себя, а с другой — сберегать (оберегать) российскую общность. Оно само по себе разрушится (развалится) без всякого усилия внешних врагов. Для наших оппонентов должно быть понятно: с суждениями президента России В. В. Путина относительно места и роли духовных скреп в укреплении нашей государственности мы не только согласны, но и солидарны.

Несмотря на более тысячелетнею апробацию духовных скреп в деле сбережения и воспроизводства нашего народа, проблема духовных скреп российского народа в формирование ценностно-смысловых основ уголовно-процессуальной деятельности является новой и необычной для науки уголовного судопроизводства. До недавнего времени в ней она вообще не обсуждалась. Однако, в ситуации, когда российская государственность целеустремленна на свое преобразование в соответствии с духовными основами жизни нашего народа, проблема духовных скреп в формирование ценностно-смысловых основ уголовно-процессуальной деятельности, должна стать центральной проблемой науки уголовного судопроизводства.

В противовес либеральной идеологии (концепции) духовные скрепы российского народа своим потенциалом способны выстроить системную ценностно-смысловую государственную концепцию (идеологию) отечественного уголовного судопроизводства. Ее опорой [5, с. 123-131] будут миропонимание, мировосприятие и миропонимание подавляющего большинства нашего народа. Именно того большинства нашего народонаселения, которому является чужд бездуховный либерализм.

Опора государственной ценностно-смысловой идеологии отечественного уголовного судопроизводства на миропонимание, мировосприятие и миропонимание подавляющего большинства российского народа с неизбежностью приведет к росту уровня его доверия к своему государству в лице органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам. Такую боеспособность государственной ценностно-смысловой идеологии отечественного уголовного судопроизводства мы обосновываем нижеследующими суждениями.

Духовные скрепы российского народа есть фундаментальная основа жизни отечественного уголовного судопроизводства, а, следовательно, его действенности. Они также есть живая (духовная) энергия уголовно-процессуальной деятельности. Без духовных скреп российского народа уголовно-процессуальная деятельность утрачивает свою жизненную (духовную) силу. Она разрушается и преобразуется в формализованную имитационную деятельность.

Своим безжизненным потенциалом имитационная уголовно-процессуальная деятельность будет омертвлять общественное (коллективное (соборное)) сознание должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. По этому поводу, В.

Н. Григорьев, со свойственным его перу изяществом, пишет: «Современные деятели юстиции, сформировавшиеся уже на базе современного уголовно-процессуального законодательства и понятия не имеющие о страхе быть уличенным в «обвинительном уклоне», добросовестно отрабатывают либеральные несуразности закона, предписывающего им лишь одну позицию — быть на стороне обвинения» [4, с. 193-200].

Диагноз В. Н. Григорьева, поставленный современным деятелем юстиции, неутешителен. Прежде всего, он является свидетельством того, что имеет место нарушение целостного (соборного) сознания должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам (они же, современные деятели юстиции, сформировавшиеся на базе российского уголовно-процессуального законодательства). Причиной тому является дефицит духовных скреп в уголовно-процессуальной доктрине, воплощенной в УПК РФ. Духовные скрепы российского народа формируют целостное (соборное) сознание должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу.

Целостное (соборное) есть духовное сознание (единство сознательного и бессознательного), сформированное на основе духовных скреп российского народа. Соборное сознание должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, есть их духовный код, обусловленный более чем тысячелетней историей российской общности. Веками соборное сознание нашего народа обеспечивало ему, будем надеяться и в наши дни, будет обеспечивать «национальную духовную крепость общества в условиях цивилизационных переломов и переходов» [10, с. 94-108]. Омертвление же соборного сознания должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, с неизбежностью приведет к росту равнодушия и безразличия при осуществлении ими производств по уголовным делам.

Рост равнодушия и безразличия при производстве по уголовным делам является верным показателем нейтрализации основного духовно-нравственного закона жизни русского (российского) народа — сострадания в форме самопожертвования. Духовно-нравственный закон жизни нашего народа в виде сострадания, целеустремленного на самопожертвование, есть одна из духовных скреп российского народа. Она является действенным способом развертывания свободы в условиях нашей цивилизации посредством выполнения долга (исполнения обязанностей должностными лицами, осуществляющими производство по уголовным делам). В сфере уголовного судопроизводства духовная скрепа в виде сострадания, целеустремленного на самопожертвование, должна красной нитью быть проведена в полномочия должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам.

