РАЗДЕЛ I
РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК И РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
С.Н. Бабурин1
РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ
И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ
Москва, Россия
Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы конституционно-правового моделирования Русского цивилизационного выбора, анализируются проблемы соотношения конституционных основ современного российского общества и возможной модели, соответствующей Русским духовным и историческим традициям, национальным особенностям. Русская нация рассматривается как скрепленный православием, русским языком и культурой союз народов. Отграничиваются народовластие от парламентаризма, нигилизм от традиционализма. Аргументируется необходимость проведения в России конституционной реформы.
Ключевые слова. Конституция, конституционно-правовая модель, Русский цивилизационный выбор, духовно-нравственные ценности, народовластие, русская нация, социальное государство.
Summary.
Sergey N. Baburin Russian civilisation model: spiritually-moral and political and legal features.
The article deals with the questions of constitutional legal Russian civilization choice modeling, analyses the problem of the correlation of the constitutional bases of contemporary Russian society, and a possible model corresponding to Russian the spiritual and historical traditions, national particularities. The Russian nation is seen as orthodoxy, sealed with the Russian language and culture of the peoples of the Union. Do distinguish democracy from parliamentarism, nihilism of traditionalism. It is argued the need to undertake constitutional reform in Russia. Keywords. Constitution, constitutional and legal model, Russian civilization choice,
1 Д-р юрид. наук, проф., президент международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, главн. научн. сотр. ИСПИ РАН, проф. Омского гос. ун-та им. Ф.М. Достоевского и Московск. ун-та им. С.Ю. Витте, президент Ассоциации юрид. вузов, академик МСА, засл. деятель науки РФ.
spiritual and moral values, democracy, social State, the Russian nation.
Осмысление современного российского конституционализма возможно лишь на основе комплексного изучения опыта конституционного развития России, её субъектов, зарубежных либеральных государств, практики реализации их конституций и уставов2. Но при этом важен не только сугубо правовой подход, тяготеющий к нормативизму, но и подход цивилизационный, позволяющий глубже проникнуть в смысл национальных особенностей любой конституции, в том числе, Конституции Российской Федерации.
Многонациональный народ России3, иными словами - русская нация, -сохраняя исторически сложившееся государственное единство, утверждая незыблемость демократической основы России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принял 12 декабря 1993 года Конституцию Российской Федерации, провозгласив Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (из преамбулы и ст. 1 Конституции РФ). И уже 25 лет жизнь российского общества строится по этому Основному закону. А так ли уместно говорить о возрождении Конституцией самой «суверенной государственности России»?
Конституционно-правовая модель современной России определена. Но соответствует ли она правовой традиции России и воплощает ли Русский цивилизационный выбор?
1. Традиционные общества - против нигилизма и безнравственности. Русская цивилизация за века своего существования имело разные государственные формы своего существования, самые крупные -Российскую империю и Советский Союз. В ХХ веке в результате разрастания глобальных процессов человеческого развития из значительного числа локальных цивилизаций лишь две - западная и русская - «подобрали универсальные ключи практически ко всем континентам и закоулкам планеты.
2 Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). 2-е изд., изм. и доп. - М.: юр. издательство «ЮРКОМПАНИ», 2013. - С. 180.
3 Не случайно В. Камбовски, опираясь на Ж. Бодена, и ныне подчеркивает, что учение о суверенитете рождено идеей абсолютной власти народа (Камбовски Вл. Международно казнено право измежу суверенитена државе и гражанског суверенитета // Суверенитет и рад международних судова. - С. 44).
К середине ХХ века они обрели потенциал гарантированного взаимоуничтожения и стали первыми в истории человечества мировыми цивилизациями»4. Разрушение СССР на рубеже веков не отменило этого результата, даже приведя к смене в Русской цивилизации государственной формы её существования, а геополитически позволив Китаю догнать лидеров.
