Научная статья на тему 'Педагогический аспект понятия духовность'

Педагогический аспект понятия духовность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / SPIRITUALITY / EDUCATIONAL PROCESS / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальцев Сергей Витальевич

в статье анализируется связь духовности и образовательного процесса, влияние духовности учащегося на его самоактуализацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический аспект понятия духовность»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вальцев Сергей Витальевич г. Москва

Педагогический аспект понятия духовность

Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, канд. психолог. наук, доцент

Аннотация: в статье анализируется связь духовности и образовательного процесса, влияние духовности учащегося на его самоактуализацию. Abstract: the article analyzes the relationship of spirituality and the educational process, the influence of spirituality on his student self-actualization.

Ключевые слова: духовность, образовательный процесс, самоактуализация. Keywords: spirituality, the educational process, self-actualization.

Проблемы духовности, ранее не выходившие в нашей стране за рамки богословской литературы, все шире включаются сейчас в практику гуманитарных обсуждений. С начала 90-х годов в психологии растет осознание того, что духовное измерение человеческого опыта является полноправной сферой исследования и изучения в рамках психологической науки. В настоящее время в России появились реальные научно-теоретические предпосылки для развития педагогики духовности. В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности, исключительно важной становится стабилизирующая роль высшей школы и педагогической науки как гарантов гражданского мира, сохранения культуры и общественной нравственности. Важной предпосылкой этого является создание в стране целостной системы непрерывного образования, направленной на возрождение духовного потенциала нации. Подходы к воспитанию духовности различны, но все они сводятся к одному мнению, что возрождение духовности в рамках высшей школы необходимо.

Исследователи проблем высшей школы отмечают дегуманизированный характер всего процесса обучения в вузе, ограниченность педагогической практики, узость общественных контактов студентов, отсутствие в педагогических вузах атмосферы высокой духовности и творчества, вариативности и динамичности, содержания, форм и методов подготовки преподавателя в соответствии с требованиями времени. Введение в концептуальное поле образования понятия «духовно-нравственное воспитание» требует изменения самого представления о личности и природе моральных регулятивов. Требование усиления воспитания духовности личности учащихся содержит разработанная в 1999 году Министерством образования РФ и Российской Академией образования Программа развития воспитания в системе образования. Утвержденная правительством РФ Государственная программа патриотического воспитания определяет основные направления духовно-нравственного развития личности в соответствии с ценностями национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим нормам. В

решении задач, поставленных в названных программах, видная роль принадлежит учителю, его духовной культуре.

«Духовность свойственна всем людям без исключения, как и все другие общечеловеческие исходные потребности» (П. М. Ершов). Именно через потребность в самопознании, в познании мира, поиске смысла жизни и своего предназначения определяет понятие духовности Н. А. Бердяев, подчеркивая, что человеческое должно господствовать над природным [1]. Наиболее ярко данная потребность проявляется в подростковом и юношеском возрасте, в связи с чем можно предположить, что именно через удовлетворение потребности в самопознании мы можем целенаправленно воздействовать на процесс формирования духовности в этом возрасте. Современная же утрата духовной компоненты в жизни общества приводит к тому, что теряются нравственные ориентиры, теряется смысл жизни. Как мы увидели понятие «духовность» прочно вошло в современный педагогический лексикон. Но к сожалению, оно стало модным и очень часто используется не в прямом своем значении, а лишь как синоним нравственности, гуманности и т. п.

Исследованию духовности посвящено множество трудов: Хэтчер «Понятие духовности», В. Шадриков «Происхождение человечности», И. Ильичева «Психология духовности» П.В. Симонов, П.Е. Ершов Ю. П. Вяземский «Происхождение духовности», духовность продолжает оставаться предметом исследования множества отечественных психологов: Е. Варламовой, Л. Анциферовой, К. Альбухановой, В. Петровского, В. Панферова, В. Слободчикова, Е. Исаева и мн. др. Тема духовности поднималась в трудах Г. Сковороды, С. Франка, Н. Бердяева, В.С. Соловьева, И. Ильина, особое место исследование феномена духовности занимают в религиозной философии.

