СЛОВО МОЛОДЫМ ПОЛИТОЛОГАМ
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 477-483 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2022, vol. 22, iss. 4, pp. 477-483
https://soziopolit.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-4-477-483, EDN: XGNKJH
Научная статья УДК 329(470+571)
Проблема обеспечения духовно-нравственной безопасности в программатике парламентских
и n и и ■
политических партий Российской Федерации
Е. О. Широкова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
Широкова Екатерина Олеговна, аспирант кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4170-9935
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы обеспечения духовно-нравственной безопасности в политических программах партий, вошедших в состав Государственной Думы Федерального Собрания восьмого созыва. Проведен анализ программных документов политических партий, опубликованных на официальных сайтах политических организаций и органов государственной власти. Выявлены актуальные подходы политических партий к проблемам обеспечения духовно-нравственной безопасности и основополагающие пути их разрешения. Сделан вывод о недостаточном внимании политических партий к выделению угроз духовно-нравственной безопасности России в программных документах, а также о наличии тенденции снижения интереса партий к проблемам духовно-нравственного развития российского общества. В стремлении к привлечению большего количества электората программы становятся все более унифицированными и популистскими, а сокращение их содержания достигается за счет сжатия положений о необходимости обеспечения духовно-нравственной безопасности России.
Ключевые слова: духовно-нравственная безопасность, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, политические партии, предвыборная программа, гражданское общество Для цитирования: Широкова Е. О. Проблема обеспечения духовно-нравственной безопасности в программатике парламентских политических партий Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 477-483. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-4-477-483, EDN: XGNKJH Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)
Article
The problem of ensuring spiritual and moral security in the programmatics of parliamentary political parties of the Russian Federation E. O. Shirokova
National Research Mordovia State University, MRSU, 68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russia Ekaterina O. Shirokova, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4170-9935
Abstract. The article is devoted to the study of the problem of ensuring spiritual and moral security in the political programs of the parties included in the State Duma of the Federal Assembly of the eighth convocation. The analysis of program documents of political parties published on the official websites of political organizations and public authorities was carried out. The actual approaches of political parties to the problems of ensuring spiritual and moral security and the fundamental ways of their resolution are revealed. The conclusion is made about the lack of attention of political parties to the allocation of threats to the spiritual and moral security of Russia in program documents, as well as the presence of a tendency to reduce the interest of parties in the problems of the spiritual and moral development of Russian society. In an effort to attract more electorate, the programs are becoming more and more unified and populist, and the reduction in their content is achieved by compressing provisions on the need to ensure the spiritual and moral security of Russia.
Keywords: spiritual and moral security, National Security Strategy of the Russian Federation, State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, political parties, election program, civil society
For citation: Shirokova E. O. The problem of ensuring spiritual and moral security in the programmatics of parliamentary political parties of the Russian Federation. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2022, vol. 22, iss. 4, рр. 477-483 (in Russian). https://doi. org/10.18500/1818-9601-2022-22-4-477-483, EDN: XGNKJH
This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Вопрос исторического пути России, ее места в мире, цивилизационных и духовных задач никогда не терял своей актуальности. Кто мы и куда мы движемся, где наше место в этом мире, в чем неповторимость русской цивилизации, каковы ее задачи и цели? Этими вопросами сегодня задаются не только современные отечественные ученые, но и политические деятели, лидеры политических партий.
Актуальность темы исследования проблем обеспечения духовно-нравственной безопасности России в программатике парламентских политических партий обусловлена особой ролью нашей страны в процессе формирования нравственного и геополитического климата на мировой арене. Президент Российской Федерации, В. В. Путин в своей речи, произнесенной на пленарном заседании юбилейного, XXV Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2022), подчеркнул, что Россия «сама определяет своё будущее, опирается на свою историю, культуру и традиции и отвергает всяческие попытки навязать извне псевдоценности расчеловечивания и нравственной деградации» [1].
