Вестник ПСТГУ.
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства.
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна, канд. искусствоведения, ст. науч. сотр. Сектора истории музыки Госуд. института искусствознания 125009, Россия, г. Москва, Козицкий пер., д. 5 [email protected]
2017. Вып. 25. С. 49-64
Духовные концерты С. А. Дегтярева в свете музыкальной риторики XVIII в. (к 250-летию со дня рождения композитора)
А. В. Лебедева-Емелина
В 2016 г. в Киеве и Белгороде состоялись празднования 250-летия со дня рождения С. А. Дегтярева. Композитор являлся крепостным музыкантом графа Н. П. Шереметева. Известность Дегтяреву принесла оратория «Минин и Пожарский», но его перу принадлежит не менее 135 хоровых концертов, из которых опубликовано немногим более половины. Концерты Дегтярева — яркое явление музыкального классицизма. В статье дается анализ двух хоровых концертов с точки зрения применения автором законов музыкальной риторики.
С легкой руки А. И. Тургенева, историка, известного мемуариста, Степана Ани-киевича Дегтярева (1766—1813), крепостного композитора Шереметевых, прозвали «русским Гайдном» за любовь к монументальным хоровым композициям. Конечно, этот лестный эпитет был придуман Тургеневым после исполнения дегтяревской оратории на текст Н. П. Горчакова «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», прозвучавшей в Москве в 1811 г. Написанная за год до наполеоновского нашествия, оратория вскоре стала символом стойкости духа и несгибаемой веры русского народа, соединив незримыми узами исторические события начала XVII и начала XIX в. Для российской культуры она явилась первой русской ораторией...
Создание крупного вокально-инструментального прозведения, хоть и стало единичным явлением в жизни Дегтярева, было подготовлено всем остальным его хоровым творчеством — музыкально-литургическими циклами и хоровыми концертами. Последние из этого списка составляют самую большую и важную часть наследия Дегтярева. Концерты интересны и как самоценное художественное явление, и как разнообразные «подступы» к оратории.
На сегодняшний день известно о 135 концертах композитора. Из этого числа более 50 сочинений были опубликованы на рубеже XIX—XX вв., в кон. ХХ в. мною и Н. И. Тетериной изданы еще 12 концертов, более 50 сочинений считаются утерянными, сохранились лишь их названия в реестрах библиотек любителей хорового пения и каталогах1.
1 При подсчете были использованы материалы каталога: Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765—1825). М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 359-439.
Хоровые концерты Дегтярева пока еще слабо изучены, по сравнению с произведениями Бортнянского (интерес к которым у исследователей постоянен), Березовского (в последнее время интерес к нему сильно вырос благодаря обнаруженным в Киеве манускриптам с концертами), даже по сравнению с творчеством Веделя (в последние годы в его биографии украинские коллеги обнаружили много интересных фактов). Дегтярев все еще остается в тени современного музыкознания — никто не занимается ни периодизацией его творчества, ни поисками новых нотных источников и фактов биографии, никто не предпринимает дальнейшие розыски в фондах Шереметевых в РГИА в Петербурге и в РГАДА в Москве2.
Очень хочется надеяться, что празднуемое 250-летие со дня рождения Дегтярева всколыхнет общественный интерес у исполнителей и у исследователей. Первыми отметили юбилейную дату в Киеве — в мае 2016 г. состоялся хоровой фестиваль, к нему была приурочена международная научная конференция, организованная кафедрой истории украинской музыки Киевской консерватории, «Степан Дегтярев и его современники: музыкальный классицизм в Восточной Европе» («Степан Дегтярьов та його сучастники: музичний классицизм у Схщнш Еврош». — Кафедра юторп украшсько! музики та музично! фольклористики. Центр музично! украшютики. Нащональна музична академ1я Украши 1меш П. I. Чайковського). Одним из инициаторов проведения фестиваля был Николай Гобдич, художественный руководитель камерного хора «Киев». В свое время Гобдичем были записаны все известные хоровые концерты Артемия Ве-деля на CD-диски, сейчас он трудится над записью хоровых концертов Степана Дегтярева. В Москве и в Петербурге юбилей крупнейшего хорового мастера XVIII в., к сожалению, не отмечался.
