Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4068
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольники / здоровый образ жизни / дошкольное учреждение / preschoolers / healthy lifestyle / preschool

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.И. Петрова, С.С. Петров

В статье авторами рассматривается вопрос воспитания у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему образу жизни. Здоровый образ жизни устанавливает качество жизни и долголетие. Сбалансированное питание, физические занятия, чередование времени для работы и отдыха, хорошее расположение духа и оптимизм, отсутствие вредных привычек – это важные составляющие здоровья детского организма. Формирование здорового образа жизни у дошкольников носит целостный характер и охватывает множество областей. Основные задачи по формированию здорового образа жизни у детей: развить представления о признаках здоровья; воспитать навыки здорового физического поведения: много двигаться, есть полезную еду, соблюдать правила гигиены, психологическое спокойствие, совершать ежедневные прогулки на свежем воздухе; научить соблюдать режим дня; развить умение заботиться о своем здоровье и здоровье близких и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE IN PRESCHOOLERS

In the article, the authors consider an issue of educating preschool children of the correct attitude to their lifestyle. A healthy lifestyle establishes quality of life and longevity. A balanced diet, physical activity, alternation of time for work and rest, good mood and optimism, the absence of bad habits are important components of the health of a child’s body. The formation of a healthy lifestyle in preschoolers is holistic and covers many areas. The main tasks for the formation of a healthy lifestyle in children are to form ideas about the signs of health; to develop skills of healthy physical behavior; to move a lot, eat healthy food, observe rules of hygiene, psychological calmness, take daily walks in the fresh air; to teach to observe the daily routine; to develop an ability to take care of your health and the health of loved ones, etc.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

которого происходит отождествление молодого человека с культурными ценностными абсолютами, идеальной личностью.

Идеи духовно-нравственной ориентации воспитания студентов легли в основу современных технологий и моделей (Н.А. Алексеев, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин, И.С. Якиманская и др.), целью которых является формирование гармоничной личности, добивающейся согласия с другими людьми и самим собой в академическом коллективе и личных отношениях.

Наша идея духовно-нравственного ценностного воспитания студента сводится к формированию у него интегративных социально-значимых ценностей, свойственных современным культурам, формирующих его поведенческие стратегии.

Она проистекает из концепции человека русских философов Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского, которые считали, что духовно-нравственная сущность человека является системообразующим компонентом его целостной жизнедеятельности. В связи с этим суть нашей идеи сводится к следующему. Не следует в стенах вуза убеждать студента в ложности материальных ценностей (деньги, престижная работа, комфортное жилье и др.): они естественным образом уже стали критериями жизни молодых россиян и жителей Северного Кавказа. На основе сформированных ранее семьей, детскими дошкольными и школьными учреждениями «культурных кодов» в вузе следует реализовывать личностно ориентированное духовно-нравственное воспитание.

Программы такого воспитания многовариантны и предполагают реализацию личностно ориентированных духовно-нравственных технологий. Последние означают «персонализацию педагогического взаимодействия, которая требует адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков» (В.А. Сластёнин). К числу таких технологий относятся: формирование образа жизни студента через преподавание антропологических дисциплин (Л.М. Осиновская), разработка индивидуальных программ духовно-нравственного саморазвития студентов (А.И. Бонда-ревская), клубная деятельность (О.П Папцова) и др.

Работа по формированию у будущего молодого специалиста образа жизни, согласно точки зрения Л.М. Осиновской [2], сводится к рассмотрению этого феномена студентом в качестве жизнеформирующего фактора в ходе преподавания антропологических дисциплин (философия, культурология, педагогика, психология). Присутствие в сознании субъекта содержательной структуры образа жизни, состоящей из системы деятельности человека как способа его взаимодействия с миром, системы ценностей и ценностных отношений, обусловливает реальное выстраивание студентом собственной жизни, обеспечивает воплощение его жизненных планов, способствует осмыслению им жизненных ориентиров, оснащает его способностью нести ответственность за жизненный выбор, даёт чувство удовлетворённости жизнью и желание жить.

Библиографический список

Технология разработки индивидуальных программ профессионально-личностного саморазвития студентов А.И. Бондаревской [1] дополняет предыдущую и может быть представлена в следующем виде:

1) самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности и личности, фиксация проблем и их причин,

2) формирование общей концепции «Я в будущем»; выбор стратегии саморазвития, перехода в новое состояние, основных направлений работы над собой, этапов и рубежей,

3) конкретизация ближайших целей (ожидаемые результаты),

4) составление плана действий по саморазвитию.

