Научная статья на тему 'Духовность в ценностной иерархии российского образования'

Духовность в ценностной иерархии российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / SPIRITUALITY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальцев Сергей Витальевич

в статье анализируется связь между развитием нового российского общества и российского образования. Сегодня постепенно приходит осознание неизбежности перехода от информационной к ценностной педагогике, потребности «одухотворения» образовательной практики. Образование является важнейшим институциональным каналом воспроизводства духовных ценностей, поэтому явные и латентные целевые установки образовательной системы определяют степень распространения духовных ценностей в обществе и влияют, тем самым, на его ценностную интегрированность и культурную гомогенность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовность в ценностной иерархии российского образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вальцев С. В. г. Москва

Духовность в ценностной иерархии российского образования

Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, канд. психолог. наук, доцент

Аннотация: в статье анализируется связь между развитием нового российского общества и российского образования. Сегодня постепенно приходит осознание неизбежности перехода от информационной к ценностной педагогике, потребности «одухотворения» образовательной практики. Образование является важнейшим институциональным каналом воспроизводства духовных ценностей, поэтому явные и латентные целевые установки образовательной системы определяют степень распространения духовных ценностей в обществе и влияют, тем самым, на его ценностную интегрированность и культурную гомогенность.

Abstract: the article analyzes the relationship between the development of the new Russian society and education. Today is gradually coming to realize the inevitability of the transition from the value of information to pedagogy, the needs of "spiritualization" educational practice. Education is the most important institutional channel reproduction of spiritual values, so explicit and latent target setting of the educational system, the extent of the spread of moral values in society and influence, thus, his value on the integrity and cultural homogeneity.

Ключевые слова: духовность, образование. Keywords: spirituality, education.

Ситуация развития нового российского общества и российского образования характеризуется: во-первых, изменением методологических парадигм развития экономики, политики, культуры, науки, производства, и как следствие - во-вторых, рассогласованием целей и ценностей в сложившейся системе непрерывного образования в стране. Состояние системы образования в современной России несет на себе отпечаток общего духовного кризиса, вызванного системными реформами конца ХХ в. Переход на рыночные принципы функционирования экономики вызвал коммерциализацию также и образовательной деятельности, что проявилось в дифференциации знаниевого и воспитательного компонентов (социальных и

социетальных функций института образовния). При этом доминирующее внимание в системе образования уделяется технологизации контроля знаниевой подготовки (тестирования) и акцент ставится на результат обучения, тем самым процесс формирования духовно-ценностной мотивации отходит на задний план. Свертывание духовно -воспитательного компонента в образовательной деятельности во многом способствуют тому, что традиционные для отечественной культуры представления о единстве и тесной взаимосвязи знаний и духовности уходят в прошлое. Получение знаний рассматривается теперь не как источник духовного роста личности, а как основа карьерного и потребительского роста.

Сегодня постепенно приходит осознание неизбежности перехода от информационной к ценностной педагогике, потребности «одухотворения» образовательной практики. Понятие «духовность» прочно вошло в современный педагогический лексикон. Но, к сожалению, оно стало модным и очень часто используется не в прямом своем значении, а лишь как синоним нравственности, гуманности и т.п. По своей семантике понятие «духовность» достаточно однозначно указывает на принадлежность к области духа, идеальному как противоположности телесному, материальному. И если провозглашается приоритет духовных ценностей, то это влечет за собой кардинальные изменения всей идеологии образования.

Важнейшим направлением в исследовании духовности современного общества является изучение проблемы взаимосвязи состояния духовности и образования как сферы культурной деятельности. Последняя институционально организована в национальную образовательную систему, которая задает целеполагание образовательной деятельности, формирует разноуровневую структуру образовательных учреждений и реализует собственно образовательную деятельность. При этом в образовательной системе «в латентной форме выражено соотношение социальных (прагматических) и социетальных (ценностных) функций образования». Единство образования и духовности, их тесная взаимосвязь представляются нам не только важной характеристикой российской культуры, но и одной из наиболее важных констант общечеловеческой культуры. Еще древние мыслители всех цивилизаций исчерпывающе обосновали неразрывное единство мудрости и блага, познания и добродетели, мысли и достоинства и значение этого единства для качества и прочности социального порядка. За нарушением этой взаимосвязи неизбежно следует отклонение от социальной нормы, утрата обществом нравственных ориентиров, духовная, культурная и социальная деградация.

