Научная статья на тему 'Духовность как ценностная основа образовательного процесса'

Духовность как ценностная основа образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА / ТРЕУГОЛЬНИК ЧЕЛОВЕЧНОСТИ / EDUCATIONAL PROCESS / SPIRITUALITY / VALUE BASIS / TRIANGLE HUMANITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальцев Сергей Витальевич

в статье анализируется феномен духовности как ценностной основы образовательного процесса. Сегодня образовательный процесс вновь становится объектом внимания государства, очень важно в этих условиях выработать правильные векторы дальнейшего реформирования системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовность как ценностная основа образовательного процесса»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вальцев С. В. г. Москва

Духовность как ценностная основа образовательного

процесса

Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, канд. психолог. наук, доцент

Аннотация: в статье анализируется феномен духовности как ценностной основы образовательного процесса. Сегодня образовательный процесс вновь становится объектом внимания государства, очень важно в этих условиях выработать правильные векторы дальнейшего реформирования системы образования.

Abstract: the article analyzes the phenomenon of spirituality as the basis of the value of the educational process. Today, the educational process is once again becoming the object of attention of the state, it is important in these circumstances to develop the right direction for further reform the education system.

Ключевые слова: образовательный процесс, духовность, ценностная основа, треугольник человечности.

Keywords: educational process, spirituality, value basis, triangle humanity.

Без ценностей не может существовать и развиваться ни общество, ни личность. Ребенок, как субъект образовательного процесса, является самоценной величиной обмена, ибо он сам в общении с педагогом ориентирован на ценностное восприятие мира. Частью глобального кризиса, переживаемого человечеством на рубеже веков, можно считать кризис в области теории и практики воспитания. Он проявляется на всех уровнях: ценностно-смысловом, целевом, содержательном, технологическом, результативном. Состояние системы образования в современной России несет на себе отпечаток общего духовного кризиса, вызванного системными реформами конца ХХ в. Свертывание духовно-воспитательного компонента в образовательной деятельности во многом способствуют тому, что

традиционные для отечественной культуры представления о единстве и тесной взаимосвязи знаний и духовности уходят в прошлое. Обесценен идеал служения образованного человека своему народу: глобализация рынка образования и рынка труда, помимо несомненных позитивных следствий, ведет к космополитизации образовательной деятельности, «утечке умов» из России в страны, где высококвалифицированным специалистам могут предложить более выгодные условия и более высокие заработки. Получение знаний рассматривается теперь не как источник духовного роста личности, а как основа карьерного и потребительского роста.

Важнейшим направлением в исследовании духовности современного общества является изучение проблемы взаимосвязи состояния духовности и образования как сферы культурной деятельности. Последняя институционально организована в национальную образовательную систему, которая задает целеполагание образовательной деятельности, формирует разноуровневую структуру образовательных учреждений и реализует собственно образовательную деятельность. При этом в образовательной системе «в латентной форме выражено соотношение социальных (прагматических) и социетальных (ценностных) функций образования». Сочетание ценностно-рациональных установок образовательной системы как базовой структуры образовательной деятельности общества в целом можно определить как предрасположенность к восприятию определенных социальных ситуаций, как условий функционирования и к определенной модели функционирования в этих условиях, т.е. как систему диспозиций.

Духовность — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы и раскрытие человеческой природы.

Как правило, духовность имеет три ярко выраженных направленности: на себя, на Высшую правду, на коллектив. В основе этих направленностей лежит желание быть честным по отношению к этим сущностям, жить в согласии ними, т. е. не обманывать себя и жить в согласии с собой, быть честным и жить в согласии с Высшей правдой и не обманывать и жить в согласии с коллективом.

Направленность на внутреннее «Я» рождает творчество, а в широком смысле — самоактуализацию; направленность на Высшую правду — религиозность; направленность на коллектив — альтруизм. Все три направления духовности неведомы животным, они присущи только человеку, поэтому данный треугольник можно также назвать треугольником человечности.

Таким образом, духовность — это направленность на раскрытие своего внутреннего потенциала, во-первых, в творчестве, т. е. в различных формах духовной самоактуализации: эстетической, теоретической,

правдоискательской; во-вторых, в бескорыстной помощи окружающим; в-третьих, в стремлении к приобщению к высшей правде и нравственной чистоте, к Богу. Как утверждал русский философ В. С. Соловьев, морально-нравственные нормы в обществе проистекают из трех основ. Во-первых, из господства над материальной чувственностью, во-вторых, из солидарности с живыми существами, в-третьих, из внутреннего добровольного подчинения сверхчеловеческому идеалу. Вот вечные,

незыблемые основы нравственной жизни человечества. По мнению Соловьева, все прочие явления нравственной жизни, все так называемые добродетели могут быть показаны как видоизменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними и умственной стороной человека.

Переход на рыночные принципы функционирования экономики вызвал коммерциализацию также и образовательной деятельности, что проявилось в дифференциации знаниевого и воспитательного компонентов (социальных и социетальных функций института образовния). При этом доминирующее внимание в системе образования уделяется технологизации контроля знаниевой подготовки (тестирования) и акцент ставится на результат обучения, тем самым процесс формирования духовно-ценностной мотивации отходит на задний план.

Сегодня постепенно приходит осознание неизбежности перехода от информационной к ценностной педагогике, потребности «одухотворения» образовательной практики.

Не следует слепо копировать западные образовательные модели. Ценностные ориентации - фундамент духовного начала, играющие роль своеобразного книжного шкафа, в котором знания распределяются по полочкам. Поэтому умный человек — это не только тот, кто обладает хорошим интеллектом, но прежде всего тот, кто обладает правильной взаимосвязанной иерархией ценностных ориентаций. Неслучайно когда мы говорим о правильном решении, мы говорим здравом смысле. Отсутствие духовности, и как следствие снижение ценностного аспекта, гипертрофированная нацеленность на практическую функциональность приводит к тому, что по опросам среди американцев в возрасте от 18 до 24 лет, проведенным Национальным географическим обществом США в 2002 году: 87 % американцев не могут найти на карте Ирак, 29 % не могут найти Тихий океан, а 11 % не могут найти на карте США. Американская федерация учителей информирует о том, что уровень знаний школьников в области истории страны упал с 17 % (показатель двухлетней давности) до 11 % в прошлом году. Мониторинг, произведенный среди учеников 8-х классов американских школ, показал, что большинство подростков понятия не имеют даже о том, какие страны участвовали во Второй мировой войне.

Сегодня образовательный процесс вновь становится объектом внимания государства, очень важно в этих условиях выработать правильные векторы дальнейшего реформирования системы образования. Следует не забывать, что конкурентоспособность страны, во многом обусловлена конкурентоспособностью человеческого потенциала, развитие которого не в последнюю очередь детерминировано развитие духовного начала, ориентирующего личность на самоактуализацию и служение обществу.

Литература

1. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.

2. Вальцев С. В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 49-52

3. Вальцев С. В. Основной атрибут духовности // Проблемы современной

науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 67-70

4. Вальцев С.В. Закат человечества. - М.: Книжный мир, 2008.

5. Соловьев В. Соч. в 2 тт. Т. 1. М., 1998.

6. Чеботарев Ю.А. Трансформация культурного своеобразия российского образования в условиях социальной транзиции: автореф. Дис. ... д-ра социол. наук / Ю.А. Чеботарев. - Ростов н/Д, 2005.

7. ЯдовВ.А. Диспозиция личности / В.А. Ядов // Российская социологическая энциклопедия. - М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.