Западное общество потребления, утрачивая нравственные скрепы и традиционное понятие семьи, доводит секулярную идеологию дол логичного, но гибельного финала. «Если проанализировать образ жизни человека современного обезбоженного мира, - говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, - посмотреть, к чему приводит праздное времяпрепровождение, то можно с легкостью убедиться, что в праздности, как в своеобразной питательной среде, развиваются вредоносные, болезнетворные бактерии, отравляющие и даже губящие подлинную жизнь человека. Эти бактерии способствуют умножению зла в человеке и, если не применять духовных лекарственных средств, могут поразить весь организм»5.
Когда неизбежно нарушение равновесия сил на стыке границ России, Китая и Монголии, как и на стыке других очагов глокализации, приводя к «определенному сдвигу в соотношении мировых цивилизаций, к переосмыслению людьми своего прошлого, настоящего и будущего»6, особенно важно осознать преимущества и недостатки того или иного цивилизационного выбора. Не случайно С.А.Авакьян, первой среди десяти конституционно -правовых «заповедей» законотворчества указал необходимость убедиться, что законодательное регулирование «ложится» на национальную почву7.
Прежде чем анализировать конституционно-правовую сторону цивилизационного фактора отечественной истории, остановимся на его российских индивидуальных особенностях. Русский выбор жизни прост: надо любить детей, беречь семью, заботиться о стариках; надо защищать Родину и хранить чистоту своей бессмертной души. Это социальное отражение духовно-нравственных оснований Русской цивилизации.
4 Железняков А.С. Монгольский полюс политического устройства мира / Отв. ред. З.Т. Голенкова. - М.: Институт социологии РАН, 2009. - С. 19.
5 Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово пастыря (1991-2011). Собрание трудов. Серия II. Том 1. - М.: Изд-во Московской патриархии РПЦ, 2013. - С. 612.
6 Железняков А.С. Указ. Соч. С. 247.
7 Авакьян С.А. Десять конституционно-правовых «заповедей» законотворчества //Вестник Московского университета: научный журнал. Серия 11. Право. - 2010. - № 1. - С. 8.
11
Россия, которую обоснованно называют микромоделью мира8, есть самостоятельная, возможно самая древняя, цивилизация планеты. В динамике её следует рассматривать как геополитический процесс самоопределения русской нации, развивающийся уже много веков на просторах Евразии, который, помимо территориального и демографического аспектов, по своему духовному наполнению включает в себя несколько элементов. Это сбережение души, развитие русского национального самосознания и торжество русского духа. Русский человек понимает: «Зла в мире не может не быть. Этот мир лежит во зле. (Ср.: 1 Ин. 5, 19). Но душа каждого из нас может освободиться от власти этого зла и жить уже здесь, на земле, как в Царствии Небесном, исполняясь радостью, светом, преумножая благодать»9. В основе такого освобождения - духовные ценности Русской цивилизации.
Такой подход не только не противоречит утверждению Е.А. Лукашевой, что сущность цивилизации раскрывается в нормативности, но прямо ему соответствует, ибо предполагает наличие общепризнанных правил, ценностей, значений, символов, которые позволяют структурировать русское общество, придать его развитию целенаправленный характер, противостоящий произволу, столкновению разнородных интересов, хаотическому развитию10.
2. Русский выбор: народные духовные ценности вместо секуляризации духа и классовой морали. Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении в Государственной Думе ФС РФ - первым в истории выступлении Предстоятеля Русской Православной Церкви с трибуны российского парламента - призвал к формулированию сегодня идеала социальной справедливости (справедливо - значит нравственно, подчеркнул Патриарх) и к новому осмыслению русской идеи, к осознанию того образа России, отстаивая который наша страна и вступила в ценностный и геополитический конфликт с Западом.
Патриарх сложил пять ключевых элементов Русской Цивилизации из пяти эпох нашей истории: вера - Древняя Русь, святая Русь: доминанта святости и высоты человеческого духа; державность - Российская империя «от океана до океана»; справедливость - революция 1917 года: стремление
8 Национальная политика России: история и современность / отв. ред. В.А. Михайлов. - М.: ИИА «Русский мир», 1997. - С. 10.
9 Пантелеимон (Шатов), епископ Орехово-Зуевский. Что нужно знать об Исповеди. - М.: Отчий дом, 2018. - С. 3.
