СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вальцев С. В. г. Москва
Отчуждение и закат человечности
Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, канд. психолог. наук, доцент
Аннотация: в статье показывается, что отчуждение наиболее явственно проявляется в росте эгоизма и девальвировании творческого начала человека, ядром которого является самоактуализация. Сегодня духовность как система ценностей умирает и уступает место прямо противоположной иерархии ценностей. Человечество переживает ценностный и антропологический переворот небывалого масштаба, сравнимый с переходом от обезьяны к человеку, только сегодня с горечью приходится признать, что эволюция человека повернулась вспять, то, что происходит сегодня, можно назвать антропологический контрреволюцией.
Abstract: the article shows that the exclusion of the most clearly manifested in the growth of selfishness and devalvirovanii human creativity, which is the core of self-actualization. Today, as the spiritual value system is dying and giving way to the opposite hierarchy of values. Humanity is going through a revolution of values and anthropological unprecedented scale comparable to the transition from ape to man, but today we have to admit bitterly that the evolution of the forehead-century, turned back, what is happening today can be called an anthropological counter-revolution.
Ключевые слова: отчуждение, закат человечности, самоактуализация, эгоизм, духовность, альтруизм, антропологическая контрреволюция. Keywords: alienation, sunset humanity, self-actualization, self-interest, spirituality, altruism, anthropological counter-revolution.
Марксизм отрицает отвлечённую, внеисторическую трактовку «природы человека» лишь как биологической "родовой сущности" и утверждает её научное конкретно-историческое понимание, показав, что «...сущность человека... есть совокупность всех общественных отношений». Гуманистическим идеалам, как показал К.Маркс, противостоит практика отчуждения человека, являющегося следствием отрыва труженика от средств производства и продажи его рабочей силы как товара. Вся
экзистенциалистская философия, начиная с Кьеркегора, по словам Пауля Тиллиха,- это вековое движение протеста против обесчеловечивания. Для Маркса понятие «отчуждение» базируется на разнице между сущностью и существованием, на том факте, что человеческое существование удалено (отчуждено) от его сущности, что человек в действительности представляет собой совсем не то, что он есть в потенции, или, иначе говоря, что он есть не то, чем он должен стать и чем может стать.
Для Маркса процесс отчуждения происходит в труде и разделении труда. Труд для него - это живая связь человека с природой, сотворение нового мира, включая сотворение себя самого (разумеется, интеллектуальная деятельность, искусство, как и физическая деятельность,- также труд). Но с развитием частной собственности и разделением труда труд утрачивает характер выражения человеческих творческих сил. Труд и продукты труда приобретают самостоятельное бытие, независимо от воли и планов человека. «... Предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит труду как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя. Продукт труда есть труд, закрепленный в некотором предмете, овеществленный в нем, это есть опредмечивание труда». Труд становится отчужденным, ибо он перестает быть частью природы рабочего, и поэтому рабочий «в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы». Маркс понял, что происходит с человеческими потребностями в мире отчуждения, и он с удивительной прозорливостью предсказал финал этого процесса, который стал очевиден лишь сегодня.
Марксистское понимание отчуждения остается актуальным и в современной действительности. Меняются лишь некоторые формы проявления отчуждения. История внесла лишь две поправки в Марксову концепцию отчуждения.
Во-первых, Маркс думал, что рабочий класс - это самый отчужденный класс и потому освобождение от отчуждения должно обязательно начаться с освобождения рабочего класса. Маркс не мог предвидеть масштабов массового отчуждения, которое охватило большую часть человечества; тем более он не мог предвидеть, что настанет день, когда огромная (и все возрастающая) часть населения станет объектом манипулирования со стороны других людей и их символов. Например, служащий, посредник, представитель фирмы, менеджер сегодня - это люди еще более отчужденные, чем профессиональный рабочий. Деятельность рабочего еще в какой-то мере является выражением его личных способностей (ловкости, надежности и т. д.), и у него нет необходимости продавать свою личность: свою улыбку, свое мнение и т. д. Людей, манипулируемых символами, только за то и берут на работу, что они «привлекательны внешне», податливы, коммуникабельны и удобны для манипулирования.