Предыдущая памятная дата у Дегтярева праздновалась 25 лет назад и была связана с 225-летием со дня его рождения (1991). В тот год мы с Надеждой Ивановной Тетериной, ныне моей коллегой по Государственному институту искусствознания, подготовили к публикации 12 неизвестных концертов Дегтярева3. В основу публикации были положены рукописные списки произведений из архивов Москвы и Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад).
Это было время, когда российское общество жило в тотальном дефиците. Празднование в Москве состоялось скромное, организовывал его Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Выпущенный в свет сборник концертов, по сути, был самиздатом — наша работа размножена на копировальном аппарате в количестве пяти экземпляров. Три из них были переданы в библиотеки Мос-
2 До сих пор основополагающими материалами по творчеству Дегтярева являются глава Е. М. Левашева из многотомной истории русской музыки и небольшая монография белгородского исследователя Ю. С. Горяйнова, хотя с момента их публикации прошло 30 лет (см.: Левашев Е. М. С. А. Дегтярев // История русской музыки. М.: Музыка, 1986. Т. 4. С. 184—208; Горяйнов Ю. С. России славу пел. Воронеж, 1987. 2-е изд.: Горяйнов Ю. С. Степан Аникиевич Дегтярев. Белгород: Везелица, 1993).
3 Степан Дегтярев. Хоровые концерты. К 225-летию со дня рождения / Публ., сост., науч. реконструкция, ред., фортеп. переложение и коммент. к концертам 1—8 А. В. Лебедевой-Емелиной, к концертам 9—12 Н. И. Тетериной. М., 1991. Тираж 5 экз. — 278 с. (на каждой странице по две хоровые системы).
ковской консерватории, Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки и Троице-Сергиевой лавры, два остались у авторов.
Через пятнадцать лет, в 2006 г., по инициативе Олега Бычкова, главного редактора издательства православного центра «Живо-носный источник», было предпринято переиздание 12 концертов Дегтярева. В результате появился красивый 200-страничный сборник, с иллюстрациями, большой вступительной статьей и комментариями (ил. 1). Но тираж опять был невелик — всего 100 экземпляров! (Ныне это издание стало библиографической редкостью.)4
В последние два года большая работа по «реставрации» духовных концертов и литургических песнопений современников Бор-тнянского и Дегтярева проводится Антоном Олеговичем Висковым, талантливым композитором, автором духовной музыки. Благодаря его скрупулезной работе с манускриптами кон. XVIII в. изданы два сборника произведений: в их основу легли рукописные комплекты бывшего ярославского Казанского женского монастыря, хранящиеся в фондах Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки5.
Когда мы с Н. И. Тетериной 25 лет назад готовили к публикации хоровые концерты Дегтярева, то старались брать неизвестные и ранее не издававшиеся. В дальнейшем оказалось, что один-два концерта из нашего списка были известны любителям хорового пения, имели «хождение» в регентской среде и исполнялись за богослужением. Сравнив опубликованные нами варианты с регентскими рукописями, мы можем заметить одно — «воскрешенная» нами музыка несколько отличается от музыки в регентских сборниках6. Анализ и сравнение музыкальных текстов разных вариантов одних и тех же концертов Дегтярева — тема интересная, никем не изученная и ждущая своего часа.
