Научная статья на тему 'ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
177
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPIRITUALITY / KAZAKHS / CULTURE / IDENTITY / MYTH / LEGEND / HANAFI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хасанов М. Ш., Петрова В. Ф.

The problem of national identity has always occupied an important place in the history of Russian philosophy. Since the inception of the Kazakh state and nation-las appeared the need to express this phenomenon at the level of the person and the ethnic group. In society, there was a need to understand their identity. The spiritual roots of the formation of the Kazakh identity associated with the Turkic khanate inhabitants. The self-consciousness of any nation begins with the myth that emotional shape evokes a sense of identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

людей (родителей), контролировать своих детей, обучающихся здесь же и др.). А вот зрелых учительниц стимулирует к работе именно её содержание и смысл.

Также установлено, что и молодые, и зрелые женщины-педагоги имеют средний (пограничный с высоким) и высокий (соответственно) уровни удовлетворённости профессиональной деятельностью. Причины здесь и объективные, и субъективные. Таким образом, гипотезы исследования подтвердились полностью: действительно, уровень выраженности ролевого конфликта у женщин-педагогов разных возрастных групп различен; мотивы к профессиональной деятельности и уровень удовлетворённости ею различны.

В заключении отметим, что перспективным направлением в рамках изучения ролевого конфликта видится изучение особенностей разрешения ролевых конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баскакова М.Е. Замужняя женщина: семья или работа? // Семья в России, 1993. - №3.

- с.101-108.

2. Биллен Б., Шепп-Винтер Э. Женщина и конфликты на работе // Женщина на работе / Под ред. Седовой Л. В., Силенко И. Н. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - с. 9.

3. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии, 1998.

- №4, - с.65-70.

4. Клёцина И.С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления //Сборник материалов Всероссийского семинара «Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход». - Краснодар, май 2007. - с.30-45.

5. Макаров О.Г. Особенности проявления и преодоления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности успешного психолога: автореф. дисс.... канд психол. наук:. Дальневосточный государственный университет путей сообщения. - Хабаровск, 2006. - 23с.

6. Fridman R.A. What goes around comes around: the impact of personal conflict style on work conflict and stress // The International Journal of Conflict management. 2000. Vol.11. No.1. -р.32-55.

7. Yousef A.D. The Interaktive Effects of Role Ambigyiti on Job Satisfaction and Attitudes Toward organizational Chaode: A moderated Multiple Regression Approact //Iernational Journal of Stress Management, 2000. Vol.7. No.4. -р.289-303.

ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ

Хасанов М. Ш., доктор философских наук, профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан

Петрова В. Ф., доктор философских наук, профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан

Abstract. The problem of national identity has always occupied an important place in the history of Russian philosophy. Since the inception of the Kazakh state and nation-las appeared the need to express this phenomenon at the level of the person and the ethnic group. In society, there was a need to understand their identity. The spiritual roots of the formation of the Kazakh identity associated with the Turkic khanate inhabitants. The self-consciousness of any nation begins with the myth that emotional shape evokes a sense of identity.

Keywords: Spirituality, Kazakhs, culture, identity, myth, legend, hanafi.

Казахи - молодой этнос. На становление и развитие любого этноса оказывают влияние множество факторов. Казахская культура восходит своими корнями к номадам. Тюркская культура вобрала в себя опыт многих поколений племен ирано-тюркского происхождения, обитавших в Великой Степи. По мнению «последнего евразийца» - Льва Гумилева, более-менее связная история народов Великой степи м.б. изложена только с Ш в. до н.э., когда монгольские племена были объединены хуннами, а их соседи скифы (саки) Причерноморья были сметены сарматами. Именно с хунну связана фаза подъема кочевого мира. Как и прочие этносы, хунны имели несколько «родителей», а затем создали собственную культуру, оказавшую определяющее влияние на весь последующий тюркоязычный мир. Хунну относят к палеосибирскому типу монголоидной расы.