В условиях обостряющейся конкуренции, концентрации крупнейших монополий и поглощения ими мелких и средних предприятий, растущего числа банкротств, все большее количество работников вливается в армию людей, продающих свой труд, так доля лиц наемного труда в развитых странах за последние три десятилетия выросла с 70 % до 85-90 %. Развитые
капиталистические страны - это страны с самым высокой долей лиц наемного труда.
Первое - не только, точнее, не столько частная собственность стала основой отчуждения, а социально-экономическая система, сделавшая прибыль основным регулятором своей жизнедеятельности.
Отчуждение труда приводит по Марксу, во-первых, к тому, что «родовая сущность человека — как природа, так и его духовное родовое достояние — превращается в чуждую ему сущность, в средство для поддержания его индивидуального существования. Отчужденный труд отчуждает от человека его собственное тело, как и природу вне его, как и его духовную сущность, его человеческую сущность».
Человек, который не стремится максимализировать свое потребление, и, не дай бог, призывает к этому других, является заклятым врагом капиталистической цивилизации.
Потребность человека в осмысленности своего существования, потребность в поиске смысла жизни и своего места в ней, потребность в осознании себя как человека, в самоактуализации, никак нельзя обратить в звонкую монету. Человек направлен на осмысление и раскрытие внутренней своей сущности, а не на потребление товаров и услуг, предлагаемой капиталистическими производителями. Такое поведение человека уменьшает совокупную прибыль, священную для капитализма и являющейся основной целью функционирования. Неслучайно согласно исследованиям известного американского психолога А. Маслоу, в современном обществе менее 1 % людей самоактуализируют свой творческий потенциал.
Каждый человек старается пробудить в другом какую-нибудь новую потребность, чтобы вынудить его принести новую жертву, поставить его в новую зависимость и толкнуть его к новому виду наслаждения, а тем самым и к экономическому разорению. Каждый стремится вызвать к жизни какую-нибудь чуждую сущностную силу, господствующую над другим человеком, чтобы найти в этом удовлетворение своей собственной своекорыстной потребности. Поэтому вместе с ростом массы предметов растет царство чуждых сущностей, под игом которых находится человек, и каждый новый продукт представляет собой новую возможность взаимного обмана и взаимного ограбления. Вместе с тем человек становится все беднее как человек, он все в большей мере нуждается в деньгах, чтобы овладеть этой враждебной сущностью, и сила его денег падает как раз в обратной пропорции к массе продукции, т. е. его нуждаемость возрастает по мере возрастания власти денег.
Вторым следствием отчуждения становится то, что человек отчужден от продукта своего труда, от своей жизнедеятельности, от своей родовой сущности, является отчуждение человека от человека.
Но в действительности растущий эгоизм детерминирован не только отчуждением от продукта своего труда. Капиталистическая формация возникла как социальный строй, нацеленный, прежде всего, на максимализацию дохода индивидуальных частных предпринимателей, занимающихся материальным производством и торговлей. Сам по себе эгоизм — сердцевина капиталистической идеологии, капитализм построен на принципах конкуренции, где каждый сам за себя. Альтруизм противоречит
духу капиталистического предпринимательства, двигателем которого является конкуренция, т. е. успех одного за счет разорения другого.
Таким образом, отчуждение наиболее явственно проявляется в росте эгоизма и девальвировании творческого начала человека, ядром которого является самоактуализация. Следственно, отчуждение во многом идентично закату духовности, ведь духовность есть ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы с помощью творчества и/или альтруизма.
Как правило, духовность имеет три ярко выраженных направленности: на себя, на Высшую правду, на коллектив. В основе этих направленностей лежит желание быть честным по отношению к этим сущностям, жить в согласии ними, т. е. не обманывать себя и жить в согласии с собой, быть честным и жить в согласии с Высшей правдой и не обманывать и жить в согласии с коллективом.