Перечислим концерты, вошедшие в наш сборник: 1) «Благо есть исповедати-ся Господеви», 2) «Благословлю Господа вразумившаго мя», 3) «Боже, приидоша языцы в достояние Твое», 4) «Господи, возлюбих благолепие», 5) «Златокован-ную трубу», 6) «Не ревнуй лукавнующим», 7) «Пойте Господеви живущему в Си-
4 Степан Дегтярев. Двенадцать духовных концертов. Для хора без сопровождения: монографическое нотное издание / Предисл., коммент. и науч. реконструкция концертов № 1—8 А. В. Лебедевой-Емелиной, № 9—12 Н. И. Тетериной. М.: Изд. «Живоносный источник» в Царицыно, 2006. — 199 с. (на каждой странице помещаются три хоровые системы).
5 Шестнадцать духовных концертов анонимных авторов из рукописного сборника конца XVIII — начала XIX века / Реконструкция и редакция Антона Вискова. Вып. 1. М.: ВМОМК им. М. И Глинки, 2015; То же. Вып. 2. 2016.
6 В регентских рукописях произведения классицизма, как правило, представлены в упрощенном виде.
Ил. 1. Издание концертов Дегтярева 2006 г.
оне», 8) «Помилуй мя, Боже, яко на Тя упова», 9) «Пособивый Господи кроткому Давиду», 10) «С небесных кругов слетев Гавриил», 11) «Терпя потерпех Господа», 12) «Услыши, Господи, молитву мою».
Перечисленные произведения интересны с музыкальной точки зрения, служат замечательным примером мастерства Дегтярева при работе со словом. Напомним, что применяемые композиторами средства музыкальной выразительности (мелодика, гармония, ритмоформулы, регистры, темпы, тембры хоровых голосов) в ту эпоху часто подчинялись законам музыкальной риторики.
Музыкальная риторика — наука, предлагавшая для сочинения произведения определенные композиционно-технические приемы, а если сочиняемая музыка была связана со словом, то приемы должны были подчеркивать и звуковыми формулами отображать смысл текста. Обычно о музыкальной риторике говорят применительно к музыке западноевропейского Позднего Возрождения и барокко. Но мало кто прослеживает ее влияние на творчество русских композиторов доглинкинского времени7.
В концертах Дегтярева, так же как в концертах Бортнянского и Веделя, мы встречаем интересные образцы риторического прочтения богослужебных текстов, примеры использования риторических фигур и риторических законов. Продемонстрируем это на примере двух концертов — «С небесных кругов слетев Гавриил» и «Благо есть исповедатися Господеви». Оба концерта сочинены для четырехголосного а сарре11'ного состава. Время создания произведений неизвестно, но их музыкальный язык тяготеет к позднему классицизму.
Духовный концерт «С небесных кругов слетев, Гавриил» посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, празднуемому 25 марта / 7 апреля. Восстанавливался этот концерт по трем источникам8:
— сборник концертов Дегтярева (признается автографом композитора). Рукописная партитура, 1790-е гг. Останкинский дворец-музей творчества крепостных (Москва), № 15;
— сборники концертов и литургических песнопений бывшего Казанского женского монастыря в Ярославле. Рукописный комплект партий-поголосников, 1790—1810-е гг. Всероссийский музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ВМОМК, Москва). Ф. 283. Ед. хр. 918-921. № 36 (аноним);
— сборник духовных концертов из собрания архимандрита Матфея. Рукописная партитура 2-й пол. XIX в. (г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра). С. 422 (аноним).
Текст концерта заимствован из «Акафиста Пресвятой Богородице», стихиры на стиховне, глас первый. Первые строки концерта С небесных кругов рисуют
7 О музыкальной риторике см.: Захарова О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983. Интересно, что с именем Ольги Ивановны Захаровой связана редактура и публикация дегтяревской оратории «Минин и Пожарский» (М.: ГЦММК им. М. И. Глинки, 2006), но риторические закономерности в музыке оратории она прослеживает мало. В последнее время появилось еще одно исследование по музыкальной риторике, но опять связанное с европейской культурой: Насонов Р. А. Музыкальная риторика Иоганна Иоахима Кванца // Научный вестник Московской консерватории. М., 2013. № 1. С. 162—168.
