3. Sovremennihyj slovarj po pedagogike / sost. E.S. Rapacevich. - Minsk, 2001.
4. Goloshumov, A.Yu. Aksiologicheskie aspektih informacionnoyj germenevtiki // Vestnik Universiteta Rossiyjskoyj akademii obrazovaniya. -2011. - № 5.
5. Servetnik, O.L. Ispoljzovanie informacionno-kommunikacionnihkh tekhnologiyj v uchebnom processe vuza v usloviyakh globalizacii: dis. ... kand. ped. nauk. - Stavropolj, 2006.
6. Goloshumova, G.S. Imitacionnihe kompjyuternihe modeli kak instrument modernizacii vihsshego obrazovaniya / G.S. Goloshumova, A.A. Bologova // Vestnik Universiteta Rossiyjskoyj akademii obrazovaniya. - 2013. - № 1.
7. Goloshumov, A.Yu. Aktivizaciya germenevticheskogo potenciala infokommunikacionnihkh resursov v professionaljnoyj podgotovke buduthikh yuristov / A.Yu. Goloshumov, T.Yu. Federova, A.M. Balak // Upravlenec. - 2013. - № 4.
8. Goloshumova, G.S. Faktorih razvitiya sistemih menedzhmenta kachestva obrazovaniya / G.S. Goloshumova, O.A. Kostenko // Vestnik Universiteta Rossiyjskoyj akademii obrazovaniya. - 2010. - № 5.
Статья поступила в редакцию 10.03.14
УДК 37.013.42
Goloshumova G.S., Sizova E.R., Kuznetsova V.V. SPIRITUALITY AS A VALUABLE BASIS OF LIFE AND FORMATION OF AN IDENTITY OF A PERSON. The article contains justification of understanding of spirituality from the point of view of various sciences: philosophy, sociology, psychology, pedagogy, social science; various concepts of understanding of the phenomenon «spirituality» belonging to Russian and foreign scientists are represented; approaches and ways of spiritual formation of a personality, cultural wealth and relations are proved.
Key words: spiritual, spirituality, spiritual life, spiritual activity, cultural wealth, spiritual consumption, spiritual relations, formation and development of a person.
Г.С. Голошумова, д-р пед. наук, проф., зам. директора по научной работе филиала ФГБОУ ВПО «Уральский гос. экономический университет», г. Нижний Тагил, E-mail: [email protected]; Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского гос. института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, Е-mail: [email protected];
В.В. Кузнецова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. художественного образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва,
Е-mail: [email protected]
ДУХОВНОСТЬ КАК ЦЕННОСТНОЕ ОСНОВАНИЕ БЫТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
В статье дано обоснование понимания духовности с позиции различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики, обществознания; представлены различные концепции русских и зарубежных ученых, касающиеся познания сущности феномена «духовность»; обоснованы подходы и пути духовного становления личности, формирования духовных ценностей и отношений.
Ключевые слова: духовное, духовность, духовная жизнь, духовная деятельность, духовные ценности, духовное потребление, духовные отношения, становление и развитие личности.
Формирование духовности как качества личности, как фундаментального основания мировоззрения человека и его бытия всегда являлось предметом пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов. Для русской педагогической мысли испокон века было характерно понимание приоритета духовного начала человека, и именно на это была направлена вся воспитательная работа, все усилия педагогического сообщества. Еще в 1996 году Ш.А. Амонашвили говорил, что педагогика -это «наука, которая способствует возвышению души и духовности человека» [1, с. 103]. Известно, что отечественная педагогика опирается на православное учение о тройственном составе человека в единстве духа, души и тела, поэтому главный вопрос педагогики состоит в том, как в процессе обучения охватить личность целостно, чтобы она была гармонично сформирована во всех отношениях.
Прежде чем рассматривать педагогический аспект духовности как основы становления личности, необходимо проанализировать с общенаучной точки зрения сам феномен «духовность» и раскрыть его сущность как ценностную основу бытия человека.
Духовность на разных уровнях отношения личности с обществом проявляется в разнообразных ипостасях. Поэтому очевидно, что теоретической базой исследования категории духовность являются различные направления знания: философия, психология, политология, социология, обществознание, богословие и т.д. Онтологические аспекты проявления духовности различны: психическая деятельности, работа сознания, нравственный выбор. В ряде исследований духовность определяется как основа человеческой сущности и способ жизни человека. Именно духовность, обладая изначальной заданностью, определяет направление человеческой жизни, является принципом само-строительства.
