Научная статья на тему 'ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ'

ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ / ПОЛИТИКА / САМАНИДОВ / ГОСУДАРСТВА / БИБЛИОТЕКА / НАУКА / ИСКУССТВА / КАЛЛИГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жураев Б.Т.

В статье рассказывается о библиотеках государство Саманидов которые являлись центром культуры и духовности. Показывается как библиотеки того периода широко распространили науки, духовности и искусства, были центром развития духовно-просветительской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND EDUCATIONAL POLICY OF THE SAMANID STATE

The article tells about the libraries of the Samanid state, which were the center of culture and spirituality. It is shown how the libraries of that period widely disseminated science, spirituality and art, were the center of the development of spiritual and educational culture.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ»

Жураев Б. Т. преподаватель Бухарский государственный университет

Республика Узбекистан

ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

САМАНИДОВ

Аннотация. В статье рассказывается о библиотеках государство Саманидов которые являлись центром культуры и духовности. Показывается как библиотеки того периода широко распространили науки, духовности и искусства, были центром развития духовно-просветительской культуры.

Ключевые слова: духовно-просветительский, политика, Саманидов, государства, библиотека, наука, искусства, каллиграфия.

Zhuraev B. T. teacher

Bukhara State University Republic of Uzbekistan

SPIRITUAL AND EDUCATIONAL POLICY OF THE SAMANID STATE

Annotation. The article tells about the libraries of the Samanid state, which were the center of culture and spirituality. It is shown how the libraries of that period widely disseminated science, spirituality and art, were the center of the development of spiritual and educational culture.

Key words: spiritual and educational, politics, Samanids, states, library, science, arts, calligraphy.

Нынешняя политика Нового Узбекистана настоятельно требует повышение духовно - просветительская деятельность население. Этому способствуют, как показывает опит изучение культурное наследие данного государство. Республика Узбекистан владеет богатыми прошлыми эффективными средствами. Одним из таких средств, которые распространяет культурную наследию прошлого является библиотечная работа. Библиотека это непросто собрание книг, а главная составляющая человеческой культуры в который без него не может быт образования, просвещения, науки, искусство и великих открытий. По общему признанию прогресс общество и развитию духовности каждого члена общество тесно связан с библиотечными работами. Исходя из этого, можно считать чтодуховно - просветительская работа связан с библиотекой. Этому делу в прошлом, особенно в период правления

Саманидов библиотечному делу обратили особенное внимание. Государства Саманидов, которое охватывало обширную территорию Мавирауннахра, Хорасана и Ирана считались одним из очагов мировой культуры. Так как, на территории этих государствсуществовали огромное количество библиотек в мечетях и медресе.

Многие историки саманидского периода, пишут о Саманидах только положительно, например историк Ибн Хаукаль даже считают саманидское государство самым справедливым и гуманным государством того периода. Династия Саманидов была одной из наиболее передовых династий в плане глубоких изменений в хозяйственной жизни, сходства с которой Сасаниды не видели. Благодаря вхождению Саманидов в состав государства и усилиям таких известных государственных деятелей, как Исмаил Саманид, Наср ибн Ахмад, крупные города как Бухара, Самарканд, Ходжанд, Фергана и др. стали экономическими и торговыми центрами, значение которых было велика на просторах евразийского пространства.

Города Самарканд и Бухара были торговыми узлами, связывающими Китай с Ближним Востоком и Европой. Благодаря безопасности и спокойствию на караванных путях развивались торговые отношения как внутри страны, так и за рубежом. Бухара, столица государства Саманидов, приобрела большое торгово-экономическое значение. Саманиды понимали, что через торговые отношения можно получить большие богатства и что они могут получить промышленные, экономические и культурные преимущества на международной арене.

Благодаря выгодному географическому положению государства Саманидов и их опыту в вопросах торговли они старались наладить контакты со всеми зарубежными странами. Различные монеты саманидского периода свидетельствуют о широких связях со внешним миром.

Влияние китайской промышленности на западных территориях было значительным. Керамика саманидского периода, испытавшая влияние китайских мастеров как в художественном, так и в ремесленном отношении, привлекла внимание народов других стран. Этому способствовали книжное торговли и библиотечных работ. Исмоили Сомони построил и спонсировал Большую центральную мечеть, специальную мечеть для гостей, медресе, библиотеки, ханаки - приюты для суфиев, молитвенные комнаты, бани эмира, поощрял развитие архитектуры. Библиотеки являются одним из основных и эффективных институтов формирования и развития культуры любого общества. В годы правления Саманидов особое внимание уделялось развитию библиотеки. Заинтересованность Саманидского государства в науке и знаниях и особое внимание к письменности и библиотечному делу привели к тому, что такие города, как Бухара, Самарканд, Балх, Марв, Нишапур стали крупными

научными и литературными центрами и в эти города приезжали любители книг для усовершенствования свои знания.