О кризисе партийных идеологий и необходимости их трансформации в новых условиях заявляют политологи (А. Н. Асафов, А. Б. Рудаков), по мнению которых, в стремительно меняющейся обстановке современного мира вопрос об актуализации партийных программ стоит наиболее остро и требует решительных действий со стороны всех политических сил. Депутаты Государственной Думы ФС РФ во время дискуссии, произошедшей во время проведения круглого стола на тему кризиса партийных идеологий, состоявшегося 24 июня 2022 г., также отмечают важность актуализации партийных программ, в том числе положений, касающихся формирования целостной национальной идеологии государства [2].
Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти является одним из приоритетов Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 2 июля 2021 г. В документе отмечается, что обеспечение безопасности традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти осуществляется в целях укрепления единства народов Российской Федерации на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения исконных общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития [3].
По данным социологических опросов, россияне невысоко оценивают весомость партий как политического института, больше доверяя силовым и государственным структурам: армии, президенту, спецслужбам. На этом фоне выделяется активная электоральная поддержка партии «Единая Россия», которая воспринимается как один из политических инструментов В. В. Путина [4]. Тем не менее, политические партии выступают в качестве наиболее авторитетного института гражданского общества в современной России, который, в отличие от некоммерческих организаций, профсоюзов и общественных движений, способен оказывать реальное влияние на формирование государственной политики.
Несмотря на то что в политической науке имеется значительное количество подходов к понятию, сущности и функциям политической партии, все исследователи отождествляют ее с властью и управленческой деятельностью. По оценке М. Дюверже, изначальная цель политических партий по выражению общественных интересов сменилась на задачу по завоеванию голосов и административных постов в государственных органах власти [5, с. 117]. Массовый характер политических партий и отсутствие конкретной политической идеологии следует считать определенным этапом в эволюции партий.
По мнению А. Сен, политические партии не только способны оказывать положительное влияние на жизнь людей, но и позволяют анализировать общественные ценности на публичном уровне [6, с. 46]. В борьбе за власть политические партии способны аккумулировать потребности общества и вырабатывать стратегию развития государства, сохранять общественные ценности в течение длительного времени.
По оценкам российских политологов (В. Г. Федотовой, Н. Н. Федотовой, С. В. Чугро-ва), при изучении функционирования политических партий необходимо учитывать формирующий тренд со стороны общества и государства. При создании положительных условий для деятельности партий они становятся своеобразным мостом для осуществления коммуникации между различными слоями и социальными группами [7, с. 150].
По мнению Г. Л. Купряшина, в любом государстве социальные и политические институты тесно взаимодействуют между собой, дополняют друг друга и образуют непрерывное институциональное пространство [8, с. 26]. Единство и устойчивость институциональной системы поддерживают институциональные инновации (жизнеспособные и нежизнеспособные) и
деятельность органов государственной власти, целенаправленная на сотрудничество и демократизацию общественных институтов. Негативный эффект появляется в том случае, если политические партии перестают представлять интересы общества и начинают борьбу между собой, деструктивно влияющую на развитие политической системы.
От групп интересов и иных общественно-политических организаций политические партии отличают их внутренняя иерархичная структура, длительность функционирования, добровольность участия членов, ориентированность на определенные интересы, которые разделяют как члены партии, так и партийный электорат. Несмотря на то что целью каждой политической партии служит достижение, реализация и удержание власти, у данного института имеются программные цели, посвященные преобразованию всех сфер общественной жизни. Цели партии закреплены в ее программе и должны соответствовать ее политической доктрине.
Политические партии сами по себе не являются организациями, определяющими политику. Они, безусловно, занимают позиции по важным политическим вопросам и предлагают альтернативные проекты реформирования государственной политики. Чаще всего политические партии организованы на местном, государственном и национальном уровнях. Партийные лидеры и активисты участвуют в отборе кандидатов для участия в выборах, управлении политическими кампаниями, а также в разработке позиций и политики, привлекательных для потенциальных избирателей [9, с. 40].
В современном обществе политические партии являются видом общественных объединений, которые проявляют активную деятельность в политике, оказывая влияние на принятие властных решений. Сущностные характеристики партии позволяют вычленить основные направления коммуникационной деятельности этих организаций. К таковым относятся пропаганда своих идей с целью распространения идеологии и привлечение на этой основе своих сторонников; укрепление организационных основ партии; ознакомление со стратегическим курсом с помощью положений программы деятельности; разработка коммуникативной стратегии и тактики по привлечению избирателей на свою сторону во время выборов.
