людей (родителей), контролировать своих детей, обучающихся здесь же и др.). А вот зрелых учительниц стимулирует к работе именно её содержание и смысл.
Также установлено, что и молодые, и зрелые женщины-педагоги имеют средний (пограничный с высоким) и высокий (соответственно) уровни удовлетворённости профессиональной деятельностью. Причины здесь и объективные, и субъективные. Таким образом, гипотезы исследования подтвердились полностью: действительно, уровень выраженности ролевого конфликта у женщин-педагогов разных возрастных групп различен; мотивы к профессиональной деятельности и уровень удовлетворённости ею различны.
В заключении отметим, что перспективным направлением в рамках изучения ролевого конфликта видится изучение особенностей разрешения ролевых конфликтов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскакова М.Е. Замужняя женщина: семья или работа? // Семья в России, 1993. - №3.
- с.101-108.
2. Биллен Б., Шепп-Винтер Э. Женщина и конфликты на работе // Женщина на работе / Под ред. Седовой Л. В., Силенко И. Н. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - с. 9.
3. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии, 1998.
- №4, - с.65-70.
4. Клёцина И.С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления //Сборник материалов Всероссийского семинара «Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход». - Краснодар, май 2007. - с.30-45.
5. Макаров О.Г. Особенности проявления и преодоления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности успешного психолога: автореф. дисс.... канд психол. наук:. Дальневосточный государственный университет путей сообщения. - Хабаровск, 2006. - 23с.
6. Fridman R.A. What goes around comes around: the impact of personal conflict style on work conflict and stress // The International Journal of Conflict management. 2000. Vol.11. No.1. -р.32-55.
7. Yousef A.D. The Interaktive Effects of Role Ambigyiti on Job Satisfaction and Attitudes Toward organizational Chaode: A moderated Multiple Regression Approact //Iernational Journal of Stress Management, 2000. Vol.7. No.4. -р.289-303.
ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
Хасанов М. Ш., доктор философских наук, профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан
Петрова В. Ф., доктор философских наук, профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан
Abstract. The problem of national identity has always occupied an important place in the history of Russian philosophy. Since the inception of the Kazakh state and nation-las appeared the need to express this phenomenon at the level of the person and the ethnic group. In society, there was a need to understand their identity. The spiritual roots of the formation of the Kazakh identity associated with the Turkic khanate inhabitants. The self-consciousness of any nation begins with the myth that emotional shape evokes a sense of identity.
Keywords: Spirituality, Kazakhs, culture, identity, myth, legend, hanafi.
Казахи - молодой этнос. На становление и развитие любого этноса оказывают влияние множество факторов. Казахская культура восходит своими корнями к номадам. Тюркская культура вобрала в себя опыт многих поколений племен ирано-тюркского происхождения, обитавших в Великой Степи. По мнению «последнего евразийца» - Льва Гумилева, более-менее связная история народов Великой степи м.б. изложена только с Ш в. до н.э., когда монгольские племена были объединены хуннами, а их соседи скифы (саки) Причерноморья были сметены сарматами. Именно с хунну связана фаза подъема кочевого мира. Как и прочие этносы, хунны имели несколько «родителей», а затем создали собственную культуру, оказавшую определяющее влияние на весь последующий тюркоязычный мир. Хунну относят к палеосибирскому типу монголоидной расы.
Главная заслуга хуннов перед степными и европейскими народами заключается в том, что они многие века противостояли китайской экспансии, остановили ханьскую агрессию и не пропустили китайцев в Евразию и Европу. Полтора столетия меньшие по численности хунны, у которых войско и народ были единым целым, сдерживали ханьскую агрессию. И лишь вечный прием - «разделяй и властвуй», использованный китайскими политиками, позволил Китаю формально одержать верх, включить хуннов в свою империю. Но не все из них покорились. Наиболее решительно настроенные (пассионарии) откочевали в долину Таласа, заручились поддержкой парфян и те выслали римские легионы на помощь хуннам. Правда, римляне были разбиты китайцами: в 1 в. до н. э. китайцы были сильнее римлян, но слабее хуннов. Хунны подняли внутри Китая восстание «краснобровых» и это стоило Китаю потери 70% населения. Спустя столетие новое восстание - «желтых повязок» - привело к гибели династии Хань и всей древнекитайской цивилизации.
