присущей, по точке зрения Н.Т. Шахназаровой, всему искусству Востока, обладало определённой информационной активностью, сейчас же эти явления, категории сохраняют и приумножают свою эстетическую ценность [2, 86]. Они насыщены и в концентрированном виде изучают эмоциональную информацию, особенно понятную и близкую воспитанному на традиции слушателю. Отсюда и сила этого искусства механизм которой тщательно отработан и отшлифован многовековой практикой.
В каноническом искусстве индивидуальность творца скрыта за традиционностью сюжетных ходов, структуры, мотивных попевок, типов орнамента. В «Танаворах» например, индивидуальность их создателей, творцов текстов скрыта за авторским, оригинальным прочтением текстов «^ора сочим» или «Энди сендек», их метром, ритмом, а индивидуальность творца музыки скрыта за ладом, за монерой интерпретации особых интонационных оборотов, за особым стилем исполнения, за локальными особенностями, отсюда каждый исполнитель при обилии канонов (текстовых, ладовых, мелодико-интонационных, образно-эмоциональных и др.) является ещё и творцом своего «Танавора»
«Танавор» - неисчерпаемый источник вдохновения, как и для маститых мастеров сцены, так и для молодых исполнителей. Залогом невероятной популярности стала его способность задевать самые потаенные струны человеческой души.
Список литературы / References
1. Романовская Е.Е. Узбек ^ал; кушщлари. I том, Т. «Узмузгиз», 1939.
2. ШахназароваН.Г. Музыка Востока и музыка Запада. М., 1983.
О ЖАНРЕ СУВОРА ХОРЕЗМСКИХ МАКОМОВ Жаббаров М.Ж. Email: Jabbarov17138@scientifictext.ru
Жаббаров Максад Жуманазарович - старший преподаватель, Академический лицей одарённых детей при государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: понятие музыкальная наука Востока, в том числе и Центральной Азии охватывает весьма разнообразный круг явлений, связанных с творчеством таких замечательных ученых-энциклопедистов, как Фараби и Авиценна, музыкантов-виртуозов и теоретиков в одном лице Урмави и Мараги, а также наставника и просветителя Абдурахман Джами, считавшего музыку важнейшим средством духовного воспитания. В большинстве своем музыкально-теоретические концепции этих мыслителей носит наддиалектный, универсальный характер, а в тончайших вопросах музыкального бытия главенствует научно-аргументированный подход.
В Хорезме термин сувора используется и в другой музыкальной области - духовных песнопениях. Этому жанру свойственны иные усули и стихи духовного содержания. Такой тип сувора исполнялись раньше гуянда в сопровождении дутара и дойры в каландархона - на специальных собраниях верующих каландаров и во время паломнических походов в священные места. Общим моментом макомных и духовных сувора является, пожалуй, мерный, неторопливый, возвышенный характер музыкального развертывания.
Ключевые слова: маком, сувора, жанр, традиция, музыка, форма, накш, уфар, савт, мугулча.
ABOUT GENRE SUVORA HOREZM MAKOMS Jabbarov M.J.
Jabbarov Maksad Jumanazarovich - Senior teacher, ACADEMIC LYCEE GIFTED CHILDREN UNDER STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN. TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the Notion music science Orient, including Central Asia covers the more varied circle of the phenomenas, in accordance with creative activity such remarkable scientist-encyclopedist, as Farabi and Avicenna, musician-virtuoso and theorist in one person Urmavi and Maragi, as well as mentor
Abdurahman Djami, considered music by the most most important facility of the spiritual education. In majority its music-theoretical concepts of these thinkers carries on dialectal, universal nature. In Horezm termin suvora is used and in other music area - a spiritual religious songs. This genre characteristic other usul and poetry of the spiritual contents. Such type suvora were performed earlier singer in accompaniment dutar and doyra in kalandarkhona - on special meeting believe kalandar and during pilgrim march in holy places. The General moment makom and spiritual suvora is, probably, measured, unhurried, elevated nature of the music deployment. Keywords: makom, suvora, genre, tradition, music, the form, naksh, ufar, savt, mugulcha.
УДК 078
Макомы многочастные вокальные и инструментальные произведения корни которых всходят в глубь веков. Из-за отсутствия развернутой системы нотной письменности установить время возникновения и обрисовать последовательную картину их исторического развития очень трудно.
В Шашмакоме имеется целая группа частей, находящихся за пределами основного ядра цикла, которые группируются в виде отдельных подразделов под общими названиями савт, мугулча и другие. Как известно, в старых циклических формах классической музыки - навбати мураттаб - подобный тип частей значился как мустазод. Абдулкадыр Марата трактует эту часть как дополнение, стоящее за чертой этого канонического круга. Примечательно, что термин мустазод фигурирует в макомате только в значении определённого усуля и жанра.
Уже в самих названиях савт и мугулча, вынесенных в заглавие подразделов, известным образом отражается обособленность данной группы во всей системе Шашмакома, а именно выходом на первый план песенности (куплетности, строфичности) в отличие от принципа сквозного развития музыкальной формы, характерного для частей канонического круга -сарахбора, талкина и насра.
