Научная статья на тему 'ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ СУВОРА ХОРЕЗМА'

ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ СУВОРА ХОРЕЗМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сувора / хамнафаслик (соголосие) / “дийралишма” (состязяние) катта ашула / хонакои / музыка / традиция / голос / дыхание. / suvorah / hamnafaslik (consonance) / "diyralishma" (competition) katta ashula / honakoi / music / tradition / voice / breathing.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рахимов Ботир Матякубович

в современных условиях песнопения сувора являются олицетворением старинных музыкальнопоэтических традиций Хорезма. Как известно, Хорезм наряду с Согъдой и Бактрией является одним из древнейших очагов цивилизации на территории Средней Азии. Если взглянуть на карту Великого шёлкового пути, соединяющий Восток и запад, то увидим города Ургенч, Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент и Термез которые и сегодня являются составными частями нашей современной культуры. В статье рассматриваются исполнительские традиции в узбекском песенном искусстве духовные песнопения сувора Хорезма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL CHANTS OF SUVOROV KHOREZM

in modern conditions, Suvorov's chants are the personification of the ancient musical and poetic traditions of Khorezm. As you know, Khorezm, along with Soda and Bactria, is one of the oldest centers of civilization in Central Asia. If you look at the map of the Great Silk Road connecting East and West, you will see the cities of Urgench, Khiva, Bukhara, Samarkand, Tashkent and Termez, which are still integral parts of our modern culture. The article examines the performing traditions in the Uzbek song art, the spiritual chants of Suvorov Khorezm.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ СУВОРА ХОРЕЗМА»

ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ СУВОРА ХОРЕЗМА Рахимов Б.М.

Рахимов Ботир Матякубович - заведующий кафедрой, доктор философии по искусствоведению (PhD).

кафедра музыкальное образование, Ургенчского государственного университета, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: в современных условиях песнопения сувора являются олицетворением старинных музыкально -поэтических традиций Хорезма. Как известно, Хорезм наряду с Согъдой и Бактрией является одним из древнейших очагов цивилизации на территории Средней Азии. Если взглянуть на карту Великого шёлкового пути, соединяющий Восток и запад, то увидим города Ургенч, Хива, Бухара, Самарканд, Ташкент и Термез которые и сегодня являются составными частями нашей современной культуры.

В статье рассматриваются исполнительские традиции в узбекском песенном искусстве духовные песнопения сувора Хорезма.

Ключевые слова: сувора, хамнафаслик (соголосие), "дийралишма" (состязяние) катта ашула, хонакои, музыка, традиция, голос, дыхание.

SPIRITUAL CHANTS OF SUVOROV KHOREZM Rakhimov B.M.

Rakhimov Botir Matyakubovich - Head of the Department, Doctor of Philosophy in Art History (PhD). DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION,

URGENCH STATE UNIVERSITY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in modern conditions, Suvorov's chants are the personification of the ancient musical and poetic traditions of Khorezm. As you know, Khorezm, along with Soda and Bactria, is one of the oldest centers of civilization in Central Asia. If you look at the map of the Great Silk Road connecting East and West, you will see the cities of Urgench, Khiva, Bukhara, Samarkand, Tashkent and Termez, which are still integral parts of our modern culture. The article examines the performing traditions in the Uzbek song art, the spiritual chants of Suvorov Khorezm. Keywords: suvorah, hamnafaslik (consonance), "diyralishma" (competition) katta ashula, honakoi, music, tradition, voice, breathing.

Об истории и культуре этих очагов написании книги, сняты фильмы. Сегодня эти города признанные туристические центры, куда устремлены взоры любителей старины. Вместе с тем, за стенами крепостей, в лабиринтах памятников древности ещё немало не распутанных узлов поэтической, музыкальной и хореографических тайн, которые всё больше привлекают мировую общественность.

Причём, немало живых музыкально-поэтической традиций, которые живут вокруг нас. Но вместе с тем мало изученных с научно - этнографической точки зрения и в недостаточной мере доступные мировой общественности. К числу таких уникальных музыкально- поэтических памятников относятся и духовные песнопения сувора, которые бытуют на территории Хорезмского оазиса.

Понятие «сувора» вошёл в обиход из устной традиции и этимологически означает внешнюю, формальную сторону явления [1, 333]. Корень слова сувар (суръат) подразумевает внешнюю сторону духовных песнопений, которых носили таинственный характер суфийских обрядов. Традиционно они исполнялись в суфийских зикрах, которые проходили в хонака или каландархана дервишей. С начала 30-х годов прошлого века эти моменты и исполнения сувора стали переносить в тайные собрания суфийских дервишей и каландаров. Песнопения сувора не зависимо от обрядовой стороны, были востребованы поклонниками сокровенного слова и пения. И эта любовь к сокровенный поэзии, пению и музицырованию сохраняется неизменно факторах настоящего времена.

Для осмысления исторических корней сувора необходимо следует отметить что подробные песнопения во времена Алишера Навои в XV веке в Герате назывались суфия (суфийские) и носили широкий обиходный характер. Кстати в этом термине отражается суть явления. То есть любовь к Богу, стремление души к нему, без посредников. Тяготение души через слово и музыку к великому Духу.