8 Реконструкция произведения была сделана Н. И. Тетериной.
нам образ круга: звучит хоровой двухоктавный унисон, взмывающий вверх и закругляющийся по мажорному трезвучию вниз:
Первой фразе отвечает вторая — слетев Гавриил, где ангельские детские голоса (дисканты и альты) с помощью форшлагов рисуют порхание крыльев Архангела Гавриила:
Это сопоставление унисонных ходов всего хора (tutti) и «порхания» секстами и терциями с форшлагами солирующих партий (soli) повторяется дважды: первый раз в C-dur, второй раз — в доминантовой тональности G-dur.
Затронув тональное движение первой части концерта, скажем, что именно с его развитием связан еще один уровень отображения кругов в музыкальном тексте концерта.
Никто не знает, когда и кем был придуман квинтовый круг, однако все хорошо знают, что равенство тональностей продемонстрировал И. С. Бах в цикле «Хорошо темперированный клавир». Неизвестно, знал ли Дегтярев баховское сочинение, но он должен был быть хорошо знаком с музыкальным трактатом, где описывается система тональностей, похожая на квинтовый круг. Речь идет о «Мусикийской грамматике» Дилецкого (1679), предназначенной для обучения церковных певчих9. Вспомним, что обучением малолетних певчих в капелле Шереметева занимался именно Дегтярев, да и в теории музыки он был хорошо «подкован» — несколько лет продолжались его занятия с Антонио Сапиенца,
9 Николай Дилецкий круг мажорных строев именует «колесом веселой мусикии», а круг минорных — «колесом мусикии печальной».
с Джузеппе Сарти. Позднее интерес к теории музыки отразился у Дегтярева в переводе на русский язык трактата Винченцо Манфредини10.
Второй уровень изображения небесных кругов проявляется в окраске тональностей, которые следуют в первой половине первой части по восходящим квинтам: С-ёиг — G-dur — D-dur (т. 1—24), а во второй половине — по нисходящим квинтам, достигая субдоминантовой тональности: D-dur — G-dur — С^иг — F-dur (т. 25—46). (Достижение субдоминантовой тональности перед заключительным кадансом и утверждением тоники было почти обязательным в музыке классицизма.)
Далее начальный текст — С небесных кругов слетев, Гавриил — получает иное музыкальное прочтение: теперь по отдельности рисуются небеса и круги. Так, пропетая в верхнем регистре детскими голосами хора фраза: с небесных, воспринималась слушателями как изображение небес, отражавшееся эхом на земле в мужских голосах:
Как видно из музыкального примера, после переклички хоровых групп следовала риторическая фигура circulatio (круговорот). Здесь она представлена вза-иморасходящимся и сходящимся движением у альтов, теноров и басов (т. 27—28). Подобное движение часто подразумевало использование полифонической техники вертикально-подвижного контрапункта, что имеется и в концерте Дегтярева.
Во второй медленной части звучит текст: Прииде к Деве Марии [Архангел с благой вестью]. Камерность обстановки (появление Архангела Гавриила в покоях Марии) отражена в фактуре — мощное хоровое tutti сменяется soli альтов и теноров. Обратим внимание, что регистр используется не ангельский (как у дискантов) и не подземный ропот (как у басов), а самый что ни на есть человечес-
10 Manfredini Vincenzo. Regole armoniche o sieno precetti ragionati per apprendere i principi della musica (Венеция, 1775). Дегтярев, скорее всего, работал со вторым изданием трактата (Венеция, 1797). Считается, что второе издание было привезено самим Манфредини в Россию в 1798 г., после воцарения Павла I. Напомним, что новый император был благосклонен к творчеству итальянского маэстро. Манфредини во втором издании своего трактата значительно переработал и дополнил разделы о пении и контрапункте. В русском переводе книга была названа «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке» (СПб., 1805).