Данная технология направлена на выявление возможностей становления самобытного личностного образа, развития сущностных сил студента, его взаимодействия с людьми. Этот метод предусматривает исследование номенклатуры целей личностного саморазвития, выявление специфического содержания образования, на основе которого развиваются духовно-нравственные качества и основные сферы индивидуальности (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная, волевая, предметно-практическая, саморегуляции, экзистенциальная).

По мнению О.П. Папцовой [3], клубная деятельность и предъявление её результатов людям формирует чувство личной ответственности не только за себя, но и за весь коллектив. Осознаётся ценность альтруизма, взаимопомощи как условие успешности в противовес представлению о тотальности и неизбежности конкуренции как единственного механизма карьерного роста. Клубные беседы о жизни во всех её проявлениях инициируют необходимую для самовосстановления рефлексию, помогают выстроить личную иерархию ценностей.

Мы привели пример нескольких воспитывающих технологий, направленных на формирование духовно-нравственной личности. К психолого-педагогическим методам их реализации следует отнести диалог, дискуссию, беседу, намеренное ситуационное обострение коллизий, аудиторный групповой (индивидуальный) поиск вариантов решения проблемы, проектировочную деятельность, ролевую игру и др.

Подытожим: задачи вуза по воспитанию духовно-нравственных ценностных оснований студентов сводятся к следующему:

1) формирование их мировоззрения,

2) создание условий для развития личностно ориентированных духовно-нравственных потенций,

3) воспитание чувства справедливости, ответственности, альтруизма,

4) индивидуально-проективная деятельность (соотнесение себя с будущим).

Успех такого воспитания гарантирует бесконфликтную социализацию молодого поколения.

1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика. 1995; № 4: 31.

2. Лезина В.В. Коммунитарианистские ценностные приоритеты российского образования в XXI в. Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. Москва - Варшава - Хельсинки, 2005: 55.

3. Сластёнин В.А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования. Москва: Магист-Пресс, 2000.

4. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий: коллективная монография. Москва: Деловая карьера, 2021.

5. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях: коллективная монография - Москва: Деловая карьера, 2021.

References

1. Bondarevskaya E.V. Cennostnye osnovaniya lichnostno orientirovannogo vospitaniya. Pedagogika. 1995; № 4: 31.

2. Lezina V.V. Kommunitarianistskie cennostnye prioritety rossijskogo obrazovaniya v HHI v. Evropa i sovremennaya Rossiya. Integrativnaya funkciya pedagogicheskoj nauki v edinom obrazovatel'nom prostranstve. Moskva - Varshava - Hel'sinki, 2005: 55.

3. Slastenin V.A. Lichnostno orientirovannye tehnologii professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Magist-Press, 2000.

4. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu., Asil'derova M.M. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspiranturykosuschestvleniyu buduschejprofessional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij: kollektivnaya monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

5. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah: kollektivnaya monografiya - Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

Статья поступила в редакцию 17.07.21

УДК 373.2

Petrova T.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: maxksu@rambler.ru

Petrov S.S., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Sterlitamak Branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),

E-mail: sspet11-59@yandex.ru

FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE IN PRESCHOOLERS. In the article, the authors consider an issue of educating preschool children of the correct attitude to their lifestyle. A healthy lifestyle establishes quality of life and longevity. A balanced diet, physical activity, alternation of time for work and rest, good mood and optimism, the absence of bad habits are important components of the health of a child's body. The formation of a healthy lifestyle in preschoolers is holistic and covers many areas. The main tasks for the formation of a healthy lifestyle in children are to form ideas about the signs of health; to develop skills of healthy physical behavior; to move a lot, eat healthy food, observe rules of hygiene, psychological calmness, take daily walks in the fresh air; to teach to observe the daily routine; to develop an ability to take care of your health and the health of loved ones, etc.

Key words: preschoolers, healthy lifestyle, preschool.

Т.И. Петрова, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,

E-mail: maxksu@rambler.ru

С.С. Петров, канд. биол. наук, доц., Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак,

E-mail: sspet11-59@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье авторами рассматривается вопрос воспитания у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему образу жизни. Здоровый образ жизни устанавливает качество жизни и долголетие. Сбалансированное питание, физические занятия, чередование времени для работы и отдыха, хорошее расположение духа и оптимизм, отсутствие вредных привычек - это важные составляющие здоровья детского организма. Формирование здорового образа жизни у дошкольников носит целостный характер и охватывает множество областей. Основные задачи по формированию здорового образа жизни у детей: развить представления о признаках здоровья; воспитать навыки здорового физического поведения: много двигаться, есть полезную еду, соблюдать правила гигиены, психологическое спокойствие, совершать ежедневные прогулки на свежем воздухе; научить соблюдать режим дня; развить умение заботиться о своем здоровье и здоровье близких и т.д.

