Научная статья на тему 'Духовные качества современного офицера МЧС России: социально-философский анализ'

Духовные качества современного офицера МЧС России: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-профессиональная деятельность / офицерский состав / духовные качества / офицерская культура / профессионализм / общекультурные ценности / мировоззрение / ценностные ориентации / military professional activity / officer staff / spiritual qualities / officer culture / proficiency / common cultural values / worldview / axiological orientation

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чижик Петр Иванович, Наумов Александр Владимирович

Показана роль духовного потенциала офицерского состава МЧС России в военно-профессиональной деятельности. Особо отмечено, что в повседневной службе принципиальное значение имеет степень совершенства духовных качеств офицера, их ценностная характеристика, мировоззренческая ориентация, позитивная внутренняя и внешняя направленность. Акцентировано внимание как на позитивной, так и на негативной формах проявления личностного мира офицера, представляющего собой своеобразный сплав общекультурных, профессиональных и личностных ценностей. Обосновано положение о том, что эффективность и качество работы в деле спасения жизни и здоровья российских граждан напрямую определяются уровнем духовного развития офицеров структурных подразделений МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Чижик Петр Иванович, Наумов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual qualities of a modern officer of EMERCOM of Russia: socio-philosophical analysis

The role of the spiritual potential of the offi cer staff of EMERCOM of Russia in military and professional activities is shown. The authors particularly note that the degree of perfection of the offi cers’ spiritual qualities, their axiological characteristic, worldview orientation and positive internal and external focus are of fundamental importance in everyday service. The authors place the emphasis on both positive and negative forms of manifestation of the officer’s personal world, which is a peculiar fusion of common cultural, professional and personal values. The authors have established a point that the effectiveness and quality of life-saving and health preservation work for the good of Russian citizens is directly determined by the level of spiritual development of officers of structural subdivisions of EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «Духовные качества современного офицера МЧС России: социально-философский анализ»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 155—162. Economic and Social Research. 2023. No. 1 (37). P. 155—162. Научная статья

УДК 174 + 159.9.07

doi: 10.24151/2409-1073-2023-1-155-162

Духовные качества современного офицера МЧС России: социально-философский анализ

П. И. Чижик1, А. В. Наумов2

1 Академия гражданской защиты МЧС России, г. о. Химки, Россия

2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

1 pi.chizhik@yandex.ru

2 AVNaumov@fa.ru

Аннотация. Показана роль духовного потенциала офицерского состава МЧС России в военно-профессиональной деятельности. Особо отмечено, что в повседневной службе принципиальное значение имеет степень совершенства духовных качеств офицера, их ценностная характеристика, мировоззренческая ориентация, позитивная внутренняя и внешняя направленность. Акцентировано внимание как на позитивной, так и на негативной формах проявления личностного мира офицера, представляющего собой своеобразный сплав общекультурных, профессиональных и личностных ценностей. Обосновано положение о том, что эффективность и качество работы в деле спасения жизни и здоровья российских граждан напрямую определяются уровнем духовного развития офицеров структурных подразделений МЧС России.

Ключевые слова: военно-профессиональная деятельность, офицерский состав, духовные качества, офицерская культура, профессионализм, общекультурные ценности, мировоззрение, ценностные ориентации

Для цитирования: Чижик П. И., Наумов А. В. Духовные качества современного офицера МЧС России: социально-философский анализ // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 155-162. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-1-155-162

Original article

Spiritual qualities of a modern officer of EMERCOM of Russia: socio-philosophical analysis

© Чижик П. И., Наумов А. В.

