Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ НАЧАЛА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ТОРГОВЛИ В ГОРОДАХ ХОРОСАНА И МАВЕРАННАХРА В X-XVEE'

ПРЕДПОСЫЛКИ НАЧАЛА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ТОРГОВЛИ В ГОРОДАХ ХОРОСАНА И МАВЕРАННАХРА В X-XVEE Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / МАВЕРАННАХР И ХОРАСАН / ЭПОХА САМАНИДОВ / МАТЕРИАЛЫ АРХЕОЛОГИИ / ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мирбабаев Абдулло, Рахимов Набиджон

В статье рассматривается развитие градостроительной культуры Мавераннахра и Хорасанской части государства Саманидов в IX-X вв. Города уже в то время являлись центрами ремесленного производства и торговли. В зависимости от ряда факторов - традиций, наличия сырья, мастеров и мастерских, историко-географических условий начинается специализация ремесленного производства в городах Мавераннахра и Хорасана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACKGROUND BEGINNING SPECIALIZATION OF HANDICRAFT PRODUCTION AND TRADE IN THE CITY OF KHORASAN AND MAVERANNAHR X-XV

The article deals with the development of urban planning culture Maverannahr and Khorasan part of the Samanid state in the IX-X centuries. Cities already at that time were the centers of handicrafts and trade. Depending on a number of factors - traditions, availability of raw materials, craftsmen and workshops, historical and geographical conditions begins specialization of craft production in the cities Maverannahr and Khorasan.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ НАЧАЛА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ТОРГОВЛИ В ГОРОДАХ ХОРОСАНА И МАВЕРАННАХРА В X-XVEE»

ПРЕДПОСЫЛКИ НАЧАЛА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ТОРГОВЛИ В ГОРОДАХ ХОРОСАНА И МАВЕРАННАХРА В Х-ХУвв.

Абдулло МИРБАБАЕВ,

доктор исторических наук, профессор Худжандского государственного университета

Набиджон РАХИМОВ,

доктор исторических наук, заведующий кафедрой археологии Худжандского государственного университета

В статье рассматривается развитие градостроительной культуры Мавераннахра и Хорасанской части государства Саманидов в 1Х-Х вв. Города уже в то время являлись центрами ремесленного производства и торговли. В зависимости от ряда факторов - традиций, наличия сырья, мастеров и мастерских, историко-географических условий начинается специализация ремесленного производства в городах Мавераннахра и Хорасана.

Ключевые слова: город, градостроительство, Мавераннахр и Хорасан, эпоха Саманидов, материалы археологии, письменные источники.

В 1Х-Х вв. во всех городах Центральной Азии большое развитие получила градостроительная культура. Согласно определению О.Г. Большакова в X в. в пределах лишь одного имелось более 280 крупных и малых городов1. Примерно столько и даже больше городов существовало в Хорасанской части владения Саманидов. В другом исследовании того же О.Г.Большакова отмечается, что 1Х-Х вв. были ознаменованы большим взрывом градообразования2.

Большое число городов располагались преимущественно в долине Ферганы - 40 городов, в Чаче - 39, Бухарском оазисе- 29, Семиречье -24, Самаркандском Согде -16, Уструшане -13, Илаке -17, а в районах среднего течения Сырдарьи - 20.3

Материалы археологии и сведения письменных источников свидетельствуют о том, что значительное количество городов, в том числе Кят, Мерв, Ниса, Самарканд, Бухара, Худжанд, Бинкет, Мингурюк располагались преимущественно в области Хоросана, Самаркандского Согда, а также в долине Ферганы и Чача. Названные города являлись центрами ремесленного производства и торговли. Например, из города Аральска, расположенного в северо-восточной части одноимённого моря, торговые дороги вели в города Сибири и Дальнего Востока.

Согласно наблюдениям исследователей в УШ-1Х вв. значительный рост городов наблюдался на правобережье Чирчика, где существовали торговые пути, ведшие на Север, Восток т.е. в сторону Исфиджаба, Отрара и др. городов среднего течения реки Сырдарья, откуда брали свое начало торговые пути, ведшие в Сибирь и Дальний Восток. 4

Так, во время раскопок в Новгороде была найдена берестяная грамота с предложением купить среднеазиатскую ткань «зендянцу» т.е. занденачи, производимую в городе Бухаре в Х в.5 В том же Новгороде обнаружены «высшие сорта тканей»6, каким может быть только занденачи. Или же из более, чем 6163 владельцев лавок 342 лавочника торговали импортной продукцией. Там же, в Новгороде, в одном из раскопок обнаружен среднеазиатский кувшин 1Х-Х вв.7 Сообщается так же о находке в Новгороде при археологических раскопках 60 целых и 811 обрезок серебряных дирхамов среднеазиатского происхождения.8 Другой клад, обнаруженный в том же Новгороде слоях Х в. содержал 131 целых и 604 обрезков дирхемов чекана 975 г.