кий, то есть средний, удобный для солистов. Пение двух голосов тоже оправдано с риторической точки зрения — в комнате их только двое...
И совершенно замечательно Дегтяревым изображен поклон Архангела перед сидящей Марией на словах вопияше Ей — следует тирата (вокализ) альта по гамме с верхней до на октаву вниз:
Как здесь не вспомнить знаменитые изображения праздника Благовещения, столь любимые во все времена иконописцами и художниками, например «Благовещение» Леонардо да Винчи (ил. 2).
Вторая часть концерта делится на два фрагмента темпами Largo и Largetto. Слова зачнеши Сына Адама вместо светлой мажорной окраски у Дегтярева получают окраску трагическую, минорную. С чем это связано? Радостные события настоящего (приход Архангела с вестью к Марии) композитор рисует мажорными красками (F-dur), события же грядущего должны были прозвучать скорбно, чтобы слушатели могли почувствовать всю тяжесть предстоящих Младенцу смертных мук. Поэтому композитор избрал f-moll, тональность, в которой у него были написаны многие скорбные страницы в музыке11.
11 Выбор тональности несет на себе определенную психологическую нагрузку — вспомним покаянные и молитвенные концерты в f-moll самого Дегтярева «Боже мой, вонми ми,
Ил. 2. Леонардо да Винчи. Благовещение
В последней, третьей части концерта из риторического прочтения церковного текста отметим лишь такты 113—119, в них детские голоса, поющие в высоком звонком регистре, призваны разбудить всех и вся вокруг, чтобы вместе провозгласить главные слова молитвы праздника: вопиющих Тебе: Радуйся, чистая Дево!
Еще одна деталь риторического прочтения текста: ярким мажорным аккордам хора на forte отвечает мягкая минорная фраза на piano «чистая Дево», минорный лад здесь подчеркивает кротость и душевную чистоту Богоматери.
вскую оставил мя еси» (на слова Христа на кресте), «Доколе, Господи, забудеши мя до конца», «Изми мя от враг моих, Боже».
-fu-- (Ч* ' ' ш t '
ра . / Д 1 У*й - с я, ч Í1 ис . та . j 9] Í- щ Г Де - во,
/ №
ра . /_ дуй. и с Я, 11 N Де - во,
......я * Г"
Чис. та . я
В концерте «С небесных кругов слетев, Гавриил» мы видим типичные приемы хорового письма Дегтярева, которые были столь важны для композитора, что он не преминул специально отметить их в переводе трактата Манфредини. Исследователи неоднократно упоминали, что русский композитор дополнил трактат итальянца последней, своей собственной главой, объяснив это читателю следующим образом:
О пункте tasto solo и о двух октавах господин Манфредини ничего не пишет, почему я осмелился оной здесь присовокупить12.
Что же это за прием tasto solo, который Дегтярев решился охарактеризовать, не найдя его описания у Манфредини? Обратимся к очерку Евгения Михайловича Левашева, написанному им в сер. 1980-х гг.13 Внимательно исследуя трактат Манфредини в переводе Дегтярева, а также хоровые концерты композитора и его современников, исследователь пришел к выводу, что tasto solo чаще всего означает органный пункт (протянутый у басов), на котором звучит свободная мелодия в других партиях. Если подобный органный пункт соединялся с оттенком rinforzando, когда хоровые партии вступали друг за другом с постепенным crescendo, то эффект органности усиливался. Предоставим слово самому Дегтяреву:
Пункт tasto solo и две октавы в музыке есть правило весьма важное и наиприятнейшее. Оно употребляемо бывает во всех штилях музыки, как-то: в штиле церковном хочет выразить силу слов и важность сюжета <...> Tasto solo значит то, что орган держит одну тастатуру, или один тон, а другие пар-
12 Манфредини. Правила мелодические и гармонические. С. 168. «Санкт-Петербургские ведомости» разместили объявление о продаже книги 15 августа 1805 г., сообщив о переводчике Дегтяреве следующее: «...известный почтенной публике по своим церковным и многим сочинениям».