P. I. Chizhik1, A. V. Naumov2

1 Civil Defense Academy of EMERCOM of Russia, Khimki, Russia

2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

1 pi.chizhik@yandex.ru

2 AVNaumov@fa.ru

Abstract. The role of the spiritual potential of the officer staff of EMERCOM of Russia in military and professional activities is shown. The authors particularly note that the degree of perfection of the officers' spiritual qualities, their axiological characteristic, worldview orientation and positive internal and external focus are of fundamental importance in everyday service. The authors place the emphasis on both positive and negative forms of manifestation of the officer's personal world, which is a peculiar fusion of common cultural, professional and personal values. The authors have established a point that the effectiveness and quality of life-saving and health preservation work for the good of Russian citizens is directly determined by the level of spiritual development of officers of structural subdivisions of EMERCOM of Russia.

Keywords: military professional activity, officer staff, spiritual qualities, officer culture, proficiency, common cultural values, worldview, axiological orientation

For citation: Chizhik P. I., Naumov A. V. "Spiritual Qualities of a Modern Officer of EMERCOM of Russia: Socio-Philosophical Analysis". Economic and Social Research 1 (37) (2023): 155-162. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-1-155-162

Сегодня во всех структурных подразделениях МЧС России остро ощущается потребность в духовном развитии офицеров, высоком уровне их общей и профессиональной культуры, ориентированном на достижение стабильно высоких результатов. Офицер должен брать на себя всю полноту ответственности за принятые им решения, уметь творчески мыслить, добросовестно выполнять свои функциональные обязанности, быть примером для подчиненных и в жизни, и в воинской службе. Решение всего комплекса сложных задач, встающих сегодня перед министерством, во многом обеспечивается не столько за счет оснащения структурных подразделений современной спасательной техникой и оборудованием, сколько благодаря более эффективному использованию духовного потенциала офицерского состава и гражданских специалистов. Безусловно, фактор технической оснащенности всегда служил доминантой

в проведении спасательных операций. Однако при всей его важности превалирующее, особое значение отдано ориентированным на универсальные ценности духовным качествам и профессионализму офицерского состава, предполагающему также доскональное знание и эффективное использование сложной техники. Важно отметить, что российские граждане благодарны офицерскому составу, специалистам МЧС России за готовность незамедлительно, часто с риском для жизни прийти на помощь в самых сложных чрезвычайных ситуациях.

В повседневной деятельности структурных подразделений МЧС офицерскому составу приходится практически ежедневно подтверждать высокий уровень своей компетентности и духовной состоятельности. Необходимо иметь в виду, что и профессиональные успехи, и недоработки того или иного офицера всегда находятся в поле зрения его непосредственного руководства, его

сослуживцев и подчиненных. Если офицер не в полной мере соответствует занимаемой им должности, многие сотрудники довольно остро воспринимают такую ситуацию (как справедливо гласит бытующая среди офицерского состава мудрость, «никому не нужны руководители, умеющие работать только в хорошую погоду»).

Каждый офицер является носителем ряда вполне конкретных по содержанию и направленности духовных качеств, которые находят свое постоянное проявление в его общении, поведении и деятельности, отношении к воинской службе и ее базовым ценностям, к сослуживцам и подчиненным. Истинное содержание и направленность духовных качеств офицера невозможно скрыть по причине необходимости их постоянного применения в делах и поступках служебного и внеслужебного характера. Опыт современной военно-профессиональной деятельности свидетельствует о том, что содержательное многообразие и совершенство духовных качеств офицера позволяет ему достаточно успешно решать задачи самой разной степени сложности. Ценится способность максимально задействовать в интересах воинской службы духовный потенциал подчиненных, добиваться единства и слаженности действий всех членов воинского коллектива в ходе проведения спасательных операций. В связи с этим в общественной жизни и воинской службе особо востребованы качества, наиболее сформированные и позитивно направленные. Как правило, подчиненные с благодарностью вспоминают тех офицеров, которые приняли самое активное участие в их общекультурном и профессиональном становлении.

Успех коллективной военно-профессиональной деятельности во многом базируется на порядочности, ответственности, взаимной помощи, уважении и сотрудничестве, взаимовыручке и поддержке. Опыт свидетельствует о том, что итоговый результат согласованных и слаженных действий всего состава структурного подразделения всегда оказывается более весомым и значительным, чем индивидуальные усилия и личный вклад того или иного офицера.