1 Большаков О.Г. Города Средней Азии в конце VIII- нач. XIII вв. //Автореферат док.дис. - М., 1974. -с. 10-12.

2 Беленицкий А.М., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. - Л., 1973, с.210.

3 Мирбабаев А.К. Города эпохи Саманидов //Наследие предков. - №4, 1999. - с.17-21.

4 Буряков Ю.Ф. Генезис и этапы развития городской культуры Ташкентского оазиса. - Ташкент, 1982. -с.131

5 Новгородский сборник. - М., 1982.- с.94

6 Там же. - с. 125

7 Новгородский сборник. - М., 1982.- с.127

8 Там же.- с.91

Многовековые торговые связи городов Средней Азии с Восточной Европой и Русью отражены и в других археологических материалах. Известный специалист по средневековой восточной нумизматике и денежному обращению на Руси Г.А. Федоров-Давыдов так описывал приток дирхемов в Восточную и Северную Европу: «Бесчисленные караваны везли мешки с серебряными монетами на север, их перекладывали на ладьи и снова везли по морям и рекам, перетаскивали волоком, грузили на телеги и арбы или в переметные сумки лошадей, покупали на них товары. Другие купцы везли эти монеты через степи и леса, на них торговли, и они попадали в места, далекие от торговых путей. Их снова скапливали и снова перевозили в места, далекие от торговых путей. Их снова скапливали и снова перевозили на новые места. И на всех этих этапах часть монет попадала в землю».1

Средневековые исследователи считали ремесленное производство составной частью города. Что же касается условий развития города мусульманского Востока, то одним из них было наличие в нем рынка. Известный историк Ибн Халдун полагал, что рынок способствует развитию ремесла в городе.2

В рассматриваемое время многие города Центральной Азии становились центрами транзитной торговли, которая в свою очередь способствовала специализации ремесленного производства и горного промысла. Например, в 1979 г. в низовьях реки Исфаринки Исфаринского района на дне карьера по выработке гравия были найдены многочисленные железные слитки весом от 1,5 до 2 килограммов. Эти находки могли быть крицами - заготовками для отправки в другие городские центры для последующей обработки в ремесленных мастерских. Крицы такого веса и формы были весьма удобны и рациональны для транспортировки в другие ремесленные центры, например для изготовления мечей и кинжалов.3 Исфаринские находки вполне отвечают описаниям Бируни и его классификации о качестве железных слитков.4

В ближайшей части северного склона Туркестанского хребта были известны два центра разработок и сплава железных руд. Это прежде всего верхняя Неся и долина Исфары и в уструшанском округе Минк, в главном городе которого Марсманда происходила ежегодная ярмарка по продаже железного оружия.5 Имеющиеся материалы позволяют утверждать, что металлургическая и металлообрабатывающая технология городов Центральной Азии уже тогда была довольно высокоразвитой и научно обоснованной средневековыми учеными Мавераннахра и Хорасана.

В рассматриваемое время серебро получали на рудниках долины рек Базар-Дара Западного Памира.6 Весьма крупные рудники по добыче и плавке цветных металлов - меди, серебра, золота, свинца, ртути, нашатыря и др. с древнейших времен были сосредоточены в Верхнем Зарафшане.

С древнейших времен в горном Буттаме, ныне Айнинский район, население этих мест особым способом получало нашатырь, который экспортировали в другие страны мусульманского мира и Европы.7 По описанию Ибн Хаукаля, население для получения нашатыря сооружали над отверстиями для выхода газов помещения без окон, затем наглухо закрывали вход в них. В определенное время газы осевшие в потолке комнаты, образовывали налеты нашатыря. Собиратель нашатыря взламывал глиняную стенку и надев войлочную одежду, смоченную в воде, входил в комнату. В быстром темпе он соскребывал налет со стен в специальный сосуд. Если он задерживался больше времени, то погибал под воздействием вредных газов от удушья. 8Нашатырь - аммоний хлорид, является одним из широко известных лекарственных солей. Согдийский нашатырь везли во многие страны мира, а по сведениям китайской хроники «Бейши», он является одним из важных экспортных товаров Согда.

