Научная статья на тему 'Ценностно-смысловое ядро и либеральное мировоззрение российского уголовного судопроизводства'

Ценностно-смысловое ядро и либеральное мировоззрение российского уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
409
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ценностно-смысловое ядро / мировоззрение / либерализм / культурно-историческое наследие / система традиционных духовно-нравственных ценностей / идеология / толерантность. / value-semantic core / worldview / liberalism / cultural and historical heritage / the system of traditional spiritual and moral values / ideology / tolerance.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Васильевич Агутин

Посвящается осмыслению ценностно-смыслового ядра российского народа и либерального мировоззрения уголовного судопроизводства. Установлено не соответствие либерального мировоззрения уголовного судопроизводства ценностносмысловому ядру российского народа. Выявлены и систематизированы направления негативного влияния либерального мировоззрения на уголовно-процессуальную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SEMANTIC CORE AND THE LIBERAL WORLDVIEW OF THE RUSSIAN CRIMINAL PROCEEDINGS

The article is devoted to understanding the value-semantic core of the Russian people and the liberal worldview of criminal justice. The non-conformity of the liberal worldview of criminal justice with the value-semantic core of the Russian people has been established. Identified and systematized the direction of the negative impact of the liberal worldview on criminal procedure.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловое ядро и либеральное мировоззрение российского уголовного судопроизводства»

УДК 343.1 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10008 © А.В. Агутин, 2019

Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ЯДРО И ЛИБЕРАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Александр Васильевич Агутин,

профессор кафедры международного сотрудничества в сфере прокурорской деятельности,

доктор юридических наук, профессор Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации (117638, Москва, ул. Азовская, д. 2, корп. 1)

E-mail: agutin.av@yandex.ru

Аннотация. Посвящается осмыслению ценностно-смыслового ядра российского народа и либерального мировоззрения уголовного судопроизводства. Установлено не соответствие либерального мировоззрения уголовного судопроизводства ценностно-смысловому ядру российского народа. Выявлены и систематизированы направления негативного влияния либерального мировоззрения на уголовно-процессуальную деятельность.

Ключевые слова: ценностно-смысловое ядро, мировоззрение, либерализм, культурно-историческое наследие, система традиционных духовно-нравственных ценностей, идеология, толерантность.

VALUE-SEMANTIC CORE AND THE LIBERAL WORLDVIEW OF THE RUSSIAN CRIMINAL PROCEEDINGS

Aleksandr V. Agutin,

Professor, Department of International Cooperation in the field of prosecution activities,

Doctor of Law, Professor

Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation (117638, Moscow, ul. Azovskaya, d. 2, korp. 1)

Abstract. The article is devoted to understanding the value-semantic core of the Russian people and the liberal worldview of criminal justice. The non-conformity of the liberal worldview of criminal justice with the value-semantic core of the Russian people has been established. Identified and systematized the direction of the negative impact of the liberal worldview on criminal procedure.

Keywords: value-semantic core, worldview, liberalism, cultural and historical heritage, the system of traditional spiritual and moral values, ideology, tolerance.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Агутин А.В. Ценностно-смысловое ядро и либеральное мировоззрение российского уголовного судопроизводства. Вестник экономической безопасности. 2019;(1):46-52.

Указом Президента Российской Федерации от подвержен различного вида угрозам. В настоящей

31 декабря 2015 г. № 683 была утверждена «Страте- статье мы не будем заниматься их перечислением,

гия национальной безопасности Российской Феде- а укажем на одну из них — подмену культурно-

рации» (далее — Стратегия национальной безопас- исторического наследия и системы традиционных

ности 2015 г.). В соответствии с п. 1 указанной стра- духовно-нравственных ценностей российского на-

тегии она (стратегия) является базовым документом рода в сфере уголовного судопроизводства. В своей

стратегического планирования, определяющим совокупности культурно-историческое наследие и

национальные интересы и стратегические нацио- система традиционных духовно-нравственных цен-