Духовные качества всё более рассматриваются в качестве важнейшего внутреннего ресурса российского офицера, поскольку он как непосредственный организатор военно-профессиональной деятельности выступает носителем ценностей общей и военно-профессиональной культуры. Важно отметить, что духовные способности офицера базируются на своеобразном сплаве его общекультурных, профессиональных и личностных ценностей. При этом общая и профессиональная культура на личностном уровне должны взаимно и гармонично дополнять друг друга. Духовная состоятельность офицера становится наглядной в самые сложные, трудные периоды его жизни и деятельности. Безусловно, офицер вполне сознательно и добровольно выбирает для себя социально значимые качества, которым следует в целях духовного саморазвития. Важно иметь в виду, что недостаточное развитие одних качеств, определяющих содержание и направленность ценностных установок и ориентаций в жизни и воинской службе, не компенсируется за счет более высокой степени развития других качеств. Так, недостаток честности, порядочности, добросовестности, чувства справедливости не восполняется за счет более высокого уровня ответственности, самостоятельности, дисциплинированности, профессионализма и компетентности.

При всем желании, как показывает опыт офицерской деятельности, духовные качества не могут сформироваться сами по себе или с чужой помощью, по особой команде, требованию или приказу сверху, их невозможно скопировать, в относительно короткие сроки освоить, даже в условиях максимальной активности административных ресурсов, — с одной стороны. С другой стороны, соответственные духовные способности дают преимущества в жизни и воинской службе, не позволяют деградировать в узкого специалиста с ограниченной формой мышления и действий. Как известно, великий русский полководец А. В. Суворов призывал офицерский состав «до издыхания быть верными Отечеству, избегать роскоши, праздности и корыстолюбия, искать славы через истину и добродетель» (приводится по: [7, с. 52]).

Духовные качества как важнейший элемент духовного мира офицера составляют индивидуальный уровень развития его личности. Приемлемый для офицера уровень развития требует качественного выполнения должностных обязанностей и широкого диапазона внеслужебных задач, а также способствует формированию в воинском коллективе нравственных взаимоотношений. Основоположник теории развития управленческой мысли в России профессор В. И. Маршев развивает весьма продуктивную в этом плане мысль Конфуция: «Только тот, кто постоянно работает над собой, не будет иметь трудностей в управлении людьми и сможет выправить их поведение» [5, с. 102]. Конфуций указал на ряд отрицательных качеств, от которых непременно следует освобождаться: «...грубость, зависть, предвзятый взгляд, самоуверенность, упрямство, эгоизм» [3, с. 72]. По мнению философа, для устранения (или смягчения остроты проявления) своих отрицательных качеств человеку требуется затратить много сил и времени. Сегодня подобные идеи, подобный взгляд на роль духовных качеств в деятельности ответственного руководителя приобретают особую актуальность. Представляется, что залог успешности и профессиональной состоятельности современного офицера состоит в последовательности, упорстве и настойчивости его работы над собой, над развитием своих духовных качеств. Как известно, каких-либо пределов в этом совершенствовании не существует.

Желательно акцентировать внимание на том, что процесс духовного развития охватывает все основные этапы жизни и военно-профессиональной деятельности офицера. Нацеленность на постоянное самосовершенствование в этом плане, на освоение социально значимых ценностей общей и военно-профессиональной культуры как на первоочередную задачу профессионального развития подавляющим большинством офицеров структурных подразделений воспринимается достаточно позитивно. Очень важно, чтобы такая работа над собой носила осмысленный, постоянный и системный характер. Можно согласиться с В. Франклом

в том, что «человек способен изменить к лучшему самого себя, иначе он не был бы человеком; способность формировать и переформировывать себя — прерогатива человеческого существования» [8, с. 302].