13 Левашев. С. А. Дегтярев. С. 200-201.
тии производят над оным свободную мелодию. Сия мелодия производит прекраснейшую гармонию в штиле церковном, которая оная будет написана протяжательною. В ней наиболее употребляются rinforzando, от чего происходит наипрекраснейший орган, трогающий сердце, чувства и мысли человеческие. Примеров таковых довольно издано для нашей церковной музыки в сочинениях Дмитрия Степановича г-на Бортнянского, который первым начал писать с вящим вкусом в нашей церковной музыке tasto solo14.
Пример tasto solo нам встречается и в концерте «С небесных кругов». В начале третьей части басы держат твердую опору на тонике, а верхние голоса легким кругообразным движением напоминают о музыкальных образах первой части:
94 д 1tM'JípJ
па« ^
J Твор. [tultiJípJ -#-«—у- г ÍS р ца ве. —. . ... — -_ L ков и Из. б а - ви. те. л ч,
sq-hj ^—™ » J 1
-Я-——-[tut, i][p]
Твор . ца ве . ков
И о приеме «двух октав», который Дегтярев охарактеризовал как «правило весьма важное и наиприятнейшее». По мнению Е. М. Левашева, это «унисонное исполнение в несколько октав ключевых мелодических формул, противопоставляемое гомофонно-гармоническим эпизодам»15. Именно с подобного приема начинается концерт «С небесных кругов...».
Теперь не столь подробно охарактеризуем другой концерт Дегтярева — «Благо есть исповедатися Господеви», написанный на тексты Псалтири, псалмы 91 (2-4, 5), 39 (4), 16 (1, 6), 36 (39-40) (ил. 3).
Единственный рукописный источник его нотного текста содержится в сборнике духовных песнопений кон. XIX в. (ВМОМК им. М. И. Глинки. Ф. 283. Ед. хр. 128). Песнопение записано в виде партитуры (вертикального формата) черными чернилами на слегка выцветшей, желтоватой бумаге. В верхнем углу листа перед названием указана фамилия композитора.
В этом произведении встречается уникальный для русской хоровой культуры эффект музыкального изображения десятиструнной псалтири и гуслей.
14 Манфредини. Правила мелодические и гармонические... С. 168.
15 Левашев. Указ. соч. С. 201.
Приступив к переписыванию нотного текста концерта из источника достаточно позднего времени16, я подумала, что переписчик был малограмотным певчим, предложив хористам разные варианты пропе-вания партии (отсюда и divisi в голосах). Но когда под хоровые голоса был переписан текст, картина прояснилась. Деление партий на divisi оказалось риторическим приемом изображения десятиструнной псалтири. Подсчитав общее количество голосов в хоре, я получила три дисканта, два альта, два тенора и три баса, вместе — 10 голосов!
Ил. 3. Царь Давид с псалтирью
После мощного десятиголосного хора, изображающего десятиструнную псалтирь, следуют хоровые «разливы» гуслей, где четыре хоровые партии перекликаются друг с другом красивыми распевами:
16 Помимо указанной рукописи из фондов ВМОМК, концерт упоминается в описи нотной библиотеки Шереметевых — РГИА. Ф. 1088. Оп. 3. Ед. хр. 1732. Л. 7 об., под № 47.
В концерте встречаются странные ходы параллельными трезвучиями, например, в т. 6—7 (уменьшенное от fis — минорное от g — мажорные от D и — Es).