Отечественная наука уголовного судопроизводства должна разработать теорию уголовно-процессуальной деятельности на основе духовных скреп российского народа. Выработка же и воплощение в

систему уголовно-процессуального законодательства доктрины уголовного судопроизводства без духовной скрепы российского народа есть научная спекуляция, соседствующая шарлатанством. Тем самым научным шарлатанством, для которого неведомо наше Отечество. Ценностно-смысловые основы уголовно-процессуальной деятельности должны формироваться на основе духовной скрепы российской народа. С одной стороны, формирование ценностно-смысловых основ уголовно-процессуальной деятельности есть восприятие должностными лицами, осуществляющими производства по уголовным делам духовных скреп российского народа (духовных столпов православной веры, культурно-исторического наследия и системы традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа). С другой же стороны — представляет собой духовную энергию, противостоящую распаду (разложению) отечественного уголовного судопроизводства [1, с. 3-7].

При производстве по уголовным делам духовная энергия нашего народа своим потенциалом обеспечивает преодоление хаоса (социальной шизофрении) в уголовно-процессуальной сфере. Более того, формирование ценностно-смысловых основ уголовно-процессуальной деятельности на основе духовной скрепы российского народа обеспечивает нашему уголовному судопроизводству ряд организационных свойств, которые в своей совокупности являют ему высший уровень организации — самоорганизацию. Речь в данной ситуации мы ведем о появлении у отечественного уголовного судопроизводства таких организационных свойств, каковыми являются жизненность, устойчивость, определенность, ясность и целость структуры. Кроме того, самоорганизация отечественного уголовного судопроизводство является признаком того, что оно основывается на системном творческом мышлении. Оно активизирует процессы самореализации у должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу. Вследствие чего происходит качественное их преображение как личностей.

По крайней мере, осмысление в науковедческих источниках потенциала системного творческого мышления, позволяет нам говорить о появлении у должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, достаточно привлекательных качеств личности. Обычно к таковым относят: «1) готовность к обоснованному риску, смелость; 2) принятие самостоятельных решений; 3) способность генерировать новые идеи, открытость новому; 4) интеллектуальная активность; 5) воля и высокая работоспособность; 6) потребность в самосовершенствовании; 7) уверенность в себе, оптимизм; 8) критический взгляд на себя и окружающее; 9) творческое отношение к усвоению профессиональных знаний, целеустремленность» [6, с. 32-46].

Способность духовных скреп российского народа обеспечивать нашему уголовному судопроизводству организационные свойства, целеустремленные на са-

моорганизацию за счет активизации процессов самореализации в виде формирования творческих качеств личности, говорит об их конкретности и практичности. Практичность и конкретность духовных скреп нашего народа в деле формирования ценностно-смысловых основ уголовно-процессуальной деятельности нами объясняется нижеследующим обстоятельством.

Духовные скрепы является сакральным (вечным (духовным)) знанием. В отличие от научного знания, духовное знание своим потенциалом выходит за пределы пространства и времени. Духовные скрепы российского народа есть проявление Духа Вечности, обусловленного духовным и божественным миром. Именно Дух Вечности позволяет духовным скрепам нашего народа формировать действенную ценностно-смысловую основу уголовно-процессуальной деятельности. В тексте Конституции Российской Федерации эта мысль выражена нижеследующим образом: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» (ч. 2 ст. 67 (1)).

К сожалению, в большинстве своем российская уголовно-процессуальная наука к приведенным положениям Конституции Российской Федерации относится индифферентно. Подобная индифферентность науки уголовного судопроизводства является верным признаком ее пораженности ложным системным либеральным мировоззрением. Ложное системное либеральное мировоззрение обеспечивает уголовно-процессуальной науке ложную парадигму научного мышления. Для нее неведомы духовные скрепы российского народа. Вследствие чего мировоззрен-ческо-политические установки руководителей нашего государства остаются невостребованными. Наука уголовного судопроизводства пока к ним безразлична.

Однако формирование ценностно-смысловой основы уголовно-процессуальной деятельности в согласии с духовными скрепами российского народа с неизбежностью повлечет собой возникновение свойственного ей национального (государственного) мировоззрения. В своей же совокупности ценностно-смысловая основа уголовно-процессуальной деятельности и государственное мировоззрение обеспечивают отечественному уголовному судопроизводству духовно-нравственную (животворящую) силу. В результате на стратегическом уровне наше уголовное судопроизводство будет наделяться свойственными только ему целями, совокупностью надындивидуальных мотивов (стратегической мотивацией) и смыслом.

