УДК 371
Tseloeva D.M., Сегк1. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Social Pedagogy, Kuban State University (Krasnodar, Russia),
E-mail: [email protected]
Mestoeva E.A., senior teacher, Department of Foreign Languages, Ingush State University (Nazran, Russia), E-mail: lena [email protected]
SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF STUDENTS IN THE NORTH CAUCASUS REGION. The article raises a problem of spiritual and moral values of among the youth (on the material of the North Caucasus Region). In the context of the dichotomy of rational individualistic and traditional collectivist values, this problem acquires a sharp resonance and is solved through the integration (rather than the preferred choice) of both in academic education. The authors propose an idea of personality-oriented spiritual and moral education of the student, which is based on integrative socially significant values inherent in modern cultures and forming his behavioral strategies. In the conclusion, the authors rely on existing theories, technologies, models, psychological and pedagogical methods. The reliability of the conclusions is supported by the methods of empirical research: a survey, the study of pedagogical experience.
Key words: personality-oriented spiritual and moral education, values, student youth, rational individualistic values, traditional collectivist values, integration, theories, technologies, models, psychological and pedagogical methods, methods of empirical research.
Д.М. Целоева, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected]
Е.А. Местоева, ст. преп., Ингушский государственный университет, г. Назрань, E-mail: [email protected]
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ
Предлагаемая широкой педагогической общественности статья посвящена проблеме духовно-нравственных ценностей студенческой молодёжи (на материале Северо-Кавказского региона). В условиях дихотомии рациональных индивидуалистических и традиционных коллективистских ценностей эта проблема приобретает острое звучание и решается посредством интеграции (а не предпочтительного выбора) тех и других в академическом образовании. Авторы предлагают идею личностно ориентированного духовно-нравственного воспитания студентов, в основе которой - интегративные социально значимые ценности, свойственные современным культурам и формирующие его поведенческие стратегии. В своих заключениях авторы опираются на существующие теории, технологии, модели, психолого-педагогические методы. Достоверность выводов подкреплена методами эмпирического исследования: опросом, изучением педагогического опыта.
Ключевые слова: личностно ориентированное духовно-нравственное воспитание, ценности, студенческая молодёжь, рациональные индивидуалистические ценности, традиционные коллективистские ценности, интеграция, теории, технологии, модели, психолого-педагогические методы, методы эмпирического исследования.
Одним из основных векторов развития современных педагогических исследований является направление, связанное с формированием духовно-нравственных ценностной студенческой молодежи. В рамках региональной тематики, актуальность которой столь же очевидна, представляется необходимым исследование духовно-нравственных ценностей современной студенческой молодёжи в Северо-Кавказском регионе.
Духовно-нравственный аспект расценивается как ценностно-формирую-щий в структуре общественных отношений. Обретение духовно-нравственных ценностей совершается в непрерывном и напряжённом взаимодействии двух слагаемых развития личности студента:
1) деиндивидуализированные социально-групповые, этнические, образовательные стандарты, т.е. образцы ролевого поведения, предписывающие личности определённый тип поведения и подкреплённые различными формами социального контроля,
2) автономная, независимая личность, обладающая собственной позицией, неповторимостью, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.
Студенческий возраст соответствует второму этапу юности: 18 - 21 год. Развивая идею о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей с учётом биологического поведения индивида, американский исследователь Л. Кольберг предложил теорию морального развития личности. Собственно юность соответствует уровню «автономной морали», когда личность сознаёт относительность и условность нравственных правил, сводя их к принципу полезности. Формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям. Создаётся фундамент всего духовного развития личности.
Характер обретаемых студентом духовно-нравственных ценностей определяется тем, каким приоритетам привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведён. В условиях трансформации российских и северокавказских социокультурных стандартов выработка духовных оснований студентов затруднена выбором «западных» рационально-индивидуалистских или «восточных» традиционно-коллективистских норм. Исследованию этого феномена с позиции трансформации постсоветского общества посвящены научные работы А.Б. Авдотченко, Е.С. Балабановой, К.Л. Банникова, Э.В. Беляева, М.П Бурлуцкой, С.И. Быковой, И.Ф. Девятко, А.Н. Демина, Л.М. Дробижевой, В.В. Ильина, А.С. Ихиезера, А.В. Качкина, И.А. Климова, Л.Е. Петровой, Н.Е. Покровского, И.П. Поповой, С.И. Рыжаковой, А.Ю. Согомонова и др. Из научных трудов упомянутых авторов следует, что высшее профессиональное образование в России реформируется в социокультурный институт, совмещающий традиционные национальные и рационально-индивидуалистские духовно-нравственные ценности.