нальные приоритеты Российской Федерации, цели, ностей российского народа в уголовно-процессу-

задачи и меры в области внутренней и внешней по- альной сфере образуют ценностно-смысловое ядро

литики, направленные на укрепление национальной отечественного уголовного судопроизводства. Оно

безопасности Российской Федерации и обеспечение обеспечивает смысловую основу уголовно-процес-

устойчивого развития страны на долгосрочную пер- суальной деятельности и своеобразие мировоспри-

спективу. ятия, миропонимания и миропредставления долж-

Стратегический курс, избранный политиче- ностных лиц, ее осуществляющих. ским руководством нашей страны, обеспечиваю- Одним из проявлений ценностно-смыслового

щий слияние государства и российской общности, ядра в отечественном уголовном судопроизвод-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

стве является русский (российский) менталитет. К характерным его признакам, включая и уголовное судопроизводство, исследователи относят: правду, государственность и духовную основу общественного и индивидуального сознаний (мировоззрения); приоритет духовных ценностей перед остальными, в том числе и перед материальным благополучием; софийность, включенную в систему всеохватывающего интуитивно-эмоционального познания мира; эмоционально ориентированную гносеологию сердца, особую исповедальность; аскетическую направленность; социальную справедливость; соборность, ориентированность на коллективное сознание; открытость и всеотзывчивость, исключительную поглащенность будущим» [5, с. 79—82].

Перечисленные особенности менталитета российского народа образуют специфику ценностно-смыслового ядра нашей общности, и обеспечивают своеобразие и целостность ее мышления, включая и ту часть мышления, которая имеет непосредственное отношение к уголовному судопроизводству. В свою очередь ценностно-смысловое ядро российского народа позволяет нашему народу целостно воспринимать, понимать и представлять саму жизнь с ее достоинствами и недостатками. Ценностно-смысловое ядро российского народа и ценностно-смысловое ядро уголовного судопроизводства соотносятся между собой как целое к части. По этой причине все что свойственно целому присуще и части. В любом случае ценностно-смысловое ядро нашего народа является духовным оплотом отечественного уголовного судопроизводства. Это позволяет должностным лицам, осуществляющим уголовно-процессуальную деятельность, самостоятельно мыслить, принимать решения и действовать.

В отличие от изложенного, либеральная парадигма мышления, воплощенная в УПК РФ, не учитывает особенности ценностно-смыслового ядра российского народа. Более того, она потенциалом либерального мировоззрения осуществляет нейтрализацию (подмену) культурно-исторического наследия и системы традиционных духовно-нравственных ценностей. Подмена культурно-исторического наследия и системы традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа означает разрушение русской (российской) культуры. Разру-

шение русской культуры приводит к уничтожению основных форм самовыражения нашего народа в виде «особенности национального характера, миросозерцания, менталитета» [8, с. 97—118].

Уничтожение основных форм самовыражения русской культуры означает прекращение осуществления уголовно-процессуальной деятельности на основе духовно-нравственных ценностей, традиций, обычаев, традиционного мировоззрения и менталитета российского народа. И не только. Уничтожение основных форм самовыражения русской культуры влечет за собой еще разрушение ценностно-смыслового ядра нашего народа. «В культуре он играет ту роль, — пишет Н.М. Николаенко, — которую в организме играет информация, содержащаяся в размножающихся матричным путем генетических программах, — обусловливает и поддерживает

специфическую структуру организма......задает

всю структуру системы ценностей, влияет практически на все сферы жизни и определяет судьбу культуры» [7, с. 26]. Сказанное в полной мере имеет отношение и к отечественному уголовному судопроизводству.

Подмена (уничтожение) ценностно-смыслового ядра отечественного уголовного судопроизводства способно привести к духовному опустошение и обезличиванию уголовно-процессуальной деятельности. Культурно-историческое наследие и система традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа окажутся для нее просто не доступны. В моделируемой нами ситуации источником «духовных сил» уголовно-процессуальной деятельности будет выступать эмоционально-привлекательное, но ложное по своему содержанию и сущности либеральное мировоззрение (идеология).

