Научная статья на тему 'ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ДИАЛЕКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО (КОНКРЕТНОГО) И БЕЗНРАВСТВЕННОГО (АБСТРАКТНОГО)'

ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ДИАЛЕКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО (КОНКРЕТНОГО) И БЕЗНРАВСТВЕННОГО (АБСТРАКТНОГО) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ / ВЕРА / ТРАДИЦИИ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДИАЛЕКТИКА / ЛИЧНОСТЬ / ДУША / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИБЕРАЛИЗМ / ДЕСПОТИЗМ / ЛОЖЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Агутин Александр Васильевич

Статья посвящена осмыслению диалектики духовных скреп и либеральной идеологии, воплощенной в российском образовании. Исследованы духовно-нравственные ценности российского народа в качестве ориентиров отечественного образования, формирующие в нем ценностно-смысловую установку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL BONDS OF NATIONAL EDUCATION AND LIBERAL IDEOLOGY: DIALECTIC OF SPIRITUAL AND MORAL (CONCRETE) AND IMMORAL (ABSTRACT)

The article is devoted to understanding the dialectics of spiritual bonds and liberal ideology embodied in Russian education. The spiritual and moral values of the Russian people are studied as guidelines for national education, which form a value-semantic attitude in it.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ДИАЛЕКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО (КОНКРЕТНОГО) И БЕЗНРАВСТВЕННОГО (АБСТРАКТНОГО)»

DOI 10.47576/2712-7516_2023_1_167 УДК 340:316.7

ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЛИБЕРАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ДИАЛЕКТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО (КОНКРЕТНОГО) И БЕЗНРАВСТВЕННОГО (АБСТРАКТНОГО)

Агутин Александр Васильевич,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и процесса, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия

Статья посвящена осмыслению диалектики духовных скреп и либеральной идеологии, воплощенной в российском образовании. Исследованы духовно-нравственные ценности российского народа в качестве ориентиров отечественного образования, формирующие в нем ценностно-смысловую установку.

Ключевые слова: духовные скрепы; вера; традиции; духовность; нравственность; диалектика; личность; душа; мировоззрение; образование; либерализм; деспотизм; ложь.

UDC 340:316.7

SPIRITUAL BONDS OF NATIONAL EDUCATION AND LIBERAL IDEOLOGY: DIALECTIC OF SPIRITUAL AND MORAL (CONCRETE)

AND IMMORAL (ABSTRACT)

Agutin Alexander Vasilievich,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Procedure, National Research Nizhny Novgorod State University Named after N. I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia

The article is devoted to understanding the dialectics of spiritual bonds and liberal ideology embodied in Russian education. The spiritual and moral values of the Russian people are studied as guidelines for national education, which form a value-semantic attitude in it.

Keywords: spiritual bonds; Vera; traditions; spirituality; moral; dialectics; personality; soul; worldview; education; liberalism; despotism; Lying.

Испокон веков образование рассматривалось в качестве действенной основы становления, формирования и укрепления национального духа русского (советского (российского)) народа. Наиболее ярко подобная целенаправленность отечественного образования проявила в советский период истории нашего государства [1, с. 12-21]. Советское образование своими истоками имело духовно-нравственные начала жизни русского народа. К их числу относятся и традиционные духовно-нравственные цен-

ности (духовные скрепы) нашего многонационального и многоконфессионального народа. В своей совокупности они формируют ценностно-смысловую основу отечественного образования, которая своим потенциалом обеспечивала и ныне пока обеспечивает не только высокое качество образования, но и формирует достойную для нашей страны личность.

В самом общем представлении ценностно-смысловая основа отечественного образования есть одна из форм проявления

самосознания народа. Она обусловлена духовными постулатами православной веры, традициями и обычаями многонационального народа. С точки зрения целостного познания речь идет о восприятии ценностно-смыслового уровня знания отечественного образования.

Ценностно-смысловые основы знаний в сфере образования также именуются как «духовные скрепы российского народа» [2]. Возникает вопрос, где исток этой ценностно-смысловой основы знаний? Наш ответ на данный вопрос будет нижеследующим. Исток ценностно-смысловых основ знаний в сфере образования лежит в духовном и божественном мире, прежде всего в Евангелии и в святоотеческом духовном наследии. Евангельскими мотивами было пронизано русское (советское) классическое образование. Оно позволяло «воспитать в православном духе не одно поколение советских людей при формально атеистической идеологии того времени» [3].

Советское образование являлось классическим русским образованием. Содержательно оно было смыслом и школой жизни для советского человека. Жизненность советского образования обеспечивалась духовными скрепами нашего единого многонационального советского народа. Такое представление о духовных скрепах нашего народа в сфере образования является общепринятым в русской классической педагогике [4]. В наше время на данное обстоятельство непосредственно указывают «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [5]. Согласно им «христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию» (пункт 6).

