ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ROLE OF AN ERA OF TURKIC CULTURE OF CENTRAL ASIA IN DEVELOPMENT AND ENLIGHTMENT Karyeva A.
КУЛЬТУРА ТЮРКСКОЙ ЭПОХИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЕЕ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ
Карыева А. К.
Карыева Анара Карыевна /Karyeva Anara - кандидат исторических наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова,
г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в истории и развитии культуры народов Центральной Азии эпоха Тюркской культуры VI-XII вв. занимает особое место. В статье рассматривается развитие и роль тюркской культуры Центральной Азии в мировой культуре средневековья, а также ее вклад в процесс дальнейшего развития культуры и просвещения на протяжении последующих веков. Средняя Азия становится центром мусульманской культуры и учености тюркской эпохи. В свое время культура тюркской эпохи Средней Азии внесла огромный вклад в становление и развитие просветительства кыргызского народа.
Abstract: in the history and cultural development of the people of Central Asia, the era of Turkic culture holds, the VI-XII centuries a specific place. In article to considered the development and a role of Turkic culture of Central Asia in world culture of the Middle Ages, and also its contribution to process of further cultural development and enlightment over the period of following centuries. Central Asia has become a center of Islamic culture and education of the Turkish era. At that time, the culture of Turkic Central Asia, the era has made an enormous contribution to the formation and development of the people of Kyrgyzstan Education.
Ключевые слова: Центральная Азия, Средняя Азия, тюркская эпоха, культура, градостроительство, письменность, исламская культура, наука, просвещение. Keywords: Central Asia, Middle Asia, era of Turkic, culture, town planning, written language, Islamic culture, science, enlighten.
УДК 930.85
Культура древних народов Центральной Азии развивалась под влиянием культур предыдущих эпох. С древнейших времен на обширных территориях Центральной Азии проживали большие и малые народы, существовали государства, которые вносили свой вклад в развитие мировой цивилизации. Среди них были кочевые державы народов Центральной Азии, известный под общим именем «тюрк».
В середине VI в. образовавшийся тюрки в результате соединения народов Центральной Азии, в том числе Средней Азии в единое государства создали огромную кочевую империю от востока Алтая до Черного моря и успешно проводили внешнюю политику с соседними государствами и империями [1, 3, 4]. Начиная с VIII века вместо великого Тюркского Каганата, существовавшего на протяжении двух столетий, происходит зарождение и становление государств тюргешей, карлуков, уйгуров, а позднее и караханидов. За этот период истории тюркские каганаты, претерпевая радость побед и горечь поражений, заняли особое место в политической истории мира. А культура Тюркской эпохи, представляющая собой единство оседлого и кочевого образа жизни, предоставившая миру образцы великих достижений прикладного искусства, градостроительства, духовных основ разных религий, сыграла огромную роль в становлении и развитии культуры и просвещения народов Средней Азии, а также в развитии мировой культуры.
Само становление культуры тюркской эпохи, языка, государственности было подготовлено предшествующими культурами, а также под влиянием происходящих событий на Великом Шелковом пути. К этому времени Центральная Азия стала местом сосуществования различных религиозных систем, как буддизм, манихейства, тенгрианства, христианства. Географически удобное расположение создавало соответствующие условия для развития горнодобывающей промышленности, развитию внутренней и внешней торговли. К примеру, в Тюркскую эпоху в
Средней Азии, в том числе на территории современного Кыргызстана, осуществилось становление культуры землепользования, животноводства, увеличилось количество городов и населенных пунктов. Здесь образовался своеобразный симбиоз культур тюркских народов.
Массовое оседание тюрков способствовала интенсивному росту городов и селений Семиречья, ускорила процесс взаимопроникновения и взаимовлияния двух культур. Развитию городскую и земледельческую культуру большое влияние оказал географическое расположение и Великий Шелковый путь. В процесс урбанизации вовлекаются и северо-восточные районы Средней Азии - Ферганская, Чуйская, Таласская долины, через которые проходила трасса международной торговли. Только в Чуйской и Таласской долинах насчитывалось 36 городов, и, судя по историческим сведениям, они существовали и в последующие эпохи [6, с. 65-130]. В современных исследованиях эти города были разделены на три типа [2. с. 67-68]. К первому типу были отнесены крупные города, как Тараз, Ак-Бешим (вместе с г. Суяб), Красная Речка (вместе с г. Навакет), Шиш-Добе, площадь которых превышала 30 гектаров: Ко второму типу были отнесены города, площадь которых измерялась от 10 га до 30 га: Ак-Добе, Чалдыбар, Мерке, Аспара, Кузнечная крепость, Беловодская крепость, Толекск, Грозненский, Касымчы. Площадь городов третьего типа не достигала 10 га: Джувантобе - Атлах; Торткольтобе -Нижний Барсхан; Тоймакент - Адахкет; Оххум - Дех-Нуджикет; Луговое - Кулан; Чумышское (по одной версии Новопокровское) - «селение тюркского кагана»; Новопокровское (по другой версии Милянфанское) - Кирмирау.