Направленность на внутреннее «Я» рождает творчество, а в широком смысле — самоактуализацию; направленность на Высшую правду — религиозность; направленность на коллектив — альтруизм. Все три направления духовности неведомы животным, они присущи только человеку, поэтому данный треугольник можно также назвать треугольником человечности.
Как утверждал русский философ В. С. Соловьев, морально-нравственные нормы в обществе проистекают из трех основ. Во-первых, из господства над материальной чувственностью, во-вторых, из солидарности с живыми существами, в-третьих, из внутреннего добровольного подчинения сверхчеловеческому идеалу. Вот вечные, незыблемые основы нравственной жизни человечества. По мнению Соловьева, все прочие явления нравственной жизни, все так называемые добродетели, могут быть показаны как видоизменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними и умственной стороной человека.
Духовность упорядочила общество и фактически выделила человека из животного мира. В духовности были воплощены лучшие общечеловеческие идеалы на протяжении всей истории его развития, с начала формирования человека до сегодняшних дней. В наиболее общем плане эти идеалы были едины в разные эпохи и у разных народов, собственно, поэтому они и получили название «вечные ценности». Как отмечал Маркс, гуманизм относится к социально-философским категориям, которые, по определению К.Маркса, «имеют силу для всех эпох».
Сегодня духовность как система ценностей умирает и уступает место прямо противоположной иерархии ценностей. Продвижение к более высокому уровню благосостояния западного общества имеет однобокий характер, направлено преимущественно на массовое производство и потребление материальных благ в ущерб моральному совершенствованию личности, негативно влияет на духовную жизнь. Гедонистская мораль задает модели поведения, ставящие под угрозу такие важнейшие социокультурные институты, как семья, школа, община. В этих условиях важное значение приобретает фактор уже не просто экономического роста, а нормативно-ценностное содержание процесса материального развития, его гуманистический вектор. Общественный прогресс не может быть
полноценным и всесторонним без человеческого измерения, оценки не только его производственных, но и духовных достижений, определения, насколько он служит расширению свободы человека. Место аскетизма занимает гедонизм, а место альтруизма — эгоизм или, как его часто называют, индивидуализм. Никогда за всю историю развития человека не было столь всеобъемлющего заката духовности. Поскольку духовность есть синоним человечности, говоря о закате духовности, мы неотвратимо приходим к выводу о закате человека.
Потребность в деньгах есть единственная действительная потребность, как результат экономических законов, и эта единственная потребность все больше становится их главным и единственным мерилом. Человек, подчиненный своим отчужденным потребностям,- это уже не человек ни в духовном, ни в телесном смысле... это всего лишь самодеятельный и сознающий себя товар. Этот человек-товар знает только один способ отношений с внешним миром: когда он его имеет и потребляет. Чем больше степень его отчужденности, тем больше потребление и обладание становятся смыслом его жизни. Сегодня мы переживаем ценностный и антропологический переворот небывалого масштаба, сравнимый с переходом от обезьяны к человеку, только сегодня с горечью приходится признать, что эволюция человека повернулась вспять, то, что происходит сегодня, можно назвать антропологический контрреволюцией.
Литература
1. Вальцев С. В. Закат человечества // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 23-30.
2. Вальцев С. В. Основной атрибут духовности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 67-70
3. Вальцев С. В. Ценностный переворот в эпоху глобализации// Проблемы современной науки и образования. 2012. № 4 (4). С. 77-81
4. Вальцев С. В. Духовный кризис в контексте глобализации // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 5 (5). С. 25-28
5. Денисов В.В. Гуманистические идеалы социализма и современность. Политическое просвещение. № 4 (16) 2003.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 3, с. 3-94.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 42.
8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года, М., 1996. с. 16.
9. Соловьев В. Соч. в 2 тт. Т. 1. М., 1998. с. 130.
10. Фромм Э. Душа человека. М., 1992, с. 385-411.
11. Хьелл Л., Зингер Д. Теория личности. 3-е изд. СПб., 2005. с. 495-496.