Духовный и божественный мир обеспечивает духовным скрепам в сфере образования ценностно-смысловую установку, целенаправленную на творение добра (блага). В таком видении духовные скрепы нашего народа есть национальный (творческий) дух образо-

вания. Основными формами его проявления являются духовные столпы, культурно-историческое наследие и система традиционных духовно-нравственных ценностей, которые формируют должный дух национального образования - целостный образ отечественного образования. Одним из его составляющих являются духовно-нравственные ценности (духовные скрепы) российского народа. Согласно Основам государственной политики по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей, духовные нравственные ценности исторически являются основой жизни российского народа. В частности, п. 7 гласит: «Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала».

Духовно-нравственные ценности, будучи основой жизни российского народа, являются ориентирами отечественного образования. Они формируют ценностно-смысловую установку образования, обеспечивают действенность (качество). В Основах государственной политики по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей эта мысль выражена нижеследующим образом: «Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» (п. 4).

В отличие от положений доктрины, воплощенной в Основах государственной политики по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей, современное российское образование либерально. Мировоззренческие и методологические его основания являются враждебными ко всему тому, что имеет отношение к духовным скрепам российского народа в сфере образования. Нейтрализовать эту агрессивную целенаправленность современного российского об-

разования возможно только посредством его возвращения в канву духовных скреп нашего народа.

Возвращение отечественного образования к своим духовно-нравственным истокам является одной стратегических целей сегодняшней государственной политики. Так, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» гласит: достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается системным разрешением ряда стратегических задач, стоящих перед нашим государством [6].

Одной из таких стратегических задач отечественного образования является обучение и воспитание детей и молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей (п. 33). Тем самым Стратегия наци -ональной безопасности исходит из того, что формирование ценностно-смысловых основ мышления и поведения у детей и молодежи осуществляется на основе традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Следуя духу Стратегии национальной безопасности, вполне возможно предположить: она устанавливает фундаментальное положение - обучение и воспитание в нашей стране должны исходить из духовных скреп русского (российского) народа.

К сожалению, сегодняшняя доктрина образования воплощает в себя либеральную парадигму мышления, формирующую антихристианскую систему образования, обучения и воспитания. В Основах государственной политики по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей (п. 14) эта мысль изложена следующим образом: «Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей».

Российская система образования, обучения и воспитания есть неудачная ассимиляции западного мышления. Есть случаи, когда из сферы высшего образования исключаются наиболее государственно-ориентированные и качественно подготовленные препо-

даватели, включая профессоров и докторов наук, а в общеобразовательной школе ресурсами курса обществознания «происходит насаждение чуждой нашему обществу системы мировоззренческих установок и ценностей» [7, с. 107-122].

Для либерально-ориентированной управленческой элиты от образования главным является их соответствие либеральным идеологемам. По своей сути, либерально-ориентированная управленческая элита от образования является субъектом геополитических влияний. Она «активно участвуют в геополитических диверсиях, направленных против российской системы образования и науки со стороны наших геоконкурентов» [8, с. 47-67]. Результатом этих геополитических действий в сфере образования является утрата обучаемыми взаимосвязи с духовными скрепами российского народа. Вследствие чего происходит нейтрализация процессов формирования личности у обучаемых. По замыслу либерально-ориентированной управленческой элиты они должны превратится в бездуховных индивидов, а народ - в массу, а само образование должно погрузится в контролируемый хаос до критической точки самоорганизации (точки бифуркации).

Представители научно-экспертного совета по духовно-нравственной безопасности при Российском институте стратегических исследований (г. Москва) отмечают: «Сегодня отечественное образование находится в точке бифуркации: либо восстановление его статуса как стратегически важной для государства сферы блага и служения, либо превращение его в инструмент цивилизаци-онного переформатирования страны и народа в общество производства, потребления и коммерциализации услуг» [9, с. 9]. При опоре мысли на наши духовные традиции выход из сложившейся ситуации очевиден - возникшая неопределенность должна быть преодолена за счет воплощения в образование духовных скреп российского народа.

Для принятия столь очевидного управленческого решения в сфере образования управленческая элита должна быть не либе -рально-ориентированной, а государственно-ориентированной. Данное обстоятельство является отправной точкой (принципом рычага) в принятии должного управленческого

решения в сфере образования. Однако на уровне управления образованием в целом оно является плодом либерального мировоззрения. В силу чего управленческий корпус в сфере образования мотивирован на реализацию либеральных (манипулятивных) методов, способов и приемов, направленных на разрушение национального мировоззрения. Как следствие, потенциал российского образования используется для обезличивания обучаемых, а следовательно, для уничтожения духовных скреп российского народа. Эта трагедия отечественного образования имеет место даже тогда, когда высшее политическое руководство нашего государства исходит из того, что духовные скрепы нашего народа являются основными началами жизни российской общности.