10 Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение:
монография. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. - С. 61.
12
людей к справедливости; солидарность - Советское время: подвиг народа ратный и мирный; достоинство - уже новая, послесоветская Россия11. Русская православная традиция противостояла и противостоит европейскому либерализму и неолиберализму, потому и считается ортодоксальной. Иные элементы и смыслы в западной цивилизации.
«Длительную войну выносят немногие, без того, чтобы душевно не разложиться - желчно писал О. Шпенглер, - длительный мир не выносит никто»12. Возможно, именно благодушие мирной жизни планеты в ХХ веке -после ужаса Хиросимы и Нагасаки - и привело к перерастанию нигилистического анархизма - отрицания государства - в нравственную вседозволенность европейских неолибералов, в отрицание духовной системы координат и стирание различий между добром и злом. Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий 15 мая 2018 года даже подчеркнул: «Нынешняя евро-американская цивилизация более антихристианская, чем большевизм»13.
Секуляризация общественного сознания в буржуазно-демократической Европе, пропаганда классовости морали исключили из миросозерцания все религиозные принципы, прежде всего понятия греха и бессмертия человеческой души. А ведь человеческая душа - это самое главное, «от её состояния зависит качество нашей жизни. Можно до бесконечности улучшать внешние условия жизни, а внутри человека будет ад»14. Провозглашение абсолютного ценностного приоритета свободы, свободы выбора, отказ от нравственной нормы стали для западной цивилизации губительными.
Среди ценностных характеристик Русского выбора - высокие духовно-нравственные запросы, опирающиеся на православную религиозную традицию, отрицание модернизма в сфере брачно-семейных отношений и в основах образа жизни, построенного на соборной солидарности и взаимопомощи. Как и понимание русской нации как полиэтнической общности. Русский дух, русскую
11 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии III Рождественских Парламентских встреч, 22 января 2015 г. // http://www/patriarchia.ru/db/text/3960558.html (обращение 20 августа 2018 г.).
12 Шпенглер О. Годы решений (1933) // Политические произведения: Сборник / Пер. с нем., сост. В.В. Афанасьева. - М.: ИНФРА-М, 2015. - С. 66.
13 http://www.srna.rs/novosti/594842/mitropolit-amfilohije-kompromisi-o-kosmetu-ne-mogu-biti-u-ime-naroda.htm (обращение 7 августа 2018 г.)
14 Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово пастыря (1991-2011). Собрание трудов. Серия II. Том 1. - М.: Изд-во Московской патриархии РПЦ, 2013. - С. 705-706.
13
душу, русское сознание следует рассматривать в ряду аналогичных элементов цивилизационного развития других наций в Евразии и на других континентах, осознавая, что их различие - в особенностях пройденного пути исторического существования и в сложившейся за века системе ценностей.
Высокий уровень духовно-нравственных требований к земному существованию человека, лежащий в основе русской системы ценностей, ориентирован на трудолюбие как основу благосостояния, на простоту запросов и открытость чувств. Сюда включаются следование гармонии телесной и духовной. В русском мироощущении само целомудрие, говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, это такой мудрый образ жизни, который направлен на устранение всякого нравственного изъяна, на сохранение полноты и целостности внутреннего мира человека. «Целомудрие - это образ жизни, который защищает человека от повреждения. ... Нарушение целомудрия именуется блудом, или прелюбодейством, которые разрушают и целостность человеческой жизни, и саму личность. .Плотская нечистота повреждает целостность человеческой личности, разрушает способность человека жить в согласии со своей совестью»15.
Государство создает законы, но они не могут охватить всю сложную систему взаимоотношений между людьми. Современные учёные, опираясь на теоретико-правовые исследования Г. Гегеля, Л.И. Петражицкого и других великих предшественников, аргументированно показали, что попытки свести право лишь к нормам, установленным государством и обеспеченным его принудительной силой, несостоятельны и односторонни16. Более того, у права никогда не было монополии на регулирование жизни общества.