Главная заслуга хуннов перед степными и европейскими народами заключается в том, что они многие века противостояли китайской экспансии, остановили ханьскую агрессию и не пропустили китайцев в Евразию и Европу. Полтора столетия меньшие по численности хунны, у которых войско и народ были единым целым, сдерживали ханьскую агрессию. И лишь вечный прием - «разделяй и властвуй», использованный китайскими политиками, позволил Китаю формально одержать верх, включить хуннов в свою империю. Но не все из них покорились. Наиболее решительно настроенные (пассионарии) откочевали в долину Таласа, заручились поддержкой парфян и те выслали римские легионы на помощь хуннам. Правда, римляне были разбиты китайцами: в 1 в. до н. э. китайцы были сильнее римлян, но слабее хуннов. Хунны подняли внутри Китая восстание «краснобровых» и это стоило Китаю потери 70% населения. Спустя столетие новое восстание - «желтых повязок» - привело к гибели династии Хань и всей древнекитайской цивилизации.

Во 11-1 вв. до н.э. хунны раскололись на 4 ветви, одна отступила на берега Яика и Волги, и там осела; другая захватила Семиречье и Джунгарию. Эти хунны смешались с кыпчаками и образовали метисный этнос - половцев (куманов). А в Причерноморье, куда отступили наиболее воинственно настроенные хунны, возник новый метисный этнос - гунны. Таким образом, до 5 в. кочевники-хунны были сильны и в Азии и в Европе.

Духовные истоки формирования казахской идентичности связаны с насельниками Тюркского Каганата 4 в. н.э., занимавшего огромную территорию и соединившего Восток с Западом - с Бильге-каганом, Йоллык-тегином, Тоньюкуком и с творчеством древнегреческого философа скифского (сакского) происхождения Анархасисом [1].

Земли современного Казахстана входили в Западный тюркский каганат, центром которого было Семиречье с главным городом Суябом. Здесь селились тюргеши, карлуки, чигили и др. племена. Тюрки завоевали территорию современного Центрального Казахстана, Семиречья, Хорезма и Приуральские степи. На востоке, в долине Иртыша образовался союз кипчакских племен во главе с огузами. Постепенно кипчаки стали хозяевами всей территории современного Казахстана.

Древние тюрки поклонялись единому верховному Богу - Кок-Тенгри, почитали природу. Тенгрианство основано на синкретичном (нерасчлененном) восприятии мироздания и бытия человека. Кочевые народы соотносили свою деятельность и быт с законами природы, наполняя повседневную жизнь и предания особым философским смыслом.

Носителями знания номадов были баксы (шаманы), сынши (сказители-скептики), жырау (сказители-историки), хакимы (учителя), бии. Евразийские номады привнесли в ислам поклонение святым - духу предков, пантеизм, комплиментарность.

Выдающийся деятель и полководец Мирза Хайдар Дулати (1499-1551 гг.) ) жил во время больших потрясений: потомки хана Шейбана - младшего сына Джучи, населявшие Западную Сибирь, вознамерились завоевать Мавераннахр и отбить его у сторонников династии Амира Тимура, властвовавших над Средней Азией, Афганистаном и Хорасаном. Потому большая часть жизни будущего ученого прошла вначале в Средней Азии, затем Афганистане, Бадахшане, Восточном Туркестане, Тибете и, наконец, в Индии, так как он принимал участие во многих военных походах. Тем не менее, он сумел найти время написать книгу «Тарих-и Рашиди», поэму «Джахан-наме». Уникальность первого замечательного произведения состоит, что ученый осветил в нем многие вопросы истории, этнографии, географии, литературы и культуры казахов, узбеков, киргизов, туркменов, уйгуров и других народов Центральной Азии. Большую часть этого сочинения составляют мемуары, в которых исторические события переплетаются с воспоминаниями автора о своей жизни и жизни своих современников. В них немало бытовых зарисовок, стихотворных вставок, философских рассуждений автора о бренности земного существования, нравственных ценностях. В нем также описана история

Кашмире, природные особенности, водоемы, население и обычаи, религию. Им посвящены восемь глав - «Прибытие автора книги в Кашмир и упоминание о связанных с этим (событиях)», «Описание Кашмира», «Из чудес Кашмира», «Коротко об Исламе в Кашмире и о прежних мусульманских государях Кашмира», «Упоминание о религиозной секте Кашмира», «Рассказ об уходе автора книги из Кашмира и о том, что произошло в те дни». Кашмир в то время представлял собой небольшую долину, окруженную на юго-востоке и севере Гималайскими горами, а на юге и западе - хребтами Пир-Панджальских гор [2].