Проведённый нами в мае - июне 2021 г опрос на базе трех вузов (Кубанский государственный университет, Пятигорский государственный университет, Ингушский государственный университет) студентов педагогических, юридических факультетов II - III курсов показал, что в настоящих условиях доминирующей ценностью для них выступает профессионализм и карьерный рост, сопряженные со свободой волеизъявления, информационной грамотностью, финансовой независимостью, здоровьем. Вместе с тем эти рационально-индивидуалистские ценности сочетаются с традиционной атрибутикой коллективизма: справедливостью, сострадательностью, взаимопомощью, семейным благополучием.
Наше исследование подтверждается результатами изучения ценностных ориентаций студентов педагогического институтского комплекса (гимназия - колледж - институт) г Ставрополя Н.С. Петровой. Исследователем были выделены три группы студентов с разным уровнем сформированности ценностных ориен-таций. Высокий уровень продемонстрировали 4,2% респондентов, средний - 62, 0% респондентов, низкий - 33,8% респондентов. Наибольшее процентное соотношение студентов обладает сформированными ценностными ориентациями: личность способна дифференцировать ценности в достаточной мере, определяя для себя главные и второстепенные задачи в жизни. Некоторые ценностные ориентации носят устойчивый характер, остальные находятся на стадии их осознания личностью. Система личностных ценностей не сложилась окончательно и в основе своей имеет социально адекватные ориентиры. Их направленность определяется ориентацией на достижение личного счастья и благополучия. Преобладает мотивация самоутверждения.
Мы полагаем, что рационально-индивидуалистские и традиционно-коллективистские ценности не следует рассматривать как взаимоисключающие. Два культурных синдрома могут сосуществовать и в зависимости от ситуации более или менее проявляться в каждой культуре, у каждого молодого человека. Мы выделили универсальные духовно-нравственные личностные черты, свойственные синкретической российской культуре: стремление к справедливости, открытость, человеколюбие (гуманизм), альтруизм.
Инновации в сфере высшего образования, информационная культура, финансово-экономические трудности вносят коррективы в духовно-нравственное воспитание студентов. Личностный конфликт продуцируется переносом социального и имущественного неравенства в сферу образования, разными возможностями студентов в рамках вуза и академической группы, переоценкой ценностей, разрывом с отечественной культурной традицией (жизненная неутилитарная ориентация) и др. Одна из возможностей преодоления личностного конфликта -духовно-нравственное воспитание.
Перефразируя определение Е.В. Бондаревской гуманистического личностно ориентированного воспитания [1], суть духовно-нравственного воспитания студента мы видим в педагогически управляемом процессе культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе
которого происходит отождествление молодого человека с культурными ценностными абсолютами, идеальной личностью.
Идеи духовно-нравственной ориентации воспитания студентов легли в основу современных технологий и моделей (Н.А. Алексеев, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин, И.С. Якиманская и др.), целью которых является формирование гармоничной личности, добивающейся согласия с другими людьми и самим собой в академическом коллективе и личных отношениях.
Наша идея духовно-нравственного ценностного воспитания студента сводится к формированию у него интегративных социально-значимых ценностей, свойственных современным культурам, формирующих его поведенческие стратегии.
Она проистекает из концепции человека русских философов Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского, которые считали, что духовно-нравственная сущность человека является системообразующим компонентом его целостной жизнедеятельности. В связи с этим суть нашей идеи сводится к следующему. Не следует в стенах вуза убеждать студента в ложности материальных ценностей (деньги, престижная работа, комфортное жилье и др.): они естественным образом уже стали критериями жизни молодых россиян и жителей Северного Кавказа. На основе сформированных ранее семьей, детскими дошкольными и школьными учреждениями «культурных кодов» в вузе следует реализовывать личностно ориентированное духовно-нравственное воспитание.
Программы такого воспитания многовариантны и предполагают реализацию личностно ориентированных духовно-нравственных технологий. Последние означают «персонализацию педагогического взаимодействия, которая требует адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков» (В.А. Сластёнин). К числу таких технологий относятся: формирование образа жизни студента через преподавание антропологических дисциплин (Л.М. Осиновская), разработка индивидуальных программ духовно-нравственного саморазвития студентов (А.И. Бонда-ревская), клубная деятельность (О.П Папцова) и др.
Работа по формированию у будущего молодого специалиста образа жизни, согласно точки зрения Л.М. Осиновской [2], сводится к рассмотрению этого феномена студентом в качестве жизнеформирующего фактора в ходе преподавания антропологических дисциплин (философия, культурология, педагогика, психология). Присутствие в сознании субъекта содержательной структуры образа жизни, состоящей из системы деятельности человека как способа его взаимодействия с миром, системы ценностей и ценностных отношений, обусловливает реальное выстраивание студентом собственной жизни, обеспечивает воплощение его жизненных планов, способствует осмыслению им жизненных ориентиров, оснащает его способностью нести ответственность за жизненный выбор, даёт чувство удовлетворённости жизнью и желание жить.