Ключевые слова: дошкольники, здоровый образ жизни, дошкольное учреждение.

Неотъемлемой частью современного качества образования является сохранение здоровья обучающихся общеобразовательных и дошкольных учреждений. Здоровье - бесценный дар, подаренный природой человеку Существует множество определений понятия здоровья. На повседневном уровне понятием «здоровье» определяют обычно отсутствие физических болезней. Всемирная организация здравоохранения официально определяет здоровье как физическое, психическое и социальное благополучие. Ведущими учёными установлено, что здоровье человека на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 15% - от наследственных факторов, на 25% от экологии, на 50% - от самого человека.

Очевидно, что значительную помощь в ведении здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающему поколению должны оказывать дошкольные и образовательные учреждения. Одним из важных направлений в образовании должна быть забота об устранении недостатков в процессе формирования здорового образа жизни у детей. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно выполнить свою работу и добиться высоких результатов в жизни. Формирование здорового образа жизни у дошкольников носит целостный систематический характер с применением различных способов, методов и средств воспитания. В процессе работы над формированием ЗОЖ должны быть задействованы все участники педагогического коллектива, в том числе врачи, тренеры, инструкторы по физической культуре, и следует внедрять в работу родителей или законных представителей детей.

Выготский Л.С. рассуждает: «Как известно, установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста» [1, с. 81]. Действительно, с самого детства нужно знакомить детей с гигиеническими процедурами, с основами здорового образа жизни и прививать у детей потребность в ежедневных повторениях, то есть выработать привычку. В формировании отношения детей к здоровому образу жизни задействованы не только воспитатели, но и помощники воспитателя (младший воспитатель), психологи, медицинские работники и родители. Поэтому им необходимо иметь четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Мишель де Монтень рассуждает следующим образом: «Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная), ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» [2, с. 124].

Академик Казначеев В.П. рассматривает «здоровье» как динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни [3]. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов [4].

Понятие «здоровье» тесно связано с понятием «образ жизни» и неотделимы друг от друга. Валеолог Вайнер Э.Н. считает, что «образ жизни - это способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств» [5, с. 44]. Под здоровым образом жизни подразумевается правильное питание, наличие условий на работе и дома, соблюдение правил и норм гигиены, занятия спортом, минимальное употребление алкоголя и табачных изделий и т.п. Что касается профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья, то они являются основой гигиены и совершаются в условиях обеспечения научно-обоснованных требований к данным процедурам, соблюдение которых способствует естественному функционированию организма. Режим труда и отдыха - важная составляющая здорового образа жизни. Часы, определенные для сна, нельзя часто использовать для прочих целей. К составляющей здорового

образа жизни относят рациональное, т.е. правильное и систематическое режимное питание. Следующим составляющим здорового образа жизни считают оптимальный двигательный режим. Чтобы его выполнять, следует двигаться примерно 1,5 - 2 часа в день. Продолжительность движения можно сократить, если использовать тренировки с относительно высокой интенсивностью. Например, пешую прогулку можно заменить бегом или лыжной ездой. Эффективным способом двигательной активности являются танцы. Они положительно влияют на здоровье как с эмоциональной стороны, так и с функциональной (пульсовой режим 120 - 140 ударов в мин.). Закаливание как составляющее здорового образа жизни известно всем. Оно различно - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Важнейшим элементом здорового образа жизни является также и личная гигиена.

Скоромнюк ГС. (музыкальный руководитель) и Зиганшина А.В. (инструктор по физической культуре) считают, что театральная работа рационально сочетается с образовательной, двигательной подготовкой дошкольников. Спектакли можно адаптировать к темам пропаганды ЗОЖ. Воспитатель Тухватллина Г М. и старший воспитатель Вагапова И.Н. в своей научной работе раскрывают проблемы здорового образа жизни через культуру правильного питания. Авторы описывают свою деятельность по формированию ЗОЖ в детском саду: проведение бесед с дошкольниками на темы «Правильное питание», «Гигиена питания и приготовления пищи», «Этикет», «Рацион питания» и др.; просмотр и чтение сказок о питании, еде; экскурсии в кабинет врача; интегрированные занятия. В каждой группе имеется уголок с графиком дежурства, правилами сервировки и поведения за столом, картотека с сюжетно-ролевыми играми для изучения здорового питания, игрушки-муляжи столовых приборов и др.