В отличие от государственных структур власти, политическая партия является одним из институтов гражданского общества, выражающим волю и интересы не всех граждан, проживающих на территории государства, а
только определенной части. Также партии обладают меньшими по сравнению с государ -ством ресурсами, а значит, и меньшими возможностями своего влияния на массы. Партия не может принуждать к чему-либо против воли индивида, а может только убеждать или использовать методы политического маркетинга и манипулирования.
По данным Министерства юстиции РФ, на 16 июня 2022 г. в Российской Федерации официально зарегистрирована 31 политическая партия [10]. Согласно федеральному законодательству, данные партии представляют все возможные идеи, кроме фашизма, национализма и тех, которые призывают к вражде между народами и представителями различных верований. Также закон запрещает партии, которые занимаются отрицанием общечеловеческих качеств и ценностей, и те, что пропагандируют деятельность, подрывающую моральные устои [11].
В Государственной Думе РФ VIII созыва представлено пять политических партий: «Единая Россия» (ЕР), Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), «Справедливая Россия - За правду» (СРЗП), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), «Новые люди» (НЛ). С целью выявления роли парламентских политических партий в формировании государственной политики обеспечения духовно-нравственной безопасности России целесообразно обратиться к актуальным партийным программам, конкретизирующим идеологические установки партий и их альтернативные предложения по развитию духовного потенциала общества.
Политическая партия «Единая Россия» полностью поддерживает политику, реализуемую руководством страны. Тезисы политической программы партии соответствуют официальному правительственному курсу, ориентированному на государственное строительство с опорой на традиционные ценности российского общества. Обеспечение духовно-нравственной безопасности России партия связывает с необходимостью развития науки и культуры, предоставлением возможности для самореализации граждан, поддержкой самобытности народов и этносов, проживающих на территории России. Духовность, нравственная чистота, достоинство личности и взаимоуважение провозглашаются в качестве основополагающих принципов, обеспечивающих силу и единство общества, а также международный авторитет государства [12].
Накануне парламентских выборов 2021 г. «Единая Россия» представила свою предвыборную («народную») программу, в которой анон-
сировала направления партийной деятельности на ближайший период. В рассматриваемом документе отсутствует отдельный раздел, детализирующий взгляд партии на перспективы обеспечения духовно-нравственной безопасности страны. Отдельно обозначается ценность крепкой, благополучной, традиционной семьи, нуждающейся в поддержке государства, солидарность поколений. Особое значение придается сохранению культуры, истории и традиций народов России и необходимости их защиты от агрессивного навязывания чуждых для российского общества ценностей со стороны внешних акторов [13]. В «народной» программе «Единой России» выделены направления, реализация которых позволит укрепить связь поколений и неразрывность развития нашего Отечества. Однако не охарактеризованы меры по обеспечению духовно-нравственной безопасности государства, что, на наш взгляд, является значительным упущением для партии, представляющей интересы большинства населения. Здесь следует отметить, что «Единая Россия» как «партия власти» во многом идентифицирует свою программу с официальными документами, принятыми на государственном уровне, как, например, с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в которой особое внимание уделяется обеспечению духовно-нравственной безопасности России.
Крупнейшая партия системной оппозиции - Коммунистическая партия Российской Федерации - в своей программе рассматривает проблему обеспечения духовно-нравственной безопасности России более детально. Определен спектр угроз для сохранения духовных ценностей россиян. В первую очередь, это капитализм и моральное разложение общества в западных странах, ориентированных на модель рыночной экономики. Во-вторых, это стремление капиталистических стран распространить во всем мире бездуховность, насилие и космополитизм посредством использования новейших информационных технологий с целью увеличения своего политического и экономического влияния. В-третьих - глобализация, распространение которой приводит к масштабным экономическим кризисам, техногенным катастрофам, культурному и духовному упадку.
