Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ НЕКТРОРЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ В ТРУДАХ АКАДЕМИКА А. М. МИРЗОЕВА'

ОТРАЖЕНИЕ НЕКТРОРЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ В ТРУДАХ АКАДЕМИКА А. М. МИРЗОЕВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМАНИДЫ / ГОСУДАРСТВО САМАНИДОВ / ИСМАИЛ / НАСР / РУДАКИ / БУХАРА / ХОРАСАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмедов Ф.

В 50-е годы 20 столетия ученые- историки и востоковеды вплотную занимались изучением истории государства Саманидов. Среди важнейших задачи, которые ставили перед собой ученые, были определение родословия династии Саманидов, выявление причин возвышения и падения государства Саманидов в Хорасане и Мавера-ннахре в 9-10 вв., изучение системы управления в государстве Саманидов, анализ предпосылок формирования таджикского народа в этот период, освещение развития культуры, искусства и другие вопросы. В данной статье автор, анализируя труды академика А. Мирзоева, приходит к выводу, что своим исследованием ученый внес весомый вкла в изучение политической, социально-экономической и культурной истории государства Саманидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF SOME ISSUES ON HISTORY OF SAMANIDS STATE IN THE WORKS OF ACADEMICIAN A. MIRZOEV

During the 1950 historians and Orientalists researched the history of the Samanids state. Among the most important issues were the research of genealogy of the Samanid; determination identification of the reasons of the rise and fall of the Samanids state in Khorasan and Mavarannahr in the 9 and 10 centuries; the study of the governance in the state of Samanid; the preconditions for the formation of the Tajik people in that period; the development of culture, art, etc. The present article is an analysis of the works of the academician A. Mirzoev, who made a significant contribution to the study of the political, socio-economical and cultural history of the Samanid state.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ НЕКТРОРЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ В ТРУДАХ АКАДЕМИКА А. М. МИРЗОЕВА»

Сведения об авторе:

Нурова Хайринисо Сайдахмадовна, соискатель кафедры отечественной истории Российско-Таджикский (славянский) университет. 734000. Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект М.Турсунзоде 30. тел: 904-18-43-04, Е-mail. niso78@mail.ru

About the author.

Nurova Hayriniso Saidahmadovna, researcher in the Department of Russian History Russian-Tajik (Slavonic) University. Tel.: 904-18-43-04, Е-mail: niso78@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ В ТРУДАХ

АКАДЕМИКА А. М. МИРЗОЕВА

Ахмедов Ф.

Таджикский государственный педагогический университета им. С.Айни

В пятидесятые годы ХХ в. историки и востоковеды приступили к весьма серьезному, всестороннему изучению истории государства Саманидов. Важными задачами, поставленными учеными в тот период перед собой, были определение происхождения Саманидов, конкретных причин возвышения и крушения их государства в Хорасане и Мавераннахре в 1Х - Х вв., изучение порядков управления Саманидами государством, исследование фундаментов и почвы формирования таджикской нации в эти века, освещение проблем культуры и искусства и т.п. Необходимо отметить, что ученые историки и востоковеды, в решении поставленных задач, добились больших научных успехов.

В 1958 году, в городе Сталинабаде (ныне Душанбе) прошел международный симпозиум, посвященный 1100-летию со дня рождения основоположника классической персидско-таджикской литературы Абуабдуллаха Рудаки. На этом симпозиуме участвовали и выступили со своими научными докладами и сообщениями, посвященными историческим и культурным проблемам государства Саманидов, известные ученые А. А. Семенов, А. Мирзоев, А. Бертельс, А.Н.Болдырев, Ж. Лазар, К Айни Р. Хадизаде, Б. Сирус, Х. Мирзозаде, М. И. Занд, Н. Османов, А. Джалилов и Б.А. Литвинский, Р. Хашимов и Ш. Хусейнзаде, А. Хромов и другие. На этом научном симпозиуме историки и востоковеды разных профилей доказали высокую степень развития культуры, искусства и науки в этом государстве и, таким образом, мы можем уверенно констатировать, что работой симпозиума была открыта новая страница в изучении истории государства Саманидов.