«Особенности работы с родителями по формированию ценностей здорового образа жизни детей» - тема, которую затронули воспитатели Халикова Л.Р. и Шаяхметова Э.С. из детского сада с. Загородный Стерлитамакского района Республики Башкортостан. Воспитатели в своей работе используют папку-передвижку «Мы за ЗОЖ», в которой размещают фотографии родителей с детьми, ведущих здоровый образ жизни. Кроме этого, особенностью работы является то, что вместо традиционных сказочных персонажей используются герои из башкирских народных сказок - Камыр-батыр, Аждаха, Алпамыш-батыр и др., которые, согласно традициям народа, вели здоровый образ жизни.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором содержится совокупность обязательных требований, современное образование, в том числе дошкольное, подстраивается под данный стандарт. В стандарте есть положения и о здоровом образе жизни дошкольников. В ФГОС ДО поставлены следующие задачи: «охрана и укрепление физического, психического, эмоционального здоровья дошкольников; формирование ценностей ЗОЖ; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [6]. На основе ФГОС ДО составлены основные образовательные программы, в которых обозначены цели и задачи по формированию здорового образа жизни. Например, в образовательной программе «От рождения до школы» главной задачей ставится «забота о сохранении и укреплении здоровья детей; формирование у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни; воспитание полезных привычек (правильное питание, двигательная активность)» [7, с. 15]. К окончанию дошкольного учреждения ребенок должен иметь представления о ЗОЖ, воспринимать ЗОЖ как ценность.

По проблеме формирования ЗОЖ у детей было проведено экспериментальное исследование. В эксперименте приняли участие дети средней группы МБДОУ «Солнышко» с. Стерлибашево Республики Башкортостан, воспитатель Галишина А.З. В исследовании принимали участие 20 детей. Для определения уровня сформированности здорового образа жизни нами были использованы несколько диагностических методов: индивидуальные беседы с детьми; анализ

детских рисунков; игры; наблюдение за состоянием здоровья детей до и после выходных, за игровой деятельностью и общением между собой. Дошкольники показали свои знания о здоровом образе жизни в детском саду и дома. В игровой деятельности детей мы пронаблюдали, применяют ли дошкольники знания о здоровом образе жизни в процессе игры и в общении друг с другом. Кроме этого, мы пронаблюдали за состоянием здоровья у детей до и после выходных, что было крайне необходимо для определения влияния режима дня на эмоциональное, физическое и психическое состояния ребенка.

Критерии, показывающие уровни сформированности знаний о здоровом образе жизни детей среднего дошкольного возраста: интерес к здоровому образу жизни и его осознание; представления детей о здоровом образе жизни; применение в самостоятельной деятельности усвоенных знаний о традициях здорового образа жизни. Наибольшее количество баллов - 12. Высокий уровень от 10 до 12 баллов. Средний уровень от 8 до 9 баллов. Низкий уровень от 0 до 7 баллов. В средней группе были получены следующие результаты: 3 дошкольника имеют высокий уровень, 10 - средний уровень и 7 - низкий уровень сформированности здорового образа жизни. Наименьшее количество баллов получили двое детей - по 4 балла каждый. Это означает, что у этих дошкольников не сформированы знания о ЗОЖ, они не только его не соблюдают, но и не стремятся к получению каких-либо знаний в данной области. Из полученных результатов следует, что с детьми дошкольного возраста нужно провести мероприятия по формированию здорового образа жизни, ознакомить с правильным режимом дня, сформировать знания о собственном организме и ответственном отношении к здоровью и включить родителей дошкольников в воспитательный процесс.

Работа по формированию и исправлению ложных знаний о здоровом образе жизни велась систематически. Ежедневно в дошкольной образовательной организации (ДОО) соблюдался режим дня, велся контроль за питанием и сном детей. Перед выходными информировали родителей о важности соблюдения распорядка дня за пределами ДОО и призывали придерживаться их. Нами был составлен тематический план на учебный год, по которому велась формирующая деятельность с дошкольниками. Разнообразие форм организации воспитания детей дошкольного возраста позволило нам эффективно сочетать различные методы и приемы работы с детьми, учитывая знания и возрастные возможности обучающихся. В воспитании детей дошкольного возраста большую роль играют такие основные методы ознакомления со здоровым образом жизни, как наблюдение, рассказы и беседы, труд в природе, дидактические и ролевые игры, демонстрация наглядного материала и другие.

Например, было проведено занятие с детьми на тему «Единство окружающей природы и людей», цель которого была следующая: сформировать и закрепить знания о влиянии человека на окружающий мир, и как зависит здоровье человека от природы. На данном занятии с дошкольниками проводились наблюдения за окружающей средой, за отдельным объектом - березой, и завершилось занятие познавательно-двигательной игрой. Дети внимательно рассматривали, наблюдали, рассуждали и делали верные выводы. Наблюдая за натуральным, живым деревом, дошкольники более активно вникали в экологические проблемы и легко сравнили березу с человеком.