Военно-профессиональная деятельность офицера рассматривается преимущественно как сфера интеллектуального, творческого труда, в которой решающая роль отводится обучению и воспитанию подчиненных, конструированию и передаче им знаний, смыслов и ценностей. Современные успехи офицера находятся в прямой зависимости от содержания и направленности его духовных качеств. Данный вид деятельности предполагает постоянное испытание на прочность мировоззренческих установок и ориентаций, одновременно открывая перед офицером широкий простор для практической, творческой реализации его духовных возможностей и интеллектуальных способностей.

Одним из значимых условий успешности профессиональной деятельности офицера МЧС России является единство слова и дела, мотивов и поступков. Сегодня большинство офицерского состава МЧС России принимают непосредственное участие в восстановлении мирной жизни на освобожденных территориях Донбасса, Запорожской и Херсонской областей. Они наглядно демонстрируют высокую ответственность, организованность, самостоятельность, инициативу и творчество, нацеленность на позитивный результат и потому достойны благодарности за свой нелегкий труд не только от тех, к кому они своевременно пришли на помощь, но и от всех граждан России.

Представляется, что офицер, нацеленный на нравственное самовоспитание, способен к формированию соответствующих знаний и эрудиции в своих подчиненных, к делегированию им общекультурных ценностей, что способствует решительности, энергичности и силе характера. Немецкий педагог-новатор А. Дистервег еще в середине XIX в. вполне справедливо отмечал: «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным

и образованным» [1, с. 74]. Действительно, современный офицер должен быть человеком честным, высоко ответственным, грамотным, инициативным, четко знающим, чего он хочет добиться в жизни и на воинской службе. Офицеры, по-настоящему преданные своей профессии, рассматривают ее как служение во благо интересов своего Отечества и способны с высокой эффективностью и качеством обучать и воспитывать своих подчиненных.

По отношению к воинской службе внутреннее смысловое содержание духовности имеет свои особенности: оно служит надежной основой выполнения офицером своего общегражданского и воинского долга. Это прежде всего умение расставлять приоритеты, опираясь на требования закона, истинный гуманизм и нравственные нормы. Ранее мы подчеркивали: «Особую роль в духовном мире современного офицера играют такие духовные качества, как ответственность, дисциплинированность, организованность, требовательность, исполнительность, целеустремленность, профессионализм, справедливость, честность, порядочность, скромность, принципиальность, уважение чести и достоинства подчиненных, чувство долга» [9, с. 12]. Совокупность данных качеств формирует необходимую ценностную основу повседневной жизни и военно-профессиональной деятельности офицера, без которой невозможно обеспечить реализацию социально значимых целей. Английский философ Дж. Локк вполне справедливо отметил, что «духовно неразвитые люди вряд ли в состоянии высоко подняться и очень редко чего-нибудь достигают» [4, с. 59]. Как правило, такие люди довольно часто оказываются внутренне неготовыми к тому, чтобы адекватно реагировать на справедливую критику в их адрес, принимать внешнюю помощь или дельный совет, прилагать значительные усилия к собственному развитию и самосовершенствованию.

Конечно, не стоит особо идеализировать достоинства современного офицера, в рамках воинского коллектива степень духовного развития его членов может существенно отличаться, порой бывает сложно отыскать

офицера, «который бы в равной мере обладал гармонично развитыми и приведенными к максимальной высоте духовными качествами» [2, с. 21]. Кроме того, в случае ухода из структурного подразделения (по разным причинам) профессионально подготовленного, нравственно образованного офицера бывает весьма сложно в кратчайшее время найти ему равноценную замену. К сожалению, это объективная реальность, с которой приходиться считаться большинству руководителей на всех уровнях управления.