Известный таджикский востоковед А. Мирзоев также выступил на этом симпозиуме с докладом под названием «Рудаки и его жизненный путь», позднее он был издан в сборнике статей «Рудаки и его эпоха», составленном из докладов и сообщений, прочитанных на этом симпозиуме [1, 20-62].

В этой статье А. Мирзоев, после исследования проблем жизни и литературного наследия Рудаки, таких, как время и место рождения, происхождение поэта, первый период жизни, [1, 2025] обращает внимание на вторую половину жизни поэта, которая прошла во дворе Саманидов.

При описании этого этапа жизни Рудаки, ученый обращает серьезное внимание на жизнь дворца Саманидов, отношение саманидских эмиров к науке и литературе, отмечает расцвет культуры в этот период, приглашение со стороны саманидских правителей ученых, литераторов и представителей искусства в свой двор. И, важнее всего, исследователь, уделив в этой статье особое внимание последним годам жизни поэта, тщательно анализирует события, происходившие во дворе династии Саманидов, беды, причиной которых были интриги и заговоры придворных, приведшие к расколу в государстве. Для подтверждения своих выводов и более убедительного освещения исторических событий, Мирзоев мастерски и умело использует материалы исторических и литературных источников, таких, как «История Масъуди» Абулфазла Бейхаки, «История Ямини» Утби, «Жизнеописание правителей» Низамульмулука, «История Систана», «Сердцевина сердцевин» Мухаммада Ауфи, «Семь климатических поясов» Амин

Ахмада Рази, «Четыре беседы» Низами Арузи Самарканди, «Кратко о критериях поэзии Аджама» Шамсиддина Мухаммада Кайси Рази и других.

В своей статье А. Мирзоев особое внимание уделил одной из труднейших проблем эпохи правления Саманидов - причине разделения аппарата правления на две части. Основную причину кризиса и крушения государства Саманидов ученый связывает с пропагандой учения и мышления карматов, которая, в конце концов, привела к тяжелым последствиям[1, 43-54].

Во времена работы ученого над статьей, изучение истории религий не поощрялось, считалось, что то противоречит господствующей идеологии Советского государства. Но А. Мирзоев, понимая важность этой проблемы, и в целях ознакомления читателей с социальной и идеологической основами карматского движения в Х веке в Мавераннахре и Хорасане, обращается к этой проблеме и после тщательного и глубокого изучения трудов известных советских ученых, как В.В.Бартольд, Б.Н.Заходер, Б.Г. Гафуров и М.И.Занд, переходит к описанию и анализу этого движения. Такое «указание» было необходимым для ученого, чтобы показать, что его исследование соответствует рамкам господствующей идеологии на советском пространстве.

Таким образом, А. Мирзоев впервые познакомил таджикского читателя с карматским (исмаилитским) движением. Ещё раз подчеркиваем, что все его исследование и выводы основаны на неопровержимых, достоверных сведениях исторических источников. В названной статье автор также проявляет интерес к противоречиям, существовавшим во взглядах египетских фатимидов и аббасидского халифата и к внедрению исмаилитских пропагандистов на территорию Саманидов. «Аббасиды, - пишет А. Мирзоев, в лице Фатимидов видели своих наизлейших врагов. Убайдулла (лидер Фатимидов) и его ближайшее окружение приняли учение исмаилитов, являющегося одной из ветвью шиизма, как свое идеологическое оружие и приступили к распространению исмаилизма в других государствах и расширению территорий своих подвластных земель» [1, 44].

В этой статье автор вспоминает о появлении в 919 году, по наставлению и инструкции фатимидских правителе, на территории государства Саманидов одного из проповедников исмаилитов по имени Гияс. Причину появления на территории Хорасана и Мавераннахра проповедников исмаилизма А. Мирзоев видит в том, что «эти два государства прославились своим неповиновением центру халифата и политической борьбой за свободу, также последователи антиисламских сект и течений на этой территории находили убежище» и этот момент привлекал к себе внимание фатимидов.