Для русских, сберегающих коренные основы своего традиционного общества, помимо права это всегда делали «обычаи, этические правила, которыми руководствовалась многочисленная семья с разветвленными родственными связями, деревенская община, или, как тогда говорили, мир»11. Отсюда для русских и единых с ними народов и вечный приоритет справедливости над законами. В западной цивилизации превыше всего закон. От древних германцев и рецепции римского права идет традиция всю
15 Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Слово пастыря (1991-2011). Собрание трудов. Серия II. Том 1. - М.: Изд-во Московской патриархии РПЦ, 2013. - С. 623.
16 См., напр.: Сырых В.М. Материалистическая теория права: Избранное. Т. 4. Действенность индивидуального права. - М.: РАП, 2014. - С. 36-38.
11 Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. - СПб.: Паритет, 2004. - С. 7.
повседневную реальность подчинять закону. Граница же западной цивилизации, как подчеркивал ещё О. Шпенглер, «пролегала всегда там, где заканчивалась немецкая колонизация» 18.
Неолиберализм, этот моральный сифилис мирового сообщества, умертвляющий либеральные ценности прошлых эпох, трансформировал гуманизм в отрицание не только Бога, но и человеческой природы.
3. Русский выбор: народовластие, а не парламентаризм. Оставим в стороне максимализм О. Шпенглера, для которого то, что сегодня понимается под «порядком» и закреплено в «либеральных» конституциях, есть не что иное, как ставшая привычкой анархия. «Мы называем это демократией, парламентаризмом, самоуправлением народа, на самом же деле - писал О. Шпенглер, - это простое отсутствие сознающего свою ответственность авторитета правительства и тем самым отсутствие действительного государства» 19. Современные конституционно-правовые модели государств являются, как правило, результатом длительного исторического развития, вобравшего в себя эволюцию образа жизни населения и эволюцию политических и правовых систем, последствия войн и революций, трансформации глобальных проблем в альтернативные варианты глобализации.
Политический партии в России и сама многопартийность не приживаются уже более сто лет потому, что их главный смысл - отстаивание интересов части общества - противоречит главному принципу русского общества -солидарности, стремлению согласовать все интересы по справедливости, а не по силе или влиянию.
Если отождествление понятий демократия и народовластие логично20 и объясняется сугубо языковым моментом, то народовластие и парламентаризм правильнее противопоставлять. Народовластие предполагает, что основной формой осуществления представительной власти в обществе является прямое народоправство, дополняемое съездами (соборами) на уровне государства, действующими на непостоянной основе. Парламентаризм же - это наличие высшего органа народного представительства, действующего на постоянной основе. И пусть парламентаризм будет принимаемой властью и обществом
18 Шпенглер О. Годы решений (1933) // Политические произведения: Сборник / Пер. с нем., сост. В В. Афанасьева. - М.: ИНФРА-М, 2015. - С. 71.
19 Шпенглер О. Политический горизонт // Политические произведения: Сборник / Пер. с нем., сост. В В. Афанасьева. - М.: ИНФРА-М, 2015. - С. 75.
20 Арбузкин А.М. Народовластие в свете современных конституций //Вестник Московского университета: научный журнал. Серия 11. Право. - 2010. - № 1. - С. 29.
15
системой взаимодействия определенным образом сформированного, структурированного и реально работающего парламента с другими государственными органами, обеспечивающей его адекватное положение в государственном механизме и выступающей в качестве основного способа организации и функционирования представительной демократии21, - он появился на свет в иной политико-правовой культуре и далеко не охватывает имеющегося опыта русского народовластия.
Пусть односторонне, но не без оснований рассматривая крепнувший в СССР общественный строй как господство чиновников, И.А. Ильин подчеркивал, что идея советской бюрократии состоит в том, чтобы «заменить природу в социальной жизни человека усмотрением и произволом; исключить спонтанную личную инициативу человека и заполнить образовавшуюся брешь государственными предписаниями; поставить на место иррационально-целесообразного инстинкта принуждение и террор; подавить принцип конкурирующего множества и сделать решающим принцип централистского единства; механизировать органичное в сущности общество и вытеснить культурный слой классовых врагов свежими и верно настроенными силами коммунистического пролетариата»22. Отсюда и отмеченные Ильиным рост числа служащих при демонстративных систематических сокращениях, сверхсложность аппарата и огромные на него расходы, формализм, «бумажная лавина», «пишут, чтобы не читать; подписывают, не читая; пишут много, чтобы много не думать; не читают, чтобы вообще иметь возможность жить»23. Горько, что на новом историческом этапе очень многое повторяется .
