Научная статья на тему 'Духовные потребности личности в контексте современного гуманитарного знания'

Духовные потребности личности в контексте современного гуманитарного знания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2455
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / SPIRITUALITY / HUMAN REQUIREMENTS / SPIRITUAL REQUIREMENTS / PERSONALITY FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юсупова Елена Александровна

В статье объяснена актуальность обращения к духовным потребностям личности в условиях духовного кризиса; сделан обзор изучения духовных потребностей российскими учеными: философами, психологами, педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL NEEDS OF A PERSONALITY IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY HUMANITARIAN KNOWLEDGE

The article analyses actuality of appeal to spiritual needs of an individual in a spiritual crisis, an overview of the research of spiritual requirements by the Russian scientists: philosophers, psychologists and educators.

Текст научной работы на тему «Духовные потребности личности в контексте современного гуманитарного знания»

Электронный научный журнал «Наука.Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013. Ns 1

Философия. Социология. Культурология

УДК 304.2

ББК 71 Е.А. Юсупова

ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ

СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

В статье объяснена актуальность обращения к духовным потребностям личности в условиях духовного кризиса; сделан обзор изучения духовных потребностей российскими учёными: философами, психологами, педагогами.

Ключевые слова: духовность, потребности человека, духовные потребности, формирование личности.

E.A. Yusupova

SPIRITUAL NEEDS OF A PERSONALITY IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY HUMANITARIAN KNOWLEDGE

The article explained actuality of appeal to spiritual needs of an individual in a spiritual crisis, an overview of the research of spiritual needs by the Russian scientists: philosophers, psychologists and educators.

Keywords: spirituality, human needs, spiritual needs, personality formation.

В последнее время такие важные для каждого человека слова, как «нравственность» и «духовность» всё чаще звучат с приставкой - без. Безнравственные поступки бездуховных людей становятся привычными реалиями повседневности. Если несколько десятилетий назад увидев на улице драку, прохожие незамедлительно вызвали бы милицию, а заметив лежащего человека - скорую помощь, то сейчас большинство пройдёт равнодушно или (что ещё чудовищнее) снимет видеосюжет для размещения в интернете. Пока дети, как волчата, сбиваются в стаи и делят школьный двор на сферы влияния, их родители заказывают друг друга ради квадратных метров. Средства массовой информации ежедневно демонстрируют нам шокирующие свидетельства того, что Россия переживает кризис духовности. Потребность в материальном благополучии, потребность в дешёвой популярности, потребность в престижной работе и карьерном росте заняли место таких важных потребностей, как потребность в любви и человеческом общении, потребность в самореализации, потребность в творческом труде.

© Е.А. Юсупова, 2013

1

Электронный научный журнал «Наука.Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013. Ns 1

Философия. Социология. Культурология

В этой связи актуальным представляется изучение духовных потребностей человека, механизмов их формирования и развития.

По определению Философского энциклопедического словаря, потребности - это «нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности» [10].

Достаточно известна разработанная в начале 1950 годов система американского ученого А. Маслоу. В ней семь основных групп потребностей (физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в уважении, познавательные потребности, эстетические потребности, потребность в самоактуализации) расположены в виде пирамиды, основанием которой служат физиологические потребности, а вершиной - потребность в самоактуализации. При этом, «высшие потребности», по мнению А. Маслоу, зависят от удовлетворения предыдущей группы потребностей. Это мнение представляется нам спорным. Как показывает практика, часто творческие люди испытывают потребность в самоактуализации (в творчестве) и на голодный желудок, а неудовлетворённая потребность в любви является причиной создания множества талантливых произведений искусства.

Пирамида А. Маслоу - далеко не единственная попытка классифицировать человеческие потребности. Большое количество классификаций обусловлено крайним многообразием потребностей человека. И во всех классификациях так или иначе выделяются потребности материальные и духовные. Например, в классификации, данной Н.М. Бережным, вычленяются четыре группы базовых потребностей, присущих всем людям. Это биологические, материальные, социальные и духовные потребности. В каждой группе выделяются так называемые базисные (основные, основополагающие) потребности, производными от которых является множество других потребностей (квазипотребностей), которые, по сути, сводимы к той или иной базисной потребности [2].

Духовные потребности в общем контексте духовности личности всегда были в центре внимания российской науки. Их изучением занимаются философия, психология, педагогика и другие гуманитарные науки.