Под влиянием агитации исмаилитского проповедника Гияса оказался наместник Мерва Хусейн ибн Али Марвази. В этом случае ученый, склонение к исмаилизму одного из именитых полководцев Саманидов и наместника Мерва Хусейна ибн Али Марвази, видит в том, что он в период правления Ахмада ибн Исмаила (907-914) при дворе достиг высокого авторитета, а во времена Насра ибн Ахмада (914-943) «внешне был недоволен существующей властью из-за не лучшего состояния своих дел. По этой причине, в соответствующий момент, он показывал центральной власти свое недовольство»[1, 44]. С помощью Хусейна ибн Али Марвази и под влиянием агитации и проповедей представителей исмаилитов, доктрина этого течения нашла распространение в Хорасане, особенно в областях Таликан, Маймана, Герат и на землях Гуридов. В 930 году Хусейн ибн Али Марвази, по приказу Насра ибн Ахмада находившийся в тюрьме, умирает. После него ответственность за пропаганду доктрины карматов берет на себя Мухаммад ибн Ахмад Нахшаби. Мухаммад ибн Ахмад Нахшаби был одним из известных философов - ораторов Хорасана. Своими проповедями он охватил не только Хорасан, но весь Мавераннахр. Результатом его проповедей и агитаций явилось то, что часть высокопоставленных чиновников двора Саманидов переходят к исмаилитам. Так, Низомульмульк пишет: «Градоначальника Бухары и сборщика налогов и смотрителя за рынком к этому вероисповеданию, также Хасан Малика, который был особым приближенным правителя, и наместника Илака, и Али Заррода, который был тоже особым доверенным лицом, привел (Нахшаби), и большинство тех, кого мы упомянули, были близкими и доверенными лицами падишаха (Насра ибн Ахмада)»[2, 283].

Мирзоев А., глубоко и тщательно изучив исторические источники этой эпохи, приходит к совершенно правильному выводу, что после склонения большого числа известных личностей двора Саманидов к карматскому течению, саманидский эмир Наср ибн Ахмад неизбежно, под давлением своих придворных, начинает проявлять интерес к исмаилизму. И дело доходит до того, что исмаилитский проповедник Мухаммад Нахшаби обязывает Насра ибн Ахмада Саманида потребовать плату за кровь (хунбахо) умершего в саманидской тюрьме в 930 году, исмаилитского проповедника Хусейна ибн Али Марвази, у правителя Магриба Кайимуламра (934-946). Саманидский эмир, приняв это предложение Нахшаби, издает указ, чтобы плату за кровь Хусейна ибн Али Марвази в размере 119 тысяч динаров возложили на халифа Фатимидов. А. Мирзоев, опираясь на сведение Хасана Ибрагима Хасана в его сочинении «Политическая и социальная история ислама» («Таърих ал-ислому-с-сиёси вал ичтимои») пишет, что, будто (Наср ибн Ахмад) фатимидскому халифу написал, что « я готов собрать 50 тысяч у своих подданных, чтобы выполнить веление имама»[1, 45].

Мирзоев А. не только исследует поддержку карматской доктрины со стороны части государственных сановников и деятелей культуры двора Саманидов, он упоминает и о восстании карматов Месопотамии (Междуречья), результатом которого стало нанесение ощутимого удара по карматской пропаганде вне пределов территории Фатимидов. Необходимо сказать, что в январе 930 года Абутахир Кармати с большим войском, состоящим из 600 верховых воинов и 900 воинов пехоты, во время совершения мероприятий, предусмотренных святым паломничеством (хадж) к могиле пророка Мухаммада, вошел в город Мекку и учинил разбой и убийства. В результате этого вторжения были убиты 30 тысяч паломников - хаджи, а святой черный камень над могилой пророка в Мекке Абутахир Кармати унес с собой, что вселило ужас в сердца мусульман. Эти разбойничьи нападения и убийства людей на святых для мусульман землях продолжались до 944 года, когда Абутахир Кармати покинул этот мир.

Мирзоев А. здесь приходит к выводу, что их отвратительные действия, особенно в столице исламского мира и убийство хаджиев карматами в Мекке в 930 году, не только ослабило доверие к ним жителей Хорасана и Мавераннахра, но их отношение к представителям этой веры превратило во враждебное. И это стало причиной усиления разногласий между разными по происхождению членами общества, особенно, двора и суннитского духовенства. «Весть об этом событии, - пишет А. Мирзоев, в свою очередь потрясла последователей суннизма в Мавераннахре и ужаснула. Упомянутое духовенство и предводители тюркской гвардии использовали этот момент»[1, 46].