Анализ понятия «духовность» с позиции первоначальной словообразовательной структуры показывает, что оно соединяет в себе корень слова - Дух, и суффикс «-сть», который возник в русском языке из корня слова «степень» или «ступень». Следовательно, в прямом смысле слово духовность толкуется как степень или ступень проявления Духа в человеке. Это объясняется тем, что только через обращение субъекта к самому себе он исследует собственную субъектную неповторимость.
Близкую трактовку данного понятия предлагает В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка». «Духовность» - состояние духовного. Духовный, бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий... все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля»[2, с. 137].
В словарь «Русского языка» под редакцией С.И. Ожегова дается интерпретация понятия «духовность» как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными [3].
Понятие «духовность» в психологическом и этическом аспектах рассматривается с точки зрения качеств личности. Так, И.С. Кон определяет «духовность» как «специфически человеческое качество... характеризующее мотивацию и смысл поведения личности... Духовность - позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам - нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений. Духовность характеризуется... бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, оторвавшейся от физиологически детерминированных переживаний...» [4].
Л.А. Карпенко, М.Г. Петровский и М.Г. Ярошевский представляют духовность человека как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотива-
ционно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности» [5, с. 98].
Таким образом, мы можем говорить о духовности как индивидуальной ценности. Концептуальную основу такого понимания духовности составили труд «Наука о духе» Вильгельма Диль-тея и учение о ценностях Генриха Риккерта.
В отличие от эмпирической психологии, изучающей психические явления путем их анализа, предметом изучения психологии, по мнению В. Дильтея, должны стать структура душевной жизни и её внутренние связи, то есть непосредственная психическая деятельность, связанная с переживаниями. Основной характеристикой этого процесса является иррациональность, подсознательность и телеологическая направленность.
Теоретические идеи В. Дильтея положили основу «культурно-исторической школы» и нашли продолжение в трудах немецкого философа и психолога Э. Шпрангера, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности.
Для Э. Шпрангера ценностная ориентация имеет не социальное, а духовное начало, и является частью общего человеческого духа. Духовный внутренний мир индивида воспринимается целостно, элементы которого связаны по смыслу. Исходя из ведущей духовной ценности, ученый выделяет шесть типов понимания или шесть форм познания жизни [6]:
• теоретический человек - это человек, для которого высшей формой деятельности, определяющей его жизнь, является познание;
• экономический человек - определяющей ценностью жизни является полезность;
• эстетический человек - сконцентрирован на «построение и оформление самого себя»;
• социальный человек - организующим принципом жизни которого является любовь как отношение к ближнему;
• властный человек - внушает другим собственную ценностную установку в стремлении преобладать над другими, другие ценностные мотивы выступают лишь как средство для достижения целей власти;
• религиозный человек - имеет целостную духовную структуру, ориентированную на удовлетворение высшего бесконечного ценного переживания.
Понимание духовности как процесса сознательного самосовершенствования, становления и развития личности позволяет представлять духовность как особый социокультурный способ аккумулировать достижения исторического развития и результаты многообразия человеческого опыта. В этом случае, духовность как совокупность конкретных норм и ценностей, составляющих смысл жизни не только отдельного человека, но и человечества в целом, связывает поколения в культурном и историческом пространстве.
Обоснование понимания духовности мы можем найти и в религиозно-идеалистической концепции Н. Бердяева. Она основана на нескольких позициях. Во-первых, на отрицании материализма и рационализма. По мнению Н. Бердяева материализм приписывает себе такую характеристику как разум, свобода и активность, в то время как эти свойства присущи только духу. Идея свободы является сущностью духа, то есть дух и есть свободы. Во-вторых, философ выделяет особые признаки духа: целостность, любовь, ценность, обращение к высшему божественному миру, единение с ним. Духовность, по мнению Н. Бердяева, есть «высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке» [7, с. 399].
Н. Бердяев считал также, что духовность есть задача, поставленная перед человеком в отношении к жизни. В процессе жизни происходит актуализация возможного, того, что до поры до времени находится в скрытом состоянии, поэтому рост духовности осуществляется заключенной в человеке духовной же силой [8]. Феномен духовности - это уровень реальности во внутреннем мире субъекта и в феноменальном мире.