Исторически сложились два направления в понимании духовности: религиозное и секулярное. Изначальный смысл религиозного понимания духовности проявляется в переживании человеком непосредственной связи с божественным началом, стремление к которому предполагается потенциально заложенным в каждом человеке. Часто в религиозной литературе указывается, что духовность можно рассматривать только в религиозном контексте, так это слово производно от словосочетания «святой дух». Вряд ли с этим можно согласиться, как отмечает профессор Ф. Г. Овсиенко: «неправомерными выглядят попытки отождествить духовность исключительно с религиозностью... Духовность как универсальный тип ценностей включает в себя не только религиозные, но и светские гуманистические ценности и идеи. А православие - лишь один из способов (для кого приемлемый, а для кого и нет) обрести духовность».

В понимании русских мыслителей XIX-XX вв. духовность соотносится с понятием ценность (Н. А. Бердяев, М. А. Булгаков, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, В. С. Соловьев, С. Л. Франк.). Иными словами, духовность - уровень приобщения личности к высшим ценностям, основам православной культуры. В современной педагогической культуре довольно активно развивается философское учение о мире ценностей - общая аксиология - обращенное к ценностям как основе воспитания личности. Педагогическая аксиология, базирующаяся на методологии общей философии ценностей, утверждает ценность личности и ценность ее образования, которое необходимо строить в соответствии с ценностями самой личности, общечеловеческими и национальными ценностями (В. А. Сластенин, Е. П. Белозерцев, Е. Н. Шиянов, И. Ф. Исаев и др.).

Общим для ученых, разрабатывающих это направление в образовании, является обращение к целостности личности, признание ее духовности. В педагогических исследованиях В. А. Беляевой, Т. И. Власовой, Л. М. Федоровой духовность рассматривается как высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия, стремление к духовному идеалу. Каждой личности присуща специфическая иерархия ценностей, которые выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности [11, С. 733]. Таким образом, исходя из определения «воспитания как процесса становления системы ценностей у ребенка» нужно определить духовные ценности того общества, в котором происходит данный процесс и «организовывать ситуации психологического переживания объективированных ценностей»[4, С.42] для того, чтобы общечеловеческие ценности стали системой ценностей учащегося.

Как одну из ценностей, на основе которых надо воспитывать подрастающее поколение в нашем государстве, Н. Д. Никандров называет - патриотизм. «Человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силы, и ум, и — если сможет — богатства страны тем, кто

дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках». Кроме того, он считает, что при возврате к утраченным духовным ценностям, нужна опора на религию, особенно на русское православие, которое «ускорит наше движение к духовному обновлению общества»[9. С.5-6.].

В образовательном процессе, в последнее время, рассматривается и такая современная ценность как «толерантность» (от лат. «терпение») - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров). Надо полагать, что принять такую ценность как толерантность, может только высоко духовная личность, в соответствии с чем, воспитание духовности должно быть направлено на присвоение данной ценности.

Часто понятие духовность рассматривают как концентрацию эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека (Л. Н. Толстой), но по мнению В. Д. Шадрикова: «...духовность желательно развести с интеллектуальными способностями человека. Хотя гениальность практически неотделима от духовности. Светская духовность не может быть сведена только к интеллектуальности. В какой-то мере можно предположить, что духовность в светском ее понимании есть работа по освоению смысла. И не только по освоению, но и по производству этих смыслов. Как только мы подходим к смыслу, мы сразу обращаемся к личности. Духовность всегда отражает отношения людей друг с другом, затрагивает проблемы добра и зла, определяет поведение человека в отношении добра и зла. Все это оформляется в личностные смыслы, они-то и определяют, в конечном счете, поведение человека. И здесь нет непроходимой грани между религиозным и светским пониманием духовности. Потому что и религия может стать личностным смыслом человека, и тогда он становится по-настоящему верующим. Такой подход к духовности позволяет объединить религиозные и светские взгляды на проблему» [8].