Во 11-1 вв. до н.э. хунны раскололись на 4 ветви, одна отступила на берега Яика и Волги, и там осела; другая захватила Семиречье и Джунгарию. Эти хунны смешались с кыпчаками и образовали метисный этнос - половцев (куманов). А в Причерноморье, куда отступили наиболее воинственно настроенные хунны, возник новый метисный этнос - гунны. Таким образом, до 5 в. кочевники-хунны были сильны и в Азии и в Европе.
Духовные истоки формирования казахской идентичности связаны с насельниками Тюркского Каганата 4 в. н.э., занимавшего огромную территорию и соединившего Восток с Западом - с Бильге-каганом, Йоллык-тегином, Тоньюкуком и с творчеством древнегреческого философа скифского (сакского) происхождения Анархасисом [1].
Земли современного Казахстана входили в Западный тюркский каганат, центром которого было Семиречье с главным городом Суябом. Здесь селились тюргеши, карлуки, чигили и др. племена. Тюрки завоевали территорию современного Центрального Казахстана, Семиречья, Хорезма и Приуральские степи. На востоке, в долине Иртыша образовался союз кипчакских племен во главе с огузами. Постепенно кипчаки стали хозяевами всей территории современного Казахстана.
Древние тюрки поклонялись единому верховному Богу - Кок-Тенгри, почитали природу. Тенгрианство основано на синкретичном (нерасчлененном) восприятии мироздания и бытия человека. Кочевые народы соотносили свою деятельность и быт с законами природы, наполняя повседневную жизнь и предания особым философским смыслом.
Носителями знания номадов были баксы (шаманы), сынши (сказители-скептики), жырау (сказители-историки), хакимы (учителя), бии. Евразийские номады привнесли в ислам поклонение святым - духу предков, пантеизм, комплиментарность.
Выдающийся деятель и полководец Мирза Хайдар Дулати (1499-1551 гг.) ) жил во время больших потрясений: потомки хана Шейбана - младшего сына Джучи, населявшие Западную Сибирь, вознамерились завоевать Мавераннахр и отбить его у сторонников династии Амира Тимура, властвовавших над Средней Азией, Афганистаном и Хорасаном. Потому большая часть жизни будущего ученого прошла вначале в Средней Азии, затем Афганистане, Бадахшане, Восточном Туркестане, Тибете и, наконец, в Индии, так как он принимал участие во многих военных походах. Тем не менее, он сумел найти время написать книгу «Тарих-и Рашиди», поэму «Джахан-наме». Уникальность первого замечательного произведения состоит, что ученый осветил в нем многие вопросы истории, этнографии, географии, литературы и культуры казахов, узбеков, киргизов, туркменов, уйгуров и других народов Центральной Азии. Большую часть этого сочинения составляют мемуары, в которых исторические события переплетаются с воспоминаниями автора о своей жизни и жизни своих современников. В них немало бытовых зарисовок, стихотворных вставок, философских рассуждений автора о бренности земного существования, нравственных ценностях. В нем также описана история
Кашмире, природные особенности, водоемы, население и обычаи, религию. Им посвящены восемь глав - «Прибытие автора книги в Кашмир и упоминание о связанных с этим (событиях)», «Описание Кашмира», «Из чудес Кашмира», «Коротко об Исламе в Кашмире и о прежних мусульманских государях Кашмира», «Упоминание о религиозной секте Кашмира», «Рассказ об уходе автора книги из Кашмира и о том, что произошло в те дни». Кашмир в то время представлял собой небольшую долину, окруженную на юго-востоке и севере Гималайскими горами, а на юге и западе - хребтами Пир-Панджальских гор [2].
Проблема самоопределения нации и осознания национальной идентичности занимает важное место в творчестве акынов-жырау.