Для развития и упрочнения духовно-нравственных ценностей российского общества, среди которых в программе КПРФ перечислены коллективизм, общинность, патриотизм, тесная взаимосвязь общества и государства, партия предлагает обратиться к истории страны. Отмечается вклад великих деятелей русской культуры и науки, взгляды революционеров
на необходимость модернизации государства, роль рабочего класса в создании духовных ценностей населения. В современных условиях программа-минимум партии предполагает обеспечение защиты русской культуры как «основы духовного единства многонациональной России, традиций и ценностей народов страны, сопротивление любым попыткам очернения истории государства» [14].
Тезисы о необходимости обеспечения духовно-нравственной безопасности как средства возрождения России продолжили свое развитие в предвыборной программе КПРФ на выборах в Государственную Думу ФС РФ VIII созыва «10 шагов к власти народа». В понимании партии грядущее обновление власти невозможно без полноценного духовного и патриотического воспитания, защиты Русского мира и запрета пропаганды бездуховности. Символично, что раздел предвыборной программы КПРФ о культуре и духовном возрождении россиян следует сразу после раздела, посвященного обеспечению внутренней и внешней безопасности. Таким образом, десятый шаг: «Великому народу - великую культуру», подытоживает пункты программы партии, призывая к актуальности сохранения духовного единения россиян и уникальной многонациональной культуры, основанных на принципах гуманизма, правды и справедливости [15].
Большое внимание защите духовно-нравственных ценностей россиян уделяла партия «Справедливая Россия», которая в своей программе 2016 г. упоминает о необходимости сохранения духовного и культурного наследия в нескольких пунктах программного документа. Обеспечение духовно-нравственной безопасности России, по оценке партии СР, должно осуществляться на нескольких уровнях: во-первых, на общегосударственном, при формировании и реализации внутренней политики по развитью науки, культуры и патриотическому воспитанию; во-вторых, на уровне школ, так как их приоритетная задача заключается в воспитании молодых граждан: в-третьих, в семье как первичном социальном институте. Совершенствование деятельности органов государственной власти должно осуществляться с учетом духовных и нравственных устоев общества. Следует отметить, что обеспечение духовно-нравственной безопасности России партия связывает с преобразованием семейной, социальной, национальной и культурной государственной политики, реформированием системы образования страны в соответствии с принципами справедливости, солидарности и взаимоуважения [16].
К сожалению, в предвыборной программе политической партии «Справедливая Россия - За Правду» 2021 г. положения о духовно-нравственной безопасности России не были включены в заключительный текст документа. Была изменена структура программы, ее объем и основные положения. Ни разу не упоминаются слова и словосочетания «духовность», «нравственность», «ценности», «традиции», «моральность», «этические нормы». Основной акцент в программе делается на патриотизм, который складывается из любви к историческому прошлому Российского государства, уважения к соотечественникам и желания достойного будущего для своего Отечества. Залогом безопасности страны становится сохранение и развитие национальной культуры, для чего, с позиции партии, следует принять соответствующий рамочный закон «О культуре в Российской Федерации», увеличить долю расходов из федерального бюджета на поддержку культуры и защиту русского языка, приравнять социальное обеспечение работников государственных учреждений культуры к уровню государственных служащих и др. [17].
Тенденция снижения интереса политической партии к проблематике обеспечения духовно-нравственной безопасности России по аналогии со «Справедливой Россией» наблюдается и в программах ЛДПР. Либерально-демократическая партия в своей официальной программе, утвержденной в 2001 г., уделяет весомое внимание духовности народов России, нравственным устоям граждан, моральным ценностям жителей страны. Современный этап развития государственности связывается с очищением России от мракобесия и ложных ценностей, духовным возрождением всех россиян, их культуры, традиций и обычаев. Партия поддерживает сохранение традиционных семейных ценностей жителей России: разграничение социальных функций мужчины и женщины, повышение роли мужчины как главы семьи, многодетность, снижение брачного возраста. Спустя тридцать лет после принятия программы партии не теряет своей провокационности предложение о предоставлении возможности граждан вступать в новый брак, не расторгая предыдущего. Разделяя идею о светском характере Российского государства, ЛДПР выступает в поддержку православия как религии, которую исповедует большая часть населения и не допускает попыток подорвать ее роль в жизни россиян [18].