Кроме того, духовность сопричастна нравственности и морали. Нравственность -«почва, на которой вырастает духовность» (М. С. Каган), «сердцевина духовности» (А. А. Какурин). По мнению В. А. Сухомлинского, развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека. «Важно отметить, что в признании ведущей роли нравственных начал в духовной культуре человека сходятся светская и православная антропология. Тем самым создается объективно благоприятная основа для консолидации усилий всех здоровых сил общества в деле создания национальной системы воспитания молодежи»[7, С.3.]. Духовность отождествляется с творческой духовной деятельностью. С этой точки зрения мы в какой-то мере уходим от теологического понимания духовности, встаем на позицию научного, общекультурного ее понимания. В понимании А. Е. Кулаковского, духовность возрастает вместе с ростом культурности народа, прежде всего с ростом образованности и овладения передовыми технологиями, в творческом труде [10, С. 6.]. Духовность - историческое сознание человека (М. А. Барг)[2, С. 23-29], не только внутренне существенное состояние духа народа, «но еще и его внешне закономерное проявление, выраженное в нравственно-правовом, эстетическом и религиозном образе жизни» (В. И. Мурашов)[8. С.18-25].

Русский психолог, педагог-гуманист П. Ф. Каптерев не мыслил духовность без выработки человеком личных убеждений, т. е. обретения уверенности в правильности собственных суждений и выводов, подтверждаемых им самим ссылками на соответствующие факты, аргументы. Понятие духовности личности П. Ф. Каптерев связывал с формированием у молодежи сознания «общественной культурной обязанности», с развитием гражданственности. Здесь он имел в виду бескорыстное служение обществу и государству, соединенное с личным самопожертвованием. Духовность как исследовательский мотив абстрагируется от физической деятельности, уходит в самое себя приемами медитации ради постижения «высших истин». Духовность как принцип социальной жизни по оказанию блага ближнему включает не только осмысленные, но и одухотворенные действия, сверхдеятельность человека. Таким образом, мерилом как деятельности, так и духовности служат действия человека, его поступки.

Уделивший внимание действию как фактору единства души и тела немецкий философ А. Гелен полагал, что «все духовные свершения человека становятся понятными и видимыми, исходя из этой способности к действию» [5, с. 177]. «Под действием нужно

понимать предусмотрительное, планирующее изменение действительности» [5, с. 160]. Духовность - катализатор любого действия, если она эмоционально переживаема человеком (ситуация «холодной» духовности исключается при религиозной обрядности, экстатичности и не типична для нормальной психики). Не разделяя философских размышлений М. Шелера, приведенных выше, изобразим возможный психофизиологический механизм биоэнергетической подзарядки. Можно предположить, что при этом через ядра ретикулярной формации в стволовой части головного мозга подвергаются дополнительной импульсации корковые центры полушарий большого мозга, мозжечок и спинной мозг, побуждая отделы ЦНС к большей активности.

Важнейшим направлением в исследовании духовности современного общества является изучение проблемы взаимосвязи состояния духовности и образования как сферы культурной деятельности. Последняя институционально организована в национальную образовательную систему, которая задает целеполагание образовательной деятельности, формирует разноуровневую структуру образовательных учреждений и реализует собственно образовательную деятельность. При этом в образовательной системе «в латентной форме выражено соотношение социальных (прагматических) и социетальных (ценностных) функций образования»[12, с. 4.]. Единство образования и духовности, их тесная взаимосвязь представляются нам не только важной характеристикой российской культуры, но и одной из наиболее важных констант общечеловеческой культуры. Еще древние мыслители всех цивилизаций исчерпывающе обосновали неразрывное единство мудрости и блага, познания и добродетели, мысли и достоинства и значение этого единства для качества и прочности социального порядка. За нарушением этой взаимосвязи неизбежно следует отклонение от социальной нормы, утрата обществом нравственных ориентиров, духовная, культурная и социальная деградация.