Скажем прямо: «В наши дни уничтожение духовного оплота отечественного уголовного судопроизводства осуществляется потенциалом ложного мировоззрения, сформированного за счет гиперболизации потенциала гносеологии (теории познания)». Гиперболизация ложного мировоззрения в науке уголовного судопроизводства тождественно духовной агрессии в отношении ценностно-смыслового ядра отечественного уголовного судопроизводства. Ее результатом может стать утрата нашим уголовным судопроизводством как в целом, так и на уровне должностных осуществляющих

уголовно-процессуальную деятельность способности самостоятельно мыслить, принимать решения и действовать.

Возможная утрата российским уголовным судопроизводством действенным образом продуцировать уголовно-процессуальную деятельность будет говорить в пользу того, что наш уголовный процесс подвергся духовной агрессии, а его мировоззрение (идеология) трансформировано, и не взаимосвязано с культурно-историческим наследием и системой традиционных ценностей российского народа. Здесь же необходимо сказать о нижеследующем. Трансформация традиционного для нашего уголовного судопроизводства мировоззрения, как правило, будет осуществляется посредством формирования ложного мировоззрения, например, за счет гносеологических (либеральных) идеологем. В действующем УПК РФ, они названы «принципами уголовного судопроизводства».

Принципы уголовного судопроизводства, закрепленные в УПК РФ, будучи либеральными иде-ологемами, своим потенциалом решают две основные задачи. Первая задача, «развернуть (раскрыть) сущность судебной реформы, и репрезентовать саму судебную реформу, придав ей эмоциональную привлекательность». Вторая задача, «произвести на мировоззренческом уровне расслоение единого национального языка на отдельные бессодержательные «словесно-идеологические и социальные кругозоры», на «языки-идеологемы», у каждого из которых — своя «социально-идеологическая смысловая конъюнктура» (М.М. Бахтин), «свой лозунг, своя брань и своя похвала», и не один из них «не в состоянии выработать целостного взгляда на мир» (Г.К. Косиков)» [9, с. 181—184]. В нашем случае — на отечественное уголовное судопроизводство.

Принципы уголовного судопроизводства, закрепленные в УПК РФ, выступая в качестве идеологем уголовно-процессуальной деятельности, развертывают эту деятельность с позиции либеральной методологии, практической деятельности и ценностно-смысловой составляющей. Все эти формы (виды) развертывания уголовного судопроизводства осуществляются в отрыве от культурно-исторического наследия и системы традиционных ценностей российского народа. В результате, принципы уго-

ловного процесса вместо положительного влияния на уголовное судопроизводство, обеспечивают себе ложную эмоциональную привлекательность. Одновременно они своим ложным содержанием фраг-ментируют и сужают сознание должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность.

Фрагментация и сужение сознания должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, приводит к тому, что нарушается целостность их мышления и изоляция сознания. В этой ситуации ценностно-смысловое ядро отечественного уголовного судопроизводства начинает замещаться ложным либеральным мировоззрением. Следствием такого замещения является разрушение личностных качеств должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Специалисты по глобальной информационной обороне в духовной сфере, изложенную нами либеральную технологию нейтрализацию культурно-исторического наследия в сфере уголовного судопроизводства, вполне могут отнести к одной из технологий по уничтожению духовной составляющей в рассматриваемой сфере. «В настоящее время появились технологии, — пишут они, — которые при наличии определенных условий способны трансформировать мировоззрение без применения военной силы путем воздействия на духовную сферу, которая, в свою очередь, связана с компонентами национальной безопасности. Ослабив духовную составляющую, можно либо полностью уничтожить социум, либо настолько ослабить его военную составляющую, что сделает возможным применение вооруженных сил без опасений получить серьезный вооруженный отпор» [1, с. 20].