- i
и « м< m Р J а Р ц ни, и пе . ти J* h L f ' ' д M и . м м= е. ии
-- м=
и „ ме . ни, и пе.ти и . ме.ни
При редактировании нотного текста в этих тактах мне хотелось заменить гармонию более традиционной. Можно было вновь грешить на неумение переписчика, соединявшего хоровую партитуру из поголосников. Но если попытаться внимательно вчитаться в стихотворные строки псалма: и пети имени Твоему (т. 6—7) — о прославлении Господа, воспевании Ему хвалебно-благодарственных песней, то ходы параллельными трезвучиями могут получить объяснение. Естественно, во времена царя Давида Бог был один — ветхозаветный. Но во времена Дегтярева пение благодарственных песен Господу само собой подразумевало воспевание триединства Творца. А для изображения триединства могли быть уместны трезвучные ходы (опять-таки, если толь-
ко переписчик не напутал нот). Схожее место встречается в т. 17—18 на словах на всяку нощь.
Здесь у альтов и басов идет ход четырьмя параллельными трезвучиями — минорным, уменьшенным и двумя мажорными. Трезвучия опускаются вниз на кварту, чтобы, вероятно, картина ночи в нижнем регистре получилась более выразительной.
Когда музыкальный текст сопоставляется с текстом словесным, с подключением законов музыкальной риторики, многие странности гармонические находят свое объяснение. Но в целом подобное голосоведение еще ждет своего научного объяснения, когда будут изучены концерты той эпохи не по поздним изданиям, а по рукописным источникам кон. XVIII — нач. XIX в.
Риторическое прочтение канонических текстов в хоровых концертах Дегтярева — тема практически не изученная. В настоящей статье мы лишь коснулись некоторых ярких примеров, которые встретились при работе с нотными текстами произведений.
В качестве заключения отметим, что музыкальная гармония кон. XVIII в., гармония позднего Бортнянского, Дегтярева и Веделя, представляет собой зрелую систему тональных связей, взаимоотношения аккордов, с умелым использованием септаккордов, альтераций, неаккордовых звуков и созвучий, с интересными тональными отклонениями и сопоставлениями. Вместе с гармонически обостренной, порой «странной» мелодикой у мастеров классицизма встречаются темы ясные, прозрачные, опирающиеся на простые аккордовые соединения.
Именно подобные темы долгое время являлись «визитной карточкой» мо-цартовского XVIII в. Именно их стилизовал П. И. Чайковский в своей опере «Пиковая дама», причем не только в пасторали Прилепы и Миловзора, но и в дуэте Лизы с Полиной «Уж вечер, облаков померкнули края».
В качестве примера приведем мелодический оборот из концерта Дегтярева «Благо есть исповедатися Господеви», звучащий в As-dur у дискантов и альтов:
Он весьма сходен с известным оборотом из дуэта Лизы и Полины в «Пиковой даме». Не думаем, что Чайковский знал музыку крепостного мастера, но интуитивное попадание в эпоху Екатерины II и княгини Голицыной (графини) у него получилось замечательным.
Степан Аникиевич Дегтярев наряду с Бортнянским претендует быть неким образцом стилистики кон. XVIII в., стилистики, вобравшей в себя многообразное «звуковое поле» своей эпохи.
Думается, что настало время и в России издать хоровое наследие Дегтярева, записать его музыку на CD-диски. Церковная практика, где совершение таинства Венчания, празднование Троицы, Духова дня, Благовещения и многих других церковных праздников сопровождается музыкой Дегтярева, доказала жизнестойкость музыки композитора, ее непреходящую ценность.
Ключевые слова: Дегтярев, духовные концерты, музыкальная риторика.
Список литературы
[Висков А. О.] Шестнадцать духовных концертов анонимных авторов из рукописного сборника конца XVIII — начала XIX века / Реконструкция и редакция Антона Виско-ва. М.: ВМОМК им. М. И Глинки, 2015. Вып. 1.
[Висков А. О.] Шестнадцать духовных хоровых концертов из рукописных сборников конца XVIII — начала XIX веков / Реконструкция и редакция Антона Вискова. М.: ВМОМК им. М. И. Глинки, 2016. Вып. 2.