Наделение отечественного уголовного судопроизводства целями, мотивацией и смыслом является верным показателем единения ума, воли и чувств. Подобное единение есть его преобразование в творческую деятельность. Преобразование отечественного уголовного судопроизводства в творческую уголовно-процессуальную деятельность есть признак высшего

LAW SCIENCES

ее бытия в форме самоорганизации. Самоорганизация уголовного судопроизводства обуславливает творческую уголовно-процессуальную деятельность.

Творческая уголовно-процессуальная деятельность определяется внутренним (духовным и божественным) миром, а не внешними ее атрибутами, например, уголовно-процессуальным законом. В этой творческой уголовно-процессуальной деятельности потенциалом духовных скреп раскрывается духовный и божественный мир российской общности (народа). Он и обуславливает творческую мысль (системное творческое мышление) при производстве по уголовным делам.

Опираясь на творческое наследие психологов и педагогов, мы солидаризируемся с ними в том, что «системное творческое мышление является высокопродуктивным мышлением» [6, с. 32-46]. В русской философии основу этого высокопродуктивного мышления видели в интуиции. Например, В. С. Соловьев утверждал: «Без основанной на вдохновении интуиции невозможна ...никакая объективная деятельность и никакое объективное познание...» [9, с. 207]. Интуиция в целом и интуиции в отечественном уголовном судопроизводстве соотносятся между собой как целое к части. Как каждая сама по себе, так и в своей совокупности они являются проявлением в уголовном судопроизводстве системного творческого мышления. Отсюда правомерна мысль нижеследующего содержания: в сфере уголовного судопроизводства без интуиции невозможна действенная (объективная) уголовно-процессуальная деятельность. Впрочем, как невозможно и объективное познание при производстве по уголовным делам.

На уровне целого без творческого системного мышления, а, следовательно, без учета интуиции невозможна действенная уголовно-процессуальная деятельность. Интуиция, будучи одним из проявлений системного творческого мышления, обуславливает действенную уголовно-процессуальную деятельность. Ее развертывание предполагает наделение, прежде всего, должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, такими субъективными (внутренними) ресурсами уголовно-процессуальной деятельности, каковы являются ее смысл, мотивация и цели. В свою очередь, наделение уголовно-процессуальной деятельности субъективными ресурсами возможно только тогда, когда отечественное уголовное судопроизводство имеет в качестве свое фундаментального основания духовную скрепу российского народа.

Произведенные нами размышления о формирование ценностно-смысловых основ уголовно-процессуальной деятельности в согласии с духовными скрепами российского народа позволит выработать действенную доктрину уголовного судопроизводства. Своим потенциалом она будет обеспечивать ему достижение стратегического «древа целей» уголовно-процессуальной деятельности, исходя его стратегической мотивации, обусловленных духовными скрепами российского народа, а также творческое мышление. В

моделируемом виде предполагаемая доктрина уголовного судопроизводства будет основываться на творческом мышлении, которое и будет определять стратегию отечественного уголовного судопроизводства. Вследствие чего все уголовно-процессуальные решения и действия будут подчинены этой ведущей мыслительной (творческой) тенденции.

В своей совокупности духовные скрепы российского народа будут обеспечивать этой творческой тенденцией органическую целостность — (единство) стратегических (целостных) целей и стратегической (целостной) мотивации. В таком виде стратегические цели и стратегическая мотивация формируют стратегический смысл уголовного судопроизводства. Он же имеет место тогда, когда стратегические (-ая) надындивидуальные мотивы (мотивация) смещается к стратегической цели. Отсюда закономерна мысль: чем выше уровень стратегических целей уголовного судопроизводства, тем выше уровень его мотивации, а, следовательно, и крепче (действеннее) смысл. Например, правда, будучи традиционной духовно-нравственной ценностью (одной из форм проявления духовной скрепы) нашего народа, одновременно должна быть и стратегической целью уголовного судопроизводства, и его стратегической мотивацией. Только в такой ситуации возможно говорить о наличии стратегического смысла в отечественном уголовном судопроизводстве.

Правда в уголовном процессе одновременно обуславливает не только стратегические цели, стратегическую мотивацию, но и его стратегический смысл. Это означает, что без правды отечественное уголовное судопроизводство преобразуется в имитационную (манипулятивную) деятельность. В таком виде основным ее предназначением будет формирование системной лжи на всех уровнях осуществления уголовно-процессуальной деятельности. Вследствие чего само уголовное судопроизводство преобразуется в бессмысленную уголовно-процессуальную деятельность. Внешне это будет проявляться в ее формализации, а критерии эффективности будут усматриваться либо в росте, либо в снижении количественных показателей. Внутренние (качественные) же критерии самой уголовно-процессуальной деятельности для многих останутся неведомой землей.