Проблема самоопределения нации и осознания национальной идентичности занимает важное место в творчестве акынов-жырау.

Выдающийся поэт-мыслитель Шалкииз Тленшиулы (1465-1560 гг.) выступал за право на независимое суждение и достоинство как личности. Он высоко ценит в мужчине храбрость, в женщине - понимание, а в людях вообще - верность и преданность. В жизни надо быть справедливым и не желать зла другим людям, иначе оно вернется бумерангом к тебе. «Не стреляй вверх, стрела может попасть в тебя».

Духовное наследие Шалкииза было развито выдающимся жырау Сары^лы А^тамберды (1675-1768 гг.). Он призывал людей беречь честь рода, заботиться о его интересах. Эти мысли у него изложены в толгау «КYлдiр-кYлдiр кшнетш», где рассматриваются нравственные основы науциональной культуры - гостеприимство, почитание старших, уважение младших, справедливость в отношении людей, честный труд, свободомыслие и дружба. Силу народа он видит в его единстве, только сообща люди могут преодолеть все трудности и невзгоды: «У одинокого - потерянный лук не найдется, у того, кто с племенем, - даже потерянная стрела отыщется».

Самосознание любого народа начинается с мифа (предания, сказания), который в эмоционально-рациональной, объективной и субъективной, естественной и сверхъестественной форме выражает представления людей о сотворении мира из хаоса, о происхождении и предназначении человека и различных стадиях его жизнедеятельности. Предлагаем вам окунуться в этот источник народной мудрости.

Начиная с середины VII в. н.э., часть Казахстана и Центральной Азии постепенно включаются в орбиту влияния Арабского Халифата. Это привело к взаимовлиянию культур народов, входящих в состав халифата. В этот же период создаются, необходимые предпосылки для развития сельского хозяйства, ремесла, торговли, науки и культуры. К первой половине VIII века по мере распространения и утверждения ислама в Казахстане все большее развитие получают культура и наука. На бескрайних просторах нашей необъятной Родины начинают строиться или вновь отстраиваются города Баласагун, Мерке, Кулан, Тараз, Исфиджаб (Сайрам), Отрар (Фараб), Суюткент, Сауран, Сыганак, Жент, Баршынкент, Туркестан и другие. С появлением городской цивилизации в степи начинается переход от полукочевой культуры к оседлой. Эта номадическая культура дала миру выдающихся ученых, поэтов, философов, историков. Города Туркестан, Тараз, Отрар, Исфиджаб, Сыганак и Дженд со временем стали очагами торговли и ремесел, центрами международной жизни и законодателями интеллектуальной и духовной жизни. Впоследствии в число выдающихся мыслителей и гуманистов мировой цивилизации вошли уроженцы Казахстана Абу Наср аль-Фараби, Абу Ибрахим Исхак аль-Фараби, Исмаил аль-Жаухари аль-Фараби, Жамал ад-Дин Саид Туркестани, Ходжа Ахмед Йасауи, Йакуб аль-Женди, Шейх баба Сыгнаки, Мухаммед Хайдар Дулати, Кадыргали Жалайри и другие.

Вначале начала распространяться школа имама Шафиги (717-795), затем ее вытеснила богословско-правовая ханафитская школа (мазхаб) суннитского толка, основателем которой называют известного исламского ученого, знатока фикха (свода мусульманских законов) Нугмана ибн Сабит. Имам Агзам Абу Ханифа ан-Нугман ибн Сабит родился в период правления халифата умауилик в 699 году в иракском городе Куфа. Ребенком ему дали имя ан-Нугман, хотя люди стали называть его Абу Ханифой или имамом Агзой. Согласно традиции в Исламе имена великих ученых не произносятся. Их называют святыми, учителями и т.д. Ученые считают, что слово «Ханифа» является названием мазхаба и обозначает «прямой путь». Слово «Абу» означает «отец», а также «владелец, представитель, руководитель, начальник». Иными словами, словосочетание «Абу Ханифа» можно как «предводитель, руководитель прямого пути». Более половины мусульман мира считаются приверженцами этого мазхаба. Суннитское направление в исламе отличается от шиизма тем, что оно не разделяет идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлет тезис о «божественной» природе Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской

общине, и не разделяется на секты, а только на мазхабы. В суннизме исторически сложились 4 мазхаба: ханафиты, маликиты, шафииты, ханбалиты, среди которых наиболее гуманным, толерантным являются ханафиты.