Другим древним горнорудный районом Верхнего Зарафшана являлся рудник Кони Нукра, расположенный в средней части долины горной реки Арчамайдон. По свидетельству группы

1 Ирано Славика. Ежеквартальный научный журнал. -2004г. -№1.-с.13; об этом см. Евразии в эпоху средневековья.- М., 1981.-С.229-235

2 Азерли М.И. Учебник Ибн Халдун//Бартольдовские чтения. - М., 1971.- С.5

3 Негматов Н.Н., Мирбабаев А.К. Находки скульптурных головок и других изделий из Исфаринской долины//Археологические работы в Таджикистане.- Вып.Х1Х. - Душанбе, 1986.- С.429

4 Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей /Минералогия/.- М.1963.-с.235

5 Негматов Н.Н. Государство Саманидов.- Душанбе, 1977.с-83

6 Бубнова М.А. Значение караванной торговли для Восточного Памира в Хв.//Бартольдовские чтения.-с.10

7 Эшонкулов У. История земледельческой культуры горного Согда. - Душанбе, 2007.-с.327

8 Эшонкулов У.Указ.раб.-с.327

авторов, свинец и серебро этого рудника, после предварительной обработки вывозили за пределы Согда.1

Карамазарский рудный район к северо-востоку от Худжанда также является одним из древнейших в Средней Азии центров медно-рудной разработки ископаемых - серебра, свинца, меди, золота, ртути, железа. В частности, в 1Х-Х1 веках добыча свинца и серебра шла в Кансае, Такели, Алтынтопкане (ныне пос. Зарнисор), Кони Мансуре, Канджоле, Пангазе и в других рудниках.2 В Худжанде в Х в. на базе этих медно- серебряных рудников действовал медный двор.3

В 1983 г. близ городища Канка, расположенного в 7-8 км от Худжанда на правобережье Сырдарьи, была обнаружена медная монета монетного двора Худжанда, чеканенная в 810 г. арабским наместником Харсамом б. Айна4. На этом же медном дворе Худжанда в Хв. на базе серебряного рудника Кони Мансур чеканили серебряные дирхемы. Однако, ученые полагают, что монетный двор Худжанда чеканил серебряные дирхемы лишь эпизодически. Из 29 монетных дворов государства Саманидов большинство (18) находилось в Хоросане. Как и Худжанд, дирхемы из серебра выпускали также Хутталян и Рашт.5

Как теперь твердо установлено, куфические дирхемы Саманидов 1Х-Х вв. в большом количестве находят в странах Европы. Их находили даже в Великобритании. Саманидские дирхемы более одного столетия ходили на Руси в качестве денежного знака, являясь основным валютным средством в 1Х-Х вв.6

В рассматриваемые эпохи Худжанд являлся крупным поставщиком ртути на мировые рынки. Например, осенью 1985 г. в городе Худжанд при рытье подвального помещения в доме № 62/8 по ул. Шуро были обнаружены 13 керамических сфероконических сосудов - симобкуза, содержащие ртуть. Клад был обнаружен на глубине 1,6м от поверхности земли и ориентировочно датируется Х-Х11 вв. Общий вес ртути вместе с тарой составил 39,2 кг. Без тары 36 кг.7 Данная находка была доставлена одним из авторов этой статьи в Институт химии АН Республики Таджикистан. Ртуть, главным образом, находили в месторождениях Адрасман, Табошар, Кансай, Джаркамар, Такели, Замбарак и др., расположенных близ города Худжанда. По сведениям М.Е.Массона, в более поздние эпохи ртуть в Среднюю Азию доставляли из Китая и России.8 Ртуть, главным образом, использовалась местными ювелирами - заргарами для золочения серебряных украшений. Ртуть использовалась и в лечебных целях.

В 1975 г. в рудных наслоениях горной разработки Канджол местные рудокопы обнаружили более 2-х ведер скоплений ртути. Бируни относил ртуть к числу вредных для здоровья человека веществ.9 Ювелиры, часто пользующиеся ртутью, подвергались параличу.

