Анализ духовности: педагогический аспект Смирнов А. П.
Смирнов Алексей Петрович / Smirnov Aleksej Petrovich - студент,
Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: статья посвящена анализу категории «духовность» в педагогическом аспекте. Показывается, что духовность - ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы с помощью аскетизма и/или альтруизма. Духовность служит средством раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве, а также средством удовлетворения религиозных потребностей.
Abstract: the article analyzes the category of "spirituality" in the pedagogical aspect. It is shown that spirituality -value orientation, which is based on the human desire to overcome his biological nature by means of asceticism and / or altruism. Spirituality is a means of opening the inner spiritual world of a person, expressed in the works, as well as means of satisfying religious needs.
Ключевые слова: духовность, человек, ценности, смыслы, антигедонизм, аскетизм, образовательный процесс, душа.
Keywords: spirituality, people, values, meanings, antigedonizm, asceticism, the educational process, the soul.
Ситуация развития нового российского общества и российского образования характеризуется: во-первых, изменением методологических парадигм развития экономики, политики, культуры, науки, производства, и как следствие - во-вторых, рассогласованием целей и ценностей в сложившейся системе непрерывного образования в стране. Состояние системы образования в современной России несет на себе отпечаток общего духовного кризиса, вызванного системными реформами конца ХХ в. [4]. Российское образование как один из социокультурных и духовных феноменов вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций.
Обращение к духовно-нравственным основам образования для педагогической науки не является новым. Проблема духовности и нравственности имеет давнюю традицию. Современные исследователи ставят перед собой задачу систематизировать и упорядочить имеющиеся представления об этом феномене. Мы опирались на исследования, в которых рассматривались морально-философские (С. Ф. Анисимов, А. Г. Здравомыслов, П. С. Гуревич, О. Г. Дробницкий, В. И. Мурашов), социокультурные (С. К. Бондырева, Н. П. Шитякова), психолого-педагогические (Е. И. Исаев, И. А. Колесникова, Л. М. Лузина, Н. Н. Никитина, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, И. Н. Столяров, Н. Е. Щуркова) аспекты вышеназванной проблемы. Педагогический словарь рассматривает духовность как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности».
«Духовность свойственна всем людям без исключения, как и все другие общечеловеческие исходные потребности» (П. М. Ершов). Именно через потребность в самопознании, в познании мира, поиске смысла жизни и своего предназначения определяет понятие духовности. Наиболее ярко данная потребность проявляется в подростковом и юношеском возрасте, в связи с чем можно предположить, что именно через удовлетворение потребности в самопознании мы можем целенаправленно воздействовать на процесс формирования духовности в этом возрасте. Современная же утрата духовной компоненты в жизни общества приводит к тому, что теряются нравственные ориентиры, теряется смысл жизни. Как мы увидели понятие «духовность» прочно вошло в современный педагогический лексикон. Но, к сожалению, оно стало модным и очень часто используется не в прямом своем значении, а лишь как синоним нравственности, гуманности и т. п. [1].
Несомненно, биологическая природа человека, несмотря на свою важность, не может считаться видоспецифическим признаком человека. В биологии среди различных систематизированных и классифицированных организмов находится место и для человека. Наиболее близки человеку в биологическом смысле приматы — ДНК человека и обезьяны схожи на 99,4 %. Очень часто говорят о разуме как об отличительной черте человека. Собственно, Homo sapiens переводится как «человек разумный». Однако интеллект, как сегодня выясняется, присущ не только человеку. В настоящее время появился большой массив научной литературы, в которой эмпирически убедительно доказывается наличие у животных не только простейших форм рассудка, но и способности к абстрагированию и обобщению, способности к символизации, когнитивных способностей, что позволяет говорить о наличии у животных простейшего разума[6].
Остается одна сущность человека, которая может являться видоспецифическим признаком человека, — душа. Душа — это ценностная основа внутреннего мира человека, направляющая человеческую активность. Функционально душа человека аналогична инстинкту животного. Если животное делает то, что ему велит инстинкт, то человек делает то, что он хочет. Душа и есть тот свод правил, которые и определяют это «хотение» и тем самым определяют поведение человека. Естественно, душа не фокусник и не может сделать
по велению человека то, что он пожелает. Душа лишь свод правил, ориентируясь на который человек выбирает то или иное действие из перечня возможных. Внешние обстоятельства являются границами, в рамках которых животное (с помощью инстинкта) или человек (посредством души) определяет линию своего поведения. Компоненты души — вкусы и ценностные ориентации, последние являются основным понятием при определении категории «душа» [2].
Духовность — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы с помощью аскетизма и/или альтруизма. Аскетизм служит средством раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве, а также средством удовлетворения религиозных потребностей. Альтруизм направлен на бескорыстную помощь окружающим [3;5].
Можно сделать вывод, что проблема духовно-нравственного воспитания детей является ключевой, системообразующей для отечественной педагогики, и, шире, культуры в целом. В наши дни («эпоха перемен»), вопросы правильной организации воспитания подрастающего поколения, приобретают огромное значение, становятся поистине судьбоносными. Понимание сущности рассмотренных нами понятий «духовность», «нравственность», «душа» имеет практическую направленность, так как позволяет осмысленно и творчески организовать процесс духовно-нравственного воспитания, которое сегодня становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики.
Литература
1. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.
2. Вальцев С.В. Видоспецифический признак человека // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 16-19.
3. Вальцев С.В. Закат человечества // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 23-30.
4. Вальцев С.В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 49-52.
5. Вальцев С.В. Осевые ценностные ориентации // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 56-63.
6. Зорина З. А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М., 2001.