Отечественное уголовное судопроизводство, опираясь на культурно-историческое наследие и систему традиционных духовно-нравственных ценностей народа, способно нейтрализовать агрессивное воздействие ложного мировоззрения. Основой отмеченной нейтрализации является духовность нашего народа. Она обеспечивает должностным лицам, осуществляющим уголовно-процессуальную деятельность, способность самостоятельно мыслить, действовать и принимать решения. Способность же должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, самостоя-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

тельно мыслить, действовать и принимать решения говорит в пользу того, что они обладают важным качеством, а именно духовным богатством.

Духовное богатство должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, формирует особенности (специфику) их мышления. Оно целеустремлено к внутреннему совершенству, позволяющему им стремится и достигать высшие смыслы своего бытия. В духовной сфере одним из смыслов бытия (жизни) является религиозная Вера. Со своей стороны, религиозная Вера является источником духовным сил нашего народа. Кроме того, в условиях господства в нашей стране либеральной парадигмы мышления Вера позволяет нашим согражданам оставаться людьми. Оставаться не просто людьми, а быть личностями.

Личностью является человек, воспринявший культурно-историческое наследие и систему традиционных ценностей российского народа. В этом смысле нет и не может быть противоречий между российской общностью и личностью. Впрочем, как не имеется никаких оснований их противопоставления нашему государству. Наше государство — это не государство в либеральном его представлении. Наше государство — это ни аппарат, ни совокупность органов, обеспечивающего принуждение и несущего кару и право в качестве либеральной самоценности. В нашем понимании государство — это прежде всего Отечество, Родина-Мать и Родная Земля с ее реками, лесами, полями. Государство — это Наши Воины: от солдата до полководца, не поверхностно понимающие смысл слов «Честь Имею». Наше государство — это наши судьи, прокуроры, следователи и дознаватели самоотверженно выполняющий свой долг перед Родиной. И.А. Ильин отмечал: «Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с место на место и втаптываемой чужеземцами в грязь» [3, с. 333—334]. Наше государство — это наш народ. Отечественное государство и народ не разделяемы и не разделимы. Они составляют целостное духовное единство — российскую общность. Про-ше говоря, государство — это каждый из нас не равнодушно живущий в нашей стране, имя которой «Россия».

В основе российской общности, а, следовательно, и отечественного уголовного судопроизводства

лежит дух нашего народа. Дух российского народа — это жизненная энергия, которая наполняет нашу жизнь смыслом, формирует должное (-ую) мировоззрение (мотивацию), нейтрализует пороки индивидуалистического и эгоистического мышления. Иначе можно сказать так: «Дух народа делает должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, личностями позволяет им оставаться людьми независимо от ситуаций. Он является своеобразным барьером в ситуациях, связанных с духовной (моральной) деградацией человека, превращения его в «нелюдя»». Без духа российской общности невозможно нормальное функционирование ни отечественного уголовного судопроизводства, ни нашего государства, ни жизнь нашего народа.

В рассматриваемом аспекте весьма важным является понимание нижеследующего обстоятельства. Нейтрализация духовных основ отечественного уголовного судопроизводства осуществляется посредством формирования в уголовно-процессуальной сфере либерального сознания (мировоззрения), которое исходит: во-первых, из сверхценности исповедуемых этим мировоззрением идей; во-вторых, тотальным безоговорочном подчинении им отечественного уголовного судопроизводства; в-третьих, отрицании возможности иного отличного от либерализма видения уголовного судопроизводства. Ситуация с негативным воздействием либерального мировоззрения на отечественное уголовное судопроизводство усугубляется еще и тем, что оно нейтрализует (омертвляет) сознание должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность.