В горах Карамазара и Моголтау (наст. название Мевагул) были сосредоточены большие запасы и других ценных ископаемых, в том числе поделочных камней, которые вывозились большими партиями за пределы Худжанда. Исследователи подсчитали, что за всю более 3-х тысячилетнюю историю горных разработок Карамазара и Мевагул рудокопами было добыто около 100 тысяч кубических метров рудных ископаемых, причем на серебро-свинец приходится 70000, на медь -железо- 25 000м куб.10 В этих горах из поделочных камней лучше чем другие минералы, была известна бирюза. Ее россыпи находились в 40 км севернее Худжанда в местности Фирузакон, что близ горняцкого поселка Кансай. Бирюза Худжанда была известна еще с Х11 в. Автор Х11в. Бекран сообщает, что на средневековых базарах известна «Ходжентская бирюза». Это сообщение свидетельствует о том, что в период расцвета горного промысла в районе Худжанда (Х-Х11 вв.), в числе других полезных ископаемых широко добывали бирюзу. Данный факт подтверждается также археологическими находками из комплекса Куркатских склепов, где среди находок немало украшений из бирюзы.11 В связи с этим становится понятным сообщение Бабура о

1 Якубов Ю.и др. Древнее горнорудное производство бассейна реки Заравшан//История и перспективы развития горнорудной промышленности Средней Азии. Тезисы док.- Худжанд, 1994.-С.65

2 Буряков Ю.Ф.Горное дело и металлургия средневекового Илака.- М., 1974.- С.110. На базе этих рудников в городе Худжанде в Х в. действовал монетный двор.

3 Довутов Д. Еще один саманидский фельс монетного двора Ходжента//Исследование по истории и культуре Ленинабада. - Душанбе, 1986.- С.108, 109

4 Кочнев Б.Д. Древнейший фельс Ходжента//Известия АН Тадж. ССР. Отд.общ.наук. - 1986.- №2. - С.41

5 История таджикского народа. В 6 томах. - Т.2. - Душанбе, 1999.- С.393

6 Там же.- С.394

7 Мирбабаев А.К. Историческое наследие Худжанда. - Душанбе, 1995.- С.98

8 Бубнова М.А. Добыча полезных ископаемых в Средней Азии в ХУ1-Х1Хвв.-М., 1976.с.-50

9 Бируни. Китаб ас-сайдана фи-т тибб. - Т.ГУ.- Ташкент, 1973.-с.516

10 История и перспективы развития горнорудной промышленности в Средней Азии. Худжанд, 1994.-с.

11 Пругер Е.Б. Бирюза Илакаи «Илкский рудник»бирюзы// СА. -1971.-№1.- с. 125

том, что «к северу от крепости Ходжент находятся бирюзовые россыпи и другие рудники».1 По свидетельству источников ХУв. высококачественная худжандская бирюза являлась в ту пору своего рода эталоном этого небесного самоцвета в средневековых рынках Хорасана. По мнению Е.Б.Пругера, досконально исследовавшего данный вопрос, ходжентская бирюза действительно была высококачественной. Историку Мирхонду, очевидно были неведомы месторождения Фирузакон. Поэтому он полагал, что бирюзу, получаемую в горах Уструшаны, в Хоросане называют «худжандской».2 Русский дипломат Филипп Назаров в 1813 г. посетивший Коканд писал: «По тракту на Коканд мы прошли мимо горы Ходжент, в 15 верстах от городских жителей отстоящей. По дороге находятся обработанные поля, а вокруг горы вырыты ямы, где ташкентцы добывают бирюзу».3

Город Худжанд в эпоху развитого средневековья и позднее, являлся единственным в Центральной Азии поставщиком сухофруктов на рынки стран Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Как известно, в VI в. одна из ветвей Великого шелкового пути, расположенная к северу от основной трассы, соединяла Центральную Азию со странами Дальнего Востока.4 Эта дорога известна под названием «Дорога ветров» или «Соболья дорога согдийцев». На этом отрезке пути археологами обнаружены десятки поселений согдийских купцов, среди которых были и худжандские купцы, многочисленные топонимы, сооружения типа «каан», предметы искусства, происхождение которых, несомненно, восходят к согдийским торговцам. Все эти и другие факты нашли обобщение в некоторых публикациях профессора О.Шавкунова из города Владивостока. 5