Важнейшим показателем духовной зрелости офицера является его объективная оценка собственных сил и возможностей, высокий уровень мотивации, ответственности и требовательности не только к своим подчиненным, но и к самому себе, умение признавать допущенные ошибки и своевременно извлекать из них уроки. Овладение офицером необходимым уровнем общей культуры как способность раскрыть свой творческий потенциал возможно только на пути его высокой мировоззренческой целеустремленности и колоссальной работоспособности. При этом следует учитывать то обстоятельство, что совокупность требований к офицерской профессии неизменно повышается. Ранее мы пришли к выводу: «Вполне объективно, что чем сложнее и масштабнее управление, тем больше индивидуальных усилий и времени необходимо затрачивать тому или иному офицеру для достижения необходимого позитивного результата» [10, с. 107]. Значительное снижение ценностной составляющей духовной культуры часто приводит к утрате офицером своей подлинной социально-культурной и военно-профессиональной значимости.

Анализ военно-профессиональной деятельности офицера показывает, что он не застрахован от отдельных ошибок, недоработок и просчетов, так как единственный способ не ошибаться — это, как известно, ничего не делать, что само по себе уже является большой ошибкой. Чтобы успешно работать над допущенными ошибками, вначале следует научиться их признавать. Далеко не все офицеры в равной степени способны и готовы признавать свои ошибки, просчеты

и недоработки, своевременно их исправлять, чтобы не повторять в будущем, а также извлекать из них соответствующие уроки для себя. Необходимо признать, что в наиболее сложном положении оказываются молодые офицеры, которые в первые годы своего становления испытывают трудности с поиском и определением для себя духовно-нравственных ориентиров. Им недостает мотивации, несгибаемой воли, стойкости, чтобы переносить тяготы и лишения воинской службы. Они нуждаются в теоретической и практической помощи, поддержке со стороны вышестоящего руководства, более опытных старших коллег и сослуживцев. Важнейшим приоритетом для молодых офицеров должен быть не сам факт наличия у них социально значимой офицерской профессии, а умение в полной мере ее освоить. Истинная отеческая забота и внимание позволяют во многом не допустить состояния неудовлетворенности и духовного дискомфорта у молодых офицеров.

Воинская служба в МЧС России не приемлет случайных людей. Очевидно, что условия воинской жизни и службы далеко не всегда благоприятны для всестороннего и духовного развития. Еще не во всех структурных подразделениях созданы по-настоящему необходимые и достаточные условия для полноценной самореализации духовного потенциала офицеров, особенно молодых. Поэтому первичный воинский коллектив должен стать центром их духовного и военно-профессионального становления и развития.

Как известно, стабильность духовного мира человека зависит от гармонии с самим собой и от реальной возможности реали-зовывать свои лучшие качества. При этом ценностным приоритетом для офицера должно быть их соответствие требованиям и стандартам общественной жизни и воинской службы. Выполнение офицером профессиональных задач в самых сложных и напряженных условиях напрямую связывается с приверженностью его таким общезначимым духовным ценностям, как справедливость, честность, порядочность, принципиальность, ответственность.

К сожалению, направленность деятельности отдельных офицеров сегодня является антигуманной по отношению к подчиненным и сослуживцам и антиобщественной (см.: [9, с. 13]). Поэтому одной из приоритетных задач в краткосрочной и долгосрочной перспективе сегодня является создание в структурных подразделениях МЧС России обстановки общей нетерпимости к данным фактам, что позволит устранить (или существенно снизить) их деструктивное влияние на жизнь воинского коллектива. Необходимо признать и отсутствие духовности в деятельности отдельных представителей начальствующего состава, хорошо подготовленных в военно-профессиональном отношении, имеющих богатый жизненный и воинский опыт. Им часто бывает свойственно проявление высокомерия, грубости, недоверия, эгоизма, более того, также нежелание выстраивать свою военно-профессиональную деятельность на основе строгого соблюдения положений закона, уставных правил и норм морали. В необоснованном стремлении сделать служебную карьеру эти офицеры не проявляют должной заботы о быте, жизни и здоровье своих подчиненных, имеют завышенную самооценку, преувеличивают свои военно-профессиональные успехи и достижения. Доминирование в личностном мире офицера подобных качеств во многом свидетельствует о нарушении ценностных представлений, искажении нравственных установок.