4. Русский выбор: только справедливое социальное государство. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
Социальный характер российского государства предполагает не только достойную жизнь человека, но и достойную жизнь народа. Игнорирование в конституционных нормах интересов общности, социума, народа - явное влияние чуждой России правовой традиции. А достойная жизнь каждого
21 Керимов А.Д. Государственная организация общественной жизнедеятельности: вопросы теории: монография. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2018. - С. 118.
22 Ильин И.А. Собр. соч.: Мир перед пропастью. Политика, хозяйство и культура в коммунистическом государстве. Часть I и II. - М.: Русская книга, 2001. - С. 138-139.
23 Ильин И.А. Собр. соч.: Мир перед пропастью. Политика, хозяйство и культура в коммунистическом государстве. Часть I и II. - М.: Русская книга, 2001. - С. 149.
16
человека в обществе, свободное развитие каждого человека и означают построение общества на началах справедливости.
Справедливость социального государства предполагает и его способность противостоять внутренним и внешним угрозам, то есть наличие у государства силы как одного из важных факторов общественного прогресса24.
5. Русский выбор: единая нация как союз братских народов. Русская нация никогда не была моноэтнической. Не случайно в Декларации русской идентичности, принятой по итогам XVIII Всемирного русского народного собора 11 ноября 2014 года, подчеркнуто, что русский народ исконно имел сложный генетический состав, включая в себя потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтских, иранских и тюркских племен. И это генетическое богатство ни разу не стало угрозой для национального единства русского народа25. Отсюда важен и вывод Декларации: русский - это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа26.
В XXI веке полиэтничность русской нации, сохранившаяся в рамках Российской Федерации, возрождается на более широких просторах послесоветского пространства через механизмы евразийской межгосударственной интеграции.
Единство языка межнационального общения как условие единой народной общности безусловно. Русский язык исторически один из признаков Русской цивилизации. Это не означает исчезновения других языков, которые должны сберегаться и поддерживаться.
Особенности межнациональных отношений в России всегда предполагали взаимное уважение и сохранение культурных особенностей. Православное вероисповедание как скрепа души народа не отвергало другие традиционные для России религии, решительно противодействую только сектам и иноземным миссионерам. Канонические территории всех церквей должны уважаться.
6. Социальная спасительность конституционной реформы.
2424 См.: Керимов А.Д., Куксин И.Н. Сильное государство как определяющий фактор общественного прогресса: монография. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.
25 http://www.patriarchia.ru/db/text/508347.html (Обращение 18.08.2018 г.)
26 Там же.
Конституция Российской Федерации 1993 года слишком либеральна и космополитически «общечеловечна», чтобы быть воплощением Русского выбора. Её уязвимым местом, разрывающим цивилизационную ткать исторической России, являются нормы, разрушающие традиционную русскую систему народовластия (народоправства), и статьи, ставящие дальнейшее развитие России под внешний контроль.
Начнём со ст. 2 Конституции России, в которой в качестве высшей ценности закреплены только человек, его права и свободы. Им корреспондирует обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека.
Конечно, это чистейший неолиберализм, игнорирующий традиционные для русского общества ценности, которые не ниже прав человека - Отечество, святыни, нравственность, веру.
Отметим и норму ст. 13 Конституции о том, что «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». России навязана на высшем правовом уровне идеология нигилизма. Отрицание идеологии, а в идеологии - ценностей, есть тоже идеология, причём уравнивающая добро и зло с безоговорочной обязательностью и государственным принуждением к этому уравниванию. Боязнь возвращения монополии марксизма-ленинизма эту конституционную норму объясняет, но не оправдывает. В нашей Конституции закреплена бесовщина.