В связи с этим вопросом, весьма актуальным на наш взгляд является определение Худжанда как центра и активного поставщика сухофруктов прежде всего, а также шелковой и хлопчатобумажной ткани на рынки Восточной Европы, Сибири, Дальнего Востока и Приморского края. Академик Н.Негматов в своих ранних исследованиях по Уструшане, основываясь на сообщениях Истахри и других арабоязычных географов Х в. писал, что Уструшана «излишки зерна вывозила за пределы области, например, она, наряду с Ферганой, обеспечивала хлебом город Худжанд».6 Наши последние исследования по истории Худжанда7, а также истории его ирригации8 показывают, что в Х в. и во все последующие эпохи в Худжанде и в его округе имелись достаточно орошаемых земельных площадей для выращивания хлебных злаков. Однако проблема заключалось в другом. Все эти орошаемые площади были исключительно заняты фруктовыми деревьями, в первую очередь абрикосами, грецким орехом, миндалем и др. плодоносными деревьями. Другими словами фруктовые сады Худжанда имели товарный характер, а их сухофрукты предназначались для экспорта в отдаленные страны. Согласно материалам ревизии Палена, во внутренней части городской стены Худжанда имелось свыше 400 плодоносных садов.9 Такие пригородные селения города как Найсувор, Чорсу, Гозиён, Ява, Пули чукур, Шайхбурхон, Кулангир, Румон, Унджи, Арбоб, Даштак и другие, являвшиеся в прежние времена дачными участками худжандцев, были заняты плодоносными садами и виноградниками. Даже в начале ХХ в. Худжанд имел тесные экономические связи со многими городами России. Например, в 1909 г. из Худжанда был вывезено в пределы России сухофруктов, хлопка, шелка, шелковичных коконов и других товаров на сумму 6 тыс. 510 руб. Почти 54 процента из общей суммы, экспортируемых Худжандом товаров, составлял вывоз в Россию. По сведениям В.И.Масальского из Худжанда в Россию ежегодно вывозили более 159 000 пудов сухофруктов.10 Город Худжанд имел тесные торгово-экономические связи также с Бухарой, Самаркандом, Ташкентом и другими городами Центральной Азии. Например, по сведениям А.Кушакевича из Худжанда в Самарканд и Бухару было отправлено различных товаров на сумму более 27 тыс. 200 руб. В основном, это были шелковые и полушелковые материи. В частности, в том же 1868 г. в Бухару было вывезено около 20 пудов размотанного шелка на сумму 3200 руб. серебром и другие шелковые материи на общую

1 Бабур. Бабурнаме. - Ташкент, 1989.-с.12

2 Мирхонд. «Джомеъ-ат-таворих».- Т.7.- С.426

3 Филипп Назаров.- Записки.- СПб., 1821.- С.41

4 Кляшторный С.Г.Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. - М., 1964.- С.215

5 Шавкулов Э.В. Великий шелковый путь Соболья дорога согдийцев// Формирование развитие трасс ВШП в Центральной Азии.- Ташкент, 1990.- С.73-76; Он же. Торгово-экономические и культурные связи согдийцев с народами Дальнего Востока во второй половине 1 тыс. н.э. //Центрально-Азиатские гуманитарные исследования. - Худжанд, 2003.-Вып.5.- С. 100-119

6 Негматов Н. Уструшана в древности и раннем средневековье. - Сталинабад,1957.- С.89

7 Мирбабаев А. Историческое наследие Худжанда. - Душанбе, 1995.- 159 стр.

8 Мирбабаев А. История водоснабжения Худжанда и его округи. - Худжанд, 2005

9 Мирбабаев А. Историческое наследие Худжанда. - С.103

10 Мирбабаев А. Историческое наследие Худжанда.- С.103

сумму 4000 руб. В 1979 г. из Худжанда, в целом было вывезено шелковых тканей на сумму 55 тыс. руб. канауса и адрасана 53 тыс., алачи, калама и Баяза на сумму 14 тыс. руб., разных красителей на 600 руб. и др.1 В конце ХУШ в. город Худжанд сделался главным центром производства шелка. Например, в той же Бухаре в начале Х1Х в. пуд худжандского шелка оценивался в 16 тилля.2 В середине Х1Х в. город Худжанд наряду с сухофруктами стал крупным поставщиком шелка сырца. В 1881 г. в городе было заготовлены более 28 тыс. 262 пудов кокона. По статистике 1906г. в Худжанде имелось более 230 домовладельцев, которые вырабатывали различные шелковые ткани на общую сумму более 120 тыс. руб. Шелкоткацким промыслом было занято население более чем 100 городских кварталов, также население пригородных селений, в том числе Румон, Кулангир, Пули Чукур, Шайхбурхон и другие.3

Учитывая громадный потенциал Худжанда как центра шелководства, русские промышленники Хлудов, Зайцев, Морозов и др. уже в 1867 г., год спустя после захвата города Худжанда русскими войсками, наладили здесь фабричное производство шелковой материи. Эти материалы свидетельствуют о том, что слава Худжандского кокона и шелка была известна русским промышленникам задолго до водворения российской власти в Худжанд.