Развитие городской культуры в эпоху тюркских каганатов во второй половине I тыс. н.э. характеризуется благоприятной географической средой, богатыми природными ресурсами и торговлей по Великому Шелковому пути. Торговля занимала важное место в экономической жизни тюркских каганатов. Такие города как Суяб, Атлах, Невакет, Ош, Узген, расположенные на современной территории Кыргызстана, были важными торговыми и политическими центрами тюрков.
Развитие городов было тесно связано еще с добычей и разработкой полезных ископаемых. На мировой арене тюрки были признаны как народы, которые первыми в Центральной Азии освоили добычу железа для использования в промышленности. Конечно, и до них осуществлялась добыча железа, но тюрки делали это в массовом объеме [3, с. 69; 8, с. 108-110, 223]. Из высококачественного железа мастера создавали военное оружие и другие изделия. Тюрки добывали не только железо, но и золото, серебро, медь. В IX-X вв. добыча металла получила особенно интенсивное развитие [3, с. 68-69].
Одним из ярчайших показателей достижений древней тюркской культуры явилось становление тюркской письменности. Наличие своей письменности указывает на высокий уровень культуры и общественного развития государства. Ученые полагают, что древнетюркская письменность возникла в первой половине VII в. В 20 годах XVIII века в Енисейской долине впервые были найдены тюркские письмена, которые исследователи Д. Мессершмидт и И. Страленберг сочли похожими на письмена, обнаруженные в Скандинавии, и назвали их руническими. А Н. М. Ядринцев, В. Томсен, В. В. Радлов «прочитали» письмена, найденные в 1889 году на берегах реки Орхон, которые назвали «орхоно-енисейскими» письменами [5].
В Центральной Азии, а также на сопредельных территориях, где проживают тюркские народы, найдены исторические памятники - древние тюркские письмена, в которых сохранились послания тюркских каганов к правителям других государств, декларации различного характера и значения, содержательная богатая информация о жизни и подвигах батыров тюркской эпохи. Укрепление основ ислама в Центральной Азии и преимущество арабского алфавита в ежедневной практике способствовало постепенному вытеснению тюркско-орхоно-енисейской письменности.
В начале VII в. на Аравийском полуострове возникает ислам. Ко времени принятия ислама тюрками, они уже были знакомы с другими мировыми религиями. Исламская культура тюркской эпохи имела не только арабское происхождение. Оно сформировалось на симбиозе двух культур, арабоязычной и культур местных народов. Следовательно, культура этого периода - культура не только арабов, но и других народов Центральной Азии.
На основе синтеза культур народов Средней Азии формируется богатая арабо-, тюркоязычная научная и философская мысль. И в ее истоке стояли ученые-энциклопедисты Аль-Кинди, Ибн Рушд, Аль-Хорезм, Аль-Фараби, Ибн Сина, Аль-Бируна и др. Они являлись создателями лучших произведений средневековой культуры и науки.
В средние века Средняя Азия стала центром образования и науки, она явилась основоположником некоторых отраслей науки, которые впоследствии получили мощное развитие в Европе. Под влиянием арабской культуры азиатские ученые перевели на арабский
язык труды просветителей Древней Греции и Рима, Аристотеля и Платона, и можно сказать, тем самым спасли их от исчезновения. Общеизвестно, что благодаря именно этим переводам, ученые Европы, Америки познакомились с трудами античных философов.
Живший в VIII-IX вв. в пору расцвета тюркской эпохи, известный ученый из Хорезма Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, который написал книгу «Аль-Джабр вал мугабим», является основоположником алгебры. Его вклад в науку был признан мировыми учеными, в том числе и учеными Западной Европы. А научный труд Ибн Сины «Аль Канон» в течение 600 лет служил учебным пособием для студентов и медиков Европы. Ибн Сина являлся исследователем не только в области медицины, им были созданы научные труды по философии, астрономии, химии, геологии, логике и психологии. Одним из известных в истории ученым тюркоязычных народов является Абу Наср Мухаммад ибн Тархан аль-Фараби. Он успешно занимался математикой, психологией, музыкой, прироведением, философией, политикой. Аль-Фараби известен еще как переводчик на арабский язык и толкователь трудов великого греческого философа Аристотеля: «Категории», «Герменевтика», «Аналитика», «Топика», «Софистика», «Риторика», «Поэтика». Свое понятие и отношение к философии ученый описывает в трактате «Гемма мудрости» («Фусус ал-хикам»). Его труды имели влияние не только на великих мыслителей и ученых Древнего Востока, его трудами интересовались и пользовались ученые эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, Коперник, Бекон [9]. Абу Рейхан Беруни, занимаясь такими отраслями науки как математика, география, астрономия, физика, создавая более 150 произведений, вошел в историю как ученый-энциклопедст. В своих постулатах о воспитании, как и просветители последующих веков, Беруни отмечает, что знания и труд облагораживают и развивают человека.