Сегодня недопустимы даже отдельные (разовые) проявления отрицательных качеств личности офицера. Наличие необоснованных амбиций, желания «переложить на плечи подчиненных» собственные ошибки и просчеты не может добавить авторитета и уважения ни офицеру, ни его воинскому коллективу. Как показывает практика, уважение и доверие своих сослуживцев и подчиненных довольно тяжело заслужить, но очень легко потерять. Такие случаи свидетельствуют о существенном снижении роли позитивных мировоззренческих ориентаций и установок в личностном мире офицера. Основная причина этого

дисбаланса — низкий уровень общей, военно-профессиональной и личностной культуры. Греческий философ Плутарх справедливо отмечал, что «немного пороков достаточно, чтобы омрачить многие добродетели» (приводится по: [6, с. 43]).

Профессионализм современного офицера МЧС России оценивается в плане не только его образовательной компетентности, но и уровня духовности, духовных качеств его личности. Исходя из этого, требования к общекультурным и личностным качествам офицера, которыми он должен обладать, объективно возрастают. Важнейшим приоритетом, который позволит структурным подразделениям МЧС России выйти на более высокий качественный уровень, является тщательный отбор — назначение на вакантные должности наиболее подготовленных в профессиональном плане и духовно зрелых офицеров, а также создание в воинских коллективах атмосферы, наиболее благоприятной для самореализации духовного потенциала офицерского состава.

Сама по себе совокупность духовных качеств офицера не является чем-то застывшим или раз и навсегда данным образованием. Большинство офицеров отличаются стремлением к саморазвитию, профессиональному и культурному. Опыт служебной деятельности свидетельствует, что офицер может многого добиться, если обладает высокой мотивацией и дисциплинированностью. Вместе с тем для воспитания данных качеств могут потребоваться годы напряженного и кропотливого труда.

Подводя итог анализу духовных качеств личности современного офицера МЧС России, следует добавить, что основные доминанты духовного мира офицерского состава МЧС России включают состояние здорового нравственного оптимизма, положительной социальной активности, уверенности в своем будущем, высокую целеустремленность, искреннее желание добросовестно выполнять свой общегражданский и военно-профессиональный долг.

Высокое доверие офицерскому составу со стороны российского общества ко многому обязывает. Повышение эффективности

и качества работы в деле спасения жизни и здоровья российских граждан является важнейшей задачей всех структурных подразделений МЧС России, что в ближайшем и отдаленном будущем во многом определяется уровнем духовности офицерского состава, формированием позитивно ориентированных духовных качеств каждого офицера, развитием ценности культуры, образования и творчества личности. Сегодня российскому обществу и государству как никогда необходимы честные, порядочные, ответственные, инициативные офицеры, способные и готовые выполнять самые сложные задачи.

Список литературы и источников

1. Дистервег Ф. А. В. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 373 с.

2. Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития / Военный университет им. князя Александра Невского; отв. ред. Б. И. Каверин. М.: Военный ун-т, 2002. 96 с.

3. Конфуций. Суждения и беседы: [пер. с древ-некит.]. М.: Эксмо, 2018. 208 с. (Письма и суждения выдающихся людей).

4. Локк Дж. Мысли о воспитании // Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения / сост. С. Я. Карп. М.: Просвещение, 1992. С. 54—105.

5. Маршев В. И. История управленческой мысли: учебник. М.: Инфра-М, 2005. 731 с.

6. Мудрость Древней Греции и Рима / [сост. А. Ю. Кожевников, Т. Б. Линдберг]. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 303 с. (Мудрость тысячелетий).

7. Серебрянников В. В. Идеал воина // Военная мысль. 2005. № 8. С. 49—59.

8. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла: [сборник]: пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 366 с.