Специфичное торгово-промышленное развитие отдельных городов Центральной Азии в У-Х вв. привело к сложению в ряде городов, расположенных в контактной с кочевой степью зоне купеческого сословия, получившего в литературе название «сорт» или «сарт». Э.Мефер считал, что данный термин «сарт» произошел от санскритского слова «сартхавака», означающего «торговец».4 Данный термин очень близок таджикскому слову «сорбон» - предводитель каравана.5 Только В.В. Бартольд сумел правильно оценить историческую роль сартов- торговцев, назвав их отдельной социальной прослойкой города, занимающихся исключительно межрегиональной торговлей.6 В архиве документов с горы Муг торговец обозначен словом «сарахавар».7 Данная находка свидетельствует о том, что согдийский термин «сарахавар» и санскритская - «сартхавака» произошли от одного языкового корня.

На торговых путях в Китай и Дальний Восток, пролегающих через северо-восточные обширные степи Дашти Кипчак, населенными исключительно тюркоязычными племенами, словом «сорт» или «сартык» обозначали в целом городское и торговое сословие. Интересно замечание А.Гейнса, который писал что «сарты Ташкента и других городов Туркестана называли себя потомками согдийцев».8 Так же тюрки, обитатели степей, вспоминали сартов как торговцев, жителей городов и носителей городской культуры. В связи с чем термин «сарт» именно в таком понимании вошел в «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни (Х1 в.),9 в словарь Махмуда Кашгари и в другие литературные памятники Х1-Х11 вв. Эти и другие примеры говорят о том, что термин «сарт» в первую очередь прилагался по отношению к городскому жителю вообще, затем к торгово-купеческому сословию, в руках которых была сосредоточена вся торговля на трассе ВШП. Однако, в конце Х1Х-нач. ХХ вв. многие русские краеведы, в том числе Н.П.Остроумов, Н.С.Лыкошин и другие называли жителей Худжанда сартами. По данным Н.С.Лыкошина в 1910 г. в Худжанде проживало 39372 человека из которых 38 тыс. 681 человек являлись сартами.10 Те же тюрки, обитатели степей, воспринимали сартов как торговцев, жителей городов и носителей городской культуры.

Таким образом, Н.С.Лыкошин хорошо знавший этнический состав населения Худжанда выделил две социальные группы: ремесленников- горожан и торговцев-купцов, которые занимались исключительно межрегиональной торговлей. Профессор Л.И.Лерх, в 60-х годах Х1Х в. посетивший Хорезм писал, что в Хорезме таджиков-торговцев называют «сартами».11 Известные исследователи Центральной Азии А.Вамбери, А.Семенов, Н.Пантусов, А.Брянов и другие также писали о том, что

1 Там же.- С.103

2 Мирбабаев А.,Файзуллоев М. Этапы формирования трасс ВШП и развитие шелководства в Центральной Азии //Ученые записки ХГУ им. акад. Б.Гафурова. Гуманитарные науки. - Вып.2 (15).-2007.- С.125

3 Мирбабаев А.,Файзуллоев М. Этапы формирования трасс ВШП и развитие шелководства в Центральной Азии //Ученые записки ХГУ им. акад. Б.Гафурова. Гуманитарные науки. -Вып.2 (15).-2007.- С.126

4 Шефер Э. Золотые персики Самарканда. - М.1981.- С.37

5 Мухтаров А. Гузары Уратюбе.- Душанбе, 1975.- С.43

6 Якубов Ю.Точикшинос.- Душанбе, 1999.- С.100

7 История таджикского народа. - Т.2.- Душанбе, 1999.- С.125

8 Гейнс А. Труды.-Т.1,2.-Спб., 1909.- С.316

9 Махмуд Кашгари Даван лугат-тюрк. Ташкент, 1913.-с. 113

10 Мирбабаев А. О термине «сарт» как о синониме этнонима таджик// Духовная культура таджиков.- Указ.раб.-С.192

11 Лерх П.И. Итоги поездки в Среднюю Азию//Архив востоковедов АН СССР. Ленинградское отд. ИВФ.366. Оп.1-д.-15

