Научная статья на тему 'Закат человечества'

Закат человечества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
446
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДЕГРАДАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ГЕДОНИЗМ / КАРЬЕРИЗМ / SPIRITUALITY / THE DEGRADATION OF HUMANITY / HEDONISM / CAREERISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вальцев Сергей Витальевич

в статье анализируется проблема деградации человечества, обозначаемого нами как «закат человечества»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закат человечества»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вальцев С. В.

г. Москва Закат человечества

Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, канд. психолог. наук, доцент

Аннотация: в статье анализируется проблема деградации человечества, обозначаемого нами как «закат человечества».

Abstract: the article analyzes the problem of degradation of humanity, denoted by us as "the sunset of mankind".

Ключевые слова: духовность, деградации человечества, гедонизм, карьеризм. Keywords: spirituality, the degradation of humanity, hedonism, careerism.

В предыдущих своих работах [1-4] мы уже рассматривали различные аспекты духовности, в этой работе мы затронем глобальную проблему - духовной деградации человечества.

В начале прошлого века увидела свет книга О. Шпенглера «Закат Европы», повествующая о том, что Европа клонится к своему закату и упадку. В начале века нынешнего приходится с горечью констатировать, что метастазы «заката» стали распространяться по всему миру. За прошедший век деградация усугубилась и превратилась в процесс планетарный, а не исключительно европейский.

Сегодня создатели фильмов ужасов соревнуются в том, кто сильнее напугает зрителя, но то, что происходит с человеком, гораздо страшнее, чем любые фильмы, вместе взятые. И это происходит не на кино- или телеэкране, а в реальной жизни. Все убыстряющимися темпами идет процесс обесчеловечивание человека, превращение человека в псевдочеловека — «человека ложного», лишь по форме напоминающего человека, но, по сути, человеком не являющимся.

Видоспецифическим признаком человека является духовная природа или кратко духовность. Не биологическая природа, не интеллектуальная, а именно духовная.

Несомненно, биологическая природа человека, несмотря на свою важность, не может считаться видоспецифическим признаком человека. В биологии среди различных систематизированных и классифицированных организмов находится место и для человека. Наиболее близки человеку в биологическом смысле приматы (обезьяны) — ДНК человека и обезьяны схожи на 99,4 %.

Очень часто говорят о разуме как об отличительной черте человека. Собственно, Homo sapiens переводится как «человек разумный». Однако интеллект, как сегодня выясняется, присущ не только человеку.

В настоящее время появился большой массив научной литературы, в которой эмпирически убедительно доказывается наличие у животных не только простейших форм рассудка, но и способности к абстрагированию и обобщению, способности к символизации, когнитивных способностей, что позволяет говорить о наличии у животных простейшего разума.

Семимильными шагами продвигается создание искусственного интеллекта. Уже сегодня искусственному интеллекту по силам решать задачи, которые не способен решить человек. Машина считает быстрее, точнее. Компьютер обыгрывает человека в шахматы. Причем не простого человека, а чемпиона мира, что уж говорить о простых смертных.

Итак, духовность видоспецифический признак человека, но что есть духовность? К сожалению, рассуждения о духовности часто носят слишком отвлеченный характер, что значительно затрудняет понимание сути происходящих процессов.

Духовность является основой души - ценностной основы внутреннего мира человека, направляющая человеческую активность. Функционально душа человека аналогична инстинкту животного. Если животное делает то, что ему велит инстинкт, то человек делает то, что он хочет. Душа и есть тот свод правил, которые и определяют это «хотение» и тем самым определяют поведение человека. Естественно, душа не фокусник и не может сделать по велению человека то, что он пожелает. Душа лишь свод правил, ориентируясь на который человек выбирает то или иное действие из перечня возможных. Внешние обстоятельства являются границами, в рамках которых животное (с помощью инстинкта) или человек (посредством души) определяет линию своего поведения.

Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете, сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Поэтому все блага или ценности могут быть либо материальными, либо духовными, тоже самое можно сказать о всех мотивационных конструктах личности.

Духовность и материальность — две стороны одной медали, и поэтому с помощью духовности можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций — духовности и материальности, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости. Духовность можно выразить через материальность как материальность со знаком минус. Все остальные ценностные ориентации так или иначе выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации, т. е. они тяготеют или к духовности, или к материальности.

Материальность есть продолжение биологической материальной природы человека. У животных при всем многообразии инстинктов существуют два основных:

• инстинкт самосохранения, имеющий две формы: пищевой, оборонительный;

• инстинкт размножения, имеющий две формы: половой, родительский.

Для реализации инстинкта самосохранения в каждое животное заложен регулирующий механизм, основанный на эмоции удовольствия. Животное, удовлетворяющее свою потребность, получает удовольствие — приятную эмоцию, к которой оно стремится. Стремление к удовольствию является важнейшим регулятором всей жизнедеятельности животного.

Второе по значимости желание — стремление к получению определенного статуса. Во многом это желание обусловлено вторым основным инстинктом — интинском размножения. У стадных животных возможность продолжить свой род чаще всего связана с местом данного животного в зоосоциальной иерархии. Чем выше это место, тем больше возможность оставить потомство. Высокий зоосоциальный статус предоставляет их обладателю и другие важные привилегии, например, приоритетный доступ к пище.

Итак, существует два устремления, являющиеся приводным ремнем основных инстинктов: стремление к удовольствию и стремление к приобретению социального статуса. Применительно к человеку первое стремление именуется гедонизмом, а второе — карьеризмом. Поэтому существуют две стволовые ценностные ориентации материальности — гедонизм и карьеризм.

Гедонизм — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение максимального физиолого-психологического наслаждения. В предельном случае гедонизм приобретает форму антисоциального поведения (наркомания, пьянство и т. д.).

Карьеризм — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости. В предельном случае карьеризм превращается в погоню за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызванную корыстными целями в ущерб общественным и профессиональным интересам.

Материальность — ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность, во-первых, на получение физиолого-психологического наслаждения, во-вторых, занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости.

Все средства хороши для животного, когда оно борется за возможность получать удовольствие и биологическую доминантность. В животном мире нет понятий: «плохо брать чужое», «нельзя врать и обманывать», «нельзя прелюбодействовать» и др. Наоборот, если кто зазевался, надо утащить его добычу. Если с помощью хитрости получается взять добычу конкурента, то природа благоволит такому экземпляру. Стремление к воровству вообще заложено в природе животных. Животное часто ворует только ради осуществления самого процесса воровства, даже когда оно не голодно. А уж прелюбодействовать надо максимально. Таковы законы развития всего живого. Животное, которое не следует этим законам, обречено.

Материальность и, соответственно, материальные потребности роднят человека и животного, т. к. материальные потребности есть продолжение биологической природы человека. Поэтому в человеческой природе всегда присутствуют нечестность, вещизм, воровство, половая разнузданность. И неслучайно многие мыслители связывали материальные потребности с животной природой человека, а материальные потребности всегда имели несколько негативный оттенок. Так, например, В. Новодворская полагает, что ученые пришли к убеждению, что побудительные мотивы человека в его трудовой и политической деятельности — это лидерство и жадность. И этим руководствуются ровно 98 % испытуемых Homo sapiens.

Ограничивает животные побуждения духовность — феномен, присущий единственному животному на Земле — человеку. Духовность прямо противоположна материальности. Материальность есть гедонизм плюс карьеризм, поэтому духовность есть антигедонизм плюс антикарьеризм. Антигедонизм есть аскетизм, о антикарьеризме поговорим подробнее. Карьеризм — это использование интересов других людей ради собственных интересов, т. е. взаимодействие с окружающими по принципу «другие для меня». Поэтому, по сути, фундаментом карьеризма является эгоизм. Эгоизму противоположен альтруизм, в основе которого лежит принцип, прямо противоположный карьерному, т. е. «я для других». Следовательно, карьеризм в наиболее общем плане противостоит альтруизму.