Негативную роль играют нормы ст. 14, 15 Конституции Российской Федерации. Н какова должна быть конституционная реформа России, путь возвращения России к самой себе, если до сих пор отсутствует «ясная и понятная народу концепция и программа реформирования общества»21?
Выделим несколько задач конституционной реформы в Российской Федерации. При проведении реформы необходимо:
1. Закрепить в Конституции РФ основы российской модели перехода к устойчивому развитию (дополнение в Преамбулу и гл. 1)
2. Избавить Основной закон страны от закрепленных в нем нигилистических идей, препятствующих возрождению России (изменения в гл. 1).
21 Дырин А.И. Патриотизм как духовно-практическая ценность в России и для России // Российская система ценностей: XIV Рождественские православно-философские чтения. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. - С. 18.
18
3. Закрепить в Конституции РФ историческую миссию Православия и его роль в создании российской государственности (изменение в Преамбуле).
4. Закрепить в Конституции особую ответственность русской нации (русского народа) за сбережение российского общества и государства, за благополучные межнациональные отношения в России (изменения в гл. 1).
5. Привести Конституцию РФ в соответствие с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и закрепить в Конституции РФ участие РФ в евразийских интеграционных процессах и российско-белорусском Союзном государстве (изменения в гл. 1, 2, 3).
6. Укрепить высший орган народного представительства России, как минимум реорганизовав Парламент РФ, расширив его полномочия в отношениях с исполнительной властью (основные изменения в гл. 5 и не только).
7. Перестроить систему местного самоуправления, конструируя её снизу вверх, от дворовых и сельских сходов - до съездов советов районов и городов.
Какова современная конституционно-правовая модель Русского цивилизационного выбора, основанная на вышеуказанной формуле? И имеет ли эта модель своё социальное измерение?
Мировоззренческие противоречия Конституции объясняются отсутствием у неё нравственной основы. Именно поэтому и необходимо конституционное признание исторической миссии Православия и его роли в создании российской государственности. Как и закрепление в Конституции особой ответственности русского народа как за сбережение российского общества и государства, так и за благополучные межнациональные отношения в России. В Конституции России должны появиться, наконец, слова РУССКИИ и ПРАВОСЛАВИЕ. Роль русского народа в становлении Державы формально не отрицают, но и не признают. Фигура умолчания. Ч. 1 ст. 3 Конституции РФ оправданно сформулировать так: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ, составляющий русскую нацию».
Статью 2 Конституции можно изложить в следующей редакции: «Отечество, вера, нравственность, святыни, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их соблюдение и защита - обязанность государства».
Нельзя лукавить и плестись во след Европе, устыдившейся в проекте
Евроконституции своего христианского прошлого. В преамбулу следует
19
включить дополнительным пунктом: «признавая исключительно важное значение Православия - религии восточно-православной Церкви Христовой, сыгравшей важную роль в становлении и укреплении российской государственности, продолжающей оставаться стержнем нравственности и культуры русского и близких ему народов».
Ст. 14 Конституции РФ можно изложить в следующей редакции:
«1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Свобода религиозного сознания неприкосновенна. Пользование личными и политическими правами не зависит от религиозных убеждений каждого.
3. Всякая известная религия свободна, и отправление её культовых обрядов осуществляется беспрепятственно под охраной закона. Отправление культовых обрядов, оскорбляющих общественный порядок или нравственные нормы, не допускается. Прозелитизм запрещается.
4. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Ч. 1 ст. 15 Конституции должна звучать: «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, а также международные обязательства Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Повторяя вывод В.М. Гессена о том, что «демократическое, правовое государство не может не быть парламентарным, ибо парламентаризм является высшей формой, венцом конституционного режима»28, следует учитывать и уровень фиктивности в политической системе. Для возвращения к народовластию следует для начала избавиться от фальши в существующем российском парламентаризме. Федеральное Собрание Российской Федерации станет настоящим парламентом только в случае, если перестанет быть слепым и безропотным проводником воли исполнительной власти.
Конструируя конституционно-правовую модель Русского цивилизационного выбора, следует отметить, что ключевой характеристикой является её социальное измерение, выражавшееся, в том числе, в народовластии, осуществлявшемся снизу вверх, от схода жителей и веча - до выборных. Эта система в ХХ веке в значительной степени повторилась в
28 Там же. С. 187.