«сарты» или «таджики» суть жители городов, занимающиеся ремеслом и торговлей.1 В определении места сарта в социальной жизни городов более точным был Л.Ф.Костенко. В 80-х годах XIX в. Л.Костенко при посещении Худжанда, во время беседы с одним из жителей города, задал вопрос о его происхождении, на что получил ответ: «по своему происхождению я таджик, а по своему повседневному занятию я сарт, поскольку моим основным занятием является торговля».2 Этим самым мы думаем, что сказано все. Как мы отметили в самом начале этой статьи, генезис данного термина был связан с торговлей и караванными сообщениями. Город Чимкент на юге Казахстана, также как и Худжанд стоит на караванной дороге. А Добросмыслов еще в середине XIX в. описывая быт сартов этого города, отождествовал их с таджиками.3 Сартами являлись также коренные жители Кашгара, Яркенда и других городов Восточного Туркестана.4 Как мы видим из этого небольшого обзора, начиная уже с эпохи средних веков термин «сарт» прилагался в основном к таджикам, в особенности торгово-купеческой прослойке городов, которые за получением большой прибыли бороздили торговые пути северо-восточных просторов Казахстана, Сибири и Монголии. Уже в VII в., например, среди жителей Монголии прославился художественный образ согдийца Сартакая, который согласно легендам обучал тюрков грамоте, строительству жилья, рытью арыков, искусству земледелия, ремесла и другим навыкам оседлой городской жизни.5

Другим традиционным товаром, вывозившимся таджикскими купцами в приграничные со Средней Азией города России, Казахстана и Сибири, являлась прежде всего бумага, производства Самарканда. В Самарканде еще VIII в. начали производство писчей бумаги. К этой профессии самаркандцев обучили китайские военнопленные после сражение 750г. под Таразом, где войска арабов во главе с Абу Муслима дали решительный бой китайцам в результате которого к рукам арабов попали большое число китайцев, среди которых имелись мастера бумагоделы. По словам Ибн ал-Асира, в этой битве было убито около 50 тыс. китайцев и взято в плен около 20 тысяч.6

Высокие качества стяжали самаркандской бумаге большую славу не только в городах Центральной Азии, но и в странах Среднего, Ближнего Востока и Запада. До изобретения письма наши предки согдийцы в качестве материала для письма использовали шелковые ткани, кору березы, говяжью кожу, ткани листья серебра, меди, а также черепки поломанных сосудов. При раскопе цитадели Пенджикента была обнаружена начальная школа. Ученики упражнялись письму на черепках поломанных сосудов.7 На материалах этих черепков позже согдолог В.А.Ливщиц составил согдийский алфавит.8 Из этого же городища Пенджикента обнаружены образцы письма на шести языках.9 Некоторые сведения о характере обучения мы узнаем из письменных источников. Так, посетивший Самарканд посол Китая Вей Цзе в начале VIв. отмечает, что уже в пятилетнем возрасте начинали учить детей письму, после чего приступали к обучению счету.10 На одном черепке, найденном на городище Пенджикента, сохранилась надпись на двух языках -согдийском и арабском. Там же обнаружены письменности на шести языках, что свидетельствует о широкой связи Согда с сопредельными странами. 11

Первые десятилетия IX в. мастерские бумагоделов располагались вдоль Канала Даргот города Самарканда. Автор географического труда «Худуд-ул-олам» писал, что «Самарканд большой город, там выделывают бумагу, которую вывозят по всем странам мира».12 Когда Харун Рашид-ад-дин (786-809) получил известие, что в Самарканде выделывают доброкачественную бумагу, то он велел, как пишет арабоязычный автор Мансур, Халиф велел дворцовым чиновникам, чтобы они имеющиеся в хранилищах египетскую бумагу вынесли на распродажу в рынки, а взамен приобрели бумагу выделенную в Самарканде.13 В последующие века мастерские по изготовлению бумаги возникли в Бухаре, Балхе, Герате, Худжанде, Исфаре, а также в горном Согде. Географ Якут писал, что в городе

1 Брянов И.А. На память о Фергене. 1876-1901 годы. -Нов.Маргелен.-1901-с

2 Костенко И.Ф. Туркестанский край. -Спб., 1880.-с.27

3 Добросмыслов А.Н. Города Сырдарьинской области.- Ташкент, 1912.-с.196

4 Роберт Ша. Очерк... Яркеда и Кашгарии. -Спб., 1872.-с.27

5 Мирбабаев А. О термине сарт как о синониме этнонима таджик. Указ. Раб.с.184

6 История таджикского народа. - Т.1.-Душанбе, 1999.-с.80

7 Исаков А. Цитадель древнего Пенджикента.

8 Ливщиц В.А.

9 Белинский А.М., Распопова В.И. Древний Пенджикент.- Душанбе, 1971.-с.11

10 Белинский А.М., Бентович Н.Б. Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. - Л., 1973.-с.120

11 Исаков А. Древний Пенджикент. - Душанбе, 1982.-с.45

12 Худуд-ул-олам.- Душанбе, 1983.-С.69

13 Мирбабаев А. Профессия бумагоделия//Журнал «Фарханг».-1992.-№9-10.-С.58

Ширазе книгофилы этого города коллекционируют те рукописи, которые сделаны на самаркандской бумаге. Это свидетельствует о высоком качестве самаркандской бумаги.