Таким образом, существуют две стволовые ценностные ориентации духовности: аскетизм и альтруизм.

Аскетизм — ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «не стремись к максимализации материального потребления». Обычно аскетизм воспринимают как добровольное ограничение всех потребностей, часто носящее самоистязательный

характер. Верен ли такой подход? Верен, но отчасти. Аскетизм — это необязательно вериги и лохмотья. Аскетизм служит средством для раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве как высшем типе самоактуализации личности, а также средством удовлетворения религиозных потребностей. Здесь стоит отметить, что «аскетизм» в переводе с греческого (asketes) — упражняющийся в чем-либо, т. е. сама этимология понятия «аскетизм» указывает, что аскетизм есть не пустое самоотречение, а инструмент, используемый для решения человеком определенных задач.

Духовность — ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы с помощью аскетизма и/или альтруизма. Аскетизм служит средством раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве, а также средством удовлетворения религиозных потребностей. Альтруизм направлен на бескорыстную помощь окружающим.

Что же сегодня происходит с человеком? Для начала отбросим различные оценки духовности. Хороша или нет духовность — это отдельный вопрос. Бесспорно, то, что сегодня мы наблюдаем закат духовности. Место аскетизма занимает гедонизм, а место альтруизма — эгоизм или, как его часто называют, индивидуализм.

Деньги стали кумиром, богом западного общества, вокруг которого вращаются все сферы жизни: политика, искусство, спорт (современная шутка: «Спорт - это не только деньги»). Значимость спортивного турнира определяется его призовым фондом, место в парламенте — определенной суммой, талантливость актера — гонорарами, ценность фильма — принесенной им прибылью, деньгам посвящают песни («Money makes the world go round».) и т. п. Что нужно для того, чтобы хорошо жить? Деньги! За деньги можно купить все: славу, уважение, почет, здоровье, образование, безопасность

Говорят, что западное общество деидеологизировано. Неправда! Гедонизм — вот новая идеология западного мира, гедонизм пронизывает все сферы жизни западного общества. В тоталитарном обществе слишком много пропаганды — говорили нам на заре перестройки, но самом деле пропаганды в обществе потребления в сто крат больше, на нее тратится несравнимо больше средств, она подготавливается на гораздо более высоком профессиональном уровне. Основу этой пропаганды составляет реклама. Рекламой оккупировано все: телевидение, газеты, журналы, радио, автомобильные дороги, подземные переходы, станции метро. Как заметил В. Ропке, «мало что отличает нашу эпоху от других так, как реклама».

Конечно, коммунисты не могли помыслить о том, чтобы тратить такие громадные суммы на пропаганду. Само собой разумеется, они развешивали лозунги, но по сравнению с нынешними рекламными плакатами их количество было мизерно, они были все одинаковы и практически не привлекали внимания. Цвет плакатов был всегда красный, буквы белые, шрифт один и тот же, места вывески одни и те же, лозунги не менялись 70 лет. Теперь реклама вызывающе красочна, она везде, появилась даже шутка о надписи в туалете, гласящей: «Здесь могла быть ваша реклама».

Расходы на рекламу в год в США составляют 500 долл. на каждого человека. Если исключить детей, добавить бюджет скрытой рекламы, то истинная цифра — это не одна тысяча долларов в год на каждого взрослого человека.

Вся реклама продвигает именно материальные ценности: пей пиво, жуй «Орбит», ешь чипсы и т. д. Раньше в общественной жизни преобладало стремление произвести, теперь главная цель — потребить. Потребление становится единственным смыслом всей деятельности человека. Ушли в прошлое такие ругательные термины, как «вещизм», теперь гордо заявляется: наша цель — «общество потребления». С сожалением приходится констатировать: «Наше общество заражено жадностью. И это худшая из инфекций» (Доктор Пэтч Адамс.).