Библиотека Саманидов того времени была известна как «Савон-ул-Хикмат» («Хранилище мудрости»). Эта библиотека сыграла большую роль в процессе становления Абуали ибн Сино как ученого. Он об этой библиотеке пишет следующее: «...В каждой комнате были сундуки с книгами, поставленные один на другой. В одной комнате были книги по арабской поэзии, в другой - книги по фикху, и так в каждой комнате (находились) книги по какой-либо отрасли науки. Я видел там книги, название которых многие люди никогда не слышали, и сам я не видел их ни ранее, ни после того. Я прочел те книги, усвоил все полезное, что было в них, и познал степень (учености) каждого автора» [1]

В это период при библиотеках вили каллиграфическую работу, так как каллиграфия была формой искусства, и многие известные хадисоведы, ученые и писатели практиковали ее. Например, известный ученый этого периода Абузайд Балхи написал трактат под названием «Рисала фи мадх аль-варрака» («Трактат о восхвалении писцов»).

Среди городов Мавераннахра, Хорасана и Ирана Самарканд и Бухара имеет фундаментальное влияние в области книгопечатания и библиотек, так как Саманиды сыграли значительную роль в распространении искусства бумаги в таджикско-персидской культуре.

Бумага, которая производилась в древних городах, была известна по названиям городов, а иногда и по именам конкретных лиц. Ибн Надим (10 век) в своей книге «Аль-Фахрист» упоминает тип хорасанской бумаги, на которой печатали книги. В рассматриваемый период распространялись и другие виды бумаги, такие как багдадская, самаркандская, бармакская, китайская, ханбалыгская и бухарская, которые имели огромное значение в книга печатания. Печатание в тот период книги представляют собой собрание традиционных искусств. Такие книги били изготовленные из бумаг того времени и того каллиграфа.

В период правления Саманидов в городах Мавераннахра, Хорасана и Ирана существовали много библиотек при мечетах доступные для использования всем и их называли публичной библиотекой.

Как о библиотеках того времени Кохан Фарахназ Вали пишет, что «Первыми и наиболее значимыми публичными библиотеками, которые были сформированы в это время, были «дору-л-улумы» («дом наук»), имевшие три особенности:

1. Эти библиотеки являлись завещательными организациями, которые использовались, прежде всего, как публичные библиотеки;

2. В этих центрах проводилась преимущественно пропагандистская деятельность;

3. Приход ученых в дору-л-улумы и преподавание там способствовали тему, что их активно посещали талибилми (ученики).»[2,160].

Таким образом, библиотеки периода государство Саманидов являлись центром духовности и культуры. Так как в них сохранились известные сочинения мыслителей того времени которые способствовали в развитие наук и искусств. Им пользовались верхние населения государства Саманидов. По этому библиотека называлась «Фондом мудррости» так как в фонд библиотеки вошли работы ученых в различных областях наук и искусств.

Использованные источники:

1. Абуали ибн Сина. Жизнеописание // Сочинения. -Т.1. -Душанбе: Дониш, 2005. -С. 160.

2. Кохан Ф. В. Роль книги и библиотеки в истории культурной традиции государства саманидов: дис. - Ин-т истории, археологии и этнографии, 2013.

3. Жураев Б.Т. Вопросы нравственного воспитания в эпоху Саманидов //Наука, техника и образование. - 2020. - №. 3 (67).

4. Жураев Б.Т. Сомонийлар даврида педагогик фикрлар тараккиёти //Pedagogik mahorat (Пmiy-nazariy va metodik ]игпа1). - 2019. - С. 67-70.

5. Ходжаев Б.К., Нигматуллаева Ш.Х. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной педагогики //Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости как фактора социализации личности. - 2019. - С. 125-128.

6. Жураев Б. Т. Развитие науки и литературы в государстве Саманидов //Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. -2017. - №. 12. - С. 4-6.

7. Жураев Б. Т. СОМОНИЙЛАР ДАВРИДА ТАЪЛИМ ВА ТАРБИЯНИНГ УЗИГА ХОС ХУСУСИЯТЛАРИ: Жураев Бобомурод Тожиевич, укитувчи, Бухоро давлат университети https://orcid. о^/0000-0002-9143-8010 //Образование и инновационные исследования международный научно -методический журнал. - 2022. - №. 2. - С. 155-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.