Качественные критерии уголовно-процессуальной деятельности несовместимы с ложью в отечестве уголовном судопроизводстве. Ложь в уголовном процессе не только обессмысливает, дезориентирует (обесцели-вает) и свертывает должную стратегическую мотивацию, но и обезличивает уголовное судопроизводство. Во лжи уголовно-процессуальная деятельность осуществляется системными лжецами (лицемерами), а, например, к личности судьи, прокурора, следователя, потерпевшего от преступления она будет крайне безразлична.

Безразличие уголовного судопроизводства к личности участников уголовного судопроизводства есть верный показатель того, что оно в своих основаниях

лишено творческих начал, обуславливающих действенность (качество) уголовно-процессуальной деятельности. Именно тех творческих начал, проявление которых обусловлено особенностями самобытности народного духа, целеустремленного на творение добра (установления правды в уголовном судопроизводстве). Без же целеустремленности уголовного судопроизводства на творение добра уголовно-процессуальная деятельность не только сама разрушается, но и является одним из «действенных механизмов» уничтожения в уголовно-процессуальной сфере основных форм самосознания нашего народа (веры, традиций и обычаев) в качестве духовной целостности.

С основными формами самосознания народа, к сожалению, доктрина уголовного судопроизводства, воплощенная в УПК РФ, крайне слабо взаимосвязана. В ней их крайне затруднительно установить. Причем такое установление возможно только нелинейно (косвенно), и только мысленно. В отношении основных форм самосознания российского народа УПК РФ крайне скуден. В своем тексте он не содержит положений, которые бы его связывали с основными формами самосознания российской общности. Несвязанность УПК РФ с основными формами самосознания влечет за собой возникновение ключевого противоречия в отечественном уголовном судопроизводстве: несовместимости традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа «с производными от капитализма индивидуализмом, прагматизмом, бездушностью, бесчеловечностью, наживе за счет другого без зазрения совести, равнодушию к истине» [7, с. 218-225] (правде).

Доктринально УПК РФ своим потенциалом не способен достигать стратегических целей, иметь стратегической мотивации, обуславливать стратегический смысл (замысел) отечественного уголовного судопроизводства. Кроме того, УПК РФ не обуславливает творческую уголовно-процессуальную деятельность, целеустремленную на установление правды при производстве по уголовному делу. В большей мере, УПК РФ является одной из формальных преград, стоящей перед должностным лицами, осуществляющими производство по уголовному делу, на пути достижения «древа целей» уголовного процесса. Им ее необходимо преодолеть. Они и преодолевают эту формальную преграду: в зависимости от ситуации и внимания к тому или иному уголовному делу со стороны вышестоящих руководителей. Со своей стороны, вышестоящие руководители наделяют производство по уголовному делу смыслом, целями и должной мотивацией. Здесь трудно нам говорить о приобретении уголовно-процессуальной деятельностью творческих начал, как на уровне целого проблематично вести речь о перерождении должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, в личности. Любые в этом направления организационные усилия руководителей будут нейтрализоваться нелинейным и системным противодействием со стороны ложных

идеологических установок УПК РФ, например, закрепленных в гл. 2 УПК РФ.

Ни одно из положений, закрепленных в гл. 2 УПК РФ, не имеют никакого отношения ни к формам самосознания российского народа, ни к его духовным скрепам. Эти положения, именуемые в УПК РФ «принципами уголовного судопроизводства», по своей сути являются правдоподобными по форме, но ложными по содержанию либеральными идеологемами. Их основным предназначением является формирование и поддержание системной лжи в отечественном уголовном судопроизводстве.

Преодолеть эту системную ложь уголовно-процессуальной сфере под силу только тем руководителям, которые являются не просто руководителями, а руководителями-личностями. В отличие от просто руководителей, руководитель-личность является лицом, воспринявшим духовные скрепы (ценностно-смысловую) основу нашего народа, а его жизнь (деятельность) не отделима от основных форм самосознания российской общности. Мышление руководителей-личностей обусловлено не ложью, а правдой. Правда в уголовном судопроизводстве формирует качественные критерии его реализации: стратегические цели, стратегическую мотивации, стратегический смысл и творческое мышление при производстве по уголовным делам.