Французский философ Ж. Бодрийяр очень точно охарактеризовал, происходящие сегодня процессы: «Обществом потребления является то, где не только есть предметы и товары, которые желают купить, но где само потребление потреблено в форме мифа.

Трудно отрицать, что речь здесь идет об опасном превращении социального метаболизма, несколько похожем на то, чем является рак для живых организмов: о чудовищном разрастании бесполезных тканей».

Торговля вымещает производство, учебные заведения, церкви. В 1986 году Америка еще насчитывала больше высших учебных заведений, чем торговых центров. Не прошло и пятнадцати лет, как число торговых центров стало более чем вдвое превышать число высших учебных заведений. В век синдрома потреблятства торговые центры заменили собой церкви как символ культурных ценностей. Действительно, 70 % граждан США еженедельно посещает торговые центры, и это больше, чем число людей, регулярно бывающих в церкви (Джон де Граф и др. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру).

Человек сам себя наименовал «Homo sapiens» — человек разумный, но, если бы инопланетяне сегодня посетили Землю, они вряд ли согласились с таким определением. Кто наиболее ценен в современном обществе, т. е. чей труд в обществе оплачивается наиболее достойно? Итак, кто наиболее ценен для нынешнего общества?

1. Актеры, футболисты. По сообщению английской прессы, именно этот слой общества сегодня богатеет наиболее быстрыми темпами. Имея высокие заработки, именно они находятся на пике общественного почитания, и именно они купаются в лучах славы.

2. Бизнес-элита. Владельцы и управляющие крупных, практически без исключений, компаний, аффилированных с госструктурами.

3. Элита преступного мира. Руководители крупных мафиозных картелей, в основном специализирующихся на торговле наркотиками, рабами и оружием.

4. Политическая элита. Несмотря на невысокие официальные зарплаты, коррупционные связи позволяют повысить доходы в несколько тысяч раз.

5. Звезды эстрады.

6. Элитные проститутки. Проститутки, обслуживающие олигархов, всевозможные топ-модели.

7. Элита умственного труда. Ученые.

Если кратко, кумирами сегодняшним обществом являются воры и шуты. Приведенный выше рейтинг элит не претендует на абсолютную законченность, он лишь показывает общую тенденцию. Конечно, представители бизнес-элиты зарабатывают больше, чем актеры, но последние несравненно более почитаемы. Наиболее известные ученые даже могут конкурировать в доходах с наиболее востребованными элитными проститутками. Но суть не в этом, а в том, что люди умственного труда у Homo sapiens зарабатывают меньше всех.

Рост эгоизма западного общества проявляется в том, что фокусом общественной жизни становятся интересы отдельной личности. Красивые слова о правах человека скрывают факт превращения эгоизма в основу мировоззрения общества. Эгоизм — это социальный онанизм, и этим извращенным началом пропитываются все сферы общественной жизни.

Мы не замечаем, что даже в телерекламе значительное место отдается воровству, обману, пропаганде эгоизма: познакомился и украл у своих знакомых чипсов («Лейс»), летчик покидает самолет, угощая обреченного на смерть пассажира предметом для жевания (ириски «Меллер»), ограбил банк и заодно с деньгами украл сотовый телефон (LG), купил хлопья и никому не даешь, за бутылку пива отнимаешь украшения у своей женщины («Сибирская корона») и т. д. и т. п. Все, конечно, подается в шуточной форме, но от этого не меняется суть. Так в наше сознание приникает мораль обмана и воровства. Давно известно, в рекламных роликах рекламируется не сам товар, а сопутствующий ему имидж. Джинн, позволивший убить Синдбада с товарищами, ради глотка оранжевой жижи («Миринда»), космические спасатели, пренебрегающие своим долгом ради нее же. Вы пьете эту разрекламированную жидкость? Нет, вы наслаждаетесь вкусом измены, которая повлекла за собой человеческие жертвы.