9. Чижик П. И. Духовный мир современного офицера МЧС России: социально-философский анализ // Аналитика в органах государственной власти и местного самоуправления: сб. трудов секции № 18 XXIX Междунар. науч.-практ. конф. (Химки, 21 марта 2019 г.). Химки: Академия гражданской защиты МЧС России, 2019. С. 5—14. EDN: РЬМРРК

10. Чижик П. И. Ценностные приоритеты военно-управленческой деятельности офицера МЧС России: социально-философский анализ // Безопасность общества и вызовы времени: проблемы, события, судьбы: сб. трудов секции № 17 XXXII Междунар. науч.-практ. конф. (Химки, 1 марта 2022 г.). Химки: Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2022. C. 102-110. EDN: YRUCEN.

References

1. Diesterweg Friedrich Adolph Wilhelm. Diester-weg's Wegweiser zur Bildung für Deutsche Lehrer. 5. Aufl. Essen: G. D. Bädeker, 1873. 2 Bd. (In German).

2. Military University n. a. Prince Aleksandr Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Spiritual Dimension of a Russian Officer: Establishment Problems, Development Conditions and Paths. Gen. ed. B. I. Kaverin. Moscow: Military University, 2002. 96 p. (In Russian).

3. Confucius. The Analects. London: Penguin Books, 2014. 432 p. Penguin Classics.

4. Locke John. Some Thoughts Concerning Education. 1914. Sioux Falls, SD: NuVision, 2007. 172 p.

5. Marshev V. I. History of Managerial Thought, textbook. Moscow: Infra-M, 2005. 731 p. (In Russian).

6. Wisdom of Ancient Greece and Roma. [Compil. A. Yu. Kozhevnikov, T. B. Lindberg]. Moscow: OLMA Media Group, 2013. 303 p. (In Russian). Mudrost' tysyacheletiy.

7. Serebryannikov V. V. "Ideal of a Soldier". Voen-naya mysl' 8 (2005): 49-59. (In Russian).

8. Frankl V. E. Human in Quest of Meaning, collected works. Gen. ed. L. Ya. Gozman, D. A. Leont'yev. Moscow: Progress, 1990. 366 p. (In Russian).

9. Chizhik P. I. "The Spiritual World of the Modern Emergency Officer of Russia: Social-Philosophical Analysis". Analitika v organakh gosudarstvennoy vlasti i mestnogo samouprav-leniya: sb. trudov sektsii No. 18 XXIX Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. (Khimki, 21 marta

2019 g.). Khimki: Civil Defense Academy of EMERCOM of Russia, 2019. 5-14. (In Russian). EDN: FLMFPN.

10 Chizhik P. I. "Value Priorities [of] Military Management Activities EMERCOM of Russia Officer: Socio-Philosophical Analysis". Bezopasnost' obshchestva i vyzovy vremeni: problemy, sobytiya, sud'by: sb. trudov sektsii No. 17 XXXII Mezhdunar nauch.-prakt. konf. (Khimki, 1 marta 2022 g.). Khimki: Civil Defense Academy of EMERCOM of Russia, 2022. 102-110. (In Russian). EDN: YRUCEN.

Информация об авторах

Чижик Петр Иванович — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии, истории и культурологии, Академия гражданской защиты МЧС России (Россия, 141435, Московская область, г. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1А).

Наумов Александр Владимирович — кандидат философских наук, старший преподаватель Департамента гуманитарных наук, Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, 125167, Москва, Ленинградский пр-кт, д. 49/2).

Information about the authors

Petr I. Chizhik — Dr. Sci. (Philos.), Prof., Professor at the Department of Philosophy, History and Cultural Studies, Civil Defense Academy of EMERCOM of Russia (Russia, 141435, Moscow Region, Khimki, Novogorsk mic., Sokolovskaya str., 1А).

Alexander V. Naumov — Cand. Sci. (Philos.), Senior Lecturer at the Department of Humanities, Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, 125167, Moscow, Leningradsky ave., 49/2).

Статья поступила в редакцию 10.03.2022.

The article was submitted 10.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.