Список источников

1. Агутин А. В., Трошкин Е. З. Формирование ценностно-смысловых основ обеспечения национальной безопасности в деятельности органов государственной власти и отечественном уголовном судопроизводстве: монограф. М., 2022.

2. Агутин А. В., Трошкин Е. З., Губжоков Р. X. Организационно-правовой механизм реализации концепции «должной правовой процедуры» и нравственные основы уголовно-процессуальной деятельности в отечественном уголовном судопроизводстве: монограф. М., 2016.

3. Адаменко И. Е. Уголовно-процессуальная деятельность: системообразующие основания и компоненты: монография / под науч. ред. В. Н. Григорьева. М., 2016.

4. Григорьев В. Н. Назначение уголовного судопроизводства и социально-правовая действительность // Искусственный интеллект и тренды цифровизации: технологический прорыв как вызов праву. Материалы Третьего Международного транспортно-правового форума. М., 2021. С. 193-200.

5. Медушевский Н. А. Доктрина «духовных скреп» как основа интеграции российского общества // Вестник РГГУ. Серия: политология, история, международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2017. № 2 (8). С. 123-131.

6. Никольская О. Л. Творчество как предмет

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

психолого-педагогических исследований и публикаций в философской и психолого-педагогической литературе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 4. С. 32-45.

7. Победкин А. В. Уголовно-процессуальный кодекс: текст и народ // Современные проблемы уголовного процесса: пути решения. Сборник материалов 3 -й Международной конференции. Под общей редакцией А. Ю. Терехова. Уфа, 2022. С. 218-225.

8. Путин В. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп. Из послания Президента Федеральному Собранию // URL://https://pravoslavie.ru.

9. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания: соч. в 2-х т. М., 1988.

10. Таранова А. Е. Соборность как духовно-антропологическая константа национальной идентичности и государственности (через призму социально-культурной трансформации) // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2022. № 14. С. 94-108.

References

1. Agutin A. V., Troshkin E. Z. The formation of value-semantic foundations of national security in the activities of public authorities and domestic criminal justice: a monograph. М., 2022.

2. Agutin A. V., Troshkin E. Z., Gubzhokov R. Kh. Organizational and legal mechanism for implementing the concept of «due process» and the moral foundations of criminal procedure in domestic criminal proceedings: a monograph. М., 2016.

3. Adamenko I. E. Criminal and procedural activity: system-forming bases and components:

monograph / under scientific ed. by V. N. Grigorieva. M., 2016.

4. Grigoryev V. N. Purpose of criminal proceedings and socio-legal reality // Artificial intelligence and digitalization trends: technological breakthrough as a challenge to the law. Materials of the Third International Transport-Legal Forum. M., 2021. P. 193-200.

5. Medushevsky N. A. The doctrine of «Spiritual Staples» as a basis for the integration of Russian society // Bulletin of the Russian State University of Humanities. Series: Political Science, History, International Relations. Foreign Regional Studies. Oriental Studies. 2017. № 2 (8). P. 123-131.

6. Nikolskaya O. L. Creativity as a subject of psychological and pedagogical research and publications in philosophical and psychological and pedagogical literature // Scientific review. Pedagogical sciences. 2016. № 4. P. 32-45.

7. Pobedkin A. V. Criminal Procedure Code: text and people // Modern problems of criminal procedure: ways of solution. Collection of materials of the 3rd International conference. Under the general editorship of A. Y. Terekhov. Ufa, 2022. P. 218225.

8. Putin V. Today Russian society is experiencing a clear deficit of spiritual staples. From the President's message to the Federal Assembly // URL://https://pravoslavie.ru.

9. Soloviev V. C. Philosophical Beginnings of Whole Knowledge: Essays in 2 vols. M., 1988.

10. Taranova A. E. Sobornost as a spiritual and anthropological constant of national identity and statehood (through the prism of socio-cultural transformation) // Proceedings of Belgorod Orthodox Theological Seminary (with missionary orientation). 2022. № 14. P. 94-108.

Информация об авторе

А. В. Агутин — профессор кафедры уголовного права и процесса Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, доктор юридических наук, профессор.

Information about the author A. V. Agutin —Professor of the Department of Criminal Law and Procedure of the National Research Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Doctor of Legal Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 10.01.2023; одобрена после рецензирования 03.04.2023; принята к публикации 22.05.2023.

The article was submitted 10.01.2023; approved after reviewing 03.04.2023; accepted for publication 22.05.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.