«Омертвление» сознания должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, происходит за счет иделогемы, которую либералы называют «толерантность», и относят к критериям правильного понимания и уважения культур (религий). Так, С.М. Морданова и Т.А. Левит пишут: «Мощным социальным фактором, противодействующим негативному поведению современной молодежи, становится толерантность, рассматриваемая как внутренняя и внешняя установка личности и общества на принятие другого таким и являющаяся одной из самых основных категорий нравственности международного сообщества и

ключевым понятием для понимания экономико-политических, социально-культурных, психолого-педагогических процессов и течений третьего тысячелетия» [6, с. 34—38].

В последующих своих размышлениях С.М. Мор-данова и Т. А. Левит полагают, что «можно говорить об этнической толерантности как о социальной ценности — значимом явлении реальной действительности, которое соответствует потребностям общества и помогает ему стабильно развиваться» [6, с. 38]. В ключе социальной ценности понимается толерантность и в международных нормативных актах. Например, «Декларация принципов терпимости» (далее — Декларация принципов терпимости) (принята в г. Париже 16.11.1995 Резолюцией 5.61 на 28-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) толерантность (терпимость) означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Согласно Декларации принципов терпимости, терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Терпимость — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины. Не менее важным в понимании толерантности является ее проявление. Оно: 1) созвучно уважению прав человека; 2) не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям; 3) означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; 4) означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность; 5) означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Осмысливая изложенные проявления толерантности, нетрудно увидеть, что толерантность является одной из идеологем либерального мировоззрения (концепции прав и свобод человека и гражданина).

Будучи таковой, она имеет своим фактическим назначением нейтрализацию культурно-исторического наследия и системы традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа в сфере уголовного судопроизводства. Цель подобной нейтрализации — формирование толерантного сознания у должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность. Следуя логике мышления либералов, оно (толерантное сознание должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность) никоим образом не должно быть связано с особенностями менталитета нашего народа: вместо правды ложь, вместо веры «животная вера», как сумма своих и чужих убеждений, вместо солидарности и коллективизма индивидуализм. Таким образом, толерантность является эмоционально-привлекательной по форме, но ложной по содержанию идеологемой либерального мировоззрения, включая и ту его часть, которая имеет непосредственное отношение к уголовному судопроизводству.

По своей направленности идеологема толерантности в уголовном судопроизводстве целенаправленна на нейтрализацию процессов, связанных с становлением личностных качеств должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, на основе их самосознания себя на основе культурно-исторического наследия и системы традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа. Действенными способами установления своеобразного режима толерантного сознания являются воспитание и образование в духе толерантности. «Воспитание в духе толерантности, — отмечается в Декларации принципов терпимости, — следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями».

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Согласно догмам либерализма, воспитание в духе толерантности не имеет альтернатив. Оно является единственно возможным и приемлемым. Все иные проявления человеческого духа, согласно приведенному положению Декларации принципов терпимости, объявляются не толерантными, а, следовательно, не приемлемыми. По всей видимости, к числу неприемлемых, исходя из логики представителей толерантности, относится и дух Святой Правды в отечественном уголовном судопроизводстве. Он не умещается в узкий комзол толерантного духа. Презентация же толерантного духа в качестве единственно возможного говорит в пользу того, что он, по своей сути, является средством нейтрализации личностных качеств должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность.

Теперь перейдем к образованию, как действенному способу формирования толерантного сознания. Образование, по мнению представителей толерантности, есть «систематическое и рациональное обучение толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения». По нашему глубокому убеждению, систематическое и рациональное обучение толерантности означает перевод мировосприятия, миропонимания и миропредставления должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, сугубо на рациональную (логическую) основу без учета иных познавательных форм, например, «врожденных» иррациональных (целостных) форм мышления нашего народа.

В либеральном представлении систематическое и рациональное обучение толерантности фактически означает либо нейро-лингвистическое программирование, либо зомбирование, либо омертвление сознания обучаемых по параметрам, которые заранее были определены представителями толерантности. В сфере уголовного судопроизводства воспитание в духе толерантности противоречит основам культурно-исторического наследия и системе традиционных духовно-нравственных ценностей российского народа. Согласно им, воспитание представляет собой путь духовного совершенствования. Такой взгляд на воспитание является традиционным для нашего народа. В частности, И.А. Ильин писал: «Самое главное в воспитании... духовно по-

будить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни — источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу — духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма» [4].