Все указанные и другие научные открытия говорят о высоком уровне науки в VIII - XI вв. в Центральной Азии, в том числе и Средней Азии. Известные мыслители-ученые народов Средней Азии сделали научные открытия на основе античной, индоиранской культур и распространили по миру научные труды, познания и науку арабских, греческих ученых. Она развивалась в тесном взаимодействии с ближневосточной. Многие ученные ездили учиться в Багдад, Дамаск и другие крупные научные центры. Вследствие влияния арабской культуры в Средней Азии учрежден общественный институт образования, новый тип образовательных учреждений - были открыты медресе. Высокие мунары и красивые мечети, медресе в городах изветных как центры образования, науки и культуры Суяб, Баласагын, Бухара, Самарканд, Мерв, Фергана, Узген является свидетельствами не только развитии архитектуры но и науки.
Первые медресе появились здесь в конце IX - и в начале X века, а в XI-XII вв. они уже получили широкое распространение. В средние века в развитии культуры тюркских народов библиотеки, читальни в центральных мечетях и медресе играли большую роль. В медресе, по сути являющихся центрами науки, помимо религиозных книг встречались труды по различным отраслям светских наук, такие труды, распространяя достижения науки, выполняли также и просветительскую работу.
В развитии духовной культуры народов Средней Азии особое место занимают произведения поэтов тюркской эпохи Рудаки, Саади, Баласагуни, Ахмета Яссауини. Еще с VI-VII вв. среди тюркоязычных народов было широко распространено устное поэтическое творчество. Были созданы малые и большие эпосы, повествования, которые стали основой устного народного творчества. Основные идеи французских просветителей - «Свобода, равенство, братство» были почерпнуты и в литературных наследиях великих мыслителей народов Средней Азии.
Наряду со становлением арабо-исламской культуры в Средней Азии возросло значение и важность грамотности, ценности книги. В столицах тюркских государств, во дворцах, в крупных городах особого уважения и почитания были удостоены поэты, философы-мыслители, историки, лекари, каллиграфисты и ученые.
Зачастую ученые и философы преподносили свои труды в дар правителям государств. Выдающийся поэт-мыслитель, автор известной всем тюркским народам поэмы "Кутадгу билиг" Жусуп Баласагун также принес в дар повелителю Караханидов свою поэму, написанную на тюркском языке. В свою очередь, Тавагач Богра Карахан Абу Али Хасан высоко оценил произведение великого мыслителя и удостоил его звания «Великий Хасс-Хажиб», что означало - «особо уважаемая персона дворца». Составитель энциклопедического словаря «лугат ат-тюрк», выходец из Барскоона Махмуд Кашгари тоже подарил свой словарь халифу Абулкасыму Абдуллу ибн Мухаммед аль-Муктади би-Амрилле [7; 10].
В истории культуры мировых цивилизаций культура тюркской эпохи занимает одно из важнейших мест. Культура Тюркской эпохи Центральной Азии среднего века внесла неоценимый вклад в развитие культуры тюркских народов последующих столетий. Несмотря
на своеобразный характер и содержание, связи между культурами каждой эпохи,
преемственность были очень крепкими. Поэтому мы часто обращаемся в былую историю и
культуру тюркской эпохи.
Литература
1. Бартольд В. В. Избранные произведения по истории кыргызов и Кыргызстана / Бартольд В. В. Бишкек: Шам., 1996. 608 с.
2. Горячева В. Д. История городской культуры Тянь-Шанского региона в эпоху тюркских каганатов У1-ХШ вв. / Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук, по спец. 07.00.02; 07.00.06. / Горячева В. Д. Бишкек, 2011. 250 с.
3. Гумилев Л. Н. Древние тюрки / Гумилев Л. Н. Бишкек: «Ариал-Принт», 1999. 544 б. (на кырг.яз.).
4. История Киргизской ССР: С древнейших времен до наших дней. В 5-ти томах. Т. 1. Фрунзе: «Кыргызстан», 1984. 800 с.
5. Кляшторный С. Г. Степные империи: рождение, триумф, гибель. / Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005. 346 с.
6. Кожемяко П. Н. Раннесредневековые города и поселения Чуйской долины / Кожемяко П. Н. Фрунзе, 1959. 186 с.
7. Кононов А. Н. Махмуд Кашгари и его «Дивану лугат ит-турк» // Советская тюркология, 1972. № 1.
8. Файзрахманов Г. Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии / Файзрахманов Г. Казань, Мастер Лайн, 2000. 188 с.
9. Фараби и духовное наследие / Материалы Международной научно-теоретической конференции «Аль-Фараби в истории науки и культуры народов Востока». Алматы, 1994.
10. Чоротегин Т. К. Махмуд Кашгари (Барскани) жана анын «Дивану лугати т-турк» сез жыйнагы (1072-1077). / Чоротегин Т. К. Бишкек: Кыргызстан, 1997. 169 б. (на кырг. яз.).