многоуровневости съездов советов, когда самые нижние ячейки народного самоуправления направляли своих выборных на уездный съезд, уездные съезды - на областные и так далее по вертикали.
Оптимальный вариант - вернуться также к исторически и географически обусловленной модели высшего органа народовластии России Земскому Собору, получившему с учетом опыта последних столетий форму Съезда народных депутатов. Только за основу следует взять не Съезд народных депутатов РСФСР, качнувшийся в своей схеме к сугубо территориальному представительству, а недооцененную обществом модель Съезда народных депутатов СССР, включавшую и территориальное, и корпоративное, и конфессиональное представительство.
Съезд народных депутатов России (Российского или Евразийского Союза) должен избирать постоянно работающую нижнюю палату Парламента, которую лучше назвать Верховным Советом. Верхней палатой следует сделать Государственный Совет, формирующийся на У Съездом народных депутатов, на У Главой государства. Половину членов Государственного Совета нужно избирать органами народного представительства Субъектов Федерации (Евразийского Союза). Верховный Совет должен иметь право выражать недоверие отдельным членам Правительства, после чего либо происходит отставка этого должностного лица, либо председатель Правительства ставит вопрос о доверии Правительству в целом. Получив вотум доверия, глава Правительства имеет право оставить состав правительства неизменным. Это не посягательства на разделение властей в его понимании, механически взятом из XVIII века, это возвращение к истоку, когда правовым называют государство, «в котором правительственная и судебная власти подчинены законодательной»29.
В современной России следует вернуться и к практике, когда депутаты нижней палаты Парламента, занимая пост члена Правительства, сохраняют свой депутатский мандат, как это было в 1993-1995 гг. Это усиливает ответственность политических партий в случае формирования многопартийных правительств. Все необходимые изменения вносятся в главу 5 Конституции РФ.
Весь комплекс конституционных изменений и призван вернуть российскому государству реально социальный характер. Безусловно,
29 Гессен В.М. Теория правового государства // Политический строй современных государств. Т. 1: сб. статей. СПб., 1905. - С. 145.
21
одновременно российская конституционная модель должна включить и нормы евразийской интеграции, призванные в перспективе лежать в основе создания союзного государства.
Формула Русской цивилизации в XXI веке должна включать пять взаимосвязанных частей: государственное единство русской нации, духовно-нравственные традиции в культуре, протекционизм в экономике, справедливость в праве, власть Советов в политике.
Сулакшин С.С.30 РУССКИЙ ВОПРОС — ВОПРОС ПОЛИТИЧЕСКИЙ Москва, Россия
Резюме.
Русский вопрос в современный момент истории России вышел за рамки судьбы русского этноса, за рамки навязываемого примитивного национализма. Русский вопрос приобрел характер политический, существует ответственность 80% населения страны за необходимый выход из ее тупикового состояния и угрозы распада. Назрел кризис финансово-экономический, кризис политический и международный для России, есть реальная опасность, прежде всего, в утрате смыслов и субъектной идентичности. В подобные критические исторические смутные времена русская российская цивилизация всегда обращалась к своим культурно-цивилизационным корням, важнейшим из которых является русский народ. Все более значимой становится активизация политической консолидации русского народа перед лицом угроз стране.
Ключевые слова: русский этнос, русский народ, русский вопрос, политический кризис, субъектная идентичность, национальная безопасность.
Summary.
Stepan S. Sulakshin The Russian question — the political question.
The «Russian issue» at the present moment of Russia history has gone beyond the fate of the Russian ethnic group, beyond the imposed primitive nationalism. The «Russian issue» has acquired a political character, a character of responsibility of 80% of the country's population for overcoming Russia"s impasse and the threat of collapse. The financial and economic crisis, the political crisis and the international crisis for Russia are rooted, first of all, in the loss of meanings and subject identity. In such critical historical troubled times, Russian civilization has always turned to its
30 Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина), д-р физ. мат. наук, д-р полит. наук, проф.
22