Савт в обиходе классической музыки, в общем-то, значится как песня. В принципе, это довольно старое слово в системе макомов. У Мараги савт определяется как наиболее популярная и простая форма вокальной музыки, например, в сравнении с амаль. Форма амаль характеризуется определенностью лада (тарик) и ритма (давр), а также наличием таких компонентов музыкальной формы, как миёнхона (средний раздел), тасвия (интерлюдия), бозгашт (повтор). Савт же в противоположность амаль, как раз и отличается отсутствием этих свойств. В основе ее лежит повторяющаяся, может быть с совсем незначительными изменениями в разных строках газели, исходная мелодическая формула. В этом выражается песенность савт.
В Шашмакоме закрепились и другие дополнительные разделы, не укладывающиеся в эту традиционную схему. Так, например, в макоме Дугох Савти Чоргох, Мугулчаи Дугох, Каландари Дугох, Самандари Дугох имеется ещё и трехчастный раздел, состоящий из Сарахбори Оромиджон, Оромиджон и Уфари Оромиджон. Обозначение сарахбор, очевидно, обусловлено тем, что здесь появляются характерные для данного типа такие элементы формы, как замзама и ханг.
Некоторые части из разряда дополнительных подразделов подверглись редукции. Так, из песенного цикла "Бебокча" сохранилась только лишь талкин и заключительная часть - уфар.
Термины савт и мугулча в практике Хорезмских макомов не встречаются. Кроме того, вынесение дополнительных подразделов за пределы основного ядра цикла в хорезмской традиции отсутствует. Части же, выполняющие в какой-то степени аналогичную функцию, помещаются внутри основного макома. К их разряду можно отнести мукаддима, накш и сувора. Все они по своей природе являются производными. Однако их нельзя отнести к категориям тарона или уфар. В сущности, они составляют дополнительные типы, обусловленные локальной спецификой хорезмских макомов.
Сувора - название усуля и части в хорезмских макомах. Ее тринадцатидольный усуль сувора встречается во всем макомате, однако в Бухарском Шашмакоме он появляется лишь в форме тарона со стихотворной основой рубаи или народных четверостиший. В Хорезмских же макомах это отнюдь не тарона, а развернутая лирическая песня в довольно медленном темпе и по своим масштабам сходная с талкином и насром.
Сувора и накш как дополнительные части к основному каноническому кругу являются творческим результатом деятельности музыкантов Хорезма, украсившими макомную традицию местными особенностями. В целом характер устройства цикла Хорезмских макомов отличается монолитностью, цельностью, куда входят и канонические, универсальные и локальные элементы.
Таким образом, композицию всего вокального раздела Хорезмских макомов можно представить в виде монолитного цикла, где четко определены функции только крайних частей (тани маком и уфар). Отсюда и общая схема свода, совокупности в каждой отдельной разновидности макомата складывается по-своему.
В настоящее время в Хорезме существуют различные варианты сувора. По форме как и макомные разделы являются крупными. Если внимательно слушать произведение сувора, можно предположить езду на коне [1, 78].
Хаджихан Балтаев (1902 - 1987 гг.) был незаурядной творческой личностью. Его имя также стоит в ряду великих мастеров макома ХХ века. В юности он получил воспитание у известного в Хорезме духовного наставника Машарипджана Пира. Это дало ему силы до конца жизни верой и правдой служить искусству, преодолевать тяжелейшие невзгоды, выпавшие на долю старых макомных традиций. В конце 1940-х годах он был осужден за исполнение макомов и духовных песнопений «сувора» на суфийские тексты Навои, Машраба, Агахи, Лутфий [2, 9] и других классиков.
С профессиональной точки зрения общение с Машарипджаном Пиром помогло ему глубоко проникнуться в философское содержание стихов, правильно и безошибочно произносить каждое слово высокой макомной поэзии. Знания, полученные от Раззакбергана Аманова и Матпано Худайберганова, дали ему возможность свободно ориентироваться в музыкальных основах макомов.
Хаджихан обладал феноменальной памятью и редкой музыкальностью. Он наизусть знал сотни стихотворных текстов. А музыкальные основы макомов усвоил на уровне творческой свободы. Каждое его исполнение было вдохновенным, настоящим творческим актом, неожиданной и блестящей интерпретацией великого мастера. Он никогда не повторялся и поэтому до глубокой старости остался востребованным у поклонников макома и сувора.
Мастер Хаджихан был человеком высоких нравственных качеств и щедрой души. В 1964 году при Доме культуры города Ургенча, усилиями молодых энтузиастов и поклонников мастера был сформирован ансамбль, участники которого из уст Хаджихана стали учить Хорезмские макомы. Наиболее яркой фигурой в этой группе оказался Рузмат Джуманиязов (1931-2002), который стал достойным продолжателем школы Хаджихана. Спустя 20 лет он повторил инициативу своего учителя, обучая новое поколение певцов и музыкантов в макомном ансамбле при областном телевидении Хорезма.
Список литературы / References
1. Исхок Раджабов. Маком асослари. Ответственный редактор Равшан Юнусов. Ташкент,
1992.
2. Матназар Худойназаров. Анъанавий хонандалик (Чоргох туркуми). Ташкент, 2018.