Научная статья на тему 'Педагогическая проблема духовно-нравственного воспитания'

Педагогическая проблема духовно-нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МАТЕРИАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КУЛЬТУРА / SPIRITUALITY / MORALITY / HUMAN / MATERIAL NEEDS / MATERIAL / EDUCATIONAL PROCESS AND CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Алексей Петрович

Статья посвящена анализу педагогической проблемы духовно-нравственного воспитания. Показывается, что утрата духовности, по сути, утрата человечности, духовность всегда была спутником человека. На заре человеческой эволюции духовность стала пружиной, приводящей в действие механизм очеловечивания человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая проблема духовно-нравственного воспитания»

Педагогическая проблема духовно-нравственного воспитания

Смирнов А. П.

Смирнов Алексей Петрович / Smirnov Aleksej Petrovich - студент,

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация: статья посвящена анализу педагогической проблемы духовно-нравственного воспитания. Показывается, что утрата духовности, по сути, утрата человечности, духовность всегда была спутником человека. На заре человеческой эволюции духовность стала пружиной, приводящей в действие механизм очеловечивания человека.

Abstract: the article is devoted to analysis of educational issues of spiritual and moral education. It is shown that the loss of spirituality, in fact, the loss of humanity, spirituality has always been a companion of man. At the dawn of human evolution, spirituality has become a spring actuating mechanism humanization of man.

Ключевые слова: духовность, нравственность, человек, материальные потребности, материальность, образовательный процесс, культура.

Keywords: spirituality, morality, human, material needs, material, educational process and culture.

Свертывание духовно-воспитательного компонента в образовательной деятельности во многом способствуют тому, что традиционные для отечественной культуры представления о единстве и тесной взаимосвязи знаний и духовности уходят в прошлое. Получение знаний рассматривается теперь не как источник духовного роста личности, а как основа карьерного и потребительского роста[4].

В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности, исключительно важной становится стабилизирующая роль высшей школы и педагогической науки как гарантов гражданского мира, сохранения культуры и общественной нравственности. Важной предпосылкой этого является создание в стране целостной системы непрерывного образования, направленной на возрождение духовного потенциала нации. Подходы к воспитанию духовности различны, но все они сводятся к одному мнению, что возрождение духовности в рамках высшей школы необходимо [1].

Утрата духовности, по сути, утрата человечности, ведь, как отмечал В. Франкл, «Духовность человека - это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку, наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное — это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному» [7]. Духовность всегда была спутником человека. На заре человеческой эволюции духовность стала пружиной, приводящей в действие механизм очеловечивания человека. Далее духовность была воплощена во всех основных этических учениях[2].

Для понимания сущности духовно-нравственного воспитания необходимо определиться с составляющими рассматриваемого нами явления - понятиями «духовность». Несмотря на широкое употребление понятия «духовность», понимание духовности достаточно сложно, и учеными, богословами, аналитиками по ряду причин это понятие трактуется неоднозначно. В педагогической науке понятие Духовность определяется как интенция человека к Вечным ценностям: Истине, Красоте, Добру. Д., способ человеческого существования, системообразующая функция которого является определяющей в единой структуре психофизиологической и социокультурной жизни индивида. Д. Является основой преемственности поколений, поддержания человеческого образа жизни. В педагогических справочниках духовность рассматривается в трех аспектах: 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск его нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом. Однако наиболее верным представляет определение духовности через понятие «материальность», как обратное понятие «духовности».

Материальность и, соответственно, материальные потребности роднят человека и животного, т. к. материальные потребности есть продолжение биологической природы человека. Поэтому в человеческой природе всегда присутствуют нечестность, вещизм, воровство, половая разнузданность. И неслучайно многие мыслители связывали материальные потребности с животной природой человека, а материальные потребности всегда имели несколько негативный оттенок. Понятие «материальность», как правило, употребляется не самостоятельно, а как составная часть словосочетаний: «материальные потребности», «материальные интересы» и т.д. Материальность есть продолжение биологической материальной природы человека. У животных при всем многообразии инстинктов существуют два основных: инстинкт самосохранения, имеющий две формы: пищевой, оборонительный; инстинкт размножения, имеющий две формы: половой, родительский. Для реализации инстинкта самосохранения в каждое животное заложен регулирующий механизм, основанный на эмоции удовольствия. Второе по значимости желание - стремление к получению определенного статуса. Во многом это желание обусловлено вторым основным инстинктом - интинском размножения. У стадных животных возможность продолжить свой род чаще всего связана с местом данного животного в зоосоциальной иерархии. Применительно к человеку первое стремление именуется гедонизмом, а второе - карьеризмом. Поэтому

существуют две стволовые ценностные ориентации материальности - гедонизм и карьеризм. Ограничивает животные побуждения духовность - феномен, присущий единственному животному на Земле - человеку. Духовность прямо противоположна материальности. Материальность есть гедонизм плюс карьеризм, поэтому духовность есть антигедонизм плюс антикарьеризм. Антигедонизм есть аскетизм, о антикарьеризме поговорим подробнее. Карьеризм - это использование интересов других людей ради собственных интересов, т. е. взаимодействие с окружающими по принципу «другие для меня». Поэтому, по сути, фундаментом карьеризма является эгоизм. Эгоизму противоположен альтруизм, в основе которого лежит принцип, прямо противоположный карьерному, т. е. «я для других». Следовательно, карьеризм в наиболее общем плане противостоит альтруизму. Таким образом, существуют две стволовые ценностные ориентации духовности: аскетизм и альтруизм [3;5]

В настоящее время гуманистическая тенденция в области духовно -нравственного воспитания набирает все большую силу. Духовно-нравственное воспитание понимается как процесс и результат формирования у детей, подростков, молодежи духовного идеала и духовных ценностей. Таким образом, в заключении отметим, что развитие духовности в педагогическом процессе, основанное на приоритете развития внутреннего потенциал и ограничения эгоизма и гедонизма, становится той платформой, на которой происходит становление личности, способной гуманно функционировать в социуме, целесообразно преобразовывающей действительность на принципах творческой реализации внутреннего потенциала.

Литература

1. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.

2. Вальцев С.В. Формирование компетенций как важное условие становления гармонично развитой личности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 13-15.

3. Вальцев С.В. Видоспецифический признак человека // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 16-19.

4. Вальцев С.В. Духовность в ценностной иерархии российского образования // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 49-52.

5. Вальцев С.В. Осевые ценностные ориентации // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 56-63.

6. Психология. Учебник для экономических вузов // Под общ. ред. Дружинина В.Н. - СПб., 2002.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.