Один из самых известных западных экономистов, лауреат Нобелевской премии по экономике, апологет либеральной доктрины Хайек утверждает, что для расцвета

либерализма человек должен лишиться некоторых природных качеств, таких как сострадание и чувство солидарности. К этому можно добавить, что для расцвета либерализма человек на самом деле должен лишиться еще очень и очень многого — всего того, что и давало ему право называться человеком.

Духовность упорядочила общество и фактически выделила человека из животного мира. В духовности были воплощены лучшие общечеловеческие идеалы на протяжении всей истории его развития, с начала формирования человека до сегодняшних дней. В наиболее общем плане эти идеалы были едины в разные эпохи и у разных народов, собственно, поэтому они и получили название «вечные ценности».

Рамки статьи ограничены, и к сожалению, у нас нет возможности рассмотреть вопрос влияние духовности на эволюционное становление человека, подробно с этим вопросом можно ознакомиться в книге «Закат человечества». Но если бы мы потрудились рассмотреть любые широко распространенные этические системы, то увидели, что все этические нормы сводятся к двум: аскетизму и альтруизму.

Аскетизм выражается в требовании биологического самоограничения ради служения Богу или духовного совершенствования. Основными запретами являются запреты вещного потребления («Горе вам, богатые») и антисексуальные запреты («Не прелюбодействуй»). Наиболее полно данные запреты воплощаются во всевозможных постах, обетах, существующих в каждой из религий.

Альтруизм выражается в требовании жертвы собственными ресурсами ради окружающих. Например, один из пяти столпов ислама — обязательная милостыня. Мягкой формой альтруизма является запрет на присвоение ресурсов, принадлежащих другому лицу («Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»).

Сегодня духовность как система ценностей умирает и уступает место материальности. Никогда за всю историю развития человека не было столь всеобъемлющего заката духовности. Поскольку духовность есть синоним человечности, говоря о закате духовности, мы неотвратимо приходим к выводу о закате человека.

Уничтожение духовности, человечности сегодня идет полным ходом. Что же будет дальше?

Проблема заката человечества заключается даже не в деградации, а именно в глобализации. Если мы окинем взглядом историю человечества, то увидим, что деградация того или иного народа не является редчайшим историческим событием. Уникальность сегодняшнего момента заключается в том, что деградации никогда не сопутствовала глобализация этой самой деградации.

Многие страны находятся в скрытом или открытом противостоянии с Западом. Но все без исключения принимают западные ценности: копируют политическую систему, конкурируют в экономике и ориентируются на те же показатели, на которые ориентируется Запад. Богатые люди стремятся купить недвижимость на Западе, обращаются за медицинской помощью на Запад, дают образование своим детям в престижных западных учебных центрах. Многие кричат, что ненавидят Запад, и в то же время ездят на западных автомобилях, надевают западную одежду, часы. Парадоксально то, что даже самые яростные критики Запада стремятся получить престижные западные премии. Западные ценности незримо порабощают сознание различных народов. Метастазы деградации поражают все больше и больше стран.

Может, человек был не самым удачным творением. Может, на смену ему придет более совершенный тип, но это будет уже не человек. Поэтому мы не говорим о закате мира вообще, но закат человека — реальный процесс, происходящий на наших глазах. Сегодня мы переживаем ценностный и антропологический переворот небывалого масштаба, сравнимый с переходом от обезьяны к человеку, только сегодня с горечью приходится признать, что эволюция человека повернулась вспять, то, что сегодня происходит, можно назвать антропологический контрреволюцией.

Литература

1. Вальцев С.В. Педагогический аспект понятия духовность // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 8-12.

2. Вальцев С.В. Формирование компетенций как важное условие становления гармонично развитой личности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 13-15.

3. Вальцев С.В. Видоспецифический признак человека // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 16-19.

4. Вальцев С.В. Врожденные национально-психологические особенности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 20-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.