Библиографический список
Технология разработки индивидуальных программ профессионально-личностного саморазвития студентов А.И. Бондаревской [1] дополняет предыдущую и может быть представлена в следующем виде:
1) самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности и личности, фиксация проблем и их причин,
2) формирование общей концепции «Я в будущем»; выбор стратегии саморазвития, перехода в новое состояние, основных направлений работы над собой, этапов и рубежей,
3) конкретизация ближайших целей (ожидаемые результаты),
4) составление плана действий по саморазвитию.
Данная технология направлена на выявление возможностей становления самобытного личностного образа, развития сущностных сил студента, его взаимодействия с людьми. Этот метод предусматривает исследование номенклатуры целей личностного саморазвития, выявление специфического содержания образования, на основе которого развиваются духовно-нравственные качества и основные сферы индивидуальности (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная, волевая, предметно-практическая, саморегуляции, экзистенциальная).
По мнению О.П. Папцовой [3], клубная деятельность и предъявление её результатов людям формирует чувство личной ответственности не только за себя, но и за весь коллектив. Осознаётся ценность альтруизма, взаимопомощи как условие успешности в противовес представлению о тотальности и неизбежности конкуренции как единственного механизма карьерного роста. Клубные беседы о жизни во всех её проявлениях инициируют необходимую для самовосстановления рефлексию, помогают выстроить личную иерархию ценностей.
Мы привели пример нескольких воспитывающих технологий, направленных на формирование духовно-нравственной личности. К психолого-педагогическим методам их реализации следует отнести диалог, дискуссию, беседу, намеренное ситуационное обострение коллизий, аудиторный групповой (индивидуальный) поиск вариантов решения проблемы, проектировочную деятельность, ролевую игру и др.
Подытожим: задачи вуза по воспитанию духовно-нравственных ценностных оснований студентов сводятся к следующему:
1) формирование их мировоззрения,
2) создание условий для развития личностно ориентированных духовно-нравственных потенций,
3) воспитание чувства справедливости, ответственности, альтруизма,
4) индивидуально-проективная деятельность (соотнесение себя с будущим).
Успех такого воспитания гарантирует бесконфликтную социализацию молодого поколения.
1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика. 1995; № 4: 31.
2. Лезина В.В. Коммунитарианистские ценностные приоритеты российского образования в XXI в. Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. Москва - Варшава - Хельсинки, 2005: 55.
3. Сластёнин В.А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования. Москва: Магист-Пресс, 2000.
4. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий: коллективная монография. Москва: Деловая карьера, 2021.
5. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях: коллективная монография - Москва: Деловая карьера, 2021.
References
1. Bondarevskaya E.V. Cennostnye osnovaniya lichnostno orientirovannogo vospitaniya. Pedagogika. 1995; № 4: 31.
2. Lezina V.V. Kommunitarianistskie cennostnye prioritety rossijskogo obrazovaniya v HHI v. Evropa i sovremennaya Rossiya. Integrativnaya funkciya pedagogicheskoj nauki v edinom obrazovatel'nom prostranstve. Moskva - Varshava - Hel'sinki, 2005: 55.
3. Slastenin V.A. Lichnostno orientirovannye tehnologii professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Magist-Press, 2000.
4. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu., Asil'derova M.M. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspiranturykosuschestvleniyu buduschejprofessional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij: kollektivnaya monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.
5. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah: kollektivnaya monografiya - Moskva: Delovaya kar'era, 2021.
Статья поступила в редакцию 17.07.21
УДК 373.2
Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
Petrov S.S., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE IN PRESCHOOLERS. In the article, the authors consider an issue of educating preschool children of the correct attitude to their lifestyle. A healthy lifestyle establishes quality of life and longevity. A balanced diet, physical activity, alternation of time for work and rest, good mood and optimism, the absence of bad habits are important components of the health of a child's body. The formation of a healthy lifestyle in preschoolers is holistic and covers many areas. The main tasks for the formation of a healthy lifestyle in children are to form ideas about the signs of health; to develop skills of healthy physical behavior; to move a lot, eat healthy food, observe rules of hygiene, psychological calmness, take daily walks in the fresh air; to teach to observe the daily routine; to develop an ability to take care of your health and the health of loved ones, etc.
Key words: preschoolers, healthy lifestyle, preschool.