- Давайте посмотрим на это дерево. Как оно называется? (Береза).

- Что нужно для березы, чтоб она жила и была здорова? (Солнечный свет, вода, почва).

- Молодцы. Давайте посмотрим, солнышко хорошо освещает наше дерево? (Ответы детей).

Библиографический список

- Что мешает березе насытиться светом весь день? (Высокие дома).

- Правильно, чем выше дома, тем меньше света падает на нашу березу.

- Теперь посмотрите на почву. Как вы думаете, как зависят деревья от почвы? (Они питаются микроорганизмами из почвы).

- Правильно, а если я выброшу под березу мусор, вылью туда отходы и забетонирую ее, что произойдет тогда? (Береза умрет от недостатка питательных веществ).

- Молодцы. Нужна ли вода для березы? (Растения пьют воду, поэтому она ей нужна).

- Правильно, но мы не можем поливать каждый день каждое дерево и каждое растение на планете, кто поливает их за нас? (Дождь).

- Правильно, влияет ли загрязненная природа на капельки дождя? (Да).

- Итак, похожи ли мы на эту березу? (Да).

- Нам тоже нужны... (Полезная еда, чистая вода, чистый воздух и солнечный свет).

- Что это значит? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей).

Очень хорошо дошкольники усваивают знания через ролевую игру, поэтому мы провели несколько тематических занятий, применяя данную форму работы. Любые заболевания приводят людей в больницу, и с этим мы связали одну из наших игр, назвав ее «Прием у врача». Дошкольники познакомились с классификациями врачей, с различными болезнями и способами их избежания. Перед игрой мы подготавливали детей с помощью загадок, проводили беседы. Далее, распределив роли, дошкольники играли во врачей и пациентов.

Проанализируем результаты из таблицы контрольного этапа. Для начала отметим, что средний уровень сформированности здорового образа жизни в группе увеличился и составил 10,2 балла, что соответствует высокому уровню сформированности. Наибольшее количество баллов имеют 7 детей, т.е. в 7 раз больше, чем на констатирующем этапе. Это говорит о плодотворной работе на формирующем этапе нашего исследования. Низкий уровень у двоих детей, по 6 баллов. С ребятами следует и дальше проводить работу по формированию здорового образа жизни для улучшения их результатов. Динамика изменения уровня знаний у дошкольников представлена в таблице.

Таблица

Динамика изменения уровня знаний у дошкольников средней группы

Уровни знаний Констатирующий срез Контрольный срез

Высокий 3 15

Средний 10 3

Низкий 7 2

Таким образом, проследив динамику процесса формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников средней группы при помощи распределения дошкольников по выделенным нами уровням, можно сделать следующие выводы: валеологизация обучения и воспитания сформировала полноценное понимание основ здорового образа жизни у дошкольников и, скорее всего, улучшила общее состояние здоровья детей. Здоровье - важнейшее составляющее человека, в котором он нуждается ежедневно, от которого зависит его работоспособность, жизнь, взаимоотношение с внешним миром.

1. Каплий Н.С. Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Краснодар: Кубанский государственный университет: физической культуры, спорта и туризма, 2017.

2. Монтень М. Опыты. Москва: АСТ, 2012.

3. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Москва: Наука, 1980.

4. Здоровье детей. Информационный бюллетень Всемирной организации здравоохранения. Москва: ВОЗ, 2020.

5. Вайнер Э.Н. Валеология: учебное пособие. Москва: Флинта: Наука, 2011.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобр-науки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

7. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

References

1. Kaplij N.S. Organizaciya zdorovogo obraza zhizni detej doshkol'nogo vozrasta. Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma, 2017.

2. Monten' M. Opyty. Moskva: AST, 2012.

3. Kaznacheev V.P. Sovremennye aspekiy adaptacii. Moskva: Nauka, 1980.

4. Zdorov'e detej. Informacionnyj byulleten' Vsemirnoj organizacii zdravoohraneniya. Moskva: VOZ, 2020.

5. Vajner 'E.N. Valeologiya: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta: Nauka, 2011.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya 2013 g. N 1155 g.

7. Veraksa N.E. Otrozhdeniya do shkoly. Innovacionnaya programma doshkol'nogo obrazovaniya. Moskva: MOZAIKA-SINTEZ, 2019.

Статья поступила в редакцию 09.07.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.