В Самарканде в XV-XVI вв. по данным «Вакфнаме» Мухаммада Шайбанихана в пяти обджувозах, расположенных вдоль канала Оби Рахмат выделывали писчую бумагу. Среди многочисленного имущества «Вакфнаме» Мухаммад Шайбанихана упоминается две толчеи для производства бумаги (джувози когаз), а также мастерская по выделке листов бумаги (корхонаи когаз барорй) вместе с оборудованием.1 В той же «Вакфнаме» упоминается джуваи когаз - толчеи для измельчения волокнистой массы, приводимые в движение водой. Две такие толчеи для бумаги (корхонаи когаз барорй) вместе с оборудованием находились на арыке близ моста Эмирзода Абдуллы Самаркандской округи. Еще одна бумажная фабрика находилась на канале Сияхоб того же Самарканда.2 В XV-XV^. самаркандские бумагоделы продолжали выделывать бумагу, отличающуюся высокими качествами -мало проницаемостью чернил, гладкой поверхностью и прочностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бумага самаркандских бумагоделов вывозились далеко за пределы Средней Азии, в том числе в соседние Индию, Иран и даже в приграничные со Средней Азией Сарай Берке, Оренбург и другие города России.

До наших дней дошло немало рукописных произведений по истории и литературе, написанных каллиграфическим письмом на самаркандской бумаге, в их числе находятся автографы труда Камалиддина Бинаи - «Шайбанинаме», исторический труд Рузбихана - «Михман-намеи -Бухара», дарственная грамота Михр Султан-ханум и другие.3 «Лучшая бумага в мире выходит из Самарканда, -писал Бабур, несколько лет правивший Самаркандом.4

Знаменитый мастер письма - Али Мешхеди (1432-1530) в специальном трактате по каллиграфии советовал писцам писать только на самаркандской бумаге, так как «письмо на ней получается ровным и красивым».

К первой половине XVI в. относится деятельность самаркандского бумагодела Мир Ибрахима, производившего особый сорт бумаги с водяными знаками в виде белого кольца. Эта бумага, получившая по имени его создателя название «мирибрагими», была известна и в XVII в. Хорошую по качеству бумагу в XV в. производили также в Герате. Но она стоила весьма дорого. Многочисленные учащиеся медресе Герата за получением бумаги непосредственно обращались к самому Алишеру Навои.5

В период развитого феодализма отмечается развитие старых городских центров и возникновение новых городов, местных и региональных центров ремесла и торговли. В зависимости от ряда факторов -традиций, наличия сырья, мастеров и мастерских, историко-географических условий начинается специализация ремесленного производства в городах Мавераннахра и Хорасана. Производство востребованной рынком товаров и изделий, и в значительной степени, их качество и качество оказываемых услуг, определяли место городов в иерархии ремесленных центров Востока. Так, ткани Бухары, бумага Самарканда, дыни Хорезма, оружие Истаравшана и Чуста, керамика Риштана, мучные изделия Марва, стальные клинки Дамаска, сухофрукты Худжанда прославились на века.

ACKGROUND BEGINNING SPECIALIZATION OF HANDICRAFT PRODUCTION AND TRADE IN THE CITY OF KHORASAN AND MAVERANNAHR X-XV

Abdullah MIRBABAEV, Nabijon RAKHIMOV,

The article deals with the development of urban planning culture Maverannahr and Khorasan part of the Samanid state in the IX-X centuries. Cities already at that time were the centers of handicrafts and trade. Depending on a number of factors - traditions, availability of raw materials, craftsmen and workshops, historical and geographical conditions begins specialization of craft production in the cities Maverannahr and Khorasan.

Keywords: city, urban planning, Maurya and Khorasan, the era of the Samanids, archaeological material, written sources.

1 Мукминова Р.Г. К истории аграрных отношений в Узбекистане ХУ1 в. - Вакфнаме.-Ташкент 1966.- С.27

2 Мукминова Р.Г. Вакф -наме.- Ташкент, 1996.-С.244

3 История Самарканда. -Ташкент, 1989.- С.269

4 Бабур. Бабурнаме.- Ташкент, 1989.- С.46

5 Мирбабаев А. Культурная жизнь Герата эпохи Бехзада// Бехзад и актуальные проблемы культуры Центральной Азии.-Душанбе, 2001.- С.77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.