Однако духовность - это не только процесс чувственных переживаний, но и выстраивание определенной иерархии собственных ценностей и жизненных смыслов, позволяющих человеку соотносить свои действия с нравственными идеалами общества. Таким образом, мы можем говорить о духовности как субстанции, определяющей содержание, качество и направление личностного бытия.
Вместе с тем, духовность и нравственность не тождественны религиозности. М.С. Каган считал, что духовность как поня-
тие вышла из религиозного подчинения, однако существует в двух модификациях: религиозной и светской. Если религиозная духовность - это жизнь, отданная служению богу, то светская духовность - это бескорыстное служение людям, мотивируемое не «установкой на себя», а «установкой на другого» [9, с. 721].
Понятие духовности неотрывно связано с понятием духовная потребность, которая формируется социальным окружением в процессе воспитания и образования. При этом духовные потребности человека имеют несколько уровней освоения. Элементарные духовные потребности обеспечивают человеку лишь простую возможность социализации в конкретном обществе. Освоение богатств мировой культуры, участие в их создании формирует более высокий уровень духовных потребностей личности. Следует заметить, что духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер, который может сдерживаться лишь уровнем развития общества на данный период. Духовные потребности являются неотъемлемой частью духовной жизни общества, которая представляет важную сторону человеческого бытия.
По мнению В.В. Зеньковского, духовная жизнь в нас не только ни из чего не выводима, но, наоборот, является источником смысловой освещенности душевной жизни нашей. Ученый представляет духовную жизнь как непроизводную функцию, так как её источник в откровении об образе Божием. «Мы не только не являемся собственниками духовной жизни, но наше я, наша личность жива в меру этой проницаемости ее для безостановочного потока духовной жизни» [9, с. 160].
Духовная жизнь человека имеет многосторонние проявления. Она включает в себя рациональные и эмоционально-аффективные стороны, гносеологически-когнитивные и ценностномотивационные моменты. Духовная жизнь ориентирована на внешний и внутренний мир человека и многие аспекты проявления духовности.
Духовную жизнь общества составляют также духовная деятельность, духовные ценности, духовное потребление и духовные отношения [10]. В данном контексте очевидно, что художественная культура играет важную роль в духовной жизни человека и общества, воздействуя на него через познание произведения искусства.
Обоснование искусства как высшей ступени проявления абсолютного духа было дано Г. Гегелем в работе «Философия духа». По мнению философа, дух это:
• сознание вообще, обладающее предметом как таковым;
• самосознание, для которого предметом является «Я»;
• единство сознания и самосознания, так как дух созерцает содержание предмета как самого себя и себя самого как определенного в себе и для себя.
Философ рассматривает дух с трех позиций: учения о субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей ступени самопознания «абсолютной идеи» (искусство, религия, философия).
Искусство в его понимании выступает как форма конкретного созерцания и представления в себе абсолютного духа как идеала, как форма красоты. Дух постигает идею в искусстве через созерцание образа [11].
Концепция С.С.Аверинцева основана на сопоставлении западной и российской религиозной духовности. Ученый говорит о западной духовности как об ином, более глубоком и существенном уровне, при котором «субъект воли отрекается от своей воли, на котором держатель прав добровольно жертвует ими, на котором отношения между учителем аскезы и его учеником настолько серьезны, что наличие или отсутствие вежливости со стороны учителя просто перестает иметь какое-либо значение» [12, с. 230]. Аверинцев делает вывод, что духовность проявляется во внутреннем плане общения, характеризует глубину и напряженность межличностного общения. Значимым в концепции С.С. Аверинцева представляется, то, что духовность возникает в момент отношения с другим человеком, и эти отношения имеют определенный энергетический настрой, носят эмоционально-волевой характер. Интересно, что такое общение возможно только тогда, когда человек преодолел в себе духовную лень, безразличие, проникся сознанием важности и ценности другой личности [13].
В антропоцентрической философии В.С. Соловьева человек рассматривается как «духовный центр мироздания». По мнению ученого, Мировая Душа соединяется в сознании человека
с Божественным Логосом, образуя чистую форму Всеединства. Духовность, с точки зрения всеединства - есть интегральная характеристика, определяющая человеческую социальную сущность личности. Духовность имеет сугубо личностный характер - это персональная нравственная культура высокого уровня. Все грани духовности опосредствованы нравственностью, испытывают ее влияние. Не менее важно, что в своей концепции В.С. Соловьев рассматривает самосознание человека как часть структуры духа. Самосознание выполняет функцию духовной сосредоточенности. Еще одной гранью духовности является нравственность, основу которой составляют чувство стыда, жалости и благоговения. Все остальные чувства являются производными от них. «Основные чувства стыда, жалости и благоговения исчерпывают область возможных нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Господство над материальной чувственностью, солидарность с живыми существами и внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу - вот вечные незыблемые основы нравственной жизни человечества» [14, с. 217].