Духовность — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы и раскрытие человеческой природы[3].

Как правило, духовность имеет три ярко выраженных направленности: на себя, на Высшую правду, на коллектив. В основе этих направленностей лежит желание быть честным по отношению к этим сущностям, жить в согласии ними, т. е. не обманывать себя и жить в согласии с собой, быть честным и жить в согласии с Высшей правдой и не обманывать и жить в согласии с коллективом.

Направленность на внутреннее «Я» рождает творчество, а в широком смысле — самоактуализацию; направленность на Высшую правду — религиозность; направленность на коллектив — альтруизм. Все три направления духовности неведомы животным, они присущи только человеку, поэтому данный треугольник можно также назвать треугольником человечности.

Таким образом, духовность — это направленность на раскрытие своего внутреннего потенциала, во-первых, в творчестве, т. е. в различных формах духовной самоактуализации: эстетической, теоретической, правдоискательской; во-вторых, в бескорыстной помощи окружающим; в-третьих, в стремлении к приобщению к высшей правде и нравственной чистоте. Как утверждал русский философ В. С. Соловьев, морально-нравственные нормы в обществе проистекают из трех основ. Во-первых, из господства над материальной чувственностью, во-вторых, из солидарности с живыми существами, в-третьих, из внутреннего добровольного подчинения сверхчеловеческому идеалу. Вот вечные, незыблемые основы нравственной жизни человечества. По мнению Соловьева, все прочие явления нравственной жизни, все так называемые добродетели могут быть показаны как видоизменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними и умственной стороной человека [10, 130].

К контексту образовательного процесса вплетение духовности ориентирует учащегося на самоактуализацию своего потенциала, в то время как свертывание духовно-воспитательного компонента в образовательной деятельности во многом способствуют тому, что традиционные для отечественной культуры представления о единстве и тесной взаимосвязи знаний и духовности уходят в прошлое. Получение знаний рассматривается теперь не как источник духовного роста личности, а как основа карьерного и потребительского роста.

Педагогическая культура — это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для

обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности. В современных условиях возникает острая необходимость вернуть образование и педагогику в контекст культуры, потому что именно культура, по словам П. А. Флоренского, есть среда, растящая и питающая личность. Упадок же общей гуманитарной культуры последних десятилетий привел к духовному обнищанию личности и общества в целом. Выход из кризиса, возрождение духовности и нравственности, в том числе и нравственности педагогической науки, возможны через возрождение педагогической науки, повышение авторитета всех институтов общественного и семейного воспитания, укрепление престижа профессии педагога.

Литература

1. Бердяев Н. А. Дух и реальность // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. — М., 1994

2. Бородина Н. К. Духовность: истоки и сущность. // Школа духовности. - 2000. - № 4.

3. Вальцев С.В. Закат человечества. - М.: Книжный мир, 2008.

4. Власова Т. И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности.

// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. -№ 2 (Март-апрель). - С.42.

5. Гелен А. О систематике антропологии. М., 2007.

6. Кулаковский А. Е. и современность. // Школа духовности. - 2002. - № 2.

7. Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека. // Стандарты и

мониторинг в образовании. - 2002. - № 6.

8. Мурашов В. И. Духовные ресурсы мира: преодоление глобализации. // Школа

духовности. - 2001. - № 5.

9. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека. // Педагогика. - 1998. - № 4.

10. Соловьев В. Соч. в 2 тт. Т. 1. М., 1998.

11. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: Аверинцев С. С. и др. - 2-е изд. - М.:

Сов. Энциклопедия, 1989.

12. Чеботарев, Ю.А. Трансформация культурного своеобразия российского образования в

условиях социальной транзиции: автореф. Дис. ... д-ра социол. наук / Ю.А. Чеботарев. -Ростов н/Д, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.