Причину свободной пропаганды исмаилитской веры и, в конце концов, благожелательного отношения к ней саманидских придворных и самого эмира очень точно определил академик А. Мирзоев. Он считает, что это результат свободомыслия, толерантности и отсутствия гонений на инакомыслие на территориях, подвластных Саманидам[1, 45].

Мирзоев А. в своем труде «Абу Абдулло Рудаки», исследуя социальную, политическую и экономическую жизнь, вообще, общую обстановку в Мавераннахре и Хорасане до начала захватнических походов арабов, приводит подробные сведения о таких проблемах, как первые захватнические вторжения арабов, завоевание ими Мавераннахра, противостояние им местного населения, национальные движения за свободу, новые методы политики халифата в управлении страной, происхождение таджиков, проявление первых образцов национальных государств, социальная жизнь общества, развитие экономики, расширение городов, культурная жизнь и формирование таджикского языка. Затем приводит кратко сведения о биографии и произведениях прославленных ученых, литераторов и философов, как Рази, Фараби и Ибн Сина., [3, 9-63]. Он пишет: «Действительно, впервые в истории иранских народов проявился очень важный факт это появление таджикского народа, попытка этим народом показат своих первых форм управления государством, наряду с государственным языком того времени принятие фарси дари - таджикского языка, как литературного, зарождение классической персидско-таджикской литературы - всё это очень важные события, достойные внимания историков, изучающих этот исторический период» [3, 7].

Использование большого количества научной литературы А. Мирзоеву дало возможность, при исследовании некоторых исторических и политических проблем Саманидов, вступить в дискуссию с известными востоковедами. Например, прославленный ученый-историк А. Ю. Якубовский в первом томе книги «История народов Узбекистана», в котором освещены исторические события этого времени, утверждает, что возникшее противоречие в 275 г.х.//888 г.н.э. между Исмаилом и Насром Саманидами и ставшее причиной военного столкновения между ними, было политическим[4, 222]. Академик Б. Гафуров в своем фундаментальном труде «Таджики» считает, что Исмаил «боролся только за экономическую и политическую независимость Бухары и стремился превратить её в свои собственные владения и в 888 г.н.э. он достиг своего намерения» [4, 451]. Другими словами, Б.Гафуров мыслит так же, как А. Ю. Якубовский. Однако, Абдулгани Мирзоев твердо убежден, исследовав этот вопрос с использованием чрезвычайно большого количества исторических источников, особенно сведений «Садов чистоты» («Равзату-с-сафо») Мирхонда и результатов исследований монет этого периода историком - нумизматом Е. А. Давидович, что борьба между Исмаилом и его братом Насром носила чисто экономический характер и не имела никакой политической основы [4, 20]. Известный ученый - нумизмат Е. А. Давидович ещё в 1954 году писала, что два сражения братьев эмира Насра ибн Ахмада и наместника Бухары Исмаила ибн Ахмада больше были экономическими и имущественными и никакого серьезного политического проявления не имели»[3, 79-83].

Таким образом, в своих двух фундаментальных трудах «Рудаки и его жизненный путь» и «Абу Абдулло Рудаки» А. Мирзоев, опираясь на сведения исторических источников и научные труды, исследовав политическое и общественное состояние государства Саманидов, конкретизировав факторы подъема и развития этого государства, точно определил причины крушения этого государства и исчезновения с политической арены династии Саманидов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мирзоев А. Рудаки и его жизненный путь. /А. Мирзоев /Рудаки и его эпоха, Сталинабад, 1958. -250 с.

2. Ходжа Низамульмульк, книга о политеке ("Сиёсатнома"). / Низа-мульмульк /критика, исследование и верстка текста, комментарии и словари М. Истеъломи, Тегеран, 1390 -283 стр.

3. Абдулгани Мирзоев Наследие Рудаки (Осори рудакй). /Мирзоев А/Сталинабад, 1958-544стр, А Мирзоев Стихи современников Рудаки (Ашъори хамасрони Рудакй). /Мирзоев А. /Сталинабад, 1958408 стр, А. Мирзоев Абу Абдулла Рудаки /Мирзоев А /Сталинабад, 1958- 276 с.

4. А. Мирзоев Абу Абдулла Рудаки /Мирзоев А /Сталинабад, 1958- 276 с.