Ключевые идеи философской концепции В.С. Соловьева получили развитие в философских трудах С.Л. Франка, в которых было продолжено исследование мировоззренческих проблем и предложены пути понимания природы человеческой души. Философ размышляет об объективной укорененности человеческой личности в абсолютном всеедином бытии, о взаимном утверждении личности и всеединства. Важнейшим смыслом философской концепции стало понимание абсолютного бытия как единства, открывающегося в процессе самораскрытия глубинной основы человеческого бытия в его внутреннем опыте.
По мнению С. Франка, предметный мир в реальности противостоит человеку, поэтому бытийное сознание лежит за пределами реальности, в абсолютном мире. Духовность - это основа человеческого бытия. Именно глубокая духовность должна стать необходимой основой развития культурных процессов. Отсюда понимание человеческого бытия как материального, так и духовного одновременно. При этом человек живет в двух мирах: в общем для всех предметном мире, где его собственное бытие есть лишь частная реальность, и во внутреннем мире мечтаний, радостей, страданий и переживаний [15].
Понимание духовности дано С.Л. Франком также в исследовании ценностно-нормативной специфики русского мировоззрения. Русская духовность выражает экзистенциальные, внутренние пласты культуры и характеризуется понятием «душа». Духовность раскрывает меру смысловой наполненности человека, характеризует его укоренённость в реальности и составляет основу его бытия.
Идея православной соборности постигается философом как коллективное единство индивидуальных душ, как одновременное существование настоящего и прошлого, живых и мертвых, хранящих корневые структуры культуры.
Существенным в философской концепции Франка является обоснование понятий «духовная жизнь» и «душевная жизнь». Философ понимал их как два материально различных слоя внутренней жизни человека. Важнейшим различием является не просто содержание, а характер переживания.
Душевная жизнь, являясь внутренней структурой личности, входит в состав объективной реальности и обладает её реальностью.
Библиографический список
Духовная жизнь - это внутренне содержание человеческого «я» и извне объективно не наблюдаема. Это проявление глубинного «самобытия» человека, раскрываемого только в духовной жизни. «Она качественно точнее, по категориальному роду бытия отлична от всякой объективной действительности [15].
Несмотря на различие основы понимания духовности, отечественный философ Р.Л. Лившиц предлагает структурировать различные подходы к раскрытию сущности «духовность» с позиции:
• общих концепций, рассматривающих «духовность» в системе человеческих коммуникаций (С.С. Аверинцев, С.Л. Франк);
• реляционных концепций, предлагающих рассматривать «духовность» с точки зрения целостности объекта (В.С. Соловьёв);
• эмпирические обнаружения духовности.
Вопросы социального конструирования реальности рассматривает в своих работах 1960-х гг. социолог Томас Лукман, обосновавший понимание духовности как процесса личностной идентичности. В процессе освобождения от зависимости социальных структур происходит сакрализация человеческого сознания, позволяющая человеку сохранить свою автономность. В результате демократической либерализации общества и свойственной ему социальной дифференциации происходит кризис институциональной религиозности, которая сводится лишь к религиозной сфере [15].
В современных западных исследованиях прослеживается тенденция понимать «духовность» в широком смысле слова, как уникальный внутренний опыт переживаний человека. В данном контексте интересны результаты исследования понимания религиозности и духовности английского социолога Айлин Баркер. Религиозность: источник вне человека, авторитет - догматы и традиции, источник греха - дьявол, дихотомия - «мы»/«они»; организационная единица религии - институция и семья, коммуникация основана на вертикальной иерархии. Духовность: источник внутри человека, авторитет - личный опыт, источник греха: в недостатке гармонии и/или уверенности человека в себе; дихотомия - взаимная дополнительность «мы-они»; организационная единица духовности - это личность и сеть, коммуникация - это горизонтальная связь. Таким образом, смыслом религии оказывается сакрализация жизни-по-правилам, а смыслом духовности - сакрализация жизни-в-субъектности [16].