Горяйнов Ю. С. России славу пел. Воронеж, 1987. 2-е изд.
Горяйнов Ю. С. Степан Аникиевич Дегтярев. Белгород: Везелица, 1993.
Дегтярев Степан. Хоровые концерты. К 225-летию со дня рождения / Публикация, составление, научная реконструкция, редакция, фортепианное переложение и комментарии к концертам 1—8 А. В. Лебедевой-Емелиной, к концертам 9—12 Н. И. Тетери-ной. М., 1991.
Дегтярев Степан. Двенадцать духовных концертов. Для хора без сопровождения: монографическое нотное издание / Предисловие, комментарии и научная реконструкция концертов № 1—8 А. В. Лебедевой-Емелиной, № 9—12 Н. И. Тетериной. М.: Изд. «Жи-воносный источник» в Царицыно, 2006.
Захарова О. И. Оратория С. А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» // Дегтярев С. Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы: Оратория в трех действиях: Партитура. М.: ГЦММК им. М. И. Глинки, 2006.
Захарова О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: Принципы, приемы. М., 1983.
Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765—1825). М.:
Прогресс-Традиция, 2004. С. 359-439. Левашев Е. М. С. А. Дегтярев // История русской музыки. М.: Музыка, 1986. Т. 4. С. 184208.
Манфредини В. Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке / Пер.
на рус. яз. С. А. Дегтярева. СПб., 1805. Насонов Р. А. Музыкальная риторика Иоганна Иоахима Кванца // Научный вестник Московской консерватории. М., 2013. № 1. С. 162-168.
St. Tikhons University Review. Antonina Lebedeva-Emelina,
Series V: Problems of History PhD in Art Criticism, Senior Researcher,
and Theory of Christian Art. State Institute of Art,
2017. Vol. 25. P. 49-64 Kozitskii per. 5, 125009, Moscow, Russian Federation
Spiritual Concerts by S. A. Degtiarev in the Light of Musical Rhetoric of the 18th Century: 250th Anniversary of Composer's Birth
A. Lebedeva-Emelina
The celebration of the 250th anniversary of S.A. Degtiarev took place in Kiev and Belgorod in 2016. The composer was a serf musician of Count N. P. Sheremetev. Degtiarev achieved fame with the oratorio Minin and Pozharskii. He composed more than 135 choral concertos and only a little more than half of them have been published. His concertos are a fine example of musical classicism. The paper examines two choir concertos in the light of musical rhetoric employed by the composer.
Keywords: Degtiarev, spiritual concerts, musical rhetoric.
References
Degtjarev Stepan., Khorovye kontzerty. K 225-
letij u so dnja rozhdenij a. Moscow, 2006. Gorjainov Yu. S., Rossii slavu pel Voronezh.
Voronezh, 1987. Izd. 2-е. Gorjainov Yu. S., Stepan Anikievich Degtjarev.
Belgorod, 1993. Lebedeva-Emelina A. V. Russkaja dukhovnaja musyka epokhi klassitsizma (1765—1825). Moscow, 2004.
Shestnadtzat' dukhovnykh kontzertov ano-nimnykh avtorov iz rukopisnogo sbornika kontza XVIII — nachala XIX vekov. Moscow, 2015, 1.
Shestnadtzat' dukhovnykh kontzertov iz rukopisnykh sbornikov kontza XVIII -nachala XIX vekov. Moscow, 2016, 2.
Zakharova O. I., «Oratoria S. A. Degtjareva "Minin i Pozharsky ili Osvobozhdenie
Moskvy"», in: DegtjarevS. Minin iPozharsky Zakharova O. I., Ritorika izapadnoevropeiskaja ili Osvobozhdenie Moskvy . Oratoria v 3-kh musyka XVII — pervoi poloviny XVIII veka: deistvijakh: Partitura. Moscow, 2006. printzipy, priemy. Moscow, 1983.