Такого рода песнопения были известны ва Востоке давно, начиная с первых веков распростронения Ислама. Ибо исполнители подобных песенопений были распростронены деятелями Ислама среди широких масс и даже пользовались некоторыми льготами. Их хорошо принимали в городах и пригородах. Стили исполнения песнопений сувора сохраняется и в настоящее время.

Какие примечательные черты сувора можно отметить в контексте соременной культуры? Прежде всего, его обиходность. С одной стороны, это высокая поэзия, доступная широким словам общества. Главной темой является любовь к Богу, восхваление его сокровенности, безупречности, вместе стем, простота,

доступность, искренность. Этими идеями пронизана вся поэзия, которая служит поэтической основой сувора.

Этому созвучны и музыкальные мотивы сувора. Они просты, искренны, задевают душу, великодушны. Главным музыкальным средством является человеческий голос- на его естественный совершенный музыкальный фактор. Главнейший фактор красоты и гармонии. Поэтому голос в сувора является ведущим началом. Музыкальный инструмент, в понимании искусственного звучания имеет подчинённое значение, вспомагательное средство выразительности.

Поэтому для сувора характерно коллективное пения, но не хоровое мнгоголосие в европейском понимании. А именно согласование двух- трёх певцов, не более. Они помогали друг другу в исполнении. Выступают как подмога, дополнение в условиях ограниченности физических (дыхания) и голосовых возможностей (диапазона) челевеческого голоса.

В этом и есть двойственная природа исполнителского стиля сувора, говоря иначе "единство противоположностей". Два разных певца, но вместе они появляются как два или редко три певца как один. Отсюда вытекает другое важное стилистическое свойство сувора, её музыкально-стилистическая устойчивость. То что сегодня определяется одним словом "традиционное". Это стиль, единство музыкально -выразилтельных свойств.

Сегодня когда учёные разных стран занимаются сравнительной характеристикой жанров и форм, обычно, подразделяют на три основных направления и называют их обобщённо: классическим, традиционным и современным. Подобная классификация была, например, и в Деклорации ректоров музыкальных вузов стран ШОС, которая проходила 8 июня 2022 года в Ташкенте на Международной конференции посвящённой "Проблемам развития соременного музыкального образования и науки".

Классическое академическое музыкальное искусство подразумевает наличие теоретической базы. Исходя из этого постулата Фитрат свою первую книгу посвящённую академическим жанрам и формам узбекской музыки называет "Узбекская классическая музыка и её история" - " Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи". Книга Фитрата начинается с того, что узбекская музыка характеризуется с констатацией единства теоретической основы. Теоретической базой этого явления он считает творческое наследие Алишера Навои, в котором единство классической (академической) музыки и поэзии достигает высокого уровня.

Если говорить о высоком классе традиционной поэзии и музыки в качестве наглядного примера можно назвать духовные песнопения "Сувора". В разных регионах Узбекистана этот род музыкально-поэтического творчества на практике называется по разному: в Хорезме Сувора, в Ферганском регионе "Катта ашула", в Бухаре Хонака. Их внешние признаки отличаются, но суть сходна духа перед высоким Духом. По музыкално- поэтическим признакам тоже очень много общего между Сувора, Катта ашула и Хонаки. По языку и музыкально вызразительным особенностям тоже много общего.

Этот аспект традиционных песнопений можно рассматривать как среднее, связующее звено между классическим и современным стилями. Действительно, если рассматривать музыкальную структуру сувора, в них можно найти немало сходных черт с классическими макомами. Даже можно проследить некоторые терминологические параллели. Например, в структуре становлении макомов можно проследить три точки опоры: тани маком (сарахбор), наср (побочные части) и крайние завершающие - уфары. Такая же раскладка и в сувора: Она сувора (Исходная сувора), Чапандози сувора (побочная часть) и крайние части Савти сувора.

Много сходств и во внешних исполнительских традициях. Например, импровизация, скрытая в соревновательных позициях, зависит от исполнительского мастерства и художественного мастерства в суворах. В духовных песнопениях этот момент носит явный, открытый характер. Если в макомных стилях это называется "хамнафаслик" (соголосие), то в сувора она определяется как "диралишма" (состязяние).

Таким образом, суммируя высказанные соображения, возникает осмысленность преемственности таких традиций, то сами носители традиции осознавали свою принадлежность к тому или иному направлению. Отсюда исходила осмысленность приемственности традиции, что в конечном результате отличалась живучестью исконных традиций. Понимание того что традиция - это не повторение прошлого, а осмысленное творчекое отношение, развитие её в новых исторических условиях. Сегодня востребованность классических и традиционных музыкально- поэтических ценностей на примере духовных песнопений сувора, тому яркое свидетелство.

Список литературы /References

1. Матякубов О. Макомат. - Т., 2004.

2. ЭшчановГофуржон, ЭшчановГуломжон. "Хоразм ^офизлик мактаби" - Т.: 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.