Президент РК Н.А.Назарбаев в Стратегия «Казахстан-2050» отметил, что «единство, согласие, толерантность и терпимость, в первую очередь, нужны казахскому народу... Одним насущных вопросов, волнующих сегодня в современном казахском обществе - это религиозная ситуация. Конечно, мы - мусульмане, в том числе сунниты ханафитского течения. Это выбранный предками путь на основе уважения национальных традиций, на уважении родителей. Молодые должны уважать старших. Наши предки никогда не покрывали лицо девушек, поэтому и в современном поколении, чтя исламские каноны, должны с уважением относиться к своим родным традициям» [4].

Большую роль в развитии национальной идентичности сыграл выдающийся ученый XI века, министр двора и главный камергер, прекрасно разбиравшийся в политике, Юсуф Баласагуни. Этот средневековый философ «мыслил в рамках восточного перипатетизма, находился под .воздействием суфийской идеологии, придерживался концепции пантеизма.». В поэме «Кутадгу (Кутты) билиг» («Благодатное знание»), состоящей из 85 глав, он обосновал нормы идеального общества, правила поведения в нем представителей различных сословий, раскрыл роль разума и смысл ценностей в жизни человека.

В качестве «важных ценностей» Баласагуни называет понятия справедливости, счастья, разума и воздержанности. Он подчеркивает, что «чувство справедливости заставляет людей выступать за свободу, бороться против насилия и произвола». Люди достигают счастья, когда проявляют заботу о благе всех, излучают по отношению к ним доброту. С помощью разума люди осознают себя, раскрывают закономерности и гармонию бытия. Воздержанность проявлялась в непритязательности, в соблюдении нравственных устоев общества. Благодатность знания состоит в том, что оно формирует человека разумного, справедливого и свободного. Кроме того, Баласагуни считает, что знание делает человека миролюбивым, верным, гуманным, благим и добрым. Потому каждый должен относиться с любовью к людям и природе, которая придает всему сущему высокий гуманистический смысл, духовность

До сих пор не потеряли своей значимости многие изречения Баласагуни: «Человек умирает, но слово его живет»; «Красота ума - во вдумчивом слове, красота языка - в речи, красота человека - в выражении его лица, красота лица - в глазах» [3, с.95].

Гуманизм Баласагуни получил развитие в творчестве М.Кашгари, автора трехтомной тюркской энциклопедии «Диван Лугат-ат-Тюрк» («Книга о тюрках» или «Словарь тюркских языков»). В этой книге М.Кашгари - правнук караханидского Богра-хана, - описал жизнь двадцати народностей тюрков Средней Азии и Казахстана Х-Х1 вв. и осмыслил этические основы бытия казахского народа [4].

В ней собран и обобщен огромный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Махмуд Кашгари представил здесь основные жанры тюркоязычного фольклора жителей Средней Азии и Казахстана - обрядовые и лирические песни, отрывки героического эпоса, исторические предания и легенды (в том числе о походе Александра Македонского в район проживания тюрков-чигилей). В книге собраны более 400 пословиц, поговорок и устных изречений, из них 875 слов и 60 пословиц и поговорок, которые без каких-либо изменений вошли в состав казахского языка. В этой энциклопедии тюркской жизни XI века сочетаются традиционные верования казахов (в Тенгри, Жер-Су, Умай) с мусульманскими и суфийскими религиозными взглядами.

В своем посвящении Кашгари пишет: «Эту книгу, я составил в алфавитном порядке, украшал ее пословицами, саджами (рифмованной прозой), поговорками, стихами, раджазами (стихами воинственного содержания) и отрывками из прозы. Я облегчил трудное, разъяснил неясное и трудился годами: Я поместил в ней россыпь из читаемых ими (тюрками) стихов для того, чтобы ознакомить (читателей) с их опытом и знаниями, а также пословицы, которые они употребляют в качестве мудрых изречений в дни счастья и несчастья с тем, чтобы сказитель передавал их передатчику, а передатчик другим. Вместе с этими (словами) я собрал в книге упоминаемые предметы и известные (употребительные) слова и, таким образом, книга поднялась до высокого достоинства и достигла отличного превосходства».