Выдающийся поэт-мыслитель Шалкииз Тленшиулы (1465-1560 гг.) выступал за право на независимое суждение и достоинство как личности. Он высоко ценит в мужчине храбрость, в женщине - понимание, а в людях вообще - верность и преданность. В жизни надо быть справедливым и не желать зла другим людям, иначе оно вернется бумерангом к тебе. «Не стреляй вверх, стрела может попасть в тебя».
Духовное наследие Шалкииза было развито выдающимся жырау Сары^лы А^тамберды (1675-1768 гг.). Он призывал людей беречь честь рода, заботиться о его интересах. Эти мысли у него изложены в толгау «КYлдiр-кYлдiр кшнетш», где рассматриваются нравственные основы науциональной культуры - гостеприимство, почитание старших, уважение младших, справедливость в отношении людей, честный труд, свободомыслие и дружба. Силу народа он видит в его единстве, только сообща люди могут преодолеть все трудности и невзгоды: «У одинокого - потерянный лук не найдется, у того, кто с племенем, - даже потерянная стрела отыщется».
Самосознание любого народа начинается с мифа (предания, сказания), который в эмоционально-рациональной, объективной и субъективной, естественной и сверхъестественной форме выражает представления людей о сотворении мира из хаоса, о происхождении и предназначении человека и различных стадиях его жизнедеятельности. Предлагаем вам окунуться в этот источник народной мудрости.
Начиная с середины VII в. н.э., часть Казахстана и Центральной Азии постепенно включаются в орбиту влияния Арабского Халифата. Это привело к взаимовлиянию культур народов, входящих в состав халифата. В этот же период создаются, необходимые предпосылки для развития сельского хозяйства, ремесла, торговли, науки и культуры. К первой половине VIII века по мере распространения и утверждения ислама в Казахстане все большее развитие получают культура и наука. На бескрайних просторах нашей необъятной Родины начинают строиться или вновь отстраиваются города Баласагун, Мерке, Кулан, Тараз, Исфиджаб (Сайрам), Отрар (Фараб), Суюткент, Сауран, Сыганак, Жент, Баршынкент, Туркестан и другие. С появлением городской цивилизации в степи начинается переход от полукочевой культуры к оседлой. Эта номадическая культура дала миру выдающихся ученых, поэтов, философов, историков. Города Туркестан, Тараз, Отрар, Исфиджаб, Сыганак и Дженд со временем стали очагами торговли и ремесел, центрами международной жизни и законодателями интеллектуальной и духовной жизни. Впоследствии в число выдающихся мыслителей и гуманистов мировой цивилизации вошли уроженцы Казахстана Абу Наср аль-Фараби, Абу Ибрахим Исхак аль-Фараби, Исмаил аль-Жаухари аль-Фараби, Жамал ад-Дин Саид Туркестани, Ходжа Ахмед Йасауи, Йакуб аль-Женди, Шейх баба Сыгнаки, Мухаммед Хайдар Дулати, Кадыргали Жалайри и другие.
Вначале начала распространяться школа имама Шафиги (717-795), затем ее вытеснила богословско-правовая ханафитская школа (мазхаб) суннитского толка, основателем которой называют известного исламского ученого, знатока фикха (свода мусульманских законов) Нугмана ибн Сабит. Имам Агзам Абу Ханифа ан-Нугман ибн Сабит родился в период правления халифата умауилик в 699 году в иракском городе Куфа. Ребенком ему дали имя ан-Нугман, хотя люди стали называть его Абу Ханифой или имамом Агзой. Согласно традиции в Исламе имена великих ученых не произносятся. Их называют святыми, учителями и т.д. Ученые считают, что слово «Ханифа» является названием мазхаба и обозначает «прямой путь». Слово «Абу» означает «отец», а также «владелец, представитель, руководитель, начальник». Иными словами, словосочетание «Абу Ханифа» можно как «предводитель, руководитель прямого пути». Более половины мусульман мира считаются приверженцами этого мазхаба. Суннитское направление в исламе отличается от шиизма тем, что оно не разделяет идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлет тезис о «божественной» природе Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской
общине, и не разделяется на секты, а только на мазхабы. В суннизме исторически сложились 4 мазхаба: ханафиты, маликиты, шафииты, ханбалиты, среди которых наиболее гуманным, толерантным являются ханафиты.