Таким образом, анализ различных концепций и методологических подходов позволил обосновать сущность феномена духовность и сделать следующие обобщения:
1. Духовность является внутренней структурой человеческой сущности и связана с внутренней жизнью человека.
2. Духовность обнаруживается в культуре человека, является проявлением ценностной составляющей внутренней жизни.
3. Духовность - это бескорыстное служение людям, основа межличностного общения.
Основываясь на сделанных выводах, можно утверждать, что духовность является важнейшей категорией педагогики, так как в опоре на нее формируется система ценностей растущей личности, отношение человека к миру и к самому себе, происходит осознание себя в мире людей и в мире культуры. Именно через обращение к духовному началу человека педагогика создает базу для становления и развития личности, что определяет актуальность дальнейшего всестороннего изучения категории «духовность».
1. Амонашвили, Ш.А. Вера в ребенка рождает гениев // Мир психологии. - 1996. - № 2.
2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1998.
3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М., 1992.
4. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. - М., 1981.
5. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, М.Г. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону, 1998.
6. Шпрангер, Э. Два вида психологии // Период открытого кризиса. - М., 1980.
7. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа. - М., 1985.
8. Бердяев, Н.О назначении человека // Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. - М., 1993.
9. Каган, М.С. Труды по проблемам теории культуры. - СПб., 2007.
10. Зеньковский, В.В. Об образе Божием в человеке // Вопросы философии. - 2003. - № 12.
11. Каган, М.С. Метаморфозы бытия и небытия: онтология в системно-синергетическом осмыслении. - СПб., 2006.
12. Гегель, Г.Ф. Эстетика. - М., 1971. - Т. 3.
13. Аверинцев, С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. - 1988. - № 9.
14. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб., 2004.
15. Соловьёв, В.С. Оправдание добра. Соч.: в 2 т. - М., 1988. - Т. 1.
16. Франк, С.Л. Предмет знания. Душа человека. - Минск; М., 2000.
17. Лукман, Т. Проблема религии в современном обществе. - М., 1982.
18. Баркер, А. Новые религиозные течения. - СПб., 1997.
Bibliography
1. Amonashvili, Sh.A. Vera v rebenka rozhdaet geniev // Mir psikhologii. - 1996. - № 2.
2. Dalj, V.I. Tolkovihyj slovarj zhivogo velikorusskogo yazihka. - M., 1998.
3. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka. - M., 1992.
4. Slovarj po ehtike / pod red. I.S. Kona. - M., 1981.
5. Karpenko, L.A. Kratkiyj psikhologicheskiyj slovarj / L.A. Karpenko, M.G. Petrovskiyj, M.G. Yaroshevskiyj. - Rostov-na-Donu, 1998.
6. Shpranger, Eh. Dva vida psikhologii // Period otkrihtogo krizisa. - M., 1980.
7. Berdyaev, N.A. Filosofiya svobodnogo dukha. - M., 1985.
8. Berdyaev, N.O naznachenii cheloveka // Ehkzistencialjnaya dialektika bozhestvennogo i chelovecheskogo. - M., 1993.
9. Kagan, M.S. Trudih po problemam teorii kuljturih. - SPb., 2007.
10. Zenjkovskiyj, V.V. Ob obraze Bozhiem v cheloveke // Voprosih filosofii. - 2003. - № 12.
11. Kagan, M.S. Metamorfozih bihtiya i nebihtiya: ontologiya v sistemno-sinergeticheskom osmihslenii. - SPb., 2006.
12. Gegelj, G.F. Ehstetika. - M., 1971. - T. 3.
13. Averincev, S.S. Vizantiya i Rusj: dva tipa dukhovnosti // Novihyj mir. - 1988. - № 9.
14. Averincev, S.S. Poehtika rannevizantiyjskoyj literaturih. - SPb., 2004.
15. Solovjyov, V.S. Opravdanie dobra. Soch.: v 2 t. - M., 1988. - T. 1.
16. Frank, S.L. Predmet znaniya. Dusha cheloveka. - Minsk; M., 2000.
17. Lukman, T. Problema religii v sovremennom obthestve. - M., 1982.
18. Barker, A. Novihe religioznihe techeniya. - SPb., 1997.
Статья поступила в редакцию 12.03.14
УДК 786.2;78.03
Kazartseva T.S. THE MUSICAL AND PEDAGOGICAL TRADITIONS AND THE PRINCIPLES OF THE PIANO PLAYING STUDY IN THE CREATIVE WORK OF SERGEI BORTKIEWICZ «FORGOTTEN ROMANTIC». The article examines the creative work of S. Bortkiewicz in the aspect of musical and pedagogical traditions and the principles of «music for children about children».