Аналогичный посыл о сохранении духовно-нравственных ценностей российского общества присутствует и в предвыборной програм-
ме ЛДПР 2021 г. Вместе с тем в документе не упоминаются духовность и нравственность как нематериальные категории, составляющие основу безопасности государства. Присутствуют тезисы о необходимости защиты семейных ценностей, христианства и других традиционных религий народов России [19].
Приоритет отдается решению актуальных проблем государственного территориального устройства, государственного управления, внешней политики. Тем самым вызовы и угрозы духовно-нравственной безопасности уходят на второй план. В некотором смысле отмеченный недочет компенсируется предложениями о преобразованиях в социальной, семейной, национальной государственной политике, реализация которых в перспективе должна способствовать духовному возрождению народов России и укреплению их единства.
«Новые люди» - относительно молодая политическая партия, которая за короткие сроки успела заручиться поддержкой населения и продемонстрировать хороший результат на выборах в Государственную Думу 2021 г. Основной документ партии - программа, стала сводом целей и задач политической организации на ближайшие годы и использовалась в избирательной кампании по выборам депутатов федерального парламента VIII созыва.
По сравнению с опытными политическими партиями, становится очевидным альтернативный подход «Новых людей» к проблеме обеспечения духовно-нравственной безопасности России. Партия ставит во главу угла программы ценности (новую культуру управления, свободу принятия решений, рациональность, инициативность), ориентированные на свободу и способствующие самореализации человека в современной России. Модернизацию государственного управления «Новые люди» связывают с развитием демократии, гражданского общества, институтов представительства, с изменением существующей модели российской экономики. Во внешней политике предлагается отказаться от шаблонов «геополитического» цинизма и объяснить всему миру, за какие именно ценности выступает Россия, в чем заключаются ее противоречия с оппонентами и кого страна видит в числе своих союзников [20].
Проведенный анализ программ парламентских политических партий позволяет сделать ряд выводов:
- политические партии уделяют недостаточное внимание выделению угроз духовно-нравственной безопасности России в своих программных документах. Наиболее комплексный
анализ содержится в политических программах КПРФ, однако и он представляется ограниченным, так как сконцентрирован на проблемах распространения мирового капитализма и глобализации;
- подходы отечественных политических партий к решению проблемы обеспечения духовно-нравственной безопасности России имеют существенные отличия, так как они формируются с учетом партийной идеологии и ценностных ориентиров базового электората. В программных документах ЕР, КПРФ, ЛДПР, СРЗП в качестве основных приоритетов отмечаются необходимость сохранения традиционных семейных традиций, культуры и языков народов России, истории государства и недопущение её искажения, что объясняется значительной долей граждан среднего и старшего возраста среди их избирателей. «Новые люди», ориентированные на молодежь и предпринимателей, отдают предпочтение развитию ценностей, связанных с самореализацией личности, не упоминая в своей программе о духовности и нравственности;
- в программах парламентских политических партий содержится ограниченное количество предложений по совершенствованию духовно-нравственной безопасности россиян. В основном они представлены идеями о повышении роли культуры в обществе, развитии патриотизма у подрастающего поколения, усилении контроля за повесткой в СМИ и интерпретацией истории России. В программах парламентских партий, кроме программ ЕР и КПРФ, отсутствуют конкретные рекомендации по обеспечению духовно-нравственной безопасности россиян, что снижает эффективность их практической реализации;
- наблюдается тенденция снижения внимания политических партий к проблемам духовно-нравственного развития российского общества. Большинство действующих программ парламентских политических партий были приняты в начале 2000-х гг., когда государство находилось в поиске своей национальной идентичности, а население было обеспокоено утратой духовно-нравственных ценностей в период 90-х гг. ХХ в. Предвыборные программы партий более лаконичны и ориентированы на решение первоочередных социальных, политических и экономических задач. В стремлении к привлечению большего количества электората программы становятся все более унифицированными и популистскими, а сокращение их содержания достигается за счет сжатия положений о необходимости обеспечения духовно-нравственной безопасности России.