Президент РК Н.А.Назарбаев в Стратегия «Казахстан-2050» отметил, что «единство, согласие, толерантность и терпимость, в первую очередь, нужны казахскому народу... Одним насущных вопросов, волнующих сегодня в современном казахском обществе - это религиозная ситуация. Конечно, мы - мусульмане, в том числе сунниты ханафитского течения. Это выбранный предками путь на основе уважения национальных традиций, на уважении родителей. Молодые должны уважать старших. Наши предки никогда не покрывали лицо девушек, поэтому и в современном поколении, чтя исламские каноны, должны с уважением относиться к своим родным традициям» [4].
Большую роль в развитии национальной идентичности сыграл выдающийся ученый XI века, министр двора и главный камергер, прекрасно разбиравшийся в политике, Юсуф Баласагуни. Этот средневековый философ «мыслил в рамках восточного перипатетизма, находился под .воздействием суфийской идеологии, придерживался концепции пантеизма.». В поэме «Кутадгу (Кутты) билиг» («Благодатное знание»), состоящей из 85 глав, он обосновал нормы идеального общества, правила поведения в нем представителей различных сословий, раскрыл роль разума и смысл ценностей в жизни человека.
В качестве «важных ценностей» Баласагуни называет понятия справедливости, счастья, разума и воздержанности. Он подчеркивает, что «чувство справедливости заставляет людей выступать за свободу, бороться против насилия и произвола». Люди достигают счастья, когда проявляют заботу о благе всех, излучают по отношению к ним доброту. С помощью разума люди осознают себя, раскрывают закономерности и гармонию бытия. Воздержанность проявлялась в непритязательности, в соблюдении нравственных устоев общества. Благодатность знания состоит в том, что оно формирует человека разумного, справедливого и свободного. Кроме того, Баласагуни считает, что знание делает человека миролюбивым, верным, гуманным, благим и добрым. Потому каждый должен относиться с любовью к людям и природе, которая придает всему сущему высокий гуманистический смысл, духовность
До сих пор не потеряли своей значимости многие изречения Баласагуни: «Человек умирает, но слово его живет»; «Красота ума - во вдумчивом слове, красота языка - в речи, красота человека - в выражении его лица, красота лица - в глазах» [3, с.95].
Гуманизм Баласагуни получил развитие в творчестве М.Кашгари, автора трехтомной тюркской энциклопедии «Диван Лугат-ат-Тюрк» («Книга о тюрках» или «Словарь тюркских языков»). В этой книге М.Кашгари - правнук караханидского Богра-хана, - описал жизнь двадцати народностей тюрков Средней Азии и Казахстана Х-Х1 вв. и осмыслил этические основы бытия казахского народа [4].
В ней собран и обобщен огромный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Махмуд Кашгари представил здесь основные жанры тюркоязычного фольклора жителей Средней Азии и Казахстана - обрядовые и лирические песни, отрывки героического эпоса, исторические предания и легенды (в том числе о походе Александра Македонского в район проживания тюрков-чигилей). В книге собраны более 400 пословиц, поговорок и устных изречений, из них 875 слов и 60 пословиц и поговорок, которые без каких-либо изменений вошли в состав казахского языка. В этой энциклопедии тюркской жизни XI века сочетаются традиционные верования казахов (в Тенгри, Жер-Су, Умай) с мусульманскими и суфийскими религиозными взглядами.
В своем посвящении Кашгари пишет: «Эту книгу, я составил в алфавитном порядке, украшал ее пословицами, саджами (рифмованной прозой), поговорками, стихами, раджазами (стихами воинственного содержания) и отрывками из прозы. Я облегчил трудное, разъяснил неясное и трудился годами: Я поместил в ней россыпь из читаемых ими (тюрками) стихов для того, чтобы ознакомить (читателей) с их опытом и знаниями, а также пословицы, которые они употребляют в качестве мудрых изречений в дни счастья и несчастья с тем, чтобы сказитель передавал их передатчику, а передатчик другим. Вместе с этими (словами) я собрал в книге упоминаемые предметы и известные (употребительные) слова и, таким образом, книга поднялась до высокого достоинства и достигла отличного превосходства».