Отечественный подход к воспитанию и обучению (образованию), включая и ту его часть которое имеет непосредственное отношение к уголовному судопроизводству, не умещается в клише толерантности. Ситуация с насаждением толерантности в нашем уголовном судопроизводстве усугубляется еще нижеследующим обстоятельством. Представители толерантности, видимо исходя из своей толерантной исключительности, стремятся к тому, чтобы перевести образование в толерантное русло. Так, они пишут: «Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами».

Идеи переформатирования образования в духе толерантности находят отклик и на постсоветском пространстве. Так, по мнению уже упомянутых нами выше С.М. Мордановой и Т.А. Левит, основная роль в формировании толерантности у молодежи должна отводится образованию. В частности, они отмечают: «Образованию отводится основная роль в процессе формирования толерантного сознания молодого поколения, которое в будущем само станет инициатором всех последующих изменений в обществе. Поэтому одной из ключевых компетенций, определяющих интеллектуально-личностное развитие учащихся, является готовность и способ-

ность человека жить и конструктивно взаимодействовать в много форматном поликультурном мире, т.е. толерантность как особая характеристика личности» [6, с. 37].

Толерантность — это форма духовной экспансии (принуждению к толерантности) отечественного уголовного судопроизводства. Ее назначение — формирование на основе победы в холодной (психологической) войне «системы управления (мировой архитектуры), обеспечивающей победившей стороне возможности вечно и полномасштабно пользоваться стратегическими эффектами своей победы, в том числе и бесконтрольно пользоваться всеми ресурсами побежденного» [2, с. 88]. Стратегической целью духовной экспансии отечественного уголовного судопроизводства в форме толерантности является формирование ложного мировоззрения на основе доминирования в нем этики сектантского протестантизма, пантеистической мистики и сатанизма.

Литература

1. Брычков А.С., Никоноров Г.А. Глобальная информационная оборона духовной сферы // Проблемы безопасности российского общества. 2015. № 1.

2. Владимиров А.И. Основы общей теории войны: монография: в 2-х ч. Ч. II: Теория национальной стратегии: основы теории, практики и искусства управления государством / А.И. Владимиров. М., 2013.

3. Ильин И.А. Мы были правы // О грядущем России / Под ред. Н.П. Полторацкого. М., 1993.

4. Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. М., 1996. Т. 1.

5. Корсакова Л.Е. Аксиологическое ядро этнокультурной ментальности // Регионология. 2013. № 2 (82).

6. Морданова С.М., Левит Т.А. Сущность и содержание понятия «толерантность» //Акмеология профессионального образования. Материалы 14-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2018.

7. Николаенко Н.М. Космизм в контексте отечественной философской культуры. Омск, 2006.

8. Фомина Н.Н. Русская культура в контексте мировой культуры // Введение в культурологию: Курс лекций. Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003.

9. Цацалов О.О. К вопросу о принципах правосудия как принципах судебной деятельности // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 7.

Актуальные проблемы уголовно-процессуального права. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Под ред. О.В. Химичевой, О.В. Мичуриной. 2019 г. 304 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Курс лекций подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция, квалификации магистр. Цель пособия — вычленить наиболее актуальные в теоретическом и практическом плане проблемы, требующие более глубокого изучения в отдельном учебном курсе.

Для слушателей (студентов), адъюнктов (аспирантов) и преподавателей образовательных организаций, осуществляющих обучение _ по направлениям подготовки (специальностям), входящим в укрупненную группу направлений подготовки (специальностей) Юриспруденция, а также для всех интересующихся проблемами уголовного судопроизводства.

Актуальные проблемы

уголовно-процессуального права

Второе издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.