Духовность — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы и раскрытие человеческой природы. У животных при всем многообразии инстинктов существуют два основных: во -первых, инстинкт самосохранения, имеющий две формы: пищевой, оборонительный; во-вторых, инстинкт размножения, имеющий две формы: половой, родительский.

Для реализации инстинкта самосохранения в каждое животное заложен регулирующий механизм, основанный на эмоции удовольствия. Животное, удовлетворяющее свою потребность, получает удовольствие — приятную эмоцию, к которой оно стремится. Второе по значимости желание —

стремление к получению определенного статуса. Во многом это желание обусловлено вторым основным инстинктом — интинском размножения. У стадных животных возможность продолжить свой род чаще всего связана с местом данного животного в зоосоциальной иерархии. Таким образом, существует два устремления, являющиеся приводным ремнем основных инстинктов: стремление к удовольствию и стремление к приобретению социального статуса. Применительно к человеку первое стремление именуется гедонизмом, а второе — карьеризмом.

Духовность, являясь видоспецифическим признаком человека, прямо противоположна основным животным инстинктам, поэтому духовность есть антигедонизм плюс антикарьеризм. Антигедонизм есть аскетизм, о антикарьеризме поговорим подробнее. Карьеризм — это использование интересов других людей ради собственных интересов, т. е. взаимодействие с окружающими по принципу «другие для меня». Поэтому, по сути, фундаментом карьеризма является эгоизм. Эгоизму противоположен альтруизм, в основе которого лежит принцип, прямо противоположный карьерному, т. е. «я для других». Следовательно, карьеризм в наиболее общем плане противостоит альтруизму.

Обычно аскетизм воспринимают как добровольное ограничение всех потребностей, часто носящее самоистязательный характер. Верен ли такой подход? Верен, но отчасти. Аскетизм — это необязательно вериги и лохмотья. Аскетизм служит средством для раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве как высшем типе самоактуализации личности, а также средством удовлетворения религиозных потребностей Аскетизм служит средством для раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве как высшем типе самоактуализации личности, а также средством удовлетворения религиозных потребностей. Поэтому наполнение духовным содержанием, чем это было раньше, процесса преподавания предполагает активизацию личностного начала обучаемых, стимулирование состояний т.н. «участного мышления», нацеливающих на развитие умения самостоятельно и заинтересованно мыслить.

Как правило, духовность имеет три ярко выраженных направленности: на себя, на Высшую правду, на коллектив. В основе этих направленностей лежит желание быть честным по отношению к этим сущностям, жить в согласии ними, т. е. не обманывать себя и жить в согласии с собой, быть честным и жить в согласии с Высшей правдой и не обманывать и жить в согласии с коллективом. Направленность на внутреннее «Я» рождает творчество, а в широком смысле — самоактуализацию; направленность на Высшую правду — религиозность; направленность на коллектив — альтруизм. Все три направления духовности неведомы животным, они присущи только человеку, поэтому данный треугольник можно также назвать треугольником человечности. Таким образом, духовность — это направленность на раскрытие своего внутреннего потенциала, во-первых, в творчестве, т. е. в различных формах духовной самоактуализации: эстетической, теоретической, правдоискательской; во-вторых, в бескорыстной помощи окружающим; в-третьих, в стремлении к приобщению к высшей правде и нравственной чистоте, к Богу.

Образование является важнейшим институциональным каналом воспроизводства духовных ценностей, поэтому явные и латентные целевые установки образовательной системы определяют степень распространения духовных ценностей в обществе и влияют, тем самым, на его ценностную интегрированность и культурную гомогенность.

Литература

1. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.

2. Вальцев С.В. Формирование компетенций как важное условие становления гармонично развитой личности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 13-15.

3. Чеботарев Ю.А. Трансформация культурного своеобразия российского образования в условиях социальной транзиции: автореф. Дис. ... д-ра социол. наук / Ю.А. Чеботарев. - Ростов н/Д, 2005. - с. 4.

4. Вальцев С.В. Закат человечества. - М.: Книжный мир, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.