С учетом быстро меняющейся геополитической ситуации, увеличивающей внутренние и внешние проблемы России, политические партии, как связующее звено между государством и обществом, должны уделять больше внимания необходимости модернизации духовно-нравственной безопасности государства. Программные документы политических партий следует обновить в соответствии с актуальным перечнем вызовов духовно-нравственной безопасности россиян. Положения о духовно-нравственных ценностях и мерах их защиты в Российской Федерации целесообразно выделить в специальных разделах партийных программ, посвященных рассматриваемой проблематике.
В заключение подчеркнем, что успешное развитие российской государственности связано с эффективным функционированием гражданского общества, в основе которого лежат гражданская идентичность и духовные ценности россиян. В условиях становления нового мирового порядка и занятия достойного места в нем России особо актуализируется духовно-нравственная составляющая деятельности политических партий, определяющих векторы развития страны.
Список литературы
1. Стенограмма: О чем рассказал Владимир Путин на пленарном заседании ПМЭФ-2022. URL: https:// rg.ru/2022/06/17/stenogramma-o-chem-rasskazal-vlad-imir-putin-na-plenarnom-zasedanii-pmef-2022.html (дата обращения: 24.06.2022).
2. Депутаты и политологи обозначили пути трансформации партийных идеологий в новых условиях. URL: https://yandex.rU/turbo/vz.ru/s/news/2022/6/24/1164660. html (дата обращения: 24.06.2022).
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 2.07.2021 № 400. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. Образ парламентских партий в общественном сознании URL: https://www.levada.ru/2021/04/28/obraz-parlamentskih-partij -v-obshhestvennom-soznanii/ (дата обращения: 24.06.2022).
5. Дюверже М. Политические партии. М. : Академический Проект, 2005. 544 с.
6. Сен А. Идея справедливости. М. : Изд-во Института Гайдара, 2016. 520 с.
7. Федотова В. Г., Федотова Н. Н., Чугров С. В. Культура, институты, политика // Полис: Политические исследования. 2018. № 1. С. 143-156. https://doi. org/10.17976/jpps/2018.01.10.
8. Купряшин Г. Л. Модернизация государственного управления: институты и интересы. М. : Изд-во Московского ун-та, 2012. 312 с.
9. Вагина Л. С. Теоретические основы исследования деятельности политических партий как субъекта по-
литики в современной России // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 5. С. 37-42.
10. Список зарегистрированных политических партий. URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/politicheskie-partii/#section-762 (дата обращения: 24.06.2022).
11. О политических партиях : федер. закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
12. Программа Всероссийской политической партии «Единая Россия». URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/ programma-i-ustav-vserossijskoj-politicheskoj-partii-edinaya-rossiya/ (дата обращения: 24.06.2022).
13. Народная программа «Единой России». URL: https:// er.ru/party/program (дата обращения: 24.06.2022).
14. Программа партии КПРФ. URL: https://kprf.ru/party/ program (дата обращения: 24.06.2022).
15. Предвыборная программа КПРФ на выборах в Госу -дарственную Думу ФС РФ VIII созыва. URL: http://
www.kprf-kaliningrad.ru/2021/07/desjat-shagov-k-vlasti-naroda-polnyj-tekst-predvybornoj-programmy-kprf.html (дата обращения: 24.06.2022).
16. Программа партии «Справедливая Россия». URL: https://storage.spravedlivo.ru/sr73/113270a.pdf (дата обращения: 24.06.2022).
17. Предвыборная программа Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ». URL: https://obj.spravedlivo. ru/sr73/113269b.pdf (дата обращения: 24.06.2022).
18. Программа и Устав Политической партии ЛДПР. URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/programma-i-ustav/ (дата обращения: 24.06.2022).
19. Предвыборная программа ЛДПР. 2021. URL: https:// vseobzornik.ru/predvybornaya-programma-ldpr-2021/ (дата обращения: 24.06.2022).
20. Программа партии «Новые люди». URL: https:// newpeople.ru/program_newpeople (дата обращения: 24.06.2022).
Поступила в редакцию 26.06.2022; одобрена после рецензирования 02.07.2022; принята к публикации 29.08.2022 The article was submitted 26.06.2022; approved after reviewing 02.07.2022; accepted for publication 29.08.2022