Кашгари приводит обширную терминологию по самым различным областям человеческой деятельности - в практической, религиозной и философской сферах на кыпчакском и общетюркском языках. В поговорках, постулатах и рассуждениях «Словаря.» перед нами в красках предстает жизнь тюрков. Он показал внедренность прототюрков в
природу и обосновал роль и значение в их жизни базовых ценностей - таких, как знание и ученость, патриотизм и готовность служить Отечеству, культура и язык, память о земле отцов и могилах предков, доблесть и стремление к мирной жизни. Кашгари обогатил словарный запас казахского языка, разработал и опубликовал в своем словаре систему философских категорий, таких как «сознание», «осознание», «количество», «мера», «скачок», «хаос», «дух», «душа», «тождество», «причина», «противоположность», «изменчивость», «видоизменение», «преемственность», «просвещение» и т.д. Это были подступы к философскому обоснованию духовно-нравственных основ казахского народа.
Кашгари приводит обширную терминологию по самым различным областям человеческой деятельности - в практической, религиозной и философской сферах на кыпчакском и общетюркском языках. В поговорках, постулатах и рассуждениях «Словаря...» перед нами в красках предстает жизнь тюрков.
По его мнению, настоящему человеку присущи такие черты, как совестливость, великодушие и гордость. Эти гуманистические ценности были описаны им в работе «Дивани лугат ат тюрк», где дана общая характеристика тюркским народам. Он полагает, что эти ценные качества присущи представителям тюркских народов, народов героических, благовоспитанных, уважающих старших и верных своим обещаниям. Евразийские номады привнесли в ислам поклонение святым - духу предков, пантеизм, комплиментарность. Все это нашло отражение в суфизме.
Как видно, тюркский мыслитель завещал, что необходимо хранить культуру и язык народа, помнить о земле отцов и могилах предков, проявлять доблесть и стремиться к мирной жизни. Человек должен любить природу, не забывать о чувстве долга, быть почтенным и уважать старших. Ему должны быть присущи такие черты, как совестливость, великодушие и гордость. Кашгари считал, что эти ценные качества равно присущи представителям всех тюркских народов -героических, благовоспитанных, уважающих старших и верных своим обещаниям.
Ислам много делает в Казахстане для межнационального согласия, для его укрепления как общего дома всех народов, проживающих в нем. Расцвет народа и государства возможен только тогда, когда в стране мир и лад. Забота о мире, помощь в его сохранении в государстве -долг каждого гражданина.
В сохранении мира в обществе очень важен диалог религий и конфессий, иначе в нем наступит разлад и шатание, отчуждение между людьми. За время своего существования в Казахстане Ислам никогда не был и не будет источником межнациональной розни. Потому на территории современного Казахстана никогда не было религиозных войн. Убедительное объяснение этому дал Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев, сказав, что земля Казахстана «от древних времен и до наших дней через торговлю и культурный обмен выполняет функцию своеобразного моста между Азией и Европой. Она и сейчас является родным домом для представителей многих народов и вероисповеданий». Более того, Ислам всегда призывал народы, несмотря на их этнические, культурные, языковые и религиозные различия, к взаимопониманию, согласию и добрососедству [5].
ЛИТЕРАТУРА
1 Гумилев Лев. Древние тюрки. М., 2009. 567 с.
2 Шейх Абсаттар хаджи Дербисали. Исламская цивилизация и Казахстан (историко-филологические, теологические исследования, статьи и интервью). Под общей редакцией д.ф.н., профессора М.Ш. Хасанова. Алматы, Дайк-Пресс, 2010. - 516 с.
3 Баласагуни Юсуф. Благодатное знание //Дипломатический вестник - 1999, №7. -МИДРФ.
4 Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-Турк. Алматы, Дайк-Пресс, 2005, 1288 с.
5 Назарбаев Н.А. Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства. Астана, Акорда, 2012.