Кашгари приводит обширную терминологию по самым различным областям человеческой деятельности - в практической, религиозной и философской сферах на кыпчакском и общетюркском языках. В поговорках, постулатах и рассуждениях «Словаря.» перед нами в красках предстает жизнь тюрков. Он показал внедренность прототюрков в

природу и обосновал роль и значение в их жизни базовых ценностей - таких, как знание и ученость, патриотизм и готовность служить Отечеству, культура и язык, память о земле отцов и могилах предков, доблесть и стремление к мирной жизни. Кашгари обогатил словарный запас казахского языка, разработал и опубликовал в своем словаре систему философских категорий, таких как «сознание», «осознание», «количество», «мера», «скачок», «хаос», «дух», «душа», «тождество», «причина», «противоположность», «изменчивость», «видоизменение», «преемственность», «просвещение» и т.д. Это были подступы к философскому обоснованию духовно-нравственных основ казахского народа.

Кашгари приводит обширную терминологию по самым различным областям человеческой деятельности - в практической, религиозной и философской сферах на кыпчакском и общетюркском языках. В поговорках, постулатах и рассуждениях «Словаря...» перед нами в красках предстает жизнь тюрков.

По его мнению, настоящему человеку присущи такие черты, как совестливость, великодушие и гордость. Эти гуманистические ценности были описаны им в работе «Дивани лугат ат тюрк», где дана общая характеристика тюркским народам. Он полагает, что эти ценные качества присущи представителям тюркских народов, народов героических, благовоспитанных, уважающих старших и верных своим обещаниям. Евразийские номады привнесли в ислам поклонение святым - духу предков, пантеизм, комплиментарность. Все это нашло отражение в суфизме.

Как видно, тюркский мыслитель завещал, что необходимо хранить культуру и язык народа, помнить о земле отцов и могилах предков, проявлять доблесть и стремиться к мирной жизни. Человек должен любить природу, не забывать о чувстве долга, быть почтенным и уважать старших. Ему должны быть присущи такие черты, как совестливость, великодушие и гордость. Кашгари считал, что эти ценные качества равно присущи представителям всех тюркских народов -героических, благовоспитанных, уважающих старших и верных своим обещаниям.

Ислам много делает в Казахстане для межнационального согласия, для его укрепления как общего дома всех народов, проживающих в нем. Расцвет народа и государства возможен только тогда, когда в стране мир и лад. Забота о мире, помощь в его сохранении в государстве -долг каждого гражданина.

В сохранении мира в обществе очень важен диалог религий и конфессий, иначе в нем наступит разлад и шатание, отчуждение между людьми. За время своего существования в Казахстане Ислам никогда не был и не будет источником межнациональной розни. Потому на территории современного Казахстана никогда не было религиозных войн. Убедительное объяснение этому дал Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев, сказав, что земля Казахстана «от древних времен и до наших дней через торговлю и культурный обмен выполняет функцию своеобразного моста между Азией и Европой. Она и сейчас является родным домом для представителей многих народов и вероисповеданий». Более того, Ислам всегда призывал народы, несмотря на их этнические, культурные, языковые и религиозные различия, к взаимопониманию, согласию и добрососедству [5].

ЛИТЕРАТУРА

1 Гумилев Лев. Древние тюрки. М., 2009. 567 с.

2 Шейх Абсаттар хаджи Дербисали. Исламская цивилизация и Казахстан (историко-филологические, теологические исследования, статьи и интервью). Под общей редакцией д.ф.н., профессора М.Ш. Хасанова. Алматы, Дайк-Пресс, 2010. - 516 с.

3 Баласагуни Юсуф. Благодатное знание //Дипломатический вестник - 1999, №7. -МИДРФ.

4 Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-Турк. Алматы, Дайк-Пресс, 2005, 1288 с.

5 Назарбаев Н.А. Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства. Астана, Акорда, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.