Key words: musical and pedagogical traditions and principles, piano-playing study, repertoire collections for children, Sergei Bortkiewicz.
Т.С. Казарцева, соискатель НПУ им. М.П. Драгоманова (г. Киев), Ивано-Франковское музыкальное училище им. Дениса Сичинского, преподаватель-методист цикловой комиссии специального фортепиано и педагогической практики, г. Ивано-Франковск, E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ПРИНЦИПЫ ФОРТЕПИАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ «ЗАБЫТОГО РОМАНТИКА» СЕРГЕЯ БОРТКЕВИЧА
В статье рассматривается творчество С. Борткевича в аспекте музыкально-педагогических традиций и принципов «музыки для детей о детях».
Ключевые слова: музыкально-педагогические традиции и принципы, фортепианное образование, репертуарные сборники для детей, Сергей Борткевич.
В современных условиях, согласно интеграционных процессов в музыкальном образовании, формы и методы работы наполняют фортепианное обучение глубоким содержанием, обеспечивая поэтапное формирование основ педагогического мастерства будущего «учителя музыки» (Г.Нейгауз) по классу фортепиано в детских музыкальных школах. Унаследованные музыкально-педагогические традиции и принципы от своих наставников, каждое поколение продолжает и совершенствует их согласно требований своего времени.
«Музыкально образованный человек должен уметь чувственно и путем анализа постигать художественный замысел композитора, воспитать в себе музыкальный вкус, знать образцовые произведения всех эпох и стилей, уметь исполнить музыкальное произведение с возможной точностью и совершенством художественно-технической интерпретации» - утверждал С. Бу-гославский в начале ХХ века [1, с. 16].
Украинский педагогический репертуар для фортепиано имеет достаточно развитые традиции и значительные достижения. Подавляющее большинство композиций «создано благодаря усилиям композиторов-педагогов, что и обусловило их практическую педагогическую ценность в виде репертуарных сборников, составленных по принципу последовательного овладения исполнительскими средствами, жанровыми принципами, художественно-образной программой, фольклорными источниками» [2, с. 9]. Такими являются сборники первой половины ХХ века: «Четыре детские пьесы», «24 детских пьесы» В. Косенка; «Фортепианные произведения для молодежи» Н. Нижанкивского; «Колядки и щедривки», «6 миниатюр на украинские народные темы», «Фортепианные пьесы для детей», «Наше солнышко играет на
фортепиано», «Украинские народные песни для фортепиано» В. Барвинского и др.
В дальнейшем сборники и циклы произведений детского фортепианного репертуара имели место в творчестве Н. Силь-ванского, Н. Степаненка, И. Берковича, Б. Фильц, И. Ковача, В. Сильвестрова. Достоянием педагогического репертуара для начинающих пианистов являются композиции, которые, как и произведения Р. Шумана («Альбом для юношества» соч. 68), Ф. Мендельсона («Песни без слов»), Ф. Шуберта, П. Чайковского («Детский альбом» соч. 39, «Времена года»), Б. Бартока, С. Прокофьева («Детская музыка» соч. 27), призванные не только служить основой для развития исполнительских навыков, технических приемов, способов звукоизвлечения, но и ставят перед юными исполнителями художественно-воспитательные, выразительно-стилевые задачи, адаптированные к средствам композиторского музыкального языка. К этому перечню, без сомнения, можно зачислить имя композитора-пианиста Сергея Борткевича (1877, Харьков-1952, Вена).
С точки зрения воспитания стилевых, художественно-содержательных, агогических, тембральных, артикуляционных, исполнительско-технических навыков игры на фортепиано, потенциал фортепианного творчества «забытого романтика» С. Борткевича (B.N. Thadani, Winnipeg, October 1995) является актуальным заданием методико-исполнительского анализа педагогического репертуара в аспекте музыкально-педагогических традиций и принципов «музыки для детей о детях», что и определило цель статьи.
Возрождением имени С. Борткевича в украинской музыкальной культуре можно считать месяц май 2000 года, когда в Киеве