Отличительные признаки духовных потребностей:

1. духовные потребности возникают в сознании;

© Е.А. Юсупова, 2013

2

Электронный научный журнал «Наука.Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013. Ns 1

Философия. Социология. Культурология

2. духовным потребностям присущ относительный характер необходимости, а степень свободы в выборе средств и способов их удовлетворения значительно большая, нежели у материальных;

3. удовлетворение большинства духовных потребностей связано главным образом со сферой свободного времени;

4. в духовных потребностях связь между субъектом и объектом характеризуется определённой бескорыстностью;

5. процесс удовлетворения духовных потребностей безграничен. Данные потребности характеризуются своей ненасыщаемостью: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряжёнными становятся [5].

Занимая приоритетное место в трудах писателей и философов (Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский и др.), духовные потребности рассматривались ими как качество личности, формируемое под влиянием общественно-исторических условий.

Причём каждый автор отдавал предпочтение определённым духовным потребностям. Н.А. Бердяев главное место отводил потребности в творчестве [1], указывая на необходимость развития также потребностей в добротворчестве, сочувствии и сострадании. В.С. Соловьёв придавал основное значение развитию нравственных потребностей: в истине, добре и красоте [8]. Ф.М. Достоевский акцентировал внимание на нравственных, эстетических потребностях и потребности в самосовершенствовании [3]; Л.Н. Толстой - на познавательной, эстетической потребности, потребности в наслаждении искусством и служении ему [9].

Современная философия рассматривает духовные потребности, как побудительную силу нравственной деятельности.

Духовная потребность, пишет В.Н. Никифорова - это «особое состояние личности, которое отражает её стремление к нравственному самосовершенствованию» [7].

Согласно определению, данному Т.Н. Каптан «духовные потребности -особое состояние (свойство) личности», не только «отражающее стремление к нравственному самосовершенствованию», но «и одновременно побуждающее её к освоению и созиданию идеального в культуре» [4].

В отечественной психологии исследуется характер духовных потребностей, их место в структуре личности; связь духовных потребностей с эмоциями, чувствами, интересами, способностями, ощущениями, вниманием, мышлением; роль деятельности и установки в формировании духовных по-

© Е.А. Юсупова, 2013

3

Электронный научный журнал «Наука.Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013. Ns 1

Философия. Социология. Культурология

требностей; значение самооценки, коммуникативных умений в развитии потребностей; становление ценностных ориентаций.

Ряд учёных рассматривают роль духовных потребностей в развитии личности, становлении её духовности, раскрывая тем самым психолого -акмеологическое содержание исследуемой проблемы.

«Духовные потребности - по мнению Н.М. Бережного - есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия» [2].

Подобную точку зрения высказывает и Л.Р. Халикова, определяя духовные потребности как осознание необходимости в совершенствовании своей личности в направлении её духовного развития и самоосуществления [11].

Значительное место в исследованиях российских учёных занимает проблема развития духовных потребностей в юношеском возрасте (Е.А. Иваненко, Т.Н. Каптан, И.А. Макарова, К.В. Малышев, Н.В. Никифорова, А.Р. Ну-рова, Л.Н. Разуваева, Л.Р. Халикова, И.И. Яшкина и др.). Все авторы отмечают, что духовные потребности в юношеском возрасте являются ведущей и направляющей силой развития духовности личности. По мнению И.И. Яшкиной «Духовные потребности занимают особое место в формировании личности, они являются основой духовного и художественно-творческого развития личности, её эмоционально-чувственных составляющих. Формирование духовных потребностей придаёт особую окраску отношению личности к своей профессиональной деятельности» [12].

Отечественная педагогика рассматривает проблемы возникновения и формирования духовных потребностей; значение чувств в духовнонравственном развитии человека, изучает роль духовных потребностей в нравственном воспитании человека. Причём многие современные исследования посвящены формированию и развитию духовных потребностей на школьных уроках (например, на уроках литературы) или на занятиях в институте. В частности И.А. Макарова говорит о «необходимости использования системного подхода в формировании духовных потребностей старшеклассников, в том числе и специального курса по литературе, способствующего развитию и закреплению духовных потребностей, так как произведения художественной литературы содержат в себе огромный духовно-нравственный потенциал, который, несомненно, оказывает влияние на формирующуюся личность» [6].