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ В ТРУДАХ АКАДЕМИКА А. М. МИРЗОЕВА

В 50-е годы 20 столетия ученые- историки и востоковеды вплотную занимались изучением истории государства Саманидов. Среди важнейших задачи, которые ставили перед собой ученые, были определение родословия династии Саманидов, выявление причин возвышения и падения государства Саманидов в Хорасане и Мавера-ннахре в 9-10 вв., изучение системы управления в государстве Саманидов, анализ предпосылок формирования таджикского народа в этот период, освещение развития культуры, искусства и другие вопросы. В данной статье автор, анализируя труды академика А. Мирзоева, приходит к выводу, что своим исследованием ученый внес весомый вкла в изучение политической, социально-экономической и культурной истории государства Саманидов.

Ключевые слова: Саманиды, государство Саманидов, Исмаил, Наср, А. Мирзоев, Рудаки, Бухара, Самарканд, Хорасан, Мавераннахр.

REFLECTION OF SOME ISSUES ON HISTORY OF SAMANIDS STATE IN THE WORKS OF ACADEMICIAN A. MIRZOEV

During the 1950 historians and Orientalists researched the history of the Samanids state. Among the most important issues were the research of genealogy of the Samanid; determination identification of the reasons of the rise and fall of the Samanids state in Khorasan and Mavarannahr in the 9 and 10 centuries; the study of the governance in the state of Samanid; the preconditions for the formation of the Tajik people in that period; the development of culture, art, etc.

The present article is an analysis of the works of the academician A. Mirzoev, who made a significant contribution to the study of the political, socio-economical and cultural history of the Samanid state.

Keywords: Samanids, Samanid state, Ismail, Nasr, A. Mirzoev, Rudaki, Bukhara, Samarqand, Khorasan, Mavarannahr.

Сведения об авторе:

Ахмедов Фаррухзод — аспирант кафедры история таджикского народа Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни; E-mail: firdavsahmadov10@gmail.com, телефон: +(992) 985-01-59-26.

About the author:

Ahmedov Farrukhzod - postgraduate student of the historical department of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini; E-mail: firdavsahmadov10@gmail.com, phone: + (992) 985-01-59-26.

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН

Абдуназарова М. Н.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Сейчас, в связи с углублением мирового экономического кризиса все более актуальными становятся вопросы эффективного использования водных и топливно-энергетических ресурсов государств мира. По существу вода стала одним из главных факторов экономического развития многих стран и регионов и в свою очередь порождает новые конфликты вокруг воды как внутренние, так и международные.

Внедрение объектов малой энергетики в энергетическую систему повышает надежность и устойчивость энергоснабжения, позволяет снизить выбросы в атмосферу вредных и загрязняющих веществ, увеличивает экономичность энергосбережения. В этой связи изучение тенденций развития малой энергетики, возможности использования накопленного в Республике Таджикистан научно-технического потенциала в формировании и развитии данной отрасли народного хозяйства является актуальнейшим направлением исторической науки.

В своем послании Основатель мира и согласия, Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон к Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 22 декабря 2016 года отмечает: «С учетом того, что ни одна страна не может обеспечить свой прогресс без развития энергетики, достижение энергетической независимости и эффективное использование электроэнергии, нами определено в качестве одной из стратегических целей государства» [1, с

4].

Поэтому одной из стратегических и ключевых проблем современного мирового политического процесса является разрешение конфликтов по поводу гидроресурсов. Проблема будет обостряться по мере истощения углеводородных ресурсов планеты. Указанные обстоятельства свидетельствуют о возрастании роли энергетического фактора в определении места и роли государств мира в структуре современных международных отношениях. Это положение касается и Республики Таджикистан, находящийся на развитии своей Независимости. Стабильное развитие и безопасность Таджикистана могут быть обеспечены только при условии решения малой энергетики Республики. В этой связи руководство Республики Таджикистан предпринимает мери и серьезные усилия для поиска решения и устранения дефицита электроэнергии в стране.

Обстоятельно проанализировав состояния работы топливно-энергетического хозяйства Республики, Правительство суверенного Таджикистана, с целью избегание кризиса в сфере производства и потребления электричества ввело в Республике чрезвычайное положение в электропотреблении и разработало новую национальную программу дальнейшего развития большой и малой энергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.