Внешне выглядит все эмоционально привлекательно, а сущностно - враждебно. Абсолютно прав А. В. Тонконогов, когда пишет: «Создается твердая убежденность, что мы являемся свидетелями крупномасштабной и долгосрочной геополитической диверсии...» [8, с. 47-67].

Основные принципы деятельности управленцев от образования скрыты. Однако они едины в одном - принимаемые ими решения не обусловлены духовным скрепам нашего народа, а соответствуют ложным и враждебным либеральным идеологемам. Например, одной из таких ложных и враждебных идео-логем либерализма является цифровизация

образования. Нелинейная ее цель двояка: с одной стороны, целью цифровизации является превращение нашего образования в гигантскую интернет-платформу с последующим его уничтожением, а с другой - наполне -ние мышления обучаемых безжизненными (абстрактными) информационными кодами.

Посредством цифровизации образования делается все для того, что уничтожить не только остатки действенного (качественного) образования в России, но и уничтожить само государство, а граждан расколоть «в зависимости от их уровня овладения цифровыми технологиями» [10, с. 63-67]. Осмысливая то, что сегодня творится в нашем образовании, мы прямо заявляем: на уровне целого доктрина сегодняшнего российского образования нелинейно целенаправлена на нейтрализацию духовных скреп русского народа с последующим их уничтожением. После достижения этой бездуховной, по своей сути фашистской, цели либералы продолжат реформировать наше образование по параметрам, определяемых их западными кураторами. Со стороны либералов-западников будет делаться все для того, чтобы держать наш народ в духовном рабстве. За ценой они не постоят, поскольку в будущем их затраты окупятся, а западноевропейские кукловоды будут получать соответствующие бонусы за счет эксплуатации русского народа и принадлежащих ему природных ресурсов.

Список источников _

1. Агутин А. В., Трошкин Е. З. Формирование ценностно-смысловых основ обеспечения национальной безопасности в деятельности органов государственной власти и отечественном уголовном судопроизводстве : монография. М., 2022. 552 с.

2. Мазакина Н., Рябчук Е. Конец Содома. Президент России Владимир Путин подписал «указ о скрепах». URL: https://74.ru/text/politics/2022/11/11/71807204/?ysclid=ld7eucg0e9774900065 (дата обращения: 01.01.2023).

3. Бунеева Е. В. Литературно-педагогическое наследие в современной системе гуманитарного образования в России // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 80-83.

4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 6. М., 1990. 527 с.

5. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 01.01.2023).

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/?ysclid=ld7 ewyxru0900900195 (дата обращения: 20.10.2022).

7. Системный кризис образования как угроза национальной безопасности // Свободная мысль. 2017. № 2 (1662). С. 107-122.

8. Тонконогов А. В. Геополитические диверсии против Российской системы образования // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 6. С. 47-67.

9. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути ее решения. М., 2016. 142 с.

10. Григорьева Т. Ю. К вопросу о цифровизации общества РФ // Наука и общество. 2019. № 1 (33). С. 63-67.

References _

1. Agutin A.V., Troshkin E. Z. Formation of value-semantic foundations of ensuring national security in the activities of state authorities and domestic criminal proceedings : monograph. Moscow, 2022. 552 p.

2. Mazakina N., Ryabchuk E. The end of Sodom. Russian President Vladimir Putin signed a «decree on staples». URL: https://74.ru/text/politics/2022/11/11/71807204/?ysclid=ld7eucg0e9774900065 (accessed 01.01.2023).

3. Buneeva E. V. Literary and pedagogical heritage in the modern system of humanitarian education in Russia. Problems of modern pedagogical education. 2022. No. 75-3. pp. 80-83.

4. Ushinsky K. D. Collected works. Vol. 6. M., 1990. 527 p.

5. Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated November 9, 2022 «On approval of the Foundations of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian spiritual and Moral values». URL: https:// www.garant.ru (accessed: 01.01.2023).

6. The National Security Strategy of the Russian Federation: approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated July 2, 2021. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792 /?ysclid=ld7ewyxru0900900195 (accessed: 10/20/2022).

7. Systemic crisis of education as a threat to national security. Free thought. 2017. No. 2 (1662). Pp. 107-122.

8. Tonkonogov A.V. Geopolitical sabotage against the Russian education system. Social and humanitarian knowledge. 2016. No. 6. Pp. 47-67.

9. The systemic crisis of domestic education as a threat to Russia's national security and ways to solve it. Moscow, 2016. 142 p.

10. Grigorieva T. Yu. On the issue of digitalization of the society of the Russian Federation. Science and society. 2019. No. 1 (33). Pp. 63-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.