© Е.А. Юсупова, 2013

4

Электронный научный журнал «Наука.Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013. Ns 1

Философия. Социология. Культурология

Рассматривая духовные потребности человека под различными углами зрения, все гуманитарные науки сходятся в одном. Развитие потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования человеческой личности. Отсутствие роста этих потребностей может привести сначала к застою личности, а затем и к её распаду.

Список использованной литературы

1. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. — М.: Республика, 1993. — 383 с.

2. Бережной Н.М. Человек и его потребности. — М.: Форум, 2000. — 160 с.

3. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 10 / Ф.М. Достоевский.

— М.: Правда, 1982. — 525 с.

4. Каптан Т.Н. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе урочной и внеурочной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1995. — 22 с.

5. Коган Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности // Философские науки. — 1976. — № 1. С. 13—14.

6. Макарова И.А. Формирование духовных потребностей у старшеклассников: на материале уроков литературы: дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 2003. — 200 с.

7. Никифорова В.Н. Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе: автореф. дис. канд. пед. наук. — Чебоксары, 1999. — 24 с.

8. Соловьёв В.С. Оправдание добра / В.С. Соловьёв // Сочинения: в 2 т. Т. 1.

— М.: Мысль, 1988. с. 47 — 548.

9. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / сост. Н.В. Вейкшан / Л.Н. Толстой. — М., 1989. — 540 с.

10. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская

энциклопедия, 1983. — 840 с.

11. Халикова Л.Р. Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе: автореф. дис. канд. пед. наук. — Оренбург, 2007. — 24 с.

12. Яшкина И.И. Формирование духовных потребностей и развитие эстетической культуры студентов: на материалах средних специальных учебных заведений: дис. канд. пед. наук. — М., 2001. — 133 с.

© Е.А. Юсупова, 2013

5

Электронный научный журнал «Наука.Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013. Ns 1

Философия. Социология. Культурология

Referenses

1. Berdyaev N.A. O naznachenii cheloveka / N.A. Berdyaev. — M.: Respublika, 1993. — 383 s.

2. Berezhnoy N.M. Chelovek i ego potrebnosti. — M.: Forum, 2000. — 160 s.

3. Dostoevsky F.M. Sobraniye sochineny: v 12 t. T. 10 / F.M. Dostoevsky. — M.: Pravda, 1982. — 525 s.

4. Kaptan T.N. Formirovaniye duhovnih potrebnostey starscheklassnikov v prozesse urochnoy i vneurochnoy deyatelnosti: avtoref. dis. kand. ped. nauk. — М., 1995. — 22 s.

5. Kogan L.N. Duhovniye potrebnosti i deyatelnost lichnosti // Filosofskiye nauki.

— 1976. — № 1. S. 13—14.

6. Makarova I.A. Formirovaniye duhovnih potrebnostey u starscheklassnikov: na materiale urokov literaturi: dis. kand. ped. nauk. — Volgograd, 2003. — 200 s.

7. Nikiforova V.N. Formirovaniye duhovnih potrebnostey u podrostkov v sovremennoy nazionalnoy schkole: avtoref. dis. kand. ped. nauk. — Cheboksari, 1999.

— 24 s.

8. Solovyov V.S. Opravdaniye dobra / V.S. Solovyov // Sochineniya: v 2 t. T. 1.

— М.: Misl, 1988. s. 47 — 548.

9. Tolstoy L.N. Pedagogicheskiye sochineniya / sost. N.V. Wijkschan / L.N. Tolstoy. — М., 1989. — 540 s.

10. Filosofsky enziklopedichesky slovar. — М.: Sovetskaya enziklopedya, 1983.

— 840 s.

11. Halikova L.R. Formirovaniye duhovnih potrebnostey buduschih uchiteley vo vneauditornoy vospitatelnoy rabote: avtoref. dis. kand. ped. nauk. — Orenburg, 2007. — 24 s.

12. Yaschkina I.I. Formirovaniye duhovnih potrebnostey i razvitiye esteticheskoy kulturi studentov: na materialah srednih specyalnih uchebnih zavedeniy: dis. kand. ped. nauk. — М., 2001. — 133 s.

Информация об авторе

Юсупова Елена Александровна — старший преподаватель, кафедра коммуникационного менеджмента, Пензенский государственный университет, г. Пенза, e-mail: [email protected].

Author

Yusupova Elena Aleksandrovna — Head teacher, Chair of Communicational Management, Penza State University, Penza, e-mail: [email protected].

© Е.А. Юсупова, 2013

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.